Почему англия стала морской державой 16 век. Как Англия стала «владычицей морей

210 лет назад, 21 октября 1805 г., произошло Трафальгарское сражение - решающая битва между английским флотом под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона и франко-испанским флотом адмирала Пьера Шарля Вильнёва. Сражение завершилось полным разгромом франко-испанского флота, который потерял двадцать два корабля, в то время как британский флот - ни одного.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и самым известным морским противостоянием XIX века. Эта морская битва имела стратегические последствия. Решительная победа британского флота подтвердила морское превосходство Британии. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через всё XVIII столетие. Морское противостояние, начавшееся ещё битвами Англии с Испанией, и Англии с Голландией, а затем Англии с Францией (при поддержке Испании), завершилось убедительной победой британцев. Англия надолго завоевала статус «владычицы морей». Наполеону, несмотря на убедительные победы на суше, пришлось отложить замысел десантной операции в Англию.

При этом утверждения некоторых западных исследователей о том, что Трафальгарская битва имела решающее значение в разгроме Французской империи, не имеют оснований. Исход противостояния с Наполеоном решался на суше. И только русские штыки сокрушили империю Наполеона. В области тактики адмирал Нельсон успешно применил рекомендации английский военного теоретика Дж. Клерка и боевой опыт русского флота, в том числе адмирала Ф. Ф. Ушакова. Нельсон решительно отказался от догм линейной тактики, господствовавшей в XVIII в. и которой придерживался его противник. Ранее таким же образом свои победы одерживал русский адмирал Ушаков.

Сражение стало трагичным для командующих флотами. Адмирал Нельсон, олицетворявший последние успехи британского флота, в этом бою был смертельно ранен мушкетной пулей и умер, получив перед смертью донесение о полной победе Англии. Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв попал в плен. Находился в Англии в качестве военнопленного до апреля 1806 года. Был отпущен под честное слово, что не будет более воевать против Британии. Будучи полностью деморализован из-за срыва экспедиции в Англию и потери флота, 22 апреля 1806 г. покончил жизнь самоубийством (по другой версии, его зарезали). Храбрый испанский адмирал Федерико Гравина, который в этом бою он потерял руку, раздробленную картечью, так и не смог оправиться от раны и умер 9 марта 1806 года.


Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв

Предыстория

Трафальгар стал знаковым событием, который вместе Ватерлоо, завершил длительный англо-французский конфликт, который получил название «Вторая Столетняя война». Между двумя великими державами шла «холодная война», временами переходившая в «горячую войну» - войны Аугсбургской лиги, за испанское и австрийское наследства. Семилетняя, за независимость британских северо-американских колоний. Лондон и Париж соперничали во всем - от торговли и колоний до науки и философии. В этот период Британия сформулировала ключевой принцип внешней политики - борьба против сильнейшей континентальной державы, как имеющей наибольшие возможности для нанесения ущерба британским интересам. В результате к исходу XVIII века Франция потеряла большую часть своей первой колониальной империи (вторую создали уже в XIX в.). Французская торговля уступила британской, французский флот уже не мог бросить вызов британскому.

Новая война между Англией и Францией началась после расторжения Лондоном Амьенского мира в мае 1803 г. Наполеон начал планировать вторжение в Англию. Англия сколотила новую антифранцузскую коалицию, главной ударной силой которой стали Австрия и Россия.

Противостояние на море

К началу новой войны, в 1803 г., положение Англии на море было, в целом, превосходно. Во время предыдущей войны британская военная мощь возросла многократно: за восемь лет войны флот Англии увеличился с 135 линейных кораблей и 133 фрегатов до 202 и 277 соответственно. При этом французский флот сильно ослаб: число линейных кораблей и фрегатов кораблей уменьшилось с 80 и 66 до 39 и 35. После морских побед у мыса Сан-Висенте, при Кампердауне в 1797 г. и Абукира в 1798 г. когда были разгромлены испанский, голландский и французский флоты, Копенгагенского сражения 1801 г., завершившегося уничтожением и пленением датского флота, в Британии были уверены в победе на море. Лондон беспокоил только план высадки десантной армии в Англии. Учитывая практическое отсутствие полноценных сухопутных войск у Англии, и великолепные боевые качества наполеоновских войск, такая операция несомненно вела к военной катастрофе Британии.

Поэтому британское командование придавало огромное значение блокаде франко-испанских военно-морских сил. Крупнейшие из французских эскадр располагались в Бресте (18 линейных кораблей и 6 фрегатов), Тулоне (соответственно 10 и 4), Рошфоре (4 и 5), Ферроле (5 и 2). Каждый французский порт был блокирован превосходящими британскими силами: 20 линейных кораблей и 5 фрегатов для Бреста, 14 и 11 для Тулона, 5 и 1 для Рошфора, 7 и 2 для Ферроля. Дополнительные британские эскадры были развернуты в Канале и подходах к нему - всего в обоих проливах 8 линейных кораблей и 18 фрегатов. Голландский флот сторожили 9 британских линейных кораблей и 7 фрегатов. Подступы к Ирландии сторожило несколько фрегатов.

Таким образом, англичане обладали значительным превосходством в морских силах. К тому же они занимали выгодное положение, находясь относительно недалеко от своих портов и баз, все их коммуникации были свободны. Стоит также отметить, что французский флот в этот период сильно деградировал и прежнее равновесие между английским и французским флотами, которые раньше стоили один другого, исчезло. Франция, из-за внутренних беспорядков, сильно запустила свой флот. Эмиграция лишила французский флот большей части старых офицеров, флот был плохо организован, снабжался по остаточному принципу (на первом месте была армия, которая решала задачу выживания Франции). Корабли готовили к сражениям поспешно, экипажи были слабыми, разнородными, набранных отовсюду, чтобы заменить тех, которые выбыли.

В результате, французам, чтобы перебросить десантную армию через Ла-Манш требовалось собрать свои сильнейшие эскадры вместе, каждый раз избегая опасного боя с превосходящими британскими блокирующими эскадрами, привести их в Канал и там дождаться благоприятного момента для броска в Англию. Задача британцев была проще: сохранять блокаду, при возможности уничтожать вражеские корабли. Однако приходилось учитывать фактор погодных условий. Парусные корабли зависели от ветра, и погода могла помешать французам выйти из гавани и наоборот, позволить блокируемой эскадре выскользнуть, к примеру, из Бреста, в то время как английские корабли могли остаться в полосе штиля.

