Почему человек становится левшой или правшой? Почему правшей больше, чем левшей. Почему у большинства позвоночных нет правшей-левшей

Почему Правшей больше, чем Левшей

К настоящему времени накопилось уже довольно много ископаемых находок древнейших людей - австралопитеков. Находки датируются от 5 миллионов лет назад до 2,7 лет назад. По строению и развитию рук и внутренних полостей черепов этих находок был уверенно сделан вывод: с 5 миллионов лет назад и до 3 миллионов лет назад правшей и левшей было поровну! После 3 миллионов лет назад и до 2,7 миллионов лет назад правшей становилось все больше и больше и 2,7 миллионов лет назад правшей стало около 90% - практически все стали правшами. Далее количество левшей постепенно еще уменьшается и у современного человека это довольно большая редкость. Почему так произошло, палеоантропологии ответа не дают. Попробуем дать ответ исходя из новой теории происхождения человека. И обязательных свойств жизни из новой теории происхождения жизни физическим путем. В конце этой работы помещена таблица этих свойств. В дальнейшем по мере необходимости просто будем делать в некоторых местах ссылку ОСЖ N такой-то. И начнем с ОСЖ 14 - не начнет делать что-либо , попадая в новую для них экологическую нишу, изменяться в сторону улучшения свойств, помогающих это что-то делать, ни эта группа, ни вид в целом, не будут! Не позволяет естественный отбор улучшать не используемые организмом свойства . Значит, около 3 миллионов лет назад человек создал для себя новую экологическую нишу (или внезапно в нее попал, по независящим от него обстоятельствам), к которой стал приспосабливаться, усиленно развивая правую руку. Рассматривая развитие охотничьих умений и способов охоты можно найти эту новую экологическую нишу. С 5 до 3 миллионов лет назад человек охотился индивидуально не мелких животных, размером не более кролика, к которым целой компанией даже и не протолкнуться. Орудием охоты была довольно тонкая длинная палка, почти хлыст, которым крупное животное можно напугать, но не убить. Когда вся территория, где можно было так охотиться, была освоена - встал вопрос об охоте на более крупных животных, размером примерно с овцу. На бо льших по размеру не обращали внимания, так как были сами слабы и малорослы. А крупное животное можно убить только большой и крепкой палкой - это и в те времена все понимали. Но большую и крепкую палку не враз и поднимешь! И не очень то ей размахнешься - ведь она тяжелая и неудобная. Полено оно и есть полено. Размышляя об охоте на более крупных животных, толстую и тяжелую палку пришлось укоротить, чтобы она была легко управляема руками. Наши предки изобрели дубинку и получили возможность охоты на более крупных животных. Размером с овцу или около того. Дубинка представляла собой сильно укороченную и несколько утолщенную палку. Окружив животное, несколько мужчин забивали его насмерть множеством частых ударов дубинками. Количество пищи, добываемой на прежней территории, несколько возросло. Стало не нужным обходить все это огромное пространство. Появилась территория с совершенно не тронутыми запасами пищи, а роды наших предков заимели возможность чуть меньше кочевать в поисках пропитания. Стали вести чуть-чуть более оседлый образ жизни. Постепенно свободные земли заселялись. Количество родов увеличивалось, и находились они уже поближе друг к другу. Происходило это примерно так. Так как внутри стада существовали устойчивые дружеские группы, то нередко возникала ситуация, когда под влиянием подражания друг другу группа отправлялась на охоту целиком и не сразу распадалась в поисках добычи. Иногда такая группа натыкалась на крупную добычу, и тогда срабатывали несколько биологических факторов сразу. Во-первых, в виду индивидуального способа охоты, каждый член группы независимо от других начинал свою охоту, то есть начинал подкрадываться к зверю. Получалось, что к одному животному одновременно устремляется вся группа почти параллельными курсами. Так как животное не стоит на месте, а потихоньку движется, то пути, по которым подкрадываются к нему охотники, так же потихоньку изменяются, несколько расходятся, искривляются в зависимости от индивидуальных свойств охотников. В результате животное автоматически оказывается в полуокружении. Во-вторых, когда наиболее приблизившийся охотник бросался к животному для нанесения удара и становился заметным всем участникам охоты, срабатывал инстинкт сверхподражания. Все участники