Почему на православных крестах есть полумесяц? Полумесяц в основании Креста.

Тема урока: «Полумесяц против креста »

1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии.

2. Возникновение Османской державы.

3. Византия в поисках союзников. Церковная уния.

4. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. Вспомните, какие завоеватели в ХI в. напали с востока на Византийскую империю, отвоевав у нее Малую Азию. Как отразились на судьбе Византии Крестовые походы? Византия возродилась как государство в 1261 году, но теперь она и не могла мечтать о своём былом могуществе. Империя Палеологов, управлявших Византией на протяжении последних двух столетий её существования, безвозвратно уступила гегемонию на Балканах Сербии и Болгарии.

Усиление соседних славянских государств ослабляли империю ромеев. Эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. В то же время на востоке усиливались турки-османы.

2. Возникновение Османской державы. В конце XIII в. в Малой Азии зародилось государство, заселённое турками. Первым его правителем был Осман. Именно поэтому народ этого государства получил наименование турок-османов. Впоследствии правитель Османского государства назывался султаном. Турки вели успешные войны против слабеющей Византии. Им удалось создать сильную конницу и артиллерию. С покорённых христиан, помимо подушной подати, османы собирали своего рода «живой налог». Здоровых и сильных мальчиков отнимали у родителей, распределяли по турецким семьям и воспитывали в духе ненависти к христианству, фанатичной преданности исламу и лично султану. Самые способные из них становились чиновниками, а остальные – янычарами (от турецких слов «ени чери» — новое войско); они составляли наиболее боеспособную часть османского войска. Такая практика позволяла османам постоянно увеличивать свои силы за счёт покорённых народов. В результате их войско обычно имело значительное численное преимущество (нередко в 2-3 раза). К концу XIV в. они покорили всю Болгарию, а в 1389 году разгромили Сербию на Косовом поле и присоединили к своим владениям.

Почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Противоречия между его врагами. Очень хорошо продуманной организации армии и государства.

Что могла предпринять Европа для того, чтобы обезопасить себя от возможного турецкого вторжения? (Начать крестовый поход.) В 1396 году папа провозгласил крестовый поход на турок.

Крестовый поход потерпел неудачу. Рыцари были разгромлены в битве при Никополе. Однако турецкое продвижение на Запад было остановлено восточным завоевателем Тамерланом. Он в 1402 году разгромил турецкого султана Баязида I. Это заставило османов отложить свои завоевательные походы на 50 лет. В это время Византия пыталась найти соглашение с католическим миром.

3. Византия в поисках союзников. Церковная уния. Василевсы пытались добиться от Западной Европы более существенной помощи. Ради этого они даже готовы были согласиться на церковную унию (то есть объединение) с католиками. Унию приняли на соборе, проходившем в 1438-1439 годах в итальянских городах Феррара и Флоренция. Почти все разногласия были решены в пользу Рима, поэтому бо льшая часть православных в Византии и за её пределами не приняла унии. Вражда сторонников и противников унии ещё более ослабила Византию. А военная помощь Запада оказалась очень ограниченной. Очередное войско крестоносцев было разбито в 1444 году под Варной, после чего Византия осталась с Османской империей один на один.

Помогло или помешало Византии заключение унии? Уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам.

Да и кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Византия и не могла получить значительной помощи.

4. Падение Константинополя. «Византия после Византии». Султан Мехмед II Завоеватель, только вступив на престол, немедленно начал подготовку к завоеванию Константинополя. В апреле 1453 года огромное турецкое войско, насчитывавшее около 150 000 человек, начало осаду Константинополя. С моря город был блокирован сильным флотом. Константинополь считался неприступным, и на Западе, узнав об осаде, не торопились с помощью, рассчитывая, что город продержится много месяцев. Однако оскудевшая Византия в решающий момент не смогла собрать большого войска.

Осаждённые мужественно защищались, но их силы таяли. Султан постоянно бросал в бой свежие войска, а немногочисленные защитники не могли отдохнуть ни днём, ни ночью. 29 мая начался решающий штурм. Дважды осаждённые из последних сил отбивали атаки врага, но на третий раз турки всё же ворвались в город. Василевс Константин XI погиб с оружием в руках. К вечеру султан вступил в покорённый и уже разграбленный город. Отныне он мог считать себя не только султаном, но и наследником и правителем древней Римской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, вскоре стал столицей Османской империи. Многие защитники города и мирные жители погибли, ещё больше было продано в рабство. Собор Святой Софии стал мечетью. Полумесяц, символ ислама, возобладал над христианским крестом.

Падение Византии и отсутствие помощи Запада предрешили судьбу тех частей Балканского полуострова, которые ещё сохраняли независимость: не прошло и 15 лет, как все они попали под власть турок.

Падение тысячелетней Византийской империи произвело ошеломляющее впечатление на современников. Не случайно некоторые историки считают 1453 год концом эпохи Средневековья. С их точки зрения, Средневековье началось с падения Западной Римской империи, а закончилось падением Восточной Римской империи.

Давайте почитаем отрывки из воспоминаний современников.

У историков даже есть понятие: «Византия после Византии». Как вы думаете, что это значит? Многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль.

Многие греки поселились в Италии, внеся немалую лепту в расцвет итальянской культуры того времени. А другие перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру.

После гибели Византии Россия осталась единственным крупным православным государством, наследницей Византии. Символическим воплощением этой преемственности стал брак русского государя Ивана III и племянницы последнего императора – Зои Палеолог (на Руси её называли Софьей). Герб Палеологов – двуглавый орёл – стал российским гербом.


^ У р о к 26. ПОЛУМЕСЯЦ ПРОТИВ КРЕСТА

Ключевые понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, султан, «живой налог», янычары, церковная уния, «Византия после Византии».

Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 24 и проверки выполнения заданий в рабочей тетради. Кроме того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания по истории Византии (§ 5), Болгарии (§ 7) и особенно по истории Четвертого Крестового похода (§ 14), задав детям вопросы: чем закончился для Византии Четвертый Крестовый поход? Когда Византия была восстановлена? Какие территории входили в это время в состав империи ромеев? Когда возникло Второе Болгарское царство?

План изучения нового материала: 1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. 2. Болгария и Сербия в XIV в. 3. Возникновение Османской державы. 4. Византия в поисках союзников. Церковная уния. 5. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

Комментарий. Восточная Римская империя, на целое тысячелетие пережившая Западную, не смогла ответить на очередной вызов времени - наступление Османской империи. Однако натиск османов оказался вызовом не только и не столько для Византии, сколько для всего христианского мира, и Запад тоже оказался не на высоте. Сначала он долго медлил с помощью, ожидая от Византии уступок в религиозных вопросах (т. е. церковной унии), а когда дождался, все равно оказался слишком слаб и разрознен для организации эффективного отпора османам, что предопределило огромные проблемы для самой же Западной Европы в XVI-XVII вв. К тому же в критический момент вновь заявил о себе религиозный фактор: уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам. Естественно, в этом противостоянии Запада и Востока, отягощенном так и не преодоленными противоречиями между католиками и православными, не могла не звучать и проблематика «своих» - «чужих». Достаточно сказать, что в почти уже осажденном Константинополе многие считали, что лучше чалма султана, чем папская тиара.

На фоне трагической гибели Византии тем более впечатляюще выглядит возвышение Османской империи, уже в XIV в. ставшей европейской державой. Ее устройство, при всей его нацеленности на войну, стало новым и очень эффективным в условиях позднего Средневековья вариантом развития государственности.

Наконец, еще одной сквозной темой урока является судьба после 1453 г. византийских традиций, сыгравших важнейшую роль и в истории России. Впрочем, наследницей какой-то части византийских традиций стала и сама Османская империя, которая, как и Византия, претендовала на преемственность по отношению к Риму.