Планы французского командования. Действия французского флота

Французскому командованию необходимо было решить тяжёлую задачу. Первоначально планировали, что тулонская эскадра, воспользовавшись благоприятной погодой, прорвет блокаду и оторвётся от британской эскадры под началом Нельсона, которая базировалась на островах Ла-Маддалена в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. Затем тулонская эскадра должны была прорваться через Гибралтар и следовать по обстановке к Ферролю (военно-морская база и порт на северном побережье Испании), а лучше - к Рошфору (французский порт на берегу Атлантического океана). Эскадра в Бресте должна была демонстрировать активность для того, чтобы отвлечь британцев. Французская эскадра, сформированная из сил, базировавшихся в Тулоне и Рошфоре, должна была двигаться на север, но не через Канал, а вокруг Ирландии, демонстрируя намерение высадить десант на этом острове и поднять восстание местного угнетенного британцами населения. Лишь затем, не входя в Ирландское море, французский флот должен был обогнуть саму Англию и выйти к Булони с севера. Здесь французы планировали прорвать блокаду голландского флота, и еще более усилится за счет голландских кораблей.

Таким образом, французы собирались собрать сильный флот, который будет сильнее британской эскадры в Ла-Манше. Британцы, по расчётам французов, не успевали составить соединенный флот, а отдельные эскадры и отряды соединенный франко-голландский флот должен был разбить. Это позволяло создать локальное превосходство в силах и совершить высадку десантных сил на побережье Англии.

Но в 1804 году французы не смогли приступить к реализации этого сложного и многоступенчатого плана, в котором очень многое зависело от природной стихии и удачливости, умений французских капитанов. 19 августа 1804 г. в Тулоне скончался выдающийся французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль, которого очень высоко ценил Наполеон. Бонапарт очень ценил его за неукротимый военный дух, пылкий характер и ненависть к англичанам. Когда Наполеон приступил к выполнению своего грандиозного плана вторжения в Англию, он предоставил Латуш-Тревилю главную роль и назначил командующим тулонской эскадры. Латуш-Тревиль с огромной энергией принялся за дело и достиг в подготовке эскадры для целей экспедиции и в борьбе с блокировавшим его Нельсоном хороших результатов. Его смерть нанесла этому делу огромный урон. Франция уже не смогла выставить такого талантливого и решительного адмирала. Пока Наполеон выбирал преемника, наступила осень, а в это время действовать в северных морях было крайне опасно.


Французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль

Но в 1805 году работа в адмиралтействах французских портов снова закипела. В этот период планы императора претерпели довольно серьёзные изменения, теперь на первый план выходила более успешная дезинформация противника, чтобы отвлечь его внимание от проливов и, одновременно, усиление позиций в колониях. В двух письмах морскому министру Декре от 29 сентября 1804 г. Наполеон говорит о четырех экспедициях: 1) первая должна была укрепить положение французских вест-индских островных колоний - Мартиники и Гваделупы, захватить некоторые острова Карибского бассейна; 2) вторая - захватить голландский Суринам; 3) третья - захватить остров Св. Елены в Атлантическом океане к западу от Африки и сделать его базой для нападений на английские владения в Африке и Азии, для нарушения торговли противника; 4) четвертая должна была стать результатом взаимодействия рошфорской эскадры, отправленной на помощь Мартинике, и тулонской, посланной завоевывать Суринам. Тулонская эскадра должна была на обратном пути снять блокаду с Ферроля, присоединить находящиеся там корабли и встать на стоянку в Рошфоре, создав возможность для снятия блокады с Бреста и удара по Ирландии.

В 1805 г. Франция усилила свою морскую мощь. 4 января 1805 г. был заключен франко-испанский договор, согласно которому Испания предоставляла в распоряжение французского командования не менее 25 линейных кораблей в Картахене, Кадисе и Ферроле. Испанский флот должен был действовать совместно с французскими эскадрами с целью победы над британским флотом в Ла-Манше.

Но реализовать эти грандиозные планы французы не смогли. В январе 1805 г. из Тулона вышла эскадра Вильнёва, но из-за сильного шторма вернулась назад. 25 января из Рошфора отбыла эскадра Миссиеси. Французы смогли добравшаяся до Вест-Индии и разорили там британские владения, но вернулись назад, так как тулонская эскадра не смогла подойти на помощь. Брестская эскадра адмирала Гантома не смогла преодолеть британские блокирующие силы, а именно её соединение с тулонской эскадрой придавалось наибольшее значение в новых планах Наполеона.

В конце марта 1805 г. эскадра Вильнёва из одиннадцати линейных кораблей, шести фрегатов и двух шлюпов снова вышла из Тулона. Французы смогли избежать столкновения с эскадрой адмирала Нельсона и успешно прошли Гибралтарский пролив. Корабли Вильнёва соединились с эскадрой из шести испанских линейных кораблей под командованием адмирала Гравины. Объединенный франко-испанский флот отплыл в Вест-Индию, достигнув Мартиники 12 мая. Нельсон попытался догнать их, но его задержали в Средиземном море плохие погодные условия, и он не смог пройти через пролив до 7 мая 1805 года. Английский флот из десяти линейных кораблей достиг Антигуа только 4 июня.

Около месяца флот Вильнёва укреплял французские позиции на островах Карибского моря, поджидая эскадру из Бреста. Вильнёву было приказано оставаться на Мартинике до 22 июня, ожидая флота адмирала Антуана Гантомы из Бреста. Однако брестская эскадра не сумела прорвать английскую блокаду и так и не появилась. 7 июня Вильнёв узнал от захваченного английского торгового судна, что флот Нельсона прибыл в Антигуа, и 11 июня он решив не ждать Гантома отправился обратно в Европу. Нельсон снова начал погоню, но взял курс на Кадис, полагая, что противник направляется в Средиземное море. А Вильнёв шёл к Ферролю. Тулонская эскадра, вернувшись с Карибского моря, должна была деблокировать франко-испанские эскадры в Ферроле, Рошфоре и Бресте и затем уже объединенными силами решить главную задачу в Ла-Манше - атаковав в лоб или же, обойдя Британские острова, с тыла.

Французы надеялись, что британцы будут отвлечены на Карибский театр и не успеют отреагировать на действия флота Вильнёва. Однако британцы вовремя узнали о начале обратного перехода Вильнёва. 19 июня английский бриг, посланный Нельсоном в Британию для уведомления Адмиралтейства о возвращении франко-испанского флота в Европу, заметил в 900 милях к северо-востоку от Антигуа вражеский флот, который Нельсон тщетно ловил на протяжении трех месяцев. По курсу Вильнёва англичане поняли, что французы не планируют идти в Средиземное море. Капитан Беттсуорт немедленно понял всю важность этого случая и вместо того, чтобы вернуться к эскадре Нельсона, которую он мог и не встретить, он продолжил свой путь в Британию. Английский корабль достиг Плимута 9 июля и капитан сообщил лорду Адмиралтейства.