охоты устремлялись к животному одновременно с разных сторон и становились видимыми для животного. Одновременное нападение с разных сторон приводит объект охоты в состояние временного замешательства, ему требуется время на оценку ситуации и выбор линии поведения. Это время очень мало, но и его достаточно для безопасного нанесения первого удара, который если и не убивает животное, то на некоторое время обездвиживает его. За это время успевают собраться все остальные члены дружеской группы и под влиянием сверхподражания добивают добычу совместными, но не связанными действиями. То есть случайная групповая охота оказывается значительно более удачной, чем преднамеренная индивидуальная. Это не могло остаться не замеченным, тем более, что успех был подкреплен приятным действием - коллективным поеданием мяса. Налицо все предпосылки для выработки условного рефлекса на групповую, коллективную охоту. Постепенно такой рефлекс и выработался. Охота на мелких животных осталась индивидуальной и главной. Охота на относительно крупных животных стала групповой, но осталась вспомогательной по причине и трудности и опасности. С течением времени групповая охота постепенно отрабатывалась, становилась все более и более коллективной и занимала всё большее место, так как постепенно другие пищевые ресурсы оказывались вовлеченными в оборот, и кроме охоты на относительно крупных животных других ресурсов почти не оставалось. Но главным препятствием для переноса основных охотничьих усилий на добычу относительно крупных животных оставалась большая опасность такой охоты. Опасность исходила не только от животного, но и в большей мере от самих же охотников! Представьте себе группу из 4 человек - два правши и два левши. Они же машут дубинками в разные стороны! Дубинкой достается не только животному, но твоим друзьям. А животное в это время нагло убегает. И вы остаетесь с синяками и шишками, а то и с переломами подвернувшихся под дубинку соседа рук. И что тут делать? А придумывать, как всем вместе дружно махать дубинками в одну сторону! Не такая уж и сложная мыслишка! И реализация простая. Надо всем встать у камня или пня или просто у холмика и тренироваться. Тренироваться до тех пор, пока все не научаться дружно и одновременно махать дубинками в одну сторону. Может и по чьей то команде. Естественно, что при этом нужно, прежде всего, не мешать наносить удары самому сильному охотнику. Подстраиваться остальным, махать дубинками так же, как машет он. Совершенно случайно, в роду, где первыми до этого додумались, самым сильным охотником оказался правша. Под него и подстраивались остальные. То есть в этом конкретном роду все левши и взрослые и подростки стали переучиваться с левшей на правшей. Сколько времени ушло на первые тренировки - да кто его знает. Может быть, хватило 2-3 дней, а может быть, растянулось и на месяц. Ведь привычка - огромная сила и не так то просто сразу левше заучить намертво, что бить дубиной всегда надо справа налево, а не наоборот. Лишняя тренировка в таком деле, как охота не повредит. После тренировок, уверенные в своих силах, охотники на охоте дружно завалили какую-нибудь овечку. Вот было радости. Потому, что все получилось как надо. Это значит, что они и дальше продолжили свои тренировки на праворукость и такие тренировки и, само собой разумеется, охота становилась все более успешными. Теперь огромная цитата из произведения "Как и почему человек приручил собаку" для тех, кто это произведение не читал. Вопрос о "плановых" встречах соседних родов, то есть, фактически, о преднамеренном и взаимном хождении в гости (а зачем?) будучи не раскрытым, хотя бы частично, может подорвать доверие ко всей статье. Поэтому, вкратце, приходится его объяснить в данном приложении. Род у человека численно всегда был невелик. Человек 40-60, не более. Такая численность рода происходит от двух основных причин. Первая причина - происхождение от стадных человекообразных обезьян, у которых стадо насчитывало примерно такое количество особей. Вторая причина - совмещение возможностей прокормиться и оборониться от хищников. Большему количеству людей на определенной территории не прокормиться, а меньшему не отбиться от хищников. Так и жили наши предки родами по 40-60 человек в течение всего времени своего развития до освоения земледелия. Значит, каждый год рождалось новых людей 4-5, ну 6 человек всего. В каждом роду, статистически, в среднем за несколько лет, рождалось поровну мальчиков