Понятие об обособлении. Условия обособления
Урок русского языка в 8-м классе по теме
"Понятие об обособлении"
Цель урока:
ввести понятие об обособлении , о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;
формирование умений:
выявлять грамматические условия обособления,
выделять интонационно обособленные члены предложения,
правильно ставить знаки препинания.
Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.
Воспитательная цель: воспитание интереса к русскому языку, его изучению.
Наглядность: дидактический материал, карточки с заданием, словари
Ход урока I. Организационный момент II. Синтаксическая разминка Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. - Запишем, объясним орфографию и пунктуацию. - Выполним синтаксический разбор предложения. - Мы сказали, что предложение осложнено однородными причастными оборотами. Как влияют обороты на смысл предложения? (выделяют, заостряют внимание на отрицательных качествах человека).
III . Введение нового материала.
Предложения на доске:
Свежий ветер подгонял лодку рыбака.
Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку.
Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку.
Какие предложения более информативны, на ваш взгляд? Почему?
С помощью каких языковых средств достигается большая информативность? (добавлены второстепенные члены в виде оборотов и соответствующая интонация).
Обороты выделены, т.е. обособлены (новое понятие). Обособление – наша тема.
Подберите однокоренные слова к слову обособление: особа, особенный, обособиться, обособленный.
Послушаем учеников, работавших дома со словарями.
Особенный, значит не такой как другие, выделяющийся, выделенный. Обособление – выделение.
Запишем тему урока: «Понятие об обособлении»
IV . Уточнение образовательного объекта.
Сегодня мы будем с вами говорить об обособлении.
Задайте себе вопрос: что я хочу знать по этой теме?
Зачем мне это надо знать?
(Когда происходит обособление?
Зачем происходит обособление?
Нужно знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложении.)
Итак, цели мы себе поставили, теперь будем стремиться к их достижению.
V. Работа по теме урока 1. Работа с учебником – стр. 135, параграф 47 – чтение и анализ материала. - какие же члены предложения называют обособленными? (второстепенные, выделенные интонационно и знаками препинания) - какими знаками препинания могут выделяться обособленные члены? (запятыми или тире) - какому ученому-лингвисту мы должны быть благодарны за изучение и систематизацию признаков этого явления? (А.М. Пешковскому) - ученик подготовил сообщение об этом ученом, послушаем его. 2. Работа с упражнением 287 (устно) - прочитайте предложения выразительно, соблюдая указанную интонацию. - спишите отрывок №3, определите роль обособленных членов предложения и подчеркните их в соответствии с этой ролью. После выполнения: - так какие же члены предложения обособляются? Назовите их общим словом. (второстепенные) 3. – Мы говорили о большей информативности предложений с обособленными членами. Давайте это явление проследим на примерах. - запишем предложения:
Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)
(Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова – добавляет образности, украшает)
Куст сирени, растущий в палисаднике, зацвел.
(Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом – добавляет информацию о том, где растет куст)
Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.
(не желая нарушать этот мираж – обособленное обстоятельство – дополнительно сообщает о чувствах рассказчика)
Какие члены предложения могут обособляться? (второстепенные)
4. – творческая работа : составим из двух простых предложений одно с обособленными определениями,
Расскажите о знаках препинания в этих предложениях.
1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).
2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).
3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. (На вершине гор лежали густые облака, не позволяя нам различать их верхние очертания)
5. – Выполните задания на карточке , эти задания очень похожи на те, которые встретятся вам на экзаменационном тестировании в 9 классе. За них вы получите оценки в журнал.
6. Дополнительное задание – упр. 288 (по заданию)
7. Дополнительное предложение для разбора .
Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветренных листьях, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.
V I . Итоги урока
Какие члены предложения называются обособленными?
Посмотрим на наши цели (Когда происходит обособление? Зачем происходит обособление?) – когда возникают определенные условия (необходимость замысла, место в предложении); обособление происходит для достижения большей информативности
VII. Домашнее задание
сочинение: Вы – снег. Какой он? Царственный, величественный, искрящийся, сверкающий, порхающий. Или, может быть, тающий, ноздреватый, грязный, затоптанный, жалкий, осевший, пропитанный влагой.
Что чувствует снег? От первого лица напишите откровенное признание, включая в текст обособленные члены предложения – причастные и деепричастные обороты.
Приложение
Вариант 1
1. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены).
A. Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения.
Б. При малейшей удаче он необыкновенно обод¬рялся.
