Политическое устройство древнего рима кратко самое главное. власть законодательная - право издавать за коны

  • 12. Политическая история Древнего Рима: периодизация и характеристика основных форм государства.
  • 13. Основные тенденции социально-политической борьбы в римском обществе II–I веков до н.Э.
  • 14. Государственные учреждения в период республики.
  • 15. Режим военных диктатур конца республики и переход к монархии.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.
  • 17. Специфика политической истории западноевропейского средневековья: общая характеристика государства, власти и общества.
  • 18. Складывание западноевропейского феодализма и специфика политических отношений в Западной Европе в конце V–X веков.
  • 20. Государственный строй Англии в IX–XIII веках.
  • 21. Возникновение Английского парламента и характеристика сословно-представительной монархии.
  • 22. Характеристика английского абсолютизма.
  • 23. Феодальная раздробленность и усиление королевской власти во Франции в XI–XIII веках.
  • 24. Французское государство в классическое средневековье: сословно-представительная и абсолютная монархия
  • 25. Особенности политического развития Франции в период Столетней войны.
  • 26. Политическое объединение Франции в первой половине XVI века.
  • 27. Раннефеодальное государство в Германии
  • 29. Государственный и общественный строй Византии.
  • 30. Политическая история Арабского халифата в VII–IX веках
  • 31. Складывание государственной власти в Японии.
  • 32 Политическая история Китая в эпоху средневековья.
  • 33 Функционирование политической власти в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
  • 34. Складывание государств Африки в период средневековья и нового времени
  • 35. Содержание политической истории в новое время (общая характеристика государства, политической власти и общества).
  • 36. Английская буржуазная революция: предпосылки, ход итоги.
  • 37. Конституционная монархия Англии в XVIII–XIX веках.
  • 38. Складывание Британской империи
  • 40. Государственный строй сша по Конституции 1787 года.
  • 41. Гражданская война в сша: причины, ход, результаты.
  • 42. Великая французская буржуазная к 70-м гг. XVIII в.
  • 43. Формы правления во французском государстве первой половины XIX века (1804–1852)
  • 44 Парижская коммуна 1871 года.
  • 45. Эволюция германской государственности в XIX веке
  • 46. Характеристика японского государства XIX века.
  • 47. Структура государственной власти Китая XIX века.
  • 48. Республиканская форма правления в государствах Латинской Америки XIX века.
  • 50. Структурно-функциональная эволюция государственной власти в сша XX века.
  • 51. Политика «нового курса» ф.Д. Рузвельта в сша.
  • 52. Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX – первой половине хх века
  • 53. Эволюция государственной власти в Англии хх века.
  • 54. Организация местного управления в Великобритании хх века.
  • 55. Третья республика во Франции XX века и ее падение.
  • 56. Характеристика политического устройства Четвертой республики во Франции
  • 57. Пятая республика во Франции (1958 – настоящее время).
  • 58. Характеристика политического режима Веймарской республики в Германии.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).
  • 61. Установление фашистской диктатуры в Италии
  • 62. Образование Итальянской республики после Второй мировой войны и эволюция политической власти.
  • 63. Эволюция власти и общества в Японии XX века.
  • 64. Синьхайская революция 1911 года и падение монархии в Китае.
  • 65. Образование и развитие Китайской народной республики.
  • 67. Общая характеристика политических режимов в латиноамериканских государствах хх века.
  • 68. Характер и формы революций 1940-х годов в Центральной и Восточной Европе.
  • 69. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе в ходе революций 1989–1990 гг.
  • 70. Постсоциалистическая фаза государственного строительства в Центральной и Восточной Европе.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.

    Римская империя (лат. Imperium Romanum, Res publica Romana (Римская республика) , греч. Βασιλεία Ῥωμαίων) - постреспубликанская фаза в развитии древней римской цивилизации, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени начиная с правления первого императора Августа, до падения империи на Западе, то есть с 27 года до н. э. по 476 годы. На Востоке Римская империя продолжала существовать, постепенно трансформируясь в Византию.

    Периодизация истории Римской империи различается в зависимости от подхода. Так, при рассмотрении государственно-правового устройства обычно выделяется два основных этапа:

    1. Принципат - форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. - III веке н. э. Период Принципата можно разделить на следующие этапы:

    а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. - 68 н. э.)

    б) Год четырёх императоров - масштабный кризис власти (68-69)

    в) Правление династий Флавиев И Антонинов - расцвет системы принципата (69-192)

    г) Правление династии Северов - начало формирования военно-бюрократической системы (193-235)

    д) Кризис III века - полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235-284) Принципат (лат. principatus, от princeps - первый сенатор, сенатор открывающий заседание) - условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. - 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

    В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

    Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. еальная власть была сосредоточена в руках прицепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

    Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.

    2. Доминат (284-476 гг.) - политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

    а) Правление Диоклетиана и Константина I - формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284-337)

    б) Империя IV века н. э. - достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337-395)

    в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395-476)

    Домина́т (лат. dominātus «господство», от dominus «господин», «хозяин») - форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная Диоклетианом (284-305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

    Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью» «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан. Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

    Слово dominus также может переводиться как «государь».

    Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию - с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали фукционировать, а глава государства - принцепс («первый») - считался лишь первым гражданином республики.

    В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus - «священный») и «доминус» (Dominus - «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

    Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя ее предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

    Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

    Несмотря на усиление власти императора и еще большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все еще существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы - правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

    Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями еще в детстве.

    Дата окончания истории Римской империи дискусионна. Для Запада обычно называется дата 476 год - год смещения императора Ромула Августула или 480 год - год смерти Непота, последнего юридически легитимного императора. Для Восточной империи, государственность которой просуществовала, изменяясь, ещё около тысячи лет, называются даты - конец V века, 610 год, 1204 год, 1453 и другие.

    в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов;

    в изменении самой объединяющей власти;

    в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации;

    в объединении юридических правовых идеалов и

    в объединении нравственных идеалов.

    Этот процесс объединения, плодотворный и прогрессивный, достигает своего полного развития к концу II в. Но он имеет и обратную сторону: он сопровождается понижением культурного уровня и исчезновением свободы, что проявляется в III в. Между тем совершается религиозное объединение античного мира на почве христианства, торжество которого над язычеством наполняет IV в.

    На протяжении V в. Рим неоднократно подвергается нападениям со стороны варваров, которые в 476 г. навсегда уничтожат классическую римскую цивилизацию. В новом дуализме на римской почве зарождается новый исторический период. Успех социального объединения и ассимиляции разнородных национальных элементов провинций особенно наглядно проявляется в истории самих императоров, личная судьба и характер которых становится самым видным фактором в истории империи.

