Понятие обособления в русском языке. Понятие об обособлении

  • Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  • Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  • Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  • Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  • В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
  • Возникновение и прогнозирование зон АВПД, понятие о D-экспоненте.
  • Вопрос 1 Административно-правовой статус: понятие, особенности, структура, виды
  • Лекция № 20-21

    Обособленные члены предложения

    План

    1. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении

    2. Общие условия обособления.

    3. Обособленные согласованные определения.

    4. Обособленные несогласованные определения.

    5. Обособленные приложения.

    6. Обособленные обстоятельства.

    а) Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными

    оборотам.

    б) Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и

    наречиями.

    7. Уточняющие и пояснительные члены предложения.

    8. Присоединительные члены предложения.

    9. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения.

    10. Сравнительные обороты

    Предложения с обособленными членами.

    Понятие об обособлении

    Обособление – это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложе­ния второстепенных членов для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Цель обособления – выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме обособленный член предложения выделяется знаками препинания.

    Средствами обособления являются изменения высоты тона произнесения, ритма, паузы, а также изменение расположе­ния членов, в частности вынесение обособляемого второсте­пенного члена в абсолютное начало или в конец предложения. Знаки препинания не являются средствами обособления, а лишь передают его в письменной форме речи.

    Приобретя относительную самостоятельность, эти члены получают большую, по сравнению с обычными членами, смысловую значимость. Обособляться могут только второстепенные члены предложения. С помощью добавочного характера сообщения оформляются полупредикативные отношения , которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами.

    Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции. Основными из них можно считать следующие:

    1) выражение добавочного высказывания: Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом (Пауст.);

    2) пояснение, уточнение: Вдали налево, в углу садового вала , чернел ельник (Б.);

    3) выделение, ограничение: На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарём (Пауст.);

    4) присоединение: Минутами я был близок к обмороку от счастья (Ст.);

    5) сравнение, уподобление: Скажу по правде, никогда мне не было так весело, как в этот вечер (Купр.).

    Группа обособленных членов предложения не однородна по степени проявления добавочной предикативности , которую называют также потенциальной, скрытой, свернутой и т. д. предикатив­ностью . В большей части случаев обороты с потенциальной преди­кативностью можно «развернуть» в предложения (заменить предло­жениями), и наоборот.

    По семантике обособленные члены предложения делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами и предложения с уточняющими обособленными членами.

    В предложении Мой отец, тракторист , работает сегодня в поле. по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец тракторист. Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе – дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    В предложении На небе задумчиво замерли легкие облака, еще розовые от заката (М. Г.) также содержится два сообщения: одно основное – На небе задумчиво замерли легкие облака и дополнительное – еще розовые от заката . Ср. сложные предложения с двумя предикативными единицами: На небе задумчиво замерли легкие облака, они были еще розовые от заката; На небе задумчиво замерли легкие облака, которые были еще розовые (розовыми).

    Как видим, обособленные определения легко переходят в сказуемые, т.к. получают дополнительную предикативность. То же наблюдается и в обстоятельственных обособленных членах предложения. Особенно наглядно эта осложненность значения передается деепричастиями и деепричастными оборотами. Например: Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны (Л. Т.). Ср.: Фазаны встречали утро и перекликались со всех сторон. Обстоятельства, имеющие иной способ выражения, в обособленной позиции тоже передают полупредикативные значения: Не без усилия над собой, Фома продолжал (М. Г.); ср.: Фома сделал усилие над собой и продолжал . Даже одиночные обстоятельства, выраженные словоформами, не способными прямо переходить в сказуемые, будучи обособленными, явно тяготеют к сказуемому, осложняя его основное значение: Тогда, медленными шагами, мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели (М. Г.); ср.: Тогда мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели, пошел медленными шагами.

    Выясняя специфику обособления, нужно разграничивать условия и причину обособления, которые нередко отождествляются.


    1 | | | | | | |

    Урок русского языка в 8-м классе по теме

    "Понятие об обособлении"

    Цель урока:

    ввести понятие об обособлении , о том, что обособление – один из способов смыслового выделения части предложения;

    формирование умений:

      выявлять грамматические условия обособления,

      выделять интонационно обособленные члены предложения,

      правильно ставить знаки препинания.

    Развивающая цель: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь школьников, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения, воспитание любви к родному слову, языку.

    Воспитательная цель: воспитание интереса к русскому языку, его изучению.

