Подготовка офицеров царской армии. Мифы и реальность России, "которую мы потеряли" (9 фото)

Неудовлетворительность подготовки этой части офицеров выяснилась еще до Крымской войны и тогда же при некоторых штабах, по частному почину военных начальников, были открыты юнкерские школы. По окончании войны 1853-56 гг. было предположено устроить юнкерские школы во всех армейских корпусах, но, за недостатком денежных средств и неудобством организации военно-учебных заведений при корпусных штабах, передвигавшихся вместе с войсками с места на место, таких школ было открыто всего три. Только с преобразованием старших классов кадетских корпусов в военные училища, когда получились некоторые сбережения в денежных средствах, в 1864-1865 гг. было приступлено к открытию окружных юнкерские училищ во вновь образованных военных округах; прохождение курса юнкерские училищ сделано было обязательным для всех вольноопределяющихся (а с 1875 г. – и жеребьевых), желавших приобрети право на производство в офицеры, и с 1868 г. было прекращено производство нижних чинов в офицеры за выслугу лет.

В юнкерские училища принимались нижние чины всех сословий и исповеданий (кроме иудейского), при удостаивании их к тому ближайшим начальством. Курс в училищах продолжался 2 года, причем имевшие аттестаты об окончании средних учебных заведений (7- и 8-классных гимназий и реальных училищ) могли поступать прямо в старший класс, но большинство поступало в младший класс или с поверочным экзаменом по русскому языку (прошедшие 6 классов средних учебных заведений), или с экзаменом по особым облегченным программам (не имеющие этого ценза).

Окончившие курс выпускались в свои полки подпрапорщиками, эстандарт-юнкерами и подхорунжими и производились в офицеры не иначе как по удостаиванию непосредственного начальства: отнесенные по успехам в науках к I разряду производились в офицеры в самый год выпуска из училища, после лагерных сборов, причем в случае неимения вакансий в своем полку могли быть переводимы в другие полки; отнесенные ко II разряду производились в офицеры не ранее как в следующем за выпуском году, так же не иначе как на вакансии, причем при производстве разрешалось переводить в другие части только тех из них, которые имели образование не ниже среднего. В общем числе оканчивающих юнкерские училища выпускаемые по I разряду составляли весьма незначительный процент, а большинство выпускаемых по II разряду не имели требуемого образовательного ценза и долгие годы ожидали в звании подпрапорщика производства в офицеры на вакансии в своей части, достигая чина прапорщика (впоследствии подпоручика) тогда, когда их сверстники по выпуску из военных училищ успевали далеко уйти вперед по пути служебной карьеры.

Если своей служебной подготовкой и знанием быта нижних чинов выпускаемые из юнкерские училищ подпрапорщики большей частью и превосходили офицеров, окончивших курс военных училищ, то по своему умственному развитию, общему образованию и теоретической военной подготовке они значительно им уступали, вследствие чего в пехотных и кавалерийских войсках состав офицеров распадался на две группы - окончивших военные и юнкерские училища; последние назначались на ответственные должности командиров отдельных частей сравнительно редко и обыкновенно заканчивали свою карьеру чином подполковника. В последнее время для устранения этой неоднородности в составе корпуса офицеров и для улучшения вообще подготовки офицеров учреждены новые училища – московское и киевское пехотные (в 1900 г.) и елизаветградское кавалерийское (в 1902 г.), для молодых людей с высшим и средним общим образованием; расширены штаты военных училищ, назначенных впредь исключительно для воспитанников кадетских корпусов (число корпусов значительно увеличено, а штаты их расширены), наконец, в 1901 г. преобразованы все окружные юнкерские училища.

По положению на 5 июня 1901 г. образовано 7 пехотных (Петербургское, Виленское, Тифлисское, Одесское, Казанское, Чугуевское и Иркутское), 1 кавалерийское (Тверское) и 3 казачьих (Новочеркасское, Ставропольское и Оренбургское) юнкерские училищ, причем они более не называются окружными; в каждом училище положено по штату от 100 (в Иркутском) до 400 (в Петербургском, Виленском и Тифлисском) юнкеров, которые делятся в строевом отношении на роты, эскадроны и сотни.

Учебный курс продолжается три года и делится на 3 класса – 1 общий и 2 специальных. К приему в училища допускаются: 1) молодые люди всех сословий, достигшие 16-летнего возраста и имеющие право поступить на службу вольноопределяющимися, и 2) нижние чины всех сословий, удостоенные начальством. В общий класс принимаются: не окончившие курса 6 классов гимназий и реальных училищ, по держании приемного экзамена по особым программам из курса 6 классов, а окончившие 6 классов, но не имеющие права на поступление в военные училища (где требуется окончание полного курса), – с поверочным экзаменом по русскому языку; в первый специальный класс принимаются: без экзамена – лица, имеющие права на поступление в военные училища, а с поверочным экзаменом по русскому языку, математике и физике – лица, окончившие 6 классов; экзамены производятся в августе месяце и поступающие принимаются по старшинству полученных баллов, причем главный штаб по числу имеющихся вакансий заранее определяет, какое число молодых людей той или другой категории по образованию может быть принято в училища.

Общий класс служит для пополнения среднего образования; в нем преподаются Закон Божий, русский язык, математика, физика и химия, география, история, гигиена, черчение и один из иностранных языков; некоторые из этих предметов заканчиваются в специальных классах. Из специально-военных предметов преподаются, по программам почти таким же, как в военных училищах, тактика, военная история, топография, фортификация, артиллерия, военная администрация, законоведение, военная география и воинские уставы, а в кавалерийских и казачьих училищах, кроме того, конно-саперное дело и иппология. В неделю положено 27 уроков (по 50 минут); кроме того, установлены практические занятия по тактике, топографическому черчению, военной администрации, законоведению и конно-саперному делу, а также обучение оружейному делу в мастерских. Летом юнкера выводятся в лагеря, где, независимо от строевых упражнений, занимаются в поле военно-глазомерными съемками, решением тактических задач и саперными работами. Окончившие полный курс юнкерских училищ по результатам выпускных экзаменов, строевому образованию и поведению делятся на 3 разряда и производятся в офицеры на тех же основаниях, как и юнкера военных училищ, но исключительно в пехотные и кавалерийские части; первый разряд выпускается подпоручиками и корнетами с одним годом старшинства, второй разряд – теми же чинами без старшинства, третий разряд – унтер-офицерами с правом на производство в офицеры без экзамена, но не ранее как через год и не иначе как по удостаиванию строевого начальства.

Все юнкерские училища состоят в ведении главных начальников военных округов и подчиняются начальникам окружных штабов; высший надзор за учебной частью во всех училищах принадлежит главному начальнику военно-учебных заведений, а за специально-кавалерийским делом – генерал-инспектору кавалерии.