1. Изучение нового материала целесообразно начать с обращения к карте, на которой учащиеся должны сами найти Балканы и Малую Азию. Учитель предлагает ученикам вспомнить, с какими проблемами столкнулись в тот же период, т. е. в XIV-XV вв., страны Западной и Центральной Европы. Дети, скорее всего, вспомнят «Черную смерть», Столетнюю войну, крестьянские восстания, Гуситские войны, феодальные распри, нарастание в ряде стран нетерпимости к иноверцам. Учитель может пояснить, что некоторые из этих проблем специфичны для Западной или Центральной Европы, другие же относятся ко всей Европе, включая ее юго-восток. Так, эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. Ученики находят Византию на картах, относящихся к XIII и к XIV-XV вв., и отмечают сокращение ее территории. Учитель задает вопрос: кто же отбирает у Византии последние ее земли? Дети находят на карте, что на восточных границах появился новый враг - турки-османы. Но Византия теряет земли и на Балканах, причем до того, как турки проникают в Европу. Кто же эти европейские, христианские враги Византии?

2. Вряд ли целесообразно на уроке останавливаться на истории кратковременного усиления и стремительного ослабления Болгарии и Сербии; учителю следует лишь донести до учеников мысль, что соперничество этих двух государств между собой и с Византией ослабило их и сделало легкой добычей османов.

3. Учитель спрашивает: почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Дети, конечно же, вспомнят о противоречиях между его врагами, но тут следует подчеркнуть, что дело еще и в очень хорошо продуманной организации армии и государства. С помощью наводящих вопросов ученики приходят к тому, что агрессивное растущее государство должно организовать пополнение своей армии за счет завоеванных народов, т. е. к идее организации корпуса янычаров. Информацию об успехах османов удобнее всего обобщить в виде таблицы, включающей основные события в строго хронологической последовательности. При этом можно раздать детям заготовки таблицы (начертить на доске), в которой левый столбец заполнен полностью, а в правом заполнена лишь первая строка; остальное учащиеся по ходу урока заполняют самостоятельно.

Первые завоевания османов в Европе

Поражение Сербии в битве на Косовом поле

Поражение крестоносцев под Никополем

Конец XIV в.

Захват османами Болгарского царства

Осада Константинополя султаном Баязидом; его поражение при Анкаре

1438-1439 гг.

Ферраро-Флорентийский собор; Флорентийская уния

Поражение крестоносцев под Варной

Падение Константинополя

4. Причины успехов турок-османов изучаются с опорой на источник. Однако и после такого тяжелого поражения Византия получила благодаря разгрому османов при Анкаре около 50 лет передышки. Все ли она сделала, чтобы избежать завоевания? Помогло или помешало ей заключение унии? (В этой связи учитель спрашивает, в каком значении слово «уния» уже знакомо ученикам, и предлагает им самим сформулировать, что может означать понятие «церковная уния».) Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришел на помощь Византии? Поиски ответа на этот вопрос можно организовать в форме «мозгового штурма». Основной вопрос: кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? - разбивается на ряд подвопросов. Дети сами должны вспомнить наиболее могущественных государей тогдашней Европы, а в ряде случаев и сообразить, почему тот или иной монарх не мог послать войско на выручку Константинополю. Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной, и в 1453 г. никто еще не мог быть уверен, что война действительно закончилась. Больше возможностей в этом плане было у герцога Бургундии, но Филипп Добрый слишком хорошо помнил, как его отец Иоанн Бесстрашный был разгромлен под Никополем в 1396 г., да к тому же опасался, что его отсутствием воспользуется в своих целях французский король. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Польша боролась с Орденом, Чехия еще не оправилась после Гуситских войн. Оставалась Венгрия, которая прекрасно понимала опасность, но ее силы были подорваны поражениями от турок в 1444 и 1448 гг. (о последнем, впрочем, в учебнике не упоминается). Совместными усилиями ученики приходят к выводу, что Византия и не могла получить значительной помощи.

5. Наряду с сюжетом о падении Константинополя, как таковым, который можно изучать с опорой на иллюстрации, пожалуй, еще более важен вопрос об историческом значении этого события. Последний вопрос лучше всего разобрать на материале отрывков из источников, отражающих разные точки зрения на падение Константинополя. Ученикам раздаются распечатки отрывков.

Византийский историк Дука. «Плач о Константинополе»

О, город, город, глава всех городов! О, город, город, центр четырех сторон света! О, город, город, гордость христиан и гибель варваров! Где красота твоя, Рай? Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?

Польский историк Ян Длугош

Поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета… имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван, одна из двух рук ампутирована.

Из древнерусской «Повести о взятии Константинополя»

О, горе тебе, седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Ты же, безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеянию и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!

Турецкий историк XVI в. Саад-ад-Дин

Грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По прошествии же трех дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабеж и резню, которая все еще не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо нелепого колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, приделали минареты; одним словом, не забыли ничего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман.

Работу с этими отрывками можно организовать по-разному. Можно раздать каждому ученику по одному отрывку и предложить объяснить высказанную в нем позицию. Второй вариант - раздать по два отрывка и предложить определить и объяснить различия. Наконец, третий вариант - раздать каждому ученику все четыре отрывка, но без заглавий и предложить ребятам самим определить, где византийский текст, где древнерусский, где польский и где турецкий.

Второй возможный вариант изучения темы падения Константинополя - заранее дать задание двум командам учеников подготовиться к диспуту по теме «Было ли неизбежным падение Константинополя?» и провести его на уроке.

Для закрепления этого важного материала можно задать на дом составить рассказ о событиях 29 мая 1453 г. от имени кого-либо из его участников (задание 6 к § 25); при этом круг действующих лиц может быть расширен, например можно включить западноевропейского воина, приехавшего защищать Константинополь (таких было немного, но они были), или паломника из Московской Руси.

Последний важный аспект данной темы - судьбы византийского культурного и политического наследия. Можно спросить учащихся: как вы думаете, что означает выражение «Византия после Византии»? Ученики приходят к выводам, что в преддверии и сразу после падения Константинополя многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль. Можно предложить учащимся сделать предположения, в частности, как могли быть использованы византийцы в Италии раннего Возрождения.

Работа с источником. При работе с текстом учащиеся могут обратить внимание на численное превосходство турок (хотя на самом деле не столь значительное, как утверждает Шильтбергер), на наличие у турок сильного союзника (Деспота Сербии), на отсутствие у христиан дисциплины. Действительно, хотя официально главой христианского войска считался венгерский король Сигизмунд (тот самый, который позже запятнал себя расправой над Яном Гусом и был главным организатором походов против гуситов), но герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный (дед Карла Смелого) не стал его слушаться, даже когда король «умолял его». Следует обратить внимание детей на трагичность положения Деспота Сербии, который через 7 лет после битвы на Косовом поле вынужден был сражаться на стороне турок против христиан, чтобы спасти свою страну от полного порабощения и разорения.

Работа с иллюстрациями. По иллюстрации на с. 237 можно предложить детям описать систему укреплений Константинополя, при необходимости предоставив им дополнительные сведения (см. Приложение). Сравнение турецкой крепости со стенами Константинополя поможет детям прийти к выводу, что турки к середине XV в. прекрасно умели строить сильные крепости. Наиболее информативна иллюстрация «Осада Константинополя» (с. 239). Можно предложить детям составить на основании иллюстрации, а также плана Константинополя на с. 50 рассказ об осаде; при этом они могут обратить внимание на блокаду города с суши и с моря, на систему укреплений города (стены и башни основной части города и Галаты, а между ними - цепь через залив Золотой Рог), на то, как турки перетаскивают свой флот из Босфора в Золотой Рог (мимо Галаты) по суше (как киевский князь Олег в 907 г.).

