Почему произведение называется человек в футляре. Урок-рассуждение "Почему человек в футляре?"

Почему рассказ называется человек в футляре и получил лучший ответ

Ответ от?? l??? ? ?vm? ??[гуру]
Название рассказа – «Человек в футляре» - довольно странное и нелепое, но оно очень точно отражает человеческую сущность героя. Учитель греческого языка Беликов смешон своим страхом перед жизнью, своим искренним стремлением спрятать в футляры и свои вещи, и самого себя. Он носит тёмные очки, фуфайку, уши закладывает ватой и, когда садиться на извозчика, то приказывает поднимать верх. И древние языки, которые преподаёт Беликов, являются для него, в сущности, теми же калошами и зонтиком, куда можно спрятаться от действительной жизни. Мысль свою он также старается облачить в чехол: для него ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых что-нибудь запрещается. Почему? Да потому, что в запрещении всё чётко, определённо и понятно. Всё в футляре, ничего нельзя – вот это идеальная жизнь!
«Человек в футляре» - рассказ сатирический. В качестве основного приёма автор использует в нём художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам. , зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» , - становится крылатым выражением.

Ответ от Ѐоман Никишин [эксперт]
потому что человек был закрытый)


Ответ от Ёергей [гуру]
Как почему, потому что любил футляры, обезопасится от всего. В солнечную погоду зонт брал


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Почему рассказ называется человек в футляре

"Человек в футляре"- рассказ А. П.Чехова, входящий в состав цикла "Маленькая трилогия". Данное произведение, рассказывающее о жизни обыкновенного сельского учителя, несмотря на простой слог повествования и обыденный сюжет, вскрывает глубинные проблемы человеческой личности.

В этой статье мы постараемся провести краткий анализ рассказа Чехова "Человек в футляре". Главный персонаж - учитель греческого языка Беликов - всю жизнь старался окружить себя "коконом". Это выражалось и в одежде (даже летом он носил галоши и теплое пальто, всегда брал с собою зонтик), и в образе жизни - он жил уединенно, не понимал никаких указаний, кроме запретов. Выше всего для него было общественное мнение, даже в том, что свою жизнь он связал с преподаванием Однако, что самое удивительное, несмотря на свое невысокое он держал в узде весь город, при нем никто не смел позволять себе "вольностей" - простых

человеческих радостей. мнительным, Беликов, "человек в футляре" (анализ персонажа дает все основания для подобного сравнения), всем окружающим навязывал свою жизненную позицию, чего стоит его знаменитая фраза: "Ах, как бы чего не вышло". Атмосфера на протяжении всего рассказа пронизана страхом, даже не перед явной угрозой наказания, а страхом неизвестно перед чем.

Настоящей жизни - вот чего в футляре. показывает, что маниакальный страх перед реальностью и погубил главного героя. Но Чехову нисколько не жаль его. Он будто тяготился присутствием фигуры Беликова в своем произведении вместе с другими жителями городка. Больше всего автора заботит мысль: как же люди допустили, чтобы такой ничтожный человек указывал другим, как им жить. Как они подчиняются его мнению и сами потом тяготятся этим? Почему большинство хороших, умных, образованных людей, "выросших на Щедрине и Тургеневе", боится меньшинства малодушных, трусливых, запутавшихся в собственных комплексах экземпляров? Ведь так дела обстоят не только в том уездном городке, примеры можно найти везде.

"Человек в футляре", анализ которого был произведен, во всей красе показывает пороки общества того времени. Будто под микроскопом Чехов рассматривает взаимоотношения людей и сопереживает героям. Он предлагает способ избавления от навязываемых страхов, когда злорадно описывает сцену спускания с лестницы Ковалевым злосчастного Беликова. Свободные люди не должны терпеть существующий порядок вещей, говорит нам

Антон Павлович, иначе все закончится так же печально, как и в рассказе "Человек в футляре". Анализ эпилога показывает читателю, что ничего со смертью Беликова не изменилось, потому что на место одного тирана встали другие, и ожидаемого обличения жители городка так и не получили, все продолжало идти своим чередом.

Анализ рассказа "Человек в футляре" дает понять, что автор выбрал очень удачную форму повествования - рассказ в рассказе. Благодаря этому Чехов от лица слушателя - Ивана Ивановича - выражает свою главную мысль: жить в душном городе, занимаясь нелюбимым делом, видеть ложь, улыбаться и покрывать ее, каждый день изменять самому себе ради куска хлеба и теплой постели- это ли не футляр? Сколько же можно так жить?