См. И. О. Бобровский, «Юнкерские училища» (3 т., СПб, 1872-76); «Положение о Юнкерских училищах» (новая редакция, ст. 892, 993 кн. XV Свода военных постановлений 1869 г., изд. 2) и инструкции по учебной и воспитательной части, объявленные в приказах по военному ведомству, 1901 г., № 197, 318 и 319.

Российские юнкера, 1864-1917. История военных училищ Воробьева Алла Юрьевна

ФОРМА ЮНКЕРОВ

ФОРМА ЮНКЕРОВ

Юнкера военных училищ были привилегированными чинами - они имели унтер-офицерские отличия: галун цвета металлического прибора по воротнику и обшлагам и пуговицу на клапане воротника шинели. Носили они также на воротнике и обшлагах басонные петлицы: желтые гвардейские - в Николаевском кавалерийском училище и белевые армейские - в остальных.

Покрой мундира в военных и юнкерских училищах соответствовал тому роду войск, для которого готовили юнкеров в данном училище, т. е. юнкера Николаевского кавалерийского училища носили мундир образца гвардейских драгун, Елисаветградского и Тверского - армейских драгун, а с 1908 г. - армейских улан. Остальные училища имели мундир образца армейской пехоты и артиллерии.

В 1909–1910 гг. все военные училища получили те или иные виды киверов, и по статусу юнкера еще больше были приближены к элите русской армии - Императорской гвардии.

Спевка хора юнкеров-александровцев.

Форма юнкеров до 1917 г. претерпевала неоднократные изменения. Так, в начале 60-х гг. XIX в. юнкера только что созданных военных училищ носили двубортный мундир темно-зеленого гвардейского сукна, с красным закругленным воротником без петлиц и выпушки, пуговицы желтой меди с гренадой без номера, вокруг воротника и обшлагов - золотой галун шириной в 1/2 вершка (2,2 см). Юнкера Константиновского военного училища носили красные погоны с литерой «К» под короной, Павловского - светло-синие, с литерой «П» - под короной, в Александровском - белые, с литерой «А» - под короной. Погоны обшивались узким галуном. Носили юнкера поясной ремень из черной лакированной кожи и поясную бляху желтой меди, с гренадой, без номера. Позже, в 1872 г., юнкерский мундир стал однобортным с застежкой на 8 пуговиц.

Юнкера Павловского военного училища перед отпуском в город. 1913 г.

Первоначально головным убором юнкеров была каска - с гербом и прибором из желтой меди и черным султаном. В 1864 г. военные училища, как и вся остальная пехота, получили шапки-кепи образца 1862 г.

Шапка была черного сукна, с красным кантом по верху, и красным околышем без выпушки, герб, петлица - из унтер-офицерской тесьмы и подбородный ремень по образцу армейских войск.

Юнкерские шаровары делились на зимние и летние. Зимой юнкера носили шаровары из темно-зеленого гвардейского сукна с красной выпушкой, а летом белые - из гвардейского фламского полотна.

Юнкера зимой надевали шинель серого гвардейского сукна, с красными клапанами на воротнике, с 1864 г. - с темно-зеленой выпушкой, а в 1871 г. к ним была еще добавлена пуговица. На шинели носились те же пуговицы и погоны, что и на мундире.

Для занятий на территории училища в осенне-зимнее время юнкерам полагался короткий плащ по образцу матросского мундира того времени из темно-серого кадетского сукна (которое в реальности было черным). Здесь надо оговориться, что в 1864 г. вышел приказ, согласно которому, в целях экономии красителя для нижних чинов всех родов войск предметы обмундирования темно-зеленого и темно-серого цвета полагалось шить из черного сукна.

Зимой юнкера надевали рукавицы и верблюжий башлык.

Полагалась им также патронная сумка, по образцу армейской из черной лакированной кожи и гладкоствольные ружья. Пистолет носили только фельдфебели.

В те же годы юнкера Михайловского артиллерийского училища носили двубортный мундир с воротником из черного бархата и красной выпушкой вокруг воротника. Погоны юнкеров, обшитые узким галуном с литерой «М» под короной были красного цвета. Поясная бляха была гладкой, вороненой. Шапка артиллеристов отличалась от головных уборов других военных училищ черным бархатным околышем, обшитым красной выпушкой. Для обучения конно-артиллерийскому строю юнкера носили подшитые кожей рейтузы. Фельдфебелям-артиллеристам полагалась, помимо пистолета, шашка.

Мундир эскадрона Николаевского кавалерийского училища гвардейских юнкеров был еще более нарядным. Двубортный, лацканного покроя, он застегивался на 7 гвардейских пуговиц. Юнкера-кавалеристы носили красные погоны с темно-зеленой выпушкой, а при парадной форме - металлические эполеты. Им полагалась также шапка, тулья которой была белой, а околыш красным. Шапку украшал султан из белого волоса. В 1864 г. юнкера этого училища также получили шапку-кепи с черным верхом, а на околыш стал нашиваться оранжевый басон с синим просветом.

А вот юнкера созданного в том же, 1864 г., 4-го Оренбургского военного училища в зимнее время носили папаху из черного бараньего меха, с верхом из красного сукна, а летом - черную суконную шапку.

Офицеры военных и артиллерийских училищ носили форму, аналогичную юнкерской, но на воротнике и обшлагах у них располагались по две шитые гладкие петлицы. С 22 марта 1874 г. они получили шитье военно-учебных заведений в 2 ряда.

В 1882 г. после вступления на престол императора Александра III для юнкеров пехотных и специальных училищ было введено новое обмундирование. Прибор в пехотных и артиллерийском училищах - золотой, в инженерном - серебряный. Фуражку носили черную, без козырька (так называемая бескозырка) с алой выпушкой, причем околыш у пехотных училищ был алый, а у специальных - черный. На околыше располагалась кокарда. Фельдфебели носили фуражку с козырьком. Юнкерам полагался двубортный мундир образца армейской пехоты 1881 г. У специальных училищ воротник и обшлага мундира имели алую выпушку. Шаровары носили укороченные и длинные, без выпушки. Зимнюю форму одежды дополняла барашковая шапка образца 1881 г. и серая пехотная шинель.

В 1885 г. юнкерам была присвоена в качестве летней формы одежды гимнастическая рубаха образца кавалерии и конной артиллерии.

У офицеров военных училищ была форма «царского» цвета (морской волны), на воротнике и обшлагах - в 2 ряда шитье военно-учебных заведений.

