Почему любознательность важна, и как её развить. Теоретические основы развития любопытства и любознательности у детей дошкольного возраста

«Растите любознательных»

Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. ФГОС ДО четко определяет, что в дошкольном возрасте должна быть сформирована мотивация к обучению, познанию и творчеству, т.е. познавательный интерес. Ученые Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.В. Зайко и др. подчеркивают, что необходимым компонентом психологической готовности к школьному обучению является наличие познавательного отношения ребенка дошкольного возраста к окружающему миру. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на предметы, объекты природы, виды деятельности. Значение наличия любознательности у детей велико: она позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.

Так что же такое любознательность? В словаре С. И. Ожегова дается следующее толкование этого понятия: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…» , поэтому, говоря о развитии любознательности у детей, мы говорим о развитии познавательного интереса.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;

б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;

в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету) , чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, подергать, покрутить, постукать… Он таким образом познает окружающий мир. Задача взрослых поддерживать этот интерес, не дать ему угаснуть, а мы, зачастую, ругаем своих «маленьких исследователей» : «Оторвешь! Разобьешь! Сломаешь!» А как еще он узнает, что книга рвется, чашка разбивается, дверь закрывается, вода проливается, если сам не попробует!

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» . Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Это и есть один из важнейших способов развития детской любознательности.. Теоретические знания не укладываются в детскую психику, ребенку нужен полноценный опыт, как источник познавательных вопросов.

Внимание со стороны взрослых к детским вопросам также является способом поддержки познавательного интереса у ребенка. Не нужно отвечать на детские вопросы, полным ответом. Подталкивайте ребенка к новым размышлениям, наблюдениям. Вместо ответа спросите, как думает он сам, потому что, по мнению, В. А. Сухомлинского, «…под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность» .

На многие свои вопросы дошкольник может получить ответ в процессе наблюдений за окружающим миром, задача родителей обращать внимание детей на изменения, происходящие вокруг, использовать прием сравнения предметов.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее - значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. После того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный) , спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ. Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, загадки побуждают его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Ученые доказали, что любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть поддержана или подавлена реакциями и действиями взрослых. Приглашайте ребенка экспериментировать вместе с вами, поддерживайте его, радуйтесь вместе с ним, ведь он «открывает» для себя то, что нам, взрослым, давно известно.

Родителям необходимо понимать, что в процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы. Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

  • различение живого и неживого
  • бережное и уважительное отношение к живому
  • готовность заботиться о ком-то или чем-то
  • представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

  • орудия труда, инструменты-взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться
  • технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования
  • игрушки — ребенок использует по своему усмотрению
  • материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности
  • эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии) .

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте) .

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни, и тогда его познавательные интересы будут крепнуть и развиваться.

  1. Дискуссия «Шляпа вопросов» .

(Вопросы для обсуждения предлагаются родителям заранее.)

Листочки с вопросами складываются в шляпу.

Родители по очереди вытягивают вопрос для обмена мнениями.

Примерные вопросы:

  • О чем спрашивает Ваш ребенок?
  • Можно ли по вопросам ребенка судить о его интересах?
  • Какие вопросы ребенка ставят Вас в тупик?
  • К кому из членов семьи ребенок обращается с вопросами чаще и почему?
  • Как, по Вашему мнению, правильно отвечать на детские вопросы?
  • Ответы на какие вопросы не вызывают затруднения?
  • Как Вы поступаете, если не знаете ответа на вопрос?
  1. Представление опыта семьи Хохловых «Экспериментируем дома» .

Опыт «Извержение вулкана» .

Оборудование: банка с содой, стаканчики с разноцветной водой с добавлением уксусной кислоты.

Описание: в банку с содой постепенно добавляется раствор уксусной кислоты, в результате чего происходит явление, внешне похожее на извержение вулкана.

Опыт «Прочная бумага» .

Оборудование: две чашки, лист бумаги, несколько игрушек.

Описание: на чашки, перевернутые вверх дном и стоящие на расстоянии друг от друга, кладется лист бумаги; на бумагу ставятся поочередно игрушки, которые падают, так как бумага не выдерживает их веса; затем этот же лист бумаги складывается гармошкой; теперь бумага выдерживает вес игрушки.

Опыт «Танцующие хлопья» .