Иллюстрация Кукрыниксов

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

Пересказала





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока заключается в следующем:

  1. Углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.П. Чехова:
    • доказать, что в образе Беликова писатель собирает все свои наблюдения над реакционным порядком и обобщает их;
    • дать понятие о чеховских рассказах 90-х годов;
    • помочь понять за фигурой Беликов – беликовщину – типичное явление общественной жизни 80-90-х г. прошлого века;
    • помочь доказать, что "футляр" беликовых мешает проявлять активность.
  2. Обогатить словарный запас учащихся; развить навыки аналитического мышления, навыки сопоставления и сравнения, умений аргументировать, составлять тексты – рассуждения; развитие таких психических процессов как память, мышление, воображение, сопоставление, наблюдательность.
  3. Воспитать неприятие к "футлярной жизни", позвать учащихся к деятельной жизни.

Задачи урока заключаются в формировании умений: грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.

Оборудование: фотография А.П.Чехова 1890 г., иллюстрации к рассказу "Человек в футляре", компьютер, мультимедийный проектор, экран, приложение к уроку – презентация со слайдами по программе Power-point, фонохрестоматия по рассказу А.П.Чехова «Человек в футляре» (грамзапись в чтении артиста В.Ларионова), проигрыватель «Россия», школьный словарь.

Эпиграф к уроку: "Нет, больше жить так невозможно!"

Заранее учащимся на карточках предлагаются индивидуально-дифференцированные задания:

  • произвести по тексту рассказа "Человек в футляре" словарную работу (всем).
  • нарисовать иллюстрации к рассказу и озаглавить их (желающие).

1-му ученику предлагается инсценировать образ Беликова (Эпизод "О как звучен, как прекрасен греческий язык!").

2-му ученику предлагается выразительное чтение отрывка со слов "... Не понимаю..., как вы перевариваете этого фискаля ...» до « ... я не люблю в чужие дела вмешиваться".

3-му ученику – рассуждение 1 – "По какому поводу, где, как произносит Беликов выражение "как бы чего не вышло" (О чем это говорит?)".

4-му ученику – рассуждение 2 – "Чего боялись окружающие, какое влияние оказывал Беликов на окружающих людей?"

5-му ученику – рассуждение 3. "Почему нельзя было ездить на велосипеде?".

6-му ученику – рассуждение 4 – "Как Беликов чуть не женился".

7-му ученику – рассуждение 5 – "Художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, гротеск) помогают раскрыть образы персонажей, общественные явления".

III группа (группа слабых учеников) – комплексное рассуждение – сколько раз и по какому поводу произносятся в тексте слова: "кабы чего не вышло", "ужас", "страх"; сделайте соответствующие выводы.

Работа идет по следующему алгоритму (плану):

  1. Выдвижение тезиса.
  2. Составление схемы к тезису.
  3. Выводы и заключения.

Ход урока

Слайд 1

I. Актуализация знаний, умений и навыков .

1. Вступительное слово учителя . Объяснение целей и задач урока, знакомство с эпиграфом к уроку.

Демонстрация слайда 2

2 Мини-лекция. Чеховские рассказы 90-х годов

3. Запись основных положений лекций.

Чеховские рассказы 90-х годов поражают емкостью содержания, масштабами художественных обобщений. Таковы 3 рассказа, написанные в 1898 г. "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" (книги демонстрируются с выставки). Они связаны между собой общей идеей, сюжетом, персонажами, поэтому именуются "маленькой трагедией".

В рассказе "Человек в футляре" в какой-то мере отражается атмосфера гимназии, где учился Чехов, а в Беликове товарищи Чехова узнавали черты учителя латыни, который доносил классным надзирателям на учеников, директору на учителя, попечителю учебного округа на директора. Однако трудно сказать, кто именно служил прототипом Беликова.

В 1896 году Чехов записал в дневнике об одном из своих гостей – «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца».

– К кому из персонажей в рассказе подходит это описание? (ответы учащихся).

Немного позже в записной книжке писателя появляется заметка – "Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле. Когда лежал в гробу, то казалось, улыбался, нашел свой идеал".

