Почему у славян не было рабства. Поиск истины - православный портал

Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна. Не стала исключением и Древняя Русь.

«Челядь»

Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».

В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.

После второго похода на Византию (944 год), который завершился менее успешно, цены удалось скостить. За «юношу или девицу добру» давали на этот раз 10 золотых монет (45 граммов золота) или «две паволоки» - два куска шелковой ткани. За «середовича» - раба или рабыню средних лет – полагались восемь монет, а за старика или ребенка – всего пять.

«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.

Как сообщает «Русская правда» - сборник законов XI века – средняя стоимость «челядина» составляла пять-шесть гривен. Многие историки считают, что речь идет не о серебряных гривнах, а о гривнах кун, которые были вчетверо дешевле. Таким образом за невольника в то время давали около 200 граммов серебра или 750 выделанных беличьих шкурок.

В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160-200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).

Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.

Рабство по закону

На Руси активно развивался и внутренний невольничий рынок. Еще одной распространенной формой рабства, кроме «челяди», являлось холопство. В холопы можно было попасть за долги, в результате брака с холопкой или холопом, поступления в услужение, в качестве наказания за тяжкое преступление… Были случаи, когда родители сами продавали или отдавали своих детей в рабство, так как не могли их прокормить.

Крепостное право стало развиваться лишь в XI веке, с формированием централизованного государства. В основе его лежала зависимость бедных крестьян от землевладельцев. В Киевской Руси и Новгородском княжестве все несвободные крестьяне подразделялись на три категории – смердов, закупов и холопов. В отличие от первых двух категорий, холопы не могли иметь никакой собственности, не имели права переходить к другому хозяину.

В XV столетии, после того как Московское княжество освободилось от татаро-монгольского ига, цена на одного холопа колебалась от одного до трех рублей. К середине XVI столетия она повысилась до полутора-четырех рублей. Накануне Смутного времени доходила уже до четырех-пяти рублей. Однако неурожаи и войны неизменно опускали цены на живой товар.

Если контролировать внешнюю работорговлю было довольно сложно, то внутри страны государство пыталось регулировать рабовладение. Существовали специальные кабальные книги, где фиксировались соответствующие сделки. При этом с владельцев холопов брался особый налог.

Существовало ли рабство на Руси? Конечно существовало. Русское государство подчинялось тем же социальным законам развития, что и другие страны. А поэтому рабы представляли собой обычное явление на землях Древней Руси и Московского царства. Другое дело, что русское рабство имело свою специфику, присущую только ему. Тут сказывались славянские обычаи, многовековой уклад, традиции, отличавшиеся от аналогичных факторов той же Западной Европы или Востока.

Из истории известны такие термины как холопы, смерды, челядь. Все они имели то или иное отношение к рабству, то есть подневольному труду. Но давайте подробно рассмотрим эти группы людей и выясним, кто из них был в большей степени рабом, а кто в меньшей.

Челядь (челядины)

В древности славяне вели себя чрезвычайно воинственно и часто совершали набеги на соседние территории. В случае успешного похода захватывали много пленных. Их делали рабами или челядинами. Такие люди не имели никаких прав; их могли купить и продать. Начиная с IX века, всё зависимое население начали называть челядью. В этот разряд попали и те лица, которые отрабатывали ссуду.

С введением на Руси христианства такой термин как челядинство начал себя изживать. На смену челядинам пришли холопы. А челядь, начиная с XI века, постепенно приобрела несколько иной статус. Челядью стали называть людей, обслуживающих бояр и князей. В этот же разряд попали бедные родственники богатого хозяина, которые жили в его доме и питались за его счёт. Вот вся эта публика, состоявшая из слуг, поваров, садовников, конюхов, псарей, кормилиц, сенных девушек, нянек, бедных родственников-дармоедов и стала именоваться челядью.

Холопы

Если на Руси кого-то хотели оскорбить или обидеть, то говорили: «Ты как разговариваешь со мной, холоп!» Данный термин вошёл в обиход в XI веке. По правовым нормам Древней Руси холоп являлся не субъектом, а объектом. Иными словами, он приравнивался к скотине, дворовым постройкам, предметам домашнего обихода. За убийство чужого холопа полагался штраф, как за убийство чужого коня или за порчу чужого дорогого кафтана. А если хозяин убивал своего холопа, то не нёс никакого наказания, так как со своей собственностью он мог делать всё, что ему вздумается.

Отсюда видно, что холопы являлись настоящими рабами, а это доказывает, что рабство на Руси было обыденным явлением. Но как люди теряли все права и становились холопами?