    В Италии, как и в Греции, государство получило вид городской общины, и рано стали возникать городские союзы. Рим был тоже такой городской общиной. Первоначальные жители Рима делились на три трибы, что указывает на образование Рима из общин, бывших раньше самостоятельными. Эти трибы в свою очередь делились на курии, которых было по десяти в каждой трибе, а каждая курия состояла из отдельных родов. Все роды, курии и трибы имели своих главарей («отцы», курионы, трибуны), бывших вождями на войне и представителями перед богами, потому что каждая такая часть народа имела и своих богов. Члены одного и того же рода носили общее имя, указывавшее на происхождение от общего родоначальника. Отдельные семьи каждого рода находились под безусловною властью своих отцов. Домовладыка имел безграничное право распоряжаться и личностью, и имуществом всех членов семьи, мог продавать их в рабство и казнить. Отцовская власть прекращалась лишь со смертью домовладыки, и взрослые сыновья, даже если они были женаты и сами имели детей, находились в полном у него подчинении. Когда отец умирал, сыновья сами становились же домовладыками и получали право опеки над матерью и незамужними сестрами: женщины были до конца своих дней сохраняли юридическую несамостоятельность. Домашний культ тоже находился в руках домовладык. Только отцы семейств могли участвовать в народных собраниях, которые происходили по куриям и назывались поэтому сходками курий или куриатными комициями .

    Первые два с половиной века римской истории (753 – 510 гг. до н.э.) приходятся на так называемый царский период . Во главе государства стоял царь (гех), бывший как бы отцом всего государства, его высшим жрецом, военным вождем и судьей. Власть царя была пожизненной, однако она не передавалась по наследству. После смерти царя и новый правитель выбирался особым заместителем царя, интеррексом, после чего утверждался народом. Обо всех важных делах царь совещался с собранием родовых старейшин (или «отцов»), называвшимся сенатом; по числу родов в римском сенате таких «отцов» было триста. Это собрание могло быть собрано лишь по инициативе царя, и его решения не были обязательны для царей, в основном правители прислушивались к решениям сената. Куриатные комиции тоже созывались царями, но могли только давать ответы на предложенные вопросы, не входя в их обсуждение. Древнеримские источники насчитывали 7 царей, включая легендарного основателя Рима Ромула. Однако практически почти все сведения об этих царях относится к области легенд, а не достоверной истории. Второй после Ромула царь из сабинов (Нума Помпилий) воспринимался римлянами в качестве родоначальника религиозного культа, считалось, что именно он установил обряды и учредивл жреческие коллегии понтификов, авгуров и весталок. Трем следующим царям (Туллу Гостилию, Анку Марцию и Тарквинию Приску) приписывались завоевание Альбы-Лонги и других латинских городов, а также возведение первых больших построек в Риме и т. п.


    Полноправными гражданами Рима первоначально считались только потомки первых жителей города. Однако уже в очень древние времена в Риме жило немало переселенцев из других мест, которые вынуждены были становиться под защиту и покровительство какого-либо римского рода, становясь при этом как бы частью этого рода и даже принимая его общее имя. Такие люди назывались клиентами («послушными»), и по отношению к ним каждый покровитель был как бы отцом, патроном . Со временем, когда число переселенцев увеличилось, и римляне подчинили себе население ближайших к городу сельских округов, население государственной общины распалось на полноправных граждан (патрициев ) и свободный, но бесправный люд (плебеев ). Плебеи, по-видимому, считались клиентами царя, но в состав плебса вошли, вероятно, и клиенты патрицианских родов. Во всяком случае, плебеи стояли вне государственной общины, т.е. не участвовали ни в куриатных комициях, ни в сенате, не могли занимать никаких должностей, зависели от патрицианского суда. В Риме существовали общинные земли, которыми распоряжались одни патриции; только от них могли получать к этим землям доступ плебеи, желавшие обрабатывать поле или держать скот. Плебеи обязаны были нести военную повинность и платить подати.

    В середине VI в. до н. э. сделана была первая известная нам попытка упорядочить взаимные отношения между обеими частями населения Рима. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима. Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в её основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление бóльших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с имуществом в 100 тыс., 75 тыс., 50 тыс., 25 тыс. и 12 тыс. ассов). И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях . Это название связано с разделением народа на 193 центурии (сотни), из которых 98 приходилось на первый класс, по 20 на второй, третий и четвертый, 30 на пятый, 4 на ремесленников и одна на всех неимущих (пролетариев), полностью освобожденных от службы и налогов. Решения на центуриатных комициях принимались большинством голосов, причем большинство голосов в каждой центурии считалось за общий голос этой комиции. Следовательно, всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание. При этом богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, а обедневшие патриции – к одному из низших.

    Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. Высшие государственные должности по-прежнему могли занимать только патриции. За ними также сохранилось право распоряжения государственными землями. Браки между патрициями и плебеями были запрещены.

    В 510 г. до н. э. царская власть в Риме была отменена. Последний римский царь, Тарквиний Гордый, по преданию захватил власть незаконно, убив своего предшественника. Римские источники сообщают, что Тарквиний Гордый был тираном, что и привело к его изгнанию, произошедшему, судя по всему, в результате заговора знати. Источники также сообщают, что после изгнания Тарквиния Гордого римляне решили не выбирать больше царя, а передать высшую государственную власть двум консулам, избиравшимся сроком на один год.

    Рим периода республики

    Отмена царской власти в Риме в 510 г. напоминает перемены, проис­ходившие в греческих городах. Устройство государства и права граждан остались прежними, но царская власть была разделена между сановниками. Власть консулов отличалась от царской тем, что консулов было два, выбирались они только на один год и по истечении срока подлежали ответственности. Следует отметить, что практически неограниченной властью (империем) во всем её объеме консулы могли пользоваться лишь в военном походе, в самом же Риме и его окрестностях (на расстоянии тысячи шагов от городской стены) они не могли ни казнить, ни подвергать телесным наказаниям. Кроме того, от их должности было отделено исполнение религиозных обязанностей.

    Консулы были равны по своим правам, и один всегда мог помешать действовать другому, это называлось правом интерцессии . Постепенно полномочия консулов сокращались, и часть их функций стала передаваться другим магистратам (магистраты – выборные сановники). В случае большой опасности для государства, по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей, однако срок такой диктатуры не мог составлять более 6 месяцев. Диктатор назначал себе помощника в лице начальника конницы, остальные магистраты в это время не действовали.

    После отмены царской власти в Риме возросло значение сената. Сенаторами пожизненно становились отслужившие свой срок магистраты. Ежегодно составлялся список сенаторов («альбом») в котором они были расположены в порядке убывания значимости занимаемых ранее выборных должностей. Первыми по списку шли консулярии (бывшие консулы). Первым по списку (принцепсом сената) был человек, занимавший консульскую должность самое большое количество раз. Что касается комиций, то им кроме права выборов, принадлежало лишь право принятия или непринятия делавшихся народу предложений без всякого их обсуждения, остававшегося привилегией одного сената. В руках сената была также сосредоточена внешняя политика государства.