– Как вы думаете, образ Беликова выдуман писателем? (ответы учащихся)

4. Словарная работа . (На экране демонстрируются толкования слов, учащиеся должны догадаться, какое это слово (требуется знание художественного текста) – слайд 3.

  • Лечит животных – (ветеринарный врач).
  • Коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения или для предохранения чего-нибудь – (футляр).
  • Антропос – (греческое слово, человек).
  • Изменник, предатель – (Иуда).
  • Распоряжение – (циркуляр).
  • Болезненная подозрительность – (мнительность).
  • Мягкая, тонкая, оленья или лосиная выделанная кожа – (замша).
  • Молочная и мясная пища, запрещаемая церковными правилами – (скоромное).
  • Человек, распространяющий оскорбительные мнения о других – (пасквилянт).
  • Человек, который любит заниматься тяжбой – (сутяга).
  • Рак, прячущий свое брюшко в раковину – (рак-отшельник).

Слайд 4 Толкование неизвестных слов учащиеся записывают в тетрадях для словарных работ.

5. Блиц-турнир (проводится с целью – узнать, насколько детально знакомы учащиеся с художественным текстом, учащиеся должны стараться отвечать цитатами из текста).

– Сколько раз повторяются в рассказе слова: "кабы чего не вышло", "ужас", "страх".

– Чем замечателен Беликов?

– Что прятал в футляр Беликов?

– Кто и какими словами обзывает Беликова?

– Какая фамилия у Ивана Иваныча?

– Кто такая Мавра?

II. Основная часть. Формирование новых умений, знаний и навыков .

1. Беседа по рассказу А.П. Чехова "Человек в футляре".

– С чего завязывается сюжет?

  • Как построен рассказ?
  • Сколько в нем рассказчиков?
  • Какие явления общественной жизни нашли отражение в рассказе?
  • Найдите и прочитайте портретную характеристику Беликова?
  • Прав ли Чехов, называя его "футлярным" человеком? Почему?

2. Словесное рисование портрета Беликова. Демонстрируется слайд 5

3. Инсценирование образа Беликова. Инсценируется эпизод "О, как звучен, как прекрасен греческий язык!" (Ученик в соответствующем образу костюме)

– Удалось ли нашему артисту передать все детали "футлярного" человека? Его речь? Его внешность? (ответы учащихся)

Ответ ученика: Да. Беликов тоже всегда носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой. Даже профессия его - преподаватель греческого языка - соответствует беликовскому мировоззрению: она как бы относит нас на много веков назад, в далекое прошлое…

4. Сообщение ученика на тему: «Пьеса Чехова «Человек в футляре» на сценах российских театров». На экране слайд 6

5. Работа по теме урока «Почему «Человек в футляре?»

Рассуждение по опережающим заданиям исследовательского характера

Работа идет по алгоритму (плану):

  1. Выдвижение тезиса.
  2. Составление схемы к тезису.
  3. Подбор аргументов и доказательств (параллельная, последовательная, смешанная аргументация).
  4. Выводы и заключения.

Демонстрируется слайд 7

Рассуждение 1. По какому поводу, где, как произносит Беликов слова "как бы чего не вышло ". (О чем это говорит? – вспомогательный вопрос на карточке дается для

Демонстрируется слайд 8

А1 – Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам?

А2 – Раз не разрешено циркулярно, то и нельзя!

А3 – Женщина или девушка на велосипеде – это ужасно!

Это задание – рассуждение подготовил слабый ученик, но я думаю, с заданием он справился, сделав следующий вывод: Беликов признает только циркуляры, распоряжения. Езду на велосипеде он принимает как общественное зло. Вот почему он считает, что нельзя кататься на велосипеде.

Демонстрируется слайд 9. Выразительное чтение эпизода, комментирование.

Рассуждение 4. "Как Беликов чуть не женился"

Демонстрируется слайд 10

А1 – «А хорошо бы их поженить», – тихо сказала директорша.

А2 – «Ему 40. ей за 30» – вспомнили они.

А3 – Билет в ложу театра…

А4 – Встреча на вечеринке…

А5 – Варенька замуж была не прочь…

А6 – Для Беликова она первая женщина, которая отнеслась к нему ласково и сердечно.

А7 – Хранит портрет Вари.