Работа с картой. Сравнение территории Византии на картах на с. 144 (Четвертый Крестовый поход) и на с. 235 показывает, как сократилась эта территория, причем не только из-за наступления османов. Можно предложить детям проследить по карте ход османской экспансии и сделать вывод: возможно ли было удержать Константинополь в условиях, когда османы захватили уже большую часть Балканского полуострова?

^ У р о к 27. ИНДИЯ, КИТАЙ, ЯПОНИЯ

Ключевые понятия и термины: раджа, каста, варна, пещерный храм, Великий шелковый путь, крестьянская война, пагода, икебана, самурай.

Текущий контроль. Лучше всего организовать контроль по заданиям к § 25. В плане обобщения материала раздела «Осень Средневековья» можно обсудить, наряду с заданиями к главе, задания 5 и 6 на с. 241. Далее детям необходимо вспомнить, в какой связи в курсе истории Средних веков уже заходила речь об Индии и Китае (в связи с арабскими завоеваниями, а о Китае еще и в § 12 в связи с путешествиями Марко Поло).

План изучения нового материала: 1. Индия. 2. Китай. 3. Япония. 4. Культура стран Востока.

Комментарий. Следует иметь в виду, что история стран Азии, Африки и Америки сознательно дается в учебнике более сжато, чем история стран Европы. Каждый параграф этой главы охватывает многовековую историю нескольких стран или регионов. В целом в этих параграфах меньше имен и событий, характеризуются лишь наиболее важные черты экономики, общества, государственности и культуры. Для углубленного изучения этих регионов (если будет позволять время) необходимо привлечение дополнительных источников информации. По возможности желательно провести во внеурочное время экскурсию в музей, располагающий соответствующими коллекциями (Музей искусства народов Востока в Москве, Эрмитаж в Петербурге).

На уроке изучается история трех очень разных стран Востока, которые сыграли и продолжают играть огромную роль в мировой истории; чтобы подчеркнуть для детей их важность, достаточно упомянуть, что в них сосредоточено около 40% населения Земли. К тому же две из этих трех стран являются сухопутными или морскими соседями России.

Среди множества проблем, которые встают при изучении истории стран Востока, в учебнике выделены несколько наиболее важных. Во-первых, это постоянная борьба с внешней опасностью (меньше выраженная в Японии в силу ее островного положения); особенно показательна в этом смысле борьба Китая с северными кочевниками, которые, естественно, выступают в качестве «чужих». Во-вторых, это постоянное сосуществование разных религий и идеологических систем (индуизм и буддизм, индуизм и ислам в Индии, конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и традиционные верования в Японии), которое, несмотря на все возникавшие проблемы, оказалось очень плодотворным для развития культуры. В-третьих, это особенности развития общества и государства, которые закрепляли сложившийся порядок, делали его, несмотря на внешние опасности, максимально стабильным, подверженным лишь самым медленным и ограниченным переменам (общинное устройство и кастовая система в Индии, роль императорской власти и чиновничества в Китае). Очень показательно, что те китайские изобретения, которые, будучи восприняты или открыты заново в Европе, способствовали там колоссальным переменам (порох, книгопечатание), в самом Китае не оказали такого воздействия.

1. Целесообразно уделить некоторое время активизации знаний по истории Индии и Китая из курса истории 5 класса. Желательно, чтобы дети вспомнили с помощью наводящих вопросов основные данные о географическом положении и климате Индии и Китая (здесь желательно использование физической карты мира или Азии, из которой школьники, направляемые учителем, могут сами извлечь много информации о природе и климате изучаемых стран, занятиях их жителей), о варнах (которые в некоторых учебниках для 5 класса в дидактических целях названы кастами), о Великой Китайской стене, о самых знаменитых открытиях и культурных достижениях Индии и Китая (индийские цифры, которые мы называем арабскими, бумага, порох, компас и многое другое). Обязательно должны прозвучать такие названия, как Аравийское море, Бенгальский залив, Гималаи, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, Индийский и Тихий океаны. В связи с кастовой системой в Индии можно предложить детям вопрос: а каким образом обосновывалась естественность неравенства в средневековой Европе? (Они могут вспомнить о теории трех сословий.)

Дальнейшую работу над материалом этого раздела лучше всего организовать в процессе изучения интереснейшего источника, который важен и с точки зрения будущего курса отечественной истории, - «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Богатство Индии и могущество ее правителя предстают здесь в красочном описании торжественного выезда султана.

2. При изучении этой части материала целесообразно заполнить таблицу (см. ниже). При этом можно записать на доске или раздать детям заготовку таблицы, в которой будет заполнен материал лишь по первой из средневековых династий; остальные части заполняются самостоятельно по учебнику или по ходу объяснений учителя.

Учителю следует обратить внимание на то, чтобы при характеристике каждого периода явственно звучали проблемы северных кочевников: это подготовит детей к изучению на следующем уроке монгольских завоеваний. Например, при характеристике эпохи Сун можно не только отметить, как это сделано в учебнике, что в XII в. кочевники захватили весь север страны, но и дополнить, что на этих территориях они создали свое государство - империю Цзинь, в которой была воспроизведена китайская система государственного управления. При этом завоеватели (чжурчжэни) демонстративно противопоставляли себя местному населению, в результате чего государство оказалось непрочным и было легко завоевано монголами в 1209-1220 гг. (с захватом Пекина в 1215 г.). Особенно показательно с точки зрения восприятия китайцами «северных варваров» отношение китайцев к монгольской по происхождению династии Юань, вновь объединившей весь Китай в 70-е гг. XIII в. С одной стороны, китайцы никогда не переставали помнить о чужеземном происхождении династии, несмотря на усвоение монголами китайских традиций организации власти. Но с другой стороны, китайские историки ни в Средние века, ни в наше время не рассматривали и не рассматривают эпоху правления монгольской династии как период ига или порабощения. Юань - такая же эпоха собственно китайской истории, как время правления любой другой династии. Желательно пояснить ученикам, что небольшой нахлест дат (династия Сун заканчивается в 1279 г., а династия Юань начинается в 1271 г.) связан с тем, что хан Хубилай принял титул императора на несколько лет раньше, чем монголы окончательно сломили сопротивление династии Сун.

Династия

Краткая характеристика периода, его главные события

Объединение и расцвет страны после периода раздробленности и междоусобиц. Присоединение областей на западе страны. Торговля по Великому шелковому пути со странами, расположенными дальше к западу. Широкое распространение буддизма. Религиозная терпимость. В конце периода - мятежи знати и крестьянская война под предводительством Хуана Чао

Новое объединение почти всей страны и новый расцвет Китая, но на фоне мятежей знати, восстаний крестьян и постоянной угрозы со стороны северных кочевников. Образование государства у монголов и завоевание ими Китая

Опустошение страны, гибель населения, но затем восстановление монголами прежней системы управления империей. Установление связей с Европой

1368-сер. XVII в.

Свержение власти монголов. Новый расцвет Китая

3. Поскольку карта в учебнике не включает Японию, для характеристики ее географического положения следует использовать соответствующую физическую карту. Это позволит акцентировать на примере Японии проблематику взаимодействия человека и природы. В то же время история Японии дает возможность проследить, хотя бы пунктирно, еще один региональный вариант возникновения государства. Обычно у детей вызывает интерес история самураев; если время позволяет, можно поручить одному из учеников заранее подготовить короткое сообщение на эту тему, опираясь на дополнительную литературу или ресурсы Интернета.

4. При рассмотрении материала по истории культуры Индии и Китая важно еще раз подчеркнуть плодотворность сосуществования разных этносов, религий и культур. Целесообразно максимально использовать иллюстративный ряд учебника, при необходимости привлекая и комментарии к иллюстрациям. По возможности желательно использовать слайды, видеофильмы или иллюстративные возможности Интернета.