Адмиралтейство предписало Корнуоллису снять блокаду под Рошфором, послав пять своих кораблей к адмиралу Роберту Кальдеру, который наблюдал за Ферролем с десятью кораблями. Кальдеру было предписано крейсировать в расстоянии ста миль к западу от Финистерре для встречи Вильнева и предупреждения соединения его с Феррольской эскадрой. 15 июля на параллели Ферроля к 10 кораблям вице-адмирала Кальдера присоединились 5 кораблей контр-адмирала Стерлинга. Тем временем флот Вильнёва, который задержали северо-восточные ветра, достиг района Финистерре только 22 июля.

22 июля произошло сражение у мыса Финистерре. Вильнёв с 20 линейными кораблями был атакован силами английской блокирующей эскадры Кальдера с 15 кораблями. При таком неравенстве сил англичане смоли захватить два испанских корабля. Правда, один из английских кораблей также был сильно поврежден. Кроме того, Кальдер должен был учитывать вероятность удара себе в тыл феррольской и, возможно, рошфорской эскадр противника. В результате на следующий день противники не стали продолжать бой. Бой закончился с неопределенным результатом, оба адмирала, и Вильнёв и Кальдер, заявили о своей победе.

Позднее Кальдер был отстранен от командования и предан военно-полевому суду. Разбирательство дела состоялось в декабре 1805 года. Британский адмирал был освобожден от обвинения в трусости или нерадивости, тем не менее был признан не сделавшим всего, что от него зависело для возобновления сражения и для взятия или уничтожения вражеских кораблей. Его поведение было признано достойным чрезвычайного осуждения, и он был приговорен к строгому выговору. Кальдер никогда больше не служил в море, хотя его произвели в адмиралы и наградили орденом Бани.


Бой у мыса Финистерре 22 июля 1805 года, Уильям Андерсон


Британский адмирал Роберт Кальдер

Вильнёв увёл корабли в Виго, чтобы устранить повреждения. 31 июля, использовав шторм, который оттеснил блокирующую эскадру Кальдера и, оставив три из наиболее пострадавших своих судов в Виго, он отплыл в Ферроль с пятнадцатью кораблями. В результате в Ферроле оказалось 29 линейных кораблей (феррольская эскадра к этому времени насчитывала уже 14 линейных кораблей). Кальдер вынужден был отступить и присоединиться к эскадре Корнуоллиса. 15 августа к объединенным силам Корнуоллиса и Кальдера под Брестом подошел Нельсон, с его прибытием численность британского флота достигла 34-35 линейных кораблей.

Вильнёв, по его собственным словам, «не имея доверия к состоянию вооружения моих кораблей, а также к быстроте их хода и ловкости маневрирования, зная о соединении неприятельских сил и о том, что им известны все мои действия со времен моего прибытия к берегу Испании... потерял надежду на способность выполнения той великой задачи, для которой мой флот предназначался». В результате французский адмирал увёл флот в Кадис.

Узнав о выходе французского флота, Корнуоллис совершил то, что Наполеон назвал «очевидной стратегической ошибкой» - он направил к Ферролю усиленную до 18 кораблей эскадру Кальдера, ослабив таким образом британский флот на жизненно важном участке и уступив противнику превосходство в силах и под Брестом, и под Ферролем. Если бы на месте Вильнёва был более решительный флотоводец, он мог навязать сражение значительно более слабому британскому флоту и, возможно, несмотря на качественное превосходство экипажей противника, добиться победы благодаря численному превосходству. Разгромив эскадру Кальдера, Вильнёв мог угрожать уже эскадре Корнуоллиса с тыла, также имея преимущество в силах.

Однако Вильнёв не знал об этом и не искал счастья в бою, как более решительные флотоводцы. 20 августа франко-испанский флот бросил якорь в Кадисе. В результате силы союзников возросли до 35 линейных кораблей. Этот флот, несмотря на требования Наполеона идти в Брест, остался в Кадисе, позволив британцам возобновить блокаду. Кальдер, не обнаружив противника в Ферроле, последовал к Кадису и там присоединился к блокирующей эскадре Коллингвуда. Силы британской блокирующей эскадры возросли до 26 кораблей. Позднее эта эскадра была доведена до 33 линейных кораблей, несколько из которых регулярно отлучались в Гибралтар - за пресной водой и другими припасами. Таким образом, франко-испанский флот сохранял некоторое численное преимущество. Нельсон возглавил объединенную эскадру 28 сентября 1805 г.

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Мы помним из курса истории, что в 18-19 веках главной морской державой была Англия. Непобедимый флот обеспечивал ей такое количество колоний по всему миру, что, как говорили, . Однако не так уж давно, всего каких-то 450-500 лет назад, Англия прозябала на “задворках истории мореплаваний”. Бал на море правили совсем другие европейские державы, а у англичан не было даже собственной картографической школы! Однако, возможно, именно это и помогло им вскоре обогнать главных конкурентов.

К середине 16 века, в самый разгар Великих географических открытий, лидерами в картографии были португальцы, французы и испанцы — каждое из этих государств имело свою продвинутую картографическую школу. В 1574 году математик Уильям Боурн упомянул в совсем труде “Regiment for the sea”, что английские моряки вынуждены были полагаться на чужие . Однако другие державы не спешили делиться своими секретами с англичанами — даже за большие деньги редко удавалось купить точные карты новых земель.

Исключением стал, пожалуй, лишь 1576 год, когда английский капитан Фрэнсис Дрейк лично посетил Лиссабон, чтобы купить карты, необходимые ему для кругосветного путешествия, которое он планировал. Дрейк отправился в него в 1577 году и вернулся обратно через три года. По пути он высадился на северном берегу Калифорнии, которую объявил собственностью Королевы. Следующие 200 лет большинство картографов знали этот регион под тем именем, которое дал ему Дрейк — Новый Альбион. А вплоть до 1747 года было широко распространено мнение, что это — пример, насколько стойкими могут быть некоторые картографические ошибки.

Однако Великобритания по прежнему ощущала острую нехватку точных карт. Необходимо было другое — силовое — решение этого вопроса.

