Почему иван 3 женился на софье палеолог. Что привезла с собой Софья

Жены Ивана III Васильевича

Жена Ивана III Мария скончалась преждевременно и внезапно в юном возрасте в отсутствие мужа. Ее хоронили мать великого князя и митрополит в кремлевской церкви Вознесения, где со времен Василия Дмитриевича стали хоронить всех княгинь. Смерть Марии приписывают отравлению ядом, так как тело умершей необъяснимо вдруг отекло. В отравлении подозревали жену дворянина Алексея Полуектова, Наталью, которая служила Марии и однажды отсылала ее пояс какой-то ворожее. Доказательства не убедили Ивана Васильевича, но Алексей Полуектов в течение шести лет не смел показываться великому князю на глаза.

Второй брак Ивана III состоялся в какой-то степени по политическому расчету. У одного из братьев греческого императора Константина Палеолога Фомы была дочь Софья, которую природа одарила не только красотой, но и умом. Папа искал Софье достойного жениха и по совету кардинала Виссариона обратил внимание на Россию. По Европе ходили слухи о несметном богатстве и многочисленности населения россиян. Папа имел тайное намерение через Софью подчинить себе нашу церковь и подвигнуть русского царя к освобождению Греции от турецкого ига.

В 1469 г. кардинал Виссарион отправил грека Юрия с письмом к великому московскому князю, в котором предлагал ему руку Софьи, будто бы уже отказавшей двум женихам, королю французскому и герцогу медиоланскому (миланскому), не желая выходить замуж за иноверца. Это обрадовало Ивана, и все решили, что сам Бог посылает Ивану такую знатную невесту и что в результате этого союза Москва станет новой Византией, а монарх получит права греческого императора.

1 июня София была обручена в церкви Св. Петра с государем Московским. Папа дал Софии богатое вено и отправил ее в Москву. Невеста имела свой собственный двор, чиновников и слуг, к которым присоединились и другие греки, которые рассчитывали найти в Москве вторую родину.

Народу по душе пришлась царевна, которая усердно молилась, соблюдая все обряды по Закону. По обычаю того времени гостеприимство выражалось подарками; бояре и купцы поднесли Софье пятьдесят рублей деньгами.

Митрополит со всем великолепием греческих обрядов обвенчал, наконец, Ивана и Софью в присутствии его матери, братьев, множества бояр и князей, легата Антония, греков и римлян.

Иван любил Софью и прожил с ней в согласии двадцать лет, прислушивался к ее советам и можно сказать, что все наиболее важные государственные начинания заканчивались успешно не без участия Софьи.

Софья родила Ивану трех дочерей: Елену, Феодосию и еще одну Елену. Но они хотели сына, и Софья ходила пешком в Троицкий монастырь, где, по преданию, ей явился Св. Сергий с младенцем на руках. Святой вложил этого младенца в Софью. Софью поразило удивительное видение, она целовала мощи святого и через девять месяцев родила сына, Василия-Гавриила. Об этом рассказал сам Василий митрополиту Иоасафу, когда уже был царем. Потом Софья родила еще четырех сыновей: Георгия, Дмитрия, Симеона и Андрея, и двух дочерей: Феодосию и Евдокию.

Софья умерла в 1503 г. Потеря для Ивана была настолько чувствительна, что его здоровье сильно пошатнулось. После смерти жены он прожил всего два года.

Из книги Повседневная жизнь восточного гарема автора Казиев Шапи Магомедович

Жены султана (кадины-эфенди) Как мусульманин султан имел право иметь до четырех жен, то есть жен официальных, с которыми заключались брачные контракты, игрались свадьбы со всеми подобающими церемониями. Однако со временем это правило претерпело немало изменений. Брачные

Из книги Легенды народного сказителя автора Кукуллу Амалдан

Малахим и младший брат жены Как-то, говорят, ремонтировал Малахим свою арбу, измучился, устал. А тут еще и младший брат жены пришел и стал мешать. То молоток возьмет, то щипцы... Надоело Малахиму все время спрашивать: «Где молоток? Где щипцы?..» – и решил он прогнать его. А

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

Как Малахим зло с жены снимал Пришел как-то Малахим с друзьями к себе домой и говорит жене:– Видишь, со мной друзья мои пришли, скорее поесть давай!А жена растерянно руками развела и отвечает:– Ой, Малахим, обед еще не готов. Соседка тонур заняла, лепешки печет.Зло взяло

Из книги Обратная сторона Японии автора Куланов Александр Евгеньевич

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Охотники-богатыри и их чудесные жены Странный драматический миф о чудесной охоте сохранил фольклор коми. Охотник Йиркап увидел необычного голубого оленя и бросился в погоню. Погоня шла так быстро, что вынутый из печи хлеб не успел остыть, как олень и его преследователь

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Глава 6. Быт и нравы великокняжеского двора в правление Ивана III Васильевича (1462-1505) Россия при Иване III. ? Судебник и законы Ивана III. ? Двор Ивана III. ? Жены Ивана III Васильевича. ? Счастливый брак для России. ? Православная вера и духовенство. ? Просторы России глазами иноземца. ?

Из книги Любовь и французы автора Эптон Нина

Жены Ивана После смерти Анастасии близкое окружение Ивана стало говорить ему о том, чтобы он искал себе новую невесту. «Всегда ли плакать тебе о супруге? Найдешь другую, равно прелестную; но можешь неумеренностию в скорби повредить своему здравию бесценному». Иван

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Жены Павла Первой женой Павла была немецкая принцесса Вильгельмина Гессен-Дармштадтская, которая стала в России великой княгиней Наталией Алексеевной.Уже на борту корабля на пути в Россию принцесса завела роман с красавцем Андреем Разумовским, а став женой Павла, она

Из книги автора

Подруга жены гения На Великокняжеской улице Тифлиса красовался особняк генерала Павла Ивановича Степанова. В доме с ним жила и его внучка – княжна Ольга Чеботарева, ученица гимназии. Ее лучшей подругой считалась приехавшая из Темир-Хан-Шуры Александра – дочь генерала

Из книги автора

Т. П. Астраханцева «Внутренняя» и «внешняя» эмиграция Николая Васильевича Глобы В изучении художественной жизни русской эмиграции практически не рассматривалось творчество мастеров декоративно-прикладного искусства, их обучение, работа в студиях-мастерских, в

Образ Ивана III.

После смерти Василия II, старшему сыну Ивану III было 22 года. Василий II провозгласил его великим князем и соправителем в 1449г. В своем завещании Василий благословил Ивана родовым владением – великим княжеством. Никакого подтверждения власти Ивана со стороны хана Золотой Орды не потребовалось.

На протяжении всего правления Иван III осознавал свои права и величие своего царства. Когда в 1489г. посланец немецкого императора предложил Ивану королевскую корону, он ответил: «Мы подлинные властители в нашей земле, от наших предков, и мы помазаны Богом – наши предки и мы…И мы никогда не искали подтверждения тому у кого либо, и теперь не желаем такого».

По воспоминаниям итальянского путешественника Контарини, который видел его в Москве зимой 1476-1477гг.: «Великому князю, должно быть, 35 лет». Он высок, тонок и симпатичен. Физически Иван был сильным и активным. Контарини говорил, что его обычаям было посещение различных частей его владений каждый год. Иван III заранее готовил свой план действий, никогда не делай непродуманного хода. Он полагался более на дипломатию нежели на войну. Был последователен, осторожен, сдержан и хитер. Наслаждался искусством, архитектурой.