Работа с источником. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (отрывок из него приведен в переводе Л. С. Семенова) является одновременно и замечательным памятником древнерусской литературы, и важным источником по истории средневековой Индии. Никитин попал туда более или менее случайно: будучи ограблен по пути в Закавказье, он не мог возвратиться домой, поскольку не имел средств расплатиться с кредиторами. В Индии Никитин рассчитывал поправить свои дела, но в конечном счете остался разочарован возможностями торговли с ней. Пребывание Афанасия Никитина в Индии датируется 1471-1474 гг. Это время он провел в государстве Бахманидов, одном из крупнейших в Индии; в XIV в. оно обособилось от Делийского султаната. В отрывке описывается торжественный выезд юного султана Мухаммеда III, который Никитин наблюдал в городе Бидар в центральной части Индии. Красочное описание боевых слонов показывает, насколько впечатлен был этим зрелищем чужеземец из далекой России. Упоминание «тысячи коней верховых в золотой сбруе» соответствует принятому обычаю включать множество верховых коней без всадников, но в пышной сбруе в торжественный выезд султана, чтобы подчеркнуть его богатство.

Работа с картой. Помимо уже упоминавшейся работы с физической картой, следует использовать карту в учебнике. В частности, на ней отчетливо видно, что опасность со стороны кочевников угрожала и Индии, и Китаю с севера и с северо-запада. Кроме того, по карте необходимо проследить возникновение, расцвет и упадок Делийского султаната.

Христианство вело крестовые походы против мавров в Испании и мусульман в Сицилии незадолго до начала крестовых походов в Святую Землю. Западные крестовые походы ставили целью изгнать мусульман с территории, захваченной ими в Западной Европе. Крестовые походы в Палестину - восточная и самая большая составляющая в движении крестоносцев против мусульман - имели целью вновь взять власть над Палестиной и освободить ее от жестокого владычества мусульманских турок-сельджуков. Все движение можно охарактеризовать как священную войну духовных сил западной части христианства против врагов креста. Уже в 1074 году Григорий VII призвал к крестовому походу против мусульман в Палестине, которые угрожали Византийской империи и расправлялись с паломниками, однако борьба с Генрихом IV против светской инвеституры не дала Григорию возможности положить начало крестовым походам.

1.1. Причины крестовых походов

Следует постоянно помнить, что, хотя крестовые походы и преследовали экономический или политический интерес, самое главное побуждение к ним было религиозное. Турки-сельджуки, которые сменили арабов, были еще более фанатичными и жестокими, и европейские паломники подвергались преследованиям, когда приходили в Палестину. Более того, Алексей, император Константинопольский, просил западноевропейских христиан о помощи против мусульманских захватчиков из Азии, которые угрожали безопасности империи. Религиозная мотивация придала крестовым походам характер массового паломничества в Палестину. Движение людей можно было сравнить по своим масштабам лишь с вторжением варваров в Римскую империю незадолго до ее падения. Предполагается, что только с I Крестовым походом связано примерно миллион человек. Движение было еще попыткой разрешить проблему власти на Ближнем Востоке, проблему, которая и до настоящего времени продолжает беспокоить Европу.

Экономические соображения побудили многих стать крестоносцами. Голод был обычным явлением в Западной Европе в век, предшествовавший крестовым походам. Венецианцы хотели улучшить торговлю с Ближним Востоком. Норманны, что совершенно очевидно, были заинтересованы не только в спасении священных мест от мусульман, но и в грабежах, и в основании феодальных поместий.

Тяга к военным приключениям, которые были освящены Римской церковью, также охватила большую часть феодальной знати и рыцарей и объединила их в армии крестоносцев, а некоторые взяли крест, чтобы избежать семейных неурядиц или наказания за преступление.

1.2. Крестовые походы

Прямой причиной I Крестового похода была проповедь выступления против мусульман Урбаном II на соборе в Клермонте в ноябре 1095 года. Он призывал к крестовому походу в ответ на призыв Алексея о помощи, но в сознании Урбана над помощью Византийской империи возобладала более величественная цель - избавление священных мест от мусульманского владычества. Присутствовавшие на соборе, в основном французы, ответили с энтузиазмом «Deus vult» («Бог этого хочет») на предложение Урбана, который также был французом.

Энтузиазм был насколько велик, что массы крестьян, вдохновленные проповедями Петра Пустынника и Вальтера Голяка, начали в 1096 году передвигаться через Германию, Венгрию и Балканы к Палестине. Люди были неорганизованны и недисциплинированны, и император Константинопольский попустил оставшимся в живых пересечь проливы и войти в Малую Азию, где они были либо уничтожены турками, либо взяты в плен и проданы в рабство.

Этот хаотический поход мирян из французских христиан был только прелюдией к координированным усилиям I Крестового похода, организованного знатью Франции, Бельгии и норманнской Италии. Национальные армии и их полководцы прибыли в Константинополь к весне 1097 года. После недолгой осады крестоносцы заняли Никею, а к осени уже продвинулись до Антиохии, которую захватили весной 1098 года. В конечном итоге в июне 1099 года они захватили Иерусалим. Это крестоносцы, которые когда-то были феодальными сеньорами в Европе, поддались искушению устроить феодальные поместья в захваченных районах. К этому же периоду относится строительство замков на Ближнем Востоке. Иерусалим и окружавшие его территории в конце концов были объединены в Иерусалимское королевство при Годфриде Бульонском, который явился моральным руководителем крестового похода. Так были достигнуты цели I Крестового похода. Давление на Константинополь со стороны мусульман ослабилось. Иерусалим снова был в руках христианских правителей. Были образованы ордена рыцарей - тамплиеров и госпитальеров для защиты паломников и помощи им, а также для борьбы с мусульманами.

Поводом ко II Крестовому походу была мусульманская угроза северо-восточной части Иерусалимского королевства, после того как мусульмане захватили феодальные поместья в Эдессе - восточный форпост крестоносцев. В 1146 году основоположник мистического направления в богословии Бернард Клервосский призвал ко II Крестовому походу. Король Франции и император Священной Римской империи возглавили поход, но не достигли успеха. За этим поражением в 1187 году последовал захват Иерусалима Саладином, предводителем мусульман.

III Крестовый поход (1189–1192), известный как Королевский, возглавили Филипп Август из Франции, Ричард Львиное Сердце из Англии и император Фридрих. По пути в Палестину Фридрих случайно утонул, а Филипп Август после ссоры с Ричардом повернул домой. Ричард продолжал борьбу. Хотя ему не удалось вновь захватить Иерусалим, он заставил Саладина открыть доступ паломникам в Иерусалим. Вынужденный довольствоваться этим, Ричард вернулся в Англию.

Иннокентий III, который хотел искупить поражение III Крестового похода, горячо призывал к новому, четвертому походу для захвата Египта как плацдарма для действий против Палестины. Важным результатом этого крестового похода было то, что Греческая Церковь и Византийская империя снова стали подчиняться папе римскому с 1204 до 1261 года после полутора веков религиозного отделения. Этот крестовый поход ослабил Византийскую империю и углубил взаимную ненависть между латинскими и греческими христианами (см. гл. 21).

Фридриху II, предводителю VI Крестового похода, удалось достичь договоренности, по которой Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а также путь от них к морю становились территорией, подчиненной христианам. Однако мусульмане оставили за собой мечеть Омара. Снова Иерусалим стал подчиняться христианскому правителю, однако, несмотря на несколько последующих крестовых походов, территории, захваченные крестоносцами, перешли в руки сарцинов, которые захватили Палестину после турок-сельджуков.

Детский крестовый поход 1212 года был самым печальным событием в истории крестовых походов. Дети Франции и Германии под руководством двух мальчиков, еще не достигших юношеского возраста, по имени Стефан и Николай прошли через Южную Европу в Италию, предполагая, что праведность их жизни принесет удачу, которой не удалось достичь их более грешным родителям. По пути многие нашли смерть, тогда как оставшиеся в живых были проданы в рабство в Египте. Эпоха крестовых походов закончилась захватом Акры мусульманами в 1291 году.