Правление Елизаветы I (1553-1603) известно как эпоха великих “елизаветинских морских волков” — Дрейка, Гренвилла, Хокинса и Рэйли. Эти мореплаватели по сути были пиратами, тайно поддерживаемыми самой Королевой. Они начали нападать на корабли испанского флота, которые перевозили сокровища из своих заморских империй обратно на родину. Но не менее важной целью таких нападений было приобретение старинных карт разных регионов мира. Таким образом начало зарождаться будущее морское могущество Великобритании.

Английские корсары в полной мере использовали старые карты с каждого корабля, который им удавалось захватить. Ситуация стала меняться к концу 16 столетия, когда в 1584 году сэр Уолтер Рэйли убедил Елизавету поддержать его план по основанию колонии в Вирджинии — только что открытой территории, которая была названа в честь Королевы-Девственницы, как называли Елизавету. В следующем году кузен Рэйли сэр Ричард Гренвилл основал недолговечное поселение на острове Роанок у берегов Вирджинии.

В 1587 году экспедиция вернулась в эти края под предводительством Джона Уайта, который был уже сложившимся картографом, вместе с главным штурманом Томасом Хэрриотом. Прибыв на остров, они стали исследовать берег от острова Окракоук до Кейп-Генри и на запад вверх по рекам Роанок и Чован. В результате Уайт создал карту-шедевр: она показывает территорию от Флориды на юге до островов Внешние Отмели в районе Северной Каролины. Это самая первая из известных попыток англичан картировать свои владения в Новом Свете.

Несмотря на амбициозные идеи Рэйли, его колонии постигла неудача. Одна из самых больших загадок истории — это вопрос, что стало с колонистами острова Роанока. Когда Уайт вернулся в 1590 году с новыми припасами, он обнаружил поселение покинутым.

Капитан Джон Смит (1580-1631), который дал Новой Англии это имя, также потерпел неудачу. В 1615 году, уже посетив до этого Новую Англию и район Мэна для топографической съемки, он снова снарядил экспедицию, намереваясь основать первую постоянную колонию в регионе. Но примерно на середине плавания через Атлантику его корабли были так повреждены штормом, что он еле добрался обратно в Лондон. Неутомимый Смит сделал еще одну попытку в том же году, но его корабли захватили французские пираты. И хотя ему удалось сбежать из заключения, понесшие убытки инвесторы отказали ему в дальнейшем финансировании.


Наследство Смита скорее картографическое, чем территориальное. Прежде чем посвятить себя Новой Англии, он провел несколько лет в Вирджинии в должности губернатора, где снарядил две экспедиции в Чесапикскую бухту от имени Вирджинской Компании для проведения съемки местности. Полученные данные он использовал для составления очень подробной карты территории, которая была издана в 1612 году.

Не менее амбициозной была и карта Новой Англии, которую Смит составил в 1614 году как часть своей пропагандистской кампании по сбору средств на следующую экспедицию. Она основана на набросках, которые он сделал, плавая из Новой Шотландии на Род Айленд в небольшой лодке.


Карта Новой Англии стала невероятно популярной и претерпела множество переизданий. Смит недвусмысленно указал на принадлежность региона англичанам, подготовив новую землю для быстрого заселения.

Смит обошел вниманием местные названия на карте, да и вообще на ней нет ни одного указания на то, что здесь живут коренные народы.

Карта снабжена большим портретом Смита в левом верхнем углу, который намекает на его амбициозные намерения стать предводителем новой колонии. В 1620 году отцы-пилигримы прибыли в Северную Америку и основали первую постоянную европейскую колонию в Новой Англии.

September 19th, 2012

Истоки современного мира лежат в эпохе Нового времени. К XVIII - XIX вв. от средневекового мира в Европе не осталось и следа. Наступила новая - индустриальная - эра, породившая современную демократию. Из всех стран, добившихся положительного успеха в процессе демократизации, именно Великобритании принадлежит первенство.

Возникает вопрос: как маленькое островное государство в течение пары столетий превратилось в могущественную империю, «мастерскую мира»?



Самый, казалось бы, простой ответ дали представители экономической истории (в том числе и марксисты): именно Англия стала пионером капиталистического развития в Европе. Именно в этой стране наиболее развилось производство капиталистического типа (сначала мануфактурное, потом - фабричное, промышленное), затем английские торговые компании, будучи более «прогрессивными», чем прочие, вытеснили всех остальных конкурентов с мировых рынков. Так образовалась британская монополия на мировом экономическом пространстве XIX в. А чтобы занимать лидирующие промышленные позиции, Британии нужны были колонии по всему миру, поставляющие сырьё. Ими стали острова Вест-Индии, территории Северной Америки, Африки, Индия и др. Некоторые колонии были открыты путешественниками, некоторые - завоеваны. В любом случае, к началу XX в. Британская империя была самой огромной в мире по занимаемому территориальному пространству.

Еще в XIX столетии британские же историки задавались вопросом: как случилось, что именно в Британии капитализм дал свои самые успешные плоды? Либеральная историография гордо отвечала: парламентская монархия и «естественные свободы» - вот главный рецепт английского успеха. Впоследствии исследователи дополнили эти тезисы замечанием, что именно в Англии Нового времени впервые сформировалось гражданское общество в современном его понимании.

Действительно, современный парламентаризм ведет свое происхождение также из Англии. В XIII в. (1215 г.) бароны, выступив против тяжелого налогового бремени со стороны королевской администрации, заставили короля Иоанна Безземельного принять «Великую Хартию вольностей» - петицию, требующую соблюдения в стране королем законности, правопорядка и гарантий личных прав населения. Конечно, в основном «Хартия» отражала интересы баронов-феодалов (которые в средние века преимущественно и имели право на упомянутые «личные права»), но историческое значение этого документа в том, что монархию впервые открыто ограничили в её абсолютной власти. Для соблюдения королем «Хартии» был создан сословно-представительный орган (парламент), который был призван помогать монарху управлять государством. В XIV столетии король Эдуард III подтвердил исключительное право парламента на налогообложение.

В XVI в. династия Тюдоров, сколько бы их не обвиняли в абсолютизме, правила государством, опираясь на парламент. Американский исследователь Р.Лахман верно назвал политический режим того времени «горизонтальным абсолютизмом», поскольку монархия во многих вопросах опиралась на знать, представленную в парламенте, а благодарный парламент субсидировал монархию деньгами для проведения активной внешней политики (особенно - при Елизавете I ).

