Почему развалился дом. Протяни ему руку

Каждому по заслугам


Давным-давно жил царь. И был он таким злым, что все называли его Злющим. Народ молил Бога, чтобы этот царь умер, а на его место пришел бы другой, подобрее.

Однажды царь приказал всем прийти во дворец. Люди дрожали от страха, не зная, что еще он придумал. Когда все собрались, царь встал и сказал:

Я знаю, что причинил вам много зла, мои подданные, и поэтому вы меня не любите. Но обещаю вам отныне стать добрым. Хочу жить с моим народом в мире и согласии!

И стал он добрым, как и обещал. Послал в каждый город, в каждую деревню новых наместников, которые пеклись о нуждах народа. Велел починить дороги, навести мосты, уменьшил подати, а разбирая тяжбу, выслушивал обе стороны, не отдавая предпочтение богатому или сильному, как делал раньше.

Все стали любить царя и восхищаться им. Наконец один из царедворцев набрался смелости и спросил:

Дорогой царь, скажи нам, пожалуйста, почему раньше ты был таким злым, а теперь стал таким добрым? Что заставило тебя так резко перемениться?

И царь сказал:

Вопрос твой - разумный, и я на него отвечу. Шел я однажды по лесу и увидел, как пес за лисицей гонится. Поймал он свою жертву, впился ей в ногу и рвал зубами до тех пор, пока не отгрыз. Лиса выла от боли. Так она и осталась хромой до конца своей недолгой жизни. А пес вернулся к себе в деревню.

По дороге проезжал всадник Увидев свирепого пса, перепачканного кровью, он швырнул в него камень и перебил ему спину. Пополз пес на обочину, а всадник во весь опор помчался дальше, безжалостно пришпоривая коня и нисколько не считаясь с тем, что дорога неровная и каменистая. Вдруг конь оступился и, падая, сбросил с себя седока. Тот отлетел в сторону и сломал ногу. И вот, увидев все это, сказал я себе: «Бог каждому воздает по заслугам. На добро отвечает добром, на зло - злом».

Давным-давно жил царь. И был он таким злым, что все называли его Злющим. Народ молил Бога, чтобы этот царь умер, а на его место пришел бы другой, подобрее.

Однажды царь приказал всем прийти во дворец. Люди дрожали от страха, не зная, что еще он придумал. Когда все собрались, царь встал и сказал:

Я знаю, что причинил вам много зла, мои подданные, и поэтому вы меня не любите. Но обещаю вам отныне стать добрым. Хочу жить с моим народом в мире и согласии!

И стал он добрым, как и обещал. Послал в каждый город, в каждую деревню новых наместников, которые пеклись о нуждах народа. Велел починить дороги, навести мосты, уменьшил подати, а разбирая тяжбу, выслушивал обе стороны, не отдавая предпочтение богатому или сильному, как делал раньше.

Все стали любить царя и восхищаться им. Наконец один из царедворцев набрался смелости и спросил:

Дорогой царь, скажи нам, пожалуйста, почему раньше ты был таким злым, а теперь стал таким добрым? Что заставило тебя так резко перемениться?

И царь сказал:

Вопрос твой - разумный, и я на него отвечу. Шел я однажды по лесу и увидел, как пес за лисицей гонится. Поймал он свою жертву, впился ей в ногу и рвал зубами до тех пор, пока не отгрыз. Лиса выла от боли. Так она и осталась хромой до конца своей недолгой жизни. А пес вернулся к себе в деревню.

По дороге проезжал всадник Увидев свирепого пса, перепачканного кровью, он швырнул в него камень и перебил ему спину. Пополз пес на обочину, а всадник во весь опор помчался дальше, безжалостно пришпоривая коня и нисколько не считаясь с тем, что дорога неровная и каменистая. Вдруг конь оступился и, падая, сбросил с себя седока. Тот отлетел в сторону и сломал ногу. И вот, увидев все это, сказал я себе: «Бог каждому воздает по заслугам. На добро отвечает добром, на зло - злом».

Нужда всему научит

Как-то отец послал своего сына в лес по делам. А сын и говорит:

Батюшка, как же я там буду один? Я ничего не знаю, ничего не умею.