    Важнейшим явлением внутренней истории Рима в V и IV вв. до н. э. была борьба патрициев с плебеями. Эта борьба тянулась очень долго и отличалась большим упорством с обеих сторон. После отмены царской власти в Риме вся власть в государстве сосредоточилась в руках патрицианских родов. Так же, как это было в Аттике до реформ Солона, простолюдины находились очень часто в неоплатных долгах у знати, причем долговое право в Риме было крайне жестоко. Должник отдавал в залог не только свое имущество, но и себя: кредитор имел право заковать его в цепи или запереть в тюрьму, или заставить на себя работать. Естественным следствием такого положения стала борьба плебеев за свои права, которая, разумеется, встречала сильное сопротивление со стороны патрициев.

    В 494 г. до н. э., возвращаясь из военного похода, плебеи, находившиеся в римском войске, отказались вернуться в Рим и удалились на находящуюся недалеко от Рима Священную гору с намерением построить свой, особый, плебейский город. Сенат, испуганный таким решением, пошел на уступки. Патриции согласились на то, чтобы плебс получил свою собственную организацию под начальством народных трибунов . Плебейские трибуны, которых было сначала два (позже их число достигло десяти), могли выбираться только из плебеев и лишь плебеями на особых собраниях – трибутных комициях . Трибутные комиции имели также право совещаться о плебейских делах и делать по ним постановления (плебисциты ), которые могли потом представляться сенату в виде прошений. Таким образом, рядом с патрицианскими комициями по куриям и общими комициями по центуриям явились чисто плебейские комиции по трибам. Обязанность трибунов заключалась в том, чтобы оказывать членам своего сословия помощь и покровительство в тех случаях, когда их притесняли. Трибун не мог проводить ночи вне города и двери его дома должны были быть всегда открыты. Внутри городской черты трибуны скоро добились права запрещения принятия законов и постановлений, нарушающих интересы плебеев. Для этого трибуну достаточно было во время обсуждения проекта постановления в сенате произнести слов «veto» (запрещаю). Трибуны были признаны священными и неприкосновенными, В помощь трибунам избирались эдилы , тоже выборные плебейские чиновники, распоряжавшиеся особой казной, из штрафов за проступки против плебса. Таким образом, государственная община Рима как бы разделилась на две разные общины – патрицианскую и плебейскую, и это разделение имело решающее значение для всей дальнейшей борьбы между обоими сословиями.

    В числе причин недовольства плебеев было исключение их из пользования государственными землями. Среди самих патрициев нашелся человек, который стал на сторону плебеев и предложил в их пользу первый аграрный закон, как стали называться в Риме законы об участии в пользовании государственными землями. Это был консул 486 г. до н. э. Спурий Кассий, которого патриции не замедлили обвинить в стремлении к захвату царской власти. Консул был призван на суд куриатных комиций и подвергнут казни. Плебеев сенат при этом успокоил обещанием отдать им в пользование часть государственных земель, но преемники Спурия Кассия и не думали исполнять это обещание. Через тридцать лет трибун Генуций привлек к суду плебса всех консулов, правивших после Спурия Кассия, но патриции отделались от энергичного трибуна посредством убийства.

    Одним из важнейших требований плебеев было составление законов, поскольку судебные функции исполняли только патрицианские магистраты, опиравшиеся на обычаи и собственные представления о справедливости. Недовольство населения было столь велико, что патриции вынуждены были пойти на уступки. В 451 г. до н. э. для написания законов была образована комиссия децемвиров (десяти мужей), которые получили на время работы над составлением законодательства консульскую власть; даже должность трибунов временно была отменена. В 450 г. до н. э. полномочия комиссии были продолжены, и в её состав вошло несколько плебеев. Когда законы были, наконец, готовы и вырезаны на двенадцати медных досках, децемвиры ещё на некоторое время удержали за собой власть под тем предлогом, что составленные ими и принятые народом законы нуждаются ещё в дополнениях.

    Составленные децемвирами законы XII досок, или таблиц легли в основу всего дальнейшего развития римского права. Их содержанием были законы гражданские и уголовные, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то убить его разрешалось и днем, долговые обязательства по-прежнему влекли за собою кабалу, но величина процентов по долгу была ограничена. Равным образом браки между патрициями и плебеями были по-прежнему запрещены. Консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т.е. в область суда была введена законность. Медные доски с законами были выставлены на форуме для всеобщего ознакомления, и сам суд производился на форуме тоже гласно.

    Главным препятствием к допущению плебеев избираться в консулы и к дозволению браков между плебеями и патрициями была патрицианская религия, участие в обрядах которой было доступно лишь членам старых родов, как это было и в Греции. В 445 г. трибуну Канулею удалось добиться закона, устанавливавшего право плебеев вступать в законный брак с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. Делая последнюю уступку, патриции, однако, выговорили для сената право заменять, когда он это найдет нужным, избрание консулов избранием военных трибунов с консульскою властью и только к этой должности допускать плебеев. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но так как избрание совершалось в центуриатных комициях, где главное значение принадлежало самому богатому классу, то лишь в 400 г. в первый раз плебей был избран в эту должность. Предвидя, однако, что рано или поздно это все-таки может случиться, патриции еще в 443 г. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по центуриям и классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, соответственно со сроком переоценки имуществ, но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Должность цензоров получила огромное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления моральных норм. За такое нарушение цензоры могли даже лишать должности сенаторов.

    По мере того как падали сословные перегородки, все большее и большее значение стали получать имущественные различия, на которых основано было деление граждан на пять классов с разной степенью их участия в центуриатных комициях. Богатые патриции и плебеи стали сближаться между собою, родниться посредством браков, поддерживать друг друга. Избрание магистратов в центуриатных комициях зависело лишь от них, и только они могли брать на себя безвозмездное отправление трудных и ответственных должностей консула, претора и т.п. Постепенно практически все основные должности, а с ними и места в сенате сделались достоянием определенного числа фамилий, образовавших из себя новую аристократию нобилей , т.е. именитых людей, иначе нобилитет . Это уже не была родовая знать, освященная в глазах народа религиозными преданиями: это была знать служебная, все значение которой, кроме богатства, держалось на занятии государственных должностей.

    Первая пуническая война. Пунические войны получили свое название из-за того, что римляне называли карфагенян пунийцами. Поводом к первой войне Рима с Карфагеном были разногласия по поводу управления Сицилией, которая занимала удобное положение в Средиземном море.