Оборудование: шерстяной шарф, воздушный шарик, овсяные хлопья.

Описание: хлопья рассыпать на столе, воздушный шар потереть о шарф; расположив шарик над хлопьями, можно увидеть, как они «танцуют» .

  1. Игровая программа «Взрослые и дети»

Цель — активизация родителей на развитие любознательности детей.

1 задание.

Превратить нарисованные круги в предметы круглой формы.

2 задание.

Команды по очереди показывают соперникам какое-либо слово или действие без слов, игроки-соперники должны отгадать задуманное слово или действие.

3 задание.

Командам предлагается придумать новое применение знакомому предмету (например, газете, венику и т.д.) .

4 задание.

На столах лежат листы бумаги и карандаши округлой формы, которые легко раскатываются по столу.

Командам предлагается придумать, как с помощью листа бумаги предотвратить скатывание карандашей со стола на пол.

  1. Подведение итогов работы круглого стола. Вручение «Памятки для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

«Памятка для родителей «Развитие любознательности у дошкольников» .

  1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
  2. Говорите с ребёнком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
  3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
  4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение - это всегда общение «на вырост» .
  6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
  7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате» .
  8. Ходите с ребёнком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
  11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Детское любопытство можно назвать врожденным инстинктом самовыживания. Уже с пеленок ребенок интересуется всем новым, что его окружает. Пытается это потрогать, попробовать на вкус и даже погрызть. И чем старше он делается, тем сильнее увеличивается тяга к познанию .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание любознательности у дошкольников.

Детское любопытство можно назвать врожденным инстинктом самовыживания. Уже с пеленок ребенок интересуется всем новым, что его окружает. Пытается это потрогать, попробовать на вкус и даже погрызть. И чем старше он делается, тем сильнее увеличивается тяга к познанию.

Так, с года до трех лет детей привлекают яркие цвета, новые звуки, формы и размеры. Вдоволь изучив поверхность предмета, они пытаются узнать, а что у него внутри – ломают, вскрывают, разбивают, вывинчивают и т. д. Отсюда и сломанные игрушки, испорченная мамина косметика, бижутерия. Все что попадает под любопытный взгляд ребенка, делается его беспрекословной мишенью. В таких ситуациях детей ни в коем случае нельзя ругать. Ведь они не понимают, что сделали что-то неправильное, что сломали хорошую вещь. В их голове только одна мысль, узнать и понять, что же это за предмет и «с чем его едят».

2 слайд

Наша задача, наоборот, подтолкнуть ребенка к дальнейшим познаниями, чтобы он из любопытного стал любознательным .

Любопытство и любознательность это совершенно разные направления. Любопытным ребенком двигают только внешние факторы, инстинкт, а любознательным ребенком – факторы стремления узнать как можно больше нового, изучить весь мир.

3 слайд

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения в активной ориентировке: от бессознательного, рефлекторного поведения – «реакции на новизну», любопытства – малыш переходит к сознательной ориентировочно – исследовательской деятельности. Ее можно характеризовать как любознательность.

Кто не переживал вместе с ребенком горе по поводу нечаянно отпущенного воздушного шарика? Сколько слез! А потом вопрос: почему воздушный шар летает, а мяч нет? Он познает открытое и замкнутое пространство, зависимость движения от скорости и многое другое. Мир учит его во всем своем многообразии и неожиданности, будит в нем интерес «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому. У ребенка формируется любознательность – желание познавать закономерности окружающего мира.

В конце третьего и на четвертом году вам не уйти от ответа на вопросы: «Где ночует солнышко?», «О чем думает деревце?».

Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

4 слайд

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители и педагоги должны знать, чем интересуется их малыш, и уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Взрослый может попросить ребенка помочь ему что-нибудь сделать или прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях ощущение причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях важно пробудить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению. «А ты как думаешь?» Стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.

Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.

Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности; систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему?

Например, пятилетний Андрюша интересуется: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»

В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. Например, шестилетний Денис спрашивает маму: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»

Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5-5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться? В педагогике по этому поводу высказываются две точки зрения.

Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, спад в детских вопросах связан с условиями воспитания и обучения старших дошкольников: взрослые не поощряют их любознательность, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос--это показать свое незнание.

У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуаль-ные решения. Однако взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, значит нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.

Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей. В советской дошкольной педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы. Рассмотрим эти требования.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам.

Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.

5 слайд

1. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

6 слайд

2. Следующее требование - краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

К сожалению, это требование часто нарушается, когда взрослые отвечают на столь сложные вопросы ребенка, как вопросы о происхождении людей, об историческом прошлом, о космосе и т. д.

Отвечая на такие вопросы, помните, что представления о времени и пространстве только начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают

Иногда такие ответы взрослых не удовлетворяют ребенка, он просит рассказать, объяснить подробнее. Не торопитесь делать это, помните слова А. С. Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время».

В дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто многое запомнил, но не понял. В результате у ребенка снижается острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

Поэтому в тех случаях, когда ответ на вопрос ребенка требует сообщения сведений, недоступных его пониманию, уместно сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

7 слайд

3. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «...под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?»

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.

Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.

Дошкольники часто задают вопросы о взаимоотношениях между взрослыми и детьми: почему старшим надо говорить Вы? Почему старших надо слушаться? Почему дети должны уступать место взрослым?

Отвечая на подобные вопросы, старайтесь воздействовать на чувства детей. Формируйте у детей представление о том, что взрослые много трудятся на работе и дома, воспитывают своих детей, потому что любят их. Дети, в свою очередь, тоже должны проявлять внимание к старшим, радовать их своим хорошим поведением. Такие ответы развивают у детей чуткое отношение к окружающим. Привычка быть внимательным и заботливым по отношению к взрослым воспитывает в дошкольниках такие нравственные качества, как тактичность, гуманность.

Для развития любознательности дошкольника сферы деятельности должны быть самыми разнообразными и соответствующие возрасту

Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.

8 слайд

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр.). Старшие дошкольники могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленным в памяти.

Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.

В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, предложите сыну понаблюдать за одуванчиками.

Сколько интересных открытий он сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Знания ребенка являются ненужным грузом, если он не знает, как их использовать.

Поэтому нужно учить малыша, как можно использовать свои знания, развивая направленность его воображения.

Малыш, играя с кубиком, может представить его чем угодно и кем угодно в своих фантазиях, а взрослый должен помочь ребенку свои фантазии облечь в какой-то игровой сюжет, создать законченную игру.

Очень хорошо обучать этому, сочиняя с детьми сказку.

Каждый произносит несколько своих предложений по очереди, задача взрослого при этом направить развитие сюжету к завершению.

Можно сказки использовать для развития фантазии ребенка, изменять ее конец или начало, переврать сюжет или сочинить продолжение.

Обычно дети хорошо помнят сказки и сразу замечают, что изменилось и с удовольствием придумывают свое продолжение.

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому нужно

9 слайд

поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

В этом помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку. «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил Сухомлинский. Наблюдения во время прогулки дают возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнать новое о жизни и о природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараясь им не навредить.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы.

10 слайд

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям .

Детская художественная литература воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.

Мы можем сделать следующий вывод: По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины.

И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.

11 слайд

Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии).

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. «В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выгодский. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

12 слайд

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

13 слайд

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практике.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память. Поэтому важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни – необыкновенного в обыкновенном.


В толковом словаре В.И. Даля понятие «любознательность» определяется как отдельное любопытство, любовь к наукам, к познанию, желание поучаться . С.И. Ожегов предлагает свою трактовку этого понятия: «любознательный склонный к приобретению знаний, пытливый» . Огромную роль любознательности придавал Ж.-Ж. Руссо. В России этому также уделялось немаловажное значение и этой проблемой занимались также выдающиеся ученые, как Н.И. Пирогов, И.Н. Новиков, а также М.А. Данилов, И.Я. Лернер и многие другие. И в настоящее время этот вопрос не потерял своего актуального звучания.

По С. И. Ожегову, любопытство - это стремление узнать, увидеть что- то новое, проявление интереса к чему-нибудь «здесь и сейчас». Любопытству сродни понятие «любознательный», т. е. склонный к приобретению новых знаний.

Проблема любознательности и любопытства является традиционной в психолого-педагогической науке. Ученые всегда придавали ей большое значение. Различные авторы в зависимости от исходных методологических позиций и целей по-разному толковали ее сущность. Среди многообразия взглядов на природу любознательности можно выделить несколько направлений.