Ничего, ступай, - говорит ему отец, - нужда всему научит.

Поехал сын. Но вот в лесу сломались у него сани. Вспомнил он слова отца о нужде, которая «всему научит», и давай кричать:

Нужда-а!

А эхо отвечает ему:

Ждал он, ждал, кричал, кричал, но никто не пришел к нему на помощь. Тогда он слез, сам кое-как поправил сани, приехал к отцу и говорит:

Обманул ты меня, батюшка: ведь нужда-то не пришла ко мне на помощь.

Да как же ты справился?

Да так уж, кое-как.

Вот это то самое, что ты кое-как справился, и показывает, что тебе нужда помогла.

Скупая жена

Мокусен Хики жил в храме в провинции Амба. Один из его приверженцев пожаловался на скупость своей жены.

Мокусен навестил жену своего приверженца и показал ей сжатую в кулак руку.

Что ты этим хочешь сказать?- спросила удивленная женщина.

Предположим, что моя рука все время сжата в кулак Как ты назовешь это? - спросил Мокусен.

Увечье, - ответила женщина. Тогда он раскрыл руку и снова спросил:

Теперь предположим, что моя рука всегда в таком положении. Что это тогда?

Другая форма увечья, - сказала женщина.

Если ты хорошо это понимаешь, - закончил Мокусен, - ты хорошая жена.

И он уехал. После его визита жена стала помогать мужу как в накоплениях, так и в тратах.

Источник жизни

Один человек всю жизнь искал источник жизни. Он мечтал, что найдет его и поделится своей находкой со всеми людьми. Наконец он отыскал источник жизни, жадно припал к нему и пил, пил, пил...

Сначала он помолодел, но не остановился, а продолжал пить. Он становился все младше и младше, и вот наконец рядом с источником лежал маленький ребенок, который все время жалобно просил пить. Проходившая мимо женщина подобрала его из жалости и усыновила. Поэтому до сих пор никто и не знает, где же источник жизни.

Нужно балансировать

У одного царя было два друга, которых за какое-то преступление осудили на казнь. Желая спасти их от смерти, царь прибег к испытанию «судом Божиим»: он приказал, чтобы протянули веревку над рекою, от одного берега до другого, и если осужденные пройдут по этой веревке, не упав в воду, то они освободятся от казни.

Первый из осужденных прошел по веревке благополучно, а когда настала очередь второго, он крикнул своему товарищу:

Скажи мне, друг мой, как ты ухитрился пройти по веревке, и я тоже так сделаю.

Тот ответил:

Как это сделать, не знаю. Знаю только одно: когда я, идя по веревке, склонялся в одну сторону, то мгновенно отклонялся соответственно в противоположную. Это значит - надо балансировать.

Татуировка

Среди народов Востока распространен древний обычай, следуя которому мужчины накалывают на своем теле изображение хищного зверя, чтобы получить силу, ловкость и храбрость.

Однажды к цирюльнику пришел молодой юноша:

Хочу сделать татуировку, - сказал он.

Что изобразить на твоем плече, богатырь? - спросил его цирюльник.

Разъяренного льва! - ответил тот. - Да такого, чтобы каждый ахнул. Хочу я, чтобы сила и отвага не покидали меня и удача сопутствовала мне повсюду.

Цирюльник принялся за дело.

Ой, что ты со мной делаешь? - взвыл «богатырь» от боли.

Изображаю льва, как ты мне заказывал, и уже начал рисовать хвост.

Не нужен мне хвост! Оставь! Какой от него толк? - взмолился «богатырь».

И мастер снова с вдохновением и усердием взялся за дело.

Ай! Что ты делаешь, безжалостный?

Голову и гриву, - отвечал цирюльник.

Не надо гривы. Повремени с ней. О, мучитель, начни с другого места!

Цирюльник терпеливо продолжал свою работу.

Какая боль! - стонал «мученик». - Цирюльник, что ты там делаешь?!

Я накалываю живот льва.

Слушай, зачем ему живот? Ярость льва не в животе. Рисуй что-нибудь другое!