    В конце IV в. до н. э. в Сиракузах произошел насильственный переворот, доставивший власть тирану Агафоклу, который при помощи наемных войск добился признания за Сиракузами гегемонии на всем острове, за исключением западной окраины, удержанной Карфагеном после довольно упорной войны. Приняв титул царя, Агафокл даже стал оказывать защиту и покровительство грече­ским городам в Южной Италии. После его смерти в Сиракузах начались несогласия, которыми воспользовались бывшие у него на службе кампанские наемники, так называемые мамертинцы, и овладели городом Мессаной у пролива, отделяющего Сицилию от материка. Вскоре после этого в Сицилию явился также царь Пирр, с ним соединились Сиракузы и другие важные города, и предприимчивый эпирский вождь, объявив себя царем Сицилии, возобновил войну с Карфагеном. Поссорившись со своими союзниками, он, однако, вскоре покинул Сицилию. Новый владыка Сиракуз, Гиерон, напал на мамертинцев, те обратились за помощью к Риму, который счел нужным заступиться за этих «италиков», а Гиерон, со своей стороны, обратился к посредничеству Карфагена. Когда это дошло до сведения римлян, они переправили в Сицилию свое войско и захватили Мессану. Карфаген ответил на это объявлением войны. Таким образом, началом пунических войн было вмешательство римлян в дела острова, уже давно бывшего ареною борьбы между греками и карфагенянами.

    Война началась в 264 г. до н. э. На сторону Рима стали греческие города и туземное население Сицилии, и римляне теснили карфагенян в Сицилии, но зато пунийцы со своим флотом напали на берега Италии. Чтобы не опасаться морской силы Карфагена, Риму, конечно, нужно было завести свой собственный флот. Римляне энергично при­нялись за дело, настроили больших пентер (кораблей с пятью радами гребцов), заранее обучили своих воинов работать веслами, устроив для этого особые приспособления на суше, а главное – приспособили свой новый флот к рукопашным схваткам при помощи перекидных мостов, по которым воины могли легко переходить со своих кораблей на неприятельские суда. На суше, в Сицилии, перевес был, в общем, на стороне Рима, на море победы одерживал Карфаген. В общей сложности война длилась двадцать три года, истощив обе стороны. Когда в 241 г. до н. э. римляне одержали морскую победу при Эгатских островах, Карфаген заключил с Римом мир, оставив за ним Сицилию и согласившись уплатить большую контрибуцию. Сицилия (за исключе­нием владения Гиерона) была первым завоеванием римлян вне Италии, первою римскою провинцией. Мир Рима с Карфагеном был только перемирием, но между первою и второю войнами прошло 23 года, т.е. столько же времени, сколько тянулась первая война. Обе стороны продолжали делать в это время завоевания и готовились к новой борьбе между собою. Римляне овладели частью Северной Италии, построили там несколько крепостей и провели военную дорогу, соединившую Рим с долиной По. Кроме того, они очистили Адриатическое море от иллирийских морских разбойников и даже подчинили себе часть Иллирии, заняв таким образом позицию на Балканском полуострове.

    Победы Ганнибала над римлянами . Вторая пуническая война продолжалась 17 лет (218– 201 гг. до н. э.) и сначала была очень неудачна для Рима. Римляне думали вести войну в Африке и в Испании, но карфагенский полководец Ганнибал перенес ее в Италию, явившись туда с той стороны, откуда его не ожидали. По плану Ганнибала, к берегам Сицилии и Италии должна была отплыть карфагенская эскадра, сам же он должен был соединиться в Северной Италии с только что покоренными Римом галлами и вторгнуться оттуда в Среднюю Италию. Исполняя этот план, Ганнибал двинулся из Испании в Италию через Пиренеи, Южную Галлию и Альпы, на что ему потребовалось около полугода. Особенно труден был переход через Альпы, где не было никаких дорог и пришлось идти осенью, когда в горах уже выпадает снег. Люди, лошади, вьючный скот сваливались вниз и гибли. Другие погибали от истощения и болезней. В довершение всего и горные жители встретили армию Ганнибала крайне недружелюбно, преграждая ей путь или сбрасывая сверху камни на проходивших внизу солдат. Из 60 тыс., которые были выведены Ганнибалом из Испании, уцелело лишь тысяч двадцать пехоты да около пяти-шести тысяч конницы. Однако римские консулы (Публий Корнелий Сципион и Тиберий Семпроний Гракх) были один за другим разбиты при реках Тицине и Требии, впадающих в По. При Тразименском озере римляне потерпели третье поражение. Дорога на Рим была открыта, но сам Ганнибал сильно нуждался в отдыхе, чтобы пополнить и переустроить свою армию. Между тем в Риме был избран диктаторами Квинт Фабий Максим, старавшийся, однако, также избегать решительных действий, за что получил кличку Кунктатора, т.е. Медлителя. Вскоре Ганнибал обошел Лациум с востока и явился сначала в Кампанию, а оттуда в Апулию. Он довел численность своего войска до 50 тыс. человек, но и римляне собрали около 86 тыс. В 216 г. до н. э. при Каннах (в Алулии, верстах в 15 от берега Адриатического моря) оба римские консула (Луций Эмилий Павел и Гай Теренций Варрон) потерпели самое страшное поражение за всю эту войну. Римская пехота не устояла перед африканской конницей, и до семидесяти тысяч римлян пало на поле битвы. Однако к счастью для римлян, итальянские союзники Ганнибала действовали крайне вяло, и карфагенское войско не могло предпринять решительных действий. Римляне же проявили после каннского поражения необычайную энергию. Богатые люди на свой счет соорудили флот, и все взрослое мужское население вооружилось для спасения отечества; даже из рабов набрали два легиона войска. Мало того, римляне перешли в наступление, нападая на изменивших им союзников и наказывая их за эту измену. Ганнибал в Южной Италии еще несколько лет, не имея уже прежних сил для борьбы с Римом. Напрасно обращался он за помощью в Карфаген. Сенат купеческой республики и не думал даже что-либо сделать для своего полководца. Дела римлян начали скоро поправляться, и все победы Ганнибала пропали для Карфагена даром. К 206 г. до н. э. Рим успел восстановить свою власть в Италии и Сицилии, завоевать испанские владения Карфагена и принудить к миру Македонию. В этом году возвратился с триумфом в Рим из Испании сам Публий Корнелий Сципион, и на 205 г. до н. э. его выбрали в консулы. Он воспользовался приобретенною в народе популярностью, что­ бы настоять на перенесении войны в самую Африку. В 204 г. до н. э. во главе хорошего войска он, назначенный предводителем этой экспедиции, высадился в Африке и вскоре разбил войска пунов и союзных с ними нумидийцев (203 г. до н. э.), и тогда карфагенский сенат вызвал в Африку Ганнибала. В 201 г. до н. э. пуны были окончательно разбиты Сципионом, и в 201 г. до н. э. Карфаген заключил с Римом мир, уступив при этом своему сопернику испанские владения и острова Средиземного моря, отдав ему свой флот и обязавшись выплатить в 50 лет громадную контрибуцию.

