Полибий - Всеобщая история. Краткая биография полибия


От античности дошли очень скудные сведения, относящиеся к биографии Полибия. Сам историк говорит о себе очень мало. Полибий был рожден по разным версиям в 211/0 г. до Р. Х. или 208 г. или 205 г. или 198 г. до Р. Х.точность даты зависит от источника, на который ссылается исследователь. Полибий родился в крупной и знатной семье, отец Полибия, Ликорт являлся крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, он неоднократно избирался стратегом союза. С первых дней жизни Полибий был связан многочисленными узами с людьми, направлявшими всю политическую жизнь Ахейской федерации. Его блестящая военная и политическая карьера во многом определялась его происхождением, авторитетом его семь и связями.

Известен ряд промежуточных дат из жизни историка. Это 166/167 г. до Р. Х., когда Полибий вместе со своими соотечественниками был интегрирован в Рим. Известно также, что когда в 180 г. до Р. Х.он был назначен в посольство к Птолемею V, он не достиг еще необходимого возраста, т.е. 30 лет. Упоминается также, что в 183 г. он нес урну с прахом Филопемена. Второй раз имя историка упоминается в связи с несостоявшимся посольством в Египет в 180 г. до Р. Х.

Можно предположить что, что он участвовал вместе со своим отцом в Мессенском походе 182 г. до Р. Х. Не вызывает сомнений что Полибий имел опыт ведения военных действий.

В 170/169 г. до Р. Х. Полибий был избран гиппархом. В 169 г. до Р. Х. он был назначен во главе посольства к консулу в Фессалию. В 167 г. Полибий вместе со своими соотечественниками был интернирован в Рим. Благодаря ходатайствам Квинта Фабия Максима и Сципиона Эмилиана он, в отличие от своих соотечественников, которых расселили по городам Этрурии, был оставлен в Риме.

Полибий был введен в дом Сципионов. С этого времени начинается тесная дружба с Сципионом Эмилианом, которая продолжалась всю жизнь и которой наш историк очень гордился. Отношения между Полибием и Эмилианом происходило на равных. Полибий знал обо всех происходящих событиях. Он неоднократно давал советы Сципиону и по сообщению Павсания: « Всякий раз, когда Сципион следовал увещеваниям Полибия, он добивался успеха. А в чем он не внял его увещеваниям, терпел, как рассказывают, неудачи». Известно, наконец, что Полибий присутствовал в 146 г. при захвате Карфагена и сдачи в плен карфагенского полководца Гасдрубала. На период со 149 по 146 гг. падает большое путешествие нашего историка вдоль западного побережья Африки, которое еще при жизни принесло ему большую известность.

Полибий мог стать лидером Ахейского союза, но в связи с занятостью сенатом военными действиями в Северной Африке, вопрос о Ахейском союзе был отодвинут на второй план. После разгрома Ахейского союза, Полибию было поручено обходить все греческие города и разрешать все споры до тех пор, пока жители не привыкнут к новым установлениям. С этого времени и до самой смерти в руках Полибия находились все нити умиротворения соотечественников. Полибий сам устанавливал для греческих городов некоторые законы. На основании сообщения Павсания можно предположить, что законодательная деятельность Полибия была санкционирована сенатом на основании ходатайства полисов, ранее входивших в Ахейский союз.

Помимо «Всеобщей истории» им были написаны: биография Филопемена, труды, посвященные экваториальным землям, событиям нумантийской войны, об организации римской армии и тактике военных действий.

Деятельность Полибия была положительно оценена некоторыми слоями греческого общества. В отдельных городах ему были возданы почести при жизни и после смерти. Павсаний сообщает о стеле на центральной площади Мегалополя с рельефным изображением и надписью что он много путешествовал и был союзником римлян, что он написал «Всеобщую историю» и т. д. Неподалеку в храме Владычицы, изображение Полибия венчалось надписью: «Эллада не пострадала бы вовсе, если бы следовала во всем указаниям Полибия; потом, когда ошибка была сделана, он один помог ей». Изображения Полибия имелись также в храме Мантинеи, в Палантии в храме Коры, на площади, на площади Тегеи.