Наиболее часто любознательность и любопытство интерпретируется как познавательная потребность и познавательный интерес. С.Л. Рубинштейн рассматривал любознательность как синоним «живого познавательного интереса», показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком . В.А. Крутецкий определяет любознательность как «... активное познавательное отношение человека к действительности» . В.С. Юркевич отмечает, что «...любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета» .

Г.И. Щукина выделила следующие стадии развития любознательности и любопытства.

Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

Как отмечала Г.И. Щукина, любопытство и любознательность выступают как важнейший побудитель активности личности, ее познавательной деятельности. В современных условиях задача воспитания активной, деятельной, творческой личности остается в высшей степени важной.

По мнению Н.Г. Морозовой, любознательность выступает своеобразным диффузным познавательным интересом . По Л.Н. Проколиенко, любознательность является как причиной возникновения интереса, так и формой его существования . Л.И. Котлярова считает любопытство своеобразным показателем познавательных запросов и интересов учащихся . И.Д. Зверев и Е.М. Гвоздырева определяют любопытство в качестве низшей ступени в развитии познавательного интереса. Аналогичное мнение высказывает Н.Ф. Добрынин. Он описывает различные формы интереса, среди которых любопытство является низшей стадией, направленной преимущественно на внешние моменты предмета, который привлекает ребенка своей новизной и неожиданностью . В целом, для этих исследований характерно рассмотрение любознательности и любопытства как недифференцированной, аморфной основы познавательного интереса, предпосылки его развития.

Ряд исследователей рассматривают любознательность и любопытство в рамках познавательной мотивации. Д.Е. Берлайн определяет любознательность с любопытством как условие мотивации, стремление к выполнению познавательных действий для получения необходимой информации. Любознательность у него выступает в качестве перцептивной (ориентировочно-исследовательской) и познавательной реализующейся в поиске знаний . А.И. Сорокина, в качестве одного из мотивов задаваемых ребенком вопросов, выделяет любознательность, отражающую его отношение к окружающему миру . Другие исследователи относят любознательность к интеллектуальному чувству. «Сложным чувством любви к знаниям» называет любознательность Л.И. Аржанова, считая, что возникает оно в процессе умственной работы, проявляется же в склонности приобретать все новые и новые знания .

Следующая группа исследователей относят любознательность и любопытство к интеллектуальному чувству (П.И. Иванов, А.И. Аржанова, В.В. Давыдов и др.). Так, В.Г. Иванов характеризует познавательные интересы как «активное стремление к наиболее глубоким и точным знаниям в какой-либо одной области или различных областях...». Вместе с тем «...переживается положительная оценка значимости полученных знаний для себя, для других и для общества» .

Л.И. Аржанова предлагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания . В.В. Давыдов рассматривает любознательность, как одно из чувств, формирующееся в процессе учебной деятельности .

Представители следующего подхода рассматривают любознательность, не относя ее к какому-либо конкретному психологическому явлению (Л.М. Зюбин, Н.Б. Шумакова и др.). По мнению Л.М. Зюбина, любознательность и любопытство являются общей недифференцированной направленностью личности ребенка . Н.Б. Шумакова проводит параллель между любознательностью, любопытством и исследовательской активностью, рассматривая познавательные интересы в качестве мощного источника познавательного и творческого развития, проявляющегося в постановке ребенком бесконечных и разнообразных вопросов. Исследователь также указывает на то, что пик любознательности и любопытства приходится на младший дошкольный возраст .

Заслуживает внимания направление, рассматривающее познавательный интересы как черту характера или свойство личности. Данный подход имеет место в работах Б.Г. Ананьева, Н.А. Погореловой и др. Например, Б.Г. Ананьев выделяет любознательность как черту характера, включающую в себя интеллектуально-эмоционально-волевые составляющие: «трудно переоценить жизненное значение такого результата, с которым связано общее развитие сознания. Постоянство такого процесса при новых обстоятельствах, закрепление в деятельности ребенка, оказывает нравственное влияние на формирование его личности, а именно на становление его личности, образование любознательности и пытливости как черты характера» .

В исследовании Н.А. Погореловой любопытство рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любопытства .

