Почему критский царь минос обманул бога посейдона. Кносский дворец и лабиринт Минотавра

(культура) и линия Минос на спутнике Юпитера Европе .

Мифология

После смерти Астерия Минос стал претендовать на царствование, уверяя, что предназначен к этому богами и что всякая его молитва будет исполнена . Когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, бог выслал ему из моря белоснежного быка, однако, пораженный его великолепием, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого . В наказание Посейдон внушил его жене Пасифае неестественную страсть к этому быку, от которого у неё родился Минотавр (с греч. - бык Миноса).

Когда его сын Андрогей был убит в Афинах , Минос принудил афинян к дани, по 7 молодых людей и 7 девиц каждый год (по другой версии раз в девять лет) .

В последующей традиции

В подземном царстве он, по «Одиссее », царит над умершими . Минос судит умерших, а они «его приговора, кто сидя, кто стоя, / Ждали в пространном с вратами широкими доме Аида» (Од. XI 570-571) . Настоящим судьёй в царстве теней его вместе с Эаком и Радамантом делает позднейшее сказание , вероятно, в воспоминание его деятельности как законодателя. В позднейшее время стали различать двух Миносов, I и II, чтобы иметь возможность разделить приуроченный к Миносу слишком обильный мифологический материал; при этом Минос I считался сыном Зевса и Европы, а Минос II - внуком Миноса I, мужем Пасифаи и отцом Девкалиона, Ариадны и т. д. В «Божественной комедии» Данте Минос предстаёт в виде демона, змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу, указывающего круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Греческая традиция указывает, что приход греков на Крит предшествовал переносу центра власти в Микены, и какое-то время центр власти находился на Крите , в Кноссе , хотя там уже правили греки и пеласги , а не «минойцы». В археологическом контексте этот период может соответствовать Позднедворцовому периоду II, когда большая часть дворцов была разрушена, а Кносс стал единым политическим центром Крита.

Вопрос об историчности Миноса, а также о том, было ли его имя личным именем или титулом, остаётся открытым .

Напишите отзыв о статье "Минос"

Примечания

Ссылки

  1. Гомер. Илиада XIII 450; XI 568
  2. // СИЭ
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  4. // Словарь античности
  5. История Древнего мира // Школьная энциклопедия "Руссика". С. 446
  6. www.sno.pro1.ru/lib/graves/88-93/88.htm
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 1 далее
  8. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 78, 2
  9. Фукидид. История I 4, 1; 8, 2
  10. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 15, 1
  11. Антонин Либерал. Метаморфозы 41, 4-5
  12. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 15
  13. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 79, 4
  14. Схолии к Каллимаху I 8 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.127
  15. Овидий. Ибис 509-510 схолии
  16. Гомер. Одиссея XI 568-571
  17. Вергилий. Энеида VI 432
  18. Minos the destroyer rather than the creator of the so-called "Minoan" culture of Cnossus, by William Ridgeway. «From the Proceedings of the British Academy, vol. IV.» «Read May 26, 1909.» 33 p. illus. 25 cm.
  • Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.152-153
  • Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т.

Отрывок, характеризующий Минос

Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.
Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства; но в присутствии Анны Павловны не только никто не смел думать об этом, но как будто никто и не знал этого.
– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.
Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.


Царь Минос

"Здесь ждет Минос,оскалив страшный рот;
Допрос и суд решает у порога
И взмахами хвоста на муку шлет."
"Божественная комедия".Данте Алигьери

Обычно о Миносе знают только то,что он - правитель Крита,отчим быкоголового Минотавра,убитого греческим героем Тесеем.В действительности же царь Минос - это собирательный образ,а само имя было нарицательным для критских властителей."Миносов" было,по крайней мере, два - дед и внук.Во всяком случае,они наиболее известны по греческим мифам,их часто путали,приписывая одному деяния другого.

Первый из них,сын критянина Зевса Астерия,то есть,Звездного (профессиональной одеждой волшебников всех времен был темно-синий халат с золотыми звездами,символизирующими вечность) и финикийки Европы.От отца он унаследовал магическую власть над островом,прославился как законодатель,а после смерти вместе с двумя своими братьями,родным - Радаманфом и сводным - Эаком,стал судьей душ умерших.

