Поэзия Тютчева – анализ. Поэзия тютчева

Творческое наследие Федора Ивановича Тютчева невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений, довольно много среди которых неудачных. Зато некоторые творения этого автора представляют собой настоящие жемчужины поэзии. Философский характер лирики Тютчева способствует тому, что интерес к его творчеству не ослабевает, ведь оно затрагивает вечные темы. Стихотворения эти и по сей день неповторимы по силе и глубине мысли, благодаря чему бессмертны.

Которого будет рассмотрена в данной статье, как поэт сложился примерно на рубеже 1820-1830 годов. К этому периоду относятся шедевры его творчества: "Летний вечер", "Бессонница", "Последний катаклизм", "Видение", "Цицерон", "Осенний вечер", "Весенние воды" и др.

Общая характеристика поэзии

Проникнутая напряженной страстной мыслью и одновременно острым ощущением трагизма жизни, поэзия Тютчева выразила в художественном слове всю противоречивость и сложность действительности. Его философские взгляды формировались под влиянием натурфилософских воззрений Ф. Шеллинга. Лирика пропитана тревогой. Природа, человек, мир предстают в его творениях в вечном столкновении различных противоборствующих сил. Человек по своей природе обречен на "неравный", "безнадежный" бой, "отчаянную" борьбу с роком, жизнью и самим собой. В особенности поэт тяготел к изображению гроз и бурь в человеческой душе и мире. Пейзажные образы в его поздних стихах окрашиваются русским национальным колоритом, в отличие от ранних творений.

Особенности философской лирики

Вместе с Е. А. Баратынским Ф. И. Тютчев - виднейший представитель философской лирики в нашей стране в 19 веке. Его художественный метод отражает характерное для поэзии того времени движение от романтизма к реализму. Талант Федора Ивановича, поэта, который обращался охотно к хаотичным силам бытия, был сам по себе чем-то стихийным. Философская лирика Тютчева в своем идейном содержании характеризуется не столько разнообразием, сколько большой глубиной. Последнее место при этом занимает мотив сострадания, который можно найти в таких стихотворениях, как "Пошли, Господь, свою отраду" и "Слезы людские".

Уникальность поэзии Тютчева

Поставленные познавательным возможностям человека пределы, ограниченность людских знаний, описание природы, слияние с ней, безотрадное и нежное признание ограниченности любви - вот основные мотивы философской лирики Тютчева. Еще одна тема - мотив мистической и хаотической первоосновы всего живого.

Тютчев, философская лирика которого весьма интересна, действительно является самобытным и своеобразным поэтом, если не сказать, единственным во всей литературе. В таком преломлении отражается вся его поэзия. Так, например, стихотворения "О, вещая душа моя", "Святая ночь", "Ночное небо", "Ночные голоса", "Безумие", "День и ночь" и другие представляют собой уникальную в своем роде поэтическую философию стихийного безобразия, хаоса и безумия. И отзвуки любви, и описания природы проникнуты у этого автора сознанием, что за всем этим скрыта таинственная, роковая, страшная, отрицательная сущность. Поэтому философское раздумье Федора Ивановича всегда проникнуто грустью, преклонением перед роком, сознанием своей ограниченности.

Периодизация творчества Федора Ивановича Тютчева

Урок "Философская лирика Тютчева" в школе обычно начинается с периодизации его творчества. Говоря о ней, можно отметить следующие этапы развития поэзии этого автора.

1-й период - 20-е годы. Это начальный период. Стихотворения Федора Ивановича в это время в основном умозрительны, условны. Однако уже в 1820 годы поэзия автора постепенно проникается философской мыслью. Основная тема: слияние всего воедино - и философии, и природы, и любви.

2-ой период - 30-40-е годы. В это время Федор Иванович продолжает быть поэтом мысли. Темы природы и любви по-прежнему актуальны в его творчестве, но в них звучат тревожные мотивы. Они выражаются разной окраской и акцентами, например в стихотворениях на тему странничества ("Из края в край..." и др.).

3-й период - 1850-1860 годы. Наблюдается углубление тревожных мотивов, которые перерастают в безысходное и мрачное восприятие жизни.

Тютчев, философская лирика которого была очень сильна, что признавали многие современники, никогда не заботился о том, чтобы издать свои сочинения. Первая большая группа его творений вышла в свет с помощью И. С. Гагарина в пушкинском "Современнике" в 1836-37 годах. Следующая крупная публикация тоже связана с "Современником", она была в 1854 году, подготовил выпуск И. С. Тургенев. 1868 год - последнее прижизненное издание сочинений. И вновь Тютчев устраняется от его подготовки, ей занимается его зять И. С. Аксаков.

Парадоксальность личности и творчества Тютчева

Этот автор никогда не писал в жанрах, в которых создавали свои произведения литераторы его времени. Он больше любил прозу, чем стихи. Федор Иванович рано оценил Льва Николаевича Толстого, являлся поклонником Тургенева.

Многих исследователей занимала философская лирика Тютчева. Сочинение по этой теме создал, например, Ф. Корнило. В книге "Тютчев. Поэт-философ" автор берет высказывания Федора Ивановича из писем и по ним строит систему его взглядов. Но из тех же записей можно извлечь и другие, диаметрально противоположные, мнения. Люди, знавшие Тютчева довольно близко, отмечали, что он вызывал у них недоумение (ср. высказывания И. С. Аксакова, зятя поэта, и письма дочери Анны). Личность Федора Ивановича характеризовалась двойственностью: он стремится быть один, но в то же время боится этого. Характер автора отражает, в частности, и философская тема в лирике Тютчева.

Влияние происхождения и окружения на лирику Тютчева

Федор Иванович родился в имении Овстуг, расположенном в Брянском уезде, в семье небогатых родителей. В родительском доме говорили по-французски. Мать поэта была очень набожна, поэтому он рано усвоил архаическую речь. Обучение будущего поэта проходило под руководством С. Е. Раича в Москве. Этот человек был профессором и посредственным поэтом, входившим в Московскую поэтическую группу: Буринский, Мерзляков, Милонов. У них считался идеалом поэт-ученый, а лирика в их представлении - это всего лишь плод упорного труда.