и девочек. Но в данный конкретный год либо девочек, либо мальчиков рождалось больше. Количественное неравенство полов налицо, к тому же детская смертность от болезней была колоссальной, ведь лекарств современной мощности в древности не было. О степени детской смертности может дать представление статистика 19 века, когда медицина была уже достаточно хорошо развита. Так вот, по этой медицинской статистике половина новорожденных умирала, не дожив и до года, а из оставшейся половины до 5 лет умирала ещё половина. Вот такая печальная статистика. В древние времена, о которых идёт речь, дела с детской смертностью от болезней вряд ли были лучше, чем в 19 веке. Статистически, за несколько лет от болезней умирало поровну девочек и мальчиков, но, сколько конкретно детей и какого пола в данном текущем году, умрет от болезней зависело от великого множества добавочных, конкретных обстоятельств в данном году и в данном роду. Поскольку неравномерность рождений и смертность от болезней накладывались друг на друга, то очень часто они друг друга взаимно усиливали (хотя иногда, довольно редко, они могли и взаимно компенсироваться). В результате этого, каждый год в роду был дефицит либо юношей, либо девушек, вступающих во взрослую жизнь. Мог быть и несколько лет подряд дефицит молодых людей, какого либо одного пола. А, поскольку человек жил семьями, то и размножение и удовлетворение половых потребностей происходило в семье и только в семье. И раз каждый год есть недостаток женихов или невест (он же - избыток невест или женихов, соответственно), то всё время в каждом роду были две проблемы: первая - не образуется нужное для воспроизводства рода количество семей; вторая - всегда есть избыток не пристроенных женихов или невест, которые не могут создать своей семьи т.к. их сверстники умерли ещё в детстве от болезней. Первая для рода весьма опасна и нужно где-то раздобыть нужное количество людей нужного пола и нужного возраста, чтобы снова стало необходимое для воспроизводства рода количество семей. Подчеркнем, что в роду этих людей нет. Ждать, когда кто-то из малышей подрастёт и выровняет дисбаланс полов нельзя - можно и не дождаться (не забывайте о болезнях). Вторая проблема - это проблема взаимоотношений между людьми уже имеющими семью и людьми, которым семью создать не удалось (не из кого). Излишние холостяки завидуют своим семейным сверстникам, завидуют рождению у них детей; к тому же, холостяки лишены возможности удовлетворять свои половые потребности. Всё это приводит холостых членов рода в состояние неудовлетворённости жизнью, вообще, и жизнью в собственном роду в частности. В свою очередь, женатые и замужние сверстники холостяков, которые одновременно являются родственниками и друзьями, братьями и сёстрами холостых молодых людей сочувствуют им, беспокоятся о них. Им хочется как-то устроить судьбу своих родных и друзей и помочь им создать свою семью. (Это желание у наших предков было столь сильным, что въелось прямо в организм человека и сейчас женатые или замужние люди всегда стараются переженить своих знакомых холостяков и частенько им это удаётся сделать). Такое положение было всегда и в каждом отдельном роду и во всех родах вместе. Каждому роду был необходим баланс семей, и в каждом роду были люди, которым хотелось, чтобы их друзья обзавелись семьями, т.е. каждому роду, в целом, хотелось пристроить своих холостяков. Поэтому, когда при постоянных кочёвках происходила встреча с соседями, то это был настоящий праздник для обеих родов. Для каждого рода, в целом, появлялась возможность выровнять баланс семей; для холостяков появлялась возможность подобрать себе подходящую по возрасту пару; для их друзей и родственников появлялась возможность переженить холостяков. Все были рады этому. Женихи или невесты переходили из рода в род, кому, где больше понравилось. Дисбаланс семей и избыток холостяков в каждом роду сокращался, но полностью не исчезал, так как совсем не обязательно дисбаланс холостяков одного пола в одном роду совпадал с аналогичным дисбалансом холостяков противоположного пола в другом роду. Требовалась ещё встреча с другим родом, где были бы подходящие для этого рода холостяки. И может быть не одна такая встреча. Только тогда в первом роду и во всех родах, вообще, устранялся избыток холостых молодых людей, и образовывалось нужное в каждом роду число семей. Естественно, что в самом начале развития человека, встречи соседних родов для обмена холостяками