Иван интересовался религиозными проблемами, но его подход к ним был обусловлен более политическими соображениями. Как семейный человек, он глубоко уважал свою мать и любил свою первую жену. Его второй брак был продиктован политическими соображениями и принес ему много неприятностей, семейных неурядиц и политических интриг.

С помощью итальянских и псковских архитекторов он изменил лицо Москвы. Были построены роскошные строения такие как – Успенский собор в Кремле (построен в 1475-1479гг. Аристотелем Фиорованти), Благовещенский собор (построен псковскими мастерами 1482-1489гг.) и Грановитая палата, созданная итальянцами в 1473-1491гг. и предназначенная для приемов великого князя.

Успенский Собор.

Благовещенский собор.

Грановитая палата.

Интерьер Грановитой палаты.

Иоанн III Васильевич Великий (г/ж 22 января 1440 - 27 октября 1505)

Женитьбы Ивана III с Софьей Палеолог.

Софья Палеолог. Реконструкция С. А. Никитина.

Первая жена Ивана III княгиня Мария Тверская умерла в 1467г (ко времени кончины Марии Ивану было 27 лет). Она родила ему в 1456г. сына Ивана Молодого, который около 1470г. получил титул великого князя и был признан как соправитель отца. Оставшись с одним маленьким сыном, Иван III беспокоился о безопасности наследования трона. Второй брак последовал не сразу, а спустя 5 лет, что свидетельствует о верности Ивана III памяти своей первой супруги.

В 1467г. Джан Батиста дэлла Вольпе (известный как Иван Фрязин, итальянец, которого Иван III сделал ответственным за чеканку монет), послал в Италию двух агентов – итальянца Джилярди и грека Георгия (Юрия). Их основной задачей было привлечение итальянских мастеров для Ивана III. Агенты Вольпе были приняты в Риме папой Павлом II, который решил использовать их для начала переговоров о женитьбе Ивана III с византийской принцессой Зое Палеолог. Семья Зои приняла Флорентийскую унию (объединение католической и православной церкви под главенством католиков) и Зоя стала римской католичкой. В феврале 1469г. грек Юрий вернулся в Москву с итальянскими мастерами и доставил Ивану письмо от кардинала Виссариона (наставника Зои) с предложением ее руки.

Подготавливая брак Зои и Ивана, папа имел 2 цели: развить римский католицизм в России и сделать великого князя своим союзником против османских турок. После получения послания Виссариона Иван III посоветовался с матерью, митрополитом Филиппом и боярами. С их одобрения он послал Вольпе в Рим в 1470г. И Вольпе привез в Москву ее портрет. 16 января 1472г. Вольпе снова отправился в Рим, чтобы уже привезти в Москву невесту Ивана.

24 июня Зоя, сопровождаемая папским легатом и многочисленной свитой, направилась из Рима через Флоренцию и Нюрнберг в Любек. Здесь Зоя и ее свита взошли на корабль, который доставил их в Ревель 21 октября. Морское путешествие заняло 11 дней. Из Ревеля Зоя и ее свита поехали к Пскову, где духовенство, бояре и все население приветствовали будущую великую княгиню. Зоя, дабы расположить русских к себе, решила принять их обычаи и веру. Поэтому перед въездом в Псков Зоя надела русские одежды и в Пскове посетила собор Святой Троицы и поклонилась иконам. 12 ноября 1472г. Зоя въехала в Москву, после торжественной службы в маленьком временном строении(так как еще возводился Успенский собор) состоялось ее православное венчание с Иваном. Служил сам митрополит. Зоя получила православное имя Софья.

Внутренняя политика Ивана III.

Главной целью Ивана III было распространение великокняжеской власти на всю Великороссию, а в конечном итоге и на всю Русь. Задача, стоявшая перед Иваном имела две стороны: он должен был присоединить к Московскому княжеству независимые русские города, княжества, а также ограничить власть своих братьев и удельных князей. В 1462г. Великороссия была далека от единства. Кроме великого княжества Московского существовало еще два великих княжения (Тверское и Рязанское), два княжества (Ярославль и Ростов) и три города республики (Новгород, Псков и Вятка).

На первом году своего правления Иван III заключил с Михаилом (князь Михаил Андреевич княжил в Верее и Белоозере) договор. А в 1483г. Михаил написал завещание, в котором называл Ивана III не только своим господином, но и своим государем и завещал ему княжество Верейское и Белоозерское. Михаил умер в 1486г., и оба его княжества отошли к Московии.

В 1464г. Иван III выдал за Василия Рязанского свою сестру Анну, после чего Рязань, сохранив формальную независимость, была подчинена Москве. Василий умер в 1483г., оставив двух сыновей – Ивана и Федора. Федор, умерший в 1503г., завещал свою половину Рязанского княжества Ивану III.

У Ивана III были братья: Юрий стал князем Дмитривским, Андрей Большой – князем Углицким, Борис – князем Волотским, Андрей Меньшой – князем Вологодским. Когда брат Юрий в 1472г. умер, не оставив потомства, Иван III велел забрать его удел и присоединил к Московии. Также он поступил и с братом Андреем Меньшим, который умер в 1481г. бездетным и присоединил его Вологодские земли. А в 1491г. Андрей Большой не смог принять участия против Золотой орды и был обвинен в измене. Андрея взяли под стражу, а его Углицкий удел конфисковали (Андрей умер в тюрьме в 1493г.).

Покорение Твери оказалось делом куда более легким. Михаил (великий князь Тверской), помогал Ивану III в походах против Новгорода. В качестве награды за свою помощь он рассчитывал получить часть новгородских территорий, но получил отказ. Тогда Михаил заключил союз против Москвы с Литвой, но как только об этом узнал Иван III он послал войска на Тверь, и Михаил пошел на мирные переговоры. В результате договора (1485г.) Михаил признал Ивана III «господином и старшим братом». Впрочем, клятва не помешала Михаилу продолжать секретные переговоры с Литвой. И когда московские агенты перехватили одно из писем Михаила к Казимиру, Иван III лично повел армию на Тверь. 12 сентября 1485г. город сдался, а Михаил бежал в Литву – Иван III присоединил себе Тверь.

Покорив Тверь, Иван III обратил свое внимание на небольшую северную Вятскую республику. Вятка, первоначально колония Новгорода, получила независимость в конце XII века. Город Хлынов стал ее столицей. Когда Иван III в 1468г. попросил вятичей поддержать войсками московский поход на Казань они отказались, да еще позже совершили набег на Устюг (владения Московии). Тогда Иван III отправил в Вятку сильную армию под командованием князя Данила Щени и боярина Морозова. В походе вместе с московской армией участвовали тверские, устюжские и двинские отряды, а также вассальное казанское ханство выдала 700 конников. 16 августа 1486г. армия подошла к Хлынову. Московские военачальники потребовали, чтобы вятичи поклялись в покорности Ивану III и выдали своих предводителей. Через 3 дня они подчинились. В Москве выданных предводителей казнили, а другие вятичи должны были поступить на великокняжескую службу. Таким был конец Вятки.

Но самым большим достижением Ивана III в деле объединения Великороссии стало присоединение Новгорода. История этого конфликта известна нам в основном из московских источников.