Юнкерские погоны обшивались по краям золотым или серебряным галуном. В Павловском училище носили алые погоны с желтым трафаретным вензелем императора Павла I. Воспитанники Константиновского - светло-синие с вензелем великого князя Константина Николаевича в виде буквы «К»; Александровского - белые с вензелем Императора Александра II «А II», Михайловского артиллерийского - алые с вензелем великого князя Михаила Павловича в виде буквы «М», Николаевского инженерного - алые, с вензелем «H I». Кушак у фельдфебелей Михайловского артиллерийского, Николаевского инженерного и Павловского училищ был алый, Константиновского - светло-синий, а Александровского - белый. Пуговицы и поясные бляхи красной меди с гренадой, а в Павловском, Александровском и Николаевском инженерном - с короной.

В 1882 г. Николаевское кавалерийское училище получило следующее обмундирование: золотой прибор, двубортный мундир образца гвардейских драгун, с алой выпушкой, застегивающийся на крючки. Шаровары укороченные и длинные, серо-синие с алой выпушкой. Сапоги высокие со шпорами и низкие. У юнкеров были алые погоны, по свободным краям - золотой галун. Тулья фуражки была темно-зеленой с алой выпушкой и алым околышем с темно-зелеными выпушками. Вахмистры и юнкера носили кушак, крайние полосы которого были алые, а средняя - черная. Зимой юнкера надевали серую шинель образца гвардейской кавалерии, которую украшали алые, с черной выпушкой, клапаны воротника, и суконную шапку с алым верхом и меховыми клапанами. При парадной форме им полагалась шапка-«боярка» с алым верхом и черными барашковыми отворотами.

В 1890 г. при Николаевском кавалерийском училище была учреждена Казачья сотня. Обыкновенной формой сотни был темно-синий мундир с серебряным прибором и синие казачьи шаровары с красным лампасом. Командир сотни носил форму части войск, в которой числился.

Юнкера двух других кавалерийских училищ - Елисаветградского и Тверского - до 1896 г. числились в списках своих частей и носили полковую форму, имея на погонах лишь узкий юнкерский галун. В 1896 г. им была присвоена форма образца армейских драгун 1881 г. Прибор - серебряный, фуражка с козырьком, темно-зеленой тульей и алой выпушкой. Околыш фуражки был алым. Воспитанники носили двубортный мундир без пуговиц, который украшал воротник с алыми клапанами и выпушкой, погоны алые, по свободным краям украшенные серебряным галуном. Юнкерские шаровары были серо-синего цвета, без выпушки, кушак суконный, алый. Зимнюю форму дополняла шапка-«боярка». Спереди на шапке - Государственный герб. Юнкера носили серую шинель без пуговиц по борту, с алыми клапанами воротника и темно-зеленой выпушкой.

В 1885 г. было учреждено Военно-топографическое училище. Ему был положен серебряный прибор. Двубортный мундир образца армейской пехоты 1881 года, воротник и обшлага которого имели светло-синюю выпушку. Юнкера училища носили темно-зеленые погоны, со светло-синей выпушкой и желтой шифровкой в виде буквы «Т». По свободным краям погоны украшал серебряный галун. Зимой юнкера надевали барашковую шапку образца 1881 г. с кокардой и гербом.

Выступление в лагерь Владимирского военного училища.

Новочеркасское и Оренбургское казачьи училища до 1903 г. не имели единой формы одежды. Каждый юнкер носил форму своего войска. От казаков и урядников строевых частей их отличал только галун по свободным краям погона.

В 1894 г. Константиновское пехотное военное училище было преобразовано в Константиновское артиллерийское училище. Оно получило форму, схожую с формой Михайловского артиллерийского училища и вензель великого князя Константина Николаевича в виде буквы «К» на погоны.

20 октября 1894 г. на престол вступил Николай II. Три года спустя, в 1897 г., началось постепенное преобразование юнкерских училищ в военные. Им было присвоено обмундирование по образцу прочих военных училищ, с небольшими уточнениями. Прибор стал не золотым, а серебряным. Юнкера Московского училища носили алые погоны, Киевского - светло-синие. В тон погонам фельдфебели Московского училища носили алый кушак, а Киевского - светло-синий. А у офицеров вместо шитья военно-учебных заведений были шитые гладкие петлицы.

Остальным пехотным юнкерским училищам чуть позднее, в 1901 г., присвоено следующее обмундирование: прибор золотой - желтая медь, в отличие от пехотных военных училищ, где золотой прибор для юнкеров означал красную медь. Юнкера носили темно-зеленую (черную) фуражку, с алой выпушкой и светло-синим околышем с двумя алыми выпушками. Двубортный мундир образца гвардейской пехоты 1881 г., воротник и обшлага которого украшал золотой армейский унтер-офицерский галун. Шаровары были укороченные и длинные. Зимой юнкера по-прежнему носили барашковую шапку с кокардой и гербом.

Погоны юнкерских пехотных училищ.

В 1902 г. на поясной бляхе и пуговицах пехотных и специальных военных училищ появился герб военно-учебных заведений, который в 1904 г. был заменен орлом.

В 1907 г. форма юнкеров вновь изменилась: они стали носить двубортный мундир с алой выпушкой по борту и обшлагам. Сзади на мундире - карманные клапаны. Чуть позже, в 1909 г., на клапаны воротника шинели и на воротник мундира прибавили темно-зеленую выпушку.

В том же 1909 г. Санкт-Петербургское и Казанское пехотные юнкерские училища были преобразованы в пехотные военные училища. Им было присвоено обмундирование, схожее с обмундированием Павловского и Александровского военных училищ. Одновременно Алексеевское и Киевское военные училища получили золотой прибор вместо серебряного. Годом позже в военные были преобразованы Одесское, Чугуевское, Виленское, Иркутское и Тифлисское училища.

Погоны пехотных военных училищ.

В 1909–1910 гг. произошло знаменательное событие. Юнкерам пехотных, специальных и пехотных юнкерских училищ был присвоен кивер гвардейского пехотного образца черного фетра, на котором спереди красовался герб военно-учебных заведений - орел с опущенными крыльями в сиянии. При парадной форме юнкера носили на кивере унтер-офицерский помпон. Исключение составляли лишь юнкера Иркутского военного училища, имеющие папаху.

Изменения коснулись также казачьих и кавалерийских училищ.

В 1904 г. Новочеркасскому казачьему юнкерскому училищу была присвоена форма Донских казачьих конных полков. Погоны алые, с шифровкой «Н.У.». Оренбургскому казачьему юнкерскому училищу - форма Оренбургских казачьих конных полков. Погоны алые, шифровка «О.У.».

Смотр Николаевского инженерного училища по случаю освящения знамени. 19 февраля 1903 г.

В 1912 г. шифровка на погонах обоих казачьих училищ была упразднена; погоны Новочеркасского училища остались алыми, а Оренбургского - стали светло-синими. Офицеры этих училищ получили шитье военно-учебных заведений на воротник.

