Почему имена существительные прилагательные глагола. Имя существительное

Ср. Эта дверь? Прилагательна , потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь еще не навешана, так та покамест существительна .

Фонвизин. Недоросль. 4, 8. Митрофан.

  • - прилага́тельное самостоятельная часть речи. Общее значение – признак предмета. Этим и определяется грамматика прилагательного...

    Литературная энциклопедия

  • - существи́тельное имя, самостоятельная часть речи. Общее значение имён существительных – предметность: булка и прогулка, кость и вечность для языка «предметы», поскольку их можно считать...

    Литературная энциклопедия

  • - ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, или имя П. Слово, имеющее формы согласования в роде, числе и падеже и обозначающее признак предмета, обозначенного тем существительным, с которым оно согласовано...

    Словарь литературных терминов

  • - название части речи, обозначающей какое-либо представление или понятие самостоятельно, независимо от каких бы то ни было отношений к другим представлениям, с которыми оно может быть связано...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - часть речи, класс полнозначных слов, который включает в себя названия предметов и одушевлённых существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего и дополнения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - часть речи, обозначающая предметы, свойства, отвлеченные от их носителя, действия и состояния в отвлечении от их субъекта...

    Современная энциклопедия

  • - класс полнозначных слов, который включает в себя названия предметов и одушевленных существ и может выступать в предложении в функциях подлежащего и дополнения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Часть речи, характеризующаяся; а) обозначением признака предмета; б) изменяемостью по падежам, числам, родам; в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого...
  • - Часть речи, характеризующаяся; а) значением предметности; б) выражением этого значения при помощи категорий рода, числа и падежа, а также одушевленности и неодушевленности...

    Словарь лингвистических терминов

  • - см. имя...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Знаменательная часть речи, выражающая грамматическое значение предметности в несловоизменительных категориях одушевленности и рода и словоизменительных категориях числа и падежа...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНОЕ, -ого, ср. или имя существительное в грамматике: часть речи, обозначающая предмет и выражающая значение предметности в формах рода, числа и падежа. Склонение имён существительных...

    Толковый словарь Ожегова

  • - существ"...

    Русский орфографический словарь

  • - Ср. Эта дверь? Прилагательна, потому что она приложена къ своему мѣсту. Вонъ у чулана дверь еще не навѣшана, такъ та покамѣстъ существительна. Фонвизинъ. Недоросль. 4, 8. Митрофанъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. sostantivo...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

"прилагательное и существительное" в книгах

Числа - имя существительное

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Числа - имя существительное Вы обратили внимание на слово число? Помните, что буквы Ч, К, Ц и С переходят друг в друга? Число - числ - цикл - ци-кл - сила чи/ци. Перед нами первобытный корень чи, которым наши предки определяли управление жизнью на Земле и во Вселенной:

2. Имя существительное

Из книги Философия имени автора Булгаков Сергей Николаевич

2. Имя существительное Итак, стволом имени существительного является местоимение, одеждой – именование. Первое есть подлежащее, второе сказуемое, первое – субъект суждения, второе – предикат. Имя есть скрытое суждение, неразвернутое предложение. Вот это нечто, что

Когда прилагательное «холуйская» можно рассматривать как положительную характеристику?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Когда прилагательное «холуйская» можно рассматривать как положительную характеристику? Смысл слова «холуйская» существенно зависит от того, какой слог в нем является ударным: при переносе ударения со второго слога на первый это слово из презрительного эпитета

Прилагательное имя

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Прилагательное имя Прилагательное имя (грамм.) – обозначает, что признак, выражаемый корнем П. имени, принадлежит другому предмету, обозначаемому именем существительным Напр., в выражении «добрый человек» П. «добрый» показывает, что признак «доброта» принадлежит

Прилагательное

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Существительное

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Имя существительное

автора Гусева Тамара Ивановна

Имя существительное 6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода,

Имя прилагательное

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

Имя прилагательное 6.14. Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическая роль В чем специфика имени прилагательного, отличающая его от других частей речи? Эта специфика выражена в трех величинах: значении прилагательного как части речи, его

13. Имя прилагательное

автора Штунь А И

13. Имя прилагательное Категориальное (обобщенное) значение прилагательного как части речи – значение признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.).1. Прилагательные в латинском языке, как и в русском, делятся на качественные и относительные. Качественные