Где ты видел льва без живота, хвоста и гривы, несчастный? - воскликнул цирюльник. - Ступай домой! Только тому, кто закален в терпении и чья душа свободна от плотских уз, подобает носить на себе разъяренных львов!

Мудрая глухота

Жил-был один суфийский мудрец, которого люди считали глуховатым. Однажды он беседовал со своими учениками. В это время в паутину попала муха и отчаянно зажужжала, пытаясь освободиться. Суфий сразу обратил внимание учеников на это маленькое происшествие, желая показать, насколько опасно запутаться в своих представлениях о том, как и что должно быть. Тут ученики сообразили, что их наставник вовсе не глухой ~ ведь он услышал жужжанье мухи, на которое никто из них не обратил внимания.

Зачем вы притворялись глухим, учитель? - спросили они.

Будучи глухим, мне нет нужды выслушивать ваши славословия и лесть, - ответил суфий. - Кто станет тратить красноречие на глухого? Зато я прекрасно знаю, как вы на самом деле ко мне относитесь. Ведь вы не стеснялись говорить все, что думаете.

Птичий язык

Один врач, человек достойный и мудрый, получил от Бога особый дар: он понимал язык птиц.

Однажды врач узнал из птичьих пересудов, что сын султана неизлечимо болен. Никто не в состоянии помочь ему, поскольку люди не знают средства от этой болезни. Зато сами птицы прекрасно знают, что от этой болезни помогает настой травки, которую все считают сорной.

Врач выслушал рецепт, сделал настой и поспешил во дворец. Он успел как раз вовремя, и наследник престола был спасен. Султан щедро отблагодарил его.

Среди знакомых врача был один недостойный и завистливый человек. Он так сильно упрашивал мудреца раскрыть тайну обогащения, что тот не выдержал и все рассказал. Недостойный человек стал молиться Богу и просить себе такой же дар, как у врача. И случилось чудо - он тоже стал понимать язык птиц!

Однажды он сидел под деревом и слушал птичью болтовню. Вдруг одна пичуга сказала:

Внизу сидит недостойный человек! Он выпросил дар понимать нас, чтобы вызнать все тайны. Что ж, вот одна из наших тайн: мы позвали сюда голодного тигра из леса, чтобы он съел его, наконец!

Шелуха душ древних людей

Царь Хуань-гунь читал книгу в своем дворце, а у входа во дворец обтесывал колесо колесник Бянь. Отложив молоток и долото, колесник вошел в зал и спросил:

Осмелюсь полюбопытствовать, что читает государь?

Слова мудрецов, - ответил Хуань-гунь.

А эти мудрецы еще живы? - спросил колесник.

Нет, давно умерли.

Значит, то, что читает государь, - это всего лишь шелуха душ древних людей.

Да как смеешь ты, ничтожный колесник, рассуждать о книге, которую читаю я - высочайший из людей? Если тебе есть что сказать, то говори, а нет - так мигом простишься с жизнью!

Я сужу об этом по своей работе, - ответил колесник - Если я работаю без спешки, трудностей у меня не бывает, но колесо получается непрочным. Если я слишком спешу, то мне приходится трудно, и колесо не прилаживается. Если же я не спешу, но и не медлю, то руки словно сами все делают, а сердце им откликается. Это трудно выразить словами. Тут есть какой-то секрет, и я не могу передать его даже собственному сыну, да и сын не смог бы перенять его у меня. Вот почему, проработав семь десятков лет и дожив до глубокой старости, я все еще мастерю колеса.

Вот и древние люди, должно быть, умерли, не раскрыв своего секрета. Выходит, читаемое государем - это шелуха душ древних мудрецов!

Почему развалился дом

Однажды около дома появился маленький неприметный росток плюща. Спустя некоторое время он уже обвивал все стены и крышу дома. Да так, что сквозь листву виднелись лишь слабые очертания здания.

Постепенно дом начал ветшать и разрушаться. А через несколько лет на этом месте остался только живописный холм, увитый плющом. Проходившие мимо люди вспоминали, что когда-то здесь стоял красивый дом. Плющ же только возмущался:

Какой же дом все-таки неблагодарный! Я поддерживал его и окружал заботой столько лет. Он же взял да и развалился!

Ничего

К одному дервишу пришли люди и попросили его рассудить спор дровосека и носильщика.

