Почему погиб весь экипаж подлодки «Курск. Что на самом деле произошло с подводной лодкой «Курск» 

До печальной даты - годовщины трагедии с атомной подводной лодкой, бывшей гордостью российского флота, остается всего месяц. И чем она ближе - тем сильнее ощущается боль

«Почему не спасли людей?» – вопрос о том, что произошло 12 августа 2000 года в Баренцевом море, – остается открытым и спустя много лет после трагедии. Тогда проходил третий день учений ВМФ России. К–141 «Курск» – гордость отечественного флота, атомоход размером с два огромных самолета – выглядел непоколебимым столпом.

Взрыв, который дошел до Аляски

На борту подлодки находилось 118 человек. 11 августа с судна «Петр Великий», который также проходил учения, наблюдали проделанную «Курском» работу. Тот благополучно завершил стрельбу ракетами и ушел в другой сектор учений. После планировалось запускать торпеды по надводным кораблям. Но 12 августа три подводные лодки задание выполнили, а «Курск» молчал.

Взрыв произошел в 11.28 – настолько мощный, что его зафиксировали даже на Аляске. Специалисты говорят, что его сила была эквивалентна землетрясению в 4,2 балла по шкале Рихтера. Через пару минут произошел второй взрыв. Связь с подлодкой прекратилась, к концу дня «Курск» объявили «аварийным».

13 августа гидроакустики нашли атомоход. Он лежал на морском дне. Спасатели, которые находились на «Петре Великом», руководившем операцией, были уверены, что они слышали стуки, похожие на сигналы SOS.

К месту послали два судна, «Алтай» и «Рудницкий», чтобы дать затонувшим морякам электроэнергию и кислород. Три попытки достать подводников из лодки с помощью спасательных капсул закончились ничем. Два имеющихся на «Курске» аварийных люка были недоступны. Выйти можно было только через третий, последний, который находился над девятым отсеком, где была оборудована специальная комингс–площадка. Практически нулевая видимость и сильное подводное течение не давали спасти из заточения моряков.

Сигналы бедствия поступали и через пять дней. Правительство было убеждено, что как минимум 5-6 дней подводники будут жить: время еще было. Но все новые попытки проваливались из-за непогоды.

20 августа норвежские специалисты приступили к работе. Они сумели повернуть вентиль «Курска», но поднять крышку не смогли. 21 августа вскрыли люк. Живых здесь не нашли.

Таинственные звуки SOS

Владимир Устинов , занимавший пост генпрокурора с 2000 по 2006 год, в книге “Правда о «Курске»” писал, что моряки на подводной лодке скончались задолго до прибытия помощи. По мнению генпрокурора, после второго взрыва в потенциально спасительный девятый отсек перешли экипажи шестого, седьмого и восьмого, где они умерли от удушья в помещении, где было много угарного газа.

Адвокат Борис Кузнецов вслед за этой книгой выпустил свою – как бы дополнение к изданию чиновника: “Она утонула... Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов”.

Кузнецов утверждал: от того, сколько раз генпрокурор повторил свою ложь, что подводники погибли очень быстро, утверждение не станет более правдивым. По его мнению, находившиеся в водном заточении люди исступленно молотили кувалдой или другим тяжелым предметом по стенам не менее двух суток. Их сигналы SOS поймал и записал «Петр Великий».

Как рассказывал мичман «Петра Великого» Федор Н. о событиях того дня, он тоже слышал подаваемые сигналы. Они были очень глухими, напоминали набат, у него даже были сомнения, что стучат по железу. Позже оказалось, что сигналы шли не с АПЛ – единственные выжившие люди могли быть только в девятом отсеке, но уже спустя сутки они были мертвы, что является доказанным фактом. И следствие так и не смогло установить неназванного моряка, который подавал сигналы из подводной части некоего корабля.