15. Прилагательное – согласованное определение

Из книги Латинский язык для медиков автора Штунь А И

15. Прилагательное – согласованное определение Другой вид подчинительной связи, когда функцию определения в именном словосочетании выполняет не существительное в род. п., а прилагательное, называется согласованием, а определение – согласованным.При согласовании

Лекция № 4. Имя прилагательное. Грамматические категории

автора Штунь А И

Лекция № 4. Имя прилагательное. Грамматические категории Категориальное (обобщенное) значение прилагательного как части речи – значение признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.).1. Прилагательные в латинском языке, как и в русском, делятся на

2. Согласование. Прилагательное – согласованное определение

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

2. Согласование. Прилагательное – согласованное определение Другой вид подчинительной связи, когда функцию определения в именном словосочетании выполняет не существительное в род. п., а прилагательное, называется согласованием, а определение – согласованным.При

Россия – существительное, русский – прилагательное

Из книги Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды автора Архангельский Александр Николаевич

Россия – существительное, русский – прилагательное Сейчас в России живет около 144 миллионов человек. То есть примерно 2,5 процента от мирового населения. Территория страны при этом составляет около 13 процентов от всей мировой суши. Не 1/6, как во времена СССР, но тоже не

Урок 1.6 Оставшиеся части речи: наречие, прилагательное, числительное

Из книги Английская грамматика с Васей Пупкиным автора Городнюк Наталия

Урок 1.6 Оставшиеся части речи: наречие, прилагательное, числительное Н: Василий, предлагаю разобрать все оставшиеся и нетронутые нами части речи.В: Приступим.Н: Начнем с прилагательного. Имя прилагательное, как в русском, так и в английском языке отвечает на вопрос «какой?

3.3. Модели «существительное-глагол» и «глагол-существительное»

Из книги Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем автора Раскин Джефф

3.3. Модели «существительное-глагол» и «глагол-существительное» Большой класс команд предусматривает применение некоторого действия к некоторому объекту. Например, при использовании текстового процессора вы можете выбрать какой-то абзац и изменить его шрифт. В этом

7 апреля 2015

При общении мы используем различные слова, строим разнообразные предложения и словосочетания. И вряд ли кто-либо задумывается о том, какие именно части речи он использует в своих разговорах. При произношении того или иного слова не каждому придет в голову анализировать, что это: существительное, прилагательное, глагол или какая-нибудь его форма.

Другое дело, когда нужно разобрать предложение письменно на школьных занятиях. Тут и распределяются слова по разным категориям.

Что такое часть речи?

Все в мире делится на различные категории. Так уж мы, люди, привыкли раскладывать все "по полочкам", чтобы не было и намека на хаос. То же самое мы проделали с наукой. Мы разделяем различные предметы и явления на типы, виды, подтипы и так далее. Конечно, это очень удобно, когда все систематизировано.

Такой подход касается и частей речи. Ведь что они представляют собой? Это слова, которые разделены на различные категории по общим признакам, морфологическим и синтаксическим. Таким образом, они представляют собой части речи (например, имя существительное, прилагательное, глагол и так далее). Каждая из них имеет свои особенности и играет определенную роль в предложениях.

Части речи в русском языке

Всего частей речи десять. Их тоже можно разделить по категориям. В первую входят: имя существительное (мама, подарок, солнце ), имя прилагательное (мамино, подарочный, солнечный ), имя числительное (одна, второй, трое ) и местоимение (она, я, мы, себя ). Они обозначают предмет и его признаки.

Есть части речи, которые называются служебными (частица, предлог, союз). Они соединяют слова и части предложения. Частица придает смысловую и эмоциональную нагрузку.

Как мы видим, части речи (существительное, прилагательное, глагол и т. д.) имеют свои определенные характеристики и выполняют определенные роли в структуре предложений.

Видео по теме

Имя существительное

Что это за часть речи? Она предназначена для обозначения предмета. Отвечает на вопросы "кто" или "что". Например: папа, кошка, телевизор, цветы . Также она отвечает и на другие вопросы, в зависимости от склонения по падежам и числам. Например, "кем", "чем" - человеком, деревом .

Существительные бывают разных родов (женский: сила, воля ; мужской: баран, лес ; средний: полотенце, окно ; общий: плакса, врач) .

Различаются по числам (бывают единственного и множественного: книга - книги, облако - облака, козел - козлы, стул - стулья, дерево - деревья ).