Федор Иванович писать стихи начал очень рано. Ранние творения поэт создавал в Мюнхене. Он присылал их в Россию, печатал в альманахах, издаваемых Раичем. Имя Тютчева в то время мелькает среди второстепенных поэтов.

Место Тютчева в литературном процессе

Федор Иванович находится как бы вне литературы, поскольку он не примыкал ни к каким литературным лагерям, не участвовал в спорах.

Карамзинская эпоха выдвинула следующую оппозицию: поэт-дилетант - поэт-ученый. В ней Тютчев принадлежал скорее к первым.

В отличие от представителей Московского кружка, поэт-дилетант ведет уединенную жизнь, он является ленивцем, невеждой, эпикурейцем, не должен никому служить. "Ленивец" - обрубивший традицию человек, с принципиальной установкой на творческое новаторство.

Федора Ивановича часто сопоставляют с другим русским поэтом - Афанасием Афанасьевичем Фетом. И это неслучайно. Философская и Тютчева сильно перекликается. Афанасий Афанасьевич - импрессионист, его мир - это мир сиюминутных впечатлений: запахов, звуков, цвета, света, переходящий в другое, в размышления о бытии. Тютчева также нередко соотносят с Баратынским из-за общности тематики (философская лирика), однако его мир стремится к однозначности, терминологичности, чего нельзя сказать о Федоре Ивановиче.

Тютчевский мир

Любая суммарная картина мира Тютчева, в особенности созданная по дневникам, письмам или же в результате анализа его творческого наследия, условна. Федору Ивановичу нужна система для того, чтобы уходить от нее. Горизонты его лирики расширяются при одновременной проекции нескольких взглядов.

По мнению Тынянова, этот автор был поэтом короткой формы, в отличие от своих предшественников-учителей (Тредиаковский, Бобров). На самом деле Федор Иванович принимает европейскую традицию написания коротких стихов выборочно и частично, существенно трансформируя ее.

Центром мироощущения поэта является ощущение существования/несуществования. И в стихах, и в письмах Федор Иванович вновь и вновь возвращается к вопросу о хрупкости жизни. Художественная система поэта строится на противопоставлениях присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность, пространство/время.

Как мы уже отмечали, Тютчев боится разлуки. Он ненавидит пространство, говоря о том, что оно "пожирает нас". Именно поэтому поэт горячо приветствует железные дороги, для него это победители пространства.

В то же время есть много стихотворений Тютчева, посвященных пространству. Одно из них - "На возвратном пути", созданное в 1859 году. В этом произведении у поэта присутствуют одновременно и жажда бытия, и чувство его хрупкости, а с другой стороны - мысль о разрушении. Тютчев, философская лирика которого непроста, не чувствовал себя вполне живым. Федор Иванович сравнивает свою личность с домом, окна которого замазаны мелом.

Бытие, таким образом, у этого автора - основа всего. Но важна при этом и другая грань существования, противоположная ей, - уничтожение себя, разрушение (любовь, например, это самоубийство). В данном отношении интересно стихотворение "Близнецы", последняя строчка которого - "самоубийство и любовь!" - объединяет два этих понятия в неразрывное целое.

В тютчевском мире важно наличие границы: грань, черта и отпугивают, и организуют. Мысль об уничтожении в качестве лейтмотива организует весь "денисьевский" цикл, в котором соединяется любовная и философская лирика Тютчева.

Понятие "смерть" для поэта весьма многогранно. Его внутренне рифмует с любовью Тютчев. Философская лирика, стихотворения, построенные на контрасте, в частности, это целый мир. Мир границ, перехлестов. Одна строфа объединяет и свет, и тень. Это характерно, например, для начала стихотворения "Весенние воды". В нем говорится о том, что в полях еще лежит снег, но воды уже шумят.

Интересно, что Л. В. Пумплянский считал Тютчева представителем бодлеризма. Эстетическую красоту смерти изображает стихотворение "Mal"aria" (в переводе - "Зараженный воздух"). В системе этого произведения присутствуют негатив и позитив: прекрасный мир (благоухание роз, звенящие ручьи, прозрачный небосвод) - это одновременно и мир смерти.

Для Тютчева бытие - это сиюминутная непосредственная реальность, которая противостоит разрушению. Оно в этом смысле находится на противоположном полюсе понятия "время", поскольку все прошедшее - это все умершее. Но есть и особая сила - память (не случайно так много стихотворений посвящено ей). Философская лирика в творчестве Тютчева очень подробно раскрывает эту тему.

Мотив памяти в лирике Тютчева

К памяти у поэта отношение болезненное, которое характеризуется множеством императивов: "Помни!", "Вспомни!" и др. Она может оживить прошлое, но оно от этого не становится реальнее. В письмах поэт неоднократно упоминает о том, что не любит вспоминать, поскольку чувствует, что память нереальна. По возвращении в Россию из Германии после двадцати лет отсутствия он повстречал своих старых знакомых, и это столкновение знания и зрения с воспоминаниями было для поэта мучительным.

Для Тютчева мир памяти двойной: он страшен и поэтичен одновременно (поскольку реальное в прошлом не так реально в настоящем).

Чем вещи неподвижнее, тем отчетливее слышен стон, гул времени. Как и жизнь, смерть течет. Настоящее хрупко, а прошедшего нет, поскольку оно - лишь тень. Но ведь и на сегодняшний день можно смотреть как на тень ушедшего. Таким образом, реальное оказывается в тени. Бытие не может существовать без тени, считает Тютчев. Философская лирика, стихотворения, посвященные бытию (в частности, - это и важнейший мотив жизни и смерти, не только человеческой, но и всего мира. Тютчев предсказывает, что когда-нибудь наступит конец природы, землю покроют воды, в которых отобразится "Божий лик".

Пространство и пейзаж в творчестве поэта

Рядом с временем у Федора Ивановича существует пространство, но оно - это именно время в пространственном значении. Это лишь постоянное сужение и расширение. Существует и другое - бытовое (горизонталь). Его следует преодолеть как отрицательное, античеловечное, считает Тютчев. Философская лирика анализирует пространство и с другой стороны. Направленное вверх, в бесконечность всегда положительно оценивается. Но еще важнее - направление вниз, поскольку там - глубина бесконечности.