B. Угрожающе рокочет море.
Г. Неожиданно застучала крупные капли дождя заставив нас искать убежище.
2. Укажите предложения, где определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется (знаки препинания не расставлены).
A. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.
Б. Туча нависшая над высокими вершинами то¬полей уже сыпала дождиком.
B. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.
Г. Степь покрытая ярким ковром весенних цветов очаровала нас.
1.Это был великий дириж..р словесного оркестра состоявшего из одних духовых инструментов.
2.Вокруг писателя существовала особая жизнь отобра..ая им самим из окружающей его действительности и украше..ая его крылатым воображением.
3.Мы ловили на дли..ые шнуры-самоловы закинутые в море бычков и барабульку.
4.Пересекать равнину нужно по меже между хлебов заросших репейником.
5.Легкий сумрак эрмитажных залов тронутый темной позолотой казался мне свяще..ым.
7.Пр..ближался теплый фронт и облака не выдержав его натиска треснули.
Вариант 2
1. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом?
A. Ютившаяся под деревьями полутьма была полна запахов позднего лета.
Б. Можно было видеть лежавший в широкой из¬лучине город.
B. Верблюды навьюченные тяжелыми тюками то и дело падали.
Г. Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.
2. Выберите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.
Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.
B. Прыгающие ребятишки любовались на елку.
Г. Счастливые ребятишки любовались на елку.
3. Поставьте недостающие знаки препинания.
1.В поэме были описа..ы маски висевшие в комнате у Эйзенштейна.
2.Краски казались особе..о мягкими из-за осе..ей мглы неподвижно висевшей в воздухе.
3.Степь залитая лужами ползла навстречу.
4.Очевидно, жизнь на ветря..ой мельнице пропахшей мукой и старыми травами была удивительно хороша.
5.Что-то родное виделось нам в этом беззвучном тумане куривш..мся над прудом и в молчании близкой ночи.
6.Вернувшись в гостиницу он лег спать.
7.Сережа молчал пр..слушиваясь к чему-то.
Карточка
1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.
2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.
3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.
Пешковский Александр Матвеевич (1878 - 1933)
А.М.Пешковский - выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова, представитель русской формально-грамматической школы, разрабатывал особый взгляд на русскую грамматику. Грамматика у Пешковского абсолютно реалистична: она начинается с формы, с того, что может слышать, видеть, сопоставлять каждый. А при всяком сопоставлении основой является смысл, т.о. его грамматика подкрепляется значением и им гарантируется.
Основной труд ученого - книга "Русский синтаксис в научном освещении" - переиздавался более 10 раз (1-ое издание в 1914 г.) и не потерял своей научной значимости до сих пор. В ней А.М.Пешковский разрабатывал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Учение о предложении и его главном признаке - предикативности, сказуемости - выступает у ученого основой его синтаксической теории. С помощью остроумных языковых экспериментов он показывает, что к грамматическим инструментам нужно относить и интонацию и в статье "Интонация и грамматика" (1928 г.) пишет об интонационной грамматике как особом разделе грамматики общей. Общая грамматика по Пешковскому должна изучать языковые формы: морфология изучает формы отдельных слов, синтаксис - формы словосочетаний; главными считаются синтаксические категории, поскольку именно они обеспечивают связность речи в предложении.
А.М.Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.
А.М.Пешковский много работал над созданием новых школьных учебников, выступал со статьями, посвященными изменению методики преподавания языка в школе, стремился сократить разрыв между школьной грамматикой и лингвистической теорией.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
- раскрыть роль обособленных членов в предложении;
- формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
- развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
– Знакома ли вам тема урока?
– Какое место занимает она в разделе
«синтаксис»?
– Сложная ли это тема?
2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).
– Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они
живут обособленно.
В русском языке обособить
– выделить по смыслу.
(из «Толкового
словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный,
обособленный.
Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ
3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).
– Впервые термин «обособление» начал
использоваться в русском языке в 1914 году, и был
введен лингвистом А. Пешковским.
Были выделены следующие признаки существования
обособления в предложении:
- Наличие слов, зависящих от обособления.
- Инверсивный порядок слов.
- Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.
Обособления выполняют следующие функции:
- Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
- Насыщает предложение экспрессивным характером.
– Какие же нам знакомы виды обособлений ? Вспомним, разберем примеры и запишем их.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.
Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.
От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).
Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).
Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.
Члены предложения, выступающие в функции приложения.
Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.
4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)
– Объясните, какие члены предложения нужно
обособить в данных предложениях.