Делятся на одушевленные (белка ) и неодушевленные (камень ). При этом бывает очень трудно определить, к какому именно виду относится имя существительное. Глагол, прилагательное и другие части речи не делятся на такие виды. Чтобы не ошибиться с тем, одушевленный предмет или нет, нужно выучить некоторые правила.

Что такое имя прилагательное?

Красивый, добрый, замечательный, ясный - все это признаки какого-либо предмета. Эти слова - имена прилагательные. Они отвечают на вопрос "какой".

Как и существительные, прилагательные изменяются по родам: светлый, светлая, светлое (бывают трех видов: мужского - плохой , женского - хорошая, и среднего - умное ); по числам: добрый - добрые ; падежам: доброму, доброго, добрым .

Бывают они качественные (показывают безотносительные свойства предмета, которые могут быть разной интенсивности, быть в краткой форме и отличаться разными степенями сравнения: белый - бел - белее ), относительные (относятся к чему-либо: железный, кирпичный, дверной, оконный ) и притяжательные (указывают принадлежность: сестрин, папин, бабушкин ).

Мы изучили, что представляют собой существительное, прилагательное. Глагол - следующая часть речи, которая будет рассмотрена в этой статье.

Что такое глагол?

Слова, обозначающие действия, отвечающие на вопрос "что делать" - глаголы. Они имеют признаки числа (сдала - сдали), лица, времени (делал - делаю - сделаю ), залога, наклонения (сослагательного), рода (увидел - увидела ).

Многие неправильно обозначают количество частей речи русского языка, учитывая некоторые слова. Существительные, прилагательные, глаголы бывают разных видов. И некоторые принимают эти виды за отдельные части речи. Последние - глаголы - имеют разные формы, которые тоже часто воспринимают как части речи. Далее мы уделим им немного внимания.

Формы глагола

Причастие, деепричастие многие воспринимают как отдельные части речи. Но на самом деле они всего лишь являются формами глагола. Причастие обозначает действие (состояние) меняющегося во времени признака предмета. Например: читающий дед . Деепричастие - действие в качестве признака другого действия. Например: сказал, смотря вслед; сделал, оглядываясь назад .

По-другому обстоит дело с инфинитивом. Его, как правило, воспринимают как форму глагола. И правильно делают. Он не имеет признаков лица, времени, числа, залога, а также наклонения и рода. Например: думать, читать, писать, бежать, начать .

Причастие же имеет эти признаки. Оно по характеристикам похоже на прилагательное, глагол. Прилагательное, существительное предложение строят с помощью предметов и их признаков. Причастие же обозначает действие (состояние) в качестве признака предмета, способного меняться во времени. Такой характеристикой оно и отличается от имени прилагательного, с которым его тоже иногда путают.

Причастие бывает действительное (действие совершается самим носителем признака, например - играющий ребенок ) и страдательное (признак, возникший из-за воздействия на его носителя, например - гонимые беженцы ).

Что такое наречие?

Следующая часть речи, обозначающая признак действия, предмета, отличается хорошим качеством - неизменяемостью. Это наречие. Чаще всего оно относится к глаголу, обозначая признак действия. Например: говорила медленно, смотрела взволнованно . Также часто наречие обозначает признак признака (например: ярко накрашенные глаза, очень странный сюжет ), реже - признаки предмета (например: шаг вперед, чтение вслух ).

На различные виды делятся многие части речи. Например, существительное, прилагательное, глагол. Наречие же делится на разряды. Всего их шесть.

  1. Наречия образа действия. Они отвечают на вопросы "каким образом", "как". Примеры: спать плохо, готовить по-быстрому, кататься верхом, жить дружно .
  2. Наречия времени ("когда"). Примеры: учился вчера, встал сегодня, вышел утром, вернулся вечером, был летом, катался зимой, случилось накануне, отдыхаю сейчас и т. д.
  3. Наречия места, отвечающие на вопросы: "где", "откуда", "куда". Например: быть здесь, идти туда, выйти отсюда .
  4. Наречие степени и действия ("сколько", "насколько"). Сюда можно отнести такие слова, как много, мало, дважды, очень, весьма и т. д.
  5. Наречия причины, отвечающие на вопросы "почему" и "отчего" - следующий разряд. К нему относятся такие слова, как сдуру, сгоряча .
  6. Наречия цели, отвечающие на вопросы "с какой целью", "для чего". Например: отравил нарочно, подставил назло, оставил специально .