О жизни Миноса-младшего уже в древние времена рассказывали несусветные небылицы.Особенно много поведал о нем Аполлодор в "Мифологической библиотеке".Писатель сообщил,что Минос захотел стать царем Крита и попросил помощи у Посейдона - пусть,мол,повелитель вод пришлет морского быка,что станет знамением богоизбранности Миноса.За это царь обещал принести бедное животное в жертву Посейдону.

Бог всё выполнил,а Минос,обманув его,заколол другого,весьма неказистого,бычка.Посейдон разгневался и,желая отомстить коварному критянину,внушил своему рогатому посланцу страсть к супруге царя - Пасифае.Та тоже не осталась равнодушной к могучему парнокопытному.Затем,как повествует наделенным богатым воображением Аполлодор,произошло вот что:"Влюбившись в этого быка,она взяла себе в помощники строителя Дедала,который был изгнан из Афин после совершенного там убийства.

Дедал изготовил деревянную корову на колесах,выдолбил её изнутри и обшил своё изделие свежесодранной коровьей шкурой.Выставив его на луг,где обычно пассы бык,он дал войти внутрь этой деревянной коровы Пасифае.Появившийся бык сошелся с ней,как с настоящей коровой,и Пасифая родила Астерия,прозванного Минотавром.Он имел голову быка,все же остальные части тела у него были человеческие.Минос заключил его в лабиринт,поступив так согласно полученным им оракулам,и приказал его там стеречь".

Тут нужно остановиться,чтобы реконструировать реальный ход событий.Дело в том,что почитание быка как производительной силы было развито не только на Крите.В Египте поклонялись священному белому бычку Апису.Главный финикийский бог Ваал часто появлялся в виде могучего быка,а в остальное время носил шлем с крутыми рогами.У греков жена архонта-царя отправлялась в Буколину - храм Диониса,пастыря быков,и вступала с ним в ритуальный брак.Аристотель в "Афинской политии" свидетельствует,что его соотечественники заимствовали этот ритуал с Крита.Не стоит забывать,что критский правитель Зевс Астерий похитил финикийскую принцессу,превратившись в могучего парнокопытного.

Поэтому сын Пасифаи и был назван Астерием - в честь быка-прародителя.Прозвище Минотавр означает всего-лишь "бык Миноса".Чудовищная голова - это ритуальный шлем,как у финикийского Ваала.Юный жрец Зевса-быка обитал в специальном храме - лабиринте.Вероятно,подобное посвящение накладывало определенные ограничения - Минотавр не мог наследовать отцу.

Тужить Миносу по этому поводу не приходилось:он был главой многочисленного семейства,четырех законных сыновей и четырех дочек.Были и прижитые на стороне пять парней.

Самого любимого и,очевидно,наследника - Андрогея,постигла тяжкая участь.Он с блеском победил на Панафинейских играх в Афинах,а потом отправился в Фивы,чтобы и там посоревноваться в силе и ловкости,но в пути был убит из засады завидовавшими ему менее удачливыми участниками состязаний.Вину за смерть критского царевича греки возложили на бешенного Марафонского быка.

Минос не поверил в эту незатейливую ложь и,собрав весь свой многочисленный флот,ринулся штурмовать греческую столицу.В результате осады в городе начался голод и мор.Желая избежать несчастий,эллины принесли кровавые человеческие жертвы:на могиле циклопа Гереста зарезали пять прекрасных девушек,недавно переселившихся в Афины из Спарты.

Чудовищное преступление не спасло положения и афиняне запросили у прорицательницы оракул,как же им спастись.Бог её устами ответил:за совершенное злодеяние они должны понести суровое наказание,а какое именно - определит Минос.И критянин определил,что Афины должны раз в девять лет (срок переизбрания царя-мага) присылать к нему семь юных дев и семь сильных юношей,как говорится в мифе, - на "съедение Минотавру".На самом же деле те становились храмовыми рабами:быки,как известно,человечиной не питаются.

