Поэма - Мороз, Красный Нос! Николай Некрасов! Дед Мороз, старик огромный. Красив ли узор на дубах

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропЫ занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водАх?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде...

(Н. Некрасов)

Дед Мороз

Он к бровям мои прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький!

(Е. Тараховская)

Дед Мороз

Александр Шибаев
К нам на елку - ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
- Ну и дедушка Мороз!..
Что за щеки!
Что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины...

(А. Шибаев)

Дед Мороз

Здравствуй, Дедушка Мороз!
Ты, наверное, замёрз:
День ходил по городу,
Отморозил бороду…
Нос клади на батарею.
Я сейчас тебя погрею!

(А. Усачев)

Дед Мороз

Ночью в поле снег летучий,

Тишина.

В тёмном небе, в мягкой туче

Спит луна.

Тихо в поле. Тёмный, тёмный

Смотрит лес.

Дед Мороз, старик огромный,

С ёлки слез.

Весь он белый, весь в обновах,

Весь в звездах,

В белой шапке и пуховых

Сапогах.

Вся в серебряных сосульках

Борода.

У него во рту сосулька

Изо льда.

Выше, выше

Вырастает Дед Мороз.

Вот он вышел

Из-за ёлок и берёз.

Вот затопал,

Ухватился за сосну

И похлопал

Снежной варежкой луну.

Зашагал он,

Закачал он головой,

Засвистел он

В свой свисточек ледяной.

Все снежинки

По сугробам улеглись,

Все снежинки

Огонёчками зажглись.



(М. Клокова)

Дед Мороз

Принимайте-ка, ребята,

И меня в свой хоровод!

Я, румяный, бородатый,

К вам пришёл на Новый год!

Очень весело сегодня!

Песня дружная, звени!

Шумный праздник новогодний,

Зажигай свои огни!

Я сегодня весел тоже

И с ребятами дружу.

Никого не заморожу,

Никого не застужу!

Посох Деда Мороза

Гуляя по лесу зимой,
Мороз поднимет посох –
И снег повиснет бахромой
На соснах и берёзах.

Бредёт вдоль речки старый дед.
Тихонько стукнет посохом:
И снова чудо! – по воде
Пройдёт, как будто посуху.

Придёт на праздник Дед Мороз
И посохом взмахнёт –
И миллионы ярких звёзд
Зажгутся в Новый год!

(А. Усачёв)

Сказка на стекле

На стекле Мороз

Начертил узор,

Серебром нанёс

Белый пышный бор.

Рано поутру

Подойду к окну,

Буду в том бору

Слушать тишину.

Чудится ли мне?

Или снится сон?

Мчусь я по лыжне,

Слышу сосен звон.

Вьётся на снегу

Свежий лисий след,

Тает на лугу

Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берёз -

Сказку на стекле

Начертил Мороз.

Мороз-художник

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины.
Порезвясь в широком поле
И устав в лесу скитаться,
Дед Мороз от скуки, что ли,
В теплый дом решил забраться.
Но испуганные люди
Дверь держали на запоре,
И Морозко - будь что будет –
Сквозь окно полез к ним вскоре.
Но и там была преграда –
В окнах стекла были всюду,
И Морозко от досады
Навредить решился людям.
Он прикинул хитрым оком,
Кисти взял, белил, эмали –
И к утру все стекла окон
Света в дом не пропускали.

(М. Лесна-Раунио)

Мчится к нам Дед Мороз

Посмотри на детвору –
Веселы и бойки!
Мчится, мчится по двору
Дед Мороз на тройке!

На санях лихой полёт
Сквозь резные арки!
Ребятишкам в Новый год
Он везёт подарки!

Колокольчики звенят:
Бу-дет празд-ник у ре-бят!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
- Здравствуй, Дедушка Мороз!
Нам кататься, веселиться!
Санки легкие - в разбег!
Кто промчится, будто птица
Кто свернется прямо в снег.
Снег пушистый мягче ваты,
Отряхнемся, побежим.
Мы - веселые ребята,
От мороза - не дрожим.

(Л. Воронкова)

Зимний гость

Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.
С Новым годом поздравляя,
Елку пышную зажжет,
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы его встречаем,
Мы большие с ним друзья…
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!