А8 – Женитьба – шаг серьезный, кабы чего не вышло…

Вывод. Все эти аргументы помогли мне понять, что Беликов не такой уж и зануда, если решил на самом деле жениться. Значит, он не против любви. Значит, ему не чужды человеческие чувства. Вот так Беликов чуть не женился. Его формула жизни «как бы чего не вышло» все испортила. Даже свадьба у Беликова должна быть строго “регламентирована”, а то “женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю”. Принять ответственное решение Беликову очень трудно Мне его жалко. Он несчастен и одинок.

Слайд 11 "Как Беликов чуть не женился"

– Чем же закончилась любовь Беликова? (Ответы учащихся)

Футляр - это предмет, в который что-то можно спрятать. В него может поместиться все что угодно. Антон Павлович поместил в футляр настоящего, живого человека, который боялся всего на свете.

Чехов имеет свою особенность вести повествование. Она заключается в том, что рассказ находится в рассказе. В данном произведении охотники собрались у костра и рассказывали друг другу истории, одну такую историю про странного жителя города нашего повествователя и положил автор в основу рассказа.

Жил учитель греческого языка Беликов, который всегда во всем сомневался, кроме запретов. В запретах не было ничего не известного, сказано нельзя делать что-то, значит, нельзя. Его не интересовали причины, почему так нельзя, для него главным было то, что так надо. Как только в жизни учителя появлялся свободный выбор, он сразу начинал сомневаться и думать, что из этого не может получиться ничего хорошего.

Все, что было у Беликова, хранилось в футлярах, спал он под пологом, накрывшись одеялом с головой. Этот человек всегда носил очки и высоко поднятый ворот пальто, что создавало некий футляр и вокруг него. Даже тот факт, что он был учителем древнего языка, доказывает то, что с его помощью Беликов пытался скрыться от реальной жизни. Он старался не покидать свою зону комфорта, но случилось непредвиденное. Его решили женить на сестре учителя истории, с которым он вошел в конфликт и получил сразу две травмы: одну - душевную, а вторую - физическую. Поскольку во время конфликта наш герой упал с лестницы прямо перед «будущей» женой, это сильно повлияло на него с душевной стороны, а потом он заболел и через месяц умер. В итоге, Беликов, как жил все время в футляре, так и похоронили его в нем, а окружающие вздохнули спокойно, ведь больше не стало человека, который своим поведением внушал страх всему городу, хотя не имел никакого высокопоставленного чина или ранга.

По моему мнению, Антон Павлович Чехов с присущими ему иронизмом и сатирой высмеивал в своем рассказе общество, которое боится прогресса. Как только в жизни у людей появляется что-то новое и неизвестное, многие это отвергают и стараются спрятаться в раковину, защититься вымышленным футляром. Только они забывают, что, опасаясь всего на свете, защититься у них от чего-либо все равно не получиться и рано или поздно им придется покинуть свой мирок или погибнуть.

Вариант 2

Произведение является составной и завершающей частью прозаического цикла «Маленькая трилогия», состоящей из трех небольших рассказов.

Основной тематикой рассказа писатель представляет человеческое одиночество, причиной которого становится личное решение человека существовать в собственной замкнутой скорлупе, обособившись от общества и не признавая жизненной правды.

Центральным персонажем произведения является Беликов, представленный писателем в образе учителя греческого языка, преподающего в уездной гимназии. Беликов описывается в рассказе в качестве человека, которого страшит окружающая его реальная жизнь и раздражает все, происходящее вокруг его персоны. По этой причине герой создает собственную оболочку, личное мировоззрение, так называемый футляр, отрешившись от действительной жизни.

Также основным героем произведения писатель представляет Михаила Коваленко, человека, отличающегося жизнерадостностью, общительностью и радушием, противопоставляя его Беликову, характеризующегося обособленным образом жизни.

Композиционная структура рассказа состоит из доступных для понимания небольших фрагментов, в каждом из которых имеется собственная смысловая нагрузка, выражающая суть происходящих событий.

По жанровой направленности произведение является рассказом, написанным в сатирическом стиле с использованием карикатурного изображения, позволяющим продемонстрировать бессмысленность закрытого образа человеческой жизни, а также подчеркнуть необходимость проявления различного рода инициатив и наличия активной жизненной позиции, поскольку в полноценной человеческой жизни должно быть проявление индивидуальных черт характера, ярких эмоций, а также различное общение с окружающим миром.