Носильщик, крепкий высокий детина, зарабатывал себе на жизнь, перенося для людей тяжести, куда скажут. Увидел он, что дровосек утомился нести вязанку дров, и предложил:

Хочешь, понесу твои дрова?

Как не хотеть, - ответил, вытирая пот, дровосек

А что ты мне дашь за это? - спросил носильщик, взвалив на плечи вязанку.

Ничего, - ответил дровосек и приготовился нести дрова сам.

Согласен! - воскликнул носильщик и понес дрова к дому дровосека.

Дошли они до дома. Дровосек принялся было благодарить носильщика, но тот заявил:

Давай мне условленную плату!

Но я ведь сразу предупредил, что мне нечем заплатить, - возразил дровосек.

То есть как нечем?! А твое обещанное «ничего»? Давай его сюда! - ехидно произнес носильщик.

Вот так они и препираются, почтенный! - объяснили люди дервишу. - Один «ничего» требует и судом грозит, а другой чуть не плачет!

Это просто, - ответил суфий, - идемте в дом дровосека.

Пришли. Суфий вошел внутрь, позвал носильщика, дровосека и всех свидетелей. Потом он поднял с ковра подушку и спросил носильщика:

А что это там под подушкой лежит?

Ничего, - ответил растерянно носильщик.

Ах, вот оно где, это «ничего»... Ну, так бери же его себе!

Тот попытался спастись бегством, но тигр настиг его одним прыжком и растерзал.

Где искать заработок

Рабби Ицхак как-то заметил еврея, торопливо пробегавшего по улице.

Куда ты так торопишься? - спросил его рабби.

Ищу пропитание себе и своей семье, - ответил тот.

А откуда ты знаешь, что пропитание бежит впереди тебя и за ним надо гнаться? Может быть, оно у тебя за спиной, и тебе надо всего лишь остановиться и подождать, а ты убегаешь от него.

Наставление старика

У одного состоятельного человека был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему:

Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь.

Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещание отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро одевал новую обувь. Но получилась странная вещь, в деревне с ним перестали разговаривать, все деньги ушли на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал:

Мама, неужели отец был мне врагом, почему он дал мне такой наказ?

На что мать ответила:

Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ - никогда не здоровайся первым - означает: вставай раньше всех и работай в поле, а люди проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ - каждый вечер кушай сладкое - означает: проработаешь целый день в поле, вечером любая еда будет казаться сладкой. И третий наказ - каждое утро одевай новую обувь - означает, что мужчина должен сам следить за своей одеждой и обувью. Никогда уважающий себя человек не ложится спать, пока не почистит свою одежду, и утром она ему покажется новой.

Начиная со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке и наказ своего отца передал своим детям.

Собери весь пух

Один человек дурно отзывался о рабби. Но однажды, ощутив угрызения совести, решил попросить трощения, сказав, что согласен на любое наказание. Рабби велел ему взять несколько пуховых подушек, распороть их и пустить пух по ветру. Когда человек сделал это, рабби велел ему:

А теперь иди и собери пух.

Но это невозможно! - воскликнул человек.

Конечно. И хотя ты можешь искренне сожалеть о причиненном тобою зле, так же невозможно исправить зло, причиненное словами, как и собрать весь пух.

Протяни ему руку

В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его все еще выглядывала из нее. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро на месте происшествия собралась целая толпа. Нашелся один смельчак, пожелавший спасти тонущего.

Протяни мне руку! - кричал он ему. - Я вытащу тебя из болота.

Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь.

Дай же мне руку! - все повторял ему человек.

В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал:

Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти.

Кольцо царя Соломона

Жил был мудрый царь Соломон. Но, несмотря на всю его мудрость, жизнь царя не была спокойной. И обратился однажды Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой:

Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!

Не долго думая, мудрец ответил:

Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - видишь, на нем высечена фраза: «Все проходит!» Когда тебя постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!

Шло время, Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдет...»

Ассоциативная связь между добродетелью и благополучием,
пороком и наказанием настолько прочна в нашем сознании,
что, когда на ум приходит одна составляющая такой пары,
вслед за ней невольно возникает и другая.
Поэтому удачу мы безотчетно расцениваем
как вознаграждение достоинств, а разнообразные
жизненные беды - как наказание за грехи.