Пейзажно-философская лирика Тютчева имеет свои особенности. В пейзаже у поэта отчетливо противопоставляются горы и равнины. Плоское пространство страшно и ужасно. Поэт счастлив тем, что есть еще горы в мире ("На возвратном пути"), тема их музыкальности занимает особое место в пейзаже данного автора.

Мотив дороги в творчестве Федора Ивановича Тютчева

Философская лирика Ф. И. Тютчева включает в себя и этот мотив. В стихотворении "Странник" появляется дорога, и вовсе не метафорическая, в произведении "Я лютеран люблю богослуженье" она отождествляется с одним моментом: нахождение в некоторой точке дороги является единственным.

Для Тютчева все виды встреч, свиданий - это жизнь, а разлука - смерть. Дорога обозначает уход. Хотя она и соединяет две эти точки, но отрывает от первой, поэтому обозначена отрицательно.

Философская система в творчестве Тютчева

Как вы видите, тютчевский мир довольно сложен. Однако это не делает его бессистемным. Напротив, в основе лежит глубокое смысловое единство, которое понимается как соединение и разнообразие. Это отражается во многих произведениях. Так, в стихотворении "Странник" присутствует мысль о соединенности (странник и Зевс) и о единстве разнообразия. Мир, подвижный для путника, является недвижимым для Зевса. Он богат разнообразием и представляет собой единство соединенного, где контрасты составляют одно целое. В ряде других стихов, однако, слияние это оценивается отрицательно, имеет признаки опустошенного, мертвого мира. То, что обозначает полноту, богатство, одновременно есть и опустошение.

Итак, философская лирика Ф. И. Тютчева характеризуется тем, что основные слова имеют порой противоположную оценку и семантику. Для каждого ключевого понятия у этого поэта есть ряд смыслов. Любое произведение Федора Ивановича построено именно как затемнение мысли, а не ее прояснение. Понятие может обозначать и смерть, и жизнь.

Пророчество

Тема пророчества является важной в Но и она раскрывается по-особенному. Но это не предсказания пушкинского или библейского провидца - это прорицания пифии. Между ней и людьми должен существовать посредник, другими словами жрец. Поэт занимает скользящую позицию: он то жрец, то пифия. Тютчев иногда дает пророчествам истолкования, но они, как и жреческие, далеко не однозначны, не до конца ясны. Читатель должен мыслить самостоятельно, истолковывать (как в античности).

Мир и поэзия

Для Федора Ивановича мир - загадка, а поэзия - это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта - это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева "Не то, что мните вы, природа...". Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие - это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми ("Природа - сфинкс...", написанное в 1869 году, и др.).

Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения - известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой "Очерки по языку русских поэтов", в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге "Жизнь и творчество Тютчева", написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.

Поэзия Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас его стихи. “Он не шутит с музой, - говорит про него Лев Николаевич Толстой, - и все у него строго: и содержание, и форма”.

Тютчев, Федор Иванович, годы жизни: 23 ноября или 5 декабря 1803 - 15 или 27 июля 1873 года. Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе Овсюг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича, являвшегося членом декабристского “ Союза благоденствия “, который пробудил в своем питомце любовь к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком, в 1881 году, за стихотворное подражание латинскому поэту Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества любителей русской словесности; в следующем же году первые его стихи были напечатаны в “Трудах” Общества. В 1821 году окончил словесное отделение Московского университета. В 1822-1839 годах находился на дипломатической службе при русской миссии в Мюнхене, затем в Тюрине. В Мюнхене подружился с Генрихом Гейне, общался с Фридрихом Шеллингом.

Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. В одном из своих писем этого времени он признавался, что одинаково любил отечество и поэзию. Недаром в “Стихотворениях, присланных из Германии” Некрасов впоследствии ощутил “живой отпечаток русского ума, русской души”.

По возвращении в Россию (в 1844 году) служил в ведомстве министерства иностранных дел. С 1858 года до смерти состоял председателем комитета иностранной цензуры. Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге, на Новодевичьем кладбище.

Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году, но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами. Во время пребывания Тютчева за границей несколько его стихотворений были напечатаны в малопопулярных московских журналах и альманахах. Поэзию Тютчева высоко оценил Александр Сергеевич Пушкин, опубликовавший большой цикл его стихов в журнале “Современник” в 1836 году. Первая критическая статьях о стихах Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, который отнес его к “русским первостепенным поэтическим талантам” - цитата из “Современника” за 1850 год. В 1854 году редакция “Современника” издала сборник стихов Тютчева, подготовленный к печати И. С. Тургеневым.

Творчество Тютчева отличается сложностью и противоречивостью, которые отражают двойственное отношение поэта к современной ему социальной действительности. В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения. Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей славянофилов. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу; оплот против революции он видел в единении славянских стран под главенством России. В политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма. Однако Крымская война 1853-1856 годов, обнаружившая гнилость и бессилие крепостной России, вызвала у Тютчева резкую критику самодержавно-бюрократического режима (в письмах и эпиграммах на Николая I, П. А. Шувалова, на цензуру).

Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся проникнута тревогой, ощущением трагизма жизни. Позднее Мережковский прочувствует на себе переломный момент эпохи и отразит это в своих стихах. Несмотря на открытое враждебное отношение к революции, его постоянно влекло к “высоким зрелищам“ социальных потрясений, для него характерен повышенный интерес к “роковым” моментам истории. Поэт испытал особенное тяготение к изображению “бурь” и “гроз” в природе и человеческой душе. Явления природы, переживания человека раскрываются в единстве борющихся противоположностей. Это придает лирике Тютчева богатство содержания и философскую глубину. Вместе с тем, изображая мир в непрестанном движении, поэт не показывает его в развитии. Отсюда безысходность борьбы, неразрешимость противоречий. В самом себе поэт ощущает трагичную раздвоенность, “двойное бытие“: страстную любовь к жизни, к “матери-земле“, способность погружаться в “земное забвение“, упиваться преизбытком жизни и наряду с этим - настроение “ущерба”, “изнеможения”, естественные для “обломка старых поколений”, не находящего себе места среди “пришельцев новых”. Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии Тютчева, порою прямо переплетаются с мотивами социальными.

