Подросток не поднимает руку на уроке. SOS! Ребенок боится отвечать на уроках! Что делать

Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в , и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

План урока:

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы. Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки». Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.


Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.


Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.


И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

У многих людей есть страх аудитории.

Шестиклассник Сережа – отличник. Но к доске учителя вызывают его крайне редко: жалеют. Потому что умный и начитанный мальчик, оставаясь один на один с аудиторией, зажимается, краснеет и не может выдавить из себя ни слова. Можно ли ему как-то помочь?

Страх выступления перед аудиторией – явление распространенное среди людей всех возрастов и любого социального статуса. Правда, есть счастливчики, которые не просто легко с этим чувством справляются, но даже получают удовольствие от прилива адреналина. Но их, увы, немного. Для остальных зажаться от ужаса – еще не самый плохой из возможных вариантов: кто-то ведь, наоборот, расслабляется до «медвежьей болезни».

Так что первый шаг на пути преодоления страха – признать: «Я боюсь, и это нормально». Еще лучше – сделать это вслух. Ведь для окружающих ваши страдания все равно очевидны. Так что вполне можно объяснить при случае: «Когда стою перед классом (аудиторией, залом и т. п.), совершенно теряюсь, в горле пересыхает. Мне проще написать ответ, чем произнести вслух».

Чего же мы боимся?

Чаще всего – оценки окружающих. Вдруг скажешь что-то не то, и тебя засмеют, уличат в незнании? Еще бывает страх агрессии со стороны аудитории (одноклассников, учителя): что начнут задавать каверзные вопросы и тем самым опозорят.
Хорошая новость для всех таких страдальцев: поскольку подобные переживания знакомы многим, вопрос изучен, и методы преодоления разработаны. Понятно, что для самого скорого и эффективного результата желательно обратиться за помощью к специалистам. Но сами дети, учителя и родители могут помочь своим стеснительным детям, если будут знать азы психологии. Итак, за дело!


10 шагов к успеху

Шаг 1

Первое проявление страха – перехватывает дыхание. Так что, оказавшись лицом к лицу с любой аудиторией, сделайте простейшую дыхательную гимнастику: несколько раз подряд глубокий вдох и медленный выдох.

Шаг 2

Найдите точку опоры. Плотно прижмите ступни к полу – почувствуйте твердую почву под ногами.

Шаг 3

Почему-то очень часто человеку, который боится выступать, настойчиво советуют расслабиться. Обычно совет этот не срабатывает – ведь все забывают одно из основополагающих правил йоги: прежде чем расслабиться, надо сконцентрироваться! Итак, постарайтесь, наоборот, напрячься изо всех сил: сожмите кулаки, почувствуйте напряжение во всех мышцах. И только потом можно максимально расслабиться.

Шаг 4

Обычно перед выступлением стеснительный человек впадает в некоторую прострацию. Поэтому важно сказать себе: «Стоп!» – и мысленно ответить на 3 вопроса: «Кто я? Где я? Что я собираюсь сделать?» Например: «Я Сергей Иванов. Стою у доски перед классом. И сейчас расскажу стихотворение, которое выучил дома». Как показывает практика, это очень эффективный способ собраться и сконцентрироваться на поставленной задаче.

Шаг 5

Надо все-таки знать то, о чем собираешься говорить, – то есть учить стихи, теоремы и правила, которые могут спросить. А то бывают случаи, когда к психологу приходят подростки и жалуются: «Боюсь выходить к доске!» А потом выясняется, что они к урокам вообще не готовятся. Понятно, что «плавать» на глазах всего класса и страшно, и унизительно.

Шаг 7

К слову о домашней подготовке – совет родителям: если хотите помочь ребенку, не жалейте времени и сил на то, чтобы устраивать семейные чтения. А еще лучше – организовать домашний театр. Понятно, что дети должны принимать во всем этом самое активное участие: много читать вслух в присутствии всех домочадцев, исполнять главные роли в семейных постановках.

Шаг 8

Иногда психологи советуют неуверенному в себе оратору обесценить аудиторию. То есть, например, представить, что все слушатели сидят на горшках. Но мы против того, чтобы самоутверждаться за чужой счет. Лучше подумайте о том, что вы готовились к этому выступлению, знаете не только суть вопроса, но и много сопутствующих фактов. А большинство слушателей – нет. Не переоценивайте требовательность аудитории.

Шаг 9

Бывает, что причина страха у младшего школьника не в том, что он стесняется одноклассников, а в негативной реакции на учителя. Но узнать это можно, лишь участливо и доброжелательно расспросив ребенка о том, что именно он чувствует во время ответа. А вот фразы «Да чего тут бояться?!», «Как тебе не стыдно – ты уже большой!» – под запретом.