нельзя назвать плановыми. Они имели более-менее случайный по времени и месту характер. Но так как встречи родов для обмена холостяками были нужны всем, то с течением времени и довольно быстро, по историческим меркам, определились наиболее удобные места и времена для таких встреч. Хождение в гости к соседям для обмена холостяками стало преднамеренным и плановым и по месту, и по времени. Кстати, заодно, во время таких встреч можно было пообщаться с родными или друзьями, ранее перешедшими в другой род. Во время встреч можно было посмотреть, что нового освоили соседи и перенять полезное для себя. Обменяться с приятелем или родственником чем-либо заинтересовавшим тебя. Подарить кому-нибудь что-нибудь. Присмотреться подросткам друг к другу, чтобы, когда вырастешь не искать себе пару, как говорят "наобум, святых", а уже знать в каком роду живёт понравившийся тебе человек и т.д. и т.п. Таким образом, происходил не только обмен женихами и невестами, но и укрепление дружеских связей между родами, а также взаимный обмен опытом, что, вдобавок, ускоряло развитие тогдашней "науки и техники". То есть со всех сторон жизни человека, встречи родов были и плановыми, и мирными, и дружескими, и всем доставляли радость и удовольствие. На этом цитата кончается. Мы возвращаемся к правшам и левшам. Когда происходила очередная встреча с соседним родом, соседи начинали удивленно спрашивать - а откуда это у вас взялись такие большие и мягкие шкуры? Почему у вас так много разнообразного костяного инструмента? Что это за животное вам удалось добыть и отрезать от него такие большие куски мяса? Естественно им с гордостью отвечали. И не столько словами, из-за неразвитости языка, сколько показом своих тренировок. Может быть, и совместную тренировку организовали. А может и на охоту соседей взяли, чтобы те все увидели и поняли. То есть, хотели того соседи или нет, а их буквально затащили в тренировки на праворукость! Ну, а потом были встречи с другими родами. И эти рода встречались с другими и т.д. и т.п. Настоящая разветвленная цепная реакция. Как в атомной бомбе. Только результатом этой реакции был не взрыв, а поголовное вовлечение всех охотников и подростков в тренировки на праворукость. В течение нескольких десятков лет - территорию люди тогда занимали не очень большую - все люди стали учиться быть правшами! В соответствии с ОСЖ 10, 11, 12 стали накапливаться в организме соответствующие белки. Когда их набралось достаточно, произошла перезапись в ДНК, что все должны быть правшами. ОСЖ 8 - он же закон Геккеля - при этом ставится в ДНК метка отмены леворукости. А так как метки отмены или переделки в ДНК иногда плохо считываются, то и сейчас имеем основную массу людей правшами с небольшим количеством левшей. Все произошло по законам природы. Совершенно случайно, в роду, где первыми до всего этого додумались, самым сильным охотником оказался правша. Мог с таким же успехом самым сильным охотником оказался и левша. Тогда ученые сейчас бы думали, а почему все люди левши и не находили бы ответа, как сейчас не могут объяснить почему большинство правши. А оказывается все очень просто - так, как Вы только, что прочитали. Практический вывод из всего сказанного. Левши - небольшой атавизм. И для нормального развития ребенка с ним надо бороться. Аккуратно и не навязчиво. В результате будет как бы двойное развитие мозга и тела. Как минимум такие переученные левши чуточку умнее и чистых левшей и чистых правшей - это уже чистая медицинская статистика подтверждает для детей школьного возраста. Ну и еще маленькое дополнение. Все таки нашим предкам при помощи дубинки было трудно, очень трудно охотиться на животных с хорошей реакцией на обстановку и достаточно быстрых. Поэтому, в основном, старались охотиться на медленно двигающихся животных. В связи с еще не сильным развитием самого человека, додуматься до ограничения на охоту на малоподвижных животных, чтобы их ненароком полностью не истребить, вряд ли было возможно. Из-за этого в промежуток времени от 3 до 2,7 миллионов лет назад должно было произойти вымирание (считай невольное истребление человеком) некоторых тихоходных животных на востоке и юго-востоке Африке, где тогда и жили наши предки. Где-то я читал о таком вымирании, но теперь никак не могу вспомнить, какие виды животных вымерли в это время. Если заинтересуетесь, то и сами найдете этому подтверждение. А я продолжу писать о свойствах человека. Обязательные Свойства Жизни (ОСЖ)