По свидетельству Лукиана Полибий, упав с лошади, заболел и умер в возрасте 82 лет.

«Всеобщая история» Полибия

Историографическое творчество Полибия замыкает собой большой период истории описания независимой Эллады. Труд состоит из 40 книг. С 1 по 5 Полибий рассказывает о событиях с 260 по 220 гг. Полностью была утеряна 17 книга, многие отрывки утеряны в большинстве книг.

Он стремится создать свой канон написания исторического произведения. По его мнению, оно должно носить всеобщий характер, т.е. охватывать в своем изложении события, одновременно происходящие как на западе, так и на востоке, причем изложение должно быть синхронным. Далее, история не должна носить праздный, развлекательный характер, предназначенный позабавить досужего читателя. Напротив, ее задача научить его, как нужно поступать в тех или иных обстоятельствах в будущем, аналогичных или сходных произошедшим в прошлом. Полибий формирует деловой, прагматической истории. Он требует от историков, чтобы они обладали достаточным опытом в военных и политических делах. По мнению Полибия историк должен быть свидетелем тех событий, о которых он пишет. Сам Полибий говорит о себе: «Я не только был очевидцем большинства событий, но и учувствовал в них и даже направлял их». События, которые охватывает книга, датируются с 260 по гг. до Р. Х. по 146 г до Р. Х.

Другим существенным элементом является роль судьбы. У Полибия она выступает как некая полновластная правительница мира. Люди и целые государства не в силах изменить ее решения и могут лишь вверить себя, ее воли. Также судьба выступает в роли устроителя и распорядителя состязания, эта функция у Полибия применяется к локальным событиям. Также судьба могла раздавать царские венцы. В ряде случаев судьба выступает в роли помощника в человеческих делах. К «судьбе-помощнику» близка «судьба-дарительница». Судьба может наделять людей хорошими качествами. Судьба выполняет у Полибия роль некоего пробного камня, на котором испытываются характеры людей. Судьба может выполнять роль наставницы. Она может доставить успех людям наделенным доблестью, мужеством. Важной функцией судьбы является обновление мира. Судьба постоянно совершает что-либо новое и постоянно вступает в спор с жизнями людей. Судьба выступает у Полибия как решающий аргумент в той или иной ситуации.

Полибий дает 6 форм государственного устройства. Первая это единовластие, характерным для нее является господство физической силы и отсутствие нравственных установлений. С началом развития единовластия на основе нравственных понятий, которые Полибий связывает с образованием семьи и семейных отношений единовластие превращается в царскую власть. Когда глава отличается рассудительностью, когда царь не сильно отличается от стального народа, а власть не передается по наследству можно говорить о монархии. Но когда царь начинает вести разгульный образ жизни, отличается необыкновенным одеянием от подданных, начинают передавать власть по наследству.

Далее Полибий переходит к описанию олигархии и аристократии. Истинная аристократия управляется на выборной основе справедливейшими и разумнейшими людьми. Олигархия мыслится как форма правления, основанная на противоположных качествах – отсутствии выборности и своекорыстии людей, стоящих у власти. Хорошую демократию Полибий определяет как преобладание мнения большинства. Остальные признаки демократии носят морально-этический характер: почитание богов, забота о родителях, уважение старших и почитание законов. Охлократию Полибий определяет следующим образом: «Нельзя считать демократическое устройство такое, в котором чернь может делать, что хочет и мыслит для себя».

Внутреннее развитие форм проходит 5 стадий: зарождение, возрастание, расцвет, изменение, завершение. Также Полибий показывает форму смешанного государства, где соединяются преимущества лучших форм государства и которое не проходит цикл развития.

В результате мы видим, что Полибий во «Всеобщей истории» показал не только конкретные события коих он был современником или о которых узнал от очевидцев, но и показал нам канон настоящего исторического труда, показал роли судьбы в историческом процессе, а также передал развитие форм государственности.