Заключение

В данной статье мы рассмотрели некоторые части речи: существительное, прилагательное, глагол и наречие. Каждая из них имеет свои особенности и влияет на построение предложений, поэтому они так важны и нужны. Не зря они называются частями речи. Это компоненты предложения, без которых его нет.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Приветствие;
- запись числа в тетради.

2. Минутка чистописания.

В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

Определите закономерность данного ряда:

Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

3. Словарная работа.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек ). Отгадайте слово:

1) первая буква - это согласная в последнем слоге слова «КОМНАТА»
2) вторая буква - это согласная, два раза встречающаяся в слове «КВАРТИРА»
3) третья буква - это безударная гласная в слове «ЗАВТРАК»
4) четвертая буква - это первый звук в слове «МАЛИНА»
5) пятая буква - с неё начинается второй слог в слове «ОВЕС»
6) шестая буква - это последний гласный звук в слове «СОЛОМА»
7) седьмая буква - это согласный звук, который всегда зв., мяг. В слове «УРОЖАЙ»

Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

4. Обобщение по частям речи.

Какие части речи вы знаете?

Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

4.1. Повторение имени существительного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.

б) коллективная работа по рисунку 5.

Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

Пример: Что? - Мебель: шкаф, кровать.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

4.2. Повторение имени прилагательного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

б) Коллективная работа по схеме.

Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

Опишите предметы по вкусу:

Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

Пример: Солёная селёдка.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

4.3. Повторение глагола.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)

Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

Пример: Ветер надувает паруса.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала ,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла ,
А в субботу торт купила ,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

д) творческое задание в работе с глаголом.

Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

е) логическое задание в работе с глаголом.

Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

ж) инсценировка стихотворения.

Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю наш сосед…
(Он живёт над нами.)
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
-Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

О какой части речи говорилось в стихотворении?

5. Закрепление по изученным частям речи.

С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

- сказ - - сад -

6. Итог урока.

Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

Грамматика, грамматика, -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным - весёлый
Новый школьный день пришёл.

На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

При общении мы используем различные слова, строим разнообразные предложения и словосочетания. И вряд ли кто-либо задумывается о том, какие именно части речи он использует в своих разговорах. При произношении того или иного слова не каждому придет в голову анализировать, что это: существительное, прилагательное, глагол или какая-нибудь его форма.

Другое дело, когда нужно разобрать предложение письменно на школьных занятиях. Тут и распределяются слова по разным категориям.

Что такое часть речи?

Все в мире делится на различные категории. Так уж мы, люди, привыкли раскладывать все "по полочкам", чтобы не было и намека на хаос. То же самое мы проделали с наукой. Мы разделяем различные предметы и явления на типы, виды, подтипы и так далее. Конечно, это очень удобно, когда все систематизировано.

Такой подход касается и частей речи. Ведь что они представляют собой? Это слова, которые разделены на различные категории по общим признакам, морфологическим и синтаксическим. Таким образом, они представляют собой части речи (например, имя существительное, прилагательное, глагол и так далее). Каждая из них имеет свои особенности и играет определенную роль в предложениях.

Части речи в русском языке

Всего частей речи десять. Их тоже можно разделить по категориям. В первую входят: имя существительное (мама, подарок, солнце ), имя прилагательное (мамино, подарочный, солнечный ), имя числительное (одна, второй, трое ) и местоимение (она, я, мы, себя ). Они обозначают предмет и его признаки.

Есть части речи, которые называются служебными Они соединяют слова и части предложения. Частица придает смысловую и эмоциональную нагрузку.

Как мы видим, части речи (существительное, прилагательное, глагол и т. д.) имеют свои определенные характеристики и выполняют определенные роли в структуре предложений.

Имя существительное

Что это за часть речи? Она предназначена для обозначения предмета. Отвечает на вопросы "кто" или "что". Например: папа, кошка, телевизор, цветы . Также она отвечает и на другие вопросы, в зависимости от склонения по падежам и числам. Например, "кем", "чем" - человеком, деревом .

Существительные бывают разных родов (женский: сила, воля ; мужской: баран, лес ; средний: полотенце, окно ; общий: плакса, врач) .

Различаются по числам (бывают единственного и множественного: книга - книги, облако - облака, козел - козлы, стул - стулья, дерево - деревья ).

Делятся на одушевленные (белка ) и неодушевленные (камень ). При этом бывает очень трудно определить, к какому именно виду относится имя существительное. Глагол, прилагательное и другие части речи не делятся на такие виды. Чтобы не ошибиться с тем, одушевленный предмет или нет, нужно выучить некоторые правила.