1 Замкнутое, клеточное строение.
2 Обязательность периодического деления, размножения клетки на большой спиралевидной молекуле типа ДНК.
3 Обязательность предохранения от преждевременного деления с использованием хромосомного чехла, накопительных молекул типа РНК
4 Обязательность постоянных или периодических записей в ДНК, ее самопроизвольное удлинение, особенно в условиях длительного недоедания.
5 Периодическое добавление дополнительных хромосом.
6 Обязательное наличие клеточных молекулярных механизмов (КММ) для манипуляций с крупными молекулами.
7 Обязательное наличие КММ для контроля ДНК на гладкость рабочей ее стороны и ремонта испорченных участков ДНК.
8 Обязательность простановки меток отмены-переделки на ДНК. (Закон Геккеля, наличие атавизмов и рудиментов, случайное дублирование органов)
9 Обязательное изменение организма по измененной наследственности в течение его собственной жизни. Наличие периодически действующих связей от организма в целом к ДНК и обратно.
10 Инстинкты - программа готовых действий - записаны в организме в целом. В ДНК есть только косвенные указания того, как этот инстинкт реализуется в процессе роста организма
11 У белковой формы жизни - невероятное изобилие разных белков, синтезируемых без изменений в ДНК. Только скачкообразное изменение записей в ДНК в условиях длительного недоедания.
12 Перед процедурой полового размножения организм приводит все клеточные молекулярные механизмы в самую активную стадию и занимается полным самоконтролем!
13 Во время слияния клеток не только происходит изготовление новой ДНК, но и проверка ее на гладкость, и самоконтроль, и ремонт новой ДНК.
14 Пока какая-либо группа животных не начнет делать что-либо , попадая в новую для них экологическую нишу, изменяться в сторону улучшения свойств, помогающих это что-то делать, ни эта группа, ни вид в целом, не будут! Не позволяет естественный отбор улучшать не используемые организмом свойства тела!
15 Все многоклеточные живые существа, если они готовы к оплодотворению, активнейшим образом изображают Демонстративное Половое Поведение, которое заключается в наборе обязательных поз и часто сопровождается специально выделяемыми пахучими веществами.
16 У достаточно развитых животных в мозгу есть Центр Удовольствия. В процессе размножения центр удовольствия вырабатывает сигналы правильности действий и сигналы удовольствия от процесса размножения.
Небольшое пояснение к п. 11. Попав в новые для него условия, организм начинает синтез белков, которые помогут ему выжить. При этом несколько меняется и сам организм, работа которого идет по новому варианту. Несколько изменившийся организм вырабатывает еще сильнее изменившиеся белки, которые еще больше изменяют и сам организм. И так до тех пор, пока организм более-менее не приспособится к новым условиям. Когда изменившемуся организму в новых условиях станет жить более комфортно, чем на момент перехода на эти условия, то и происходит сброс всей накопленной на белках информации на ДНК, чтобы в последующем нужные белки изготавливались сразу, без перебора разных вариантов.