Полибий (200? – 118 гг. до н. э.)

Выдающийся историк, грек по происхождению. Точная дата его рождения неизвестна, но Полибий родился в Мегалополе и происходил из знатного рода. Его отец, Ликорт, был крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, четырежды занимал должность союзного стратега – главного военачальника объединенных войск государств, входивших в Ахейский союз.

С детства Полибий был в гуще политических событий и с детства слышал о Риме. Ахейский союз с 212 по 205 годы до н. э. вел с Римом войну, но затем вынужден был принять сторону римлян и даже воевать на стороне римлян против Македонии. Какое то время ахейцы получали даже пользу от союза с Римом – владения Ахейского союза увеличились, но затем Рим начал подминать ахейцев под себя. Полибий рано стал участвовать в политической жизни. В 180 м году до н. э. он, вместе со своим отцом, Ликортом, назначался послом Ахейского союза в Египте.

Назначение это было не только важным, но почетным, так как Полибию тогда не было еще 30 лет и по греческим канонам считалось, что он не достиг еще совершеннолетия. Полибий был не только дипломатом. Он участвовал в нескольких походах Ахейского союза и принимал личное участие в некоторых сражениях, командуя крупными воинскими отрядами.

Наверное, со временем Полибий мог бы занимать не меньшие должности, чем его отец, но в 167 году до н. э. взаимоотношения Ахейского союза и Рима обострились. Чтобы избежать войны и верного поражения, ахейцы вынуждены были отправить в Рим тысячу своих наиболее видных граждан. В числе заложников был и Полибий. Разрешения вернуться заложники ждали 17 лет.

Из тысячи человек дождалось этого лишь около трехсот. Кто то из заложников умер от старости, однако были и иные причины, по которым вновь увидеть Элладу сумели далеко не все – Павсаний, например, сообщает о том, что некоторые заложники предпринимали попытки побега (Paus. VII, 10, 6–11).

В отличие от многих других заложников в Риме у Полибия нашлись могущественные защитники – Квинт Фабий Максим и Публий Корнелий Сципион Африканский Младший, с которым Полибий дружил затем всю жизнь. Благодаря заступничеству этих людей Полибий не был сослан в захолустье, а оставался в Риме, пользуясь значительной свободой передвижения. Там он начал работать над своей «Всеобщей историей». В 150 м году до н. э. Полибий смог убыть на родину. Но вскоре началась Третья пуническая война. Полибий вернулся в Рим, а затем сопровождал командовавшего римскими войсками в Африке Сципиона, присутствуя при осаде и взятии Карфагена.

По возвращении на родину Полибий способствовал сглаживанию конфликтов между греками и римлянами, пользуясь уважением как со стороны греков, так и со стороны римлян, а кроме того, продолжал писать. Его «Всеобщая история» – огромный труд, рассказывающий о важнейших событиях во всем известном тогда эллинам и римлянам мире со времен начала Первой пунической войны и вплоть до конца Третьей пунической войны и взятия римлянами Карфагена, стал одним из наиболее выдающихся исторических произведений того времени и является неотъемлемой частью как греческой, так и римской культуры.

Взяли в Италию заложниками и продержали в плену семнадцать лет. Он употребил эти годы на то, чтобы собрать материалы для своего великого исторического труда. Дело облегчалось Полибию тем, что он пользовался дружбою Эмилия Павла и Сципиона Африканского младшего и,благодаря тому, был хорошо принят в кругу римской знати. Чтоб узнать страны и народы по личным наблюдениям, Полибий предпринимал обширные путешествия: посетил Испанию, Галлию, Африку, Родос, Малую Азию, Египет, даже берега Черного моря.