Влиятельная группа новгородских бояр принялась искать помощи у Литвы. Во главе этой группы стояла женщина- Марфа Борецкая. Она была вдовой посадника и матерью посадника, и ее влияние на новгородскую политику было значительным. Борецкие были наибогатейшими землевладельцами. Они имели огромные угодья а различных частях Новгородской земли и в других местах. После смерти мужа Марфа была главой семьи, сыновья ей лишь помогали. Марфа вместе с боярами заключили договор с Каземиром, считая что он не противоречил «старине», согласно которой Новгород имел право выбирать своего князя. По мнению московитов они совершили предательство заключив союз с Литвой. В апреле 1472г. Иван обратился за советом к боярам и митрополиту. На этом совещании было принято решение о войне с Новгородом.

Иван III выступил из Москвы 20 июня в сопровождении союзных татар и достиг Торжка 29 июня. Здесь к ним присоединилось войско Твери, а Псковская армия начала кампанию позже. Согласно четвертой Новгородской летописи, новгородцы в этой битве совсем не имели кавалерии вследствие отказа архиепископа послать свое “знамя” против московитов. Тем не менее новгородцам удалось оттеснить московские войска за Шелонь, но тут попали в засаду, подготовленную союзными татарами, и потерпели тяжелое поражение. Многие были убиты, многие схвачены (включая сына Марфы Борецкой-Дмитрия), и лишь некоторым удалось бежать. Иван III понял, что настало время для решительных действий. Чтобы запугать бояр, он приказал казнить Дмитрия Борецкого и трех других новгородских бояр. Остальные пленные бояре и богатые, зажиточные люди были увезены в Москву. В итоге Новгороду ничего не осталось как только заключить договор о мире. Новгородцы обязались выплатить денежный штраф, разорвать договор с Казимиром и не искать более защиты у Литвы и Польши.

Клавдий Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. (1889). Москва. Государственная Третьяковская галерея.

В марте произошел эпизод, который скорее всего был подготовлен московскими агентами, для того чтобы полностью лишить власти Новгорода. И так два новгородских служилых лица - Назар Подвойский и Захария, который называл себя Дьяком. Они прибыли в Москву и падали Ивану петицию, в которой обращались к нему как к новгородскому государю вместо традиционной формы господин. Как и следовало ожидать, в Москве все было воспринято официально. Иван III послал в Новгород посольство. Они появились на вече, и ссылаясь на новгородское принятие Ивана III как господаря, объявили его новые условия: великий князь желает иметь судебную власть в Новгороде и официальные лица Новгорода не должны вмешиваться в его судебные решения. Новгородцев это естественно ошеломило, они назвали эту миссию ложью. Оскорблённый Иван тут же объявил войну Новгороду и 9 октября выступил в поход, в котором к нему присоединилась татарская кавалерия и тверское войско. Иван достиг Новгорода 27 ноября. Укрепив город, новгородцы отказались сдаться сразу. Иван плотно окружил Новгород, что бы отсутствие продовольствия сломило дух его защитников. Новгородцы посылали к нему послов, прилагая все больше уступок. Иван отвергал и требовал роспуск вече, ликвидации вечевого колокола, уничтожения поста посадника. 29 декабря изнемогающий город принял условия Ивана, и 13 января 1478г. Новгород дал ему клятву верности.

Но были в Новгороде те, кто так и не хотел подчиняться Москве. В 1479г. Иван получил от своих агентов в Новгороде донесение о созревшем там боярском заговоре и 26 октября сразу направился в Новгород с малым войском. Но заговорщики собрали вече и вступили в открытую борьбу с Иваном. Ивану III пришлось ждать подкрепления. Когда же оно подошло и Новгород был окружен, новгородцы отказались подчиниться, но, как и раньше, продержались не долго. Поняв, что сопротивление бесполезно, они отрыли ворота и запросили о прощении. Иван вошел в город 15 января 1480г.

Главных заговорщиков немедленно схватили и отправили на пытки. После ареста и казни новгородских бояр, хребет боярского сопротивления был сломлен. Богатые торговцы были высланы из Новгорода во Владимир, а зажиточные люди расселены в Нижнем Новгороде, Владимире, Ростове и иных городах. Вместо них на постоянное житье в Новгород были отправлены московские боярские сыны и торговцы. В результате этих мер Новгород остался без предводителей и зачинщиков. Это был конец Великого Новгорода.

Судебник.

Региональные грамоты при Иване III были лишь первой ступенью на пути управления судебной процедурой. Но существовала явная необходимость в полном своде законов, который был бы приемлем для всей Великороссии. Такой судебник был обнародован 1 сентября 1497г. В сущности, судебник 1497г. представляет собой собрание правил процедуры избранных правовых норм, предназначенное прежде всего как руководство для судей высших и местных судов. Что же касается правовых норм, то судебник установил размеры наказания за разные виды преступлений; а также правила судебных процедур по делам о судебных владениях и торговых займах, отношениях между владельцами земли и крестьянами, по делам о рабстве.

Внешняя политика Ивана III.

Освобождение от татаро-монгольского ига.

В 1470-1471гг. король Казимир заключил с золотоордынским ханом Ахматом союз против Москвы. Ахмат хотел восстановить ханскую власть над великим княжеством Московским и наложить на Московию ежегодную дань. Согласно «Казанской истории», Ахмат после восшествия на ханский трон отправил послов к великому князю Ивану III с басмой (портретом хана)требовать дани и оброков за прошлые годы. Великий князь не испугался хана, а взяв басму плюнул на нее, сломал, бросил наземь и растоптал ногами.

Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862)

Согласно Никоновской летописи, узнав об отказе великого князя выполнить его требования, Ахмат двинул большое войско на город Переяславль-Рязанский. Русским удалось отразить это нападение. В 1472г., побуждаемый Каземиром, Ахмат предпринял еще один набег на Московию. Ахмат повел армию к Алексину, расположенному ближе к литовской границе (для того чтобы объединиться с литовской армией). Татары сожгли Алексин и переправились через Оку, но на другом берегу русские им дали отпор.

Согласно Вологодско-Пермской летописи, Ахмат попытался еще раз пойти на Москву. 8 октября 1480г. Ахмат подошел к реке Угра и попытался ее пересечь. Он встретил мощное сопротивление со стороны русских войск, вооруженных огнестрельным оружием. Войсками командовали великий князь Иван Молодой и его дядя, князь Андрей Меньшой. После четырех дней ожесточенного сражения Ахмат, осознав, что дальнейшие усилия напрасны, отступил назад и разбил лагерь на литовской территории. Он решил подождать подхода армии Каземира, но они не появились (так как их отвлек союзник Ивана III хан Менгли-Гирей).

7 ноября 1480г. Ахмат повел армию обратно в Сарай. Чтобы избежать позора, Ахмат написал Ивану III, что временно отступает из-за приближающейся зимы. Он грозился вернуться и захватить самого Ивана III и его бояр, если тот не согласиться выплачивать дань, носить «знак Батыя» на княжеской шапке и убрать своего царевича Данияра из Касимовского ханства. Но Ахмату не суждено было продолжить борьбу с Москвой. Согласно Устюжской летописи, хан Айбег прослышал, что Ахмат возвращается из Литвы с богатой добычей, он застал его врасплох, напал и убил.