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер.
Жасминовый куст пестревший белыми цветами
виднелся издалека. Запершись в своей комнате он
горько плакал. Настроение экипажа сверх
обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог
различить кроме еле виднеющегося огонька вдали.
Он выехал из дома надеясь что погода не
испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал.
А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса
на поляне росли грибы.
5. Творческое задание (СЛАЙД 10).
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.
6. Итоги урока
– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?
6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).
Парцелляция
Эллиптические предложения
Эллиптические предложения. Явление парцелляции.
Эллиптические предложения - особый вид неполных предложений. В них всегда отсутствует глагол-сказуемое. Отличаются тем, что они понятны без контекста и без ситуации. В эллиптических предложениях не принято ставить тире на месте пропуска.
Эллиптироваться могут глаголы:
глаголы бытия, нахождения в пространстве. что? кто? → где? пример: Книга на столе.(лежит)
глаголы движения. кто? → куда? откуда? примеры: Мы в школу. Мы из школы. Татьяна в лес, медведь за ней.(идём)
глаголы речи, мысли. кто? → о чём? о ком? примеры: Кто о чём, а вшивый о бане. (мечтает, думает)
глаголы энергичного, агрессивного действия. кого? → чем? за что? примеры: А вы бы его за волосы! Доской их, доской! Как пройдёт рыжий, я сразу в глаз ему!(схватите,ударьте)
Парцелляция - разделение единого в языке предложения с помощью точки на ряд высказываний. Пример: Он обещал приехать. И приехал. (парцеллят, который не является самостоятельным предложением)
Парцеллироваться могут:
Однородные члены (в том числе сказуемые)
Второстепенные члены
Части сложного предложения
Цели использования: ритмизация текста; выделение важных фрагментов информации;
Здесь структура речи максимально приближается к процессу мысли. Мышление человека дискретно (прерывно) и ассоциативно (актуализирующая проза).
основная причина (общее условие) обособления - это осложненность содержания, передаваемого обособленным членом предложения. Средствами обособления членов предложения являются выделительная интонация и порядок слов (инверсивное или дистантное расположение второстепенного члена предложения).
Наряду с общим условием обособления, свойственным всем обособляемым членам предложения (большая смысловая нагрузка, выражающаяся в осложнённости содержания и дополнительной предикативности), существуют и частные условия, обнаруживаемые при обособлении тех или иных членов предложения. К ним относятся следующие.
1. Уточняющий или поясняющий характер одного члена предложения по отношению к другому может способствовать его выделению. Члены предложения, осложненные значением уточнения или пояснения, стоят всегда непосредственно после уточняемого или поясняемого слова. Уточняющий член конкретизирует уточняемый, т.е. в содержательном плане они не равнозначны и соотносятся как род и вид, общее и частное, а поясняющий член равнозначен поясняемому, но называет поясняемое более понятно для данной ситуации. Например: Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать (Л. Т.); Мы быстро собрались и отправились на Павелецкий вокзал, к ночному поезду (Паст.); Лето после государственных экзаменов я провел у родителей на даче в Молодях, близ станции Столбовой по Московско-Курской железной дороге (Паст.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чак.); Я... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т.е. с колоннами, и обширным господским домом (Т.).
2. Степень распространенности члена предложения может влиять на обособление обстоятельств, приложений. Ср., например: Она вошла в зал не постучавшись (Шол.). Деепричастие не обособляется, поскольку имеет очень близкое к наречию значение, оно характеризует действие, обозначенное глаголом, - вошла не постучавшись. При распространении этого обстоятельства - Она вошла в зал, даже не постучавшись предварительно, - возникают условия для обособления, так как в таком случае усиливается самостоятельность обозначаемого деепричастием действия: Вошла и не постучалась предварительно. То же осложнение значения может появляться и у приложения. Ср.: Старик сторож дежурил на бахче. - Бодрый еще старик, сторож дежурил на бахче.
3. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов может выступать как дополнительное условие обособления при отнесенности к личному местоимению. Личное местоимение не способно сочетаться с определениями непосредственно, так как оно не обозначает лицо, а лишь указывает на него. Редкие случаи употребления необособленных определений при личных местоимениях лишь подтверждают их необычность и неестественность, например: «Моя „она“» - название одного из рассказов А.П. Чехова. Или: Красный директор и бледные мы глядели в упор на Ивана Петровича (Ч.); И воистину ты - столица для безумных и светлых нас (Ахм.). Лексическая несочетаемость личного местоимения (его бескачественность) и прилагательного приводит к обособлению, так как в таком случае непосредственность связи нарушается и появляется отнесенность к глаголу-сказуемому, например: Утомленный долгой речью, я закрыл глаза (Л. Т.); Бледный, с дрожащей нижней челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться (Л. Т.). Такие определения всегда осложнены дополнительным смыслом, они не способны передавать только определительное значение, так как связаны и со сказуемым: Лишенный природой дара слова, он [кот] ни в чем не мог оправдаться (Булг.) - Не мог оправдаться, так как был лишен дара слова.
1. Обособление может быть вызвано соседством других обособленных групп слов. Например, в предложении Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево - серый неуклюжий столб с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской (Кор.) несогласованное определение с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской не обособляется. Однако, если его поместить после другого определения - обособленного, оно становится обособленным: ...Влево - серый неуклюжий столб, совсем покосившийся, с широкою дощатою крышей...
2. Сопутствующим условием обособления может явиться слабая синтаксическая связь той или иной словоформы с управляемым словом. Это обнаруживается, например, при отрыве слабоуправляемых словоформ от глаголов. Например: В кухне молодая женщина, в платочке и калошках на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно (Пан.). В варианте предложения без обособленного несогласованного определения словоформы в платочке и калошках тяготеют к сказуемому: стояла в платочке и калошках
Осложнённое предложение
1) однородные члены;
4) обращения;
Общее понятие об обособлении
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ
Обособление-один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания. Обособленные члены обладают определённой самостоятельностью и способны сами стать отдельным предложением или его центром. Если сравнивать это синтаксическое явление с жизнью людей, то легко представить, что подросший ребёнок в семье, подросток, и есть в некотором роде обособленный член семьи: у него есть своя территория в пределах квартиры (предложения), он закрывает за собой дверь (ставит запятые), он имеет своих друзей (зависимые слова), но пока он зависит от родителей. Но он вырастет и создаст свою отдельную семью-предложение.
Посмотрим, как обособленные члены могут легко трансформироваться в отдельные предложения:
Облака , подобные низкому дыму, быстро неслись со стороны моря.
В первом предложении обособлено определение, выраженное прилагательным подобные с относящимися к нему словами. Это определение может быть заменено отдельным предложением или придаточным предложением в составе сложного: Облака быстро неслись со стороны моря. Они были подобны низкому дыму.
Облака, которые были подобны низкому дыму, быстро неслись со стороны моря.
Обособленные члены предложения делятся на две группы:
1) обособленные второстепенные члены, близкие по значению к предложению;
2) уточняющие члены предложения.
Приведём краткую обобщающую таблицу обособленных членов с примерами тех типов обособлений, что проверяется на экзамене ОГЭ (2016 год)
ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Причастный оборот после главного слова.
Дорога , идущая вдоль леса. СРАВНИМ: идущая вдоль леса дорога (обособления нет)
2. Оборот с прилагательным с зависимыми словами.
Окно , мокрое от дождя. День , похожий на остальные.
3. Два одиночных прилагательных, однородных, стоящих после главного слова.
Наступило утро , морозное и туманное.
4. Причастный оборот до главного слова, если главное слово ИМЯ собственное или оборот имеет значение ПРИЧИНЫ.
Разозлённый, Никитин гневно сверкнул глазищами. (причина, почему сверкнул?)
5. Определение, относящееся к личному местоимению:
Молодые, мы мечтали о космических далях и неведомых мирах . (личное местоимение)
ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Имя существительное, стоящее в том же падеже что и главное слово, называет предмет речи ДРУГИМ СЛОВОМ, уточняет, кто он или кем является.
Артём и Илья, одноклассники, сдали тест первыми.
ОБОСОБЛЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
1. Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами
кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:
Кроме него, пришло ещё пять человек.
Все ребята, включая Илью и Артёма, ответственно относятся к выполнению заданий.
ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие
Расположившись на насыпи, мы стали наблюдать за приближающимся поездом.
2. Всегда является обособленным оборот с предлогом несмотря на
Несмотря на усталость, мы были полны решимости добраться до деревни засветло.
УТОЧНЯЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
1. Два обстоятельства, второе из которых уточняет МЕСТО или ВРЕМЯ.
Там, далеко позади нас, остался шумный город.
Сирень росла прямо под окнами, рядом с калиткой.