«Всеобщая История» Полибия, состоявшая из 40 книг, излагала события от начала пунических войн до разрушения Карфагена и Корин фа . Первые две книги составляют введение, в котором он кратко, но ясно рассказывает пуническую войну и следовавшие за нею события в Африке, Италии, Греции. В книгах от 3-й до 30-й он излагал главную тему своего труда: рассказывал, когда, почему и как одно за другим все государства тогдашнего культурного мира подпали под владычество римлян. В последних десяти книгах «Всеобщей истории» Полибий рассказывал военные и политические дела, участником которых был сам, характеризовал римскую политику, объясняя, что Рим достиг всемирного владычества строгой методичностью своих действий, превосходством своих учреждений, твердостью в исполнении отчетливо обдуманных планов, практическим умом своих правителей. Полибий доказывал, что благо других народов состоит в подчинении римскому государству, прекраснейшему и благотворнейшему созданию судьбы.

"Всеобщая история" Полибия. Издание 1548

Полибий называет свою «Всеобщую историю» прагматической, но не совсем в том смысле, какой имеет теперь это слово. Он хочет выразить им, что его труд представляет запас уроков, имеющих практическое применение к политическим и военным делам. Чтобы дать своему труду такой характер, историк, по мнению Полибия, не должен ограничиваться перечислением фактов по порядку времени, как делают летописцы – он должен разъяснить причины, которыми были подготовлены и произведены события, излагать обстоятельства, при которых шли они, показывать их последствия, давать свое суждение о них, представлять характеристики исторических деятелей.

Итак, Полибий поставил себе задачей объяснить причины и последствия тех событий, которыми в продолжение 53 лет создалось владычество римлян над всеми государствами Средиземного моря, объяснить отношения каждого из покоренных государств к этому центральному факту исторической жизни цивилизованного мира, рассказать по документам и другим достоверным источникам и по своему собственному исследованию те события, из которых сложился этот великий факт, описать места событий и охарактеризовать главных деятелей. Во «Всеобщей истории» Полибий превосходно выполнил свою задачу, благодаря проницательности своего ума, своей непоколебимой любви к истине, своему таланту критического исследования и железному трудолюбию, с каким собирал и приводил в порядок материалы. К сожалению, до нас дошли вполне только первые пять книг этого великого исторического труда, послужившего образцом для новой историографии; от остальных книг Полибия мы имеем лишь отрывки.

Главное внимание во «Всеобщей истории» Полибий обращает на военные и политические дела; но в его рассказе находят место себе и другие стороны жизни народов: он излагает учреждения, обычаи, описывает торговлю; только жизнь сердца и религию не понимает он, по мнению новейших историков, так глубоко, как они. О религии Полибий, судит исключительно с практической точки зрения и хвалит римлян за то, что они умели обуздывать страсти и дурные склонности человеческой природы внушением страха наказаний от богов и богослужебными обрядами; над толпою, говорит он, разум бессилен, потому надобно владычествовать над нею посредством чудес и предзнаменований. Он знает только одну божественную силу, Судьбу (Tyche); она правит ходом человеческих дел по разумному своему предопределению и правит им справедливо; последствия всегда соответствуют причинам, судьба дает награду или наказание людям, сообразно тому, хорошо или дурно употребляют они на дело свои душевные силы. Человек практического ума, чуждый идеальности, Полибий судит о событиях исключительно с точки зрения опыта, измеряет достоинство исторических деятелей масштабом успешности их дел и величиною их сил. Главную цель истории он ставит в том, чтоб она давала правителям уроки и советы. Потому Полибий часто вдается в длинные рассуждения о политике, устройстве войска, государственных учреждениях, общественных делах. Выше всего он ценит практический ум, обдуманное, рассудительное употребление сил на достижение ясно определенной, благоразумной цели. Он уважает только рассудительность и успех; нравственное величие характера, возвышенность стремлений не имеют цены в его глазах. Великие идеалисты Демосфен и Тимолеон были непонятны ему.