О событиях 1480г. в исторической литературе говорят как о падении татарского ига. Москва стала сильной, татары уже не могли ее подчинить. Однако татарская угроза продолжала существовать. Иван III вынужден был использовать свое дипломатическое искусство, чтобы поддерживать дружественные отношения с Крымским ханством и сдерживать Золотую Орду и Казанское ханство.

В Казани также шла упорная борьба между сторонниками хана Алигама и Мухаммеда-Эмина (союзный хан Ивана III). В 1486г. Мухаммед-Эмин бежал в Москву и лично попросил вступить Ивана III в его защиту и защиту Казани. 18 мая 1487г. сильная русская армия под верховным командованием Даниила Холмского появилась перед Казанью. После осады, продолжавшейся 52 дня, хан Алигам сдался. Его взяли под стражу и выслали в Вологду, а поддерживающих его князей казнили. Мухаммеда-Эмина возвели на казанский престол как вассала Ивана III.

Конфликт с Литвой.

После присоединения Новгорода Московия превратилась в Балтийскую державу. Цели его балтийской политики – защита Новгорода и Пскова от нападения ливонских рыцарей и обеспечение от посягательств шведов через него в Финский залив. Поэтому в 1492г. Иван приказал построить крепость на восточном берегу Нарвы, напротив немецкого города Нарва. Крепость получила название Ивангород.

Ивангород.

В июле 1493г. в Москву прибыл датский посол и была подготовлена почва для союза Дании с Москвой. Осенью в Данию отправилось ответное посольство, 8 ноября в Дании был подписан союзный договор между королем Хансом Датским и Иваном III.

А тем временем противоречие между Москвой и Литвой не утихали. Брак сестры Ивана III Елены и великого литовского князя Александра, вместо того, чтобы сделать отношения между Иваном III и Александром более сердечными, посеял семена нового конфликта. В мае 1500г. Иван III отправил в Вильно декларацию об объявлении войны, основываясь на том, что литовское правительство не соблюдает условий договора, а также склоняет Елену к изменению веры. Литва имела союзы с Ливонией и Золотой Ордой, а союзники Московии были Дания и Крымское ханство. Но когда начались боевые действия, крымский хан переключился на Золотую Орду (которую он сокрушил в 1502г.), а датский король вообще ничем не помог, потому что в 1501г. воевал с восставшей Швецией.

В результате Московии пришлось воевать с Литвой и Ливонией в одиночку. В первый год войны московиты нанесли сокрушительное поражение литовской армии на берегах реки Ведроши. В конце лета 1500г. московская армия заняла большую часть черниговско-северской территории. Но в тоже время попытки взять штурмом Смоленск в 1502г. результата не принесли. Успешная оборона Смоленска позволила литовскому правительству начать переговоры о мире, сохранив при этом достоинство. Но мир заключить так и не удавалось, поэтому 2 апреля 1503г. вместо мира было заключено перемирие сроком на 6 лет.

Согласно этому документу, все пограничные районы Великого княжества Литовского, захваченные московскими войсками в течение войны (и удерживаемые ими на момент переговоров), на время перемирия оставались под властью Ивана III. Так, в вассальной зависимости от Москвы оказались Доробуж и Белая в Смоленской земле, Брянск, Мценск, Любутск и несколько других верхних городов, большая часть Черниговско-Северской земли (бассейны рек Десна, Сож и Сейм), а также город Любеч на Днепре, севернее Киева. Москва, таким образом, получила контроль над сухопутным путем в районе Среднего Днепра, что заметно облегчало доступ в Крым московским купцам и дипломатическим представителям.

⁠Смерть Ивана III Великого

Летом 1503 года Иван III серьёзно заболел. Незадолго до этого умерла его жена - Софья Палеолог. Оставив дела, великий князь отправился в поездку по монастырям, начав с Троице-Сергиевой лавры. Однако его состояние продолжало ухудшаться: он ослеп на один глаз, наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Герберштейн рассказывает, что, когда Иван III умирал, «он приказал привести к нему внука Дмитрия (так как сын его Иван Молодой заболел подагрой и умер) и сказал: «Дорогой внук, я согрешил против Бога и тебя тем, что заточил тебя в темницу и лишил наследства. Поэтому я молю тебя о прощении. Иди и владей тем, что принадлежит тебе по праву»». Дмитрия тронула эта речь, и он легко простил своему деду все зло. Но когда он вышел, его схватили по приказу Василия(сын Ивана III от второго брака) и бросили в тюрьму. Иван III скончался 27 октября 1505г.

Переговоры тянулись три года. 12 ноября года невеста наконец приехала в Москву .

Свадьба состоялась в тот же день. Брак Московского государя с Греческой царевной был важным событием русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. С другой стороны, вместе с Софьей при московском дворе утвердились некоторые порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам великий князь возвысился в глазах современников. Они заметили, что Иван после брака на племяннице императора византийского явился самовластным государем на московском великокняжеском столе; он первый получил прозвание Грозного , потому что был для князей дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание. Он возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедимина должны были благоговейно преклониться наравне с последними из подданных; по первому мановению Грозного Ивана головы крамольных князей и бояр ложились на плаху.

Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом. Женщины, говорят современники, падали в обморок от его гневного взгляда. Придворные, со страхом за свою жизнь, должны были в часы досуга забавлять его, а когда он, сидя в креслах, предавался дремоте, они неподвижно стояли вокруг, не смея кашлянуть или сделать неосторожное движение, чтобы не разбудить его. Современники и ближайшие потомки приписали эту перемену внушениям Софии , и мы не имеем права отвергать их свидетельства. Немецкий посол Герберштейн, бывший в Москве в княжение сына Софии, говорил о ней: "Это была женщина необыкновенно хитрая, по ее внушению, великий князь сделал многое ".

Война с Казанским ханством 1467 - 1469 гг.

Сохранилось послание митрополита Филиппа к великому князю, написанное в начале войны. В нем он сулит мученический венец всем, кто прольет свою кровь «за святыя Божиа церкви и за православное хрестияньство ».

При первой же встрече с головным казанским войском русские не только не решились начать сражение, но и не сделали даже попытки переправиться через Волгу на другой берег, где стояла татарская рать, и потому просто повернули обратно; так, даже не начавшись, "поход" окончился позором и неудачей.

Хан Ибрагим не стал преследовать русских, но совершил карательную вылазку на лежавший близко от казанских границ в костромской земле русский город Галич-Мерьский и разграбил его окрестности, хотя самого укрепленного острога взять не смог.

Иван III приказал направить сильные гарнизоны во все пограничные города: Нижний Новгород , Муром , Кострому , Галич и совершить ответное карательное нападение. Из костромских пределов татарские войска выгнал воевода князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский , а нападение на земли марийцев - с севера и запада осуществили отряды под командованием князя Даниила Холмского , дошедшие даже до самой Казани .

Тогда казанский хан отправил ответное войско в направлениях: галичском (татары дошли до р.Юга и взяли Кичменский городок и оккупировали две костромские волости) и нижегородско-мурманском (под Нижним Новгородом русские разбили татарское войско и взяли в плен предводителя казанского отряда мурзу Ходжу-Берды).

"Вся кровь христианская падет на тебя за то, что, выдавши христианство, бежишь прочь, бою с татарами не поставивши и не бившись с ними , - говорил он. - Зачем боишься смерти? Не бессмертный ты человек, смертный; а без року смерти нет ни человеку ни птице, ни звею; дай мне, старику, войско в руки, увидишь, уклоню ли я лицо свое перед татарами! "

Пристыженный Иван не поехал в свой Кремлевский двор, а поселился в Красном сельце.