Шаг 10

Что предпринять, если кто-то из одноклассников мешает выступать (паясничает, громко выражает несогласие), а учитель его почему-то не останавливает? Делать вид, что ничего не происходит, бессмысленно. Зато можно обратиться к хулигану напрямую, например, сказать: «Ты имеешь право считать по-другому: я ведь выражаю свое мнение». И не забудьте при этом четко и громко назвать оппонента по имени: давно доказано, что звучание собственного имени невольно завораживает любого человека любого возраста.

«Поле уверенности»

Так психологи называют сильную сторону человека, которую можно использовать для борьбы со страхом перед публичными выступлениями. У каждого такое поле – свое. Кто-то знает намного больше собравшихся, а значит, его рассказ будет, как минимум, информативным, а как максимум – интересным. Кто-то может призвать на помощь свое обаяние и чувство юмора, использовать в выступлении острое словцо. А кто-то вообще обладает даром красноречия, просто дару этому надо позволить проявиться – для этого используйте любую возможность выступить.
Как говорится, клин клином вышибают.

Многие мамы и папы догадываются о том, что их ребенок не отвечает на уроках, зная учебный материал. Чадо прячется за учебником, пока учитель его не вызовет к доске. Иногда случается, полный интересными фактами реферат остаётся без внимания педагога и одноклассников. Так почему же ребенок испытывает облегчение из-за этого, вместо того,чтобы расстраиваться?

Ребенок боится отвечать на уроках по следующим причинам, выделим две основные: стеснение и страх показаться глупым, смешным, неинтересным окружающим. Если учитель старается максимально поддерживать стесняющегося ребенка, даёт достаточное количество времени для ответа, чувствует внутреннюю потребность детей во внимании педагога, то ребенку будет проще поднять руку и вызваться к доске. Доверительная и спокойная атмосфера в классе на уроке и среди сверстников на переменках также обладает мощной поддержкой для стесняющихся ребят.

В возрасте 9 лет, ребенок может стать сильно застенчивым, т.к. переживает из-за внешних изменений, меняющегося голоса. Он также может страдать из-за негативного опыта ответа у доски, когда что-то у него не получилось. Не уверенные в себе дети склонны видеть в любом деле непреодолимые для себя препятствия, поэтому, даже будучи замечательно подготовленными к уроку, они боятся поднять руку, опасаясь, что у них не получится сконцентрироваться, интересно рассказать или ответить на вопросы.

Задача родителей — помочь ребенку подготовиться настолько хорошо, чтобы опыт ответа у доски был позитивным и результат удовлетворил бы ребенка. Желательно заранее попросить помощи и поддержки у одноклассников, воспользовавшись их опытом.

Когда ребенок чувствует уверенность, он гораздо меньше переживает о том, что будет выглядеть глупо в той или иной учебной ситуации. Дети, которые не боятся отвечать и задавать вопросы на уроке, более свободны в общении как школьном, так и за пределами школы.

Менее способные ребята реже проявляют инициативу на уроках, так как считают себя «недостаточно умными и развитыми». Задача родителей помочь такому ребенку отыскать тот учебный предмет или ряд предметов, в которых он будет чувствовать себя успешным, вместе разобраться в слабых и сильных сторонах ребенка и стараться оказывать максимальную поддержку в «не дающихся» предметах. Ведь учебная мотивация складывается не только из интеллектуальных способностей ученика или того, насколько интересно учитель даёт учебный материал. Здесь важна и личная заинтересованность ребенка и родителей, и его внутренняя самооценка и самоуважение, которые способствуют формированию желания раскрывать и дополнять уровень своих знаний.

Как помочь ребенку?

«Зайчишка-трусишка», «молчун», «слова из него не вытянешь», «мямлик» - и это всё о нём – о ребёнке, который боится отвечать на уроке, практически никогда сам не поднимает руку, и, если его спросят, либо просто молчит, либо тихо бормочет себе под нос, либо даже вообще плачет.

Ясно-понятно, что это дело так не оставишь: и ребёнку помочь хочется (несладко ему приходится), и педагогу (отметки выставлять как-то тоже надо, а как оценивать ученика, если от него слова не добьёшься?).

Итак, что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? А начнём мы, как и положено: с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.

Причины могут быть такими:

1. Незнание, непонимание учебного материала. Думаю, тут всё ясно: невозможно хоть что-либо ответить, если ты в принципе не знаешь, что отвечать. Как говорится, если знал, да забыл – это ещё полбеды, а вот если не знал и ещё забыл…J

2. Проблемы с речью: неправильное звукопроизношение, заикание и т.п. нарушения могут привести к тому, что ребёнок комплексует и замыкается, становится неуверенным и как может избегает неприятной ситуации (т.е. просто молчит).