В том же году юнкерам Николаевского кавалерийского училища были положены фуражка с алой тульей, алой выпушкой и с алым околышем с темно-зелеными выпушками; двубортный, с алой выпушкой лацканного покроя мундир с настяжным алым лацканом; воротник и обшлага с золотым унтер-офицерским галуном; при парадной форме - кавалерийские золотые эполеты. Безусловным украшением стал трехполосный кушак: крайние полосы алые, средняя полоса и выпушка темно-зеленая. А через год Казачьей сотне было присвоено следующее обмундирование: прибор серебряный, шапка черная каракулевая. Спереди серебряная Андреевская звезда в сиянии. Подбородный ремень черной лакированной кожи. Фуражка с алой тульей и алой выпушкой, околыш алый с темно-синими выпушками. Темно-синий мундир казачьего покроя. Юнкерам полагался серебряный унтер-офицерский галун, шаровары темно-синие, с однорядным алым лампасом, они носили алые погоны с серебряным галуном по краям, а также светло-синий кушак.

В начале века, в 1901 г., Елисаветградское и Тверское юнкерские училища имели серебряный прибор. Юнкера носили барашковую шапку, суконное дно которой было алым, фуражку с темно-зеленой тульей, алой выпушкой и алым околышем. Юнкерам полагался драгунский двубортный мундир образца 1897 г. с алой выпушкой и серо-синие укороченные шаровары. Погоны Елисаветградского училища - алые с темно-зеленой выпушкой, шифровка желтая «Е.Ю.». У Тверского училища - светло-синие с темно-зеленой выпушкой, шифровка «Т.Ю.». По свободным краям - серебряный галун.

В 1904 г. изменился прикладной цвет Тверского училища. Он стал светло-синим вместо алого, прибор остался серебряный. Изменилась также шапка: теперь ее суконное дно стало светло-синим. Юнкера Елисаветградского кавалерийского училища, как входящего в Одесский военный округ, носили фуражку вместо шапки. А орел с барашковой шапки пригонялся на тулью, цвет которой был алым с темно-зеленой выпушкой и темно-зеленым околышем, а у «тверцов» тулья была светло-синей, выпушка темно-зеленая, околыш - темно-зеленый. В 1910 г. Тверское юнкерское училище было преобразовано в кавалерийское училище, а двумя годами позже обоим училищам на уланские шапки был пожалован герб военно-учебных заведений вместо Государственного герба, а офицерам - шитье военно-учебных заведений.

К началу Первой мировой войны форма подразделялась на форму военного времени и форму мирного времени.

Форма военного времени

В состав формы военного времени входили:

1) походная суконная рубаха защитного сукна с погонами или китель - для кавалерийских и казачьих училищ;

2) шаровары черные укороченные, у кавалеристов - серо-синие;

3) поясной ремень с бляхой в пехотных, артиллерийских и инженерных училищах. Юнкера остальных училищ носили одношпеньковый ремень;

4) плечевая портупея у юнкеров артиллерийских и кавалерийских училищ;

5) шашка с темляком (в артиллерийских и кавалерийских училищах), штык или тесак у портупей-юнкеров в пехотных и инженерных училищах;

6) сапоги высокие и шпоры (если такие полагались училищу);

7) фуражка защитного цвета с козырьком;

8) перчатки коричневые (в строю - кому такие были присвоены; при увольнении в отпуск - по желанию);

9) шинель пехотного или кавалерийского образца;

10) револьверная кобура с револьвером и шнуром к нему (в артиллерийских училищах, у фельдфебелей пехотных и инженерных училищ и у вахмистров кавалерийских училищ), в остальных училищах юнкера носили винтовку;

11) наушники;

12) башлык.

Примечание. Форма военного времени надевалась юнкерами по распоряжению начальника училища.

Форма мирного времени

Форма мирного времени разделялась на: а) парадную; б) обыкновенную; в) служебную; г) домашнюю.

В состав формы мирного времени входили: Прежде всего, парадная форма, которая включала: мундир, укороченные шаровары, поясной ремень, у фельдфебелей белый кожаный ремень (в реальности это был кожаный ремень палевого цвета), в артиллерийских и кавалерийских училищах - шашку, офицерский темляк, кому он был присвоен, высокие сапоги, шпоры - в артиллерийских и кавалерийских училищах, кивер с помпоном и кистями, награды и нагрудные знаки, белые замшевые перчатки, шинель, наушники по особому распоряжению.

Парадная форма надевалась юнкерами:

1) присутствующими на смотрах и парадах частей войск;

2) присутствующими на парадах в дни церковных праздников, праздников частей, а также в день училищного праздника;

3) присутствующими на освящении знамен и штандартов;

4) в дни восшествия на престол Государя императора, Св. Коронования их величеств, рождения и тезоименитства их величеств;

5) участвующими в брачной церемонии шаферами;

6) при погребении генералов, штаб- и обер-офицеров, а равно при погребении нижних чинов;

7) отправляющимися в отпуск в праздничные дни.

Обыкновенная форма отличалась от парадной тем, что юнкера надевали кивер без помпона и коричневые перчатки вместо белых. Что касается шинелей, то их, как и при парадной форме, полагалось надевать только в рукава.

Юнкера-кавалеристы при этой форме носили погоны вместо эполет. Снимался султан с уланской шапки или кивера и отстегивался лацкан.

Обыкновенная форма надевалась юнкерами:

1) присутствующими при прибивке знамен и штандартов в Высочайшем присутствии;

2) присутствующими на церковных церемониях в воскресные и праздничные дни;

3) присутствующими при закладке и освящении церквей и казенных зданий;

4) присутствующими при брачной церемонии, восприемниками от купели и при выносе Св. Плащаницы;

5) на официальных балах и танцевальных вечерах в учебных заведениях;

6) при погребении гражданских чинов всех ведомств, гражданских лиц и дам;

7) на официальных панихидах;

8) во всех случаях, когда поступало распоряжение начальства быть в военной форме.

Была у юнкеров и служебная форма, которая надевалась при выходе на строевые занятия и во всех случаях, когда не была указана другая форма, при всех служебных нарядах, при увольнении в обыкновенные дни, а также в загородный отпуск. В служебной форме полагалось являться к начальству на квартиру. При этом необходимо было снять шинель, надеть оружие и поясной ремень поверх мундира, а головной убор держать в руках. Надевалась такая форма также юнкерами в период каникул, когда они являлись в комендантское управление для представления отпускного билета.

Служебная форма включала: мундир, который, как правило, в расположении училища по приказанию начальника училища заменялся рубахой, укороченные шаровары, поясной ремень, высокие сапоги, бескозырку (у фельдфебелей фуражка была с козырьком), воинские награды и знаки, коричневые перчатки, шинель в рукава или внакидку, наушники в особых случаях, башлык по особому приказанию.