    Союзническая война. Едва римляне избежали опасности, как в самой Италии вспыхнуло против них восстание союзников. Центром восстания стал город Корфиниум (в области народа марсов на с. от Лациума), в котором мятежные союзники организовали общее правительство. Опасность для Рима была большая, и он начал с отпавшими войну, которая получила название союзнической (91–88 гг. до н. э.). Римлянам удалось разъединить интересы врагов, сделав им разные уступки, и, в конце концов, выйти из этого опасного положения с успехом.

    Война с Митридатом . Затруднениями римлян со времени союзнической войны воспользовались некоторые их соседи. Среди них особенно выдвинулся в Малой Азии Митридат, царь Понта (по южному берегу Черного моря), который, соединившись со своим зятем, царем Армении (Тиграном), предпринял завоевательные походы с целью основания большого государства, в состав которого он включил, например, часть северных берегов Черного моря (Боспорское царство). Он вторгся в 89 г. до н. э. в римскую провинцию Азию (бывшее Пергамское царство), где его сочувственно встретили местные жители, и приказал перебить здесь римских граждан и солдат. Это повеление было исполнено: около 80 тыс. человек было умерщвлено, и их имуществом завладел понтийский царь. Азиатские и европейские греки смотрели на Митридата, как на избавителя от римского ига, и охотно к нему примкнули, а Афины сделались даже центром сопротивления римлянам в Греции. Во главе римского войска для борьбы с Митридатом был поставлен Сулла, который взял Афины, разрушил при этом Пирей (что нанесло непоправимый удар торговому значению Афин), прогнал из Греции вторгнувшегося туда Митридата и перенес войну в Малую Азию.

    Восстание рабов и борьба с морскими разбойниками. После смерти Суллы самым влиятельным лицом в Риме стал Гней Помпей, которому, между прочим, пришлось усмирять опасное восстание рабов в самой Италии и очищать Средиземное море от пиратов. Один беглый раб, по имени Спартак, родом фракиец, собрал вокруг себя небольшой отряд беглых рабов, который быстро стал увеличиваться и достиг, наконец, большой цифры – 120 тыс. человек. Сначала действия римлян были неуспешны, но в конце концов, рабы были разбиты Марком Лицинием Крассом, а добил их окончательно Помпей. Ему же римляне поручили войну с морскими разбойниками, которые воспользовались внутренними смутами в Риме, чтобы создать свой флот на Средиземном море, а на его берегах настроить крепостей. Главным гнездом их был остров Крит. Помпей с 500 кораблями и войском в 120 тыс. человек быстро выполнил свое поручение. Рим снова был спасен от грозивших ему опасностей, и, кроме того, римляне овладели Критом;

    Завоевание Галлии. По возвращении из Азии Помпей вошел в Риме в соглашение с вождями политических партий Лицинием Крассом и Гаем Юлием Цезарем для совместного гос­подства над римским государством (60 г. до н. э.). В силу этого триумвирата, как называется этот союз, Цезарь, оказавшийся одним из первостепенных полководцев древности, получил в управление Цизальпийскую и Нарбонскую Галлии. К северу от последней, в обширной стране между океаном и Рейном, в постоянных раздорах между собою жили многочисленные кельтские племена, которые начали вступать в сношения с римлянами. Ближайшими соседями «провинции» (откуда название Прованса) были гельветы (в Швейцарии), секваны (на с.-з. от Юры), эдуи (к з. от них) и арверны (к с.-з. от Севен), и когда римляне поддержали эдуев против секванов, последние призвали к себе из-за Рейна на помощь германцев. С целью устрашения и кельтов, населявших Британию, Цезарь переправлялся даже через пролив, отделяющий этот остров от материка. Завоевание Галлии облегчалось для Цезаря тем, что страна в политическом отношении была раздроблена между отдельными племенными государствами, хотя их и объединяла общая религия, имевшая развитое и влиятельное жречество в лице друидов. В каждом таком государстве правительственная власть была организована дурно, а народ находился в крепостной зависимости от богатых и знатных родов. В начале войны Цезарь встретил сильное сопротивление лишь со стороны белгов, занимавших большую область между Сеною и Рейном. Быстро – всего в два года – покорив всю страну, Цезарь, однако, должен был потом усмирять восстания, то там, то здесь, причем восстававшие подвергались суровому наказанию. Например, целое племя венетов в Бретани было продано в рабство. В галльских походах Цезарь создал образцовую армию, развив в самом себе до высшей степени все качества, необходимые для полководца. Завоеванная Цезарем Галлия им же и была организована в римскую провинцию, и, наконец, сам же он в качестве историка описал завоевание этой страны в своих знаменитых «Записках о галльской войне» (Commentarii de bello gallico).

    Превращение Египта в римскую провинцию. Во время завоевания Цезарем Галлии триумвират распался. Красе погиб в войне с парфянами, основавшими большое царство в Месопо­тамии, а Помпей, завидуя Цезарю, стал соединяться с его врагами. Дело дошло до междоусобной войны между бывшими триумвирами, охватившей и провинции. Победа осталась на стороне Цезаря. В 48 г. до н. э. он прибыл в Египет, вмешался в качестве третейского судьи в спор за престол между детьми только что умершего царя (Птолемея Авлета), десятилетним Птолемеем и его сестрою Клеопатрою, в пользу которой и решил этот спор. Население Александрии не хотело подчиниться такому решению и подняло восстание, грозившее Цезарю большой опасностью. Пять месяцев ему с небольшим отрядом пришлось выдерживать осаду сначала в царском дворце, а потом, когда дворец сгорел (и с ним погибла александрийская библиотека), – на маячном острове Фаросе, пока его не выручили пришедшие из Азии отряды. С ними Цезарь предпринял завоевание Александрии, и город должен был сдаться. Клеопатра из рук победителя получила египетскую корону и впредь должна была править в зависимости от Рима. Этим было подготовлено обращение Египта в римскую провинцию. Когда несколько лет спустя, уже по смерти Цезаря, в Риме возникла новая междоусобная война (между Антонием и Октавианом), Клеопатра стала на сторону, но была побеждена, и Египет уже прямо превратился в римскую провинцию (30 г. до н. э.).

