Почему модель атома резерфорда называется нуклеарной. Строение атома

Атом – наименьшая частица вещества. Его изучение началось еще в Древней Греции, когда к строению атома было приковано внимание не только ученых, но и философов. Каково же электронное строение атома, и какие основные сведения известны об этой частице?

Строение атома

Уже древнегреческие ученые догадывались о существовании мельчайших химически частиц, из которых состоит любой предмет и организм. И если в XVII-XVIII вв. химики были уверены, что атом неделимая элементарная частица, то на рубеже XIX-XX вв., опытным путем удалось доказать, что атом не является неделимым.

Атом, будучи микроскопической частицей вещества, состоит из ядра и электронов. Ядро в 10000 раз меньше атома, однако практически вся его масса сосредоточена именно в ядре. Главной характеристикой атомного ядра, является то, что он имеет положительный заряд и состоит из протонов и нейтронов. Протоны заряжены положительно, а нейтроны не имеют заряда (они нейтральны).

Связаны они друг с другом с помощью сильного ядерного взаимодействия. Масса протона примерно равна массе нейтрона, но при этом в 1840 раз больше массы электрона. Протоны и нейтроны имеют в химии общее название – нуклоны. Сам атом является электронейтральным.

Атом любого элемента можно обозначить электронной формулой и электронно графической формулой:

Рис. 1. Электронно-графическая формула атома.

Единственным химическим элементом из периодической системы, в ядре которого не содержатся нейтроны, является легкий водород (протий).

Электрон является отрицательно заряженной частицей. Электронная оболочка состоит из движущихся вокруг ядра электронов. Электроны имеют свойства притягиваться к ядру, а между друг друг на них оказывает влияние кулоновское взаимодействие. Чтобы преодолеть притяжения ядра, электроны должны получать энергию от внешнего источника. Чем дальше электрон находится от ядра, тем меньше энергии для этого необходимо.

Модели атомов

На протяжении долго времени ученые стремились познать природу атома. На раннем этапе большой вклад внес древнегреческий философ Демокрит. Хотя сейчас его теория и кажется нам банальной и слишком простой, в тот период, когда представления об элементарных частицах только начинало зарождаться, его теория о кусочках материи воспринималась совершенно серьезно. Демокрит считал, что свойства любого вещества зависят от формы, массы и других характеристик атомов. Так, например, у огня, полагал он, острые атомы – поэтому огонь обжигает; у воды атомы гладкие, поэтому она способна течь; у твердых предметов, по его представлению, атомы были шереховатые.

Демокрит считал, что из атомов состоит абсолютно все, даже душа человека.

В 1904 году Дж. Дж. Томсон предложил свою модель атома. Основные положения теории сводились к тому, что атом представлялся положительно заряженным телом, внутри которого находились электроны с отрицательным зарядом. Позже эта теория была опровергнута Э. Резерфордом.

Рис. 2. Модель атома Томсона.

Также в 1904 году японским физиком Х. Нагаока была предложена ранняя планетарная модель атома по аналогии с планетой Сатурн. Электроны по этой теории объединены в кольца и вращаются вокруг положительно заряженного ядра. Эта теория оказалась ошибочной.

В 1911 году Э. Резерфорд, проделав ряд опытов, сделал выводы, что атом по своему строению похож на планетную систему. Ведь электроны, словно планеты, движутся по орбитам вокруг тяжелого положительно заряженного ядра. Однако это описание противоречило классической электродинамике. Тогда датский физик Нильс Бор в 1913 году ввел постулаты, суть которых заключалась в том, что электрон, находясь в некоторых специальных состояниях, не излучает энергию. Таким образом, постулаты бора показали, что для атомов классическая механика неприменима. Планетарная модель, описанная Резерфордом и дополненная Бором, получила название – планетарная модель Бора-Резерфорда.

Рис. 3. Планетарная модель Бора-Резерфорда.

Дальнейшее изучение атома привело к созданию такого раздела, как квантовая механика, с помощью которого объяснялись многие научные факты. Современные представления об атоме развились из планетарной модели Бора-Резерфорда.

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 422.

Цель: осуществление межпредметных связей; развитие логического мышления и закрепление полученных на уроках знаний; создание атмосферы творчества, радости постижения истины, повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие внимания, памяти.

Задачи: вовлечь в интересный мир физики, химии и биологии, развить дух здорового соперничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация .

Время проведения игры: 45 минут

Количество участников: 9 человек (3 команды по 3 человека)

Предварительная подготовка

Приз, для команды победителей и утешительные призы для проигравших команд;

За неделю до турнира учащиеся каждого класса из параллели выбирают команду из 3 человек. Команда готовит оригинальное приветствие на 2-3 минуты, название, эмблему;

Организационный момент.

Приветствие команд.