Во «Всеобщей истории» Полибия ясны только крупные факты, общие черты хода событий; частности, индивидуальности исчезают там в токе великих явлений. История, считает Полибий, показала, что в умственном мире сильнее всех народов греки, в политической жизни – римляне; он полагал, что все народы должны подчиняться этим двум силам: он видел, что греческая образованность и римское владычество соединяются в государстве, слагавшемся в его время путем великих войн. Доказать разумность, благотворность этого слияния всех государств в одно и было целью «Всеобщей истории» Полибия. При всем его стремлении к правдивости, к беспристрастию, у него заметна предпочтительная любовь к Риму, и в частности к фамилии Сципионов. Силе и рассудку принадлежит в глазах Полибий владычество над миром; нравственному величию он не придает важности. История для него – арена действия механических, а не нравственных элементов; потому он не ценит нравственной свободы, не замечает, что развитие народов совершается действием идеальных стремлений, довольствуется поверхностным этнографическим и физическим объяснением событий.

Но все-таки «Всеобщая история» Полибия имеет великое научное значение. Язык его не отличается аттической чистотой, в его понятиях и в манере рассказа есть элементы не греческие. Но ясность изложения, проницательность ума, рассудительность мнений, глубокое понимание политических и военных дел, правдивость, беспристрастие делают Полибия одним из важнейших писателей древности. Подобно Фукидиду , он государственный человек, но не обладает его гениальностью и живостью воображения, а космополитическая точка зрения отнимает у его воззрения на историю патриотическую теплоту и национальный характер. Полибий был посредником между римлянами и греками. Он смотрел с печалью на закат прежнего солнца, с благоговением на полуденное сияние нового солнца. Впрочем, Полибий был не свободен от некоторого недовольства людьми, потому что для римлян был чужой, а у греков считался отступником, и его широкое понимание хода события было несочувственно современникам, оправдано было уж только потомками.

Ни у какого другого писателя древности, говорит великий немецкий историк Моммзен , мы не находим столько поучительного, как у Полибия. «Его книги – как солнце, озаряют историю: с того времени, как начинается его рассказ, рассевается туман, которым еще покрыты войны с самнитами и с Пирром ; а с концом его рассказа начинается новый туман, еще более, быть может, сбивчивый, чем прежний», ибо других историков такого же высокого ранга не появлялось долго – или их книги не дошли до нас.

От античности дошли очень скудные сведения, относящиеся к биографии Полибия. Сам историк говорит о себе очень мало. Полибий был рожден по разным версиям в 211/0 Самохина В. Г., Полибий: эпоха, судьба, труд. Спб., 1995, С. 16. г. до Р.Х. или 208 г. или 205 г. или 198 г. до Р. Х.точность даты зависит от источника, на который ссылается исследователь. Полибий родился в крупной и знатной семье, отец Полибия, Ликорт являлся крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, он неоднократно избирался стратегом союза. С первых дней жизни Полибий был связан многочисленными узами с людьми, направлявшими всю политическую жизнь Ахейской федерации. Его блестящая военная и политическая карьера во многом определялась его происхождением, авторитетом его семь и связями.

Известен ряд промежуточных дат из жизни историка. Это 166/167 г. до Р.Х., когда Полибий вместе со своими соотечественниками был интегрирован в Рим. Известно также, что когда в 180 г. до Р. Х.он был назначен в посольство к Птолемею V, он не достиг еще необходимого возраста, т.е. 30 лет. Упоминается также, что в 183 г. он нес урну с прахом Филопемена. Второй раз имя историка упоминается в связи с несостоявшимся посольством в Египет в 180 г. до Р. Х. Полибий. Всеобщая история. Том 1. СПб., 1994, С. 7.

Можно предположить что, что он участвовал вместе со своим отцом в Мессенском походе 182 г. до Р. Х. Не вызывает сомнений что Полибий имел опыт ведения военных действий.

В 170/169 г. до Р. Х. Полибий был избран гиппархом. В 169 г. до Р. Х. он был назначен во главе посольства к консулу в Фессалию Там же. С. 8.. В 167 г. Полибий вместе со своими соотечественниками был интернирован в Рим. Благодаря ходатайствам Квинта Фабия Максима и Сципиона Эмилиана он, в отличие от своих соотечественников, которых расселили по городам Этрурии, был оставлен в Риме Там же. С. 10..