Версия аварийной торпеды

В «Опустевшем причале» Владимира Шигина рассказывается, что 12 августа на атомоходе должна была пройти стрельба болванками по надводным кораблям. Автор пояснил, что этим типом снарядов более двух десятков лет пользуется ВМФ России. Но торпеда «Курска» отличалась от предыдущих моделей: в ней находилась другая аккумуляторная батарея. Потому на месте аварии в день, когда поступили известия о крушении, и присутствовали представители завода и военной приемки. Поступали сообщения, что командир АПЛ Геннадий Лячин еще до трагедии просил разрешения на то, чтобы отстрелять аварийную торпеду. Но эта версия не подтвердилась автором книги. Шигин пишет, что, если бы Лячин на самом деле сообщил руководству о ЧП на подлодке, торпедную атаку бы отменили, либо перенесли на другое время.

Сейчас всем точно известно, что АПЛ потерпела крушение по причине взрыва снаряда в первом торпедном отсеке. Но первопричина по-прежнему не ясна, пишет автор. Самостоятельно взорваться он не мог, так как инженеры конструктивно заложили многоступенчатую систему защиты. Единственное, что могло послужить катализатором, – сильнейшее воздействие извне. Возможно, это был подводный таран. Теоретически такое могло произойти, когда российская лодка всплывала, а иностранная погружалась – если таковая в действительности была.

Три версии, три загадки

Согласно первой, самой очевидной и официально признанной правительством версии, К-141 «Курск» опустилась на дно из-за взрывов торпед, находившихся на ней. 65-76А «Кит» взорвался в торпедном аппарате №4 после утечки топлива, из–за чего сдетонировали другие снаряды.

Вторая версия, выдвинутая начштаба Северного флота Михаилом Моцаком и командующим флотом Вячеславом Поповым , гласила, что «Курск» претерпел столкновение с другой подводной лодкой – вероятнее всего, американской или британской. Вице-адмирал Моцак рассказал, что вблизи от атомохода находилась «масса косвенных признаков наличия второго подводного объекта, также, возможно, аварийного». По его словам, посторонний объект засекло гидроакустическое оборудование «Петра Великого». Его заметили и моряки, которые занимались выемкой из воды аварийных буев.

В третьей версии, к которой склонялся бывший вице-премьер Илья Клебанов , говорилось, что «Курск» напоролся на противокорабельную мину времен Великой Отечественной войны, а затем произошла детонация снаряда. Но эксперты сказали, что даже небольшого атомного взрыва не хватило бы, чтобы раскурочить данную субмарину, поэтому версия показалась несостоятельной.

Когда снимут гриф “секретно”?

Примерно спустя 15 лет после трагедии появилась информация, что правительство готовит организацию комиссии, которая определит возможность раскрытия истинных причин гибели «Курска».

Гриф секретности был наложен на 30 лет, но, как сообщил руководитель Центрального архива Министерства обороны России Игорь Пермяков , документы о трагедии могут раскрыть до этой даты – если так решит правительство.

12 августа 2000 года, ровно 15 лет назад, во время учений в Баренцевом море в результате двух взрывов в первом отсеке затонул К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". На его борту было 118 человек, все они погибли.

Как и почему погибал "Курск" - официальная версия

В Баренцевом море "Курс" принимал участие в масштабных учениях Северного флота. В день катастрофы, 12 августа, атомный крейсер должен был атаковать авианесущую группу кораблей. Ведь "охота" на американские авианосцы - это одна из основных его боевых задач. Однако учебная атака осуществлена не была, в назначенное время экипаж "Курска" на связь не вышел, вечером того же дня лодка была объявлена аварийной. Нашли ее рано утром 13 августа, на дне, на глубине 108 метров.

Согласно официальной версии, Северный флот предпринимал многочисленные попытки провести спасательную операцию, однако мешали плохая погода и повреждения аварийного люка в кормовой части лодки. Иностранную помощь Россия приняла лишь 20 августа, восемь дней спустя после катастрофы. На следующей день норвежские водолазы сумели сделать то, что российские спасатели не могли сделать неделю - открыть кормовой аварийно-спасательный люк. Но они констатировали лишь, что лодка затоплена водой и выживших нет.

Однако выжившие в первые дни катастрофы были, о чем свидетельствуют найденные на борту письма моряков (источник - istpravda.ru).

Кстати, согласно некоторым версиям, далеко не все эти письма были опубликованы - часть записок якобы получила статус "Совершенно секретно". Официального подтверждения этому нет.