3. Неуверенность в себе как черта характера (тут тоже надо подробно разбираться, вследствие чего она сформировалась), высокий уровень тревожности у ребёнка.

4. Низкий социометрический статус ребёнка в классном коллективе (попросту говоря, когда сверстники «гнобят» его и любое его действие может вызвать насмешки, издёвки, обзывания, а иногда и физическую агрессию).

5. Чересчур высокие требования к ребёнку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их порой нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

6. Неправильное поведение педагога. К сожалению, эта причина очень часто бывает на первом месте (хоть я здесь и указываю её последней). То, как учитель относится к ученику, что именно и каким тоном он говорит, какой у него взгляд, поза – всё это очень сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, если он завышает требования к конкретному ребёнку (то есть не учитывает индивидуальные особенности), то не стоит удивляться, что некоторые дети могут испытывать страх или даже панический ужас перед ответами на уроках. Ответственность за это целиком и полностью лежит на нас, уважаемые коллеги.

Ну что же, первый важный вопрос «кто виноват?» мы разобрали, теперь перейдём ко второму: «а что же делать?».

Перво-наперво, конечно, необходимо устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом:

· При непонимании учебного материала – восполнить пробелы в знаниях. В этом может помочь учитель, родители, репетиторы.

· Если проблемы с речью, необходимы занятия с логопедом, а также наблюдение и лечение у врача-невролога.

· При неуверенности в себе и высоком уровне тревожности не помешают занятия с педагогом-психологом. Но кроме этого, обязательно изменение поведения близких ребёнку взрослых (родителей, учителя) и их моральная и эмоциональная поддержка, т.к. без этого все усилия психолога просто пойдут прахом.

· Рекомендации по работе с ребёнком, имеющим низкий социометрический статус, описаны здесь («Ребёнок-изгой…» - жмите, это ссылка), поэтому повторяться не буду. Желательна также и помощь психолога, если он есть.

· При завышенных требованиях к ребёнку работать нужно не столько с самим учеником, сколько с его родителями, объясняя и показывая на примерах последствия такого поведения взрослых и обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности сына или дочери.

· Ну, а если причиной страха ребёнка перед ответами на уроке являемся мы сами, соответственно, и работать нам надо прежде всего над собой, и тогда проблема у ученика постепенно отпадёт сама по себе.

А теперь предельно практические рекомендации, что же конкретно можно сделать , чтобы помочь ребёнку справиться со своей боязнью и начать наконец говорить (это раз, и это главное), и чтобы дать возможность учителю увидеть степень освоения учеником программного материала и оценить его (это два).

Итак, можно разрешить ребёнку отвечать не устно, а письменно (выполнять задание, писать ответ на листочке).

Или отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем (например, стихотворение наизусть рассказать во время перемены или после уроков).

При недостаточном понимании материала или слабом развитии памяти может помочь использование вспомогательных материалов при ответе (схемы-опоры, план, таблица и пр.). Само собой разумеется, что учителю нужно научить ребёнка, как этим пользоваться.

Если у педагога с учеником доверительные отношения, то хорошие результаты может принести такой приём, как ответы «на ушко» .

Не пытайтесь заставить такого ученика во что бы то ни стало отвечать громко и полным ответом, а двигайтесь к этому постепенно: пусть сначала он просто повторяет за другими, даёт только односложные ответы или даже невербальный (несловесный) ответ. Например, с помощью поднятой руки (кто думает так же, поднимите руки) или сигнализаторов.

Независимо от причины, вызывающей страх, обязательно нужно оказывать ребёнку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах, награждать за смелость (сначала можно даже повышением отметки на балл), непременно хвалить (кого-то – горячо, кого-то – сдержанно, зависит уже от индивидуальных особенностей учащегося), причём иногда хвалить даже за попытку (пусть и неудачную). При этом используйте разные виды похвалы и поощрения: доброе слово, искренняя улыбка, поднятый вверх большой палец, аплодисменты и т.д., и т.п.

Если ребёнок не является в классном коллективе отверженным, то обязательно следует привлекать других детей к оказанию ему помощи: возможно, вы поручите одному из лучших учеников проверить у него задание, или организуете работу в паре с кем-то или в малой группе; договоритесь с другими учащимися об эмоциональной поддержке для него и т.д.

Всячески при любом удобном случае подчёркивайте достоинства этого ученика, даже если они очень малы, на ваш взгляд, или совершенно не касаются учёбы. Это поможет ему поверить в себя, в свои силы, и стать чуточку увереннее, смелее.