Полибий был введен в дом Сципионов. С этого времени начинается тесная дружба с Сципионом Эмилианом, которая продолжалась всю жизнь и которой наш историк очень гордился. Отношения между Полибием и Эмилианом происходило на равных. Полибий знал обо всех происходящих событиях. Он неоднократно давал советы Сципиону и по сообщению Павсания: « Всякий раз, когда Сципион следовал увещеваниям Полибия, он добивался успеха. А в чем он не внял его увещеваниям, терпел, как рассказывают, неудачи Там же. С. 15.». Известно, наконец, что Полибий присутствовал в 146 г. при захвате Карфагена и сдачи в плен карфагенского полководца Гасдрубала. На период со 149 по 146 гг. падает большое путешествие нашего историка вдоль западного побережья Африки, которое еще при жизни принесло ему большую известность.

Полибий мог стать лидером Ахейского союза, но в связи с занятостью сенатом военными действиями в Северной Африке, вопрос о Ахейском союзе был отодвинут на второй план. После разгрома Ахейского союза, Полибию было поручено обходить все греческие города и разрешать все споры до тех пор, пока жители не привыкнут к новым установлениям. С этого времени и до самой смерти в руках Полибия находились все нити умиротворения соотечественников. Полибий сам устанавливал для греческих городов некоторые законы. На основании сообщения Павсания можно предположить, что законодательная деятельность Полибия была санкционирована сенатом на основании ходатайства полисов, ранее входивших в Ахейский союз.

Помимо «Всеобщей истории» им были написаны: биография Филопемена, труды, посвященные экваториальным землям, событиям нумантийской войны, об организации римской армии и тактике военных действий Мирзаев С. Б., Полибий. М., 1986, С. 17..

Деятельность Полибия была положительно оценена некоторыми слоями греческого общества. В отдельных городах ему были возданы почести при жизни и после смерти. Павсаний сообщает о стеле на центральной площади Мегалополя с рельефным изображением и надписью что он много путешествовал и был союзником римлян, что он написал «Всеобщую историю» и т. д. Неподалеку в храме Владычицы, изображение Полибия венчалось надписью: «Эллада не пострадала бы вовсе, если бы следовала во всем указаниям Полибия; потом, когда ошибка была сделана, он один помог ей». Изображения Полибия имелись также в храме Мантинеи, в Палантии в храме Коры, на площади, на площади Тегеи.

По свидетельству Лукиана Полибий, упав с лошади, заболел и умер в возрасте 82 лет. Мирзаев С. Б., Полибий. М., 1986, С. 22.

Полибий

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

А.Я. Тыжов

ПОЛИБИЙ И ЕГО «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»


I. БИОГРАФИЯ ПОЛИБИЯ

Полибий происходил из знатного и богатого рода из Мегалополя в Южной Аркадии. Отец его Ликорт был крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза, четырежды исполнял высшую должность союзного стратега. Политическая деятельность Ликорта известна начиная с 192 г. до н.э., когда он в должности союзного гиппарха успешно вел военные действия против спартанского тирана Набиса (Liv. XXXV, 29, 1).

Три года спустя Ликорт вместе со своим политическим соперником Диофантом был отправлен послом в Рим для урегулирования споров между Ахейским союзом и Спартой. Уже в это время проявляется стремление Ликорта проводить независимую от Рима политику. В 187 г. до н.э. Ликорт возглавил ахейское посольство в Александрию. Целью миссии было возобновление военного союза с египетским царем Птолемеем V Эпифаном (Pol. XXII, 3, 6). Из этой поездки Ликорт привез в дар Ахейскому союзу от египетского царя 6000 медных доспехов и 2000 талантов, что свидетельствовало не только об успешном выполнении миссии, но и о личных симпатиях Птолемея к Ликорту.

Конфликт Ахейского союза со Спартой вызвал сильное недовольство римского сената, и Ликорту вместе с Филопеменом и Архонтом пришлось защищать политику лиги перед римским эмиссаром Квинтом Цецилием Метеллом на собрании в Аргосе. Ликорт выказал при этом большую твердость и достоинство.