Согласно официальному отчету о причинах гибели лодки, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65-76А ("Кит") в торпедном аппарате № 4. В результате произошел пожар, который привел к детонации торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привел к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки и стал причиной окончательной гибели атомного подводного крейсера.

Позже, отвечая на вопрос американского зубра журналистики Ларри Кинга о том, что случилось с подлодкой "Курск", президент России Владимир Путин ответит свое бессмертное: "Она утонула".

В этом интервью он также рассказал, что 75-80% членов экипажа погибли в первые 1,5-2 минуты и что даже, если бы иностранную помощь Россия приняла бы в первые часы после катастрофы, иностранные спасатели все равно бы не успели вовремя.

Альтернативные версии гибели "Курска"

Как это бывает практически всегда в таких случаях, нашлись люди, неудовлетворенные официальной версией. Причем и в России, и на Западе. Например, согласно версии вице-адмирала Рязанцева, причиной взрыва торпеды стала ошибка экипажа при заправке торпеды и общий бардак, который царил на борту лодки. Есть доводы как "за", так и "против" такой точки зрения.

С одной стороны, определенный бардак на борту все же царил - например, "Курс" не "отстрелил" спасательный буй, который должен был отделиться автоматически. Не отстрелил только потому, что с него не сняли заводскую пломбу. Или, например, согласно официальному отчету, в момент катастрофы не работала система записи переговоров внутри лодки - хотя по правилам должна была.

С другой стороны, как гласят официальные документы, по итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 "Курск" - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - "отличные". 23 % членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77 % - специалисты 1-го и 2-го классов. Отметим также, что "Курс" - самый современный на тот момент атомный крейсер в ВМФ России, и туда набирали, определенно, лучших из лучших. Впрочем, 15 лет назад российские военные получали мизерную зарплату в несколько десятков долларов и жили в ужасных условиях, что явно не способствовало их мотивации.

Далее других в проработке альтернативной версии катастрофы, случившейся с "Курском", зашел французский режиссер Жан-Мишель Карре, снявший фильм "Курск. Подводная лодка в мутной воде" (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), показанный в 2005 году на французском телеканале France 2.

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради редких кадров, в которых показана беспощадная критика российских властей семьями погибших моряков в первые дни после катастрофы, а также чтобы увидеть подъезд дома, в котором жил командир "Курск". Впрочем, предупреждаем: эмоционально это очень тяжелое кино.

Согласно версии Жана-Мишеля Карре, которую разделяют также канадские исследователи и некоторые российские военные, причиной гибели "Курска" стало попадание торпеды, выпущенной американской подводной лодкой "Мемфис". За учениями Северного флота и, особенно, "Курском", в те дни наблюдали две американские подводные лодки - "Толедо" и "Мемфис". В момент непосредственно перед катастрофой "Толедо" столкнулся с "Курском", на "Мемфисе" зарегистрировали звук открытия торпедных аппаратов на российской подлодке, испугались, что россияне готовятся торпедировать "Толедо" и нанесли удар первыми.

Далее французский документалист утверждает, что российские власти все поняли практически с самого начала и специально начали затягивать спасательную операцию, чтобы убить оставшихся в живых моряков. Потому что, если бы чудовищная правда всплыла вместе с подводниками со дня Баренцева моря, это привело бы к масштабному международному кризису и, возможно, Третьей мировой войне.

Жан-Мишель Карре также утверждает, что Владимир Путин использовал кризис с "Курском" как повод для атаки на неподконтрольные Кремлю СМИ (особенно же - на Березовского), а также для укрепления собственной власти и, самое главное - для возрождения величия российской армии и флота.

Кстати, неожиданно эту точку зрения подтверждает и сам Путин, когда в интервью Кингу говорит, буквально, следующее: "Это [то, что я не прервал отпуск и не поехал на место катастрофы] использовали для определенных атак, для раскачивания самого института президентской власти, а это само по себе уже плохо и вредно для государства".

"Курск" - не первая и не последняя жертва "подводного гусарства"

Foto: Vida Press

С момента гибели "Курска", то есть за последние 15 лет во всем мире с подводными лодками произошло 30 инцидентов - и это только то, что стало известно общественности.

