Почему так быстро стало лететь время. Афоризмы и цитаты про время

Почему время летит все быстрее? August 18th, 2016

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве - летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год - это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее - они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания - травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние - не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

источники

В детстве три месяца летних каникул кажутся вечностью. А стоит повзрослеть, как целые годы проносятся мимо, не успеваем мы и глазом моргнуть. Однако время как таковое не меняется, независимо от того, сколько нам лет. Так почему же так меняется его восприятие в нашем сознании? Быть может, дело в том, что мы - существа субъективные, и время для нас течет нелинейно? Оно не движется из точки A в точку Б с постоянной скоростью, а существует в нескольких измерениях и может замедляться или ускоряться.

Мы живем одновременно в нашем биологическом времени и во времени, связанном с важным для нас событием. Всему виной наш мозг, считает нейробиолог Марк Швоб и приводит в пример состояние концентрации при решении сложной интеллектуальной задачи. В такие моменты время словно приостанавливается: «Наша лимбическая система, центр эмоций, чувствительности, временно отключается. Мы не воспринимаем окружающий мир, поскольку кора головного мозга пропускает только жизненно важные сигналы».

Но и сильные эмоции способны «останавливать» время. Пока мы ждем любимого человека, минуты превращаются в часы, но стоит ему появиться, как ощущение времени исчезает. «Механизм» в этом случае иной - активно задействованной оказывается как раз лимбическая система, которая вырабатывает огромное количество гормонов, буквально опьяняющих нас.

Возможно, субъективное изменение скорости течения времени связано и с изменением ритмов нашей жизни. «Мы поменяли местами периоды отдыха и активной деятельности: теперь мы работаем зимой, а отдыхаем летом. Но такие изменения требуют адаптации, а значит, увеличения уровня стресса, - считает Марк Швоб. - Гормоны стресса, кортизол и катехоламины, вырабатываются организмом все активнее, заставляя нас постоянно спешить и вызывая ощущение нехватки времени». К тому же время в нашем сознании ускоряется с возрастом. Чем мы старше, тем чаще обращаемся к воспоминаниям и к мыслям о будущем - сокращая продолжительность настоящего.

Разумеется, нейробиология не в состоянии описать и объяснить субъективность восприятия времени, но она позволяет по крайней мере понять его сложность. Как с точки зрения биологии, так и с точки зрения философии единственный способ замедлить бег времени - отдавать себе в нем отчет. Изменив отношение к каждому конкретному моменту времени и свое самоощущение в нем, мы открываем перед собой вечность.

Мнение психоаналитика

«Ускорение течения времени - часть взросления»

Cветлана Федорова , психоаналитический психотерапевт, старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики»

«Представление о времени формируется в процессе взросления. Ребенок постепенно узнает о том, что существует прошлое и будущее, а настоящее заметно сокращается в его сознании. Самый важный скачок происходит в подростковом возрасте - разочарование как результат неоправдавшихся детских ожиданий. Подросток осознает, что ему никогда не стать рыцарем или принцем. С этого момента течение времени в его сознании начинает ускоряться.

Для того чтобы обрести свое время, необходимо иметь внутренние границы, которые закладываются еще в детстве и позволяют нам не испытывать чрезмерную тревогу от того, что мы не можем соотнести свои желания с реальностью жизни. В каком-то смысле мы входим в диалог со временем, определяем себя во времени, заполняем абстрактное хаотичное время собственным смыслом и содержанием. Важно, чтобы обезличенное время стало личным, и тогда мы будем проживать осознанно и с удовольствием каждую его минуту».

Мнение нейрофизиолога

«Обработка информации замедляет время»

Александр Каплан , доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

«Структуры мозга, которая отвечала бы за ощущение времени, нет. И вопрос восприятия времени - конечно, скорее психологический. Человек не в силах объективно отмерять ход времени. Нейробиолог Дэвид Иглман проводил эксперименты, демонстрируя испытуемым различные изображения. Часть из них была участникам опыта знакома, а часть они видели впервые. Затем Иглман спрашивал, как долго испытуемые смотрели на картинки. Оказалось, что по субъективным ощущениям испытуемые намного дольше разглядывали незнакомые картинки. Между тем изображения демонстрировались с равной продолжительностью. Очевидно, чем сильнее мозг занят обработкой новой информации, тем субъективно медленнее течет время. Вот почему так растянуты 10 лет детства, так коротки 10 лет отрочества и юности и так мимолетны остальные годы, сколько бы их ни было!»