Франц Хайдер

ВЕРА В СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР - социально-психологический феномен, состоящий в глубоком безотчетном убеждении, что мир устроен гармонично и каждый человек получает в жизни то, чего заслуживает своими личностными качествами и своим поведением. В мировой социальной психологии данное понятие получило статус научного термина и в качестве такового рассматривается во многих энциклопедиях и словарях. Как и большинство социально-психологических явлений, данный феномен в той или иной мере присущ практически каждому, однако человек неискушенный не отдает себе в нем отчета, вследствие чего возникают искажения в самосознании и межличностном восприятии.
Представьте себе такую весьма типичную для наших будней картинку. Проходя по переулку, вы замечаете неряшливого, неопрятного человека неопределенного возраста, который роется в мусорном баке. Какие чувства вы испытаете к нему? Вряд ли это будет симпатия. Своим видом, своим поведением этот человек демонстрирует крайнюю степень падения, жизненного краха и... своей полной никчемности. Будь он умен, порядочен, деловит, то и выглядел бы иначе и нашел бы более достойное занятие, чем рыться в помойке.
А может быть, в такое жалкое положение его привели какие-то непереносимые жизненные испытания? Но эту мысль почти любой из нас спешит отбросить, рассуждая примерно так. Моя жизнь - тоже не сахар, хватает в ней разных испытаний. Но я же их выдерживаю! И в отличие от этого ничтожества у меня есть дом, семья, какая-никакая работа, и всего этого я добился благодаря моим достоинствам. Правда, судьба могла бы быть ко мне и щедрее - ведь я заслуживаю большего. Но всё еще впереди! Когда-нибудь и на мой лотерейный билет выпадет джекпот и компенсирует прошлые недостачи!
(Кстати, если вести речь о лотерее в буквальном смысле этого слова, то одним из движущих мотивов ее участников выступает именно вера в справедливый мир, в необходимость компенсации предшествующих недостач. При этом мы даже не задумываемся о глубоком аморализме этого предприятия. Ведь в чем его суть? Миллионы наивных обывателей, поддавшись на нереалистичные посулы, отдали свои деньги шайке жуликов, которые их бессовестно присвоят. Что может при этом означать мой выигрыш? Что жулики для придания видимости приличия свой афере маленькой частью украденного поделятся со мной, фактически сделав меня своим подельником. Порядочному человеку надо бы чураться этой авантюры, как чумы. Но почему же не иссякают очереди к лохотронам удачи? Каждому верится, что потеряют свои деньги лишь жалкие неудачники, а уж его-то судьба наконец вознаградит по заслугам. «Ведь вы этого достойны...» О том, что шальной выигрыш не заслужен, еще не заявил ни один «счастливчик»!)
Психологическое объяснение данного феномена интуитивно кажется вполне понятным. Вера в справедливый мир служит своеобразным защитным механизмом сознания. Если признать, что жизнь непредсказуема, полна случайностей, добродетель в ней не всегда вознаграждена, а нередко бывает и попрана, то можно ли любить такую жизнь, строить светлые планы, лелеять надежды и ждать их осуществления? Если со мною, человеком безусловно хорошим, может ни с того ни с сего случиться что угодно, то где найти силы, чтобы это пережить? Нет уж, лучше поверить в мораль, активно насаждаемую нашей культурой посредством всевозможных назидательных историй - от детских сказок до поп-сериалов: добро обязательно побеждает зло, добродетель торжествует, а порок всегда бывает наказан.
Характерно, кстати, что художественные произведения, в которых описывается нелепая гибель положительных героев, например - классический фильм 60-х «Беспечный ездок», находят признание лишь у тонко чувствующей и мыслящей части аудитории, нигде и никогда не составляющей большинства.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина рукоделия "Chik-Chik". Вышивки с бисером и без (вышивка весна), с 3D рисунком, живопись, мольберты, мозаика, самодельные магниты, подушки (вышивки), картины со стразами, деревянные и пластиковые пяльцы и многое другое. Доставка курьером по Москве, пункты самовывоза в других городах России, доступные цены, скидки на оптовые закупки, гарантия качества. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://chik-chik.ru.