(Н. Найдёнова)

Дед Мороз бумажный

Дед Мороз бумажный?
Он седой и важный,
С бородою и мешком,
С деревянным посошком…
Целый год на антресоли
Он лежал в пыли в неволе.
А теперь стоит на стуле
Он под елкой в карауле?
Поджидает НОВЫЙ ГОД.
- Тихо! Слышите?.. Идет!!!

(С. Пшеничных)

Кладет Дед Мороз всем зайчатам под елку

Кладет Дед Мороз всем зайчатам под елку
По мягкой игрушке – пушистому волку.
Пусть каждый трусишка играет в того,
Кто ужас наводит в лесу на него.

А каждой лисичке – по новой расческе
Для модной, блестящей и рыжей прически.
Чтоб некогда было зайчат обижать -
Прическу ведь надо в порядке держать.

А что же припас Дед Мороз медвежонку?
Корзинку малины? Медку из бочонка?
Оставлен под елью огромной лесной
Будильник, что мишку разбудит весной.

(Н. Стожкова)

Новогодние звонки

Дед Мороз у телефона,
День и ночь ему звонки:

– Приходите, наша Соня
О зиме прочтёт стишки!

– В садике Вас ждут ребята,
Ёлка с бусами огней!

– Просят волки и тигрята:
Приезжайте в лес скорей!

Длинный список приглашений
Составляет Дед Мороз
И подарков, угощений
Собирает целый воз!
(Г. Стеценко)

Тайна деда Мороза

Увидеть хоть раз бы, одним бы глазком,
И как он справляется с нашим замком,
И как он подходит неслышно, тайком,
С огромным и старым, тяжёлым мешком…
И как проверяет: а крепко ли сплю?
А вдруг притворяюсь, а вдруг подсмотрю?
И как наконец достаёт из мешка
Подарок.
Какой? Я не знаю пока,
Там будет записка: "Для мальчика К.".
Потом он под ёлку положит его,
И, может, шепнёт: "Не забыл ли чего?.."
Потом посидит, повздыхает немного:
"Какая тяжёлая нынче дорога!"
Смахнёт с бороды он налипший снежок,
Проверит, завязан ли крепко мешок,
Закинет на плечи и тихо растает...

И тайну Мороза никто не узнает.

(Е. Григорьева)

Деды-близнецы

Раньше с палкой, с посошком,
Дед-Мороз ходил пешком.

Он теперь совсем не тот,
Нынче мы привыкли:
Дед-Мороз под Новый год
Мчит на мотоцикле.

Или едет он в такси –
Ёлки, ёлки всюду, –
Дед, куда ни пригласи,
Обещает: – Буду!

Целый день звонки, звонки
В штабе новогоднем:
– Восемь дедов в Лужники
Вышлите сегодня!

В голубой тулуп одет,
Рассыпая блёстки,
На машине главный дед
Едет в зал Кремлёвский.

А оттуда главный дед
Едет в зал Колонный.
А за главным дедом вслед
Едет дед районный.

На метро во все концы
Едут деды-близнецы.

В парки, в школы, во дворцы
Входят деды-близнецы.

Блещет улиц белизна,
Снег на солнце розов.
Вся Москва полным-полна
Дедушек-Морозов.
(А. Барто)

Деду Морозу зачем борода?

– Деду Морозу зачем борода?
– Она согревает его в холода.
– Нет, не обмАните! Мне-то видней!
Чтоб трудно узнать было папу под ней!

(В. Сибирцев ■)

Письмо Деду Морозу


За окном сугробы, стужа,
Толстый лёд застыл на лужах.
Злится вьюга, снег метёт…
Скоро праздник – Новый год!

Дед Морозу напишу,
И в письме я попрошу,
Чтобы Дедушка Мороз
Нам в семью сюрприз принёс,

Чтобы добрым, щедрым был
И сестру мне подарил.
Разрешу ей так и быть
Целый день посуду мыть,

Пыль со шкафа вытирать
И бельё в тазу стирать.
От неё я не отстану.
Целый день трудиться стану.

Дел по горло, всех не счесть:
У меня компьютер есть,
Пять машин, подъёмный кран,
Очень мягкий мой диван,

Игры, книги, тренажёр
И ещё щенок Трезор.
Дед Мороз меня не понял
И неточно всё исполнил.

Подарил он мне сестрёнку –
Ляльку в беленьких пелёнках.
Да, сестрёнка всё же есть,
Но весь день лишь спит, да ест.

(Т. Лаврова ■)

Песенка Деда Мороза

Последний лист календаря
Остался на стене.
Весь год трудился я не зря!
Пора в дорогу мне!