Дважды царь Эгей отсылал на остров скорбную дань и лишь спустя двадцать один год в Афины прибыл его незаконнорожденный сын,великий герой Тесей.Он-то и отправился на Крит,чтобы сразиться с чудовищем.
Древний писатель Филохор,автор "Истории Аттики",описывает дальнейшие события так,что Тесей сразился с Минотавром во время состязаний,устроенных Миносом,и дочь царя Ариадна,увидев греческого красавца,полюбила его с первого взгляда.Так что не было ни блуждания по лабиринту в поисках монстра-людоеда,ни знаменитой нити Ариадны,с помощью которой герой выбрался на волю.

Воспользовавшись суматохой с острова улетел на самодельных крыльях создатель лабиринта,беглый афинский преступник Дедал.При этом погиб его сын Дедал,рожденный от критской рабыни.

Минос,едва пережив утрат дочери,бросился в погоню за Дедалом.Отыскать беглеца он надеялся с помощью хитроумной уловки:куда бы ни приехал,предлагал всем желающим пропустить нить через сложно завитую морскую раковину.Царь знал,что с подобной задачей может справиться только один человек на свете - тот,кого он разыскивал.

Наконец в сицилийском городе Камике местный правитель Кокал справился с головоломкой.Тут же Минос потребовал выдать ему Дедала.Кокал согласился,но предложил критянину сходить сначала в баньку.И,как только царь-маг оказался там,сицилийские принцессы обварили гостя крутым кипятком:не желали они расставаться с мастером,который делал для них прекрасных кукол.От полученных ожогов Минос тут же скончался и был похоронен в местном храме Артемиды.Позже его останки были перевезены на Крит,а душа царя-мага (внука или деда - не известно)начала многовековую и трудную работу в послесмертном судилище.Сидит он на троне,в окружении братьев,сжимая золотой скипетр,и выслушивает бесконечные горестные истории.

Христианская традиция критского царя изображает страшным чудовищем.Данте в "Божественной комедии" пишет:
" - Едва душа,отпавшая от бога,
Пред ним предстанет с повестью своей,
Он,согрешенья различая строго,
Обитель Ада назначает ей,
Хвост обвивая столько раз вкруг тела,
На сколько ей спуститься ступеней"

Но уже в Новые времена критянина представляли иначе:знаменитую скульптуру Родена "Мыслитель" часто называли "Миносом".Справедливому судье,действительно,было о чем подумать,прежде чем вынести приговор душе умершего.


Царь Минос

"Здесь ждет Минос,оскалив страшный рот;
Допрос и суд решает у порога
И взмахами хвоста на муку шлет."
"Божественная комедия".Данте Алигьери

Обычно о Миносе знают только то,что он - правитель Крита,отчим быкоголового Минотавра,убитого греческим героем Тесеем.В действительности же царь Минос - это собирательный образ,а само имя было нарицательным для критских властителей."Миносов" было,по крайней мере, два - дед и внук.Во всяком случае,они наиболее известны по греческим мифам,их часто путали,приписывая одному деяния другого.

Первый из них,сын критянина Зевса Астерия,то есть,Звездного (профессиональной одеждой волшебников всех времен был темно-синий халат с золотыми звездами,символизирующими вечность) и финикийки Европы.От отца он унаследовал магическую власть над островом,прославился как законодатель,а после смерти вместе с двумя своими братьями,родным - Радаманфом и сводным - Эаком,стал судьей душ умерших.

О жизни Миноса-младшего уже в древние времена рассказывали несусветные небылицы.Особенно много поведал о нем Аполлодор в "Мифологической библиотеке".Писатель сообщил,что Минос захотел стать царем Крита и попросил помощи у Посейдона - пусть,мол,повелитель вод пришлет морского быка,что станет знамением богоизбранности Миноса.За это царь обещал принести бедное животное в жертву Посейдону.

Бог всё выполнил,а Минос,обманув его,заколол другого,весьма неказистого,бычка.Посейдон разгневался и,желая отомстить коварному критянину,внушил своему рогатому посланцу страсть к супруге царя - Пасифае.Та тоже не осталась равнодушной к могучему парнокопытному.Затем,как повествует наделенным богатым воображением Аполлодор,произошло вот что:"Влюбившись в этого быка,она взяла себе в помощники строителя Дедала,который был изгнан из Афин после совершенного там убийства.