Впервые «гипотеза справедливого мира» была высказана американским социальным психологом Мелвином Лернером в 1965 г. В ходе популярных в ту пору экспериментов по межличностному восприятию Лернер подметил закономерность, никому ранее не бросившуюся в глаза. В его опытах роли испытуемых произвольно распределялись экспериментатором, причем по условиям одного из опытов одни испытуемые получали от других наказание электрическим током - хотя и не опасное, но довольно болезненное и неприятное. В другой серии условия были сложнее: заранее объявлялось, что роли будут меняться, так что наказуемый и экзекутор поменяются местами. Лернера интересовало, как неприятности, доставляемые людьми друг другу, повлияют на их взаимную оценку.
В ходе последующих опросов выяснилось, что жертва, лишенная возможности «дать сдачи» и принужденная терпеливо сносить наказание, оценивалась по большинству личностных параметров весьма невысоко. В ситуации «восстановления справедливости» тот же самый человек заслуживал гораздо более высоких оценок, выглядел более симпатичным. Лернер заключает: «Вид невинной жертвы, лишенной возможности восстановить справедливость, побуждает людей принижать ее привлекательность, дабы как-то согласовать, привести в соответствие ее участь и ее качества».
Не потому ли нам так неприятен вид нищих, убогих, увечных, неизлечимо больных?
Кто-то, наверное, с негодованием отвергнет этот упрек. Что ж, если вид чужого несчастья вызывает у вас не презрение, а скорее сострадание, то значит такая психологическая особенность, как вера в справедливый мир, присуща вам в исчезающе малой степени, что, наверное, следует признать вашим достоинством.
Американские исследователи Зик Рубин и Летиция Энн Пиплау, разработали специальную шкалу веры в справедливый мир, по которой это качество может быть измерено у любого человека. Впоследствии эта шкала была усовершенствована и детализирована. По результатам ее использования можно заключить, что вера в справедливый мир, подобно многим другим социально-психологическим характеристикам - таким, как, скажем, конформность или готовность к подчинению, присуща разным людям в разной мере, хотя вряд ли найдется хоть кто-то, кто был бы ее абсолютно лишен.
С этической точки зрения эта особенность, вне сомнения, может быть оценена как негативная. Следствием ее является снижение чувства личной ответственности, пассивная терпимость к страданию, безразличие к несправедливости. В крайних случаях она может даже вести к институционализации несправедливости, узакониванию дискриминации (история знает немало таких примеров, когда вместо борьбы с бедностью принимались законы против бедных, - почитайте хотя бы Диккенса!)
Кроме того, вера в заслуженность любой судьбы делает человека уязвимым перед неожиданными неприятностями. Верно замечено: фраза «С нами такого случиться не может!» должна лидировать в списке последних прижизненных слов. Человек, убежденный, что ничем объективно не заслужил «кары», склонен к неоправданному риску и в то же время недостаточно внимания уделяет предосторожностям и профилактике каких бы то ни было бед.
Однако парадоксальным образом вера в справедливый мир с психологической точки зрения имеет и свою позитивную сторону. Установлено, что люди с высокими показателями по соответствующей шкале менее уязвимы для стресса, менее склонны к депрессии, более оптимистичны.
Или, может быть, просто более толстокожи?..
Здравомыслящему человеку очевидно: вера в справедливый мир - наивная иллюзия, ибо реальный мир просто переполнен абсурдной несправедливостью. Это ли не повод впасть в уныние, а то и наложить на себя руки?
Осмелюсь предложить жизнеутверждающий ответ, который сам черпаю в классических строках, перечитываемых всякий раз, когда жизнь с немотивированной жестокостью снова и снова ставит этот горестный вопрос.