Отсюда он послал приказ сыну ехать в Москву , но тот решился лучше навлечь на себя отцовский гнев, чем ехать от берега. "Умру здесь, а к отцу не пойду ", сказал он князю Холмскому , который уговаривал его оставить войско. Он устерег движение татар, хотевших тайно переправиться через Угру и внезапно броситься на Москву: татар отбили от берега с большим уроном.

Тем временем Иван III, прожив две недели под Москвой, несколько оправился от страха, сдался на уговоры духовенства и решил ехать к войску. Но до Угры не доехал, а стал в Кременце на реке Луже. Здесь опять начал его одолевать страх и он совсем было решился уже кончить дело миром и отправил к хану Ивана Товаркова с челобитьем и дарами, прося жалованья, чтоб отступил прочь. Хан отвечал: "Жалую Ивана; пусть сам приедет бить челом, как отцы его к нашим отцам ездили в Орду ".

Однако золотые монеты были отчеканены в небольшом количестве и по многим причинам не прижились в экономических отношениях тогдашней Руси.

В году был издан общерусский Судебник , с помощью которого стало проводиться судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году - за неделю до осеннего Юрьева дня Русскую Церковь . Во многих случаях, а особенно при выборе митрополита , Иван III вел себя как глава церковной администрации. Митрополита избирал епископский собор, однако с одобрения великого князя. Однажды (в случае с митрополитом Симоном) Иван торжественно провел вновь посвященного прелата к митрополичьей кафедре в Успенском соборе , таким образом подчеркнув прерогативы великого князя.

Проблему церковных земель широко обсуждали и миряне и духовенство. Многие миряне, включая некоторых бояр, одобрительно относились к деятельности заволжских старцев , направленной на духовное возрождение и очищение церкви.

Право монастырей владеть землей ставило под вопрос и другое религиозное движение, которое фактически отрицало весь институт Православной Церкви: ".

Потин В.М. Венгерский золотой Ивана III // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972, с.289

1. Государь

Московский государь Иван III Васильевич получил у историков прозвище Великий. Карамзин ставил его даже выше Петра I, ибо Иван III сделал великое государственное дело, не прибегая к насилию над народом.

Объясняется это в общем просто. Дело в том, что мы все живем в государстве, создателем которого является Иван III. Когда в 1462 году он вступил на московский престол, Московское княжество еще отовсюду было окружено русскими удельными владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе все эти земли или силой, или мирными соглашениями. Так что в конце своего княжения, в 1505 году, Иван III имел по всем границам Московского государства уже одних лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар.
Это обстоятельство естественным образом изменило всю политику Ивана III. Ранее, окруженный такими же, как он сам, удельными владыками, Иван Васильевич был одним из многих удельных князей, хотя бы и самым сильным. Теперь, уничтожив эти владения, он превратился в единого государя целого народа. Коротко говоря, если поначалу его политика была удельной, то затем она стала национальной.
Став национальным государем всего русского народа, Иван III усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Он также перешел в наступление против Литвы, от которой Москва до тех пор только оборонялась. Он даже заявил претензии на все те русские земли, которыми со второй половины 13 века владели литовские князья. Называя себя «государем всея Руси», Иван III разумел не только северную, но и южную, и западную Русь, присоединить которые к Москве он считал своей обязанностью. Иными словами, закончив собирание русских удельных княжеств, Иван III провозгласил политику собирания русского народа.
В этом и заключается важное историческое значение княжения Ивана III, которого с полным правом можно назвать создателем национального русского государства - Московской Руси.

2. Человек

Первый русский царь и «государь всея Руси» Иван III обладал крутым нравом - мог снять голову знатному боярину просто за то, что тот «умничает». Именно с таким обвинением в 1499 году взошел на эшафот ближний боярин государя Семен Ряполовский. Недаром в народе Ивана III прозвали Грозным (правда, в истории это прозвище закрепилось за внуком Ивана III и его полным тезкой - Иваном IV Васильевичем. Так что не перепутайте). В последние годы жизни Ивана III его особа приобрела в глазах подданных почти божественное величие. Женщины, говорят, падали в обморок от одного его гневного взгляда. Придворные под страхом опалы должны были развлекать его в часы досуга. А если посреди этого тяжелого веселья Ивану III случалось задремать в кресле, все кругом замирали - иногда на целые часы. Никто не смел кашлянуть или размять затекшие члены, чтобы, не дай бог, не разбудить великого государя.
Впрочем, такие сцены объясняются скорее раболепием придворных, нежели характером самого Ивана III, который по натуре вовсе не был мрачным деспотом. Боярин Иван Никитич Берсень, вспоминая своего государя, позже говаривал, что Иван III был добр и до людей ласков, а потому и Бог помогал ему во всем. В государственном совете Иван III любил «встречу», то есть возражение против себя, и никогда не наказывал, если человек говорил дело. В 1480 году, во время нашествия на Русь хана Ахмата, Иван III покинул войско и возвратился в Москву. Престарелый ростовский архиепископ Вассиан, рассердившись за это на государя, начал, по словам летописца, «зло говорить ему», называя его бегуном и трусом. Иван III со смиренным видом вытерпел укоризны рассерженного старца.
В своих эстетических вкусах Иван III был тонким ценителем искусства, в том числе западноевропейского. Он первый из московских государей широко раскрыл ворота Кремля перед деятелями итальянского Возрождения. При нем в Москве творили выдающиеся итальянские архитекторы, создавшие те самые кремлевские дворцы и храмы, которыми мы любуемся до сих пор. А в московских летописях появились миниатюры, копирующие фрагменты гравюр великого немецкого художника Дюрера.
В общем, недурной был человек Иван III Васильевич.

3. Конец вольности Господина Великого Новгорода

Во второй половине XV века Новгород все больше терял свою былую независимость. В городе образовались две партии: одна стояла за соглашение с Литвой, другая - за соглашение с Москвой. За Москву стояло преимущественно простонародье, за Литву - бояре во главе с посадником Борецким. Поначалу верх в Новгороде взяла литовская партия. В 1471 году Борецкий от имени Новгорода заключил с литовским великим князем и одновременно королем польским Казимиром союзный договор. Казимир обещался защищать Новгород от Москвы, дать новгородцам своего наместника и соблюдать все вольности новгородские по старине. По сути, партия Борецкого совершила национальную измену, предавшись под покровительство иноземного государя, к тому же католика.
Именно так на это дело и смотрели в Москве. Иван III писал в Новгород, убеждая новгородцев отстать от Литвы и короля-католика. А когда увещевания не подействовали, московский государь начал приготовления к войне. Походу на Новгород был придан вид похода на еретиков. Как Дмитрий Донской вооружился на безбожного Мамая, так, по словам летописца, и благоверный великий князь Иван Васильевич пошел на этих отступников от православия к латинству.
Шибко надеясь на литовскую подмогу, новгородские бояре позабыли создать собственную боеспособную армию. Этот недосмотр стал для них роковым. Потеряв в боях с передовыми отрядами московского войска две пешие рати, Борецкий наскоро посадил на коней и двинул против Ивана III тысяч сорок всякого сброда, который, по выражению летописи, отроду и на лошади не бывал. Четырех тысяч хорошо вооруженных и обученных московских ратников оказалось достаточно, чтобы в битве на реке Шелони разбить наголову эту толпу, положив тысяч 12 на месте.
Посадник Борецкий попал в плен и был казнен как изменник вместе со своими сообщниками. А Иван III объявил новгородцам свою волю: чтобы быть в Новгороде такому же государству, как на Москве, вечу не быть, посаднику не быть, а государить по московскому обычаю.
Окончательно Новгородская республика перестала существовать спустя семь лет, в 1478 году, когда по приказу Ивана III вечевой колокол был увезен в Москву. Однако прошло еще не меньше ста лет, прежде чем новгородцы смирились с утратой своей вольности и стали называть свою Новгородскую землю - Русью, а себя - русскими, как и остальные жители Московского государства.