Сюжетная линия рассказа повествует о конфликте между двумя персонажами произведения в образах Беликова и Коваленко, поскольку герои выражают разную жизненную позицию в виде позитивного мышления Михаила и пассивного, безжизненного существования Беликова, осознанно заключившего себя во внутреннее рабство.

Помимо основной тематики рассказа писатель затрагивает в произведении проблемы любви и человеческого счастья, выражая их в поступках главного героя, испытывающего страх перед близкими отношениями и делающим выбор в пользу собственного покоя.

В образе Беликова писатель представляет с присущей ему иронией типичных представителей маленьких, ничтожных людей, отгородившихся от общества и погибающих в моральном и духовном смысле, не осознающих собственного несчастья и разложения, лишенных настоящих человеческих эмоций и чувств.

Анализ Человека в футляре

Построен данный рассказ просто оригинально и неповторимо. Базис этого сюжета сочетает в себя напряженную схватку между Беликовым и Коваленко, героев сюжета которые совершенно не совпадают характерами, с разными принципами и идеалами.

Беликов проживал постоянно в тревоге, боясь возбудителей реальности. Он хвалил и даже расхваливал прошлые времена, высказывая омерзение к действительности, а античные языки, которым обучал он детей, были для него как чехол, куда можно было спрятаться от настоящей, гнетущей его жизни. Дети в школах не нуждались в древних языках, так как они тогда уже были неактуальны, но высшая власть заставляла школы преподавать их, дабы отвлечь молодежь от вредных увлечений. Тем самым он на всех наводил огромный страх. Все те, кто окружали его, будто видели, как он жадно прячет даже свои мысли от них в тот же закрытый футляр.

Ко всему его чудаковатому облику, прибавилась и скромная обстановка его место житья. Спал, Беликов на маленькой кровати, с виду похожая на ящик. Ложась в кровать, он укутывался с головы до ног. Но даже эта предосторожность не защищала Беликова от всего, чего он боялся. Но больше всего удивляет то, что герой нашего произведения, никак не старается поменять что-то в своей жизни, оживить ее каким-то образом, нет, ему комфортно и спокойно в стенах своей маленькой «коробки», ведь таким образом он не видит этот ужасный испорченный мир, где огромное количество нерешенных вопросов, где люди мучаются, стремятся поменять свою жизнь в лучшую сторону, а встречая на своем пути какие-то неприятности, должны быть крайне бесстрашными и храбрыми, все суметь решить и направить в нужное русло.

Антон Павлович рассказывает нам о человеке, который отказывается от настоящего мира, со всеми его трудностями и радостями, потому что его вполне удовлетворяет его собственный, кажущийся ему самым лучшим.

Удивляет то, что подобному еле видному и непонятливому человеку, как Беликов посчастливилось заковать в свои железные цепи весь внешний мир, люди окружающие его отвечали всем требованиям и мировоззрениям нашего героя. Беликов - подобно самой жизни во всей ее красе, та житейская грязь, болото, с каким каждому из нас приходится сталкиваться день за днем и почти на каждом шагу, то болото что всё глубже затягивает и затягивает, всё загрязняет и удушает всей своей несносно пахучей грязью. Беликов - это же публичная мощь, бесстрашная своей несокрушимостью, поскольку она не чувствует, она недоступна не одному человеческому интересу, страстям и желаниям. Вся мощь Беликова в среде его обитания, в ее слабохарактерности, в непродуманных подлостях, формирующих общественную базу того существования, где преуспевают такие индивиды как Беликов.

Весь рассказ заключает в себя чуть ли неудавшейся свадьбы Беликова с Варенькой Коваленко. Румяной, с добрым сердцем, глубокой или внимательной, поющей, спорящей Варечкой которая несла радость, жизнь, с поникнувшим Беликовым. А суть в том, что в один прекрасный день, руководительница гимназии додумалась свести узами брака Беликова с сестрой новоприбывшего преподавателя географии и истории Коваленко, который, увидев Беликова, возненавидел его. Коваленко не понимал, каким образом можно вынести этого чиновника, «эту мерзкую рожу». И эта же «мерзкая рожа», еще и критиковала новобранца что щеголял в красивой вышитой рубашке, всегда оказывающийся на улице с книгами, плюс к тому еще и велосипед приобрел. Намерение Беликова рассказать об этом разговоре директору очень разозлили Михаила Савича и вовсе выводили его из себя. Коваленко, со всей злостью взял Беликова сзади, за воротник и пихнул по ступенькам. В момент как Беликов падал со ступенек, он заметил, как в тот же момент зашла Варенька (та самая сестра) в сопровождении двух дам, и увидели всю эту картину. Тогда он стал для всех предметом посмеяния - лучше «сломать себе шею, обе ноги…», подумал он. Опознав Беликова, Варенька расхохоталась: «…этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все». После падения со ступенек и насмешек окружающих, Беликов заболел, жутко похудел, позеленел и еще больше втянулся в свой выдуманный футляр.