Поэт-философ Тютчев был в тоже время подлинным поэтом-художником, мастером стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и тонким психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Пластичность образов, свежесть и точность определений обнаруживаются уже в лучших стихах Тютчева 30-х годов. Образы природы обычно привлекаются молодым Тютчевым в качестве соответствия переживаниям человека. У зрелого Тютчева этот прием встречается значительно реже, уступая место непосредственному впечатлению от картин природы; наряду с этим усиливается внимание поэта к конкретным деталям. Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей “наперекор и людям и судьбе”.

Несмотря на противоположность мировоззрения Тютчева и Добролюбова, последний высоко оценил поэзию Тютчева, отметив, что его стихам присущи “и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни”. Поэтическая сила стихов Тютчева восхитила писателей различных направлений: Пушкина, Тургенева, Толстова, Чернышевского, Фета, Достоевского. Тем не менее, широкое признание Тютчев получил лишь на рубеже XX века.

Научное изучение наследия Тютчева началось после Великой Октябрьской социалистической революции. В подмосковной усадьбе Тютчевых Муранове открыт музей, носящий имя поэта.

; большая часть стихов, составивших его славу, была напечатана в пушкинском Современнике в 1836–1838 гг., но первого критического отзыва об его поэзии пришлось ждать до 1850 г., когда его «открыл» Некрасов , и вдруг стало ясно, что Тютчев выдающийся поэт. Признание пришло незадолго перед тем, как вообще стал пропадать всякий интерес к поэзии, и только немногие чтили Тютчева в конце века, когда его опять подняли на щит Соловьев и символисты . Сегодня он безоговорочно признается одним из трех величайших русских поэтов, и, вероятно, большинство читателей поэзии ставят его, а не Лермонтова , на второе место после Пушкина.

Портрет Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873). Художник С. Александровский, 1876

В лингвистическом отношении Тютчев представляет собой любопытный феномен. В частной и официальной жизни он говорил и писал только по-французски. Все его письма, все политические статьи написаны на этом языке, и на нем же были сказаны все его знаменитые остроты. Ни первая, ни вторая его жена – иностранки – по-русски не говорили. По-видимому, русским языком он пользовался только в поэзии. С другой стороны, немногие его французские стихи – в большинстве своем безделушки и совершенно не дают представления о том, каким великим поэтом он был на русском языке.

Федор Иванович Тютчев. Видеофильм

Стиль Тютчева архаичнее, чем стиль Пушкина и Жуковского , и, за исключением его воспитателя Раича, единственные русские поэты, повлиявшие на него, – это классики XVIII века Державин и Ломоносов , чей ораторский напор легко узнается во многих тютчевских стихотворениях. Зрелости его стиль достиг сравнительно рано, и уже немногие стихи, опубликованные в 1829 г., являют его главные черты. Примерно с этого времени поэзия Тютчева представляет собой единое целое (не считая его политических стихов, а также стихов, относящихся к «последней любви») и может рассматриваться вне всяких хронологических периодов. Самое большое число лучших стихов его написаны в десятилетие 1830–1840 гг.

Поэзия Тютчева метафизична и строится на пантеистическом понимании вселенной. Как это и бывает с каждым поэтом-метафизиком, философию Тютчева нельзя оторвать от ее поэтической формы, не лишив ее всякого значения. Но о главных ее чертах можно кое-что сказать. Она глубоко пессимистична и дуалистична – напоминая даже зороастризм или манихейство . Для Тютчева есть два мира – Хаос и Космос. Космос – живой организм Природы, пульсирующее индивидуальное существо, но реальность его вторична и менее значительна в сравнении с Хаосом – реальной реальностью, в которой Космос только легкая, случайная искра упорядоченной красоты. Эта дуалистическая философия сформулирована ясно, как для учебника, в его стихотворении «День и ночь ».

Тютчев. День и ночь

Противопоставление Космоса и Хаоса, символизированных в Дне и Ночи , – основная тема тютчевской поэзии. Но Космос, растительная вселенная, хотя жизнь его во чреве Хаоса и непрочна, противопоставляется как высшее и величайшее существо малости и слабости индивидуального сознания. Эта тема находит свое риторическое выражение (сильно напоминающее знаменитый державинский парафраз 82-го псалма) в замечательном стихотворении, начинающемся словами: «Не то, что мните вы, природа… ». (1836). Это одна из самых красноречивых и кратких проповедей в стихах, когда-либо написанных. Иначе она выражена во многих «фрагментах о природе». Большая часть их очень коротка, не более восьми-двенадцати стихов. Один из самых длинных – Итальянская villa (1838), прекрасная в своей покинутости людьми, отвоеванная у человека Природой – и потревоженная опять вторжением человека:

…И мы вошли... все было так спокойно!
Так все от века мирно и темно!..
Фонтан журчал... Недвижимо и стройно
Соседский кипарис глядел в окно.

Вдруг все смутилось: судорожный трепет
По ветвям кипарисным пробежал;
Фонтан замолк – и некий чудный лепет,
Как бы сквозь сон, невнятно прошептал.

Что это, друг? Иль злая жизнь недаром,
Та жизнь – увы! – что в нас тогда текла,
Та злая жизнь, с ее мятежным жаром,
Через порог заветный перешла?

Два элемента тютчевского стиля, риторический и классический, с одной стороны, и романтически-образный, с другой, перемешаны в его стихах в разнообразных пропорциях. Иногда романтический, насыщенный смелыми провидческими образами, получает почти полную волю. Так происходит в изумительном стихотворении Сон на море (1836), ни с чем на русском языке не сравнимом по дикой красоте, сходном с лучшими стихами Кольриджа по богатству и чистоте романтического видения. Но даже здесь точность причудливых и лихорадочных образов напоминает о пройденной Тютчевым классической школе.