4. Самодержец всея Руси

Иван Васильевич был женат два раза. Первой его женой была сестра его соседа, великого князя тверского, Марья Борисовна. По смерти ее в 1467 году Иван III стал искать другой жены, подальше и поважнее. В то время в Риме проживала царственная сирота - племянница последнего византийского императора Софья Палеолог (напомню, что в 1453 году Константинополь завоевали турки). При посредничестве римского папы Иван III выписал византийскую царевну из Италии и женился на ней в 1472 году.
Оказавшись рядом с такой знатной женой, Иван III стал брезговать тесной и некрасивой кремлевской обстановкой, в которой жили его предки. Вслед за царевной из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В то же время при московском дворе завелся новый - строгий и торжественный церемониал по образцу византийского.
Почувствовав себя как бы наследником Византийской державы, Иван III начал по-новому писать свой титул, опять же на манер греческих царей: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и иных земель».
Софья Палеолог была на редкость полной женщиной. Вместе с тем она обладала чрезвычайно тонким и гибким умом. Ей приписывали большое влияние на Иван III. Говорили даже, что именно она побудила Ивана сбросить татарское иго, потому что стыдилась быть женой ордынского данника.

5. Свержение ордынского ига

Произошло это без громких побед, как-то буднично, почти что само собой. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале правления Ивана III по границам России существовала уже не одна, а целых три самостоятельных татарских орды. Истощенная усобицами Золотая Орда доживала свой век. В 1420-х-30-х годах от нее откололись Крым и Казань, где возникли особые ханства со своими династиями. Пользуясь разногласиями среди татарских ханов, Иван III исподволь подчинил Казань своему влиянию: казанский хан признал себя вассалом московского государя. С крымским ханом у Ивана III была прочная дружба, так как оба они имели общего врага - Золотую Орду, против которой и дружили. Что до самой Золотой Орды, то Иван III прекратил с ней всякие отношения: не давал дани, не ездил на поклон к хану, а однажды даже бросил на землю и растоптал ханскую грамоту.
Слабый золотоордынский хан Ахмат пытался действовать против Москвы в союзе с Литвой. В 1480 году он привел свое войско на реку Угру, в пограничные между Москвой и Литвой места. Но у Литвы и без того был хлопот полон рот. Литовской помощи Ахмат не дождался, а московский князь встретил его с сильной ратью. Началось многомесячное «стояние на Угре», так как противники не решались вступить в открытый бой. Иван III приказал готовить столицу к осаде, и сам приезжал с Угры в Москву, боясь не столько татар, сколько своих братьев - они были с ним в ссоре и внушали Ивану III подозрение в том, что изменят в решительную минуту. Осмотрительность и медлительность князя показались москвичам трусостью. Духовенство заклинало Ивана III не быть «бегуном», а храбро стать против врага.
Но решительного сражения так и не произошло. Простояв на Угре с лета до ноября месяца, Ахмат с началом морозов убрался восвояси. Вскоре он был убит в очередной усобице, его сыновья погибли в борьбе с Крымским ханством, и в 1502 году Золотая Орда прекратила свое существование.

Так пало ордынское иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия. Но беды от татар для Руси на этом не прекратились. Крымцы, казанцы, как и более мелкие татарские орды, постоянно нападали на русское пограничье, жгли, разоряли жилища и имущество, уводили с собой людей и скот. С этим беспрестанным татарским разбоем русским людям пришлось бороться ни много ни мало еще около трех столетий.

6. Державный полет российского орла

Диковинная птица появилась в российской государственной символике не случайно. С давних времен она украшала гербы и знамена многих великих держав, в том числе Римской империи и Византии. В 1433 году двуглавый орел утвердился также в гербе ГАбсбургов, правящей династии Священной Римской империи, которые считали себя преемниками власти римских кесарей. Однако на это почетное родство претендовал и Иван III, женатый на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, а после свержения ордынского ига принявший титул «самодержца всея Руси». Именно тогда на Руси появилась новая родословная московских государей, якобы ведущих свое происхождение от Пруса, легендарного брата императора Октавиана Августа.
В середине 80-х годов XV века император Фридрих III Габсбург предложил Ивану III стать вассалом Священной Римский империи, обещая взамен пожаловать ему королевский титул, но получил гордый отказ: «Мы Божьей милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставления на королевство, как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». Чтобы подчеркнуть свою равночестность императору, Иван III принял новый государственный символ Московской державы - двуглавого орла. Брак московского государя с Софьей Палеолог позволил прочертить независимую от Запада линию преемства нового герба - не из «первого» Рима, а из Рима «второго» - православного Константинополя.
Древнейшее в России изображение двуглавого орла оттиснуто на восковой печати Ивана III, привешенной к грамоте 1497 года. С тех пор державный орел знаменует государственный и духовный суверенитет России.

7. Западные веяния

Первого государя всея Руси Ивана III Васильевича некоторые историки называют также первым русским западником, проводя параллель между ним и Петром I.

Действительно, при Иване III Россия шла вперед семимильными шагами. Монголо-татарское иго было сброшено, удельная раздробленность уничтожена. Высокий статус московского государя был подтвержден принятием титула государя всея Руси и престижным браком на византийской царевне Софье Палеолог. Одним словом Россия стала полноправным суверенным государством. Но национальное самоутверждение не имело ничего общего с национальной замкнутостью. Напротив именно Иван III как никто другой содействовал оживлению и укреплению связей Москвы с Западом, с Италией в особенности.
Приезжих итальянцев Иван III держал при себе на положении придворных «мастеров», поручая им строение крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. В летописи сохранились имена этих людей: Иван Фрязин, Марк Фрязин, Антоний Фрязин и т. д. Это не однофамильцы и не родственники. Просто мастеров-итальянцев в Москве называли общим именем «фрязин» (от слова «фряг», то есть «франк»). Особенной известностью среди них пользовался выдающийся итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, построивший в московском Кремле знаменитые Успенский собор и Грановитую палату (названную так по случаю отделки ее в итальянском стиле - гранями). Вообще при Иване III трудами итальянцев Кремль был отстроен и украшен заново. Еще в 1475 году один побывавший в Москве иностранец писал про Кремль, что «все строения в нем, не исключая и самой крепости, деревянные». Но уже спустя двадцать лет иностранные путешественники стали именовать московский кремль по-европейски «замком», ввиду обилия в нем каменных строений. Так стараниями Ивана III Ренессанс расцвел и на российской земле.
Кроме мастеров в Москве часто появлялись послы от западноевропейских государей. И, как было видно на примере императора Фридриха, первый русский западник умел разговаривать с Европой на равных.