Некоторые авторы, например, А.М. Матюшкин, Н.И. Рейнвальд, Н.Т. Лобова, рассматривают любопытство и любознательность как интегральное образование. А.М. Матюшкин, говоря о внешних проявлениях творческого развития, отмечает «прежде всего, быстрое развитие (речи и мышления) в детстве, раннюю увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), любознательность ребенка, его исследовательскую активность. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью (диапазоном) широты и устойчивости. У одаренного ребенка она проявляется как очень широкая любознательность с любопытством ко всему новому» .

Н.Т. Лобова считает, что любознательность означает готовность субъекта к активной познавательной деятельности, в которой и проявляется. При этом побудителем является познавательная потребность (познавательный интерес) .

Связь любознательности с интересом и, соответственно, с ориентировочно-исследовательским рефлексом приводит к пониманию изучаемого свойства как более совершенного психического образования, условия и пути формирования которого, по мнению К.М. Рамоновой, зависят как от внешних объективных причин, так и от многих возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Л.Н. Галигузова пишет о том, что любознательность и любопытство представляют собой становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами любознательности и любопытства могут служить такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом .

Т.А. Гусева утверждает, что любознательность входит в число социально-одобряемых качеств личности, обусловливая развитие и других личностных образований, например, таких как общительность, уверенность в себе, инициативность и т.п. Отмечено, что любознательные дети более целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, что способствует довольно успешному освоению учебных предметов и высокой успеваемости . Следовательно, развитие любознательности и любопытства должно выступать в качестве одной из важных задач современного образования. Для этого необходимо иметь четкое представление о природе, механизмах данного свойства и факторах его развития.

Таким образом, вопрос о понятии познавательной активности в педагогических работах относительно природы любознательности и любопытства окончательно решен так и не был. Нет единого мнения и в определении понятия любознательности, любопытства, их места в структуре познавательной активности. До настоящего времени остается неисследованной проблема динамики развития любопытства и любознательности, а также механизмы формирования.

В данной работе мы будем определять любопытство и любознательность как первичное, мотивационное условие устойчивого познавательной активности, включающее знания, эмоции и активный поисковый характер, выражающееся в готовности субъекта к активной познавательной деятельности.

Проблема развития любознательности и любопытства у детей дошкольного возраста одна из проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному отвечают на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться, и каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения.

Как форма активности любознательность охватывает все психические процессы. Следовательно, на ранних этапах ее можно считать устойчивым психическим состоянием, выражающим высокую активность психических процессов. А.М. Вербенец справедливо утверждает, что все дети стремятся быть любознательными. Подавляющее большинство дошкольников назвали себя сообразительными и любознательными. Однако, как правило, оценивали данное качество по разным проявлениям: внешним оценкам взрослых («сообразительный, потому что я все понимаю, что мама говорит»), связывали с освоением знаний в разных областях («много знаю», «могу решать задачи», «умный, быстро соображаю») .

Проблема развития любознательности детей дошкольного возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

К любопытству и любознательности относятся психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания.

Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия: единство устойчивости и неустойчивости, упорядоченности и беспорядка, лежащее в основе познавательного саморазвития детей.

После овладения детьми речью их любопытство и любознательность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Любознательность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Любознательность и любопытство заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Одним источником развития любопытства и любознательности дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека . Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества.

Г.И. Щукина считала, что любознательность и любопытство как средство обучения становятся надежными только тогда, когда используются в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новым возможностям ученика в его развитии, открывающего для него новые перспективы и познания.

Детям дошкольного возраста любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата.

Дошкольники интересуются жизнью людей на планете Земля, круговоротом веществ в природе, возможностями человека. Они с удовольствием воспринимают информацию о переработке мусора, с энтузиазмом соглашаются на предложения передать другим ненужную одежду, книжки и игрушки, оказывают взрослым элементарную помощь в ведении домашнего хозяйства, занимаются благоустройством детского сада, группы, участка, становятся инициаторами поддержания своих квартир и домов в образцовом порядке. Особое значение приобретают полезные поделки из бросового материала: пустых молочных пакетов, стаканчиков из-под йогурта, лоскутков, обрезков, отходов от пиломатериалов. Дети могут понять разницу в использовании и переработке природных и синтетических материалов .