Дедал изготовил деревянную корову на колесах,выдолбил её изнутри и обшил своё изделие свежесодранной коровьей шкурой.Выставив его на луг,где обычно пассы бык,он дал войти внутрь этой деревянной коровы Пасифае.Появившийся бык сошелся с ней,как с настоящей коровой,и Пасифая родила Астерия,прозванного Минотавром.Он имел голову быка,все же остальные части тела у него были человеческие.Минос заключил его в лабиринт,поступив так согласно полученным им оракулам,и приказал его там стеречь".

Тут нужно остановиться,чтобы реконструировать реальный ход событий.Дело в том,что почитание быка как производительной силы было развито не только на Крите.В Египте поклонялись священному белому бычку Апису.Главный финикийский бог Ваал часто появлялся в виде могучего быка,а в остальное время носил шлем с крутыми рогами.У греков жена архонта-царя отправлялась в Буколину - храм Диониса,пастыря быков,и вступала с ним в ритуальный брак.Аристотель в "Афинской политии" свидетельствует,что его соотечественники заимствовали этот ритуал с Крита.Не стоит забывать,что критский правитель Зевс Астерий похитил финикийскую принцессу,превратившись в могучего парнокопытного.

Поэтому сын Пасифаи и был назван Астерием - в честь быка-прародителя.Прозвище Минотавр означает всего-лишь "бык Миноса".Чудовищная голова - это ритуальный шлем,как у финикийского Ваала.Юный жрец Зевса-быка обитал в специальном храме - лабиринте.Вероятно,подобное посвящение накладывало определенные ограничения - Минотавр не мог наследовать отцу.

Тужить Миносу по этому поводу не приходилось:он был главой многочисленного семейства,четырех законных сыновей и четырех дочек.Были и прижитые на стороне пять парней.

Самого любимого и,очевидно,наследника - Андрогея,постигла тяжкая участь.Он с блеском победил на Панафинейских играх в Афинах,а потом отправился в Фивы,чтобы и там посоревноваться в силе и ловкости,но в пути был убит из засады завидовавшими ему менее удачливыми участниками состязаний.Вину за смерть критского царевича греки возложили на бешенного Марафонского быка.

Минос не поверил в эту незатейливую ложь и,собрав весь свой многочисленный флот,ринулся штурмовать греческую столицу.В результате осады в городе начался голод и мор.Желая избежать несчастий,эллины принесли кровавые человеческие жертвы:на могиле циклопа Гереста зарезали пять прекрасных девушек,недавно переселившихся в Афины из Спарты.

Чудовищное преступление не спасло положения и афиняне запросили у прорицательницы оракул,как же им спастись.Бог её устами ответил:за совершенное злодеяние они должны понести суровое наказание,а какое именно - определит Минос.И критянин определил,что Афины должны раз в девять лет (срок переизбрания царя-мага) присылать к нему семь юных дев и семь сильных юношей,как говорится в мифе, - на "съедение Минотавру".На самом же деле те становились храмовыми рабами:быки,как известно,человечиной не питаются.

Дважды царь Эгей отсылал на остров скорбную дань и лишь спустя двадцать один год в Афины прибыл его незаконнорожденный сын,великий герой Тесей.Он-то и отправился на Крит,чтобы сразиться с чудовищем.
Древний писатель Филохор,автор "Истории Аттики",описывает дальнейшие события так,что Тесей сразился с Минотавром во время состязаний,устроенных Миносом,и дочь царя Ариадна,увидев греческого красавца,полюбила его с первого взгляда.Так что не было ни блуждания по лабиринту в поисках монстра-людоеда,ни знаменитой нити Ариадны,с помощью которой герой выбрался на волю.

Воспользовавшись суматохой с острова улетел на самодельных крыльях создатель лабиринта,беглый афинский преступник Дедал.При этом погиб его сын Дедал,рожденный от критской рабыни.

Минос,едва пережив утрат дочери,бросился в погоню за Дедалом.Отыскать беглеца он надеялся с помощью хитроумной уловки:куда бы ни приехал,предлагал всем желающим пропустить нить через сложно завитую морскую раковину.Царь знал,что с подобной задачей может справиться только один человек на свете - тот,кого он разыскивал.