Если же брать последние 50 лет и учитывать только погибшие атомные подводные лодки, видно, что по разным причинам затонули восемь американских, советских и российских подводных кораблей. Погибли 462 моряка. В этом ряду катастрофа "Курска" даже не самая драматическая - в 1963 году, например, затонул американский атомоход USS Thresher, на дно ушли 129 человек. Пять лет спустя та же судьба постигла и USS Scorpion с 99 людьми на борту. О причинах гибели этих кораблей есть свои версии, в том числе и столкновения, и даже вооруженные конфликты с советскими кораблями.

То, что подводники всех флотов мира позволяют себе некоторое "гусарство" и весьма необдуманные и безответственные действия (которые могли быть истинной причиной гибели "Курска"), демонстрирует, например, инцидент в 2001 году с участием USS Greeneville (на фото) и японским учебным судном Ehime-Maru. Тогда из-за ошибки экипажа американская подлодка столкнулась с японским кораблем, в результате чего последний затонул, и из 35 находившихся на борту человек погибли девять, включая четырех студентов. Американская подлодка после "тарана" японского судна даже не попыталась оказать помощь оказавшимся в воде людям.

При всем при этом никто и никогда не услышит ни о каких мерах регулирования вооружений подлодок, контроля их общего количества или "правил поведения" - потому что их нет. Мировой океан является общей "песочницей" для подлодок разных стран. Время от времени "заигравшиеся дети" как следует прикладывают друг друга ведерками по голове и с этим ничего не поделать.

Конечно, для Владимира Путина гибель «Курска» была страшнейшим испытанием. Поэтому, когда Лари Кинг спросил его что случилось с подводной лодкой, а он ответил «она утонула», я поначалу не побежал в общей толпе осуждающих. Да, ответ был, мягко говоря, для нашего уха непривычным – сухим и безжалостным, но у Лари Кинга всё так. Он задаёт вопросы не более семи секунд – таково его правило, но и от гостей требуются короткие ответы. Однако, потом я стал раздумывать, а почему Путин ответил именно так. Почему, например, не фразой «Случилась страшная трагедия – она утонула, погибли люди, я выражаю сочувствие», или что-то в этом роде, ведь это тоже коротко. Вроде и фраза не сильно удлинена, но суть другая – президент скорбит, выражает сочуствие.

Но такого ответа не было, а был такой, как мы знаем. Потом президент встретился с жёнами офицеров в Видяево, и тогда еще неприручённый оппозционный Доренко, рассказал – процитирую его: «Позвонил (Путин) на Первый канал и сказал, что Первый канал нанял шлюх, которые выступили, чтобы дискредитировать его. И в том числе я ему потом доказывал, что это были не шлюхи, что это были вдовы офицеров. Это действительно вдовы офицеров, я впоследствии сам их видел в Видяево, и они продолжали говорить «неудобные» вещи, но он по телефону сразу отзвонил и сказал: «Вы нанимаете шлюх специально. Дали им по 10 долларов, специально чтобы меня дискредитировать».

Заметим, Доренко это рассказал, и сейчас живее всех живых. И Путин живее всех живых – они даже вместе работают на ниве пропаганды. Значит, был этот звонок. Но этот звонок означает, что не было никакого Путина 1, 2 или 3, а есть один Путин, который уже тогда, на заре президентства, воспринял историю с «Курском», как заговор против себя, как личный выпад чьих-то сил. И, в этом свете, его короткий ответ Лари Кингу имел совсем другой замес - это был сухой ответ тем, кто совершает выпад против него.

Кстати, помните версии гибели «Курска»? - я напомню: взрыв торпеды внутри; столкновение с иностранной подлодкой; мина; террористический акт; торпедная атака иностранной подлодкой. Была еще куча версий, даже НЛО, но вопрос - сегодня есть точный ответ? Нет. Есть утверждённая версия про утечку топлива в торпеде, но точного ответа нет.

А что осталось. Остались записки экипажа, такая, к примеру: «Милые мои Наташа и сынок Саша!!! Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю. Наташа, прости меня за всё. Сашуля, будь мужчиной. Я вас крепко целую»

Но не их цитируют, а знаменитую фразу «она утонула» - ибо записка потрясает любовью, а ответ Путина - цинизмом и холодом, да таким, что вошёл в историю.