Проеду сотни верст подряд,
Чтоб в ночь под Новый год
Надела елочка наряд
И встала в хоровод.

Подарки детям я вручу,
Ведь нет меня добрей!
Награды лучшей не хочу,
Чем радость всех детей!

(Ю. Энтин)

У дедушки мороза горячая пора

У дедушки Мороза
Здоровье – хоть куда.
Его не испугают
Любые холода.
Пускай повсюду стужа,
А вовсе не жара –
У дедушки Мороза
Горячая пора.

Припев:

У дедушки Мороза,
У дедушки Мороза,
У дедушки Мороза
Горячая пора.

У дедушки Мороза
Серьёзные дела:
Нужны для снежной бабы
Морковка и метла,
И новая ушанка
Из старого ведра –
У дедушки Мороза
Горячая пора.

Припев.

У дедушки Мороза
Работа по душе.
Он нужен в каждом доме,
На каждом этаже.
Он дарит нам подарки.
А мы кричим «Ура!» –
У дедушки Мороза
Горячая пора.

Припев.

(П. Синявский, муз. А. Журбин)

Поменялись

Дед Мороз и Санта Клаус
Поменялись адресами,
Дед отправился в Европу,
Санта Клаус – в Оймякон.
В сюртучке на синтепоне
Мерзнет Санта в Оймяконе!
В колпачке и при помпоне
Там дрожит как цуцик он!

А в Европе Деду тяжко;
Ходит в шубе нараспашку,
Воду пьет со льдом, бедняжка,
От жары он изнемог.
Простудился, дышит еле,
Третий день лежит в постели,
Все мечтает о метели
И сугробах вдоль дорог...

И конечно, всем понятно,
Нужно дедушкам обратно!
Где родился,
Там сгодился,
Так и надо, вероятно.
(Р. Алдонина ■)

Не перебивай!

Дед Мороз пришёл к нам в сад.
Дед Мороз позвал ребят.

Борода бела, как вата,
И с подарками мешок.
Дед Мороз сказал: – Ребята!
Ну-ка, кто прочтёт стишок?

Мы в саду стихи учили:
Я учил, и брат учил.
Мы немедленно вскочили –
Я вскочил, и он вскочил.

– Уронили мишку на пол!
– Раз, два, три, четыре, пять...
– Оторвали мишке лапу.
– Вышел зайчик погулять.

– Вдруг охотник выбегает,
– Всё равно его не брошу,
– Прямо в зайчика стреляет,
– Потому что он хороший!

И покуда мы читали
Эти грустные стихи,
Все ребята хохотали:
– Ха-ха-ха и хи-хи-хи.

А у дедушки от смеха
Отвалилась борода.
Так от нас он и уехал.
Вот какая ерунда!
(А. Усачёв)

Сколько у Деда Мороза имён?

Сколько у Деда Мороза имён?
В Польше зовётся Ежишек он.
Самый таинственный, прячется ловко,
Подарки приносит в красивых коробках,
ЗвонИт в колокольчик заливисто, звонко
И вот уж под ёлкой подарки ребёнку.

Во Франции имя его Пер Ноэль,
Пурга ли метёт или злая метель,
Гуляет по крышам в любую погоду,
В дома попадает по дымоходу.
И вот в башмачках у французских детишек
Куклы, машинки и множество книжек.

В Узбекистане, в халате нарядном,
Идёт Карбобо, весёлый и ладный.
Хоть нет там мороза и солнышко светит,
Но ждут с нетерпеньем узбекские дети,
Когда-же придёт этот добрый старик,
И все их желанья исполнятся в миг.

По Бельгии ходит Святой Николай,
Его приютишь, за приют, невзначай,
Получишь ты яблоко, но не простое,
Прекрасное, ценное сплошь золотое.
Вот и не спят бельгийцы всю ночь,
Подарок такой получить ВСЕ не прочь.

Увлин Увгун, в шапке мохнатой,
В Монголии главный пастух, ребята,
По совместительству он Дед Мороз,
В руке его кнут (вот такой курьёз),
Но вы не бойтесь, он добрый дядя,
С людьми и овцами мирно ладит.

Маленький шведский Рождественский Гном
Дружит с весёлым Снеговиком.
Внимательно люди под ноги смотрите,
Крохотных эльфов не раздавите.
В лесу волшебном, под стройной сосною,
Мороз Юль Томтен подарки готовит.