8. Ересь «жидовствующих»

В XV веке над Западной Европой летали хлопья человеческого пепла. Это было время самых жестоких преследований ведьм и еретиков. По самым скромным подсчетам число жертв инквизиции исчисляется десятками тысяч. В одной только Кастилии великий инквизитор Торквемада сжег около 10 тысяч человек. К сожалению, Россия тоже не избежала общего поветрия. При Иване III огненные спектакли ставились и у нас, хотя они и не были столь масштабными.
Ересь «жидовствующих» была занесена в Россию извне. В 1470 году новгородцы, напрягавшие последние усилия, чтобы отстоять свою независимость от Москвы, пригласили к себе по сговору с польским королем православного киевского князя Александра Михайловича. В свите князя прибыли в Новгород лейб-медик еврей Схария и еще два его начитанных в богословии соплеменника. С них все и началось. В спорах с русскими попами заезжие сторонники Торы (то есть Ветхого Завета) выдвигали нехитрый силлогизм: они апеллировали к словам Христа, что он «пришел не разрушить закон, но исполнить». Отсюда следовал вывод о первенстве Ветхого Завета над Новым, иудейства над христианством. Убогая мысль новгородских священников свихнулась на этом силлогизме. Всего год пробыли три ученых еврея в Новгороде, но этого хватило, чтобы их беседы глубоко вонзились в души новгородских попов. Они стали исповедовать странную смесь иудейства и христианства, за что и получили свое название «жидовствующих».
Секта жидовствующих была хорошо законспирирована. Поэтому новгородскому архиепископу Геннадию не сразу удалось вывести еретиков на чистую воду. В конце концов надломился и раскаялся один из «жидовствующих», поп Наум, который и сообщил о доктрине и культе своих единоверцев. Началось церковное расследование. По вопросу о наказании виновных в ереси мнения в Русской Церкви разделились. Часть духовенства призывала действовать на еретиков одним духовным увещеванием, без физического наказания. Но победили те, которые стояли за физическую казнь. И вдохновил их именно иностранный пример. В 1486 году через Новгород проезжал посол австрийского императора. Он рассказал архиепископу Геннадию про испанскую инквизицию и встретил с его стороны большое сочувствие.
Геннадий устроил еретикам особое истязание в стиле испанской инквизиции. Люди Геннадия посадили арестованных задом наперед на коней, на головы надели берестяные колпаки с мочальными кистями и с надписью: «се есть сатанинское воинство». Когда кавалькада прибыла на городскую площадь, шутовские шлемы были зажжены на головах еретиков. Сверх того, некоторые из них были еще биты публично, а несколько человек сожжены заживо.
Это действо и стало первым инквизиционным опытом Русской православной церкви. К чести русского духовенства надо заметить, что ему довольно быстро удалось преодолеть это позорное искушение. Так что, в отличие от инквизиции католической, наши отечественные церковные трибуналы не стали постоянным явлением, а их жертвы исчисляются единицами.

9. Россия при Иване III

Ко времени царствования Ивана III Васильевича и его сына Василия III относятся первые подробные записки иностранцев о России, или о Московии, если придерживаться их терминологии.

Венецианца Иосафата Барбаро, человека торгового, поразило прежде всего благосостояние русских людей. Отметив богатство увиденных им русских городов, он записал, что и вообще вся Русь «обильна хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами».
Другой итальянец, Амброджо Кантарини, особо подчеркнул значение Москвы как международного торгового центра: «В город, - пишет он, - в течение всей зимы собирается множество купцов из Германии и Польши». Он же оставил в своих записках интересный словесный портрет Ивана III. По его словам, первый государь всея Руси был «высок, но худощав, и вообще очень красивый человек». Как правило, продолжает дальше Кантарини, и остальные русские «очень красивы, как мужчины, так и женщины». В качестве правоверного католика, Кантарини не преминул отметить неблагоприятное мнение москвичей об итальянцах: «Считают, что мы все погибшие люди», то есть еретики.
Еще один итальянский путешественник Альберто Кампензе составил для папы Климента VII любопытную записку «О делах Московии». Он упоминает о хорошо поставленной московитами пограничной службе, о запрете продажи вина и пива (кроме праздничных дней). Нравственность московитов, по его словам, выше всяких похвал. «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, - пишет Кампензе. - Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».
Как видим, пороки Запада в Москве конца XV - начала XVI века были не в моде. Впрочем, общий прогресс очень скоро коснулся и этой стороны московской жизни.

10. Конец правления

Конец правления Ивана III был омрачен семейными и придворными интригами. После смерти его сына от первого брака Ивана Молодого, государь полагал передать всю власть его отпрыску - своему внуку Димитрию, для чего в 1498 году совершил над ним первый в русской истории обряд венчания на царство, в ходе которого на Димитрия были возложены бармы и шапка Мономаха.
Но затем взяли верх сторонники другого наследника - Василия, сына от второго брака государя на Софье Палеолог. В 1502 году Иван III «положил опалу» на Димитрия и матерь его, великую княгиню Елену, а Василий наоборот был пожалован великим княжением.
Оставалось найти для нового наследника достойную супругу.
Венец и бармы Мономаха Иван III полагал равными по достоинству королевской и даже императорской коронам. Женившись сам вторым браком на племяннице последнего византийского императора, царевне Софье Палеолог, он и детям своим подыскивал невест царского происхождения.
Когда его старшему сыну от второго брака Василию приспело время жениться, Иван Васильевич, не отступая от своих правил, начал свадебные переговоры за границей. Однако всюду, куда бы он не обратился, ему пришлось выслушать непривычный для его уха отказ. Дочь Ивана III Елена, выданная за польского короля, в письме отцу объясняла неудачу тем, что на Западе не любят греческой веры, считая православных нехристями.
Делать было нечего, приходилось породниться с кем-нибудь из своих холопов. Страдавшее от такого унижения государево сердце утешили ловкие придворные, указавшие на примеры из византийской истории, когда императоры выбирали себе жену из девиц, собранных ко двору со всего государства.
Иван Васильевич воспрянул духом. Суть дела, конечно, не менялась, но государева честь была спасена! Таким вот образом и случилось так, что на исходе лета 1505 года Москва оказалась битком набита красавицами, трепещущими от близости необыкновенного счастья - великокняжеского венца. Ни один современный конкурс красоты не может сравниться по масштабам с теми смотринами. Девиц-то было ни много, ни мало - полторы тысячи! Повивальные бабки придирчиво осмотрели этот прелестный табунчик, а затем признанные годными к продолжению государева рода предстали перед не менее разборчивым взором жениха. Василию приглянулась девица Соломония, дочь знатного московского боярина Юрия Константиновича Сабурова. 4 сентября того же года была сыграна свадьба. С тех пор этот, так сказать, стадный способ женитьбы вошел в обычай между московскими государями и продержался почти двести лет, вплоть до царствования Петра I.
Свадебные торжества стали последним радостным событием в жизни Ивана Васильевича. Спустя полтора месяца он скончался. Василий III беспрепятственно занял отеческий престол.

Этой женщине приписывали многие важные государственные деяния. Чем же так отличилась Софья Палеолог? Интересные факты о ней, а также биографические сведения собраны в этой статье.