Сергей СТЕПАНОВ
ЛИТЕРАТУРА

Dalbert, C. (1992). Belief in a just world as a source of subjective well-being. Paper presented at the 25th International Congress of Psychology in Brussels, Belgium.
Lerner M.J. (1980). The Belief in a Just World: A Fundamental Delusion. New York: Plenum Press.
Lipkus, I. M., Dalbert, C., Siegler, I. C. (1996). The importance of distinguishing the belief in a just world for self versus for others: Implications for psychological well-being. Personality and Social Psychology Bulletin, 22, 666-677.
Messick, D. M., Bloom, S., Boldizar, J. P. & Samuelson, C. D. (1985). Why we are fairer than others. Journal of Experimental Social Psychology, 21, 480-500.
Rubin, Z. & Peplau, L. A. (1975). Who believes in a just world? Journal of Social Issues, 31, 65-90.

Необычайна книга пророка Ионы, память которого наша Церковь празднует 5 октября. Книга крошечная, содержательная. Судьба пророка Ионы впечатляет. Господь в Новом Завете особо помянул Ионино трехдневное пребывание во чреве кита и чудесное возвращение пророка в новую жизнь на земле. Подобно этому и Христос был во гробе и вошел в жизнь – воскрес.

Диакон Павел Сержантов

Между тем, пророческий путь святого Ионы не назовешь образцовым. Он предстает читателю как бы «пророком поневоле», под давлением высших обстоятельств.

В чем заключалось дело пророков? Миссия ветхозаветных пророков часто обличительная, святой Иона не исключение. Непростое дело – обличать. Бытовые обличения чужих грехов, привычное осуждение, так называемая борьба за справедливость и людские свары – правды Божией не творят. У пророков обличение получалось особенное, благодатное.

Что же произошло с Ионой и его обличениями?

Несправедливо помилованный город

Господь посылает Иону духовно окормлять стан врагов , в город Ниневию. С пророчеством о скорой погибели города, если ниневитяне не покаются перед Богом. Весть о скором уничтожении города была для Ионы понятной: заслужили. А вот проповедовать врагам покаяние и отвести от них заслуженную погибель – дело совсем другое.

Иона поверил Божию откровению и… не стал исполнять Божию волю. Пусть исчезнет Ниневия, поделом ей! На корабле он отправился в противоположную от Ниневии сторону. Тогда гнев Божий обрушился на пророка, море поднялось страшным штормом. Во время бури выяснилось: Иона догадывается, кому адресовано это несчастье.

Для того чтобы море успокоилось, пророк предлагает корабельщикам бросить его за борт, на верную смерть. То есть пророк против того, чтобы за его поступки отвечали другие люди, и он готов за свой поступок умереть (но проповедовать врагам не готов). Иона опять рассудил справедливо.

Корабельщики поначалу отказываются выбросить за борт Иону. Буря не унимается, люди хотят жить, и пророк все-таки оказывается в бушующей стихии. Его целиком заглатывает какое-то крупное морское животное. Оно названо китом. По поводу чего неверующие подтрунивают над Библией: «Кит – внешне большой, только глотка у него маленькая. Кит физически не может проглотить человека. Автор Библии это не знал. Он не был всеведущим Богом. Книгу пророка Ионы писал просто малоосведомленный человек».

Что ответить? Подтрунивать над книгой Ионы могут лишь малоосведомленные люди. С таким же успехом можно гордо отчеканить: «Все библейские истории с «сиклями» (шекелями) – сплошная небывальщина. Ветхозаветный сикль пересчитывается на какое-то грандиозное количество материальных ценностей. Погуглите, почем ходит шекель в государстве Израиль и убедитесь, что про библейские шекели писали малоинформированные авторы».

Любой из нас понимает, что слово «шекель» в Ветхом Завете и в современном иврите – одно и то же, но количество серебра на 1 шекель выпадает не одно и то же. Курсы валют меняются. Названия животных тоже меняются. Со словом «кит» аналогично. Слово одно, но сейчас мы им называем совсем не то животное, которое имел в виду автор книги Ионы. И сходная история с названиями других животных в Библии, с названиями многих растений и драгоценных камней…

Вернемся к тому моменту, как Иона во чреве кита молится праведному Богу, принимая свою судьбу. Бог возвращает ему жизнь, поручение остается в силе. Теперь пророк отправляется в Ниневию – всё по справедливости опять.