В XVII в. ситуация меняется. Воцарившаяся в 1603 г. шотландская династия Стюартов иначе видела взаимоотношения короля и парламента. Яков I и особенно его сын Карл I бросили вызов парламентариям, потянув одеяло власти на себя. Карл I сначала объявил сбор налогов без согласия парламента, а затем в 1629 г. и вовсе распустил этот сословно-представительный орган. Такая самоуверенная политика монарха не могла остаться без ответа, и в 1640 г. грянула революция. Созванный «Долгий» парламент начал уверенное наступление на права монархии, из-за чего в 1642 г. началась гражданская война (1642-1646, 1648 гг.).

Революция окончательно завершила долгий процесс отмены крепостного права в Англии (XV в. - 1646 г., отмена рыцарских держаний). Одним из главных социальных результатов революции стало заметное усиление политической роли буржуазии (торговцев, финансистов, владельцев мануфактур). С середины XVII в. этот слой общества будет иметь значимое место в политических событиях (прежде всего, связанных с формированием торговых, промышленных, финансовых интересов государства в интересах буржуа-капиталистов).

После публичной казни короля Карла I в 1649 г. (что само по себе было уникальным опытом) в истории Англии возникла уникальная историческая ситуация - победившие оппозиционеры провозгласили республику во главе с однопалатным парламентом. Однако республика была уничтожена уже через 4 года одним из победителей - генералом и ярким политическим деятелем Оливером Кромвелем, создавшим диктаторский режим Протектората. Опорой власти Кромвеля были военные. Главным законодательным документом режима стала первая и единственная письменная конституция Англии - «Орудие управления». Проблема режима Протектората заключалась в её шаткой основе, которой была лишь фигура самого диктатора. Смерть Кромвеля в 1658 г. уничтожила и диктатуру.

Но шатким оказалось и положение парламентских демократов-оппозиционеров. И до режима Протектората, и после его падения в среде парламентской оппозиции не было единой четкой программы дальнейшего развития страны. Когда главная политическая цель - ослабление власти короля и усиление роли парламента - была достигнута, в парламентской оппозиции произошел раскол: одни (пресвитериане) выступали за парламентскую монархию, другие (индепенденты и левеллеры) - за республику.

Однако значение английской революции середины XVII в. еще и в том, что впервые в истории страны влиятельной политической силой себя ощутили народные низы (солдаты, матросы, крестьяне, простые горожане), у которых прежде не было политической власти. Их политическая группировка - левеллеры («уравнители») - пошла в своих требованиях дальше других революционеров, предложив ввести всеобщее избирательное право. Это означало бы полную демократизацию политического устройства государства и передел социально-экономических условий, равного которому не было еще нигде в мире. Это, конечно, были лозунги XIX - XX столетий. В середине XVII в. ни знать, ни даже буржуазия еще не были готовы к такому повороту событий, и демократическое движение левеллеров было уничтожено диктатурой Кромвеля. Падение диктатуры снова ставило вопрос о дальнейших политических перспективах, и уставшее от бурного революционного 20-тилетия английское общество поддержало реставрацию монархии Стюартов, которая обещала стабильность.

Занявший трон отца Карл II Стюарт оказался прозорливее своего родителя. Он не стал отменять социальных достижений революции, продолжил внешнюю и торговую политику Англии в интересах национальной буржуазии. Он понимал также и тот факт, что парламент уже не согласен играть только совещательную роль в государстве. Парламент претендовал на равноправное с монархом участие в делах управления государством (что обосновал в своих «Двух трактатах о правлении» знаменитый философ того времени Джон Локк). В 1673 г. в парламенте появились первые политические партии - сторонники усиления роли парламента в политике (виги, в знак отличия носили зеленые ленты, в XIX в. трансформируются в Либеральную партию) и сторонники усиления роли короля в политике (тори, впоследствии трансформируются в Консервативную партию). В XVII - XVIII вв. виги боролись за расширение прав и свобод граждан, тогда как тори советовали не торопиться с реформами. В 1679 г. благодаря вигам был принят важный документ « Habeas Corpus Act », запрещавший судить человека без следствия и доказательства вины. Таким образом, отныне снижалась вероятность судебного преследования королевской администрацией неугодных оппозиционных политиков.

Младший сын казненного Карла I Яков II Стюарт всё же посягнул на претензии парламента. Он принимал многие серьезные решения (как, например, введение «Декларации о веротерпимости»), не советуясь с парламентом. Король не скрывал своего желания снова сделать парламент совещательным органом. Негативным фактором стал и тот факт, что Яков II не скрывал своей принадлежности к католицизму (хотя официальной религией страны было англиканство), и поощрял его развитие в Англии. В итоге и тори, и виги объединились и пригласили на английский трон зятя Якова II голландского принца-протестанта Вильгельма Оранского, который в ходе военной интервенции 1688 г. и сместил короля.

Это событие получило название «Славная революция» (в ходе военной интервенции почти никто не пострадал). Её историческая значимость в том, что политические партии навязали приглашенному им монарху «Билль о правах», подписав который Вильгельм III Оранский передавал полноту власти парламенту. С 1689 г. Англия - парламентская (конституционная) монархия. Король отныне царствовал, но не правил.

XVIII - XIX вв. - время почти неограниченного управления страной партиями. Тори и виги попеременно приходят к власти, но зачастую там надолго задерживаются (так, партия вигов управляла Англией без перерыва 46 лет (1714-1760), а затем еще почти 70 лет (с маленькими перерывами) страной руководили тори (1760-1832)). Важно понимать, что, хотя в Англии и произошли демократические перемены, но они коснулись далеко не всех. Политическими правами обладали до середины XIX в. лишь 5% граждан, власть была коррумпирована. Поскольку был установлен высокий имущественный ценз, то в парламент могли попасть лишь самые богатые представители общества. Парадокс заключался в том, что с началом промышленной революции во второй половине XVIII в. это была буржуазия, все больше вытеснявшая землевладельцев из парламента. Именно буржуазия и спровоцировала борьбу за парламентскую реформу (вторая половина XVIII - первая четверть XIX в.), завершившуюся реформой 1832 г. Впоследствии было проведено еще несколько реформ, и к началу XX в. политическими правами обладали 100% мужчин независимо от достатка и рода деятельности. Позже и женщины добьются своих политических прав.

Победное шествие буржуазии в парламент привело к тому, что торговцы и промышленники активно продвигали в жизнь две идеи: а). создание правовых основ для ведения бизнеса и защиты собственности («право на жизнь, свободу и собственность» Джона Локка); б). невмешательство государства в дела бизнеса (о чем писал Адам Смит). Четкое соблюдение государством (в лице короля и парламента) первого и второго пунктов создало самые благоприятные условия для Промышленной революции. Бизнесмены инвестировали в развитие торговли и промышленности, не опасаясь давления со стороны государства (в лице королевского правительства). Это позволило британской экономике стать первой в мире.