Для повседневной внутренней жизни в училищах имелась и так называемая домашняя форма одежды. Она надевалась юнкерами во время лекций, отдыха и некоторых строевых занятий; во время обеда юнкера всегда должны были быть в домашней форме одежды. Включала она гимнастическую рубаху защитного цвета, с погонами (а до 1908 г. - вицмундир), шаровары черные длинные, поясной ремень, короткие сапоги, бескозырку при выходе из здания училища, награды и знаки - по желанию, шинель - также по желанию, если не следовало особого приказания при выходе из здания училища надевать шинель.

Юнкера имели 3 вида головных уборов: кивер, бескозырку и летнюю фуражку. Юнкера казачьих училищ и Иркутского военного училища - папахи.

Вне строя снятый головной убор полагалось держать в левой опущенной руке следующим образом: кивер - донышком вперед, гербом кверху, большой палец снаружи, по направлению к гербу, а остальные пальцы внутри; бескозырку - за тулью, кокардой вперед, подбородный ремень убран; фуражку с козырьком - за козырек, донышком вперед, большой палец поверх козырька, по направлению к кокарде, остальные пальцы внутри.

Во всех случаях, когда снимали головной убор, одновременно снимали и перчатку с правой руки. Ее клали на козырек или на тулью головного убора и придерживали кистью руки. В строю снятый кивер держался на левой согнутой руке на высоте пояса, гербом (кокардой) вправо. Фуражка пехотных и инженерных училищ - в вытянутой и опущенной левой руке, кокардой вперед.

Что касается шинели, то она служила верхней одеждой для всех форм без исключения. Могла быть надета в рукава, внакидку или в скатанном виде перекидывалась через левое плечо (у конных чинов привязывалась к седлу).

При температуре выше +10 °C все юнкера, при увольнении в отпуск должны были быть без шинелей; от +5 до +10 °C юнкера накидывали шинели; ниже +5 °C - надевали их в рукава. Скатанными шинели были только у юнкеров, находящихся в строю. Присутствующие на смотрах и ученьях юнкера надевали шинель так, как это делали войска. Юнкерам не разрешалось носить непромокаемые пальто и плащ-накидки. Башлыки и наушники надевались при морозе ниже -10 °C. При этом башлык мог быть надет под погоны, либо на голову, либо повязан вокруг шеи в виде воротника-стойки. Башлыки или наушники в строю надевались по особому распоряжению.

У юнкеров большинства военных училищ была еще одна принадлежность формы, которой они очень гордились и которую не полагалось иметь другим нижним чинам. Это перчатки. При парадной форме и при посещении балов, театров, концертов юнкерам разрешалось носить белые замшевые перчатки. В других случаях полагались коричневые перчатки: лайковые или нитяные в летнее время и шерстяные - в остальное время года. В строю коричневые нитяные или шерстяные перчатки полагались фельдфебелям и старшим портупей-юнкерам. Прочие юнкера, находясь в строю, надевали коричневые шерстяные перчатки только при морозе больше -10 °C, по особому распоряжению.

Воспитанники кавалерийских и артиллерийских училищ носили шпоры. Они полагались всем юнкерам унтер-офицерского звания при увольнении в отпуск.

Император Николай II осматривает строй юнкеров в Красносельском лагере. 1912 г.

При увольнении в отпуск юнкера также должны были носить оружие. Для юнкеров-пехотинцев это был штык в ножнах, для кавалеристов и артиллеристов - шашка, для портупей-юнкеров - тесак с офицерским темляком и револьвер для артиллеристов. Фельдфебелям, кроме револьвера, полагалась шашка с офицерским темляком. В расположении училища носить шпоры при высоких сапогах разрешалось только фельдфебелям и портупей-юнкерам. Они также носили револьвер в револьверной кобуре. К форме начальствующих лиц из юнкеров полагался офицерский темляк.

Необходимо сказать несколько слов о знаках отличия фельдфебелей и портупей-юнкеров. Так, фельдфебелям присваивались на погоны лычки из широкого золотого или серебряного галуна (в зависимости от рода войск); у них была фуражка с козырьком и дополнительная тесьма по верхнему краю наружного обода кивера. Старшим портупей-юнкерам присваивались 3 лычки на погоны из басонной тесьмы, младшим - две лычки. Также полагался темляк офицерского образца.

Юнкерам, которые еще в кадетском корпусе были вице-фельдфебелями или вице-унтер-офицерами, сохранялись на погонах: первым - продольная нашивка, вторым - поперечная нашивка по низу погона из узкого галуна. Этим же чинам полагалось снимать оружие при посещении церкви, на балах и танцах.

Награды на груди юнкера обязаны были носить при парадной и обыкновенной формах во всех случаях, при служебной же - только в отпуске. Кресты и медали надевались либо на мундир, либо на гимнастерку, либо прикреплялись к шинели, надетой в рукава.

Экзамен по высшей математике в Михайловском артиллерийском училище.

Нагрудные знаки, установленные для лиц, окончивших высшие или средние учебные заведения гражданского ведомства, юнкера имели право носить при всех формах одежды, когда о том объявлялось в приказе по училищу.

Полученные за состязательную стрельбу в училище значки и призовые часы с цепочкой навыпуск юнкера имели право носить при парадной и обыкновенной формах, а также при служебной форме - в отпуске. Носить очки юнкера могли только вне строя. Им запрещалось носить пенсне, кольца, и брелки. С 1911 г. юнкерам разрешалось носить часы, не выставляя при этом цепочки.

Мундир застегивался на все пуговицы и оба крючка воротника. Шаровары полагалось подтягивать корсетом, напуска не допускалось. Шинель, надетая в рукава, застегивалась на все крючки, внакидку - на крючки воротника и верхний бортовой крючок. Во время прогулок в расположении училища разрешалось не застегивать крючков воротника, когда шинель была внакидку, и не надевать поверх шинели поясного ремня, когда она надевалась в рукава. Бескозырку полагалось надевать так, чтобы между ней и правой бровью проходил один палец, а над левым ухом - четыре пальца. Во время занятий верховой ездой подбородные ремни опускались и пригонялись так, что прилегали вплотную к подбородку, во всякое другое время они убирались. Кивер и фуражка надевались прямо, без наклона.

Гимнастическая рубаха застегивалась на все пуговицы, подпоясывалась поясным ремнем. Воротник рубахи разрешалось расстегивать только в курительных комнатах и в спальнях во время послеобеденного отдыха.

Башлык надевался под погоны, колпак складывался плоско на спине, концы перекрещивались на груди (причем сверху был левый), подгибались и заправлялись за поясной ремень. Если башлык был надет на голову то его концы обматывались вокруг шеи. Если он был повязан вокруг шеи, то концы завязывались узлом впереди воротника.