Мнение философа

«Мы слишком доверяем часам»

Олег Аронсон , философ, искусствовед, сотрудник Института философии РАН и института «Русская антропологическая школа» РГГУ

«Когда мы ощущаем, что время бежит слишком быстро или тянется бесконечно, то это только потому, что мы слишком доверяем объективному исчислению - часам, календарю, да и вообще - упорядоченности мира, где за прошлым следует настоящее, а за ним - будущее. Переживание времени и его понимание невозможно примирить. Для Августина время в чем-то подобно божественному присутствию: оно дано вне мысли о нем, когда же задаешься вопросом «что это?» - оно исчезает. А по Хайдеггеру, мы ощущаем время только потому, что смертны. Оно указывает нам на нашу конечность, мы переживаем его как прикосновение самого бытия. Для Бергсона, наоборот, время выражено в идее длительности и связывает нас, людей окультуренных и технологизированных, с изменчивостью самой жизни, от нас не зависящей.

Каждый раз приходится спрашивать: где место времени? Где оно в математике? Где оно в психоанализе? Где - в повседневности? Это всегда разные образы, созданные столкновением воспоминания и ожидания, забытого и навязчивого желания… Оно может сжиматься, делая наше существование механистичным, а может растягиваться до бесконечности, открывая в нас способность к безумию и вере».

Мнение антрополога

«Время зависит от культуры»

Марина Бутовская , антрополог, доктор исторических наук, профессор Центра социальной антропологии РГГУ

«Представители разных культур по-разному ощущают и структурируют время. У датога, традиционных скотоводов Танзании, с которыми я много лет работаю, можно точно узнать, при каких обстоятельствах родился человек, но бесполезно спрашивать дату рождения. Они не знают и свой возраст, лишь причисляя себя к группе: ребенок, подросток, юноша, родитель, дедушка.

О времени встречи они договариваются приблизительно: «на рассвете», «в полдень», «когда стемнеет». Важные события (например, свадьбы) приурочены к времени года - когда начнутся дожди, в начале сухого сезона... Далее следует уточнение: церемония состоится в полнолуние или «когда луна совсем убудет». День и час не указываются, но датоги безошибочно понимают, когда должно состояться событие. Время в европейском понимании для них неважно, и никого не раздражает, что мероприятие может начаться на несколько часов позже. Все мирно ждут и не понимают, отчего мы, европейцы, так нетерпеливы.

Представления о точности, впрочем, разнятся и в индустриальных культурах, так что наличие часов еще не обеспечивает соблюдение договоренностей. В Латинской Америке, Северной Африке или на Ближнем Востоке опоздание на час-полтора приемлемо. Ожидающий отдыхает, пьет кофе, листает книгу или слушает музыку. А вот в Германии, Швеции или Голландии опоздание на несколько минут - уже дурной тон».

Учёные выяснили, почему ускоряется время

В последние годы ведущие учёные нашей планеты стали замечать, что время ускоряется. Да и мы всё чаще слышим: «Похоже, мне вечно будет не хватать времени, чтобы управиться со всеми делами» или: «Куда девается время?» И действительно, годы летят быстрее, чем когда-либо, и этому нашлось научное объяснение.

Мы быстро меняемся, становимся более осведомлёнными и чаще, чем когда-либо, обращаемся к духовному и личностному развитию. Почему так происходит?

Пульс Земли или почему ускоряется время

Учёные обнаружили много лет назад, что у Земли есть пульс. Этот пульс или такт, похожий на сердцебиение, был устойчив и составлял примерно 7,8 тактов за 1 секунду на протяжении тысяч лет. Однако где-то с 1980 года сердцебиение Земли стало ускоряться. В настоящее время оно равно 12-ти тактам в секунду, но самая невероятная вещь - некоторые учёные полагают, что Земля фактически прекратит вращение, когда этот пульс достигнет 13-ти тактов в секунду. Считается, что вращение прекратится примерно на три дня, а затем Земля начнёт вращение в обратном направлении. Это вызовет инверсию магнитных полюсов, но что произойдёт после - неясно…

Именно вследствие этого увеличения частоты пульса мы чувствуем, что время как бы ускоряется. Почему мы «чувствуем», что время будто бы идёт быстрее, чем раньше? Дело в том, что период, воспринимавшийся ранее как 24 часа, теперь ощущается как всего лишь 16 часов. Наши хронометры всё ещё отмеряют секунды, минуты и часы. И всё так же отмечают новые сутки каждые 24 часа, но вследствие ускоренного сердцебиения Земли мы воспринимаем их длительность как 2/3 от нормальной, или как 16 обычных часов.