Мы живем в обществе, в котором доминирует правши. Если верить статистике, то приблизительно 85-90% населения активно используют правую руку. Ручки на дверях, переключатель скорости в автомобиле, дверцы в шифоньерах – все сделано для удобства правши. Меньшинству приходится подстраиваться, единицы используют специальные приспособления, основная масса прекрасно обходятся без них.

Почему большинство людей – правши? На сегодняшний день нет определенного ответа на этот вопрос. Есть несколько версий, объясняющих это явление.

Одной из версий называют асимметричность нашего тела. Левая рука длиннее правой, стопа правой ноги больше по размеру, чем левая. Или наоборот. Такая асимметрия наблюдается по всему телу человека, такая же ситуация происходит и внутри его организма. Давно не опровержимым является факт, что ведущую руку определяет мозг. Левое полушарие управляет правой частью нашего тела, левая часть управляема правым полушарием. У левши больше развито правое полушарие, у правши – левое. Ученые предполагают, что в большинстве случаев левое полушарие головного мозга доминирует над правым. Раз левая сторона мозга доминирует, значит, правая сторона нашего тела более совершенная и развитая. Этим фактом можно и объяснить, почему большинство из нас правши. Если же у человека больше развито правое полушарие, то ему удобнее работать левой стороной тела. Он – левша.

Следующая версия – внутриутробное развитие. Был проведен эксперимент, в ходе которого наблюдали за течением беременности женщин. С помощью ультразвука фотографировали не родившихся малышей и рассматривали изображение. Если кроха сосал или активно шевелил правой рукой, строили предположение, что он правша. И напротив, левша использовал левую ручку. После рождения дети подтвердили догадки ученых. Был сделан вывод, что на 3-4 месяце внутриутробного развития, у будущих левшей происходят некоторые изменения в мозге. Как результат – правое полушарие начинает доминировать над левым. Со временем изменения закрепляются, и правое полушарие теперь отвечает за речь и письмо. Левая рука становится ведущей. Если подобная «перестройка» произошла не полностью, то человек может одинаково владеть и левой и правой стороной тела. Их называют амбидекстрами, в общей массе населения они составляют всего 1%.

Еще одно предположение – генетическая наследственность. Дети с доминирующим правым полушарием мозга рождаются в семьях, в которых по линии матери были левши.

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактное и логическое мышление, правое - за пространственное и образное. Полушария имеют разный энергетический уровень, в правом происходит интенсивный обмен веществ, оно более возбудимое. В левом энергетика снижена, возбуждения происходят реже и слабее. Поэтому левша и правша – абсолютно разные по своей сути люди. У правшей выше интеллект, им проще найти общий язык в коллективе, они общительные. Левши хуже учатся в школе, зато им дано отличать тончайшие цветовые оттенки, слышать малейшие колебания звуков и интонаций. Это творческие люди.

В былые времена детям в школе привязывали левую руку к телу, пытаясь переучить ребенка на правшу. Как результат – дети теряли навыки владения левой, а приобретаемый опыт работы правой давался с трудом и не в полной мере. Сегодня авторитетные психологи выступают против таких радикальных мер. Если ребенку легче управлять левой рукой, то не стоит ему в этом препятствовать. И не смотря на то, что левша и правша по-разному мыслят и воспринимают мир, они прекрасно существуют друг с другом, и это замечательно!

Во всем мире правши составляют основную часть населения. Но почему? — задался вопросом корреспондент BBC Future.

Мы, люди, нечасто сходимся во мнениях, но как минимум на один вопрос большинство даст один и тот же ответ — какой рукой удобнее пользоваться. Если вы пишете одной рукой, то едите вы, вероятно, с ее же помощью, и у большинства людей — около 85% — это правая рука. Кроме того, «истории неизвестны случаи, чтобы где-либо преобладали левши», — рассказывает археолог Натали Уомини (Natalie Uomini) из Ливерпульского университета.

Латерализация в использовании конечностей — то есть предпочтение левой или правой руки или ноги — чаще всего объясняется особенностями мозга. Известно, что за некоторые задачи отвечает левое полушарие, а другие управляются правым. При этом все усложняется тем, что нервы, соединяющие мозг с телом, перекрещиваются, так что левое полушарие в большей степени контролирует правую сторону тела и наоборот. Иными словами, с помощью левого полушария мозга мы пользуемся правой рукой, глазом, ногой и так далее.