1.3. Результаты крестовых походов

Крестовые походы имели важное политическое и социальное значение для Западной Европы. Феодализм был ослаблен тем, что большая часть рыцарей и дворян, участвовавших в походах, не вернулась домой, и тем, что многие продавали свои земли крестьянам или процветавшему среднему классу горожан, чтобы получить деньги для походов. Города, управлявшиеся феодальными сеньорами, часто могли выкупать хартии, дававшие им право самоуправления. Короли могли централизовать власть, опираясь на средний класс, который благоприятно относился к появлению сильного единого национального государства под управлением монарха, что давало безопасность для их занятий.

Что касается религиозного значения, то папство упрочило свой престиж, однако соперничавшие с папством усилия наций по ведению крестовых походов привели к возбуждению национального чувства, которое в конечном счете ослабило папскую власть. Создание Латинской империи в Константинополе углубило религиозные противоречия между Западом и Востоком, ослабило Византийскую империю и привело к ее падению в 1453 году. Возникновение военных орденов дало папе новые отряды покорных ему монахов.

Вместо того чтобы захватить мусульман силой, стало использоваться убеждение. Реймонд Лулл (ок. 1235–1315) - выходец из известного семейства с острова Минорка, изучил арабский язык и арабскую культуру от раба, которого он купил специально для этой цели. Чтобы будущие благовестники среди мусульман могли изучить арабский язык, литературу, культуру, он основал в 1276 году школу в Миромире на юго-востоке Испании и сочинял труды по апологетической аргументации для обращения мусульман. Он принял мученическую смерть в Северной Африке.

Не менее важны были в экономические результаты. Итальянские города, во главе которых стояла Венеция, начали торговлю с Ближним Востоком, как только это стало возможным после успеха I Крестового похода. Торговля предметами роскоши Ближнего Востока - шелком, пряностями, благовониями - заложила экономические основы для покровительства деятелям искусства в эпоху Возрождения в Италии. Люди, возвратившиеся из крестовых походов, хотели иметь возможности купить все те предметы роскоши, которые они видели на Ближнем Востоке.

Хотя крестовым походам не удалось в конечном итоге освободить Иерусалим от мусульманского владычества, они принесли много пользы Западной Европы и помогли ей избавиться от культурного провинциализма. Арабская философия, наука, литература распространились в Западной Европе и изучались схоластами, которые пытались синтезировать эти знания с христианским Откровением.

Монастырская реформа

В XII веке появилось много новых монашеских организаций, в которых выражалось духовное рвение (проявлявшееся также в крестовых походах и в создании большого количества кафедральных соборов). Дух реформаторства клюнийской конгрегации в X веке исчез, по мере того как этот орден стал процветать, однако появились новые группы реформаторов, например, цистерцианцы в XII веке, собиравшиеся сделать то же, что монастыри Клюни сделали в X веке. Ордена доминиканцев и францисканцев появились для того, чтобы обратить мусульман и еретиков в веру путем убеждения, через обучение или благовестие. Духовное рвение крестоносцев привело к образованию светских рыцарских орденов. Все эти ордена с желанием подчинились папе римскому, равно как аббату или магистру ордена. В этом движении также отразилось средневековое стремление к аскетической жизни. Движение давало возможность людям, заинтересованным в расширении знаний, заниматься научной деятельностью.

В XI веке были сделаны попытки реформировать орден бенедиктинцев путем возрождения аскетизма этого движения, проявившегося в труде и молитве. Децентрализация прежнего ордена, которая дала автономию местным аббатам, была заменена на централизованную власть. Этой же модели следовали монастыри монахов-картезианцев, организованные Бруноном в 1084 году.

Орден августинцев появился как попытка подчинить каноников - белое духовенство в соборах, которое помогало епископу, - законам регулярного (черного) духовенства. Примерно в 1119 году в ордене утвердились устав Августина, форма одежды, а также совместная пища и проживание.

2.1. Орден цистерцианцев

Орден цистерцианцев был основан в Сито во Франции в 1098 году бенедиктинским монахом по имени Роберт, который хотел покончить с отсутствием дисциплины в монашестве того времени. Монахи-цистерцианцы отличались от монахов Клюни тем, что большое значение придавали аскетическому самоотречению, простоте архитектуры зданий, централизованной организации. Аббаты дочерних монастырей встречались с аббатом в Сито на ежегодных ассамблеях и обсуждали проблемы ордена. Хотя аббат в Сито имел власть над другими монастырями, он не пользовался властью аббата Клюни, но был лишь председателем на ежегодном собрании аббатов. Если монахи Клюни были в основном аристократического происхождения, то орден цистерцианцев был более привлекателен для крестьян. Цистерцианцы больше внимания уделяли сельскому хозяйству, чем научным исследованиям. Их программа реформ стала пользоваться такой популярностью, что к 1200 году орден включал в себя 530 монастырей и с этой точки зрения быстро рос. Он внес свежий дух в разлагающееся монашество.

Большую часть славы эта организация получила благодаря усилиям Бернарда (1090–1153) из монастыря в Клерво. Он имел знатное происхождение и многим был обязан своей матери Алетте. Он основал монастырь в Клерво в 1115 году, когда ему было 25 лет, и с помощью 30 соратников и пяти своих братьев смог сделать его одним из самых известных центров ордена цистерцианцев. Хотя Бернард Клервосский был смиренным и склонялся к мистицизму, он тем не менее обладал рассудительностью и храбростью. В период расцвета его деятельности в Клерво его совета слушались не только короли, но и папа римский. Проповеди Бернанда Клервосского, в которых он осуждал нападения мусульман на паломников в Палестине и осквернение святых мест, во многом вдохновили II Крестовый поход. Его великолепная способность к гомилетике и умение разбираться в мистицизме отражается в сочинении «Увещевание о песне Соломона». Его мистические склонности привели к созданию таких великих гимнов, как «Иисус, Ты - радость любящих сердец» и «Мысль об Иисусе». Он был далеко не последним богословом, и когда рационалистические взгляды Абеляра начали подрывать основы теологии, Бернард выступил на защиту ортодоксии. Его умственные, мистические, ораторские и практические способности сделали его духовным главой и вторым основателем ордена цистерцианцев, а также авторитетом в Церкви и государствах средневековой Европы.

2.2. Рыцарские ордена

Крестовые походы привели к возникновению военного типа монашества, в котором искусство ведения войны сочеталось с аскетичной жизнью. Орден рыцарей святого Иоанна, или орден госпитальеров, был основан в начале XII века, чтобы защищать паломников и заботиться о больных. В начальный период своей истории этот орден был средневековым эквивалентом современного Красного Креста. Монахи давали тройственный обед (воздержания, послушания, нестяжательства), но не отказывались от оружия. Фактически в более позднее время орден стал чисто рыцарской организацией, которая защищала Священную Землю от язычников. Рыцари-тамплиеры, или храмовники, которые называются так по имени их центра, размещавшегося около храма в Иерусалиме (лат. Templum - «храм»), объединились в орден в 1118 году. Официально орден был признан в 1128 году и принял устав цистерцианцев в 1130 году. Его целью была прежде всего защита Священной Земли от нападения мусульман. В 1312 году орден распался, потому что плохо учитывал политику Франции. Эти два ордена представляли находящуюся в боевой готовности армию рыцарей-монахов, подчинявшуюся одному папству и превозносившую выше всего его интересы.

2.3. Монашеские братства

Братства представляют еще один тип реформистского монашества XII века. Члены братств давали клятву в бедности, целомудрии и послушании, как и монахи, но вместо того чтобы удаляться в монастыри молиться и трудиться за пределами светского мира, они шли к людям в города, помогали им и проповедовали на их родном языке. Монастыри являлись собственниками, и монахи поддерживали свою жизнь работой, в то время как братья жили исключительно на пожертвования людей или милостыню. Они находились в более прямой зависимости от папы римского, чем монашеские ордена до XII века.