    Наглядность: дидактический материал, карточки с заданием, словари

    Ход урока I. Организационный момент II. Синтаксическая разминка Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать. - Запишем, объясним орфографию и пунктуацию. - Выполним синтаксический разбор предложения. - Мы сказали, что предложение осложнено однородными причастными оборотами. Как влияют обороты на смысл предложения? (выделяют, заостряют внимание на отрицательных качествах человека).

    III . Введение нового материала.

    Предложения на доске:

    Свежий ветер подгонял лодку рыбака.

    Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку.

    Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку.

    Какие предложения более информативны, на ваш взгляд? Почему?

    С помощью каких языковых средств достигается большая информативность? (добавлены второстепенные члены в виде оборотов и соответствующая интонация).

    Обороты выделены, т.е. обособлены (новое понятие). Обособление – наша тема.

    Подберите однокоренные слова к слову обособление: особа, особенный, обособиться, обособленный.

    Послушаем учеников, работавших дома со словарями.

    Особенный, значит не такой как другие, выделяющийся, выделенный. Обособление – выделение.

    Запишем тему урока: «Понятие об обособлении»

    IV . Уточнение образовательного объекта.

    Сегодня мы будем с вами говорить об обособлении.

      Задайте себе вопрос: что я хочу знать по этой теме?

      Зачем мне это надо знать?

    (Когда происходит обособление?

    Зачем происходит обособление?

    Нужно знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложении.)

    Итак, цели мы себе поставили, теперь будем стремиться к их достижению.

    V. Работа по теме урока 1. Работа с учебником – стр. 135, параграф 47 – чтение и анализ материала. - какие же члены предложения называют обособленными? (второстепенные, выделенные интонационно и знаками препинания) - какими знаками препинания могут выделяться обособленные члены? (запятыми или тире) - какому ученому-лингвисту мы должны быть благодарны за изучение и систематизацию признаков этого явления? (А.М. Пешковскому) - ученик подготовил сообщение об этом ученом, послушаем его. 2. Работа с упражнением 287 (устно) - прочитайте предложения выразительно, соблюдая указанную интонацию. - спишите отрывок №3, определите роль обособленных членов предложения и подчеркните их в соответствии с этой ролью. После выполнения: - так какие же члены предложения обособляются? Назовите их общим словом. (второстепенные) 3. – Мы говорили о большей информативности предложений с обособленными членами. Давайте это явление проследим на примерах. - запишем предложения:

    Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)

    (Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова – добавляет образности, украшает)

    Куст сирени, растущий в палисаднике, зацвел.

    (Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом – добавляет информацию о том, где растет куст)

    Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж.

    (не желая нарушать этот мираж – обособленное обстоятельство – дополнительно сообщает о чувствах рассказчика)

    Какие члены предложения могут обособляться? (второстепенные)

    4. – творческая работа : составим из двух простых предложений одно с обособленными определениями,

    Расскажите о знаках препинания в этих предложениях.

    1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).

    2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

    3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. (На вершине гор лежали густые облака, не позволяя нам различать их верхние очертания)

    5. – Выполните задания на карточке , эти задания очень похожи на те, которые встретятся вам на экзаменационном тестировании в 9 классе. За них вы получите оценки в журнал.

    6. Дополнительное задание – упр. 288 (по заданию)

    7. Дополнительное предложение для разбора .

    Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревце над озером, трепещущее в безветренных листьях, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

    V I . Итоги урока

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Посмотрим на наши цели (Когда происходит обособление? Зачем происходит обособление?) – когда возникают определенные условия (необходимость замысла, место в предложении); обособление происходит для достижения большей информативности

    VII. Домашнее задание

      сочинение: Вы – снег. Какой он? Царственный, величественный, искрящийся, сверкающий, порхающий. Или, может быть, тающий, ноздреватый, грязный, затоптанный, жалкий, осевший, пропитанный влагой.

    Что чувствует снег? От первого лица напишите откровенное признание, включая в текст обособленные члены предложения – причастные и деепричастные обороты.

    Приложение

    Вариант 1

    1. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены).

    A. Плавание по реке было опасно вследствие быстроты течения.

    Б. При малейшей удаче он необыкновенно обод¬рялся.

    B. Угрожающе рокочет море.

    Г. Неожиданно застучала крупные капли дождя заставив нас искать убежище.

    2. Укажите предложения, где определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется (знаки препинания не расставлены).

    A. Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали осаду.