Однако бурное развитие экономики (и события Великой Французской революции конца XVIII в.) поставили на повестку дня еще один важный вопрос - социальный. С середины XVIII в. в Англии появляется средний класс, который кроме политических требований выдвигает еще и социально-экономические - достойная зарплата, качественная медицина и образование, правовое развитие и т.п. А развитие промышленности порождает еще один класс - рабочих, которые до середины XIX в. трудились в тяжелейших условиях. Именно в Англии в это время Карл Маркс разрабатывает свою идею пролетарской революции.

Ситуация требовала изменений. Стало понятно, что политическая демократизация не достигнет успеха, а лишь усугубится, если достойные условия жизни будут лишь у богатой верхушки общества. Решением этой проблемы стала муниципальная реформа 1835 г. и рабочее законодательство последующих лет. Викторианская эпоха стала «Золотым веком» Англии еще и потому, что значительно улучшились социальные условия жизни всех классов. Государство делегировало часть своих полномочий обществу (в лице муниципалитетов), что привело к развитию инфраструктуры, здравоохранения и образования. Жилье, транспорт, медицина, образование стали доступными для простого жителя Британии.

Выводы :

Величие Великобритании XVIII - XIX вв. основывалось на:

1). Постепенной демократизации (от «Великой Хартии вольностей» 1215 г. до муниципальной реформы 1835 г.)

2). Постепенном уходе государства из экономики;

3). Росте правосознания общества (борьба за права личности и собственности);

Всё это привело к становлению гражданского общества в Великобритании, где политические деятели ответственны перед своими избирателями.

Оптимистичные выводы для России :

Успешный британский опыт изучался в нашей стране на протяжении XIX - XX вв. Чтобы достичь подобного успеха в России, необходимо:

1). Обеспечить достаточную правовую базу, необходимую для защиты прав личности и собственности граждан.

2). Создать реальные механизмы, работающие на защиту прав личности и собственности граждан (независимые от административного давления суды и органы прокуратуры).

3). Повышать правосознание граждан. Гражданское общество не может появиться в условиях правого нигилизма.

4). Максимально исключить административное давление на экономику страны. Поддержка государством только крупных монополий (как это было в Англии накануне революции середины XVII в.) ведет к застою в экономике, уничтожению мелкого и среднего бизнеса и абсолютной невозможности какого-либо инновационного развития.

5). Бороться с патерналистским мировоззрением российского общества. До тех пор, пока президент и правительство будут держать в своих руках все нити управления (какие бы политические силы ни оказались у руля), общество будет возлагать всю ответственность и надежды на государство. Успехи и неудачи будут связываться только с Кремлем, и общество не увидит необходимости делать что-то самостоятельно. В то же время, условия капиталистической экономики, в которых сегодня находится Россия, усугубляют экономическое положение государства. Например, в условиях кризиса Кремль распределяет расходы не в пользу социального сектора. В этой проблеме мог бы помочь бизнес, но он тоже сильно зависим от государства.

6). Провести муниципальную реформу и передать часть административных функций (и комфортные экономические условия) муниципалитетам. Это могло бы решить проблемы социального сектора, развить малый и средний бизнес, и сделать общество более ответственным.

Пессимистичные выводы для России :

Любые успехи всегда основаны на уникальной исторической ситуации, которая есть только в конкретное время в конкретной стране, и больше нигде и никогда в точности не повторяется.

1). В Англии с самого образования государства власть короля не была абсолютной. Монархические династии (в отличие от России), как правило, были чужеземными (французы Плантагенеты, уэльсцы Тюдоры, шотландцы Стюарты, немцы Ганноверы), и вынуждены были идти на сотрудничество с англичанами. Случаи Иоанна Безземельного, Карла I , Якова II представляли собой исключения, отход от традиции союза монархии и знати. В России же власть монарха (КПСС, президента) начиная с XVI в. была традиционно сильна.

2). В Англии капитализм наступил естественным путем. Крепостное право отменялось веками каждым землевладельцем индивидуально, а не за один день указом царя, как в России. Годы советской власти уничтожили зачатки капитализма, возникшие в России во второй половине XIX в. Сейчас мы снова переживаем начальный этап. Т.е. на создание сильной конкурентноспособной капиталистической экономики у России могут уйти еще долгие десятилетия.


Из истории. Британцы первыми в мире создали свой флот, стали географическими первооткрывателями Австралии, Новой Зеландии и т. д.(открытия, которые иначе как через морские пути не могли бы случиться). Великобритания - остров, омываемый морем. Чтобы попасть на материк англичане вынуждены были заняться наукой мореплавателей и строительством кораблей, а также стать одними из первых морскими путешественниками, завоевателями.


Елизавета I, королева Англии и глава англиканской церкви год. Во время правления Елизаветы I английские корабли рассекали волны мирового океана, демонстрируя своё превосходство. В 1588 году Англия окончательно утвердилась в роли главной морской державы, разгромив испанскую Непобедимую армаду.


Сэр Фрэнсис Дрейк, корсар и вице-адмирал английского флота () году английским адмиралом Френсисом Дрейком была разгромлена «Непобедимая армада»: испано- португальскому могуществу на океанах был нанесен сокрушительный удар.


"Пеликан" - флагманский корабль Френсиса Дрейка






Власть на море неоднократно переходила к Голландии и Франции В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано- французского флота.






"Victory" - самый большой линейный корабль британского флота, которым командовал Адмирал Нельсон.


Битва за власть. Адмирал Нельсон в конце битвы был убит, но это никак не повлияло на исход сражения – объединенный франко-испанский флот был уничтожен практически полностью. Историческое значение Трафальгарской битвы громадно: Великобритания стала абсолютной морской державой. Корабли всех стран приспускали флаг при виде британского судна. До 1914 года никто не смел оспаривать британскую власть над морями, а если и оспаривали, то терпели поражение, так как им прежде всего приходилось защищать собственные гавани. В течение дальнейших 100 лет «владычица морей» создала огромную колониальную империю, занимавшую четверть Земной суши и рухнувшую лишь после второй мировой войны.