И хочет мир забыть российского Герострата, да не получается.

Как известно, Путин заявил, что у него в президентской жизни не было ошибок. Такое расчехление дорогого стОит, - значит и звонок про проституток за 10 долларов - это не навет, не ошибка. Он так считал, и сейчас считает.

И сегодня, когда тонет уже не подлодка, а вся страна, ему, как и прежде, видится то-ли Америка, то ли оппозиция - короче, кто-то, кто копает именно под него, кто мешает ему быть президентом и расшатывает его личную стабильность.

Курс рубля всё ниже, он как «Курск» соревнуется в падении только с падающей экономикой и падающей нефтью.

Но когда «Курск» лежал на дне, вспоминаются истеричные попытки что-то исправить, кого-то спасти. Сейчас страну никто не спасает – просто каждый день вводятся санкции против своих граждан, чтобы неизбежное случилось быстрее.

Когда утонул «Курск», то появилась мрачная шутка: Кинг спрашивает Путина, что случилось с Россией, и Путин отвечает: «Она утонула!»
Лет пять назад, мы смеялись над нашим остроумием.

Сегодня мы поражаемся нашей прозорливости.

В России в пятницу, 12 августа, проходили мероприятия по случаю очередной годовщины гибели атомной подводной лодки "Курск" в августе 2000 года. Эта трагедия в Баренцевом море унесла жизни 118 подводников Северного флота. Траурные мероприятия проходили в Челябинске, Севастополе, Санкт-Петербурге, Курске, Нижнем Новгороде, городах, откуда были родом моряки и где находятся их могилы.

Владимир Кара-Мурза: В целом ряде городов России состоялись траурные митинги в память о моряках атомной подводной лодки "Курск". "Молодежное "Яблоко" провело серию пикетов у Генпрокуратуры, которая так и не смогла найти виновных в этой страшной трагедии. Софья Русова и Андрей Лазарев стояли у здания Генпрокуратуры на Большой Дмитровке с плакатом "11 лет гибели "Курска". Кто ответил?".
11 августа 2000 года из поселка Видяево Мурманской области вышла в очередной поход атомная подводная лодка К-141 "Курск". Вечером 12 августа стало известно, что лодка затонула на 100-метровой глубине в 175 километрах от Североморска. По официальной версии, причиной аварии стал взрыв экспериментальной торпеды из-за утечки топлива.
23 моряка "Курска" собрались в кормовом отсеке и были живы еще двое суток. Помощь им так и не пришла. Катастрофа наглядно продемонстрировала беспомощность российского военного ведомства в экстремальных ситуациях. Спасательные работы в районе гибели "Курска" проводились с большими проволочками и задержками, Министерство обороны всячески пыталось скрыть факт происшествия.
В 2002 году дело было закрыто "за отсутствием виновных". Ни один из высших чинов ВМФ не понес наказания. Главком Куроедов ушел в отставку по состоянию здоровья в 2006 году.
Гибель подводной лодки явилась первым испытанием для только что пришедшего к власти президента Владимира Путина. Спустя неделю после трагедии в интервью с Ларри Кингом по CNN он ответил на вопрос журналиста "что же все-таки случилось с вашей подводной лодкой "Курск"?": "Она утонула".
О том, следует ли возобновить расследование гибели экипажа подводной лодки "Курск", мы сегодня беседуем с Игорем Курдиным, председателем петербургского клуба подводников, бывшим командиром подводной лодки, Борисом Кузнецовым, адвокатом семей погибших подводников атомохода "Курск" и Кириллом Гончаровым, лидером "Молодежного "Яблока". Как по-вашему, были шанс спасти хотя бы тех 23 моряков, которые собрались в кормовом отсеке и были живы еще двое суток?