Тогда, в детстве, всё казалось более простым и понятным.
У забора, у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки.
Обособленное обстоятельство
ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав? , относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении
Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке, Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы, сел, ожидая двенадцати .
выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
Нельзя путать деепричастие с суффиксом ВШИ и причастие с суффиксом ВШ, например:
Мальчик , улыбнувшийся мне, побежал по дорожке-это причастие и причастный оборот; а мальчик, улыбнувшись мне, побежал по дорожке;
Вернувшиеся с работы родители ничего не заметили- причастие и причастный оборот; вернувшись с работы, родители ничего не заметили- деепричастие и деепричастный оборот;
Нельзя путать деепричастие с суффиксом А/Я и причастие с суффиксом УЩ/ЯЩ/АЩ/ЮЩ, например:
Улыбающийся и улыбаясь; готовящийся и готовясь; увлекающийся и увлекаясь.
Основные правила обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения, за исключением случаев:
Если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава (ср.: засучив рукава), работать не покладая рук; бежать высунув язык; бежать сломя голову; слушать затаив дыхание; слушать развесив уши и др.: В трудные дни он работал с нами рук не покладая. Некоторые из них (спустя, сломя) имеют архаичную форму и в современном языке уже не являются деепричастиями;
Если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей - бегут как?; Сергей долго лежал не шевелясь - лежал как? Такие деепричастия по функции сближаются с наречием: Это упражнение делают сидянастуле; Он читал лежа; Рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна .
По особым правилам выделяются запятыми деепричастия и деепричастные обороты при наличии нескольких сказуемых или нескольких деепричастных оборотов.
Обособленные определения
Обособленные определения- это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения, которые могут быть заменены на отдельное предложение.
Определения, которые не выделяются запятыми, называются необособленными.
Сравним предложения:
1).Наступила ясная, морозная ночь. Два однородных нераспространённых необособленных определения.
2).Наступила ночь, ясная, морозная. Два однородных нераспространённых обособленных определения.
3).Ночь была морозная, ясная. Составное именное сказуемое с двумя именными частями.
Обратите внимание на запятую перед первым определением во 2-м примере, это и есть обособление. В 3-ем предложении слова ясная и морозная уже не определения, они стали сказуемым.
Существуют определённые ПРАВИЛА ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ .
Оособление по типу 1.
Причастный оборот обособляется, если стоит после главного слова. Схема: ГС+ПО.
Человек , |не помнящий прошлого|, лишает себя будущего.
Меняем местами ПО и ГС: |Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет!.
Примечание : практически все ошибки на постановку запятой связано с этим правилом, точнее, его нарушением. НЕТ ТАКОГО правила: причастный оборот выделяется запятыми. Он выделяется при соблюдении схемы ГС+ПО. Если же схема ПО+ГС, оборот выделяется только при соблюдении условий ТИП 4 и ТИП 5.
Оособление по типу 2.
Определительный оборот после главного слова Схема: ГС+ОО.
Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев|.
Примечание к ТИПУ 1 действует и для этого правила.
Оособление по типу 3.
Несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой) после главного слова. Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Мартовская ночь , облачная и туманная, окутала землю.
Весенний дух , весёлый и беспутный, ходил повсюду.
Обособление по типу 4.
Перед определяемым словом, если определение имеет значение причины или уступки. Если такого значения нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным.(Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет).
|Измученная многодневной засухой|, земля жадно утоляла жажду. (Почему?Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Обособление по типу 5.
Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению. Схема: ПО+ГС.
|Увлечённый разговором|, он прислушался. Разгорячённый и взволнованный, он вбежал в комнату.
Рассмотрим конкретные примеры (взяты из ОБЗ ФИПИ), используя следющий алгоритм:
а) найдём все слова, отвечающие на вопрос определения;
б) найдём главные слова, к которым относятся эти определения и решим однородные есть/нет.
в) попробуем поставить вопросы от причастия или прилагательного к другим словам, чтобы убедиться, что зависимых слов нет/ есть;
г) посмотрим на типы обособлений 1-5 и сверим с расставленными запятыми, укажем тип обособления, если оно имеет место.
1.(1) Черноволосый, (2) взъерошенный, он был похож на (3) маленького (4) исхудалоговолчонка, и его (5) ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.
Под цифрами 1 и 2 обособленные нераспространённые однородные определения, стоят перед личным местоимением ОН, тип обособления 5; 3 и 4 - необособленные нераспространённые неоднородные определения; под цифрой 5 - одиночное необособленное определение.