Во всех странах самым распространённым путём к рабству был плен. В данном случае Русь не являлась исключением. Пленных захватывали во время войн с другими государствами или с соседними княжествами. Не надо забывать, что в XI веке начался период феодальной раздробленности. Древняя или Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Они враждовали друг с другом и вели бесконечные войны. Поэтому проблем с пленными никогда не было. Иногда пленных пригоняли так много, что продавали почти даром, только чтобы сбыть живой товар.

Вторым путём в холопство являлась долговая кабала. Человек брал деньги взаймы, но по разным причинам не мог вернуть нужную сумму. В этом случае он терял все права и попадал в полную зависимость от кредитора, то есть становился холопом.

В холопов также обращали преступников, которые совершали убийства во время разбоя, кражи коней, поджога. При этом холопами становились не только сами виновники, но также и их семьи. Такая практика широко практиковалась вплоть до XV века.

И наконец, холопами становились дети холопов. Уже по рождению малыши были обречены всю жизнь влачить жалкое существование. А богатому хозяину было выгодно, чтобы холопы производили потомство. В этом случае он абсолютно бесплатно получал ощутимый прирост подневольных людей.

Как ни странно звучит, но на Руси практиковалось и добровольное или обельное холопство. В этом случае люди по собственной воле становились бесправными рабами. Но надо понимать, что жизнь – штука сложная. После неурожайного года наступал голод в крестьянских семьях, и родители были просто вынуждены отдавать своих детей в холопы, чтобы те не умерли от голода. То же самое делали с собой и взрослые люди. Да, они терпели унижения, но зато хозяин их кормил и поил.

Следует также отметить, что подобное холопство могло продолжаться не более года. Человек работал за милость, а потом его отпускали, и он становился вновь свободным. Затем, по прошествии скольких-то лет, человек опять мог стать холопом, а для этого требовалось лишь в присутствии свидетеля продать себя за символическую цену.

То есть получается, что холопство для некоторых людей было своеобразной палочкой-выручалочкой. Плохо пошли дела, записался в холопы. Через год освободился и наслаждайся свободой. А если хозяин добрый и справедливый, то можно и на всю жизнь холопом остаться. Одним словом, как повезёт. Вот такое практиковалось рабство на Руси, но только не нужно его идеализировать.

На добровольное холопство обрекали себя те, кто женился или выходил замуж за холопа. Но особым договором (рядом) можно было изменить данное правило. Если, к примеру, богатый человек хотел взять в жёны красивую холопку, то после свадьбы она могла стать свободной женщиной, но только в соответствии со специальным договором.

Также на Руси существовали должности, которые могли занимать только добровольные или обельные холопы. Это управляющий (тиун) княжеского или боярского поместья. Считалось, что на такой должности лучше иметь подневольного, а не свободного человека. Холоп будет честно служить и хранить верность хозяину, а свободный может в любую минут уйти, да ещё воровать начнёт.

Вторая холопская должность – ключник. Этот человек отвечал за продовольственные запасы усадьбы, а поэтому носил при себе ключи от всех амбаров и погребов. Данная должность считалась высокой. По своему статусу она стояла за хозяином и управляющим. Вполне понятно, что свободному пришлому человеку доверить её было нельзя.

Холопство практиковалось на Руси вплоть до первой четверти XVIII века. Было отменено высочайшим указом Петра I, императора Всероссийского, 19 января 1723 года. После этого осталось только название, которым люди иногда оскорбляли друг друга.

Смерды

До XV века такое слово как «крестьянин» почти не практиковалось на Руси. Земледельцев называли смердами. Жили они сельскими общинами и во многом зависели от князей. У каждого смерда был свой земельный надел. По наследству он переходил к сыну. Если же у человека сыновей не было, то землю забирал князь и использовал её по своему усмотрению.

Судебную власть среди смердов исполнял князь. В то же время эти люди имели очень мало прав, а убийство смерда приравнивалось к убийству холопа. Работая на земле, смерды либо платили князю налог, либо отбывали натуральную повинность. Их могли подарить всей общиной какой-либо церкви или переселить в другое место.

В XV-XVII веках в Русском государстве стала развиваться поместная система, закреплённая в Своде законов от 1497 года. Согласно этой системе служилый человек (дворянин) получал от государства в личное владение землю на время службы или пожизненно. Это был источник доходов в качестве государственной награды.

Но на пожалованной государством земле должен был кто-то работать. И для этих целей стали привлекать смердов. В это же время само слово «смерд», как юридический термин, стали забывать, а распространение получило слово «крестьянин». Появились новые юридические нормы, закрепляющие крестьян на земельных наделах. В 1649 году было установлено бессрочное прикрепление крестьян к земле. То есть крепостное право заработало в полную силу, а бывшие смерды превратились в крепостных крестьян.