Борис Кузнецов: Во-первых, можно было спасти весь экипаж и корабль. Его не имели права выпускать в море, потому что той торпедой перекисьводородной "Курск" никогда не стрелял даже на государственных испытаниях. И экипаж не был подготовлен к стрельбе этой ракетой. И вот даже такой эпизод, что перед тем, как выйти в море, и торпеда уже была загружена на борт корабля, ее нужно было подключить к системе контроля окислителя. И офицеры и моряки подводной лодки "Курск" не знали, как это сделать, и пригласили офицера с другой подводной лодки. Второе очень важное обстоятельство, что взрыв произошел в 11.28 12 августа. И этот взрыв зафиксировали не только сейсмические станции, но он был зафиксирован гидроакустиками "Петра Великого", который принимал участие в этих учениях, и был определен пеленг, по которому был взрыв. Но на это командование флота не обратило никакого внимания, хотя корабли находились в состоянии, это была боевая обстановка или близкая к боевой. "Курск" объявили аварийным только спустя 12 часов. Обнаружили его достаточно быстро, потому что тогда же по этому пеленгу прошел "Петр Великий" и в 2 часа 22 минуты были слышны стуки, ориентируясь на которые уже в 4 часа "Курск" был обнаружен.
Что касается моряков 23-х, которые оказались в 9 отсеке, остались живы, живы они были больше двух суток. Поскольку на протяжении вот этих более чем двое суток раздавались стуки, которые были идентифицированы как то, что стучали люди и то, что они стучали по межотсечной переборке подводной лодки. Есть соответствующая экспертиза в материалах уголовного дела, на которую следствие так же не обратила никакого внимания. Страны, Норвегия, в частности, Великобритания предложили буквально в первые сутки свою помощь, но от этой помощи отказались, и только 16 числа согласились на эту помощь, когда в живых никого не оставалось. Вот эти обстоятельства, эти события, которые привели к гибели корабля, и экипажа, и тех 23 моряков.

Владимир Кара-Мурза: Скажите, пожалуйста, какие обстоятельства в гибели подводной лодки до сих пор остаются без ответа?

Игорь Курдин: Во-первых, я хочу сказать, что я полностью соглашусь с Борисом Кузнецовым, который совершенно четко доложил и временные параметры, и что случилось. Хочу сделать такое замечание по поводу вступительного слова, потому что там слишком много напутано. Во-первых, подводная лодка "Курск" вышла в море не 11, а за трое суток до взрыва, а это имеет принципиальное значение. Во-вторых, Путин в интервью Ларри Кингу сказал не на следующей неделе эту фразу "Она утонула", а гораздо позже. И еще там было очень много неточностей, для такой авторитетной радиостанции Свобода, готовя предварительный материал, надо подходить более скрупулезно. Я и Борис Абрамович, тем более родственники погибших относятся к этому, поймите, если уж говорить, то говорить честно и конкретно о том, что произошло. Никакой экспериментальной торпеды взрыва не было. "Курск" не испытывал новых торпед, а дело в том, что торпеда, стоящая давно на вооружении военно-морского флота, была на борту "Курска". Да, это правда, что экипаж "Курска" ею не стрелял и по сути оказался неподготовленным к использованию этой торпеды. Но говорить о том, что это была новая экспериментальная, что это были какие-то испытания – это неправильно. Испытания – это одно, а стрельба практической торпедой, стоящей на вооружении - это совсем другое.
По поводу, хорошо сказал Борис Абрамович, если я не прав, он поправит. Он высоко оценил в своей книге, которая носит такое же название со слов президента "Она утонула", он высоко оценил качество проведенного следствия. Я тоже был ознакомлен со многими материалами дела и могу это только подтвердить. Однако выводы совершенно не соответствуют материалам следствия. И когда, казалось бы, прочитал информацию, а никто не виноват. К сожалению, и мы всегда говорили об этом, и мы, и родственники, никто не требовал кого-то обязательно посадить, расстрелять привлечь к ответственности. Но закономерно было бы, закончив следствие, провести не показательный, как в 30-х годах, судебный процесс, а нормальный судебный процесс, который бы помог выявить недостатки, которые есть в военно-морском флоте. Потому что главное, какую пользу, как это ни странно звучит, можно извлечь из трагедии "Курска" – это сделать так, чтобы этого не повторялось. Мы заплатили ценой 118 жизней за то, чтобы этого не повторять. И когда спустя три года батискаф АФ-28 потерпел аварию на Тихоокеанском флоте, то помощь англичан была принята именно своевременно. И именно английские спасатели спасли экипаж АФ-28. Уже хорошо, мы научились быстро принимать иностранную помощь.
Да, на флоте за это время кое-что изменилось, мы закупили спасательные комплексы "Пантера" у англичан, но надо сказать, что эти комплексы не в полной мере обеспечивают безопасность плавания подводных лодок, я имею в виду в данном случае спасение экипажа подводных лодок, но свои комплексы мы только начинаем разрабатывать. А заложенный в Петербурге несколько лет назад спасатель "Игорь Белоусов", которых должно быть четыре единицы на каждый флот, так до сих пор находится в зачаточной стадии строительства, и мы не имеем нормального спасателя, который обеспечит безопасность, безаварийность плавания подводных лодок и их спасения. Поэтому я хочу именно на этом заострить внимание: трагедия "Курска" не должна повториться, мы должны из этого извлечь уроки. Извлекли ли? Мне кажется, не в полной мере.