В этот период к наиболее важным орденам францисканцев и доминиканцев добавились также ордена кармелиток и августинцев. Орден францисканцев был основан Франциском Ассизским (1182–1226), сыном богатого купца, любившим развлечения. Он обратился ко Христу во время болезни, оставил дом своего отца, посвятив себя нестяжательству и служению Господу. Объединившись с несколькими молодыми людьми схожих интересов, он выработал устав жизни. Этот устав предполагал бедность, целомудрие и послушание. Особенное значение придавалось послушанию папе. Иннокентий III в 1209 году одобрил эту организацию. Орден францисканцев стал настолько популярным, что в 1212 году папа римский позволил 18-летней девушке по имени Клара организовать соответствующий францисканскому орден клариссинок для женщин. В 1221 году был основан орден терциариев (лат. tetrius - «третий») для мирян, мужчин и женщин, которые жили по уставу францисканцев, но не могли оставить светскую жизнь из-за семьи или работы.

Слово «братство», связанное по происхождению с латинским словом «frater», было синонимом не только духовного роста, но и служения Римской Церкви. Францисканцы всегда были в авангарде благовестил Римской Церкви. В течение своей жизни Франциск проповедовал в Испании и Египте. Некоторые члены ордена отправились на Ближний Восток и даже достигли Дальнего Востока. Иоанн из монастыря в Монте-Корвино (1246–1328) незадолго до 1300 года прибыл в Пекин. Он крестил шесть тысяч человек в одном только Пекине и к 1300 году уже имел тридцать тысяч обращенных, но династия Мингов разрушила церковь в 1368 году. Когда Испания и Франция открыли Новый Свет в Западном полушарии, большую часть благовестнической работы там проделали францисканцы. Об их деятельности свидетельствуют руины францисканских миссий XVIII века на Королевской дороге в Калифорнии.

По мере того как орден расширялся, он становился более централизованным. Им руководил магистр, назначавшийся папой римским. В орден входило много ученых, таких, как Роджер Бэкон, Бонавентура, Дунс Скот и Вильям Оккам. Бэкон стал пионером научного эксперимента, а взгляды Оккама о природе действительности оказали влияние на духовное развитие Лютера и подкрепили экспериментаторский подход к жизни в эпоху Ренессанса.

Доминиканцы были ниженствующим орденом, то есть жили на пожертвования. Если францисканцы были великими благовестниками, обращавшими людей личным примером и эмоциональным призывом, то доминиканцы были великими учеными, которые пытались отвратить людей от ересей путем логического убеждения. Призыв доминиканцев был обращен к разуму человека, а францисканцев - к его сердцу.

Доминик (1170–1221), испанский священник благородного происхождения, при посещении Южной Франции сожалел о том, что там распространилась альбигойская ересь, и развил теорию борьбы с ересями путем аскетизма и простоты жизни, путем убеждения. Для этого доминиканцы, или, как их еще называли, «гончие Господа», прежде всего обращались к проповеди. Доминиканский орден был одобрен папой в 1216 году, и в нем развилась в высшей степени централизованная организация. Каждая отдельная группа управлялась приором, который в свою очередь подчинялся приору провинции. Всеобщим советом ордена руководил Верховный магистр, который отвечал перед папой. Это были благовестники и просветители.

Фома Аквинский и его учитель Альберт Великий были выдающимися учеными, входившими в орден. Современная система богословия Римской католической Церкви была развита Фомой Аквинским. Доминиканцы также занимались благовестием. Именно доминиканский орден в 1233 году получил задание пустить в ход машину инквизиции после того, как она была создана. Несколько ведущих мистиков, таких, как Мейстер Эккарт и Иоанн Таулер, были доминиканскими братьями. К этому же ордену принадлежал и известный флорентийский реформатор Савонарола.

Монашеские братства подкрепляли веру среди прихожан самоотверженным служением. Их добрые поступки и проповеди на родном языке народа были практическими проявлениями Церкви, которая с готовностью принимала народ. Проповедь заняла достойное место в Римской Церкви благодаря братьям. Подчиняясь непосредственно папе римскому, они пытались усилить власть папства над местными епископами и светскими правителями. Оба ордена посылали много способных благовестников во все части света. Францисканские больницы помогали людям не только в их духовных, но и физических болезнях. Примерно десять тысяч братьев постигла смерть в служении во время эпидемии чумы в 1348 и 1349 годах. Более того, они внесли огромный вклад в образование, особенно в сфере богословия, ведь самым известным ученым среди нищенствующих братьев стал Фома Аквинский.

Инквизиторская деятельность доминиканцев - другая, печальная сторона их работы. Примерно к середине XIV века в этом движении стали появляться корпорации, которые могли владеть имуществом, и духовное рвение первого поколения братьев исчезло.

Хотя на долю Западной Европы выпали в XIV-XV веках тяжёлые испытания, судьба народов Балканского полуострова оказалась в это время ещё тяжелее. Помимо чумы, столкновений между соседними христианскими государствами и усобиц в каждом из них, на юго-восток Европы обрушился опасный враг - турки-османы. На Балканах им противостояли три государства: Византия, Сербия и Болгария.

Ослабление Византии началось ещё в XI веке. Сильнейший удар по ней нанёс Четвёртый Крестовый поход. Её территория, население и финансовые возможности сильно сократились. Пытаясь укрепить своё положение на Балканах, Византия неизбежно ослабляла восточные границы. Императорская власть, на протяжении почти двух веков в основном сохранявшаяся за династией Палеологов, заметно ослабла. Империю опустошали гражданские войны. Западные государи относились к Византии насторожённо, а то и враждебно.

    Константинополь являл собой грустное зрелище: часть города лежала в руинах. Но даже в таком виде Константинополь продолжал притягивать к себе купцов и богомольцев, в том числе из Руси. Кварталы, населённые западноевропейскими купцами, по-прежнему были многолюдными. Культурная жизнь Византии и её столицы в этот период упадка была, как никогда, насыщенной и плодотворной. Мозаики, фрески и иконы XIV века отличались особой красотой и одухотворённостью.

Урок 27. Полумесяц против креста

Предмет: история.

Дата: 09.01.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Цели: рассмотреть причины ослабления Византии и южнославянских государств; охарактеризовать своеобразие Османского государства; рассмотреть процесс складывания Османской империи.

    Проверка домашнего задания.

    Зарождение Османской империи.

Оборудование: Вед. §28.

Ход урока

    Проверка домашнего задания.

    Почему была заключена польско-литовская уния?

    Почему Чехия стала центром притяжения немецких колонистов?

    Охарактеризуйте взгляды Яна Гуса.

    Византия и южнославянские государства.

    Вспомните, какие государства существовали на Балканах? (Византия, Сербия, Болгария.)

    От какого удара Византия так и не сумела оправиться? (От разграбления в ходе четвёртого крестового похода.)

    Вспомните, когда был четвёртый крестовый поход? (В 1204 г.)

Правда, Византия возродилась как государство в 1261 г., но теперь она и не могла мечтать о своём былом могуществе. Империя Палеологов, управлявших Византией на протяжении последних двух столетий её существования, безвозвратно уступила гегемонию на Балканах Сербии и Болгарии.

    Почему на Византию обращалось столь большое внимание и в годы её упадка? (Она была духовным центром православия и контролировала многие торговые пути.)

Болгария вернула себе независимость в конце XII в. Это стало началом Второго Болгарского царства со столицей в Тырново. В XIV в. Болгария была разделена на два государства: царь Иван Александр оставил одну часть себе и своему старшему сыну, а другую – отдал младшему. Эти две Болгарии мало зависели друг от друга. Расцвет Сербии связан с именем Стефана Душана (1331-1355). Он инициировал многочисленные завоевательные поход, некоторые из которых были направлены против Византии. Держава Стефана Душана простиралась вплоть до Эгейского моря. Однако после его смерти она была раздираема противоречиями.