Колодка с наградами располагалась на двубортном мундире - посредине груди, на однобортном мундире, шинели, надетой в рукава, и на гимнастической рубахе - на левой стороне груди. Нагрудные знаки, установленные для выпускников гражданских высших учебных заведений и некоторых средних учебных заведений носились на правой стороне груди на мундире, гимнастической рубахе и шинели, надетой в рукава. Знак за состязательную стрельбу носился также на правой стороне груди.

Мягкая форма Собственно задержание может производиться в мягкой и в жесткой форме. Ничего не подозревающий подследственный гражданин с подпиской о невыезде может быть «отправлен в ИВС (КПЗ)» – в случае, если он совершил преступление, за которое законом предусмотрено

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Жесткая форма Задержанию в жесткой форме вы можете подвергнуться в любом месте: в квартире, в ресторане, на вокзале, на улице, в метро.Обычно работники милиции, козырнув, просят предъявить документы. Рекомендуем не возмущаться: именно с возмущения «гражданина» начинается

Из книги Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура автора Чемберлин Эрик

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Форма города Города, которыми Европа была утыкана, словно парадная одежда драгоценными камнями, к эпохе Возрождения уже были древними. Они переходили из столетия в столетие, сохраняя на удивление правильную форму и постоянный размер. Только в Англии в них не

Из книги Черный квадрат автора Малевич Казимир Северинович

Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Корея на перекрестке эпох автора Симбирцева Татьяна Михайловна

Форма дворцовых слуг Дворцовые слуги обеспечивались казенной формой. Слуги, работавшие «на людях», кроме повседневного платья обеспечивались праздничными и парадными ливреями. Стоимость дворцовой униформы, естественно, зависела от положения слуги в дворцовой иерархии

Из книги Спираль Русской Цивилизации. Исторические параллели и реинкарнация политиков. Политическое завещание Ленина автора Хельга Ольга

Имя как форма политического протеста Если мёхо было достоянием только королей, то у любого образованного человека было обычное посмертное имя, которое называлось сихо. Поскольку и короли были образованными людьми, то у них тоже были сихо, но в отличие от простых смертных,

Из книги Главный процесс человечества. Репортаж из прошлого. Обращение к будущему автора Звягинцев Александр Григорьевич

Спираль – форма развития общества В последнее время модно говорить о кольцах и кругах времени как инструменте исследования истории. Циклы правят миром, именно момент появления означает вхождение в определенные временные циклы, которые наделяют этот момент времени

Из книги О любви и боле автора Коперник Александр

Форма не всегда дисциплинировала содержание Особо хотелось бы остановиться на работе переводчиков. Это был сложный и ответственный труд. Ведь именно от умения квалифицированно, быстро и абсолютно адекватно перевести услышанное во многом зависел успех обвинения.

Из книги По ту сторону одиночества. Сообщества необычных людей автора Кристи Нильс

Глава 41. СС: черная форма, черные дела Даже ярые критики нацизма обычно не возражают против того, что Гитлер пришел к власти через выборы. В агитации, пропаганде, организации массовых мероприятий ему действительно не было равных. Якобы за приверженность конституционным

Из книги Судьба империи [Русский взгляд на европейскую цивилизацию] автора Куликов Дмитрий Евгеньевич

Любовь как форма существования белковых тел То, что сказано ниже, относится не к любви. Это касается собственничества, которое могут любовью называть. Такое отношение встречал в жизни почти каждый, а многие - и проявляли. Так что не думайте, что говорю я о любви в целом;

Из книги автора

9.5 Деревня как форма коллективной жизни В связи с проблемой наркотизации возникло много коллективных поселений людей, употребляющих наркотики. Эта форма коллективной жизни сходна с деревенской. Условия жизни наркозависимых и обслуживающего их персонала одинаковы; они

Из книги автора

Управление как современная форма господства Либерально-демократический миф с возмущением отвергает проектный подход к истории и социуму в целом, причем на различных основаниях. С либеральной точки зрения проектирование просто невозможно, так как источником истории

Профессиональная подготовка офицеров в России в специальных учебных заведениях началась при создании регулярной армии, но первоначально она касалась только специальных родов войск. Учебные заведения по подготовке общевойсковых офицеров появились лишь в конце первой трети XVIII века. Сама же система военно-учебных заведений сложилась в начале XIX века.

Военно-учебные заведения, связанные с подготовкой офицеров, можно разделить на три группы: 1) непосредственно готовящие офицеров (выпускающие своих воспитанников офицерами или с правами на офицерский чин; 2) готовящие для поступления в заведения первой группы; 3) занимающиеся повышением квалификации и переподготовкой лиц, уже имеющих офицерские чины. До 60-х гг. XIX в. учебные заведения двух первых групп представляли собой единое целое в лице кадетских корпусов, и лишь затем функциональное различие между тремя типами учебных заведений было твердо установлено.

В XIX веке система военно-учебных заведений постоянно расширялась. Можно выделить два основных периода ее развития — до реформ 60-х гг. и после них, когда произошло принципиальное разделение военно-учебных заведений на подготовительные и собственно военно-специальные, непосредственно выпускающие офицеров. До этого кадетские корпуса, принимая воспитанников в раннем возрасте, выпускали их уже офицерами. В первой половине XIX века офицеров выпускали кадетские корпуса, Военно-сиротский дом, Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, юнкерские школы, некоторые общегражданские учебные заведения и специальные военные училища (артиллерийское, инженерное, топографическое, юридическое). Своя система подготовки офицеров существовала на флоте.

В 30-40-х гг. сеть кадетских корпусов существенно расширилась. На пожертвования дворянских губернских обществ и частных лиц был открыт целый ряд новых кадетских корпусов. Надо заметить, что кадетские корпуса помимо военного имели и благотворительное значение, давая возможность получить образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян. Так как число желающих поступить в кадетские корпуса постоянно возрастало, то со временем прием стал обуславливаться служебными заслугами родителей. Но преимущественно принимали сирот и неимущих, причем существовало 26 разрядов по правам на казенное воспитание, в соответствии с которыми и определялась очередность приема.

По правилам, существовавшим с 1830 г., после экзамена воспитательный комитет определял каждого выпускника в тот или иной род войск. Самые лучшие получали направление в гвардию, лучшие — подпоручиками в армию или производились в прапорщики артиллерии и инженерных войск с прикомандированием к соответствующим училищам, а также к Генеральному штабу для поступления через два года в академию. Прочие же выпускались прапорщиками в армию. .