Наконец в сицилийском городе Камике местный правитель Кокал справился с головоломкой.Тут же Минос потребовал выдать ему Дедала.Кокал согласился,но предложил критянину сходить сначала в баньку.И,как только царь-маг оказался там,сицилийские принцессы обварили гостя крутым кипятком:не желали они расставаться с мастером,который делал для них прекрасных кукол.От полученных ожогов Минос тут же скончался и был похоронен в местном храме Артемиды.Позже его останки были перевезены на Крит,а душа царя-мага (внука или деда - не известно)начала многовековую и трудную работу в послесмертном судилище.Сидит он на троне,в окружении братьев,сжимая золотой скипетр,и выслушивает бесконечные горестные истории.

Христианская традиция критского царя изображает страшным чудовищем.Данте в "Божественной комедии" пишет:
" - Едва душа,отпавшая от бога,
Пред ним предстанет с повестью своей,
Он,согрешенья различая строго,
Обитель Ада назначает ей,
Хвост обвивая столько раз вкруг тела,
На сколько ей спуститься ступеней"

Но уже в Новые времена критянина представляли иначе:знаменитую скульптуру Родена "Мыслитель" часто называли "Миносом".Справедливому судье,действительно,было о чем подумать,прежде чем вынести приговор душе умершего.

Написано веб-клиентом

Незадолго до кончины Астерий назначил своим наследником Миноса. Пожелав убедиться в правильности выбора, престарелый царь вышел на берег и обратился к владыке тяжелогремящего моря с мольбой, чтобы дал он в качестве знака одобрения жертвенного быка. И выкинул Посейдон из морской глубины быка невиданной красоты, который вплавь добрался до берега и вышел на землю Крита.

Так стал Минос царем, оставив Радаманта не у дел. При нем Кносс стал столицей всего Крита. Только два города отказались подчиниться Миносу.

Начал новый царь свое правление с того, что удалился на гору Иду, где Зевс продиктовал законы для его народа. Таким образом, Минос считался греками первым законодателем. О законах восточных царей в эпоху формирования мифов греки представления не имели.

В Миносе видели также первого обладателя военного флота, установившего владычество Крита на морях. Как обратили внимание ученые нового времени, мифы о завоеваниях Миноса приурочены к тем местам, которые назывались «Миноя». Такое место имелось и в Мегарах.

Рассказывали, что в Мегарах правил царь Нис, сын Ареса. У него на макушке имелась прядь волос того же пурпурного цвета, как и его царская мантия. Всем было известно, что царь умрет, как только лишится удивительной пряди. Знал об этом и Минос, мечтавший о завоевании Мегар. У Ниса не было сыновей, и после его смерти город легко было захватить.

Минос послал к берегам Аттики, с которой граничили Мегары, флот и вступил в переговоры с дочерью Ниса Скиллой, обещав ей великолепное золотое ожерелье, если она срежет у отца пурпурную прядь. Жадная Скилла ночью пробралась в спальню отца и, срезав у него волосы на макушке, поспешила к Миносу, чтобы обменять их на ожерелье. После этого она сняла массивную цепь, которой запирался вход в гавань. В гавань вошли корабли, и, захватив город, воины перебили его жителей. Скилла получила обещанную награду. Но недолго радовалась она своему приобретению. Минос счел справедливым, чтобы получила она воздаяние не только за помощь, но и за предательство. Привязав к корме своего корабля канат, он закрепил другой его конец вокруг поясницы предательницы и бросил ее за борт. Недолго барахталась Скилла в волнах - тяжелое ожерелье быстро увлекло ее на дно в назидание всем, кто ради блеска золота готов забыть о верности и чести.

Захвачен был Миносом и Кеос. Прибыв туда на пятидесяти кораблях, Минос обнаружил на острове всего трех девушек, царских дочерей. Оказалось, что за три дня до этого Зевс ударами молний истребил остальных островитян-тельхинов вместе с их царем за то, что они своим злым взглядом заколдовывали посевы. Минос поселил на Кеосе половину своего отряда. Оставил там наследника и он сам. Ведь его полюбила одна из царевен и родила ему сына.