    Организация провинций. Провинции, из которых первою по времени была Сицилия (241 г. до н. э.), считались имениями римского народа, их жители – его подданными. Вся земля в провинциях поступала в собственность римского народа, и за те ее участки, которыми продолжало пользоваться местное население, оно платило в качестве арендаторов известный оброк в римскую казну. Сенат посылал управлять провинциями бывших магистратов, называвшихся проконсулами и пропреторами, и вручал им от имени римского народа державную власть, или империй (imperium), над населением провинций. С этими наместниками ехали в римские провинции квесторы, заведовавшие казенными сборами, легаты, своего рода чиновники особых поручений, и целый штат писцов, ликторов и т.п. мелких должностных лиц. Проконсулу или пропретору принадлежала в про­винциях и высшая судебная власть, и каждый новый наместник, подобно преторам в Риме, издавал эдикт, определявший порядок управления областью. К несчастью провинциалов, наместники менялись ежегодно, причем ни сами они, ни подчиненные им лица не получали жалованья. Облеченные неограниченной властью на очень короткий срок и не получая правильного вознаграждения за свой труд, римские правители вне Италии страшно злоупотребляли своими нравами и прямо обирали подвластное население. О многих из них говорили: «бедным он приехал в богатую провинцию, богатым он покинул бедную провинцию». Хотя в середине II в. до н. э. в Риме был издан особый закон, разрешавший провинциалам жаловаться на своих правителей после истечения срока их службы по поводу учиненных ими вымогательств, но на деле провинциалам было очень трудно добиться удовлетворения. Судьями провинившихся наместников были лица одного с ними положения, одних интересов, и виновные или совсем оправдывались, или наказывались небольшими штрафами. И в провинциях римляне также давали разные привилегии отдельным местностям или категориям лиц, смотря по тому отношению, какое встречали с их стороны при установлении своего владычества.

    Д Р Е В Н И Й Р И М

    ---------------------

    На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в

    Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пасту-

    хов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были

    обнесены стеной и стали городом Римом.

    Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан

    близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне

    верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышлен-

    ной даты основания города.

    По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и

    смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сы-

    ном Асканием Эней бежал и после долгих странствований при-

    был к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению

    Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он

    дружески принял Энея и выдал за него замуж свою дочь Лави-

    нию. После смерти Энея Асканий основал новый город АЛЬБУ

    ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту легенды,

    Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд)

    был сыном Энея и Лавинии.

    Через несколько поколений после Юла царем стал Нуми-

    тор. Но его свергнул с трона младший брат Амулий. Дочь Ну-

    митора Рею Сильвию он отдал в жрицы, которые давали клятву

    безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух близнецов,

    за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь

    приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поруче-

    но, оставили корзину с близнецами на мелком месте. На плачь

    близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком.

    Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их до-

    мой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам

    дали имена Ромула и Рема. В конце концов, тайна происхожде-

    ния братьев раскрылась, они убили Амулия и восстановили на

    троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать новый

    город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma

    (Рим) производили от имени Romulus.

    Ромулу приписывают организацию римской общины. Он соз-

    дал сенат из 100 "отцов", установил знаки отличия верховной

    власти, разделил народ на 30 курий, устроил убежище для

    беглецов, чтобы таким путем увеличить населения города.

    После Ромула сенат избирает римским царем Нума Помпи-

    лия. Ему приписывается религиозное устройство Рима: созда-

    ние жреческих коллегий, календаря и пр.

    Двумя следующими царями были Тулл Гостилий и Анк Мар-

    ций. По преданию, в царствование Анка Марция в Рим пересе-

    лился богатый и энергичный человек принявший имя Люция

    Тарквиния Приска. После смерти Анка его избрали царем.

    Тарквиний вел удачные войны с соседями, увеличил количество

    сенаторов еще на 100 человек, учредил общественные игры,

    приступил к осушению болотистых частей города.

    Следующим царем был сын Приска - Люций Тарквиний Гор-

    дый. Преемником его стал Сервий Туллий.

    Этот период римской истории называют периодом семи ца-

    Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управ-

    ляли старейшины. Род первоначально представлял собой спло-

    ченный коллектив, связанный общим происхождением, общей

    собственностью на землю, а также почитанием предков.

    Со временем на территории, принадлежащей родам, появи-

    лись люди, не входящие ни в один из них. Это были освобож-

    денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор-

    говцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев,

    насильственно переселенные из покоренных городов. Этих при-

    шельцев в Риме называли п л е б е я м и. Исконное же насе-

    ление, жившее родами, называлось п а т р и ц и я м и.

    Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сосло-

    вий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

    П а т р и ц и и действительно были коренным граж-

    данством. Они представляли собой полноправный "римский на-

    В непосредственной связи с ними были к л и е н т ы,

    которые получали от них землю, скот, пользовались их защи-

    той на суде и пр. За это они должны были служить в военных

    отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами,

    выполнять различные работы;

    П л е б е и стояли вне родовой организации патрици-

    ев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели

    доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

    Патриции превратились в замкнутую группу знати, проти-

    востоящую широкой массе плебеев.

    Римская патрицианская община представляла собою прими-

    тивный город-государство с типичными чертами "военной де-

    мократии".

    Носителем верховной власти было племенное собрание.

    Оно решало важнейшие вопросы в жизни общины: объявляло

    войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ-

    нейшими судебными делами и пр.

    Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат

    (слово senatus происходит от senex - старик). Его члены на-

    зывались "отцами" - patres.

    Согласно легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов.

    Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их коли-

    чество до 300.

    В период между смертью старого царя и выбором нового

    общиной управляли поочередно сенаторы.

    Первые реформы "военной демократии" провел Сервий Тул-

    лий. Он разделил все свободное население Рима - и патрициев

    и плебеев - на 5 имущественных разрядов или классов:

    В первый класс зачислялись лица, обладавшие состоя-

    нием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета,

    первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего пери-

    ода истории Рима не установлена);

    Во втором - 75.000 ассов;

    В третьем - 50.000 ассов;

    В четвертом - 25.000;

    В пятом - 12.500.

    Те, у кого состояние было меньше, стояли "ниже класса"

    и назывались "пролетарии" - proletarii - от слова proles

    (потомство), т.е. люди, которые имели только детей.

    Имущественным положением определялось и место воинов в

    строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в

    коннице и назывались в с а д н и к а м и. Остальные члены

    этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение

    пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

    Граждане других классов имели облегченное вооружение,

    занимали место в задних рядах. Воины Y класса являлись в

    строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не

    Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их

    некоторыми политическими правами посредством организции но-

    вой формы народного собрания. В нем участвовали оба сосло-

    вия. Оно называлось ц е н т у р и а т н ы м с о б р а -

    Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей,

    решли важнейшие функции старых собраний - объявление войны,

    выбор должностных лиц, суд и пр.

    На тот период времени данные реформы были прогрессив-

    ной формой управления.

    Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют

    данные ученых, произошло в конце YI - начале Y вв. до н.э.

    в форме насильственного свержения последнего царя и переда-

    чи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли

    выбираться только из патрициев и назывались к о н с у л а -

    м и. Таким образом был осуществлен переход к республике.

    После падения царской власти и образования республики

    оба сословия - патриции и плебеи - оказались лицом к лицу.