В середине 50-х гг. был проведен ряд изменений в правилах приема и выпусков из корпусов. В 1857 году двухгодичные специальные классы были открыты во всех кадетских корпусах, они стали выпускать воспитанников прямо на службу, а лучших переводить в третий класс Константиновского кадетского корпуса. Дворяне со средним и высшим образованием, не дворяне — с высшим образованием могли теперь поступать экстернами в специальные классы кадетских корпусов. Действительная служба засчитывалась с 16-летнего возраста, а права по выпуску они имели равные с кадетами. Все лица с высшим образованием должны были окончить только один третий специальный класс при Константиновском кадетском корпусе. .

В результате реформ 60-70х гг. XIX в. военно-учебные заведения Российской империи подразделялись на следующие типы: 1) Общеобразовательные средне учебные заведения — семиклассные военные гимназии и четырехклассные прогимназии; 2) Средние специальные военные и юнкерские училища; 3) Высшие — военные академии.

К 1881 году существовало 18 военных гимназий и 8 военных прогимназий с курсом, соответствующим курсу уездных училищ. .

30 мая 1882 года военным министром был представлен всеподданнейший доклад о системе общеобразовательного и специально военного образования в военно-учебных заведениях. В докладе говорилось: «Истекшие годы после реформы военно-учебных заведений дают возможность в настоящее время определенно высказать: а) необходимо ли сохранение в военном ведомстве существующих ныне двух типов военно-учебных заведений; б) вполне ли достигнуты цели, поставленные при преобразовании военно-учебных заведений». . Летом 1882 года все военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса.

Что касается военных училищ, то к началу 1881 года действовало три пехотных училища — Павловское, Константиновское и Александровское, одно кавалерийское — Николаевское, Михайловское — артиллерийское и Николаевское инженерное. . Кроме того, офицеры из специальных классов Питерского и Финляндского кадетских корпусов.

Курс военных училищ с точки зрения изучаемых предметов подразделялся на: 1) общеобразовательный (закон божий, русский язык. Иностранные языки, математика, химия, статистика, законоведение) и 2) специальный (тактика, артиллерия, фортификация, военная топография, военная администрация). Таким образом, в течение двух лет в пехотных училищах изучалось 15, а в кавалерийских — 16 предметов. Однако в политическом отношении будущий офицер был совершенно безграмотен и никаких познаний в этом отношении он не получал. Один из лидеров белого движения А.И. Деникин в своих воспоминаниях по этому поводу писал: «Ни училищная программа, ни преподаватели, ни начальство не задавалось целью расширить кругозор воспитанников, ответить на их духовные запросы. Русская жизнь тогда бурлила, но все так называемые «проклятые вопросы», вся политика — понятие, под которое подводилась вся область государствоведения и социальных знаний, — проходила мимо нас». .

Высших военно-учебных заведений к 1881 году было четыре: Николаевская академия генерального штаба, Николаевская инженерная академия, Михайловская артиллерийская академия и Александровская военно-юридическая академия. .

Система учебных заведений на флоте также имела свою специфику. В нее помимо учебных заведений, готовящих строевых флотских офицеров, входили заведения по подготовке штурманов, инженерно-технических специалистов, морских артиллеристов и кораблестроителей. Как и в армии, военно-морские учебные заведения, готовящие офицеров, можно было разделить на две группы: 1) дающие своим выпускникам первый офицерский чин; 2) в которых повышали образование лица уже имеющие офицерские чины. К первой группе относятся морские училища, а ко второй — академии и различные офицерские классы и школы.

Итак, система военного образования в Российской империи в течение XIX века прошла несколько этапов. На первом этапе в конце первой трети XIX века расширяется сеть кадетских корпусов как основное звено подготовки общевойсковых офицерских кадров. В это же время зарождается деление на учебные заведения, непосредственно выпускающие офицеров, и заведения, осуществляющие первичную подготовку.

Следующий этап, начавшийся со второй половины XIX века, связан с проведенными тогда радикальными реформами военного образования, в результате которых она приняла, во-первых, всеобъемлющий характер, а во-вторых, обрело логическую последовательность и единообразие в основных звеньях.

С упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ в военные, система военно-учебных заведений к началу XIX века приняла полностью единообразный вид.

Примечания:

  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. — М., 1993. -с. 106.
  2. Там же-с. 107.
  3. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий (1881-1903).-М., 1973.-c.294.
  4. РГВИА, ф.379, оп. 20, д.111,л.17.
  5. РГВИА, ф.379,оп. 40, д.71, л.22.
  6. Деникин А.И. Путь русского офицера. — М., 1991. -с.65-66.
  7. РГВИА, ф.366, оп.2,д.163,л.21.

    На этой странице представлен список военно морских флагов СССР. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Сокращения в тексте: ВМС Военно Морские Силы ВМФ Военно Морской Флот ГПУ Государственное политическое управление… … Википедия

    Военно воздушные силы России … Википедия

    История русской армии Войско Древней Руси Армия Московской Руси Полки «Иноземного строя» Вооружённые силы Российской империи Белая армия … Википедия

    Военное министерство (с 1808 года), Министерство военно сухопутных сил. Годы существования 8 сентября 1802 года … Википедия

    Военное духовенство Российской империи подразумевает под собой категорию священнослужителей находящихся в войсках. Это часть российского духовенства, задействованная в духовном окормлении военнослужащих различных родов войск Российской… … Википедия

    - … Википедия

    Военно учебные заведения учреждения военно профессиональной подготовки кадров для вооружённых сил. Содержание 1 История 2 Военно учебные заведения в России 3 … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Памятная книжка Морского ведомства на 1875 год , . Санкт-петербург, 1875 год. Типография Морского министерства. Типографский переплет с золотым тиснением. Золоченый обрез. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагается "Памятная книжка…
  • Правила приема в военные училища и программы учебных предметов, составленные сообразно с требованиями при вступительном экзамене в эти заведения на 1872 год , . Оригинальное название: Правила пр i ема въ военныя училища и программы учебныхъ предметовъ, составленныя сообразно съ требован i ями при вступительномъ экзамен? въ эти заведен i я на 1872…

Революционные войны Франции рубежа XVIII-XIX вв., а затем наполеоновские войны знаменовали наступление в европейской военной системе эпохи массовых буржуазных армий. Главенствующим принципом комплектования таких армий стала всеобщая бессословная воинская повинность, при относительно (по тому времени) коротких сроках действительной военной службы, но с обязательным пребыванием 10-20 лет в запасе по ее окончании. Такие поистине революционные перемены опирались на патриотизм и сознательность нового субъекта социально-политической жизни – буржуазного гражданина. В ходе наполеоновских войн превосходство новой – буржуазной армии было продемонстрировано в полной мере, невзирая на конечное поражение Франции. Крымская война 1853-1856 гг. показала, что архаичные феодальные армии как Российская, или полуфеодальные типа Британской стали явно неэффективны.