В дошкольном возрасте дети уже сами знают названия нескольких городов, прежде всего российских; имеют представление о некоторых народах (русских, англичанах и т.д.), но часто не могут сказать, чем одна народность отличается от другой; знают несколько основных праздников (Новый год, 8 Марта, Масленица, свой день рождения).

Помимо этого, дети дошкольного возраста готовы знакомиться с построением карт и календарей, узнавать о цикличности времени и его длительности, видимом и невидимом пространстве, его протяженности. Разного рода атласы и карты вызывают у детей особый интерес: они рассматривают их, задают вопросы взрослым, где находится их дом, дача, другой город или деревня, в котором живут бабушка с дедушкой, выясняют, что находится ближе по отношению к ним, а что дальше и т. д. .

Дети начинают проявлять интерес к историческим событиям и личностям, жизни людей в разных странах, им интересно узнавать о том, какой была жизнь на Земле, когда людей еще не было, а жили только динозавры и мамонты. Они любят изображать планы городов и местностей, разыгрывать на плане или карте, в настольном театре или в играх-драматизациях исторические события; задают вопросы об изобретениях, сделанных людьми, хотят получать энциклопедическую информацию. Их начинают интересовать марки, значки, монеты, флаги и гербы своей и других стран, дети рассматривают их, выясняют, какой стране они принадлежат, как об этом можно узнать и т. п.

Развитию любознательности способствует внимательное отношение взрослых к познавательным потребностям детей, организация соответствующих им ситуаций и занятий, стимуляция познавательной активности в совместных и индивидуальных занятиях детей.

Таблица 1

Критерии и показатели любознательности

В целом анализ теоретических сведений позволил сделать следующие выводы об особенностях развития любознательности у детей дошкольного возраста.

  • 1. Любознательность дошкольников выражается в их многочисленных вопросах. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного.
  • 2. Пробуждению вопросов и практической познавательной активности, а, следовательно, любопытства и любознательности содействует такая форма работы с детьми, когда они становятся перед новой ситуацией или новым материалом.
  • 3. Любознательность и любопытство в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлении.
  • 4. Любопытство и любознательность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка стимулируют его любознательность и любопытство.
  • 5. У детей от 5 до 7 лет имеет место заметное усложнение познавательной активности по сравнению с более младшим возрастом: это обнаруживается в их стремлениях к установлению сходства между предметами, а также обнаружению связи между ними. У детей этого возраста намечается тенденция к выяснению сущности предметов. Особенностью детей дошкольного возраста является проявление любознательности, которое необходимо поддерживать и развивать, для того, чтобы сформировать устойчивый познавательный интерес.

Тогда я узнала многое о себе, своих привычках и особенностях, одной из которых была любознательность. Сейчас я понимаю, насколько эта черта полезна для тех, кому посчастливилось ею обладать. Это может немного странно звучать, но быть любознательным необходимо, особенно, если Вы хотите стать предпринимателем.

Природная любознательность способствует развитию инновационного и нестандартного мышления, а это главные качества в работе предпринимателя.

Что означает быть любознательным?

Задумайтесь об этом на минуту - если Вам всё интересно, Вам некогда скучать. Любознательность - это естественное состояние, которое порождает новые идеи и развитие инноваций. Когда Вы всем интересуетесь, то Вы вовлечены в процесс, Вы слушаете, Вы ПРОСЫПАЕТЕСЬ!

Я заметила одну интересную особенность: любознательные люди используют информацию как средство вдохновения. Они, как губка, впитывают информацию и, соответственно, получают знания из всех доступных им каналов . Любознательность - это “топливо” для креативных идей и инноваций.

Любознательность позволяет по-новому взглянуть на вещи

У любознательных людей часто просыпается естественное желание сломать стереотипы, что, в свою очередь, способствует развитию инноваций. Такие люди постоянно ищут новые способы улучшить повседневные вещи, основываясь на уже достигнутых результатах.

Они находят позитивный подход к вещам - и это не для того, чтобы указать на ошибки других людей, это естественное желание улучшить уже существующие вещи.

Интересующиеся всем люди обычно быстро мыслят, потому, что они поглощают много информации. Их ненасытная жажда к знаниям требует быстрого мышления. Когда Вам что-то интересно, у Вас получается мыслить более гибко. Это помогает достичь успеха в нашем стремительно развивающемся мире. Если посмотреть на самые успешные компании за последние несколько лет, такие, как Google и Facebook, то Вы увидите, что у них есть одна общая черта - они быстро реагируют на изменения, и, благодаря этому, всегда сохраняют свои лидерские позиции.