Завоеванные земли управлялись многочисленными сыновьями Миноса, основывавшими там города. Беспрепятственно плавали корабли Миноса по всем морям и заходили в любой порт, как в свой собственный: к Криту же не мог пристать ни один корабль. За этим следил исполин Талос, несокрушимый, как все существа медного поколения, к которому он принадлежал. В его огромном теле текла кровь, подобная расплавленному свинцу. Трижды в день обходил он Крит побережьем по протоптанной медными стопами тропе и швырял в пришельцев огромные камни.

Была у Миноса и сухопутная армия, делившаяся на отряды в два-три десятка хорошо вооруженных воинов. Ими командовали его сыновья.

Участвуя в походах или проверяя свои многочисленные владения, Минос был редким гостем в собственном дворце, и его супруга Пасифая, дочь Гелиоса, полюбила то ли одного из могучих быков из стада своего отца, то ли быка, присланного Миносу Посейдоном. Во всяком случае, все сходились на том, что это был бык, а не человек.

Вернувшись после очередного отсутствия во дворец, Минос услышал о рождении сына и поспешил в покой царицы. Каковы же были его удивление и ярость, когда он увидел, что у новорожденного тело ребенка, а головка молодого бычка. Первым помыслом Миноса было убить уродца, но, подумав, что бык, вступивший в связь с его женой, мог принадлежать Посейдону, он не решился ссориться с владыкой морей. Минос стал искать мастера, который сумеет соорудить подземелье для подрастающего чудовища, получившего имя Минотавр.

К счастью, мастер появился сам. Это был афинянин Дедал, прославившийся как строитель у себя на родине, но вынужденный ее покинуть за совершенное преступление. Показав Миносу изобретенные им в Афинах гончарный круг и циркуль, Дедал убедил царя в том, что с помощью многочисленных рабов он сумеет прославить Крит в веках.

Дедал знал, что никто лучше египтян не умеет строить дворцы и храмы из вечного камня. Его память хранила как самое удивительное из чудес сооружение с двенадцатью дворами и тремя тысячами покоев, которое он видел в городе крокодилов, что выше озера Мериды. Там в подземной половине находились гробницы жрецов и священных крокодилов, превращенных в мумии и завернутых в благоуханные полотна. Это сооружение египтяне называли лабиринтом, и Дедал решил, что построит для Миноса если не такое величественное, то все же подобное здание.

И возвел он в Кноссе лабиринт с подземельями, имеющими бесчисленное множество проходов и коридоров. Такого не было ни в Микенах, ни в Фивах. Всего лишь один вход в лабиринт сделал Дедал, и не выбраться было из путаницы коридоров тому, кто оказался бы в его глубине. Минос приказал немедленно завести Минотавра как можно глубже.


Теперь он был спокоен за свою столицу и мог осуществить давний замысел порабощения всей Греции. Нашелся и повод для войны. Сын Миноса Андрогей, победивший в Панафинейских играх, вызвал чью-то зависть и был убит.

Весть о гибели сына застала Миноса на Паросе, где он приносил жертвы харитам вместе со своими четырьмя сыновьями, которым отдал остров во владение. Сбросив с головы венок, оборвав игру флейтистов, рванулся Минос к кораблям. Вскоре огромный флот окружил Аттику, обложив ее цепью кораблей, как вепря. В осажденной стране начались голод и мор потому, что, как были уверены все, Минос призвал своего отца Зевса покарать убийц Андрогея. Обратились афиняне к дельфийскому оракулу, и тот повелел подчиниться Миносу, приняв все его условия. Минос пожелал, чтобы афиняне присылали каждое четырехлетие на съедение Минотавру семь юношей и столько же девушек. От той позорной дани впоследствии освободил Афины Тесей.

Дедал и Икар

Царь Рес
Фракия славилась не только певцами и музыкантами, но и могучими воителями. Одним из них был Рес, сын реки Стримона и одной из муз. На десятом году войны троянцев с ахейцами он прибыл на помощь Тро...

Роль родовой организации
Родо-племенной характер социального строя гомеровской Греции сказывается во всех областях общественной жизни. Так, например, человек, утративший по каким-либо причинам связь со своей родовой орган...