В следующем, 186 г. до н.э., Метелл выставил в сенате сильные обвинения против Филопемена и Ликорта. Сенат постановил вторично расследовать спартанский инцидент и отправил с этой целью в Ахейский союз Клавдия Пульхра. На собрании в Клейторе римский эмиссар выразил упреки в адрес союза. С ответной речью выступил Ликорт (Pol. XXII, 13, 8; Liv. XXXIX, 36, 5 - 37, 17; Paus. VII, 9, 4). В 184 г. до н.э. Ликорт вновь становится стратегом, а в следующем году сменяет на этом посту заболевшего Филопемена. В 182 г. Филопемен умирает в плену у мессенцев (Liv. XXXIX, 50, 7; Paus. IV, 29, 11; VIII, 51, 5; Plut. Philop. 20). Став в третий раз стратегом, Ликорт подчиняет Мессению и вновь присоединяет ее к Ахейскому союзу (Pol. XXXII, 17, 1). В этом же году Ликорт способствовал принятию спартанцев в состав Ахейской лиги. В благодарность за это ему была установлена статуя в эпидаврском храме Асклепия (CIC IV, 1421 = Ditt. Syll3. 626).

В 180 г. до н.э. Ликорт вместе со своим сыном Полибием был назначен послом в Египет. Поездка, однако, не состоялась из-за смерти Птолемея V (Pol. XXIV, 6, 3-7). В этом же году Ликорт в четвертый раз был избран стратегом.

Имя деда Полибия, Теорида, восстанавливается на основании текста надписи, сохранившейся на базе статуи Ликорта в Эпидавре (Ditt. Syll3. 626).

Брат Полибия по обычаю носил имя деда (Ditt. Syll2. 309). Его сын, племянник Полибия, носил имя Филопемена. На этом основании Диттенбергер предположил, что жена Ликорта была дочерью Филопемена и, следовательно, Полибий являлся внуком Филопемена (Ditt. Syll3. 626).

С первых дней своей жизни Полибий был связан многочисленными узами с людьми, направлявшими всю политическую жизнь Ахейской федерации. Его блестящая военная и политическая карьера во многом определялась его происхождением, авторитетом его семьи и ее связями.

От античности дошли очень скудные сведения, относящиеся к биографии Полибия. Сам историк очень мало говорит о себе.

Известно, что Полибий прожил долгую жизнь.1 Псевдо-Лукиан сообщает о том, что «Полибий, сын Ликорта, из Мегалополя, возвращаясь с поля, упал с коня и, заболев от этого, умер в возрасте восьмидесяти двух лет». Этим, однако, сведения исчерпываются, и время рождения и смерти Полибия восстанавливается гипотетически, на основании косвенных данных.

Благодаря воспитанию и окружению с самого начала была определена политическая ориентация Полибия - традиционная линия независимой политики Ахейского союза. Поэтому великие предшественники - Арат, Филопемен и Ликорт всегда являлись образцовыми политиками для нашего историка.

Деятельность Филопемена и Ликорта2 падает на то время, когда для политической жизни Греции особое значение приобретают контакты с Римом. Постепенное усиление влияния Рима в Греции и политическая структура Ахейской лиги будут определять образ мыслей и действий Полибия.3

Начало контактов Ахейского союза с Римом относится к 229/228 г. до н.э., когда отношения между Римом и Македонией стали очень напряженными. В 212 г. до н.э. союз был вовлечен в войну с Римом, длившуюся до 205 г. до н.э. Поворотным пунктом в истории Ахейского союза явился 198 г. до н.э., когда ахейцы приняли требования римлян стать их союзниками в борьбе против Македонии. В последующее десятилетие ахейцы извлекли значительную пользу из союза с Римом. Число союзников лиги значительно увеличилось. Однако в отношениях лиги с Римом все более начал сказываться перевес последнего, и это не могло удовлетворить ахейцев, которые стремились вести экспансионистскую политику.