Любовь выше самой благородной справедливости

Святой Иона проповедует покаяние заклятым врагам. Горожане услышали эту проповедь. Пророк покинул город и поселился поблизости, он может видеть, как на город – придет или не придет Божий гнев. Произошло то, чего пророк ожидал и не желал (потому что несправедливо). Ниневитяне исполнились страхом Божьим, смирили себя постом. И Господь помиловал город!

Миссия пророка закончена. Однако душа его неспокойна. Господь ему дает некое утешение по поводу Ниневии. Но не в той справедливости, которая автоматически воздает по заслугам.

На жарком южном солнцепеке пророк неожиданно находит для себя желанную тень, за ночь выросла большая тыква. Тыква? Нас это не удивит, если мы вспомним, что встреченные в древних книгах названия растений могут означать совсем не то, к чему мы привыкли сейчас. Если хотите можно тыкву в кавычки взять. Как только пророк оценил облегчение от палящих лучей, которое принесла «тыква», она засохла.

Под палящими лучами пророку стало тяжело, подступила неотвязная печаль. К хорошему быстро привыкаешь. Господь снова обращается к нему:

«Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? » (Иона 4:10,11)

Любовь идет дальше справедливости. Она возвышается до того, чтобы пожалеть и сохранить жизнь. Господь жалеет Ниневию. И пророка Иону тоже жалеет. Учит его состраданию к людям, даже – любви к врагам. Легко ли было в старозаветные времена Ионе от Бога принимать такое возвышенное пророчество?

Два человека совершили грех. Увидел это Господь и сказал архангелу Гавриилу, что через три года должны созреть плоды «посеянных» ими поступков и что Гавриилу надлежит отдать им их.

Люди, совершившие грех, как-то прознали, что их ожидает, и, надеясь избежать воздаяния, решили сбежать в дальние страны, где они и жили всё это время.

Прошло три года, и архангел Гавриил отправился в путь, чтобы отдать этим людям то, что сами они взрастили. Прилетел он в страну, где они раньше жили, смотрит и не видит их. Вернулся он назад к Господу и рассказал, что не нашёл он тех людей. А Господь ему и говорит:

Ты поднимись повыше и ищи не по имени и роду деятельности, а по содеянным ими грехам, а как найдёшь согрешившую душу, так сразу и отдашь ей заслуженное.

Так и сделал Гавриил, поднялся повыше и посмотрел на души людей. И вот, совершенно не там, где он ожидал, увидел он одну из душ, которую искал, а в ней и прежний грех. Спустился архангел на землю и отдал человеку заслуженное им. А вторую душу, как ни старался он, но так и не смог найти. Где он только не искал, и на дне морском, и в горах, и в пустынях, и даже к смерти наведывался, но её как будто и след простыл. Вернулся он грустный к Господу и рассказал о своей неудаче. Улыбнулся Господь и мягко сказал:

Не печалиться тебе надо, а радоваться.

Радоваться? Чему? Тому, что я не выполнил твоего наказа? - спросил архангел.

Тому, что не нашёл ты того греха, а значит человек тот изменился и изжил его, так что теперь некому получать плоды, им посеянные, - ответил Господь.

Да как же так, - взмолился Гавриил, - это же несправедливо! Раз один получил по заслугам, значит, и другой должен пожать то, что сам и посеял, не оставаться же ему ненаказанным.

Не карать мы должны, а учить и воспитывать. То, что люди считают наказанием, не является таковым, а есть лишь следствие нарушения естественного закона. Но когда люди не усваивают урока через радость и счастье, то приходится применить другой метод обучения - через боль и страдание, которые воспринимаются наказанием. А когда они усваивают свой урок, то и «наказание» как средство обучения уже не нужно. Пойми, не он совершил грех, а зло, живущее в нём, его совершило, а раз ты не видишь его прежнего греха, значит, душа его омылась любовью и очистилась, поэтому некому получать воздаяние… Пойди брось эти плоды в мой огонь, и пусть они сгорят в нём.

Господи, ты хочешь, чтобы я бросил эти нечистоты в твой священный огонь и тем самым осквернил его? - спросил Гавриил.

Ничего не ответил на это Господь, а только улыбнулся. А архангел решил не спорить и бросил греховные плоды в огонь. А огонь от этого только ярче засветился.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...