    На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная

    борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об

    уравнении в политических правах, о долговой кабале и о

    доступе к общинно-государственной земле. Плебеям удалось в

    первые десятилетия Y в. до н.э. достигнуть существенных за-

    воеваний в виде самостоятельной организации плебейской об-

    щины. К середине этого столетия они добились второго круп-

    ного успеха - записи законов. Вскоре после этого плебейская

    беднота добилась фактического уничтожения долгового

    Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями бы-

    ла ликвидация олигархической республики патрициев как пере-

    житка родовых отношений и создание в принципе демократи-

    ческого рабовладельческого государства, полиса. С этой точ-

    ки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией про-

    тив родового строя и закончилась его разрушением.

    На смену старой родовой знати патрициев пришла новая

    знать. В ходе сословной борьбы произошло постепенное слия-

    ние богатой части плебееев с верхушкой патрициата.

    Внешняя история Рима в царский период, так же как и

    его внутренняя история, содержит много неясных до сих пор

    моментов и может быть востановлена лишь в общих чертах.

    Продолжались столкновения Рима с соседями. Итоги внеш-

    ней политики Y в. до н.э. были достаточно велики. Рим унич-

    тожил своего главного противника в южной Этрурии и значи-

    тельно увеличили свою территорию. Благодаря союзу с латина-

    ми ему удалось остановить натиск с востока. Самое главное -

    Рим, территория которого была относительно крупной и сплош-

    ной, получил значительное стратегическое преимущество по

    сравнению со своими соседями, владения которых были разроз-

    В борьбе за Италию, длившейся около трех столетий, по-

    бедительницей оказалась бывшая маленькая община на Тибре.

    К 60-м годам III в. до н.э. вся Италия времен респуб-

    лики от реки Рубикон до Мессинского пролива, вошла в сво-

    еобразную федерацию, возглавляемую Римом, способную поме-

    риться силами с самыми могущественными державами Средизем-

    Следующий период римской истории начинается с больших

    завоеваний Рима (примерно 264-241 гг. до н.э.), начиная с I

    Пунтийской войны и кончая разрушением Карфагена и Коринфа.

    Из целого ряда войн Рим вышел первоклассной военной держа-

    вой, равной которой уже не было в районе Средиземного моря.

    Система управления в древнейшем Римевнешне сохраняла форму военной демократии, но ее административные органы все в большей степени выполняли уже государственные функции. Царь (rex) был прежде всего военачальником, а также верховным судьей и жрецом Он выбирался всем римским народом.

    По преданию, цари правили Римом с его основания до 510 г. до н.э Рядом с царем стоял сенат - совет старейшин (от лат senex - «старик»). Сенаторов было 300, по одному от каждого рода. Сенат вместе с царем утверждал или отвергал решения народного собрания. Оно существовало в форме куриатных комиций; что значит сходки членов курий Народ группировался для голосования по куриям. После голосования внутри курии она подавала на комициях один голос Плебеи к политическому управлению не допускались. Верховную власть в Римской общине олицетворял царь (реке). Эта должность замещалась путём выборов, в которых участвовали полноправные граждане, собранные по куриям. Главными прерогативами рекса являлись верховное управление, высшее военное командование, судебные полномочия, функции верховного жреца. Специфика царской власти в данную эпоху заключалась в том, что повеления рекса, обязательные для исполнения всеми членами общины, действовали только в течение жизни данного правителя; с его смертью указанные повеления переставали быть обязательными. Для более эффективного осуществления своих полномочий реке мог назначать себе помощников (в первую очередь, по военным делам). При царе имелась военная дружина, включавшая в себя пешие и конные подразделения; наиболее привилегированным являлось подразделение вооруженных телохранителей, составлявших собственную «лейб-гвардию» - легион рекса. Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Римские цари не обожествлялись, как цари у многих стадиально близких народов Азии и Африки, но власть их санкционировалась богами через авгуров и носила сакральный характер

    История воиарения Сервия Туллия (579-535 гг. до н.э.) сохранена в разных вариантах преданий. Кроме этрусского, известны два римских Согласно одному, Сервий был сыном рабыни, поэтому он получил имя Servius (от servus -раб). Согласно другому, матерью его, была Окрезия, жена вождя г Корникула, захваченная в плен во время войны, которую вел Тарквиний. Далее античные авторы согласно рассказывают о том, что царь Тарквиний вместе со своей женой воспитали одаренного мальчика и сделали его своим зятем, а после убийства Тарквиния Танаквиль возвела его на царский трон. Важно отметить, что, исходя из всех версий предания, Сервий Туллий воцарился в Риме, не будучи ни рекомендован сенатом, ни избранным комициями, то есть как узурпатор Правление его во внешнеполитических вопросах продолжало линию прежних царей, он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, округлив римские земельные владения. Во внутренних же делах он порвал со многими традициями. С его именем античные авторы связывают реформу, аналогичную Солоновой в Афинах, то есть введение цензового принципа деления общества. Все римское население, то есть патриции и плебеи, было распределено в зависимости от имущества на 6 разрядов За основу, по мнению ряда исследователей, был взят земельный надел, но античные писатели сообщали о цензе, бывшем в их время, то есть в денежном выражений Не исключено, однако, что с самого начала ценз имел денежный характер. На основе имущественного ценза комплектовалось войско. I разряд выставлял 98 центурий. Из них 80 представляли собой тяжеловооруженных пехотинцев, защищенных бронзовым шлемом, круглым щитом, поножами, панцирем, вооруженных железным мечом и копьем. Всаднический корте был увеличен. Сервий провел в жизнь то, что было задумано Тарквинием: он удвоил число всаднических центурий, так что их стало 6, и набрал еще 12 из самых состоятельных людей. Всего всадники составляли 18 центурий. II разряд выставлял 20 центурий пехотинцев, вооруженных, как и I разряд, но с продолговатым щитом; III - 20; IV - 20; V - 30 центурий с более легким и дешевым вооружением для каждого разряда. К этим центуриям были добавлены 4 центурии ремесленников и музыкантов Неимущие, хоть и не подлежали набору, поскольку не могли экипироваться, были включены в особую центурию.