Надо отметить, что смерды и рабство на Руси не имели сильную связь. Рабами в основной своей массе считались холопы. Но и челядь, и смерды, и холопы были людьми подневольными. Они полностью зависели от своих хозяев и выполняли их волю. Элементы рабовладения сохранялись на русской земле вплоть до середины XIX века. Только с ростом промышленного производства и научно-техническим прогрессом рабский труд потерял свою актуальность; он изжил себя и сошёл на нет.

Вторым важным социальным последствием развития княжеского и боярского землевладения было отложено в русском обществе значительного класса рабов и юридическое развитие института рабства. В Х веке челядь вывозилась большей частью за границу. Но с того времени как нашлось для нее дело и дома, челядь все более и более копилась на Руси. В некоторых местах было такое ее скопление, что она грозила даже опасностью свободным обывателям. Про галицко-волынского князя Романа , населившего все свои села литовскими полоняниками, сложилась у современников такая тревожная поговорка: «Романе, лихим живеши, литвой ореши».

Вследствие накопления рабов в русском обществе неизбежно должно было последовать юридическое определение этого класса, его положение и отношение к свободным людям. Выяснились прежде всего источники этого состояния, т. е. кто считается холопом и на каких основаниях. Старинный источник рабства - плен - остался в полной своей силе. Например, в 1169 году новгородцы, отбив суздальское ополчение и преследуя отступающих, захватили такое множество пленных, что «купляху суждальц по 2 ногаты». Преступление и неоплатный долг также по-прежнему продолжали быть причинами обращения в рабство. Тяжких преступников князья забирали в рабство с женой и детьми и со всем имуществом (поток и разграбление). Несостоятельный должник, по своей вине оказавшийся несостоятельным, всецело отдавался в распоряжение кредиторов, которым была своя воля, ждать ли на нем деньги или продать его.

Но наряду с этим появились и некоторые другие источники рабства. Так как рабов стали держать дома или в селах, то возможны стали браки между ними и, как естественное последствие, приплод челяди. Возможны стали и браки свободных с холопами, вследствие чего стало действовать правило: по холопу раба, по рабе холоп, правило, о котором говорит Русская Правда . Так как челядь перестала вывозиться за границу, а стала употребляться на работы на Руси, то возможны стали продажа себя в рабство по нужде, отдача детей в голодные годы «одерень» из хлеба, поступление свободных людей на рабские должности тиунов и ключников, вследствие чего они становились рабами, если только не заключали особого договора с хозяевами. Так как челядь стала туземным классом, то естественно должно было смягчиться и суровое воззрение на раба как на имущество. Основное воззрение на раба как на объект, а не субъект прав, конечно, осталось. Вследствие этого, например, за убийство раба не взыскивалось виры, которая полагалась за убийство свободного человека, а только вознаграждение потерпевшему и обычный, 12-гривенный, штраф в пользу князя за истребление чужого имущества. Вследствие этого и взыскания имущественные падали не на рабов, а на их господ. Но наряду с этим стали уже пробиваться взгляды на раба как на человеческую личность, нуждающуюся в охране законом. Русская Правда , лишая детей, прижитых господином с рабыней, наследства после отца, в то же время гарантирует им свободу с матерью. Но церковный устав новгородского князя Всеволода Мстиславича идет далее и предоставляет и «робичичам» долю отцовского имущества - «конь, да доспех и покрут, по рассмотрению живота». Исследователи справедливо видят в этом смягчении рабства влияние христианской церкви. Но это влияние потому и могло прививаться, что раб стал своим, русским, человеком, что он перестал быть объектом временного владения до первого благоприятного случая сбыта.

Наверное, многие из нас еще со школьных времен затвердили, что крепостное право в России было отменено еще в 1861 году. Но на самом деле традиции работорговли существовали во всем мире издавна. Не стала исключением и Древняя Русь.

«Челядь»

Попасть в рабы на Руси можно было несколькими способами. Один из них – это захват иностранных пленных. Таких рабов-«полонян» называли «челядью».

В одной из статей договора, заключенного в 911 году с Византией после удачного набега древних русов на Константинополь, византийцам предлагалось заплатить 20 золотых монет (солидов) за каждого взятого в плен «челядина». Это составляло около 90 граммов золота и вдвое превышало среднерыночную цену на невольников.