Базовой деталью рассказа «Человек в футляре» стал уход из жизни главного героя. Умер он от шока, от нестерпимого ужаса, что был вызван тем событием, что являлось для Беликова чем-то безумным, поразительным. В день, когда его хоронили, погода была омерзительная, пасмурная, как и его существование целиком. А сам Беликов, как и при жизни, был в футляре, который для него уже навсегда стал гроб. Хоронившие Беликова, утаивали свою радость в своих умах, думали, как замечательно, что они отделались от постоянного контроля нашего этого чудаковатого человека.

Виртуозен Чехов в том, что он не ограничивает себя высказывание чего-то лишнего, не дозволяет себе произносить выговор прямо, как есть таким людям, как его герой человек в футляре, он рассказывает нам свое понятие о их судьбе, о том, что ждет их, если они будут так же продолжат стеснять и теснить окружающих в своем ограниченном и горьком футляре страха. Антон Павлович артистично пользуется житейскими деталями и незримыми мелочами жизни Беликова для того, чтобы наиболее точно, наиболее выразительно выставить на показ его душевное состояние, что сковывает подсознание главного героя его повести.

В заключении своего рассказа, Буркин раскрыл своему слушателю мудрую концептуальную думу: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?» Футлярная жизнь – это всего лишь ничтожная жизнь человека. Антон Павлович Чехов в своих творениях постоянно за полную действий, открытую жизнь. Рассказом «Человек в футляре» Чехов хотел показать, что боязнь действительности может так воздействовать на любого человека, что он вполне может себя загнать в несуществующий, придуманный самим же футляр. Можно так сказать вывести из этого то, что «футляр» выражено описывает социально-политическую окраску: тут Чехов рассказывает в кратце, истинную, сатирическую, временами гротескную, характеристику существования всей русской элиты и вообщем всей России в недавно закончившемся царствовании Александра III.

«Человек в футляре» очень интересный и познавательный рассказ для молодежи. В нем есть много поучительных, познавательных моментов для молодежи. Он учит детей не замыкаться в себе а рассказывать, делиться своими переживаниями, страхами своей неуверенностью в поступках с близкими ему по духу людьми, которые могут дать совет, что поможет им не замыкаться в себе, а стать открытым для общества, знать манеру общения со всеми окружающими, познавать этот мир, уметь принимать ту информацию которая порой кажется не мыслимой, но все же она есть, нужно к этому привыкать а в некоторых моментах и суметь вносить изменение в происходящем

6 класс, 10 класс

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Булгакова Дни Турбиных

    Самый мистический автор двадцатого века. Создатель острых сатир и тонких продуманных сюжетов. Его пьеса «Дни Турбиных» отражение событий начала прошлого века. Противостояние революции и интеллигенции. Благородства и новых политических веяний.

  • Сочинение по произведению Сотников Быкова

    В повести «Сотников» каждый герой становится перед выбором ценностей: чести, совести или личной жизни. Кто-то принимает решение в зависимости от силы обстоятельств

  • В нашей жизни мы встречаем огромное количество учителей. Все они разные, имеют собственные привычки, какие-то черты характера, которые отличают их от других. Но ведь есть самые любимые

  • Анализ повести Бунина Деревня сочинение

    Повесть Бунина «Деревня» одно из самых первых его произведений написанных в прозе. Оно тут же приравняло его к самым известным писателям того времени. Написав эту повесть, Бунин полностью выполнил поставленную перед собой задачу

  • Сочинение Интерьер в поэме Гоголя Мертвые души

    Поэма «Мертвые души» написана известным русскими писателем-мистификатором Николаем Васильевичем Гоголем. Это произведение считается одним из тех, по которому писателя узнают и школьники, и зрелые личности.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...