Лаконика
Южный район Пелопоннеса разделен горами Тайгета на две области: юго-восточную - Лаконику - и юго-западную - Мессению. Характер ландшафта Лаконики определен двумя горными хребтами - горами Тайгета...

Критский царь Минос - миф или реальность? Такой правитель действительно существовал в древности. Об этом говорят не только археологи, но и повествуют сохранившиеся до наших дней рукописи и предания. Правление царя вошло в легенды. Это была невероятная эпоха героев Древней Греции. Боги же добавлены народным эпосом. О Миносе говорят с большим уважением не только этнографы и археологи, но и сами греки.

Тайна рождения Миноса

Согласно легендам, Зевс - покровитель неба, молний и грома - один из главных древнегреческих богов. Он был весьма сластолюбив и однажды похитил Европу, дочь финикийского царя Агенора. Вскоре она родила троих детей, одним из которых стал будущий правитель Крита.

Восхождение на критский трон

Мать царя Миноса была очень красива, и перед тем как покинуть Крит, Зевс приказал Астерию, который был тогда правителем острова, усыновить детей Европы и жениться на ней. Перед смертью царь принял решение отдать трон Миносу. И желая убедиться в правильности своего выбора, попросил у Посейдона одобрения. В ответ на его мольбы из морских глубин вышел на берег красивый бык. Это было подтверждение от Посейдона правильности решения. И после смерти Астерия Минос унаследовал трон.

Правление Миноса

Свое правление новый повелитель Крита начал с установления определенных законов. Царь Минос взобрался на гору Иду. На ней Зевс продиктовал ему свод законов, которыми должен был руководствоваться сын. Так Минос стал первым греческим законодателем. Новый царь Крита отправил своего брата Радаманта устанавливать законы и на других землях. Впоследствии Зевс подарил Миносу скипетр и помогал советами.

Вскоре он подчинил себе часть земель Ликии и стал основателем города Милет. На южной стороне Аттики Минос обнаружил большие залежи серебра и, захватив окрестные земли, построил город Лаврион. Благодаря новому правителю моря были очищены от пиратов, а их убежища разрушены. Минос стал первым обладателем мощного военного флота.

Правителя не зря называли мудрым. Критский царь Минос не стал растрачивать средства на оборонительные сооружения. Он решил, что лучшая защита для острова - это морской флот. А на близлежащих островах были построены опорные пункты. Благодаря военному флоту и истреблению пиратов жители Крита смогли вести торговлю с другими странами. И за счет этого остров стал процветающим и богатым.

Обитель Миноса

Столицей Крита был город Кносс. В этом городе возвышался великолепный дворец, в котором и жил царь Минос со своей женой Пасифаей. У них было много детей, и некоторые из них удостоились стать героями легенд и мифов. Крит охранялся быкоголовым медным стражем Талосом. Это был подарок Зевса сыну. Трижды в день Талос обходил остров, забрасывая вражеские корабли (если таковые подплывали близко) камнями. Помимо этого, Крит охранялся и военным флотом.

Минотавр

Посейдон ждал в жертву красивого быка. Но Минос оставил зверя в своем стаде, а взамен отдал простого коня. Посейдон сильно обиделся и внушил Пасифае страсть к красивому быку. Мастер Дедал, изгнанный из Афин, состоял на службе у Миноса. И по приказу его жены изготовил деревянную корову. Пасифая забралась в нее и вступила в противоестественную связь с красивым быком.

Она забеременела, и через положенный срок на свет появился Минотавр. Но его мать во время родов скончалась. Минос, увидев младенца с бычьей головой, поселил его в лабиринте, созданном специально мастером Дедалом.

Сыновья Миноса

С Афинами и их царем Эгеем Минос всегда поддерживал дружественные и очень тесные связи. Поэтому часто между ними устраивались спортивные соревнования. Андрогей, один из сыновей Миноса, стал знаменитым атлетом. Однажды он победил на очередных игрищах всех афинских юношей. Правитель Афин, бывший фанатиком собственных спортсменов, решил в отместку убить молодого человека.