В других стихотворениях преобладает классический, ораторский, мыслительный элемент, как в уже упоминавшемся Не то, что мните вы, природа и в самом знаменитом, вероятно, из всех Silentium (1833), которое начинается словами:

Молчи, скрывайся и таи
И мысли и мечты свои;

и включает знаменитую строку:

Мысль изреченная есть ложь.

В таких стихах романтическое видение узнаваемо только по богатству и блеску некоторых выражений и по артистической звукописи. Любовная лирика Тютчева эпохи связи с Денисьевой так же прекрасна, как его философские стихи и стихи о природе, но в ней больше пронзительности и страсти. Это самая глубокая, тонкая и трогательная трагическая любовная поэзия на русском языке. Главный ее мотив – мучительное сострадание к женщине, которую погубила всеподавляющая любовь к нему. Стихи, написанные после ее смерти, проще и прямее, чем все написанное им прежде. Это крики тоски и отчаяния во всей их поэтической простоте.

Политическая поэзия Тютчева и его стихи «на случай», составляющие около половины собрания его сочинений, по качеству ниже другой половины. В них не проявились высочайшие черты его гения, но некоторые являются блестящими образцами поэтического красноречия, а другие – столь же блестящими образчиками поэтического остроумия. Раннее стихотворение о взятии Варшавы по благородству и сложности политических чувств сравнимо с пушкинским Наполеоном , а стихотворение На новый 1855 год читается как жуткое и величественное пророчество. Большая часть поздних политических стихотворений (после 1848 г.) националистичны и консервативны по духу, и многие (особенно после 1863 г., когда Тютчев стал писать больше, чем прежде) представляют собой не более чем рифмованную журналистику. Но даже эта грубая идеология не помешала ему создать такой шедевр как На приезд эрцгерцога Австрийского на похороны Николая I – блистательную лирическую инвективу, мощные стихи, вдохновленные негодованием.

Тютчев славился остроумием, но его прозаические эпиграммы были на французском языке, и ему редко удавалось соединить свое остроумие с искусством русского стихосложения. Но он оставил несколько шедевров, написанных в более серьезном умонастроении, как, например, это стихотворение о лютеранской церковной службе (1834):

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой –
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит.

Еще она не перешла порогу,
Еще за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния - 15 июля 1873, Царское Село) - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года.

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (по новому календарю) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. В 14 лет в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Историко-филологическом факультете в Московском университете, где его преподавателями были Мерзляков и Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Зачисление на службу состоялось по просьбе родственника, графа Остерман-Толстого. Здесь он знакомится с Шеллинг, и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, позже выходит замуж за Аксакова.Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей.Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком».Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского.Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники.4 декабря 1872 года поэт перестал двигать левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 Тютчев скончался.



Особенности творчества

«Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие- около 300 стихотворений). Начав печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-47 гг. почти не писал стихов и вообще мало заботился о своей репутации поэта». (Михайловский, 1939, с. 469.)«Тоска, - свидетельствовал И.С. Аксаков, - составляла как бы основной тон его поэзии и всего его нравственного существа... Как это часто случается с поэтами, мука и боль стали для Тютчева сильнейшими активаторами. Молчавший четырнадцать лет поэт не только вернулся к литературной деятельности, но именно после смерти Е.А. Денисьевой, на седьмом десятке, когда поэты окончательно выдыхаются, создал лучшие свои стихи... У него не было "творческих замыслов", часов, отведенных для работы, тетрадей, черновиков, заготовок, вообще всего того, что зовется творческим трудом. Он не корпел над стихами. Свои озарения он записывал на приглашениях, салфетках, почтовых листках, в случайных тетрадях, просто на клочках бумаги, попавших под руку. П.И. Капнист свидетельствовал: "Тютчев в задумчивости написал лист на заседании цензорского совета и ушел с заседания, бросив его на столе". Не подбери Капнист написанного, никогда б не узнали "Как ни тяжел последний час...". Бессознательность, интуитивность, импровизация - ключевые понятия для его творчества». Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский. Ф. И. Тютчев как поэт-философ.У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее - а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. (И.С.Тургенев).

Политическая лирика Ф. И. Тютчева

Поэт, без которого по словам Л.Н.Толстого «нельзя жить», до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России, даже на смертном одре спрашивал: «Какие пришли политические новости?».Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! «Цицерон», 1830 При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.Пейзажная лирика Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия.Человек - малая часть природы, мирозданья, он не свободен жить по своей воле, его свобода - иллюзия, призрак: Разлад, созданный самим же человеком, приводит к дисгармонии его бытия, внутреннего мира, к разладу человека с внешним миром. Создаются два противоборствующих начала: одно - воплощение тьмы, хаоса, ночи, бездны, смерти, другое - это свет, день, жизнь.Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.Лирический герой Тютчева постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его. Тема человека как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов

Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803-1873) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только средиширокой читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстойвспоминал, как в 1855 году «...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить

меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величиныего творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть векапечатался. И тем не менее честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А.Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей «Современника» на

стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшимобразцам «русского поэтического гения». Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовом имении

Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Домашнее воспитание егонаправлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е. Раичем, которыйвспоминал о своем ученике: «По тринадцатому году он переводил уже одыГорация с замечательным успехом». В Московском университете Тютчев слушал

лекции известного словесника А. Ф. Мерзлякова, который и представил юногопоэта в Общество любителей российской словесности. По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу ивесной 1822 года покидает родину, чтобы вернуться лишь через 22 года. Заграницей (в Мюнхене, затем в Турине) он живет вне русской языковой стихии,к тому же обе жены поэта (На чужбине Тютчев женился, овдовел, женилсявторично) были иностранками, не знавшими русского языка. Французский языкбыл языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, егопублицистических статей и частной корреспонденции. По-русски писалисьтолько стихи. Изредка стихи Тютчева появляются на страницах русских периодическихизданий, но это обычно журналы и альманахи второстепенные, малочитаемые(«Урания», «Галатея»). Только в 1836 году целую подборку его стихов,правда, подписанных не полным именем, а инициалами Ф. Т., напечатал в своем«Современнике» Пушкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценителипоэзии, как В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский. Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Это было время, неблагоприятноедля поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что «золотой век»русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были новые веяния,отвечала которым не лирическая поэзия, а «положительная» проза. Все меньшепечатается стихов, как будто бы спадает интерес к поэзии. Впрочем, Тютчевникогда не стремился стать профессиональным литератором: издателям и