Материал учебника

    В чём причины успехов турок-османов в XIV-XV веках?

Умирающая империя. Хотя на долю Западной Европы выпало в XIV-XV веках немало тяжёлых испытаний, судьба народов Балканского полуострова оказалась в это время несравненно тяжелее. Помимо чумы, столкновений между соседними христианскими государствами, смут и усобиц в каждом из них, на юго-восток Европы обрушился сильный и опасный враг – турки-османы. На Балканах им противостояли три относительно крупных государства: Византия, Сербия и Болгария.

Ослабление Византии началось ещё в XI веке. Сильнейший удар по ней нанёс Четвёртый Крестовый поход. Правда, в 1261 году империя была восстановлена, однако отныне она являла собой тень былого могущества. Её территория, население и финансовые возможности сильно сократились. То Болгария, то Сербия претендовали на ведущую роль на Балканах. Пытаясь укрепить здесь своё положение, Византия неизбежно ослабляла восточные границы. Императорская власть, на протяжении почти двух веков в основном сохранявшаяся за династией Палеоло гов, заметно ослабла. Империю опустошали гражданские войны и мятежи наёмников. Западные государи относились к Византии в лучшем случае настороженно, иные готовы были отомстить грекам за уничтожение Латинской империи.

    Вспомните, когда был Четвёртый Крестовый поход и чем он закончился.

Константинополь являл собой грустное зрелище упадка: город был полон руин, а отдельные его районы вообще казались сельской местностью. Но даже в таком виде Константинополь, оставаясь Вторым Римом, продолжал притягивать к себе купцов и богомольцев (среди последних было немало русских). Кварталы у залива Золотой Рог, населённые итальянцами и другими западноевропейскими купцами, по-прежнему были многолюдными.

Культурная жизнь Византии в этот период упадка и запустения была как никогда насыщенной и плодотворной. Мозаики, фрески и иконы XIV века отличались особой красотой и одухотворённостью. В Константинополе трудилась блестящая плеяда богословов и историков.

Болгария и Сербия: несвоевременное ослабление. Наиболее сильными славянскими странами на Балканах в XIV веке были Болгария и Сербия. Болгария, попав в начале XI века под власть Византии, в конце XII века вернула себе независимость в результате победоносного восстания. Возникло так называемое Второе Болгарское царство (конец XII – конец XIV века) со столицей в Тырнове. Болгария быстро усилилась. В начале XIII века царю Калояну удалось даже разгромить войско Латинской империи. Однако позже в стране обострилась борьба между группами феодалов. В середине XIV века царь Иван Александр разделил ослабевшее государство на две части: в основной части он правил вместе со старшим сыном, а западные области отдал в удел младшему. После его смерти братья не поддерживали друг друга и проводили самостоятельную политику.

    Вспомните, когда возникло Первое Болгарское царство.

Кратковременный расцвет Сербии относится к правлению короля Стефана Душана (1331-1355). Это был умный и энергичный государь, способный полководец и изворотливый дипломат. Его целью было установление господства Сербии на Балканах, поэтому основной удар он направил против Византии. Его огромная держава, созданная в результате успешных завоеваний, простиралась от Адриатического до Эгейского моря. Но, объединив разные народы силой оружия, она оказалась непрочной и вскоре распалась – как раз в тот момент, когда около границ Сербии появились турки.

    Зарождение Османской империи.

В конце XIII в. в Малой Азии зародилось государство, заселённое турками. Первым его правителем был Осман. Именно поэтому народ этого государства получил наименование турок-османов. Впоследствии правитель Османского государства назывался султаном. Турки вели успешные войны против слабеющей Византии. Им удалось создать сильную конницу и артиллерию. С покорённых народов, помимо подушной подати, они собирали «живой налог» - детьми. Забирая здоровых детей у родителей, они воспитывали их в верности исламу и султану. Кто-то из них становился чиновником, а кто-то – янычаром, воином султана. Благодаря этому, османам удалось создать боеспособную армию. К концу XIV в. они покорили всю Болгарию, а в 1389 г. разгромили Сербию на Косовом поле и присоединили к своим владениям.

    Что могла предпринять Европа для того, чтобы обезопасить себя от возможного турецкого вторжения? (Начать крестовый поход.)

В 1396 г. папа провозгласил крестовый поход на турок. Его возглавил венгерский Сигизмунд, в будущем император Священной Римской империи.

    Что вы знаете о Сигизмунде? (Это сын императора Карла IV. Впоследствии именно он был виновен в смерти Яна Гуса.)

Крестовый поход потерпел неудачу. Рыцари были разгромлены в битве при Никополе. Однако турецкое продвижение на Запад было остановлено восточным завоевателем Тамерланом. Он в 1402 г. разгромил турецкого султана Баязида I. Это заставило османов отложить свои завоевательные походы на 50 лет. В это время Византия пыталась найти соглашение с католическим миром. В ходе церковного собора, проходившего в 1438-1439 гг. в Ферраре и Флоренции, представители константинопольской патриархии и Рима приняли решение о заключении церковной унии. Православные иерархи Константинополя признали власть папы, а католическая церковь согласилась сохранить за восточной церковью особый статус. Папство организовало новый крестовый поход на Восток. Однако он опять же закончился ничем. В 1444 г. крестоносцы были разбиты под Варной. В 1453 г. турки начали осаду Константинополя. Город осаждало более 150000 чел., а защищали около 7000. 29 мая в ходе штурма город был взят, а последний император Константин XI был убит в бою. Константинополь был переименован в Стамбул, а собор Святой Софии был превращён в мечеть.

Запись в тетради: 1453 г. – падение Константинополя.

Материал учебника

Держава потомков Османа. В конце XIII века на северо-западе Малой Азии, на территории расширившегося государства турок-сельджуков образовалось небольшое, но воинственное государство. Его правителя звали Осма ном, и позже все объединённые под его властью племена стали называться турками-османами или просто османами. Со временем глава Османского государства принял титул султана.

Успешные войны с ослабевшей Византией привлекали многих сельджуков на службу к османам. Их государство быстро расширялось, поглотив вскоре все азиатские владения Византии. Османские султаны оказались талантливыми полководцами и создали разумную систему организации и пополнения войска. Его основу составила многочисленная конница. Османы быстро оценили преимущества огнестрельного оружия и создали лучшую в Европе артиллерию.

С покорённых христиан, помимо подушной подати, османы собирали своего рода «живой налог». Здоровых и сильных мальчиков отнимали у родителей, распределяли по турецким семьям и воспитывали в духе ненависти к христианству, фанатичной преданности исламу и лично султану. Самые способные из них становились чиновниками, а остальные – яныч а рами (от турецких слов «ени чери» - новое войско); они составляли наиболее боеспособную часть османского войска. Такая практика позволяла османам постоянно увеличивать свои силы за счёт покорённых народов. В результате их войско обычно имело значительное численное преимущество (нередко в 2-3 раза). А новые завоевания, в свою очередь, позволяли ещё более увеличить войско.

В первой половине XIV века претенденты на византийский престол нередко искали помощи османов, тем самым проложив им дорогу в Европу. Османы убедились в слабости Балканских стран и вскоре перешли в наступление. Захватив у Византии обширные земли и оставив в тылу уже не опасный для них Константинополь, османы двинулись против Болгарии и Сербии. Несмотря на героическое сопротивление, к концу XIV века вся Болгария оказалась на пять столетий под властью турок.