2.Стадо телят и бычков втянулось на (1)старую, |(2)заваленную деревьями| просеку. Два однородных определения, относятся к слову «просека». 1-е необособленное, одиночное. 2-е распространённое необособленное, выраженное причастным оборотом. Обратите внимание: если в задании требуется найти необособленное распространённое определение, это будет чаще всего причастный оборот, стоящий ДО главного слова.
3.И она направилась к своей (1)верной подруге Зиночке Крючковой, (2)всё ещё поддерживающей полку с проволочной моделью атомаОпределений два: под цифрой 1 необособленное нераспространённое определение, относится к слову «подруга»; под цифрой 2 распространённое, выражено причастным оборотом, обособленное. ТИП 1
4. (1)Глубокая и (2)тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это (3)чёрное зеркало смотрелись с обрыва (4)задумчивые ели , (5)тонкие берёзки , (6)|тронутые желтизной|. Под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 необособленные нераспространённые определения; 1 и 2 однородные; 6 распространённое, выражено причастным оборотом, обособленное, тип 1.
Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их , воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху. Определений два, одиночные, однородные, соединены интонацией, обособленные (перед первым и после второго стоит запятая) по типу 3.
Обособленное дополнение
Обычно дополнения тесно связаны с теми словами, к которым относятся, поэтому обособляются редко.
Как обособленные дополнения рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением,
сверх, исключая, наряду с, вместо и др.:
Я ничего не слышал, кроме шума листьев. (А. Пушкин)
Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. (М. Горький).
В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.)
Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М. Г.)
Информация для учителей: в различных школьных учебниках обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо относят то к обособленным, то к уточняющим членам предложения. Размещение данного материала в группе "Обособленные члены" продиктовано тем, что в тестах ОГЭ данные дополнения считаются обособленными, при этом на данный момент времени заданий на поиск обособленного дополнения всего два, и в двух случаях это оборот со словом «кроме.»
Такие уточняющие дополнения могут стоять не только после уточняемого члена, но и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами, например:
За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. Уточняемый член все - подлежащее, а уточняющий «за исключением отдельных учеников» - дополнение.
Обособленное приложение
ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ-это выделенное запятыми или тире приложение.
Приложение входит в группу из 4 слов, имеющих отношение к ПРИЗНАКУ.
1. ПРИЗНАК
2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
3. ПРИЧАСТИЕ
4. ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено именем существительным.
Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Например, город (какой?) Москва, студент-первокурсник, одноклассники Сергея-Лёша и Максим
Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).
В зависимости от различных условий, приложение может обособляться, то есть выделяться знаками препинания, или быть необособленным. В задании 9 требуется найти обособленные приложения. Запомним, что для обособления приложений могут быть использованы как тире, так и запятые.
Рассмотрим на примерах:
1. Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Приложение мужики-школьники с зависимым словом маленькие составляют распространённое приложение, с двух сторон выделено запятыми. Это приложение относится к слову дети , поясняет его значение, даёт авторскую оценку.
2. Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!» Приложение соседке с зависимыми словами своей и по парте составляет распространённое приложение, даёт нам понять, кто такая Вера, характеризует её.
3. И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду. Нераспространённое приложение школьник уточняет, кто такой мальчишка , какой он.
4. Это был светлячок - маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку. Информацию о светлячке (какой он?) передаёт распространённое приложение. Особенностью данного обособления является использование тире: оно ставится, если приложение заканчивает предложение, в данном случае приложение стоит в конце первого простого предложения в составе сложного.
Обращаем внимание на то, что тире часто используется между подлежащим и сказуемым. В чём разница? Обратимся к примерам. В первом предложении слово соседка является сказуемым, его именной частью. Другого сказуемого нет!
Вера- соседка по парте.
Во втором предложении сказуемое есть, поэтому эти же слова уже стали приложением.
Обратилась к Вере, соседке по парте, с вопросом.
Очень важно понимать, что приложение- это не новый предмет или явление, не однородный член по отношению к своему существительному, а его ПРИЗНАК. А чтобы наглядно продемонстрировать важность постановки запятых или тире при приложениях, приведём такой пример.
На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина, её подруга, приехала тётя и племянники, Денис и Стас, коллеги по работе.
А если вот так: На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина-её подруга, приехали тётя и племянники-Денис и Стас, коллеги по работе.