Именно благодаря сжатию времени очень многие люди (возможно, даже не осознавая истинную причину) поворачиваются на путь к духовному развитию, отдаляясь от материализма. Ощущают потребность в изменении своей жизни, начинают делать правильные вещи для души. Появляется большое желание делиться добром, помогать другим и благодарить за это Создателя.

Из передачи «Единение» на Интернет-канале «АллатРа ТВ».

Беседа гостя студии - Игоря Михайловича Данилова, академика, профессора, автора метода вертеброревитологии - с ведущей программы Ольгой Горбанёвой:

И. М.: - …За последние 12 лет время сократилось реально минимум на 20 процентов. Я не говорю о том, что звёзды быстрее стали летать или секундная стрелка ускорилась… Нет, секундная стрелка как шла, так и идёт. Правильно? И день сменяет ночь с тем же интервалом. Но практически каждый человек, даже дети, которые недавно родились, ощущают, как сокращается время. Если раньше день проходил, как день, то сейчас уже неделя, как один день. А что будет дальше? Так разве это не повод задуматься?!

О. Г.: - Наверное, да.

И. М.: - Это также ответ и на другой вопрос для тех, кто его себе задаёт. Моё мнение таково: людям нужно меняться - не стоит ругаться, не стоит уповать на Того, Кто придёт, тем более, что люди этого не видят, они не чувствуют этого. Поэтому не надо ждать, что кто-то придёт и за них всё сделает. Нужно самим действовать. Самим протягивать друг другу руки, надо объединяться.

Но если люди верующие, им нечего делить, ведь Бог для всех один. И нет разницы, на каких языках люди говорят здесь, в этом мире. Там они будут говорить на одном языке. И это правда. В этом всегда можем найти примирение.

О. Г.: Несомненно!

Полезная информация

Более подробно узнать об изменениях, происходящих на нашей планете, а также почерпнуть уникальные знания (духовные, исторические, научные, биографические и другие) можете в цикле передач на Интернет-канале «АллатРа ТВ» с участием Игоря Михайловича Данилова и отца Сергия, митрофорного протоиерея, настоятеля храма Св. Архистратига Михаила.

Также эпохальные знания, меняющие судьбу каждого отдельного человека и общества в целом, несущие в себе ключи к единению и примирению всех людей на духовной основе, содержат книги

Дайана Раэб (Diana Raab)

Американский писатель, психолог, преподаватель и мотивационный оратор.

Почему время с возрастом начинает течь быстрее

Бесконечное лето из детства заканчивается, время начинает двигаться всё быстрее и быстрее. С этим печальным фактом рано или поздно сталкивается каждый.

Существуют различные теории, почему так происходит. Наиболее логичная заключается в том, что в детстве и юности мы постоянно делаем что-то впервые. Первый поцелуй, первая ночёвка вне дома, первая любовь, первый день в школе или университете, первый автомобиль… Каждое такое первое событие завораживает и заставляет нас запоминать мельчайшие детали. А чем подробнее мы его помним, тем более насыщенным оно кажется.

Когда же мы переживаем подобный опыт снова и снова, уже нет той новизны. Поэтому время ускоряется.

Аналогичное состояние мы испытываем в . Первые несколько дней пролетают не так быстро, как последующие. Это происходит из-за того, что во второй части поездки окружение становится всё более и более знакомым.

Нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который изучает восприятие времени, называет его эластичной вещью, которая меняется в зависимости от того, насколько плотно мы взаимодействуем с нашим опытом. Чем сильнее эта связь, тем медленнее движется время.

Время замедляется, если мы внимательны. Потому что мы просто начинаем больше замечать.

Подобное особенно часто бывает во время чрезвычайных ситуаций или каких-то травматических событий, так как в этом случае мы более склонны сосредотачиваться на деталях. Если вы когда-то попадали в автомобильную аварию, то наверняка помните ощущение, будто скорая едет целую вечность.

Как замедлить время

Если время зависит от нашего восприятия, значит, мы способны его замедлить.

Хороший путь - тренировать осознанность.

Это можно делать во время еды, медленно и долго смакуя каждый кусочек пищи. В это называется осознанным питанием.

Другой способ - побыть на природе, наблюдая за водой или деревьями и слушая пение птиц.