Судьба Сербии была решена в 1389 году в ожесточённом сражении на Ко совом поле. Турки имели большой перевес в силах. В начале сражения сербский патриот Ми лош Оби лич, притворившись перебежчиком, проник в турецкий лагерь и пронзил султана кинжалом. Он рассчитывал, что гибель предводителя вызовет смятение среди турок, но его расчёт не оправдался. Сын султана, приняв командование, сумел временно скрыть смерть отца от турецких войск. Турки одержали полную победу.

После Косовской трагедии Сербия попала в вассальную зависимость от султанов, а в следующем столетии была завоёвана ими.

    Найдите Косово поле на карте (см. с. 271).

    Выпишите в тетрадь и объясните ключевые слова пункта 3 «Держава потомков Османа».

В поисках спасения. Лишь в конце XIV века на Западе, наконец, осознали, сколь серьёзная опасность грозит Византии. В 1396 году папы организовали против турок Крестовый поход. 60-тысячное воинство из разных стран Европы возглавил венгерский король Сигизмунд (тот самый, что позже стал императором и председательствовал на соборе в Констанце, осудившем Яна Гуса). В сражении при Ни кополе на Дунае крестоносцы потерпели сокрушительное поражение. Многие рыцари погибли или попали в плен, Сигизмунд едва спасся бегством.

Победитель, султан Баязид I Молниеносный, уже готовился к штурму Константинополя, когда на его владения в Малой Азии обрушился знаменитый завоеватель Тимур. В 1402 году Тимур разгромил Баязида в сражении при Анкар е . Высокомерный султан попал в плен и вскоре умер, не выдержав унижения. Тимур же, разорив владения османов, удалился в Среднюю Азию.

Смерть Баязида и последовавшая затем борьба его сыновей за власть отсрочили падение Византии. Василевсы прекрасно понимали, что угроза по-прежнему существует, и пытались добиться от Западной Европы более существенной помощи. Ради этого они даже готовы были согласиться на церковную унию (то есть объединение) с католиками. Унию приняли на соборе, проходившем в 1438-1439 годах в итальянских городах Феррара и Флоренция. Почти все разногласия были решены в пользу Рима, поэтому бо льшая часть православных в Византии и за её пределами не приняла унии. Вражда сторонников и противников унии ещё более ослабила Византию. А военная помощь Запада оказалась очень ограниченной. Очередное войско крестоносцев было разбито в 1444 году под Варной, после чего Византия осталась с Османской империей один на один.

    В какой связи вам уже встречалось слово «уния»? В чём разница?

Падение Константинополя. Султан Мехме д II Завоеватель (1451-1481), юношей вступив на престол, немедленно начал подготовку к завоеванию Константинополя. В апреле 1453 года огромное турецкое войско, насчитывавшее около 150000 человек, начало осаду Константинополя. С моря город был блокирован сильным флотом. Константинополь считался неприступным, и на Западе, узнав об осаде, не торопились с помощью, рассчитывая, что город продержится много месяцев. Однако оскудевшая Византия в решающий момент не смогла собрать большого войска: нападавшим противостояли лишь 7000 защитников.

(Блокада – изоляция конкретной территории с целью её подчинения определённым требованиям.)

Понеся большие потери в первых штурмах, турки пытались засыпать рвы, пробить с помощью артиллерии бреши в стенах. Использовались и подкопы, и осадные башни. Осаждённые мужественно защищались, но их силы таяли. Султан постоянно бросал в бой свежие войска, а немногочисленные защитники не могли отдохнуть ни днём, ни ночью. 29 мая начался решающий штурм. Дважды осаждённые из последних сил отбивали атаки врага, но на третий раз турки всё же ворвались в город. Василевс Константин XI погиб с оружием в руках. К вечеру султан вступил в покорённый и уже разграбленный город. Отныне он мог считать себя не только султаном, но и наследником и правителем древней Римской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, вскоре стал столицей Османской империи. Многие защитники города и мирные жители погибли, ещё больше было продано в рабство. Собор Святой Софии стал мечетью. Полумесяц, символ ислама, возобладал над христианским крестом.

Падение Византии и отсутствие помощи Запада предрешили судьбу тех частей Балканского полуострова, которые ещё сохраняли независимость: не прошло и 15 лет, как все они попали под власть турок. Их верховную власть признали и крымские татары, которые, пользуясь поддержкой османов, позже не раз совершали набеги на Российское государство. Османская империя вступала в эпоху своего наибольшего могущества.

Падение тысячелетней Византийской империи произвело ошеломляющее впечатление на современников. Не случайно некоторые историки считают 1453 год концом эпохи Средневековья. С их точки зрения, Средневековье началось с падения Западной Римской империи, а закончилось падением Восточной Римской империи.

    Какое ещё важное событие произошло в этом году?

Воздействие византийской культуры было столь значительным, что продолжилось и после падения империи. У историков даже есть понятие: «Византия после Византии». Спасаясь от турок, византийские учёные, художники, ремесленники переселялись в другие страны, по возможности увозя с родины древние рукописи и иконы. Многие греки поселились в Италии, внеся немалую лепту в расцвет итальянской культуры того времени. А другие перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру.

После гибели Византии Россия осталась единственным крупным православным государством, наследницей Византии. Символическим воплощением этой преемственности стал брак русского государя Ивана III и племянницы последнего императора – Зои Палеолог (на Руси её называли Софьей). Герб Палеологов – двуглавый орёл – стал российским гербом.

СРАЖЕНИЕ ПОД НИКОПОЛЕМ (1396 ГОД) В ОПИСАНИИ ЕГО УЧАСТНИКА, ИОГАННА ШИЛЬТБЕРГЕРА

Осада этого города с суши и со стороны реки уже длилась 16 дней, когда к нему на помощь пришёл турецкий король Баязид с 200-тысячным войском. Узнав об этом, король Сигизмунд приблизился к нему на расстояние мили с войском, состоявшим приблизительно из 16 тысяч человек… Герцог бургундский потребовал, чтобы ему было позволено напасть первому ради того, что он прибыл с 6 тысячами воинов из столь отдалённого края и издержал так много денег во время своего перехода. Король умолял его предоставить возможность напасть первыми венграм, так как им, часто воевавшим с турками, лучше других была известна их манера сражаться. Однако герцог, вместо того чтобы уступить венграм, собрал своих ратников, напал на неприятеля и проскакал через два его отряда, но через третий уже пробиться не смог и хотел возвратиться. Однако тут он был окружён турками, которые… принудили герцога сдаться…

Увидев, что король Сигизмунд приближается, турецкий король хотел обратиться в бегство. Однако его заметил герцог Сербии, именуемый Деспотом, и прибыл к нему на помощь с 15 тысячами отборных воинов… Деспот напал на отряд короля. Низложил его знамя и вынудил самого искать спасения в бегстве. Рыцари и прочие воины, видя, что король бежал, тоже повернули назад, и многие из них бежали к Дунаю.

    Пользуясь текстом источника, определите причины поражения европейских рыцарей. Как вы думаете, почему Деспот (правитель) христианской Сербии оказался на стороне турок?

    Вопросы самоконтроля.

    Найдите на карте территории Византии, Болгарии и Сербии в XIV веке. Как изменилась политическая карта Балканского полуострова к концу XV века? Нанесите на контурную карту направления завоевательных походов турок-османов и места указанных в тексте параграфа сражений.

    В чём причины ослабления Византии в XIII-XV веках?

    Какую роль в событиях, связанных с падением Византии, сыграла Ферраро-Флорентийская уния?

    Почему турки в XIV-XV веках обычно имели превосходство над христианскими войсками?

    Какой смысл вкладывают историки в слова: «Византия после Византии»?

    Вспомнив то, что вы знаете об истории Западной Европы в XIV-XV веках, подумайте, почему её помощь Византии оказалась столь ограниченной.

    Составьте рассказ от имени очевидца событий 29 мая 1453 года (на выбор: итальянского купца; византийского монаха; турецкого воина).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...