Новая армия, обычно небольшая в мирное время, но увеличивавшаяся в разы при объявлении мобилизации, требовала больше офицеров, к тому же, обладающих лучшей подготовкой, способных работать с личным составом нового типа, не рекрутами-крепостными, а гражданами.

К моменту начала буржуазных реформ 1860-х-1870-х гг. ничего этого в России не было. В эпоху реформ императора Александра II военным министром Д. А. Милютиным, при содействии главного начальника военно-учебных заведений И. В. Исакова, была произведена полная реформа военно-учебных заведений; существование прежних кадетских корпусов, воспитывавших в своих стенах одновременно и малолетних и взрослых, было признано не педагогичным, и кадетские корпуса были разделены по возрастным группам.
Для общего образования с августа 1863 г. начали постепенно вводиться так называемый военные гимназии, то есть, заведения общеобразовательные, без воинской дисциплины. При этом классные отделения поручались как военным, так и гражданским чинам, имевшим должную подготовку для воспитательного дела. Для специального воинского образования окончившие курс военной гимназии переводились в тогда же учрежденные военные училища.

В военном ведомстве учреждены были педагогические курсы с целью готовить для военно-учебных заведений специально образованных преподавателей научных предметов, а для подготовки преподавателей и воспитателей для военно-начальных школ в 1866 г. в Москве учреждена была особая учительская семинария военного ведомства. В это же время (1864 г.) был основан педагогический музей военно-учебных заведений.

Милютинская реформа военно-учебных заведений была быстро осуществлена и хорошо привилась, поскольку задумана были широко, не было упущено из виду ни одной меры, полезной для её полного осуществления. Так как в то время уже назревала и другая крупная реформа, - введение всеобщей воинской повинности (осуществлено в 1874 г.), то для заблаговременной подготовки достаточного количества офицеров из войсковых вольноопределяющихся с 1864 г. было сформировано 21 юнкерское училище, из которых пехотных - 16, кавалерийских - 2 и казачьих – 3.

К концу царствования Николая I в кадетских корпусах числилось до 6,700 кадетов, что обеспечивало средний выпуск в год 520 офицеров. После реформы военно-учебных заведений 4 военных училища из общего числа в 21 обеспечивали ежегодный выпуск 400-500 офицеров.

При императоре Александре III последовала контрреформа военно-учебных заведений. В июле 1882 г. все военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, причем воспитателями назначались исключительно офицеры, во главе которых были поставлены ротные командиры. Таким образом бывшим общеобразовательным школам придавался характер подготовительных военно-воспитательных заведений. Хотя преемник Д. А. Милютина, военный министр И. С. Ванновский, сам принимавший прежде деятельное участие в преобразовании Николаевских кадетских корпусов, не слишком радикально поставил новые корпуса на военную ногу, но все-таки он вернул звание кадетов и с 1885 г. приказал выводить старшую роту для строевых занятий в учебные лагеря. Учительская семинария военного ведомства и педагогические курсы при 2-й военной гимназии были упразднены, военные гимназии для приходящих преобразованы в интернаты. Вместо военных прогимназий, также, по большой части, преобразованных в кадетские корпуса, остались только две военные школы для обучения малоуспевающих - Вольская и Ярославская.

Количество Военно-учебных заведений при Александре III увеличилось. До революции 1917 г. в Российской империи существовало около 30 военных училищ. Наиболее престижными считались: Пажеский корпус, Павловское, Александровское, Алексеевское, Киевское, Николаевское, Михайловское и Владимирское.
Училища готовили кадровых офицеров российской армии, принимались в них воспитанники кадетских корпусов (военных гимназий), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений независимо от сословной принадлежности не моложе 17 лет. Кроме сдачи вступительных экзаменов, абитуриенты должны были представить: прошение на Высочайшее имя; свидетельство о приписке к призывному участку; о политической благонадёжности; о годности к военной службе; подписку о непринадлежности к тайным обществам и несудимости.

Срок обучения в военных училищах составлял 2 года, но с началом первой мировой войны он поэтапно сокращался и, в конце концов, уменьшился до 4-х месяцев.

Слушателей военных училищ выпускали по трём разрядам: Окончившие курс по первому разряду, то есть, имевшие не менее 8 баллов в среднем, выпускались подпоручиками; окончившие курс по второму разряду и имевшие не менее 7 баллов выпускались прапорщиками; и по третьему разряду переводились в полки армейской пехоты юнкерами на шесть месяцев и по истечении этого срока производились в офицеры без экзамена.

Все принятые в училища разбивались по ротам. Дисциплина в училище была суровая. Первые два-три месяца со дня поступления юнкеров не отпускали в отпуск до тех пор, пока они не учились отдавать честь и вертеть головой на 360 градусов. День у юнкеров начинался в 5 ч. 45 мин. утра, они быстро убирали кровати, чистили сапоги, умывались и были готовы к утреннему осмотру. После чего следовали молитва, гимнастика, утренний чай и строевые или учебные занятия. Слушатели военных училищ изучали: фортификацию, инструментальные съёмки, военную историю, военную географию, химию, математику, закон божий, тактику, немецкий и французский языки, артиллерию, военную администрацию, топографию, устав и другие дисциплины.

Юнкера приняли активное участие в гражданской войне на стороне белого движения. Например, воспитанники Владимирского училища, после Октябрьского переворота, 29 октября 1917 года, участвовали в общегородском антибольшевистском восстании, организованном Комитетом спасения Родины и революции, который возглавляли сторонники эсеров. Около 4 часов утра они разоружили караул, охранявший училище, арестовали комиссаров Военно-революционного комитета.

После 9 часов утра контролируемые большевиками воинские части пошли в атаку на училище. Юнкера отбивались около шести часов, несмотря на артиллерийский обстрел здания и подавляющий численный перевес нападавших. Метким огнём они уничтожили орудийный расчёт, ведший огонь со стороны Малой Разночинной улицы. Тогда орудие было передислоцировано на угол Большой Порховской и Большой Гребецкой улиц (ныне угол Чкаловского проспекта и Пионерской улицы) и стало обстреливать боковую часть здания. Юнкера продолжали сопротивляться даже тогда, когда восстание в других частях города, включая штаб восстания - Николаевское инженерное училище (Михайловский замок), было подавлено. Здание Владимирского училища было захвачено красногвардейцами после 3 часов дня 29 октября. По данным меньшевистской газеты «Новая жизнь», при осаде было ранено и погибло около 200 юнкеров, а 71 человек стал жертвой самосудов, так 20 владимирцев были расстреляны у стен Петропавловской крепости.

6 ноября 1917 года училище было расформировано. На базе училища в помещении Военно-топографического училища были открыты 1-е Советские пехотные Петроградские курсы РККА.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...