Корабль-памятник "Victory", восстановленный в том виде,в котором он участвовал в Трафальгарском сражении, на вечной стоянке в Портсмуте




Морские порты расположены по всему побережью Великобритании. Крупнейший британский порт Лондон. Также можно назвать Ливерпуль, Саутгемптон, Манчестер, Суонси, Кардифф и Бристоль, на северо-востоке Англии Ньюкасл и Мидлсбро, на западе Средней Шотландии Глазго. У Па-де-Кале расположен порт Дувр, через который проходит пассажирское сообщение с Францией (паромы перевозят поезда линии Лондон Париж). В Северной Ирландии большую роль в сообщении с Великобританией играет порт Белфаст.

England Becoming A Sea Power

Before Elizabeth’s reign, England had been little more than a northwest European maritime power. When Elizabeth I died in 1603 England was a much more significant force in sea trade and conflict than it had been in the 1550s. English ships became a regular presence from northern Russia to the Mediterranean, as well as in parts of the Americas, Africa and Asia.

До правления Елизаветы I Англия не выходила как морская страна за рамки северо-запада Европы. Когда в 1603г. Елизавета умерла, военная и торговая мощь Англии на морях очень значительно возросла по сравнению с 1550-ыми годами. Стало обычным явлением присутствие английских судов от севера России до Средиземноморья, а также в отдельных районах Америки, Африки и Азии


Большинство судов строились для торговых целей. В то время главным предметом экспорта Англии были (шерстяные) ткани. В первой половине 16-ого века главную роль в экономике Англии играла морская торговля между Лондоном и Антверпеном. Экономические и политические кризисы привели к упадку, а затем и коллапсу рынка в Антверпене в 1550-1560-ых годах. Это заставило английских купцов обратить взоры в дальние края. С 1550-ых годов начались систематические плавания в дальние порты Европы [включая Россию, где при Иване Грозном английские купцы получили крупные преференции в торговле], а также и за океан в поисках новых рынков и экзотических, ценных товаров. Финансировали эту торговую экспансию главным образом лондонские купцы, а основным получателем всех выгод от торговли была столичная элита




Ships were expensive to build and maintain and part-ownership was common because it helped spread the risk of financial loss from shipwreck or capture. Joint stock companies were set up to exploit trading possibilities, the most famous of which was the East India Company, created in 1599 with the aim of breaking into the valuable spice trade of the Far East. Even small ships were costly: in 1576, the 30-ton hull Gabriel cost £83 to construct. This figure, which does not include the cost of masts, rigging and other equipment, was equivalent to at least seven years’ pay for a merchant seaman. However, costs could be defrayed over a long period and it was not unusual for ships to stay in service for ten years or more.

Ships were expensive to build and maintain and part-ownership was common because it helped spread the risk of financial loss from shipwreck or capture. Joint stock companies were set up to exploit trading possibilities, the most famous of which was the East India Company, created in 1599 with the aim of breaking into the valuable spice trade of the Far East. Even small ships were costly: in 1576, the 30-ton hull Gabriel cost £83 to construct. This figure, which does not include the cost of masts, rigging and other equipment, was equivalent to at least seven years’ pay for a merchant seaman. However, costs could be defrayed over a long period and it was not unusual for ships to stay in service for ten years or more.

Строительство и обслуживание кораблей было делом дорогим, поэтому было распространено владение судами на паях, что уменьшало для каждого совладельца долю риска от крушения или захвата судна неприятелем. Для рискованных торговых предприятий создавались акционерные компании. Самой знаменитой была Ост-Индская компания, созданная в 1599г. с целью проникновения на дальневосточный рынок торговли пряностями. Даже строительство мелких судов было дорогим. Так, в 1576г. строительство корпуса (без мачт и оснастки) 30-тонного судна "Гавриил“ обошлось в 83ф.ст, что равнялось 7-летнему заработку торгового моряка. Однако суда служили по 10 и более лет, что позволяло растягивать во времени возмещение расходов по строительству


Because trade brought huge profits. Cargoes were generally worth a good deal more than the ships that carried them. Sometimes the difference was extraordinary. In 1588 the cargo of cloth and goods on a small, old Dunkirk ‘flyboat’ proved to be 56 times more valuable than the paltry £15-worth of vessel that carried it.

Потому что торговля приносила огромные прибыли. Перевозимые грузы стоили намного больше, чем сами суда. Порой в десятки раз. Так, в 1588г. груз ткани и других товаров на одном маленьком, старом судне из Дюнкерка стоил в 56 раз больше, чем перевозившее его судно (стоившее 15ф.ст.)


How many seamen were there in England at that time? A 1582 survey noted over 16,000 seafarers in England, including fishermen and Thames watermen. Over 2,200 of these men were in London, but Devon and Cornwall also accounted for about a quarter of the recorded sailors. Ordinary seafarers occupied an odd social position, for within their own sphere sailors had some autonomy and status. Professional ability and personal qualities could count for more at sea than birth or social position, which helps to explain the rise of men like Drake. Merchant sailors normally negotiated their own wages and signed up for just a single voyage. The casual nature of this employment was the source of the seaman’s relative freedom, but it could also be the freedom to starve. Work was often uncertain and, if a ship was lost, any survivors were paid nothing.

Сколько же моряков было в Англии в то время? По переписи 1582г. в Англии учтено 16тыс. моряков, включая рыбаков и лодочников-перевозчиков на р.Темза. Из них 2,2тыс.чел. жили в Лондоне, а четверть проживала в Девоне и Корнуолле. Простые моряки занимали необычное положение в обществе, пользуясь в своей сфере деятельности автономией и (высоким) статусом. Профессиональные умения и личные качества на море значили больше, чем рождение и социальное положение, что объясняет возвышение таких людей, как знаменитый моряк Дрейк. Торговые моряки обычно сами обговаривали своё вознаграждение, а контракты подписывались, как правило, на единичное плавание. Случайный характер заработка был источником относительной свободы моряка, но мог стать и причиной голода. При потере судна выжившие моряки не получали ничего


Elizabeth I’s ‘navy royal’ was never a large force. It did not have a permanent body of sea officers and mariners.As a result, the royal fleet relied on manpower from the ‘merchant navy’ and the support of merchantmen as additional warships, stores vessels and troop transports. Between 1585 and 1603 England and Spain waged a bitter maritime war that England survived rather than won. In 1588, out of some 226 English vessels mustered to face the Armada, only 34 were the queen’s ships. The rest belonged to her subjects.