В Японии имя его Одзи-Сан,
Сосновые ветки по всем домам.
Звон колокольный звучит набатом,
Сто восемь ударов! С Новым Годом, ребята!
С каждым ударом тем колокольным
Уходят пороки. Японцы довольны.

Баббэ Натале итальянский Мороз,
В палаццо войти для него не вопрос,
В любую квартиру, этаж любой,
Но только не лифтом печной трубой.
В помощниках добрая фея Бефана
Желанья исполнит все, без обмана.

В Финляндии имя его Йоулупукки,
(Для нас, конечно, смешные звуки)
С гномами дружит, везёт на козле
Подарки любимой своей детворе.
Избушка его на горе КорвантунтурИ,
Живёт не один, а с женой МуорИ.

Якутский Мороз Эхээ Дьыл,
(Мой бедный язык еле выговорил),
Ростит бычка, в нём души не чает,
Растут рога мороз крепчает.
Полгода зима. Сиянием северным
Любуются люди! Снега не меряно.

Голландский коллега, Синтер Клаас
На шхуне привозит огромный запас
Подарков желанных, в резных сундуках.
Весь в красном, в камзоле и башмаках.
Чёрные слуги его охраняют,
Ведь в море опасно пираты бывают.

Ну вот, ребята, у нас остались
Наш Дед Мороз и Санта Клаус.
Они похожи, как два близнеца,
Одеждой, манерой и даже с лица.
Бывают, конечно, различий моменты,
По жизни друг другу они конкуренты.

Как много Морозов в огромном мире!
Хвалу им споём на "три-четыре":
Мы любим вас очень!!! Стихи поучили!
Поставили ёлку! Гирлянды включили!
Желаем мира! Добра и участья!
С Новым Годом! И с новым счастьем!

(Г. Грицаченко)

Непонятный Новый Год...

(Взрослым на заметку)

Непонятный Новый Год:
Дед Моpоз пришёл не тот!

С папой за столом сидел,
Водку пил и песни пел!

А пришла с работы мама,
Дед Мороз уже был пьяный...

С ёлки сыплются иголки
Дед Моpоз храпит у ёлки!

Вот такой был Новый Год...
Дед Мороз пришёл не тот.

В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Николай Некрасов.

"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

"Мороз, Красный Нос!" Николай Некрасов. 1821-1877

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревне шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой её головой!

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую
Хвастливую песню поёт:

"Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построил народ.

Где быстрые шумные воды
Недавно свободно текли,-
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове ледянить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабёнка, пеняя на леших,
Домой удирает скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить ещё веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнём,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Продолжение следует...

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой..."
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

"Тепло ли тебе, молодица?"
С высокой сосны ей кричит.
"Тепло!" отвечает вдовица,
Сама холодеет, дрожит.

Морозко спустился пониже,
Опять помахал булавой
И шепчет ей ласковей, тише:
"Тепло ли?" - "Тепло, золотой!"

Тепло - а сама коченеет.
Морозко коснулся её:
В лицо ей дыханием веет
И иглы колючие сеет
С седой бороды на неё!

И вот перед ней опустился!
"Тепло ли?" промолвил опять,
И в Проклушку вдруг обратился
И стал он её целовать.

В уста её, в очи и в плечи
Седой чародей целовал
И те же ей сладкие речи,
Что милый о свадьбе, шептал.

Продолжение следует...

И так-то ли любо ей было
Внимать его сладким речам,
Что Дарьюшка очи закрыла,
Топор уронила к ногам.

Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в борвях...

Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти. Стоишь
И чувствуешь, как покоряет
Её эта мёртвая тишь.

Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес,

Влекущий неведомой тайной,
Глубоко-бесстрастный...Но вот
Послышался шорох случайный -
Вершинами белка идёт.

Ком снега она уронила
На Дарью, прыгн"ув по сосне.
А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне...

Отрывок из поэмы "Мороз, Красный Нос"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Учебные задачи:

  1. вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы, внешности «рассказчика», его чувств;
  2. развивать исполнительское мастерство (правильно сознательно читать вслух, расставляя акценты, выбирать темп речи, соотнося его с содержанием);
  3. развивать умение определять структурные особенности текста, ритмичность стихотворения.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, колонки, цифровая презентация материала урока (в архиве файл презентации с аудиофайлами в нее включенными).

План урока.