Владимир Кара-Мурза: Что для вашего поколения, чем была трагедия атомохода "Курск"?

Кирилл Гончаров: Прежде всего "Курск" – это урок цинизма, который преподала нам действующая власть. Потому что все мы помним циничную ухмылку Путина как раз в том телевизионном шоу, которое сегодня упоминалось, когда он цинично заявил о том, что она утонула. Все мы помним тот факт, что Путин прервал свой отпуск только через 5 дней после информации о трагедии с подводной лодкой "Курск". Поэтому прежде всего это ассоциируется с тем фактом, что власть нагло и цинично врала людям. Потому что, как уже сказали коллеги по дискуссии сегодня, можно было спасти лодку, можно было предпринять все необходимые меры для того, чтобы попытаться это сделать. Но этого сделано не было и поэтому я лично расцениваю это так.

Владимир Кара-Мурза: Григорий Пасько, эколог и правозащитник, военный журналист, капитан второго ранга, не верит, что при нынешней власти расследование возобновится.

Григорий Пасько: Все уроки из той давней трагедии не сделаны. И то, что многие вопросы вообще жизнедеятельности современного военно-морского флота как были покрыты тайной и мраком, так и покрыты. Например, мы до сих пор не знаем о реальном состоянии аварийно-спасательной службы, о ее обеспеченности современными средствами спасения на море. Помните, была после "Курска" одна из аварийных ситуаций на Камчатке, там тоже думали, вызывать или не вызывать зарубежных специалистов и вызвали в конце концов англичан, по-моему. Поэтому неслучайно, когда министр обороны говорит, что нужно закупать за рубежом корабли, то он, видимо, знает реальное состояние нашего флота. Я думаю, что требовать, конечно, можно возобновления расследования, но при Путине это не произойдет. Потому что "Курск" и Путин так или иначе связаны – это позор, позор Путина, проявление его трусости, когда он в течение пяти дней был в ступоре каком-то. Я думаю, что при его власти, а она, судя по всему, надолго, никаких новых расследований, к сожалению, не будет.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Подводной лодки «Сан-Хуан», на борту которой находились 44 человека. Судя по первым ее фото, на ней определенно произошел взрыв, считают военные.


Фото: Handout

Субмарина исчезла 15 ноября 2017 года в 430 км от побережья Патагонии. Поисковая операция, в которой приняли участие специалисты поисково-спасательного отряда ВМФ России, длилась две недели.

Только год спустя подводную лодку удалось найти на глубине 800 м. Согласно информации аргентинских ВМФ, «Сан-Хуан» был найден и идентифицирован американским судном «Сибед констрактор», принадлежащим компании Ocean Infinity.

Министр обороны Аргентины Оскар Агуад заявил в субботу на пресс-конференции, что поднять субмарину на поверхность страна самостоятельно не сможет.

За несколько часов до того, как появилось подтверждение, аргентинские военные показали фото 60-метрового объекта на океанском дне и предположили, что это исчезнувшая подлодка.

«Она выглядит не разломанной на части, но на ней, безусловно, произошел взрыв», - заявил представитель ВМФ Габриэль Аттис. Он рассказал, что корпус лодки полностью деформирован в результате взрыва, а обломки разбросало на 70 м.