Так что, готовясь отправлять приглашение, учитывайте, называете ли вы РАЗНЫХ людей или всего лишь уточняете, кто они и какие.
Бессоюзные предложения
Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов:
1. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
2. Врач запретил купаться: вода слишком холодная.
1. [= -], [= -]. 2. [= -]: [= -].
Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.
Однако именно смыслом определяются знаки препинания в письменной речи, а в устной речи - интонация.
1. В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого запятой:
Улетели птицы за море, миновало время жатв. Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко.
Если части сложного бессоюзного предложения осложнены, между ними ставится точка с запятой:
Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
2.В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления обычно ставится тире:
Мир строит - война разрушает.= Мир строит, а война разрушает.
Такие предложения можно заменить сложносочинёнными с противительными союзами а, но и др.:
3.В сложных бессоюзных предложениях обычно ставится тире, если в первом предложении есть значение времени и условия:
Совесть потеряешь - другой не купишь. =Если (когда) совесть потеряешь, другой не купишь. Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с союзами когда/если
4.Сложные предложения с отношениями причины и следствия делятся на две группы:
1) предложения с указанием причины во второй части (в таких предложениях ставится двоеточие
Я доверяю любящим: они великодушны.
2) предложения с указанием следствия во второй части (в таких предложениях ставится тире):
Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с придаточными причины или придаточными следствия.
5. В сложных бессоюзных предложениях с пояснением (вторая часть поясняет содержание первой) ставится двоеточие:
Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. =Предметы потеряли свою форму, а именно: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
Такие предложения можно заменить предложениями с союзамиа именно, то есть .
6. В сложных бессоюзных предложениях, если второе предложение дополняет содержание первого, ставится двоеточие
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. А я вот что заметил: возле иных домов тополя сохнут.
Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с союзом что :
А я заметил, что возле иных домов тополя сохнут.
В некоторых случаях в первое предложение можно вставить слова и увидел (и вижу) :
Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчёты штурмана. Я смотрю на часы и вижу, что мы точно выполняем расчёты штурмана.
Обобщим всю информацию в таблице:
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложные синтаксические конструкции представляют собой объединения частей с разнотипной синтаксической связью. Такие конструкции очень широко распространены в речи, причем одинаково часто употребляются в произведениях разных функциональных стилей. Это комбинированные типы предложений, они разнообразны по возможным объединениям частей в них, однако при всем своем разнообразии поддаются довольно четкой и определенной классификации.
В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:
1) с сочинением и подчинением: Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова
{ = }, и [- = ], (когда = - и =), (что - =)
2) с сочинением и бессоюзной связью: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта.
{-}, да {- = }: { = }.
3) с подчинением и бессоюзной связью: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества.
{- = }:[ = ], (будто =).
4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью: Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины.
{- = }, и { = }: [ = -], (как = -).
В сложных предложениях обычно проводят деление на компоненты , причем один из них или оба могут быть сложными предложениями. Главное предложение и его придаточное всегда составляют один компонент. Подчинительная связь всегда внутренняя. Связь между компонентами может быть только двух типов - сочинительная или бессоюзная.
Таким образом, в предложении 1 ТРИ компонента; в предложении 2 ТРИ компонента; в предложении 3 ДВА компонента; в предложении 4 ТРИ компонента.
Обратите внимание на условные обозначения:
предложения, не имеющих придаточных частей, взяты в фигурные скобки { }
предложения, имеющие придаточные части, традиционно взяты в квадратные скобки
предложения придаточные традиционно оформлены круглыми скобками ()
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
[-], (что- = и =), и (когда- =), [то = ], (на сколько = -).
Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.
[-], и, (если-), [- = в том], (что = и =).
Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.
[ = -], (что - =), (где - и -), (где- =), (чем =).
Осложнённое предложение
Простое предложение может быть осложнённым. Не сложным, а именно осложнённым, ведь для сложного нужно наличие второй грамматической основы.
Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. Осложнение предложения вызывают
1) однородные члены;
2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот);
3) вводные слова и предложения, вставные конструкции;
4) обращения;
Общее понятие об обособлении
Условия обособления определений.
1. Всегда обособляются определения, относящиеся к личным местоимениям. Чужой для всех, ничем не связан, я думал вольность и покой замена счастию.
2. Определения в сочетаниях с местоимениями кто-то, что-то, все не обособляются, если трудно выделить главное слово, в этих случаях возникают комплетивные отношения, а все словосочетание является одним членом предложения. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.