Некоторые ученые полагают, что это нейрологическое «разделение труда» существует в животном мире уже полмиллиарда лет. Возможно, оно возникло в ходе эволюции потому, что мозг эффективнее обрабатывает информацию, когда полушария выполняют разную работу. Например, можно предположить, что левая половина мозга решала повседневные задачи, скажем, поиск пропитания, в то время как правая всегда оставалась начеку, чтобы вовремя заметить и быстро отреагировать на неожиданное изменение среды, в частности приближение хищника. Подтверждение этому — различные виды рыб, жаб и птиц, которые чаще хватают добычу, видимую правым глазом.

Получается (хотя доказать это не так просто), что когда наши предки гоминини (в так называемую трибу гоминини традиционно включают людей, шимпанзе и их вымерших предков — ред.) начали ходить на двух конечностях вместо четырех и у них освободились руки для новой работы, такой как изготовление инструментов, они были предрасположены к тому, чтобы использовать руки неодинаково. Или, как это сформулировали Стефани Браччини (Stephanie Braccini) и ее коллеги в статье в Journal of Human Evolution,"развитие индивидуальной асимметрии могло начаться уже на том этапе, когда ранние гоминини привычно переходили к прямохождению во время использования орудий или поиска пропитания«.

Стремясь подтвердить свою теорию, Браччини и ее коллеги наблюдали за шимпанзе и обнаружили, что, стоя на четырех конечностях, обезьяны в равной мере пользуются обеими руками. Асимметрия в предпочтении руки появляется, только когда им приходится выпрямиться, чтобы что-то сделать — однако левшей и правшей среди обезьян поровну.

В таком случае должно быть еще какое-то объяснение тому, что на смену ранним людям, одинаково часто предпочитавшим ту или иную руку, пришел современный человек — почти всегда правша.

Мы приблизительно знаем эпоху, когда это произошло: ученые в рамках эксперимента пытались самостоятельно изготавливать древние каменные орудия, обтесывая камень левой или правой рукой и затем сравнивая получившиеся предметы с теми, которые остались от ранних гоминини. В итоге у нас пока что мало доводов в пользу праворукости наших предков, создававших инструменты два миллиона лет назад и более.

Однако найденные на стоянке Кооби-Фора в Кении каменные инструменты, изготовленные полтора миллиона лет назад представителями двух видов, предшествовавших человеку — Homo habilis («человек умелый») и Homo erectus («человек прямоходящий») — уже позволяют говорить о тенденции к праворукости в масштабах целого вида. К моменту же появления вида Homo heidelbergensis («гейдельбергский человек») около 600 тысяч лет назад правши уже явно доминировали в доисторическом обществе. Так, характер износа сохранившихся зубов Homo heidelbergensis показывает, что пищу обычно подносили ко рту правой рукой.

Итак, мы выяснили, когда начался перекос в правую сторону, но не выяснили, почему. Существует версия, что это связано с языком. Так же, как большинство из нас правши — а за правую сторону тела, как мы помним, отвечает левая половина мозга, — так же у большинства людей левое полушарие отвечает за речь. Этот вид асимметрии еще более распространен, чем праворукость; можно предположить, что по мере развития языковой специализации левого полушария правая рука начала доминировать просто в качестве побочного эффекта. Это так называемая гипотеза Homo loquens («человека говорящего»): латерализация функций головного мозга в целом проявилась под влиянием способности человека ходить на двух ногах и удерживать вертикальную позу, а предпочтение правой руки возникло позже, по мере развития способности к языку.

Таким образом, всеобщая праворукость может быть лишь случайным побочным эффектом устройства мозга у большинства из нас. Но доказать эту гипотезу сложно, если вообще возможно, поскольку в идеале нужно было бы провести ряд нейрологических тестов на наших предках, которых давно нет в живых. Получается, мы никогда не узнаем наверняка, какая последовательность событий привела к тому, что наш вид настолько сильно полагается на правую сторону тела и, соответственно, левую половину мозга.

Что же можно сказать левшам? Не унывайте! Как отмечают авторы исследования, опубликованного в 1977 году журналом Psychological Bulletin, имеется «крайне мало доказательств предположительной связи между леворукостью и какими-либо недостатками». Более того, ряд исследований показал, что левши быстрее восстанавливаются после черепно-мозговых травм. А в бою на стороне того, кто хорошо владеет левой рукой, эффект неожиданности — а значит, у левшей есть преимущество в спортивных единоборствах.

