Помидоры в род падеже. Помидоры в желе

Все разделы русского языка изобилуют правилами, нормами и исключениями из них. Правильное склонение имен существительных и подбор окончаний для них - довольно сложная задача. Есть множество существительных, которые произносятся и склоняются неправильно, в результате речь перестает быть грамотной и лаконичной. Одно из таких существительных - помидор. Во множественном числе родительного падежа окончание этого слова вызывает сомнения. Давайте разберемся, "помидор" или "помидоров" - как правильно писать и говорить?

Правило

Существительные 2го склонения (мужского рода, заканчивающиеся на твердый согласный) во множественном числе родительного падежа имеют окончание -ов. Пример: станок - станков, топор - топоров.

Исключения составляют следующие группы слов:

  • наименования воинских званий, а также названия национальностей или других этнических групп. Пример: Были солдаты, да всех солдат перестреляли.
  • слова, обозначающие парные предметы. Пример: в глаза смотри, мне твоих глаз не видно.
  • обозначение единиц измерения. Пример: в этой лампочке всего 60 ватт

Помидор или помидоров: как правильно?

Как же правильно сказать - купить много помидоров или помидор? Слово "помидор" не вдходит ни в одну группу исключений, обозначенных выше, а значит его склонение происходит по основному правилу и добавляется окончание -ов.

Примеры:

  • Взвесьте мне килограмм помидоров.
  • Без помидоров этот салат не будет столь вкусным.
  • Урожай помидоров превысил ожидания.

Как видите, для того чтобы воспользоваться правилами, иногда необходимо определять падеж слов. Как это сделать, читайте в статье

Нет помидор или помидоров?
Как часто нам приходится произносить существительные во множественном числе, родительном падеже. И произносим же как-то, даже не задумываемся, правильно произносим или нет. А если задуматься?

Разберем семь групп существительных.

1. Название национальностей. Нормой для некоторых существительных этой группы является нулевая флексия (окончание). Окончания «-ов» нет у болгар, осетин, англичан, мордвин, румын, могикан, цыган, турок, туркмен, бурят, башкир. Однако есть три существительных, норма которых распространяется сразу на два варианта: карел - карелов, сармат-сарматов, юкагир-юкагиров. Остальные национальности имеют во множественном числе, родительном падеже окончание «-ов»: много таджиков, тунгусов, узбеков, киргизов, калмыков, бедуинов, якутов и т.д.

2. Названия парных предметов. Для них характерна нулевая флексия. Здесь можно выделить три подгруппы.

1) названия обуви: нет ботинок, валенок, мокасин, сапог, краг, сандалет.
2) названия одежды: материал для шорт, шаровар, рейтуз, манжет.
3) названия аксессуаров: блеск погон, эполет.
4) названия предметов: створ ворот.

3. Названия родов войск. С этой группой слов произошла интересная история. Если существительное имеет собирательное значение, то окончание нулевое, но при обозначении отдельных лиц следует употреблять флексию «-ов». Например, выход драгун, улан, гардемарин, кадет, партизан. Но, трое драгунов, уланов, гардемаринов, кадетов. Исключение составляет слово партизан: трое партизан. Флексию «-ов» при любом употреблении имеют три слова-исключения: вызов мичманов, саперов, минеров.

4. Названия продуктов.

1) продукты с окончанием «-ов»: два килограмма абрикосов, бананов, апельсинов, томатов, помидоров.
2) продукты с нулевой флексией: килограмм баклажан, гранат; банка шпрот.

5. Меры веса и другие измерения.

1) меры с флексией «-ов»: пять килограммов, каратов, гектаров, эргов, кабельтовых.
2) меры с нулевой флексией: сто ампер, ватт, вольт, ньютон, эрстед, кулон.
3) равноправные формы: пять микронов - микрон, омов - ом, рентгенов - рентген.

6. Названия предметов: много брелоков, браслетов, рельсов.
Равноправные формы: мало патронов-патрон.

7. Существительные, употребляющиеся чаще в форме множественного числа:

1) существительные с окончанием «-ов»: не хватает нервов, критериев, комментариев, бронхов, кулуаров, сотов, ботов, носков, дебатов, консервов.
2) существительные с нулевой флексией: турнир шахмат.

Внимательный читатель, должно быть, заметил, что все вышеперечисленные существительные мужского рода. Действительно, чаще всего казусы происходят именно с мужским родом. Однако и средний род недалеко ушел. Все слова этой группы можно разделить на четыре категории.
1) существительные среднего рода с нормативным окончанием «-ий» во множественном числе, родительном падеже: сколько захолустий, побережий, снадобий.

2) существительные среднего рода с нормативной нулевой флексией: столько плеч, яблок, блюдец, полотенец, зеркалец.

3) существительные среднего рода с окончанием «-ев»: мало болотцев, кружевцев, верховьев, низовьев, разводьев, корытцев, щупальцев, одеяльцев, коленцев, копытцев.

4) существительные среднего рода с нормативной беглой гласной в окончании: много сопел - сопл, тягол - тягл.