  1. Сообщение темы.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Речевая разминка.
  4. Работа с новым текстом:
    1. введение в тему;
    2. работа с текстом до чтения;
    3. работа с текстом во время чтения;
    4. работа с текстом после чтения:
        1. анализ содержания;
        2. прослушивание аудиозаписи;
        3. чтение для отработки исполнительского мастерства;
        4. физкультпауза;
        5. анализ структуры текста;
        6. чтение с нужным интонированием;
    5. анализ используемого стихотворного размера (если позволяет время);
    6. сравнение Мороза-воеводы Некрасова и Деда Мороза (если позволяет время).
  5. Подведение итогов. Выставление оценок.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока. (слайд 1)

На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

2. Проверка домашнего задания. (слайд 2)

Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны.

(славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) Назовите их. (См. слайд)

Читают 1-2 ученика.

3. Речевая разминка. (слайд 3)

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... (Учитель обращает внимание на слайд).

Прочтите стихотворение Л. Васильевой задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

В каких местах нужно сделать паузу, какие слова выделить голосом?

Читают 1-2 ученика. (слайд 4)

4. Работа с новым текстом. (слайд 5)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет).

Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

Описал этого героя и Н.А.Некрасов. С.169 учебника.

2) Работа до чтения.

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы можете сказать о Морозе?

О чём будет стихотворение? Это стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)

Почему? (Высказываются предположения).

Как называется стихотворение? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Почему слово «красный» с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. То есть используется такой литературный приём, как олицетворение).

(Тот же слайд, но с новой информацией).

См поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).

3) Работа с текстом во время чтения.

Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения. (слайд 6)

Подтверждаются ли наши предположения?

Чтение вслух по строфам с комментированием. Словарная работа по ходу чтения. Постановка ударений. Уточняющие вопросы на понимание содержания.

4) Работа с текстом после чтения с целью достижения понимания на уровне смысла.

а) Анализ содержания. (слайд 7)

Напомните, какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).

Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

Воевода – удачно ли это сравнение?

б) Прослушивание аудиозаписи в исполнении народного артиста МХАТ Алексея Грибова. Учитель даёт установку обратить внимание на исполнение толстым густым низким мужским голосом. (слайд 8)

Строфы 1-3.

Строфы 4-5. (слайд 9)

Строфы 6-7. (слайд 10)

Строфы 8-9. (слайд 11)

в) Чтение стихотворения детьми по цепочке .

г) Физкультпауза.

Руки вверх, руки вниз,
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок.
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем.
Мы зимой не замерзаем!

д) Анализ структуры текста.

На какие части можно разделить текст стихотворения?

  1. Обход владений Морозом, рассказ автора.
  2. Песня Мороза.

Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

е) Чтение текста детьми с нужным интонированием .

Слайды 12-13 используются в случае, если осталось время.

5) Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. Обоснование. Выбор подходящего портрета. (слайд 12)

6) Определение стихотворного размера. (слайд 13)

Давайте изобразим хлопками в ладоши и на письме ритмический «рисунок» произведения:

неВЕтер буШУет над БОром, _ /_ _ /_ _ / _

не с ГОР побеЖАли руЧЬИ... _ / _ _ / _ _ / и т.д.

Таков стихотворный размер нашего стихотворения. Каждая разновидность стихотворных размеров имеет своё название. Определите, какой именно стихотворный размер использовал Н.А. Некрасов? (Амфибрахий).

5. Подведение итогов урока. (слайд 14)

Какие картины природы изобразил Н. Некрасов с помощью фольклорного персонажа? (Зима. Настолько крепкий мороз, что трещат деревья в лесу. Солнце. Всё вокруг укрыто большим слоем снега. Водоёмы заморожены.)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание. (слайд 15)

Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза» (по вариантам).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3 класс

Тема урока:

Н.Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Учебные задачи:

  1. вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы, внешности «рассказчика», его чувств;
  2. развивать исполнительское мастерство (правильно сознательно читать вслух, расставляя акценты, выбирать темп речи, соотнося его с содержанием);
  3. развивать умение определять структурные особенности текста, ритмичность стихотворения.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, колонки.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока. (слайд 1)

На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

2. Проверка домашнего задания. (слайд 2)

3. Речевая разминка. (слайд 3)

Прочтите стихотворение задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

В каких местах нужно сделать паузу, какие слова выделить голосом?

Читают 1-2 ученика.