Президент Аргентины Маурисио Макри объявил национальный трехдневный траур по погибшим членам экипажа. Несколько дней назад он пообещал родственникам пропавших подводников, что поиски субмарины будут продолжены.

Погибшие моряки

На борту субмарины находилась первая в истории Латинской Америки женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Она была единственной женщиной в команде.

В юности Кравчик никак не была связана с морем. Она выросла в небольшой деревушке Обера на северо-востоке Аргентины. Впервые она увидела океан лишь в 21 год.

В 2009 году после окончания военно-морского училища в Буэнос-Айресе она прошла подготовку для службы на субмарине. На «Сан-Хуане» она служила с 2016 года каптенармусом - что-то вроде офицера, который отвечает за безопасность на судне.

И если никто из семьи Элианы не был связан с морем, то один из старших офицеров на субмарине, Хорхе Игнасио Бергальо, с детства не понаслышке знал о морских путешествиях, поскольку его отец был капитаном. В прошлом Хорхе-старший управлял той самой лодкой, на борту которой погиб его сын.

Действующего командира подлодки звали Педро Мартин Фернандес. По сообщению аргентинских СМИ, он пообещал своей матери, что это будет его последний поход в море.

Что случилось с подводной лодкой?

Дизель-электрическая подлодка «Сан-Хуан» возвращалась на базу из будничного похода в район города Ушуая на острове Огненная земля вблизи от самой южной оконечности континента, когда с нее поступил сигнал о поломке в электросистеме.

По словам командующего ВМФ Аргентины Габриэля Галеацци, лодка поднялась на поверхность, чтобы доложить на берег об аварии, которую командующий охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее.

Субмарине было приказано прервать миссию и немедленно возвращаться на военно-морскую базу в Мар-дель-Плата.

По словам представителя пресс-службы ВМФ Аргентины, после первого сообщения о возникшей неполадке капитан лодки еще раз выходил на связь с базой.

Последний контакт с подлодкой состоялся в 7:30 утра по местному времени (10:30 по Гринвичу) в среду, 15 ноября 2017 года. Как ранее сообщалось, капитан доложил, что члены команды в порядке. Что произошло после этого, остается неизвестным.


Карта: ВВС

Через восемь дней после исчезновения субмарины базирующаяся в Вене Организация по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний сообщила, что через несколько часов после последнего выхода подлодки на связь был зафиксирован некий шум.

Мониторинговая система организации, которая позволяет выявлять ядерные испытания, сообщила о гидроакустической аномалии, которая была зафиксирована в 60 км от последнего известного местоположения подлодки.

В ВМФ Аргентины тогда предположили, что это был взрыв на борту субмарины.

В Атлантическом океане было зафиксировано «аномальное, единичное, короткое, мощное явление неядерного характера», соответствующее взрыву, сказал год назад пресс-секретарь ВМФ Энрике Бальби. По его словам, вода попала в шноркель подводной лодки, то есть в устройство для забора воздуха.

Предположительно, попадание воды на поддон аккумуляторной батареи в носовой части привело к короткому замыканию и возгоранию батареи.

Подводная лодка «Сан-Хуан» была построена в Германии в середине 1980-х годов, а за пять лет до аварии ей поменяли двигатель и аккумулятор, сообщил CNN сотрудник австралийского университета имени Гриффита Питер Лэйтон.

После взрыва при условии целости корпуса подлодка могла выдержать пребывание на глубине 500−600 метров, но не ниже, утверждает Лэйтон.

Гибель подтвердили не сразу

Согласно установленному в аргентинских ВМФ протоколу, в мирное время подлодка обязана дважды в сутки выходить на радиосвязь с базой.

После того, как «Сан Хуан» не вышел на связь в установленное время, были начаты поиски субмарины.

Дизель-электрическая подлодка «Сан-Хуан»

Пропала 15 ноября

    Построена в Германии: 1983

    Длина: 66 метров

    Экипаж: 44 человека

    Максимальная скорость: 45 км/ч

    Дальность хода: 22 224 км

На тот момент командование ВМФ говорило лишь о «потере связи» и призывало родственников моряков сохранять спокойствие. Ни о каких поломках тогда официально не сообщалось, и пресс-служба флота отрицала слухи о пожаре на борту.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...