Объявление условий игры: В игре один раунд, который длится около 30 минут; на раздумье 1 минута. Отвечает команда, капитан которой первой поднимет руку. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, которое отвечает цене вопроса, а также ей предоставляется право выбора следующего вопроса. В случае неправильного ответа, команда штрафуется на соответствующее число баллов, при этом другие команды получают возможность ответить на вопрос. Если же в отведенное время правильную версию не может предложить ни одна из команд, отвечает ведущий. В игре побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Если у команд нет вопросов, мы начинаем игру!

Определение очередности хода: первой ходит команда, правильно ответившая на общий вопрос за более короткое время.

Общий вопрос : Назовите металл Периодической системы химических элементов вызывающий "лихорадку" (золото)

Вопросы и ответы к викторине "Своя игра" по теме "Строение атома".

Тема вопроса Балл Вопрос Ответ
В честь ученых 10 Атом, по мысли этого ученого, очень похож на "пудинг с изюмом", где "каша" - положительно заряженное вещество атома, а электроны -" изюм" в ней. Джозеф Томсон
20 В 1986 году Анри Беккерель сделал очень важное открытие. В чем оно заключалось? Беккерель обнаружил, что уран самопроизвольно излучает ранее неизвестные невидимые лучи, названные впоследствии радиоактивным излучением.
30 Кто установил, что заряд ядра атома численно равен атомному номеру элемента в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева? Генри Мозли
40 Этот ученый открыл электрон. Его ученики часто вспоминали, что он любил повторять слова Максвелла о том, что никогда не следует отговаривать человека поставить задуманный эксперимент. Даже если он не найдет того, что ищет, он сможет открыть нечто иное и вынести для себя больше пользы, чем из тысячи дискуссий. Кто этот ученый? Джозеф Томсон
История открытия атома. 10 Какого древнегреческого философа считают основоположником атомистического учения? Демокрит (V-VI вв. до н.э.)
20 Какой опыт подтверждает сложность строения атома? Опыт Резерфорда по бомбардировке пластинки золота атомами гелия
30 Какие ученые и в каком году установили, что атом делим, состоит из ядра и движущихся вокруг него электронов? Эрнест Резерфорд, 1911 г.,

Нильс Бор, 1913 г.

40 Электричество переносится мельчайшими частицами, существующими в атомах всех химических элементов. Кто и когда ввел термин "электрон" (от греч. - янтарь)? Джордж Джонстон Стоней в 1874 году ввел термин "электрон" и рассчитал величину его заряда.
Строение атома. 10 К названию вещества, вызывающего отравление, добавьте название города Ро, расположенного в Северной Италии, и вы получите центральную, положительно заряженную часть атома. ядро
20 Какой атом химического элемента, отличающийся от другого атома того же элемента своей массой, "включает" город Ито, находящийся в Японии? изотоп
30 Что представляет собой атомная модель Э.Резерфорда? Атомы химических элементов имеют сложное внутреннее строение. В центре атома находится положительно заряженное ядро. Вокруг ядра постоянно движутся электроны.
В целом атом электронейтрален.
40 Объясните, почему планетарную модель строения атома, предложенную Резерфордом, называют нуклеарной. Почему протоны и нейтроны вместе называют нуклонами Нуклео - ядро.

Протоны и нейтроны входят в состав ядра атома

Атом и биология. 10 Изотопы некоторого элемента используют в медицине для облучения раковых опухолей. Укажите название элемента, число протонов и нейтронов в ядре. Кобальт, протонов 27, нейтронов 33
20 Изотоп кальция - 45 биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция - 45 ? - радиоактивно. Напишите реакцию.
30 Для подавления прорастания клубней картофеля и дезинсекции зерна применяют установки гамма - излучения, в которых используется изотоп цезия - 137. Максимальная энергия излучения при этом равна 0,66 МэВ. Определите ядро, образующееся при этой реакции. При гамма - излучении ядра цезия - 137 ядро переходит из возбужденного состояния в стационарное, то есть при этой реакции изменения ядра не произойдет и останется ядро цезия - 137.
40 При помощи "меченых атомов" советские ученые установили, что средняя скорость передвижения воды из корня по стволу и ветвям растений 4 мм/с. Уточните, как это было сделано и определите, за сколько времени после полива вода достигнет верхушки метрового комнатного растения В воду для полива добавили радиоактивный изотоп, например, калий - 42. По передвижению этого изотопа от корня к листьям и была определена скорость движения воды по стволу дерева. За 72 с вода переместится до верхушки комнатного растения.

Подведение итогов игры и награждение участников.