После второго похода на Византию (944 год), который завершился менее успешно, цены удалось скостить. За «юношу или девицу добру» давали на этот раз 10 золотых монет (45 граммов золота) или «две паволоки» - два куска шелковой ткани. За «середовича» - раба или рабыню средних лет – полагались восемь монет, а за старика или ребенка – всего пять.

«Челядь» чаще всего использовали для различных неквалифицированных работ, например, в качестве домашней прислуги. Женщины-полонянки, особенно молодые, ценились выше мужчин – их можно было использовать для любовных утех. Многие из них становились наложницами и даже женами рабовладельцев.

Как сообщает «Русская правда» - сборник законов XI века – средняя стоимость «челядина» составляла пять-шесть гривен. Многие историки считают, что речь идет не о серебряных гривнах, а о гривнах кун, которые были вчетверо дешевле. Таким образом за невольника в то время давали около 200 граммов серебра или 750 выделанных беличьих шкурок.

В 1223 году после неудачной битвы с монголами на Калке смоленским князем Мстиславом Давидовичем был заключен договор с рижскими и готландскими купцами, по которому стоимость одного челядина оценивалась в одну гривну серебром (это соответствовало 160-200 граммам серебра и примерно 15 граммам золота).

Цены на челядь зависели от региона. Так, в Смоленске раб стоил немного дешевле, чем в Киеве, и втрое дешевле, чем в том же Константинополе… Чем больше людей захватывали в рабство во время военных походов, тем сильнее падала цена.

Рабство по закону

На Руси активно развивался и внутренний невольничий рынок. Еще одной распространенной формой рабства, кроме «челяди», являлось холопство. В холопы можно было попасть за долги, в результате брака с холопкой или холопом, поступления в услужение, в качестве наказания за тяжкое преступление… Были случаи, когда родители сами продавали или отдавали своих детей в рабство, так как не могли их прокормить.

Крепостное право стало развиваться лишь в XI веке, с формированием централизованного государства. В основе его лежала зависимость бедных крестьян от землевладельцев. В Киевской Руси и Новгородском княжестве все несвободные крестьяне подразделялись на три категории – смердов, закупов и холопов. В отличие от первых двух категорий, холопы не могли иметь никакой собственности, не имели права переходить к другому хозяину.

В XV столетии, после того как Московское княжество освободилось от татаро-монгольского ига, цена на одного холопа колебалась от одного до трех рублей. К середине XVI столетия она повысилась до полутора-четырех рублей. Накануне Смутного времени доходила уже до четырех-пяти рублей. Однако неурожаи и войны неизменно опускали цены на живой товар.

Если контролировать внешнюю работорговлю было довольно сложно, то внутри страны государство пыталось регулировать рабовладение. Существовали специальные кабальные книги, где фиксировались соответствующие сделки. При этом с владельцев холопов брался особый налог.

Плюсы и минусы рабства

Если разобраться, рабовладение представляло собой вполне эффективный экономический институт. Люди могли служить предметом купли-продажи, могли быть обменены на другие, «неодушевленные» товары, или взяты в счет уплаты долгов и налогов. Хозяева получали практически дармовых работников «за кров и еду», те не могли по собственному желанию покинуть «рабочее место» или потребовать лучших условий… Иногда это было выгодно и самим рабам: они обретали хоть какую-то стабильность, могли не заботиться о жилье и куске хлеба.

Но, с другой стороны, принуждение не может являться достаточным мотивом для качественного труда. Как показывает практика, лучшей мотивацией для работника являются повышение качества жизни и возможность самореализации. Увы, рабство все это исключает.

Пишет:


"The English word slave comes from Old French sclave, from the Medieval Latin sclavus, from the Byzantine Greek σκλάβος, which, in turn, comes from the ethnonym Slav, because in some early mediaeval wars many Slavs were captured"

Американский словарь "Вебстер" и англоязычная Википедия считают , что в английском языке слово "slave" ("славянин" в смысле "раб") появилось в 14-м веке. Пришло оно в Англию из Франции, во французский язык оно перекочевало из латыни, а в латынь - из византийского греческого. Из этого можно предположить, что Византия и приобретала славян-рабов в огромных количествах, и в огромных же количествах продавала их дальше на запад . Когда же произошла эта славянская катастрофа масштаба монголо-татарского ига?