    Центуриатная реформа выходила за пределы военной. На основе центурий вырос новый вид народных собраний - центуриатные комиций. Каждая центурия в них имела один голос. Дела решались голосами I разряда, включавшего 98 центурий из 193. Сервию Туллию принадлежит еще одно нововведение, аналогичное реформе Клисфена в Афинах. Рим, окруженный Сервием каменной оборонительной стеной, остатки которой сохранялись до наших дней, был поделен на 4 городские трибы (Палатинская, Субуранская, Эсквилианская Коллинская), внегородская территория - на 16, а затем на 17 округов -триб. В науке много дебатировался вопрос об историчности реформы Сервия Туллия. Например, высказывалось сомнение, что в царском Риме существовала такая разница в имущественном положении среди римлян, а также что численность их была столь велика. На основании этого К. Ю. Белох и другие историки относили реформу к III в. до н э. В настоящее время большинство ученых признают, что завершение центуриатной реформы имело место лишь в IV в. до н. э. Однако Сервий положил ей начало, создав центурии по меньшей мере I и II разрядов, то есть из наиболее богатых жителей Рима, которые и были допущены к участию в новых народных собраниях, ведавших тогда только военными делами. Античная традиция связывает с Сервием Туллием и храмовое строительство. На Бычьем форуме, в частности, был воздвигнут храм женского божества - Матер Матута. Сведения традиции подтверждаются обнаруженным там архаическим святилищем и фрагментами греческих и этрусских сосудов На Авентине был сооружен храм Дианы, почитавшейся союзом латинских городов Дионисий Галикарнасский, живший в Риме в конце 1 в. до н. э, сообщает, что регулирующие деятельность этого союза законы были записаны на медной колонне, сохранившейся вплоть до его времени. Наконец, Сервию приписывается раздел общественных земель между бедными против воли отцов - сенаторов.

    Из анализа всех мероприятий Сервия Туллия вытекают важные выводы. Неравенство между римлянами усилилось В среде патрициев упрочилась богатая верхушка. Расслоилась и плебейская масса: появились богатые плебеи, занимавшиеся в городе преимущественно ремеслом и торговлей Все это учитывал Сервий Туллий Укрепляя свою власть, он сумел потеснить патрицианскую верхушку, ослабив значение родовых институтов, на которые она опиралась. Важнейшие дела, связанные с войнами, были изъяты из ведения куриатных собраний и переданы в центуриатные, участие в которых принимали плебеи, пока, правда, только состоятельные. Войско Сервия также включало в себя богатых плебеев, не входивших в populus. Комиции и войско представляли собой публичную власть, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое «себя как вооруженная сила». Эта власть фактически противостояла «народу» в понимании римлян того времени, когда под народом понималась совокупность всех членов родовой организации, и только их. Объективно новая публичная власть не совпадала ни с организацией всей массы патрициев, ни со всей массой плебеев и противоречила родовым устоям. Противоречили родовым порядкам и территориальный и цензовый принципы деления общества, ибо они группировали население вне зависимости от принадлежности к патрициям или плебеям.

    Изменилась и царская власть . Сервий решительнее своих предшественников порвал с традициями избрания царя и подготовил условия для превращения царской власти в наследственную, выдав своих дочерей за сыновей Тарквиния Все эти установления были не совместимы с родовым строем. Разумеется, это было лишь началом политогенеза Рима, началом длительного периода трансформации гентильных органов в государственные Ростки формирующейся публичной власти имели своей почвой своеобразные общественные отношения. Одна часть населения (патриции) охватывалась гентильной организацией и через ее посредство обеспечивалась землей и участвовала в решении дел касающихся всех римлян, прежде всего в области религии и суда. Другая часть (плебс) не пользовалась защитой родового коллектива, получала землю непосредственно от царя, имела ограниченный доступ к новому органу управления, центуриатным комициям, в состав которых вошли наряду с патрициями лишь богатые плебеи Все это позволяет говорить о появлении социальных различий между патрициями и плебеями, которым предстояло еще крепнуть и развиться. По сути реформы Сервия Туллия были направлены против гентильных порядков, поэтому он привлекал к себе плебеев и земельными раздачами, и вовлечением их в войско, независимое от родов и курий Войско было его основной опорой. Используя свойственный родовому строю учет возрастных различий, он старался привлечь к себе более молодую, чем отцы - сенаторы, часть знати, служившую в коннице Сервий остался в памяти потомства как демократический правитель. Не случайно ему приписывалось введение в число римлян освобожденных рабов, а также признание празднества Сатурналий, во время которых устраивались пиры, господа прислуживали рабам и все веселились на равных.

    В Риме и провинциях установился государственный строй, который называли принципатом. "Принцепс сенатус" называли в предшествующие времена первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Принцепс Август - это "первый гражданин римского государства", а в соответствии с неписаной римской конституцией это означало пост императора.

    Чтобы понять, что представляла собой Римская империя в период принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую очередь на вопросе гражданства. Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях (всего провинций было 18) стало распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена его преемниками. В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Империи. Это знаменательный шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Но к этому времени положение свободных людей в Риме и Империи значительно отличалось от того, что было при республике.

    Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV-III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати. При Империи нобили - господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета стал сенат. Высокопоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управители завоеванных территорий - проконсулы, пропреторы, легаты и пр. - принадлежали к нобилитету. При императоре Августе (63 до н.э. - 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе.

    Из сословия всадников - финансовой знати империи с цензом в 4000000 сестерциев - выходили ответственные чиновники и офицеры.

    Управление городами империи осуществлялось декурионами - сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.

    На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. При Августе с целью защиты интересов рабовладельцев были введены специальные меры, отличавшиеся крайней жестокостью. В частности, были резко сокращены возможности предоставления рабам воли, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь. В одном из источников описан случай такого рода, когда, несмотря на недовольство народа, сенат и император предали казни 400 рабов. Римские юристы находили оправдание этому жестокому закону: ни один дом не может быть в безопасности (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни..

    Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов. Ни надсмотрщик, и ни наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо и не более того, и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. В Риме прогресс техники как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный цеп, которым выбивают зерно из колосьев, не были известны в Риме и его провинциях.

    Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии, т.е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную заранее долю продукта (обычно половину урожая). Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения урожая. Но для того чтобы пекулиатные отношения принесли заметный результат, их следовало надежно оградить от злоупотреблений, дав им более или менее широкую правовую защиту. Однако старое римское право запрещало производить рабу от своего имени (не хозяина) и для своей же пользы все виды торговых и займовых операций, а также подавать иск и отвечать в суде. Эти запреты были преградой для развития пекулии как специфической формы арендных отношений, поэтому их следовало смягчать, модифицировать, отменять, что осуществлялось весьма медленно.

    Одновременно с этим в Римской империи совершается такой немаловажный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика - колона. Развитие колоната было прямым следствием никогда не останавливавшегося грабежа крестьян, непосредственно связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за уменьшения военной мощи империи и усиления оказываемого ей сопротивления.

    Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. В первый период колоната аренда была краткосрочной, но это было невыгодно арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить в колоне стремление к улучшению земли, повышению урожайности и пр.

    Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Колоны, самовольно покинувшие поместья, возвращались силой. В то же время закон запрещал прогонять колонов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным. Так в еще рабовладельческом Риме зарождается феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается.

    К концу империи запрещается самовольное убийство раба, разобщение его семьи, вводится облегченный порядок отпущения рабов на волю.

    Ремесленники, организованные по коллегиям, т.е. сообществам, должны были "навсегда оставаться в своем состоянии", что значило для них ни что иное, как насильственное потомственное прикрепление к своим профессиям.



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...