поклонникам его творчества приходилось всякий раз уговаривать его датьстихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатается почти десять лет,естественно, помнят его лишь малочисленные почитатели. И только в 50-хгодах Некрасов и Тургенев как бы извлекают стихи Тютчева из небытия,опубликовав большую подборку их в «Современнике». В 1654 году выходит всвет первый поэтический сборник Тютчева, а второй-он же последнийприжизненный - в 1868 году. Незадолго до возвращения на родину, вспоминая свою московскую юность,Тютчев писал родителям: «Не подлежит сомнению, что будь я еще на этойисходной точке, я совсем иначе устроил бы свою судьбу» . Мы не знаем, чтоимел в виду поэт, но дипломатической карьеры он не сделал. Однако вовсе неиз-за отсутствия интереса к политике - напротив, внешнеполитические вопросывсегда составляли один из главнейших интересов в жизни Тютчева.видетельства тому-его публицистические статьи, его письма, воспоминаниясовременников. Россия, ее положение в мире, ее будущность-предметнеослабного внимания, беспокойного и глубоко личного интереса Тютчева:«Думаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я,более постоянно озабоченным тем, что до нее относится». Поражение России вКрымской кампании 1855 года было воспринято поэтом как личная катастрофа и

заставило его пересмотреть отношение к Николаю I и всему 30-летнемуправлению этого «царя лицедея», человека «чудовищной тупости». Внутриполитические взгляды Тютчева были вполне традиционны, однакопринцип просвещенного самодержавия, согласно его взглядам, должен был

удовлетворять, в сущности, идеальным условиям, а именно: государственныечиновники не должны чувствовать себя самодержцами, а царь -чиновником. За70 лет жизни Тютчева сменились три царя, и ни одно реальное царствованиечаяниям поэта не отвечало - об этом можно судить по многочисленным егоедким критическим высказываниям. Оставались смутные упования: «В Россиюможно только верить», упования, основанные на убеждении, что судьбу Россиирешит не «пена, плавающая на поверхности», а те могучие, невидимые силы,которые пока «таятся в глубине». Тютчев и«мел прекрасную возможность вблизинаблюдать за деятельностью государственной машины - ведь он до конца своихдней находился на государственной службе (сначала старшим цензором приМинистерстве иностранных дел, а последние пятнадцать лет - председателемКомитета цензуры иностранной). Кроме того, звание камергера налагало нанего обязанность бывать при дворе. Взгляд Тютчева на положение дел внутристраны с течением времени становится все более пессимистическим. «Вправительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достиглитаких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию»,-вынужденпризнать он на склоне лет. Итак, политика, общественные интересы глубоко волновали Тютчева -государственника и дипломата: «Часть моего существа отождествилась сизвестными убеждениями и верованиями». Этой «части» обязаны своимпоявлением на свет политические стихи Тютчева, в большинстве своемнаписанные «по случаю» и в согласии с его принципом «смягчать, а нетревожить» сердца «под царскою парчою». Стихи эти значительно уступают всиле и художественности лирическим его произведениям, которые рождались изтаинственных родников, сокрытых в глубине души. Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный

художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог - таким предстает он встихал, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связьчеловека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинстватютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическиммироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэтсамовластье «человеческого Я» - проявление индивидуализма, холодного иразрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особеннок православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностьюсудьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования -источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев-мятущийся агностик-впоисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так,он неоднократно декларировал пантеизм («Не то, что мните вы, природа...»,«Полдень»), но внутренней убежденности, стойкой веры в божественное начало,благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если для пантеистическогомировоззрения А. К. Толстого характерен оптимизм, вызванный уверенностью,что «в одну любовь мы все сольемся вскоре...», то Тютчеву перспектива«слияния» рисуется весьма безрадостно. Спустя двадцать лет, в последние годы жизни образ «всепоглощающей имиротворной бездны» снова возникнет в стихотворении поэта «От жизни той,что бушевала здесь...». В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева занимаетнепонятное, двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная

тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасающиеподозрения относительно самого существования загадки «природы-сфинкса» иналичия «творца в творении» неотступно преследуют поэта. Его угнетаетсознание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичьвечную загадку бытия,- «длань незримо-роковая» неуклонно пресекает еенапрасные и обреченные попытки. Во многих стихах Тютчева незримоприсутствует терзавшая Паскаля мысль: «Меня ужасает вечное молчание этихбесконечных пространство». Вообще философия Паскаля чрезвычайно близкамироощущению Тютчева. В его поэзии немало образов и понятий, встречающихся

у французского философа, но едва ли не самое основное - это убеждениеТютчева, что «корень нашего мышления не в умозрительной способностичеловека, а в настроении его сердца» созвучное одному из основныхположений философии Паскаля: «Сердце имеет свои законы, которых вовсе не

знает разум». Чувство тревоги особенно обостряется ночью, когда исчезает призрачнаяпреграда - видимый мир - между человеком и «бездной» с ее «страхами имглами». У лишённого зрения «ночного» человека обостряется слух, послышитон «гул непостижимый» или вой «ветра ночного», которые напоминают ему о«родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. О том, как остро

ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение«Альпы», лишенное в отличие от других его произведений на тему «день иночь» философского звучания, но тем более поражающее мрачными образами,найденными Тютчевым для спящих гор: Помертвелые их очи

Льдистым ужасом разят. В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную,

созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органовчувств»., - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадатьвеликую тай«у природы. . Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняягроза», «Есть в осени первоначальной....», «Чародейкою Зимою..,» и -множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных иобразных пейзажных зарисовок. Аполлон Григорьев писал: <<Пантеистическое созерцание, созерцаниеподчиненное, тяготеет над отношениями к природе великорусской, но этоподчиненное созерцание и сообщает им при переходе в творчество их особеннуюкрасоту и прелесть. <...> В Тютчеве, например, возводит их, эти отношения,до глубины философского созерцанья, до одухотворения природы>>. Тютчев - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемыйисточник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родилисьстихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладкодремлет сад темно-зеленый...» и т.п. К этим произведениям примыкаютнесколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь».Философская лирика Тютчева менее всего «головная», рассудочная. Прекрасноохарактеризовал ее И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналосьмыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием

чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так

выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не

является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом,

взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает

нераздельно и неразрывно».

Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею

характерны преимущественно для стихотворения Тютчева, посвященных весне, и

в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были

неотвязными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как

стали обычным моим душевным состоянием» - такого рода признания нередки в

его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и

остроумный собеседник, «прелестный говорун», по определению П. А.

Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать во что бы то ни стало в течение

восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим

собой». И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот каким видела

отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных

духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с

материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких

законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и

беспокойное».

Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством

заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта.

Могущество весны объясняется ее торжеством над прошедшим и будущим, полным

забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада: Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткойвозможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели -«Не встретишь мертвого листа»,- ни с чем не сравнимой отрадой целиком

отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески - всемирной».

Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В противопоставлении, вернее, в

предпочтении сомнительному райскому блаженству бесспорного, достоверного

наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев

близок А. К. Толстому, писавшему: «Боже, как это прекрасно - весна!

Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире

весной!» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева:

На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая

свойства его собственной душевной и физической природы - хрупкой и

болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на

редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье

изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день

скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается

немощно и хило и т.п. Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений

части и целого - человека и природы - Тютчев вдруг приходит к неожиданным

прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только

«беспомощное дитя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции: Утонченный психологизм, пронизывающий творчество Тютчева как более или

называемом денисьевском цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь

вызвала ответное и значительно более сильное чувство со стороны молодой

девушки Елены Александровны Денисьевой: Поэт-мыслитель всю жизнь - от ранней юности до последних днейболезненной старости-чрезвычайна интенсивно жил сердцем. Он любил и был

любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, «поединком

роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, «кому я,

быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее

названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...».

Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему

чувству, восстановив против себя общественное мнение. Ей была уготована

«жизнь отреченья, жизнь страданья»: Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отецотрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все

было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только нс

порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком

случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Деиисьевой, проникнут

тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет

ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой

и цельностью ее чувства, сознание собственной недостойности, возмущение

«бессмертной пошлостью людской». Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14

лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от

чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания. Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: «Друг мой, теперьвсе испробовано-ничто не помогло, ничто не утешило,- не живется - неживется - не живется...» В стихах «денисьевского цикла» особенно часты

характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием «О!»,

определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и

муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в

сознании возникает народное понятие убивается... Да, Тютчев именно

убивается по Денисьевой Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не

властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность

просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: «Тем больше

чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями.

Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».

А вообще-то Тютчев - весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов.

Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы - темы любви, природы и России - не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.

Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двусложным размером - ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, - признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:

Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался "роковым Севером", который стал для него "сновиденьем безобразным", он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:

Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно:

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная - есть ложь.

Этот анализ порой вторгал его в пессимизм:

Ф.И. Тютчев принадлежал к литературному поколению русских романтиков-»любомудров» (В. Одоевский, И. Киреевский, С. Шевырев, Д. Веневитинов), что, в первую очередь, и определило своеобразие художественного мировосприятия этого великого русского поэта. Его лирику можно рассматривать как «дневник души», живущей личными предчувствиями и всеобщими предзнаменованиями, откликающейся как на мимолетное впечатление частного человека, отдельную яркую деталь окружающего мира, так и на грандиозные перемены, глобальные исторические события.

Ранние стихотворения Тютчева 1823 – 1825 годов («Слезы», «Проблеск», «К Н.») отражают увлеченность христианской мистикой, приверженность традициям поэзии Жуковского. В них присутствуют мотивы прозрения и озарения, образы «ангела слез», «ангельской лиры», «серафимских лиц», «адского пламени», «божественного огня». Земное в них противопоставляется небесному, тленное, суетное – вечному, бессмертному:

Период поэтической зрелости Тютчева совпадает с проявлением «античного» начала в его творчестве. Античность воспринимается поэтом также в романтическом ключе. В романтическом мировосприятии ему оказываются близки идея всеединства мира, ощущение «вселенской жизни», цельности мироздания, в которое органично включается и существование человека.

Однако чувство вселенской гармонии для Тютчева – это не застывшая красота, не однообразие и неподвижность природных форм, а постоянная изменчивость, вечное обновление, игра, динамика, фантазия. Данная идея воплощается в ключевых для всего творчества поэта образах стихии – воды, грозы, ливня. Таково, например, знаменитое хрестоматийное стихотворение «Весенняя гроза», утверждающее мотив всеобщего движения природы, обновления мира:

Одновременно, в этом стихотворении возникает символический образ золотых дождевых нитей, соединяющих небо и землю, утверждающих цельность мира, неразрывность его связей. Этот визуальный образ органично дополняется звуковым, подчеркивающим всеотзывчивость и гармонию природных форм: «И гам лесной и шум нагорный – // Все вторит весело громам». Мы видим здесь также, что романтическое видение мира Тютчева очень близко языческому, пантеистическому. Поэт создает свой вариант мифа о весенней грозе как вселенском космическом явлении, несущем обновление, свободу, радость.

Романтические образы грозы и весны неизменно присутствуют и по-разному варьируются во многих стихотворениях Тютчева («Успокоение», «В душном воздухе молчанье…», «Весенние воды», «Весеннее успокоение», «Как весел грохот летних бурь…», «Итальянская весна»). Вместе с лирическим героем читатель переживает предчувствие грозы как предвосхищение новизны, возрождения, обновления природы:

Таким образом, ключевой особенностью творческого мировоззрения Тютчева является то, что природа для него не просто поэтический фон, пейзаж души лирического героя, но особый предмет символического изображения, проекция человеческих переживаний, необходимый материал для философских размышлений о мире – его происхождении, развитии, взаимосвязях и противоположностях.