Предложение кардинала

В Москву в феврале 1469 г. приехал посол кардинала Виссариона. Он передал письмо великому князю с предложением сочетаться браком с Софьей, дочерью Феодора I, деспота Морейского. Между прочим, в этом письме говорилось и о том, что София Палеолог (настоящее имя - Зоя, его решили заменить на православное из дипломатических соображений) уже отказала двум венценосным женихам, сватавшимся к ней. Это были герцог Медиоланский и французский король. Дело в том, что Софья не захотела выходить замуж за католика.

София Палеолог (фото ее, конечно же, не найти, но портреты представлены в статье), согласно представлениям того далекого времени, была уже немолодой. Однако она все еще была весьма привлекательна. У нее были выразительные, удивительно красивые глаза, а также матовая нежная кожа, что считалось на Руси признаком отличного здоровья. К тому же невеста отличалась статью и острым умом.

Кто такая София Фоминична Палеолог?

Софья Фоминична - племянница Константина XI Палеолога, последнего императора Византии. С 1472 года она являлась супругой Ивана III Васильевича. Отцом ее был Фома Палеолог, который бежал в Рим с семьей в после того как турки захватили Константинополь. Софья Палеолог жила после смерти отца на попечении великого папы римского. По ряду соображений он пожелал выдать ее замуж за Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Тот ответил согласием.

София Палеолог родила сына в 1479 году, ставшего впоследствии Василием III Ивановичем. Кроме того, она добилась объявления Василия великим князем, место которого должен был занять Дмитрий, внук Ивана III, венчанный на царство. Иван III использовал брак с Софией для укрепления Руси на международной арене.

Икона "Благодатное Небо" и изображение Михаила III

София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон. Предполагают, что в их числе была и редкое изображение Божией Матери. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе. Однако, согласно другому преданию, реликвия была перевезена из Константинополя в Смоленск, а когда последний захватила Литва, этой иконой благословили на брак Софью Витовтовну, княжну, когда она выходила замуж за Василия I, московского князя. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу (на фото ниже). Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Эта икона сегодня является одной из самых почитаемых в нашей стране.

В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III, византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси - наследники византийских императоров.

Рождение долгожданного наследника

После того как София Палеолог, вторая жена Ивана III, обвенчалась с ним в Успенском соборе и стала его супругой, она начала думать о том, как приобрести влияние и сделаться настоящей царицей. Палеолог понимала, что для этого следовало преподнести князю подарок, который могла сделать только она: родить ему сына, который станет наследником престола. К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. София Палеолог плакала, молила Бога дать ей наследника, раздавала горстями милостыню убогим, жертвовала на храмы. Через некоторое время Матерь Божия услышала ее молитвы - вновь забеременела София Палеолог.

Биография ее наконец была отмечена долгожданным событием. Оно состоялось 25 марта 1479 года в 8 часов вечера, как говорилось в одной из московских летописей. Родился сын. Его нарекли Василием Парийским. Мальчика крестил Васиян, ростовский архиепископ, в Сергиевом монастыре.

Что привезла с собой Софья

Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой, и что ценили и понимали в Москве. Она привезла с собой обычаи и предания византийского двора, гордость собственным происхождением, а также досаду за то, что ей пришлось выйти замуж за данника монголо-татар. Едва ли Софье понравилась в Москве простота обстановки, а также бесцеремонность отношений, царивших в то время при дворе. Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Однако в столице и без нее у многих было желание изменить старые порядки, не соответствовавшие положению московского государя. А супруга Ивана III с греками, привезенными ею, которые видели и римскую, и византийскую жизнь, могли дать русским ценные указания, по каким образцам и как следует осуществлять желаемые всеми перемены.

Влияние Софии

Жене князя нельзя отказать во влиянии на закулисную жизнь двора и его декоративную обстановку. Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Однако на политические Палеолог могла ответить лишь внушениями, которые вторили смутным и тайным помыслам Ивана III. В особенности ясна была мысль о том, что своим замужеством царевна делает московских правителей приемниками императоров Византии с интересами православного востока, державшимися за последних. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню. Это понимала и она сама. Как пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего незадолго до этого, перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом. Здесь она разделяет эти права со своим супругом.

Реконструкция Кремля, свержение татарского ига

Иван, почувствовав свое новое положение на международной арене, нашел некрасивой и тесной прежнюю обстановку Кремля. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера. Они построили на месте деревянных хором Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. В Кремле в это время начал заводиться при дворе строгий и сложный церемониал, сообщавший московской жизни надменность и чопорность. Так же, как и у себя во дворце, Иван III стал выступать и во внешних отношениях более торжественной поступью. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Новый язык, более торжественный, появляется в это время в правительственных бумагах, в особенности дипломатических. Складывается пышная терминология.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы - "нестроения великие" (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда "наговорил" на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет и бежать вместе со своей супругой.

"Дума" и изменение обращения с подчиненными

Иван III, освободившись от ига, ощутил себя наконец полновластным государем. Дворцовый этикет стараниями Софьи начал напоминать византийский. Князь сделал своей супруге "подарок": Иван III разрешил Палеолог собрать из членов свиты собственную "думу" и устраивать на своей половине "дипломатические приемы". Царевна принимала иностранных послов и учтиво с ними беседовала. Это было невиданным новшеством для Руси. Обращение при дворе государя также изменилось.

София Палеолог принесла супругу державные права, а также право на византийский трон, как отмечал Ф. И. Успенский, историк, изучавший этот период. Боярам пришлось считаться с этим. Иван III прежде любил споры и возражения, однако при Софье он кардинально изменил обращение со своими придворными. Иван начал держаться неприступно, легко впадал в гнев, часто налагал опалу, требовал особого почтения к себе. Все эти напасти молва также приписала влиянию Софьи Палеолог.

Борьба за престол

Ее обвинили и в нарушении престолонаследия. Недруги в 1497 году наговорили князю, что София Палеолог замыслила отравить его внука для того, чтобы посадить собственного сына на престол, что ее тайно навещают готовящие ядовитое зелье ворожеи, что в этом заговоре участвует и сам Василий. Иван III в этом вопросе принял сторону своего внука. Он велел утопить в Москве-реке ворожей, арестовал Василия, а супругу удалил от себя, казнив демонстративно нескольких членов "думы" Палеолог. В 1498 году Иван III венчал Дмитрия в Успенском соборе как наследника престола.

Однако у Софьи в крови была способность к придворным интригам. Она обвинила Елену Волошанку в приверженности ереси и смогла добиться ее падения. Великий князь наложил опалу на внука и невестку и нарек Василия в 1500 году законным наследником престола.

Софья Палеолог: роль в истории

Брак Софьи Палеолог и Ивана III, безусловно, укрепил Московское государство. Он способствовал превращению его в Третий Рим. София Палеолог прожила более 30 лет в России, родив 12 детей своему мужу. Однако ей так и не удалось понять до конца чужую страну, ее законы и традиции. Даже в официальных хрониках встречаются записи, осуждающие ее поведение в некоторых ситуациях, сложных для страны.

София привлекла в русскую столицу архитекторов и других деятелей культуры, а также врачей. Творения итальянских архитекторов сделали Москву не уступающей по величественности и красоте столицам Европы. Это способствовало укреплению престижа московского государя, подчеркнуло преемственность русской столицы Второму Риму.

Смерть Софии

Софья скончалась в Москве 7 августа 1503 г. Она была погребена в Вознесенском девичьем монастыре московского Кремля. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А. Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны. Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...