Любознательность помогает в решении проблем

Любознательные люди обычно концентрируются не на самой проблеме, а на её решении. Благодаря этому, формируются навыки быстро решать проблемы. Это касается любых проблем: не только в рамках работы, но и дома. Когда Вы овладеете способностью быстро решать проблемы, Вы сможете их решать где угодно, что даст Вам возможность наслаждаться жизнью.

Любознательность превращает трудности в забавные приключения!

Когда у Вас неожиданно возникают трудности, что будет Вашей первой реакцией - опасение или интерес? Когда нам интересно, всё для нас становится приключением! Нет такой проблемы, которую бы не смогли решить любознательные люди, потому, что они смотрят на жизнь позитивно и имеют мышление, ориентированное на решение проблем. Любознательность всегда задаёт вопросы, вместо того, чтобы сразу отвечать “не могу”.

Сравните нелюбознательный и любознательный подходы:

Нелюбознательные люди обычно говорят и мыслят так :

“Не могу поверить, что это случилось со мной!” (Заметьте, что в этих словах звучит страх);

“Эта система бесполезна!” (Это жалоба, не имеющая ничего общего с решением проблемы);

“Чего зря стараться - ответа я всё равно не найду” (Негативное мышление).

И, наоборот, когда нам интересно, мы задаём такие вопросы:

“Можем ли мы это сделать по-другому?”

“Что, если мы посмотрим на это с точки зрения другой перспективы?”

“Почему это не действует? Бьюсь об заклад, что есть лучший способ заставить это работать”.

Если жизнь Вам наскучила и Вам нужен свежий взгляд на решение проблемы, то я Вам настоятельно рекомендую завести такую привычку, как любознательность. Вы еще не успеете даже осознать её окончательно, как у Вас появится вдохновение и мотивация генерировать новые идеи, проекты и способы решения проблем!

Вот несколько способов стать любознательным:

  1. Попытайтесь всегда пополнять свой “банк знаний” сведениями о последних инновациях (находите новые формы СМИ)
  2. Заведите привычку постоянно делать что-то новое (новый рецепт, дорога на работу или даже новые упражнения для зарядки)
  3. Будьте как губка - впитывайте новую информацию из разных источников (на работе, дома, от людей на улице, из книг, журналов, фильмов, с Вашего телефона - откуда угодно!)
  4. Прислушивайтесь к мнению других людей и извлекайте для себя уроки (спрашивайте у людей, что они думают по тому или иному поводу)
  5. Не бойтесь спорить и нарушать “статус Кво” (постоянно меняйте темы обсуждений)
  6. Перестаньте некоторое время заниматься постоянным “мозговым штурмом” на предмет инноваций (относительно Ваших собственных и чужих предпринимательских идей)
  7. Подумайте о методах улучшения чего-либо (Вы этого никогда не знали, но возможно, Ваша идея окажется лучшей!)

Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, ее надо культивировать.

Вы не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности, иначе он вряд ли захочет продолжать ее или же будет заниматься со значительно меньшей настойчивостью.

Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться?

. Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши — ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у вас, родителей, часто голова идет кругом от дождя их вопросов. Иногда желания отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но все же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одергивайте ребенка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе все щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Отвечая, вы обязательно должны учитывать возраст вашего «любознайки». Если малыш не будет получать ответы на свои, такие важные для него вопросы, то вскоре он перестанет спрашивать. И самое главное — вопросы могут исчезнуть вовсе из его жизни. Поэтому не ленитесь объяснять малышу, как устроен мир, ведь так вы делаете его более умным.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите ее как должное, но и поощряйте ее . Мир полон захватывающих вещей, и для вас, родителей, это часто беда, ведь ребенку надо с ними экспериментировать. Да, активное изучение ребенком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. Но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одернуть малыша ради сохранения чистоты и порядка. Лучше создайте в доме зону полной свободы. Пусть это будет комната (или хотя бы часть комнаты, гаража или подвала, в частном секторе — двора), где ребенку можно абсолютно все: строить укрытия из стульев и одеял, рисовать на стенах, швыряться подушками, возводить замки из песка. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребенку тем более.