4. Работа с новым текстом. (слайд 5)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет). Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...
Николай Алексеевич Некрасов своё детство провел в деревне близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.
Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь. Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. Эти сказки слушаете и вы.
Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий). В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»). В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря, чародея.

2) Работа до чтения. (слайд 6)

Рассмотрите иллюстрации. Что вы можете сказать о Морозе? О чём будет стихотворение? Как вы думаете – это будет стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)

Почему? (Высказываются предположения). Мы проверим ваши предположения в ходе чтения стихотворения.

Откройте с……Как называется стихотворение? (Своего названия не имеет. Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Почему слово «красный» с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. То есть используется такой литературный приём, как олицетворение).

(Тот же слайд, но с новой информацией).

Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).


Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

На доске написаны слова:

Воевода – начальник войска

Дозор – обход для осмотра

Палица – старинное оружие- тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Гнёт – тяжесть, груз

Обозы – несколько повозок с грузом

Казна – имущество, деньги или иные средства

Не скудеет – не беднеет

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.
^ Учитель читает отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос".
– Чем вам понравилось это стихотворение?
Выслушиваются ответы детей.
– Чем оно вам напоминает сказку?
Д. Мороз показан как живое существо, сравнивается с воеводой.
^ У. Каким вы представляете себе Мороза?
Д. Строгим, грозным, властным, богатым.
У. Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам непонятно, потом спросите. Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение? Дети самостоятельно читают стихотворение .

3) Работа с текстом во время чтения. Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположенияПодтверждаются ли наши предположения?Чтение вслух по строфам с комментированием. Словарная работа по ходу чтения. Постановка ударений. Уточняющие вопросы на понимание содержания.

4) Работа с текстом после чтения с целью достижения понимания на уровне смысла.

а) Анализ содержания. Напомните, какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт). Как называется этот приём? (олицетворение)

Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

Какими эпитетами его можно наградить? Какой он? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

Воевода – удачно ли это сравнение?

в) Чтение стихотворения детьми по цепочке .

г) Физкультпауза.

Руки вверх, руки вниз,
На носочках подтянись.
Руки ставим на бочок.
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем.
Мы зимой не замерзаем!

д) Анализ структуры текста.

На какие части можно разделить текст стихотворения?

  1. Обход владений Морозом, рассказ автора.
  2. Песня Мороза.

е) Чтение текста детьми с нужным интонированием .

У. Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы. Почему поэт называет Мороза воеводой?

Д. Мороз руководит жизнью природы.
У. Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?
Д. Что ему все подчиняются.
У. Как вам кажется, удачно ли это сравнение?
Д. Да.
У. Найдите первые два сравнения.
Д. Не ветер бушует над бором,
Не с гор
побежали ручьи ,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
У. Зачем они употреблены?
Д. Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.
У. Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.
Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о "заботах" Мороза.
Д. Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
У. Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.
Дети выполняют задание.
– Как Мороз говорит о своем могуществе?
Д. Хвастливо, гордо.
У. Найдите, как называет эту песню Некрасов?
Д. Хвастливой.
У. Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?
Д. Он властный, грозный, удалой, хвастливый.
У. Прочитаем песню Мороза вслух.
Выслушивают 2–3 учеников.
– Кто лучше прочитал?
Высказывания детей.
– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.
Д. Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.
У. Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?
Д. Первую часть – неторопливо, веско, бодро.
– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.
У. Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.
Дети выполняют задание.
– Как понять выражение: "Я царство мое убираю/В алмазы, жемчуг, серебро"?
Д. Мороз украшает все снегом, инеем.
У. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.
Учащиеся выполняют задание.
– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?
Выслушиваются ответы детей.
– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.
Дети выполняют задание.
– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?
Д. Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи...
– И еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.
– Пение песни.
У. Какие картины видим?
^ Дети описывают картины.
– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.
Д. Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".
У
. Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.
Дети читают "по цепочке".
5) Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. Обоснование.

5. Подведение итогов урока. ()

Как вы думаете – ответили мы вопрос, поставленный в начале урока -это стихотворение-рассказ, стихотворение-басня, стихотворение-сказка или стихотворение-описание природы? (Стихотворение-сказка)

Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором..."
Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.

Какие картины природы изобразил Н. Некрасов с помощью фольклорного персонажа? (Зима. Настолько крепкий мороз, что трещат деревья в лесу. Солнце. Всё вокруг укрыто большим слоем снега. Водоёмы заморожены.)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание. (слайд 15)

Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза» (по вариантам).




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...