8. Отдельную группу составляют существительные, имеющие только форму множественного числа .
Здесь можно также выделить четыре категории.

1) равноправные варианты: продажа грабель - граблей, ходулей - ходуль; нет выжимков - выжимок, выселок - выселков, высевок - высевков, вычесок - выческов, опивок - опивков.

2) окончание «-ов/-ев» нормативно для выкрутасов, клипсов, лохмотьев, отрепьев, пантов, подонков, клавикордов.

3) существительные с нулевой флексией: страх нападок, потемок, сумерек.

4) окончание «-ей» нормативно для будней, дровней, яслей.

Ну а женский род оказался самым приятным.

Только два слова, пожалуй, могут вызвать сомнения: розга и вафля.
Что ж, борцам против гендерной дискриминации в русском языке следует называть политику кнута и пряника политикой розог и вафель.

А если захочется чего-нибудь покрепче - то, пожалуйста, можно и по "стошке". Хммм... А слабо́ после прочтенного поста сказать: "100 грамм" или "100 граммов" - как правильно писать и говорить?


Раньше форма "100 грамм" считалась неправильной. Однако теперь формы мн. числа род. падежа "граммов" и "грамм" стали равноправными.

Но если честно, второй вариант меня коробит до сих пор. И я не одинока. Корней Чуковский поначалу тоже возмущался, но потом изменил свое мнение. «Теперь мне даже странно вспомнить, как сердило меня на первых порах нынешнее словосочетание: сто грамм. "Не сто грамм, а сто граммов!" - с негодованием выкрикивал я. Но мало-помалу привык, обтерпелся, и теперь эта новая форма кажется мне совершенно нормальной».

Так что придется и нам с вами привыкать.
Итак, правильно: и 100 ГРАММ, и 100 ГРАММОВ.


В разделе на вопрос 5 помидоров,или 5 помидор? заданный автором татьяна данилова лучший ответ это Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, во множественном падеже родительном падеже имеют окончание -ов. Ср. стаканОВ, чемоданОВ. Если бы была одна "помидора", тогда было бы 5 "помидор".
Источник: Да вот, филфак КубГУ в дяревне окончила...

Ответ от Михаил Вишневецкий [новичек]
Салат из ПОМИДОР.
Берем 5 ПОМИДОР, 5 ОГУРЕЦ и 5 ЛУК, все мелко нарезать, заправить МАЙОНЕЗ. Вкусно?
А как звучит? УХИ не покоробило)))


Ответ от Невроз [гуру]
5 помидор, 5 помидоров или 5 томатов. оба ваших варианта правильные. с точки зрения современного русского языка первый вариант более правильный. но много веков тому назад система склонения существительных была несколько иной. На -ов оканчивались в родительном падеже множественного числа лишь некоторые слова мужского рода, в основном, односложные (например, домов, рабов, снов, сынов и т. д.) . Остальные, напротив, имели нулевое окончание. Со временем система склонений изменилась. Можно даже сказать, что экспансия окончания -ов распространилась в просторечии на существительные женского и среднего родов и существительные мужского рода, традиционно сохранявшие другие окончания (всего и делов, пять рублев) . Однако в разговорной речи, где активно действует закон экономии речевых усилий, окончание -ов все чаще и чаще "съедается". Вот почему можно сказать "пять килограмм помидор". но писать все-таки лучше первый вариант


Ответ от сброситься [новичек]
5 помидоров, если не ошибаюсь


Ответ от способность [гуру]
первое...


Ответ от Ўля Ильюк [новичек]
1 вариант, Дмитрий, который ниже, сам вы деревня)


Ответ от Дмитрий [гуру]
пять помидор, помидоров только деревня так говорит.

Подумать только, такие маленькие и вкусные овощи, но сколько нервов эти чертяки успели попортить россиянам! И вроде бы каждый человек практически ежедневно встречается с ним: готовит салаты или супы, а кто-то даже сажает в огороде. Но до сих пор многие не могут разобраться в правильности произношения этого овоща и все время сомневаются: много помидор или помидоров.

Правило знакомое еще со школы. Но почему же с ним всегда столько проблем?

Родительный падеж существительных

Быть может, вы еще не забыли, как на уроках русского языка изучали, а потом запоминали падежи существительных? Если забыли — вспоминайте, их всего шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый из них имеет два вопроса - к

Итак, падежи существительных:

  1. Им. п. Кто? Что?
  2. Р. п. Кого? Чего?
  3. Д. п. Кому? Чему?
  4. В. п. Кого? Что?
  5. Тв. п. Кем? Чем?
  6. Пр. п. О ком? О чем?

Слово-помощник для правильного определения падежа

Для простоты и легкости запоминания, к каждому из шести падежей были подобраны слова-помощники, которые напоминали и помогали с определением падежа. Они позволяли склонять словосочетания «много помидор или помидоров» правильно. Слова довольно просты:

  1. Им. п. — «есть».
  2. Р. п. — «нет».
  3. Д. п. — «дать».
  4. В. п. — «вижу».
  5. Тв. п. — «доволен».
  6. Пр. п. — «думаю».