В тютчевском мировоззрении мы наблюдаем абсолютную гармонию мысли и чувства: герой-лирик неотделим у него от героя-мыслителя, романтически возвышенный мечтатель – от серьезного, глубокого философа. Не случайно Юрий Тынянов назвал творчество Тютчева «поэзией мысли». Эта черта сближает поэта с теоретиком немецкого романтизма Шеллингом, рассматривавшим физические явления природы как действия живой души и полагавшим, что природа «содержит в себе прообразы, не истолкованные еще ни одним человеком»:Символом поэтической мысли, возвышения человеческого духа выступает у Тютчева еще один «водный» образ – фонтан из одноименного стихотворения:

Здесь, как видим, снова возникает идея взаимосвязи земного и небесного, которая раскрывается в противопоставлениях «низ – верх», «“высота заветная” – земля». Одновременно, фонтан – «смертной мысли водомет», «жадно рвущийся к небу», но неизбежно превращающийся во «влажный дым», «огнецветную пыль», спадающую с небесной высоты.Таким образом, смысл и назначение природы, по Тютчеву, – в создании человека как разумного существа. Однако человеческий разум не в силах познать всю полноту и сложность жизни, сделать ее упорядоченной и бессмертной. Эту идею бренности, гибельности человеческой мысли поэт развивает в своем программном стихотворении «Silentium»: «Мысль изреченная есть ложь».

Лирический герой Тютчева утверждает ценность таинства невысказанной мысли, неиссякаемым источником, живым ключом которой становится гармония природы, всеединство мира. Высшее, действительное предназначение человека – победить в себе первобытный хаос, «роковое наследие» темных сил, приблизиться к Богу, христианскому пониманию жизни:

Начало 30-х годов XIX века, когда буржуазный уклад жизни восторжествовал над уходящей в прошлое эпохой романтизма, стало переломным моментом в творческой биографии Тютчева, ознаменовавшим значительные перемены в его мировосприятии. В это время поэт переживает глубокий духовный кризис и ценой отказа от ставшего ему чуждым и внутренне непонятным «большого мира» пытается сохранить свой «малый» – внутренний, духовный мир. Так тютчевский лирический герой окончательно приходит к идее эскапизма – ухода от внешнего мира, бегства от пошлой обыденности, которая воплощается у него в особом состоянии «безмолвия» («Silentium»):

Замкнутость в своем внутреннем мире грез, предчувствий, философских размышлений, непричастность мирской суете находят также яркое художественное воплощение в символе сна – как в тихом, смиренно-безмолвном сне души, «оглушенной хаосом звуков», «гремящею тьмой» «моря» жизни, и, одновременно, в «болезненно-ярком» поэтическом сне-озарении:Таким образом, мы видим, как разительно меняется поэтическое мировосприятие Тютчева: от ощущения гармонии, цельности, единения поэт постепенно приходит к сознанию разделенности внешнего и внутреннего, разъединенности реального и идеального в человеке и окружающем мире.«На пороге как бы двойного бытия» («О вещая душа моя!..») – в этой поэтической формуле отразилось кризисное мировоззрение позднего Тютчева. Такая символическая двойственность раскрывала самые разные стороны этого духовного кризиса: борьба поэта с политиком, пантеиста с христианином, человека западного и восточного типов сознания

В наши дни ясно, что Тютчев занял в русской литературе место, на которое он и претендовал при жизни. Слава Богу, все споры о его значении для России прекратились, и теперь его только читают, наслаждаясь высокой поэзией его чувств.

Итак, поэзия Тютчева - несомненная вершина в череде вершин русской поэзии. Мне близок поэт и своей автобиографичной лирикой. По его стихам можно прочитать его судьбу. Мы знаем всех женщин, которых он любил и которым посвящал стихи. Но понятие автобиографичности лирики Тютчева, конечно, относительное. Так, например, общность мотивов, обнаруживающихся в ранних стихотворениях, навеянных любовью поэта к Эрнестине Дернберг, и в стихах «денисьевского цикла», говорит о том, что у поэта всегда две автобиографии: одна - физическая, другая - духовная.

Тютчев в любовной лирике словно купался душой в потоках волшебного света. Ясное и нежное чувство всегда присутствовало в его стихах. Особенно ярко из всех движений влюбленной души он изображал предчувствие свиданий с любимой женщиной. Все, что в эти мгновения окружало поэта в физическом мире, приобретало свойства возвышенной человеческой души: и цветы на подоконнике, и теплый летний ветерок, и лазурное небо - все томилось и предрекало встречу с любимой:

Волшебную близость, как бы благрдать,»

Разлитую в воздухе, чувствую я.

В Тютчеве меня поражает также непреходящая сила его любовных чувств. Огонь этого чувства горел в душе поэта до последних его дней нагземле. В возрасте, для многих мужчин уже не обещающем страстных взлетов души, Тютчев после многолетней разлуки вновь влюбился с пылкостью юноши, и русская поэзия обогатилась прекрасным стихотворным признанием в любви:

Я встретил вас - и все былое»

В отжившем сердце ожило:»

Я вспомнил время золотое -»

И сердцу стало так тепло...

Своеобразие лирики Тютчева заключается, на мой взгляд, еще и в его устремлении к горним силам. Как говорил Н. В. Гоголь, к «неземной» воле. Для его лирического героя были естественными вопросы:

Кто ты? откуда?»

Как решить,»

Небесный ты или земной?»

Воздушный житель, может быть...

Мне кажется, что Тютчев очень внимательно и вдумчиво следил за творчеством Василия Андреевича Жуковского. Рискну предположить, что Жуковский был его духовным учителем более, чем Пушкин.

Подтверждением этого для меня служит стихотворение «Все пошлое и ложное ушло так далеко...».

Мотив явно родственен стихотворению Жуковского «Все близкое мне зрится отдаленным...». Ну что ж, метафизические опыты никогда не вредили поэзии. Я привел далеко не полный перечень достоинств поэзии Тютчева, но мне он более всего дорог своей потрясающей памятью сердца, любовью к Отечеству, к умному сердцу человека. В этом - его поэзия, он сам и его - наше будущее

Если домашнее задание на тему: » Поэзия Тютчева оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет говорить о человеке. Поэт-лирик вкладывает в свое творчество личные переживания и


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...