Любопытному малышу интересно все: что будет, если дер-нуть кошку за хвост, сорвать листочек комнатного цветка, положить в воду телефонную трубку? Что будет, если попробовать песок на вкус или кинуть им в лицо товарищу по игре, бросить игрушечный автомобиль через всю комнату? Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Для спасения дома и поддержки малыша-ученого проводите безобидные опыты и эксперименты вместе с ребенком: лепите из теста пирожок, собирайте букет для мамы, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т. д.

. Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир . Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

. Дайте возможность и просто позволяйте ребенку получать разнообразные впечатления. Пусть малыш качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дергает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, накрывает на стол, жмет на кнопку звонка, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его еще более ценным. Все, что делает малыш, дает ему необходимый жизненный опыт.

. Поощряйте фантазии и импровизации ребенка. Ведь вашего малыша учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, который вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. По-ощряйте любые игры. В собственном воображении ваш ребенок может стать взрослым на пикнике, белкой в лесу, Котом в сапогах или Братцем Кроликом, кассиром за прилавком или Винни-Пухом, песиком в конуре или кем угодно. Предлагайте малышу придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ваш ма-лыш знает. Добавьте Бабу-ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка — в историю о Снежной Королеве. Задавайте малышу вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами. А вы тем временем сможете спокойно домыть посуду или собраться к выходу на улицу.

. Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор. Поскольку это самый простой способ отключить активное познание мира. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Ребенок начинает ждать, что все его вопросы разрешатся с помощью простых образов, без личного участия, считает, что все ответы придут к нему в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Просмотр подряд всех телепередач не поможет вашему ребенку учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Из-за просиживания перед телевизором малыш станет нелюбознательным учеником, у которого нет желания делать собственные открытия. Поэтому старайтесь сами меньше сидеть у телевизора и усаживать рядом малыша. А если вы хотите, чтобы малыш посмотрел какую-то конкретную передачу, смотрите вместе с ним.

. Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность . Это достигается небольшими усилиями. Вы можете познакомить ребенка с числами («Тебе дать одно печенье или два? Это один, это два»), цветами («Ты наденешь красный свитер или синий? Вот это красный, а это синий»), буквами («Вон видна буква "М". С нее начинаются «мама» и "молоко"»). Вы можете рассказать о животных («Это кошка, она сейчас мурлыкает»). Ваша цель не в том, чтобы научить ребенка считать или читать к полутора годам, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, все остальное ребенок изучит сам.

. Меняйте обстановку. Передвиньте мебель в комнате ребенка, переложите вместе с ним игрушки на другие места. Поговорите о том, что изменилось. Стало ли уютнее? Более удобно? Более красиво? Поощряйте высказывать свою точку зрения и искать лучший вариант с точки зрения вкуса ребенка.

. Обучая ребенка, играйте с ним . Обучение должно стать веселой забавой. Если ваш ребенок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если вы будете ставить перед малышом трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что-то делать, то он начнет страшиться учебы, страшиться узнавать что- то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребенка сопровождалось игрой и забавой.

. Будьте для малыша примером . Пусть кроха поймет, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребенка, заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребенок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.

. Разбавляйте привычные для малыша традиции экспериментами. Иногда отходите от привычного для малыша уклада жизни. Например, покормите ребенка кашей на ужин и дайте ему суп на завтрак. Или пойдите вместо садика в дельфинарий, парк, театр. Необычный поворот событий даст вам отличную почву для разговоров и рассказов о разном образе жизни. Например, о том, что в Японии едят суп мису на завтрак. Или что во времена царей детей из аристократических семей обучали не в садиках и школах, а дома и не учителя, а гувернантки из разных стран. Так ваш малыш с детства будет приучаться видеть разные способы решать один и тот же вопрос и повысит свой уровень эрудиции. Всегда интересуйтесь мнением малыша по различным вопросам. Задавайте вопрос о том, кто ему больше нравится — Русалочка или Король Лев, железные дороги или мягкие игрушки. Приходите в такой же восторг от стрекозы или жука, расспрашивайте о том, что он узнал нового в садике и что он думает об окружающих его предметах. Не ленитесь показывать, насколько вам с ним интересно.

Будьте ребенку другом с самого детства — и вы привьете ему вкус к жизни!



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...