Существительное «помидоры» использовано в именительном падеже. А вот «много помидоров» (или помидор все-таки?), сочетание так нелюбимое двоечниками, относится к родительному падежу. Отвечает на вопрос «чего?».

Существительные со схожей проблемой

Конечно же, не только помидоры провинились в чем-то настолько, что получили такое непонятное и вызывающее столько споров и дискуссий окончание. Вообще, существует целых семь групп существительных, при произношении которых также возникают проблемы. К ним относятся имена существительные множественной формы родительного падежа:

  1. Национальности. Нет у меня знакомых цыган, башкир и болгар. На митинге собралось столько калмыков и якутов .
  2. Парные предметы. Я никак не куплю к зиме новых сапог.
  3. Различие войск по родовой принадлежности. Победу одержал небольшой отряд партизан. Благодаря усердию саперов взрыва удалось избежать.
  4. Различные меры измерения. Я купил лампочку на сто вольт. В Новый год я съела пять килограмм мандаринов.
  5. Название предметов. Я собрала целую коллекцию браслетов.
  6. Существительные, чаще используемые во множественном числе. С тобой никаких нервов не хватит!
  7. Название продуктов. Сколько абрикосов выросло у нас в саду! В холодильнике есть банка шпрот, отдай ее коту.

Ну как, догадались, как правильно: много помидор или помидоров?

Правильный ответ

Вроде безобидный овощ, лежит себе на тарелке и никого не трогает. Вот только пусть сам по себе помидор никого и не обидел, а правильность произношения названия красного овоща в родительном падеже до сих пор является предметом нескончаемых словесных боев в интернет-поединках.

Для разрешения этой «войны», попробуйте просклонять слово «помидор»:

  • именительный — «Есть что? Три помидора».
  • дательный — «Дать чему? Трем помидорам».
  • винительный — «Вижу что? Три помидора».
  • творительный — «Доволен чем? Тремя помидорами».
  • предложный — «Думаю о чем? О трех помидорах».
  • родительный — «Нет чего? Трех (много) помидор или помидоров?»

Слово, обозначающее красный овощ, — обычное существительное в подходящее лишь к одной группе «проблемных» существительных — название продуктов.

Вот почему грамотно сказать или написать «много помидоров». И ни в коем случае не «много помидор». Запомните, помидор — это овощ, который один-одинешенек лежит у вас в тарелке. Множественная форма этого существительного, использованная в родительном падеже, звучит как «нет/много/пять и т. д. помидоров».

Теперь вы знаете, как говорить правильно: много помидор или помидоров. Поэтому, покупая, к примеру, пять килограммов красного овоща, вы не станете предметом для насмешек. Если все-таки забудете, используйте синоним слова помидоры. И скажите: "Пять килограммов томатов".

Конечно, русская грамматика одна из самых сложных в мире. Это связано не только с орфографией и написанием отдельных частей речи, но и с грамотным выражением мысли. Зачастую русский народ сам не всегда знает, как следует писать слова и формулировать предложения. В родной речи большое количество правил и исключений. Поэтому, обучаясь грамоте, необходимо очень много запоминать.

Про помидоры

Вот, например, часто даже взрослые сталкиваются с вопросом, как написать что-либо правильно. Носок или носков, помидоров или помидор? Разберемся. Итак, килограмм помидор или помидоров? Какое выражение стоит употребить для написания и устно?

Чтобы понять, как выразиться грамотно, нужно знать склонение томатного слова:

  • Им. п. Кто, что? Лежит помидор. Множественное число - помидоры.
  • Род. п. Кого, чего? Нет в наличии помидора, помидоров.
  • Дат. п. Кому, чему? Дам помидору, помидорам.
  • Вин. п. Кого, что? Виню
  • Тв. п. Кем, чем? Доволен своим помидором, своими помидорами.
  • Пр. п. О ком, о чем? Заботиться о помидоре, о помидорах.

Зная написание слова в разных падежах, нужно понимать, что изменениям окончания не подлежат. А если склонять словосочетания, то окончание каждого слова должно соответствовать падежу. Например, килограмм помидоров или помидор? Разберемся. Килограмм кого, чего? Родительный падеж. Значит, помидоров!

Как определиться с написанием томатов

Для того чтобы выбрать правильное написание словосочетания "килограмм помидоров" или "помидор", нужно следовать следующему алгоритму действий:


Отсюда ответ на вопрос, как писать: "5 килограммов помидор" или "помидоров". Однозначно второй вариант.

В некоторых словарях можно встретить выражение «помидор» даже в родительном падеже множественного числа, но этот вариант, скорее, нелитературный и разговорный.

Еще кое-что для правильного написания. Килограмм помидоров или помидор?


Теперь, когда возникнет мысль, как написать или сказать: килограмм помидоров или помидор, то самым быстрым решением задачи будет задать вопрос к слову «килограмм». Чего? Конечно же, помидоров!



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...