Царь послал Андрогея на охоту за марафонским быком. Это была верная смерть. Минос, узнав, как погиб его сын, решил отомстить правителю Афин. Он отправился туда со своим военным флотом. И заставил царя Эгея признать зависимость от Крита. Это выражалось в постоянных жертвоприношениях. Царь Афин должен был девять лет посылать по семь юношей и девушек в Кносс. Они становились жертвами Минотавра.

Дочери Миноса

Это продолжалось до тех пор, пока Ариадна, дочь царя Миноса и Пасифаи, не влюбилась в Тесея, сына Эгея, правителя Афин. Девушка отдала своему возлюбленному клубок волшебных ниток. Благодаря им Тесей разыскал Минотавра и убил его. Затем смог выбраться из лабиринта, в котором жил последний.

Еще одна известная дочь критского царя Миноса - Федра. Она вышла замуж за Тесея, который обещал жениться на Ариадне. Муж Федры пользовался большим уважением благодаря своим многочисленным подвигам. У Тесея был сын Ипполит от первого брака. И Федра воспылала к нему любовью. Затем дочь царя Миноса покончила жизнь самоубийством. Возможно, чтобы спасти честь мужа, а согласно другим источникам - из-за страха перед супругом.

Завоевания

Царь Минос был справедлив. Когда он решил захватить Мегары, там еще правил сын Ареса, царь Нис. У него была удивительная пурпурная прядь. Она была талисманом Ниса. Минос предложил дочери правителя, Скилле, красивое золотое ожерелье за пурпурную прядь, срезанную с головы ее отца. И девушка принесла Миносу волосы Ниса. Город был взят, жители перебиты. А Скилла, получив обещанное ожерелье, и, несмотря на оказанную помощь, была казнена за предательство в назидание остальным.

Мечтал завоевать Минос и остров Кеос. Он прибыл туда на 50 кораблях. Но на острове нашел лишь трех царских дочерей. Как оказалось, сыну помог Зевс. Он ударами молний убил всех жителей вместе с царем, гневаясь за злые взгляды, которыми люди заколдовывали посевы. Так Кеос стал владением Миноса. Одна из царских дочерей родила ему сына, которого он и оставил на острове в качестве наследника. Минос владел и сухопутной армией. Ею управляли его сыновья.

Охота, принесшая смерть

Мастер Дедал решил покинуть владения Миноса. И, несмотря на его запрет, смог бежать на Сицилию, в город Камик. Минос отправился искать Дедала. Приехав в Камик, он решил хитростью узнать местонахождение мастера. Царь Минос взял раковину тритона и обещал хорошую награду тому, кто проденет через панцирь нитку. Сделать это мог только Дедал.

И царь Сицилии Кокал, который укрывал у себя мастера, соблазнился обещанной наградой. Он рассчитывал, что Дедал ему обязательно поможет. Мастеру это удалось, но и Минос убедился, что он находится на Сицилии и потребовал выдачи сбежавшего подданного. Но этому воспротивились дочери Кокала. Дедал делал для них удивительные игрушки, девушки не хотели смерти мастера.

В результате он сделал в крыше бани трубу. И вылил в нее кипяток во время купания Миноса. Сицилийский придворный врач объявил, что Минос умер от Так бесславно погиб легендарный и великий правитель Крита. Его похороны были пышными, достойными царей. А погребение состоялось в Камике, в храме Афродиты. Потом останки Миноса были перевезены на Крит. По преданиям, после смерти легендарный правитель стал судьей в мертвом царстве Аида.

Легендарныйкритский царь Минос. Миф или реальность?

Только английскому ученому Эвансу удалось получить разрешение на раскопки холма Кефал. И в первые же смогли найти подтверждение легендам о Миносе. Были найдены фрески с изображением Зевса и Минотавра. А также и изображения царя Миноса. Со временем был воссоздан и Кносский дворец. Нашелся и в виде множества извилистых коридоров под дворцом. Но, кроме мифов, легенд и фресок с изображением Миноса, его существования прямых доказательств пока еще не найдено. Однако это не мешает грекам рассказывать туристам о своем великом правителе, показывать достопримечательности, которые связаны с его именем, и иметь с этого очень неплохие доходы.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...