Кстати, монгольское нашествие на Русь началось только в 13 веке. В это время Византийская империя уменьшилась до таких размеров , что монголо-татарам её надо бы было ещё поискать, если бы они захотели продавать именно туда огромное количество славян (не русов!). Кстати говоря, монголы до Византии так и не дошли , а если бы и дошли, то не для торговли. Кроме того, нападение монголо-татар на Русь началось всего лет за 50 до появления слова "раб" в английском языке, чего в отсутствие интернета чрезвычайно мало для распространения чужеродного слова (в каждом языке наверняка было своё слово "раб"). Если на каждый переход слова из языка в язык дать лет 100, то в латынь это слово перешло примерно в 11 веке. Кроме того, надо дать лет 100 лет на то, чтоб оно прижилось в самой Византии. Получается, что слово "раб" в смысле "славянин" прижилось в Византии примерно на рубеже 10-11 веков. Это время крещения Руси. Кстати, тогда Византия ещё различала русов и славян. А значит именно этот период нас и интересует.

В каком количестве ежегодно нужно бы было захватывать славян в плен (или покупать их), чтобы их название стало нарицательным, синонимом родному слову "раб"? Количество это должно было превосходить все возможные поступления рабов из других источников. Рабы-славяне могли быть продаваемы в Византию на постоянной основе только теми, кто поработил славян , если только сама Византия не завоевала Русь, но этого, как мы знаем, не было. Византия воевала со славянами меньше всего. Основными врагами Византии были Болгария и Армения. Будь у Руси граница с Византией на суше, она бы вряд ли могла противостоять Византии. Другое дело воспользоваться уходом войск греков на войну и совершить набег на столицу через море. Кстати, это - обычная тактика норманов (они же викинги, варяги, мурманы и урманы). Например, так они много раз брали Париж:


"В конце IX века город подвергся набегам со стороны норманнов. В 856-857 годы они разорили левобережье Парижа . С 885 по 887 годы город осаждало не менее 40 тысяч норманнов на 700 судах".

Обратите внимание, что русы действовали аналогично:

"Впервые русы отметились походом на Константинополь в 860 году. ... В 907 году русский князь Олег совершил успешный поход на Константинополь и заключил первый русско-византийский торговый договор. В 941 году князь Игорь был разгромлен под стенами Константинополя, однако после мирные отношения возобновились. Новый правитель Руси, княгиня Ольга, нанесла визит в столицу Византии и крестилась там".

Для постоянной "поставки" рабов в виде пленных славяне должны были быть разбиваемы под Константинополем почти каждый год, но их возможно вообще не было среди нападавших (смотрите ниже). Болеее того, русы, наоборот, часто ездили с посольствами в Византию. Откуда и пришло на Русь христианство.

"При киевском князе Владимире Византии удалось крестить Русь в 988 году, взамен отдав Владимиру в жёны багрянородную царевну Анну, сестру императора Василия II. Между Византией и Древнерусским государством был заключён военный союз, который действовал до 1040-х годов ".

То есть, вряд ли в это время Византия вообще захватывала в боях хоть какое-то значимое количество славян. Кстати, византийцы, похоже, хорошо различали, с кем воюют, и русов славянами не называли.

Если отбросить Византию, то врагами Руси были ещё половцы, печенеги и венгры, но в 10-12 веках Русь с иноземцами или не воевала вовсе, или же не проигрывала им крупные сражения (полный список значимых сражений). То есть, Русь не была покорена и, следовательно, не могла быть постоянным источником огромного количества рабов. Кто же поставлял Византии рабов-славян?

Чтобы понять это, давайте взглянем на литературные памятники древней Руси , которые говорят не только о приходе неславян - русов, но и об их отношении к славянам.


«Повесть временных лет» излагает образование Руси на основании преданий, записанных спустя 250 лет после самих событий, и датирует их 860 годом. Союз северных народов, в который входили славянские племена ильменские словене и кривичи , а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили князей варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны. Согласно Ипатьевскому списку «ркоша русь , чудь, словене , и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами».

Обратите внимание на то, что полян (киевлян), как и многих других южных славянских племён, среди членов союза нет. Они Рюрика не звали . Вот жителей этого Северного союза, в котором славян, возможно, было меньшинство, и называли позже русами. То, что славян в этом союзе было меньшинство, подтверждается призывом к власти неславян (если таковой вообще имел место - скорее всего, Северный союз был тем или иным образом подчинён русами - одним из скандинавских племён). Не нужно забывать, что эти северные земли ещё недавно принадлежали племенам, ушедшим в Скандинавию , а славяне были далеко не лучшими воинами того времени. Правда, славяне имели развитую культуру развлечений (разнообразие славянских музыкальных инструментов в несколько раз превосходило разнообразие оружия), их могло быть больше любого другого отдельно взятого народа Северного союза, и язык на территории вполне мог установился славянский.

Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...