Известен ряд промежуточных дат из жизни нашего историка. Это 167/166 г. до н.э., когда Полибий в числе других своих соотечественников был интернирован в Рим. Известно также, что в 150 г. до н.э. ахейские заложники возвратились на родину. Кроме того, Полибий рассказывает, что когда в 180 г. до н.э. он был назначен в посольство к Птолемею V, он не достиг еще необходимого для этого возраста, т.е. тридцати лет (XXIV, 6), но в 169 г. до н.э., будучи избранным гиппархом, он, очевидно, уже имел необходимый для этого возрастной ценз, поскольку о недостатке возраста ничего не говорится (XXVIII, 6).

До 169 г. до н.э. мы дважды встречаем упоминание о Полибии в источниках. В 183 г. он нес в траурной процессии урну с прахом Филопемена (Plut. Philop. 21). Второй раз имя Полибия упоминается в связи с несостоявшимся посольством в Египет в 180 г. до н.э. (Pol. XXIV, 6). Это посольство не имело целью заключение нового военного союза или ведение важных политических переговоров. Полибий говорит, что послы должны были выразить благодарность Птолемею V за оружие и деньги, которые Ликорт привез в 187 г. до н.э. в подарок Ахейскому союзу, и позаботиться о доставке подаренных союзу кораблей (XXIV, 6).

Других известий, относящихся к этому времени, нет. Таким образом, большой период жизни Полибия, длиной почти в тридцать лет, тонет во мраке неизвестности. Возможно, что уже в эти годы будущий историк начинает заниматься первыми литературными опытами. Другим излюбленным занятием становится для него верховая езда и охота (XXXI, 14, 3; 29, 8),4 что вообще было в традициях греческой аристократии. Всем этим занятиям Полибия предстояло сослужить ему добрую службу и стать поводом для знакомства со Сципионом Эмилианом.

Вплоть до времени избрания Полибия на должность гиппарха в 169 г. до н.э. нет никаких сведений об его участии в военных предприятиях. Можно, однако, предположить, что он участвовал вместе со своим отцом в мессенском походе 182 г. до н.э. Не вызывает сомнения тот факт, что Полибий обладал практическим опытом ведения военных действий. Это подтверждают как компетентные описания боевых действий во «Всеобщей истории», так и личное его участие в осаде Карфагена.

Политическая карьера Полибия в этот период не была гладкой. Сразу же после окончания конфликта с Мессенией на политической арене Ахейского союза появляется новый лидер - Калликрат, сын Теоксена (181 или 180 г. до н.э.).5 Это был политик ярко выраженного демократического толка. Он сразу занял проримскую позицию и действовал в русле желаний римского сената, предложив возвращение спартанских изгнанников (Pol. XXIV, 8, 6).6 После своей миссии в Рим, во время которой он сумел расположить к себе сенат, Калликрат был избран осенью 180 г. до н.э. стратегом союза. Вслед за этим партия Ликорта вплоть до 170 г. до н.э. была оттеснена от государственных дел. От этого периода о жизни Полибия нет никаких известий.

В 170/169 г. до н.э. Полибий был избран гиппархом. Стратегом в этот год был избран сторонник Ликорта Архонт, который еще в 185 г. до н.э. вел переговоры с римским посольством совместно с Филопеменом и Ликортом, а в 174 г. высказался за союз с Македонией.

Состояние материала не позволяет проследить ход политической борьбы между партиями. Во всяком случае в течение десяти лет Калликрат был полным хозяином в государстве, и потребовались большие сдвиги в общественном мнении для того, чтобы власть вновь перешла к партии Ликорта.

Вскоре после избрания Полибия гиппархом брат Эвмена II Аттал обратился к ахейцам с просьбой восстановить почести царствующего брата (Pol. XXVIII, 7). Это обращение было вызвано тем, что ахейское народное собрание отменило все почетные декреты в честь Эвмена II после того, как он предложил в дар ахейцам 120 талантов для оплаты участвующих в народном собрании (XX, 10-11). Хотя предложение было очень заманчивым, оно было отвергнуто как унижающее честь государства.7



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...