Все это говорит о том, что в отклонении от нормы всегда можно найти свои плюсы.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Левши - «любимчики» святой инквизиции, дизайнеров приложений, бейсболистов и учителей в течение всей истории человечества вплоть до середины ХХ века. Последние особенно часто задавались вопросом: откуда появились эти 10 % «левых» людей и почему они никак не хотят быть как «правые»?

Собственно, сайт и решил поискать ответ на этот хороший вопрос.

Почему правый - правильный?

Заметьте, даже в языке - не только в русском, а в большинстве языков - прилагательное «правый» помимо стороны обозначает также «правильный, справедливый, праведный, честный», даже законодательная дисциплина называется право, лучший помощник - правая рука, и вообще человек право имеет. А что значит «левый»? Поддельный, краденый, чужой. Революции свершают левые. Изменщики ходят налево.

Почему так произошло - доподлинно неизвестно. Существуют разные теории о «происхождении» левшей, но ни одна из них пока не воспринимается серьезно.

  • Романтическая версия - «теория щита и меча». Главное, что должны были защитить в бою древние воины, - это сердце. Сердце находится слева, следовательно, щитом его необходимо прикрывать слева. Если в левой руке щит, правая вполне логично развивается и становится сильной и доминирующей благодаря мечу.
  • Конспирологическая версия. Леворукой раньше была лишь высшая каста. То есть это был символ некоего подобия масонской ложи. Но потом все как-то перемешались, переженились, и такой удивительный «масонский» ген леворукости вышел в мир, поэтому его мало, но относительно много (еще раз напомним: 10 % от всего населения Земли).
  • Воодушевляющая всех леворуких версия. Леворукими рождаются особо выдающиеся и творческие деятели (см. картинку выше). А все потому, что левая рука связана с правой частью мозга, которая отвечает за креатив. Эх, красиво звучит, но, во-первых, ученые это уже опровергли , во-вторых, среди праворуких, так уж вышло, тоже есть великие творцы. Но все же эта версия остается самой популярной из предложенных.
  • Недоказанная генетическая версия. В 2008 году ученые нашли «ген левшей» - LRRTM1 , но мировое сообщество ученых официально его пока не признает. Правда, в поддержку этой версии может послужить следующий любопытный факт: люди - это не единственный вид на земле, у которого одна сторона превалирует над другой... Недосказанность и таинственность этой фразы разрешит следующий пункт.

Левши есть и среди животных

Двигательная асимметрия (то есть разделение на левшей и правшей) присуща и разным видам животных . Например, некоторые птицы спят только на определенной ведущей ноге (например, аисты или фламинго); по-разному складывают крылья: птицы-правши накладывают правое на левое, левши - левое на правое; обезьяны при их, казалось бы, абсолютной ловкости тоже в основном правши; несмотря на то что 40 % кошек пользуются обеими лапами одинаково, остальные 60 % играют, защищаются или придерживают еду в основном либо только правой (40 %), либо левой (20 %). В общем, список можно продолжать бесконечно, логика та же.

Перейдем к научным причинам леворукости:

  • Травма правой руки в раннем возрасте.
  • Родовые травмы или патологии при беременности, которые повлияли на развитие мозга ребенка.
  • Генетическая особенность (еще раз напомним: точно не доказанная). Но то, что у левшей чаще рождаются левши, это факт .
  • Подражание родителям. Как следствие, праворукий ребенок может просто взять в привычку писать и есть левой рукой.

Тоже самое можно сказать и о людях с доминирующей правой рукой: многие современные правши являются латентными левшами, даже не подозревая об этом, просто потому что их приучили писать правой.

Но, если рассматривать проблему более глобально, приблизительно лишь половина населения - чистые правши. Даже если вы пишете правой рукой, ведущий глаз у вас может быть левым, так же как и нога. Это означает, что вы парциальный левша . Яркий тому пример - Чарли Чаплин, который писал правой рукой, но на скрипке играл левой.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...