Что такое имя прилагательное?

Красивый, добрый, замечательный, ясный - все это признаки какого-либо предмета. Эти слова - имена прилагательные. Они отвечают на вопрос "какой".

Как и существительные, прилагательные изменяются по родам: светлый, светлая, светлое (бывают трех видов: мужского - плохой , женского - хорошая, и среднего - умное ); по числам: добрый - добрые ; падежам: доброму, доброго, добрым .

Бывают они качественные (показывают безотносительные свойства предмета, которые могут быть разной интенсивности, быть в краткой форме и отличаться разными степенями сравнения: белый - бел - белее ), относительные (относятся к чему-либо: железный, кирпичный, дверной, оконный ) и притяжательные (указывают принадлежность: сестрин, папин, бабушкин ).

Мы изучили, что представляют собой существительное, прилагательное. Глагол - следующая часть речи, которая будет рассмотрена в этой статье.

Что такое глагол?

Слова, обозначающие действия, отвечающие на вопрос "что делать" - глаголы. Они имеют признаки числа (сдала - сдали), лица, времени (делал - делаю - сделаю ), залога, наклонения (сослагательного), рода (увидел - увидела ).

Многие неправильно обозначают количество частей речи русского языка, учитывая некоторые слова. Существительные, прилагательные, глаголы бывают разных видов. И некоторые принимают эти виды за отдельные части речи. Последние - глаголы - имеют разные формы, которые тоже часто воспринимают как части речи. Далее мы уделим им немного внимания.

Формы глагола

Причастие, деепричастие многие воспринимают как отдельные части речи. Но на самом деле они всего лишь являются формами глагола. Причастие обозначает действие (состояние) меняющегося во времени признака предмета. Например: читающий дед . Деепричастие - действие в качестве признака другого действия. Например: сказал, смотря вслед; сделал, оглядываясь назад .

По-другому обстоит дело с инфинитивом. Его, как правило, воспринимают как И правильно делают. Он не имеет признаков лица, времени, числа, залога, а также наклонения и рода. Например: думать, читать, писать, бежать, начать .

Причастие же имеет эти признаки. Оно по характеристикам похоже на прилагательное, глагол. Прилагательное, существительное предложение строят с помощью предметов и их признаков. Причастие же обозначает действие (состояние) в качестве признака предмета, способного меняться во времени. Такой характеристикой оно и отличается от имени прилагательного, с которым его тоже иногда путают.

Причастие бывает действительное (действие совершается самим носителем признака, например - играющий ребенок ) и страдательное (признак, возникший из-за воздействия на его носителя, например - гонимые беженцы ).

Что такое наречие?

Следующая часть речи, обозначающая признак действия, предмета, отличается хорошим качеством - неизменяемостью. Чаще всего оно относится к глаголу, обозначая признак действия. Например: говорила медленно, смотрела взволнованно . Также часто наречие обозначает признак признака (например: ярко накрашенные глаза, очень странный сюжет ), реже - признаки предмета (например: шаг вперед, чтение вслух ).

На различные виды делятся многие части речи. Например, существительное, прилагательное, глагол. Наречие же делится на разряды. Всего их шесть.

  1. Они отвечают на вопросы "каким образом", "как". Примеры: спать плохо, готовить по-быстрому, кататься верхом, жить дружно .
  2. Наречия времени ("когда"). Примеры: учился вчера, встал сегодня, вышел утром, вернулся вечером, был летом, катался зимой, случилось накануне, отдыхаю сейчас и т. д.
  3. Наречия места, отвечающие на вопросы: "где", "откуда", "куда". Например: быть здесь, идти туда, выйти отсюда .
  4. Наречие степени и действия ("сколько", "насколько"). Сюда можно отнести такие слова, как много, мало, дважды, очень, весьма и т. д.
  5. Наречия причины, отвечающие на вопросы "почему" и "отчего" - следующий разряд. К нему относятся такие слова, как сдуру, сгоряча .
  6. Наречия цели, отвечающие на вопросы "с какой целью", "для чего". Например: отравил нарочно, подставил назло, оставил специально .

Заключение

В данной статье мы рассмотрели некоторые части речи: существительное, прилагательное, глагол и наречие. Каждая из них имеет свои особенности и влияет на построение предложений, поэтому они так важны и нужны. Не зря они называются частями речи. Это компоненты предложения, без которых его нет.

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...