3. Обособленные согласованные определения, выраженные причастным и адъективным оборотом, стоящие после определяемого слова. Отец ее был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый.
4. Обособляются определения, стоящие в препозиции, если имеют обстоятельственное значение. Привлеченные светом лампы, бабочки летят в комнату. Бабочки (какие?) привлеченные светом лампы. Летят (почему?) привлеченные светом лампы.
5. Обособляются определения, относящиеся к отсутствующему в данном предложении, но воспринимаемому из контекста существительному. Смотри – вон, темный, бежит.
6. Несогласованные определения обособляются, если подчеркивается их смысловая значимость или если они находятся в одном ряду с согласованными определениями. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по бульвару.
7. Обычно обособляются значимые несогласованные определения, если относятся к имени собственному. Из памяти не выходила Елизавета Киевна. В мужском платье, жалкой улыбкой и кроткими глазами.
Они аналогичны условиям обособления определений.
1. Обособляются приложения, если стоят после определяемого существительного. Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнет.
2. Обособляются приложения, относящиеся к нарицательному существительному, если оно имеет при себе пояснительные слова. Встретился им повар генерала Жукова, старичок.
3. Обособляются приложения, относящиеся к личному местоимению. Как охотник, я чувствую больше жалости к убиваемым животным.
4. В препозиции обособляется приложение с обстоятельственным значением. Прославленный разведчик, Травкин оставался человеком скромным.
5. Обособляется приложение, присоединяемое при помощи союза «как» с причинным значением. Как поэт нового времени, Батюшков не мог не заплатить дань романтизму.
Условия обособления обстоятельств . Обособленные обстоятельства часто называют дополнительными сказуемыми
1. Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. В любви считаясь инвалидом , Онегин слушал с важным видом.
2. Одиночное деепричастие обособляется, если указывает на время действия, причину, условие. Обычно такое деепричастие находится перед сказуемым. На столе, блистая , шипел вечерний самовар.
3. Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, если стоит после союза. Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть , мы не умеем искренне любить.
4. Обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом «несмотря на». Они любили друг друга, несмотря на различие характеров и вкусов.
Не обособляются обстоятельства, если:
1. Если выражены одиночным деепричастием, непосредственно примыкающим к сказуемому и близким по функции к наречию: читать лежа, делать шутя, живет смеясь. Она идет по жизни смеясь.
2. Деепричастии, представляющие собой по смыслу фразеологические обороты: работать засучив рукава, работать спустя рукава, бежать сломя голову, кричать не переводя духа, ринуться очертя голову . Исключение: судя по всему, по совести говоря (вводные слова).
3. Не обособляются выражения: начиная с, исходя с Начиная с утра льет дождь.
4. Не обособляются деепричастные обороты, употребляющиеся в качестве ОЧП с необособленными обстоятельствами: Ребенок стоял с раскрытым от удивления ртом и не спуская глаз с собаки.
К обособленным дополнениям относят субстантивные обороты с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, вместо. Этим оборотам присуще значение включения, исключения, замещения. Как правило, они обособляются, если имеют дополнительное значение. Это дополнительное значение приписывается им говорящим. Например: Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежащего на песке. На обособление данных конструкций влияет количественный фактор.
Предложения с уточняющими членами отличаются от предложений с полупредикативными членами. Назовем основные отличительные черты:
1. Семантика. Только полупредикативные члены содержат дополнительное сообщение. Уточняющие члены либо конкретизируют, либо поясняют сообщение.
2. Структура. Уточняющими могут быть не только второстепенные, но и главные члены предложения.
3. Союзы. Уточняющие члены могут присоединяться при помощи союзов то есть, иначе, или (= то есть). На лесных полянах цветет желтая пижма, или дикая рябинка . Некоторые медведи ложатся на зиму в утесах, то есть в щелях, гротах и пещерах .
4. Характер связи. Уточняющие члены могут быть связаны с уточняемыми при помощи присоединительных слов: особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например. Бабушка очень любила грибы, в особенности рыжики .
В синтаксисе различаются уточняющие и поясняющие конструкции: при пояснении возникают отношения тождества, при уточнении – отношения части и целого.
Часто позицию уточняемого члена занимают местоимения и наречия, для которых характерно наиболее абстрактное значение. Например: Вверху, на палубе, перекликались матросы.
Уточнение может включать цепочку уточняющих членов, причем каждое последующее является уточняющим по отношению к предыдущему: Сейчас, ночью, после выхода из боя, казалась невероятной попытка японцев прорваться .