Формируйте и тренируйте у него новые модели повеления . Т.е. расскажите и покажите ему, как именно ему лучше вести себя, когда его вызывают отвечать, как справиться со страхом и неуверенностью, несколько раз прорепетируйте эту ситуацию. Естественно, делать это нужно только наедине с ребёнком, без посторонних зрителей.

Ну, и напоследок ещё раз: ищите индивидуальный подход к каждому такому ребёнку. Эта истина, конечно, стара, как мир, тем не менее, всё так же актуальна.

Педагог-психолог ПМПК Елена Михайловна Белоусова

Поступление в школу – серьёзное испытание для ребятишек и родителей. Подготовка к письменным и устным заданиям занимает теперь много времени и усилий, поэтому можно понять огорчение мамы либо папы из-за того, что ребёнок, в совершенстве владея материалом, стесняется тянуть руку и самостоятельно не желает отвечать. А сам школьник порой ощущает облегчение и мало сожалеет о том, что его богатый любопытными фактами доклад не услышат учитель и одноклассники.

Что делать родителям, если ребёнок стесняется публичных выступлений в школе? Предлагаем советы психологов.

Предпосылок к подобному поведению всего две – и боязнь сделать что-то неправильное. В первом случае детская робость часто обусловлена особенностями нервной системы ребёнка: дети с меланхоличным и флегматичным темпераментом больше других подвержены акцентуации на отрицательных эмоциях.

Боязливый ребенок склонен к повышенной тревожности, долгому переживанию неудач и, в какой-то степени, потаканию собственным . Всё это плавно перетекает в неуверенность, вот почему даже хорошая подготовка к школе не гарантирует поднятия руки и хорошего ответа.

Не стоит забывать и о провоцирующих такое поведение факторах. К примеру, заставить ребёнка стесняться могут внутренние и внешние условия:

  1. Слабое знание предмета. Некоторые дети бойко отвечают у доски, даже если не особо разбираются в материале. Другие же тушуются, стесняясь собственного «невежества». Пожалуй, это самая «лёгкая» для коррекции причина детского стеснения.
  2. Речевые трудности. Стесняться выступлений перед педагогом и одноклассниками может ребёнок, у которого наблюдаются какие-либо языковые трудности: неверное произношение звуков, шепелявость и т.д.
  3. Натянутые отношения с одноклассниками. Проще говоря – ребёнок аутсайдер в классе. Низкий школьный статус заставляет детей отказываться от выхода к доске, поскольку каждое их действие вызывает издёвку, насмешливое отношение (о том, мы уже писали в одной из прошлых статей).
  4. Завышенные требования взрослых. Очень часто родители желают, чтобы ребёнок получал только «пятёрки», обладал широким объёмом знаний и, вообще, соответствовал всем мыслимым и немыслимым ожиданиям. Ученик попросту боится любой инициативы, которая может быть оценена как промах.
  5. Неграмотное поведение учителя. Вероятно, этот фактор можно поставить во главу угла многих поведенческих проблем школьников. Насмешки, неуместные замечания, грубый тон, просто отказ от индивидуального подхода – вот некоторые педагогические ошибки, заставляющие ребёнка стесняться публичных ответов.

К сожалению, стеснительность и страхи со временем лишь усугубляются, а проблема развивается по правилу замкнутого круга: боязнь не помогает успешно ответить на уроке, а негативные эмоции, возникающие вследствие неудач, усиливают страх публичных ответов.


Что делать?

Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.

  1. Если ребёнок стесняется отвечать из-за слабого понимания конкретного предмета, родителям стоит заполнить существующие пробелы. Это можно сделать самостоятельно либо нанять репетиторов.
  2. Неуверенность связана с речевыми трудностями? Обратитесь за квалифицированной логопедической либо неврологической помощью. Скорее всего, потребуется и психологическая поддержка.
  3. Причина тревожности кроется в низком социальном статусе? Тут потребуются усилия всех заинтересованных сторон: родителей, учителей и психологов. Важно помочь ребёнку .
  4. Родителям следует пересмотреть свою «шкалу ценностей» и отказаться от оценивания ребёнка по принесённым со школы отметкам. Это уменьшит детскую тревожность и подвигнет ученика на большую активность.
  5. Если же источником боязни детей становится педагог, родителям следует побеседовать с ним, конечно, без криков и обвинений. Важно найти в лице учителя союзника, который поможет решить возникшую проблему.

Читайте также: Что такое ОНР?


  1. Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам. Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю.
  2. Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом.
  3. Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут.
  4. Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:
    • «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
    • «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).
  1. Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе. Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...