Вот несколько тем, которые вы можете использовать для этого упражнения:

  • Напишите об особых моментах прошлого года.
  • Напишите обо всех моментах, связанных с рождением или смертью, которые подействовали на вас.
  • Напишите о достижениях, которыми вы гордитесь.
  • Напишите письмо благодарности тому, кто сделал для вас что-то доброе.
  • Напишите о новой страсти.
  • Напишите о каких-либо позитивных трансформациях в вашей жизни.

Другие способы развития осознанности описаны в этих статьях.

Почему время то быстро летит, то медленно тянется?

Ответ редакции

То, как мы ощущаем продолжительность времени внутри себя, независимо от внешних индикаторов, таких как часы или календари, психологи называют субъективным или переживаемым временем. Это ощущение времени может отличаться от реального хода времени. Если мы в хорошем настроении или занимаемся привычным делом — время пролетает быстрее, если же человек погружён в депрессию или тяжело осваивает новое дело — его время может тянуться очень медленно.

Как настроение влияет на восприятие времени

Наиболее распространенной является точка зрения, что хорошее настроение ускоряет время (т.е. наше субъективное время оказывается меньше, чем реальное, «внешнее» время), а плохое — растягивает его. Если вы переживаете радостные моменты в жизни или общаетесь с приятными вам людьми, то время летит незаметно — как известно, «счастливые часов не наблюдают». То же относится и к работе: когда мы увлечены работой, стремимся к успеху — то время пролетает незаметно, а если — это симптом слабого интереса к своему делу.

Депрессия и болезни заставляют воспринимать нас ход времени мучительно долгим. То же относится и к общению с неприятными нам людьми — каждому знакомо неловкое состояние, когда вы ждёте и не дождётесь, чтобы вас покинул неприятный вам собеседник.

Усилия по получению нового опыта тоже сказываются на восприятии времени: если мы занимаемся привычным делом, то время пролетает незаметно, а вот освоение нового предмета даётся нам с трудом, что отражается и в субъективно большем времени. Например, дорога с работы домой в вашем родном городе покажется вам короче по времени, чем такое же путешествие, которое вы совершаете в незнакомой местности.

Как на ход времени влияют события и информация

Другим важным фактором является количество событий, которые воспринимает человек — их ещё называют когнитивными маркерами. Когда сознание человека насыщено массой событий — это могут быть и внешние события, в которых мы участвуем, и большой поток усваиваемой информации — то у нас возникает ощущение большой скорости времени: поток когнитивных маркеров проносится, как телеграфные столбы за окном быстро идущего поезда.

Если же событий или интересной информации мало, то время словно замирает — человеческому сознанию не за что ухватиться, чтобы почувствовать его ход. Этим, кстати, можно объяснить и то, почему восприятие времени современного человека значительно ускорилось по сравнению с размеренной жизнью людей в доиндустриальную эпоху. Сегодня мы за год принимаем больше решений, совершаем больше поездок, встречаемся с большим количеством людей или узнаем больше нового из книг и СМИ, чем, например, крестьянин 18-го века за всю свою жизнь.

Другим интересным феноменом является то, что монотонный период растягивается надолго только в настоящем, т.е. тогда, когда мы его переживаем. Но как только он оказывается в прошлом, т.е. когда вы вспоминаете этот период, он покажется вам удивительно коротким. Причина в том, что череда монотонных событий записывается в памяти, как одно событие, как один опыт.

Как влияет возраст на восприятие времени

Возраст тоже влияет на восприятие хода времени. Время ребёнка более насыщено событиями и переживаниями, чем время пожилого человека — поэтому неделя или год для ребёнка продолжается намного дольше, чем для взрослого и, тем более, для пожилого человека. Есть любопытная точка зрения, что на восприятие времени влияет эффект «пропорциональности»: для 5-летнего ребенка один год — это 20% его жизни, а для 33-летнего взрослого — всего 3%. Поэтому в восприятии ребёнка и взрослого этот год занимает разное количество времени.

Сказывается с возрастом и накопленный опыт, в том числе эмоциональный. С возрастом мы не так драматично воспринимаем разные события, лучше понимаем себя и окружающих — поэтому ряд исследователей считает, что удовлетворённость жизнью, настроение у людей старшего возраста улучшается по сравнению с молодыми годами. Опыт означает и меньшие усилия, которые нужно приложить для получения результатов в работе. Всё это приводит к тому, что с возрастом время начинает пролетать незаметно.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...