Список литературы:

  1. Горлова Л.А.
  2. Нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2006.
  3. Енякова Т.М.
  4. Внеклассная работа по химии. М.: Дрофа, 2005.
  5. Оржековский П.
  6. А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Химия. 9 класс. - М.: АСТ: Астрель, 2007. С 38-54.
  7. Семке А.И.
  8. Нестандартные задачи по физике. Ярославль: Академия развития, 2007.
  9. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.
  10. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. М.: Дрофа, 2002.
  11. Щербакова Ю.В.
  12. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы, М.: Глобус, 2008.

Первая модель строения атома была предложена Дж. Томсоном в 1904 г., согласно которой атом – положительно заряженная сфера с вкрапленными в нее электронами. Несмотря на свое несовершенство томсоновская модель позволяла объяснить явления испускания, поглощения и рассеяния света атомами, а также установить число электронов в атомах легких элементов.

Рис. 1. Атом, согласно модели Томсона. Электроны удерживаются внутри положительно заряженной сферы упругими силами. Те из них, которые находятся на поверхности, могут легко «выбиваться» , оставляя ионизированный атом.

    1. 2.2 Модель Резерфорда

Модель Томсона была опровергнута Э. Резерфордом (1911 г.), который доказал, что положительный заряд и практически вся масса атома сконцентрированы в малой части его объема – ядре, вокруг которого двигаются электроны (рис. 2).

Рис. 2. Эта модель строения атома известна как планетарная, т. к. электроны вращаются вокруг ядра подобно планетам солнечной системы.

Согласно законам классической электродинамики, движение электрона по окружности вокруг ядра будет устойчивым, если сила кулоновского притяжения будет равна центробежной силе. Однако, в соответствии с теорией электромагнитного поля, электроны в этом случае должны двигаться по спирали, непрерывно излучая энергию, и падать на ядро. Однако атом устойчив.

К тому же при непрерывном излучении энергии у атома должен наблюдаться непрерывный, сплошной спектр. На самом деле спектр атома состоит из отдельных линий и серий.

Таким образом, данная модель противоречит законам электродинамики и не объясняет линейчатого характера атомного спектра.

2.3. Модель Бора

В 1913 г. Н. Бор предложил свою теорию строения атома, не отрицая при этом полностью предыдущие представления. В основу своей теории Бор положил два постулата.

Первый постулат говорит о том, что электрон может вращаться вокруг ядра только по определенным стационарным орбитам. Находясь на них, он не излучает и не поглощает энергию (рис.3).

Рис. 3. Модель строения атома Бора. Изменение состояния атома при переходе электрона с одной орбиты на другую.

При движении по любой стационарной орбите запас энергии электрона (Е 1, Е 2 …) остается постоянным. Чем ближе к ядру расположена орбита, тем меньше запас энергии электрона Е 1 ˂ Е 2 …˂ Е n . Энергия электрона на орбитах определяется уравнением:

где m – масса электрона, h – постоянная Планка, n – 1, 2, 3… (n=1 для 1-ой орбиты, n=2 для 2-ой и т.д.).

Второй постулат говорит о том, что при переходе с одной орбиты на другую электрон поглощает или выделяет квант (порцию) энергии.

Если подвергнуть атомы воздействию (нагреванию, облучению и др.), то электрон может поглотить квант энергии и перейти на более удаленную от ядра орбиту (рис. 3). В этом случае говорят о возбужденном состоянии атома. При обратом переходе электрона (на более близкую к ядру орбиту) энергия выделяется в виде кванта лучистой энергии – фотона. В спектре это фиксируется определенной линией. На основании формулы

,

где λ – длина волны, n = квантовые числа, характеризующие ближнюю и дальнюю орбиты, Бор рассчитал длины волн для всех серий в спектре атома водорода. Полученные результаты соответствовали экспериментальным данным. Стало ясным происхождение прерывистых линейчатых спектров. Они – результат излучения энергии атомами при переходе электронов из возбужденного состояния в стационарное. Переходы электронов на 1-ю орбиту образуют группу частот серии Лаймана, на 2-ю – серию Бальмера, на 3-ю серию Пашена (рис. 4,табл. 1).

Рис. 4. Соответствие между электронными переходами и спектральными линиями атома водорода.

Таблица 1

Проверка формулы Бора для серий водородного спектра

Однако, теория Бора не смогла объяснить расщепление линий в спектрах многоэлектронных атомов. Бор исходил из того, что электрон – это частица, и использовал для описания электрона законы, характерные для частиц. Вместе с тем накапливались факты, свидетельствующие о том, что электрон способен проявлять и волновые свойства. Классическая механика оказалась не в состоянии объяснить движение микрообъектов, обладающих одновременно свойствами материальных частиц и свойствами волны. Эту задачу позволила решить квантовая механика – физическая теория, исследующая общие закономерности движения и взаимодействия микрочастиц, обладающих очень малой массой (табл. 2).

Таблица 2

Свойства элементарных частиц, образующих атом



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...