Военно-морской флот при Елизавете не был крупной силой, не имел постоянного состава офицеров и матросов. Он заимствовал кадры их торгового флота. А торговые суда использовались в нём как военные корабли, складские и транспортные суда (для перевозки войск). В период 1585-1603гг. шла ожесточённая морская война Англии с Испанией, в которой Англия скорее выжила, чем победила. В морской битве 1588г. с испанской Армадой из 226 английских судов только 34 принадлежали королеве. Остальные были собственностью её подданных


Officially the lowest size for a merchant vessel capable of fighting was reckoned at 100 tons burden, or carrying capacity. A 1582 survey counted over 1,600 vessels of all sizes (of which only 177 exceeded 100 tons).The government paid ‘tonnage bounties’ to private owners for the construction of ‘defensible’ ships of 100 tons or more and grants were given for just over 500 ships between 1560 and 1610. A merchant ship of around 100 feet (30 metres) in length would have exceeded 200 tons burden, making it a sizeable vessel in Elizabethan terms.

Официально пригодным для участия в боях счиалось торговое судно, способное перевозить 100 тонн груза. По переписи 1582г. из 1,6тыс. зарегестрированных судов всех размеров лишь 177 превышали грузоподъёмность 100 тонн. Правительство давало ссуды частным лицам на строительство таких 100-тонных судов (ввиду их военного значения). Между 1560 и 1610гг. такие ссуды были выданы на строительсто чуть более 500 судов. Торговое судно длиной 30м обычно имело грузоподъёмность более 200 тонн и было крупным судном для той поры


Given its discomforts and dangers, why did men go to sea? Family tradition or the prospect of freedom undoubtedly drove some, but it is probable that most became sailors because it offered a hope of escaping poverty or perhaps even the chance of getting rich. Service aboard a merchant ship provided a poor man with wages, accommodation and regular meals.

С учётом всех неудобств и опасностей, почему же мужчины становились моряками? Некоторые становились моряками по семейной традиции или из стремления к свободе. Но вероятно, большинство шли в моряки в надежде избежать бедности или даже по случаю разбогатеть. Службы на борту торгового судна давала бедному человеку заработок, место для проживания и постоянное питание.


And piracy also gave a chance to enrich. Piracy was endemic in the 16th century and many merchant ships were armed. Privateer and pirate crews were paid by means of shares in the ships and cargoes they captured, if any, and privateering often turned into piracy.....The war with Spain turned privateering into a major industry. Еach year between 100 and 200 (sometimes more) English ships were engaged in privateering and piracy during the conflict. Вy the early 1600s indiscriminate English privateering and piracy was having a bad effect on England’s relations with other European powers.

А пиратство давало шанс разбогатеть. Пиратство было эпидемией 16-ого века, и многие торговые суда были вооружены. Экипажи каперских и пиратских судов получали в оплату долю захваченных судов и грузов. [Каперство - это когда вооружённое частное судно занимается пиратством по лицензии своего правительства против торговых судов неприятеля. По-другому каперов называли корсарами ]. Часто каперство превращалось в пиратство... Война с Испанией 1585-1603гг. превратила каперство в крупный промысел. В период этой войны ежегодно от 100 до 200 и более английских судов занимались каперством и пиратством. К началу 1600-ых годов неразборчивое каперство и пиратство английских судов стало плохо влиять на отношения Англии с другими европейскими державами


Francis Drake was chosen by Queen Elizabeth I of England in 1577 to command the first English voyage around the world. Drake was already a successful privateer (or sea pirate), and his voyage was designed to disrupt the command of the Pacific Ocean and the Americas enjoyed by England"s rival Spain. He made a landing in 1579 somewhere on the Pacific coast of North America, and returned to England in 1580 to be knighted by the Queen. (Drake was the second captain to circle the globe -- the trick had already been turned by the expedition of Ferdinand Magellan in 1519.) Drake made a specialty of harassing Spanish shipping and ports, and he was vice admiral of the English fleet when it defeated the Spanish Armada in 1588. He died during an expedition to the Caribbean in 1596, and was buried in a lead coffin somewhere near modern-day Panama.

В 1577г. англичане совершили своё первое кругосветное путешествие. Командовать им Елизавета назначила Фрэнсиса Дрейка, который уже прославился как капер. Целью было положить конец господству Испании на Тихом океане и в обеих Америках. В 1579г. Дрейк высадился где-то на тихоокеанском побережье Северной Америки. В 1580г. он вернулся в Англию, и Елизавета произвела его в рыцари. (Дрейк стал вторым в истории капитаном, совершившим кругосветное путешествие. Первым был испанец Фердинанд Магеллан в 1519г.). Дрейк был грозой для испанских судов и портов. В сражении с "испанской Армадой" (август 1588г.) он участвовал как вице-адмирал английского флота. Он умер (от дизентерии) во время экспедиции в Карибское море в 1596г. и был похоронен в свинцовом гробу в где-то районе современной Панамы.


See below the famous Francis Drake Prayer, 1577. This is a sample of thinking that made England a great sea power

Ниже приводится знаменитая молитва Фрэнсиса Дрейка 1577 года (начало кругосветного путешествия). Это образец мышления, которое превратило Англию в великую морскую державу

"Disturb us, Lord, when we are too well pleased with ourselves, 


when our dreams have come true because we have dreamed too little, 


when we arrive safely because we sailed too close to the shore. 


Господь, не дай нам стать слишком самодовольными,

Когда наши мечты сбываются по причине своей малости,

Когда мы возвращаемся домой живы-здоровы (лишь) потому, что не отплывали далеко от берега

Disturb us, Lord, when with the abundance of things we possess,

we have lost our thirst for the waters of life, 
having fallen in love with life,

we have ceased to dream of eternity, 
and in our efforts to build a new earth, 


we have allowed our vision of the new heaven to dim. 


Господь, растревожь нас, когда, обретя богатства,

Мы потеряем жажду к воде жизни и начинаем влюбляться в жизнь,

Перестанем думать о вечности; когда в своих стремлениях построить новую землю

Мы затуманим своё видение новых небес

Disturb us, Lord, to dare more boldly, to venture on wider seas, 
where storms will show your mastery,

Where losing sight of land, we shall find the stars.

We ask you to push back the horizon of our hopes, 
and to push us into the future in strength, courage, hope, and love.

This we ask in the name of our Captain, who is Jesus Christ. "

Господь, дай нам больше отваги идти в дальние (широкие) моря, где штормы покажут нам твою власть и силу,

Где будет невиден берег, а путь нам укажут звёзды.

Просим: раздвинь горизонт наших надежд и воздвигни нас в будущем в силе, мужестве, надежде и любви.

Мы просим этого во имя нашего Капитана, имя которому Иисус Христос"



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...