    Б. Туча нависшая над высокими вершинами то¬полей уже сыпала дождиком.

    B. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

    Г. Степь покрытая ярким ковром весенних цветов очаровала нас.

    1.Это был великий дириж..р словесного оркестра состоявшего из одних духовых инструментов.

    2.Вокруг писателя существовала особая жизнь отобра..ая им самим из окружающей его действительности и украше..ая его крылатым воображением.

    3.Мы ловили на дли..ые шнуры-самоловы закинутые в море бычков и барабульку.

    4.Пересекать равнину нужно по меже между хлебов заросших репейником.

    5.Легкий сумрак эрмитажных залов тронутый темной позолотой казался мне свяще..ым.

    7.Пр..ближался теплый фронт и облака не выдержав его натиска треснули.

    Вариант 2

    1. В каком предложении нужно обособить определение, выраженное причастным оборотом?

    A. Ютившаяся под деревьями полутьма была полна запахов позднего лета.

    Б. Можно было видеть лежавший в широкой из¬лучине город.

    B. Верблюды навьюченные тяжелыми тюками то и дело падали.

    Г. Он шел по извивавшейся между деревьями тропинке.

    2. Выберите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).

    A. Ребятишки прыгали любуясь на елку.

    Б. Ребятишки прыгали и любовались на елку.

    B. Прыгающие ребятишки любовались на елку.

    Г. Счастливые ребятишки любовались на елку.

    3. Поставьте недостающие знаки препинания.

    1.В поэме были описа..ы маски висевшие в комнате у Эйзенштейна.

    2.Краски казались особе..о мягкими из-за осе..ей мглы неподвижно висевшей в воздухе.

    3.Степь залитая лужами ползла навстречу.

    4.Очевидно, жизнь на ветря..ой мельнице пропахшей мукой и старыми травами была удивительно хороша.

    5.Что-то родное виделось нам в этом беззвучном тумане куривш..мся над прудом и в молчании близкой ночи.

    6.Вернувшись в гостиницу он лег спать.

    7.Сережа молчал пр..слушиваясь к чему-то.

    Карточка

    1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.

    2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

    3) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.

    Пешковский Александр Матвеевич (1878 - 1933)

    А.М.Пешковский - выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф.Фортунатова, представитель русской формально-грамматической школы, разрабатывал особый взгляд на русскую грамматику. Грамматика у Пешковского абсолютно реалистична: она начинается с формы, с того, что может слышать, видеть, сопоставлять каждый. А при всяком сопоставлении основой является смысл, т.о. его грамматика подкрепляется значением и им гарантируется.

    Основной труд ученого - книга "Русский синтаксис в научном освещении" - переиздавался более 10 раз (1-ое издание в 1914 г.) и не потерял своей научной значимости до сих пор. В ней А.М.Пешковский разрабатывал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Учение о предложении и его главном признаке - предикативности, сказуемости - выступает у ученого основой его синтаксической теории. С помощью остроумных языковых экспериментов он показывает, что к грамматическим инструментам нужно относить и интонацию и в статье "Интонация и грамматика" (1928 г.) пишет об интонационной грамматике как особом разделе грамматики общей. Общая грамматика по Пешковскому должна изучать языковые формы: морфология изучает формы отдельных слов, синтаксис - формы словосочетаний; главными считаются синтаксические категории, поскольку именно они обеспечивают связность речи в предложении.

    А.М.Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что лингвист должен "активной проповедью" вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе, поскольку только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.

    А.М.Пешковский много работал над созданием новых школьных учебников, выступал со статьями, посвященными изменению методики преподавания языка в школе, стремился сократить разрыв между школьной грамматикой и лингвистической теорией.

  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.

    Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. То есть обособленными являются члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно. Обособляться в прямом значении этого слова могут только второстепенные члены предложения, так как главные являются носителями основного сообщения, и они не могут быть выключены из состава предложения без нарушения его предикативной основы.

    Добавочный характер сообщения, передаваемого при помощи обособленных членов, оформляется через полупредикативные отношения, которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами. В предложении Мой отец, тракторист, работает сегодня в поле по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец - тракторист . Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе - дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    Обособленными могут быть любые члены предложения.

    Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными: Этот человек, тощий, с палочкой в руке , был мне неприятен.

    Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

    Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами: Размахивая руками , он что-то быстро говорил .

    Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на : Несмотря на все старания , я никак не мог уснуть .

    Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:

    Вопреки прогнозу , погода стояла солнечная.

    Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

    Кроме него , пришло еще пять человек.

    Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.

    Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

    На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

    Синтаксические условия:

    1. Порядок слов : 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Если второстеп. член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

    2. Дистантное положение второстепенного чл. предл. по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предл. от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота .

    3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил .

    4. , необычная для данного второстепенного члена предложения, когда второстепенный чл. поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

    Морфологические условия обособления:

    Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста . В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный , стоящее перед определяемым существительным, обособляется, т.к. к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

    Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

    Семантические условия обособления:

    Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

    Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

    Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособлению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается .

    С существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и т.п.), определения образуют единое целое, т.к. сущ-ое без определения не может участвовать в формировании высказывания: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательные и трагические - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

    Парцелляция

    Эллиптические предложения

    Эллиптические предложения. Явление парцелляции.

    Эллиптические предложения - особый вид неполных предложений. В них всегда отсутствует глагол-сказуемое. Отличаются тем, что они понятны без контекста и без ситуации. В эллиптических предложениях не принято ставить тире на месте пропуска.

    Эллиптироваться могут глаголы:

    глаголы бытия, нахождения в пространстве. что? кто? → где? пример: Книга на столе.(лежит)

    глаголы движения. кто? → куда? откуда? примеры: Мы в школу. Мы из школы. Татьяна в лес, медведь за ней.(идём)

    глаголы речи, мысли. кто? → о чём? о ком? примеры: Кто о чём, а вшивый о бане. (мечтает, думает)

    глаголы энергичного, агрессивного действия. кого? → чем? за что? примеры: А вы бы его за волосы! Доской их, доской! Как пройдёт рыжий, я сразу в глаз ему!(схватите,ударьте)

    Парцелляция - разделение единого в языке предложения с помощью точки на ряд высказываний. Пример: Он обещал приехать. И приехал. (парцеллят, который не является самостоятельным предложением)

    Парцеллироваться могут:

    Однородные члены (в том числе сказуемые)

    Второстепенные члены

    Части сложного предложения

    Цели использования: ритмизация текста; выделение важных фрагментов информации;

    Здесь структура речи максимально приближается к процессу мысли. Мышление человека дискретно (прерывно) и ассоциативно (актуализирующая проза).

    основная причина (общее условие) обособления - это осложненность содержания, передаваемого обособленным членом предложения. Средствами обособления членов предложения являются выделительная интонация и порядок слов (инверсивное или дистантное расположение второстепенного члена предложения).

    Наряду с общим условием обособления, свойственным всем обособляемым членам предложения (большая смысловая нагрузка, выражающаяся в осложнённости содержания и дополнительной предикативности), существуют и частные условия, обнаруживаемые при обособлении тех или иных членов предложения. К ним относятся следующие.

    1. Уточняющий или поясняющий характер одного члена предложения по отношению к другому может способствовать его выделению. Члены предложения, осложненные значением уточнения или пояснения, стоят всегда непосредственно после уточняемого или поясняемого слова. Уточняющий член конкретизирует уточняемый, т.е. в содержательном плане они не равнозначны и соотносятся как род и вид, общее и частное, а поясняющий член равнозначен поясняемому, но называет поясняемое более понятно для данной ситуации. Например: Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать (Л. Т.); Мы быстро собрались и отправились на Павелецкий вокзал, к ночному поезду (Паст.); Лето после государственных экзаменов я провел у родителей на даче в Молодях, близ станции Столбовой по Московско-Курской железной дороге (Паст.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чак.); Я... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т.е. с колоннами, и обширным господским домом (Т.).



    2. Степень распространенности члена предложения может влиять на обособление обстоятельств, приложений. Ср., например: Она вошла в зал не постучавшись (Шол.). Деепричастие не обособляется, поскольку имеет очень близкое к наречию значение, оно характеризует действие, обозначенное глаголом, - вошла не постучавшись. При распространении этого обстоятельства - Она вошла в зал, даже не постучавшись предварительно, - возникают условия для обособления, так как в таком случае усиливается самостоятельность обозначаемого деепричастием действия: Вошла и не постучалась предварительно. То же осложнение значения может появляться и у приложения. Ср.: Старик сторож дежурил на бахче. - Бодрый еще старик, сторож дежурил на бахче.

    3. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов может выступать как дополнительное условие обособления при отнесенности к личному местоимению. Личное местоимение не способно сочетаться с определениями непосредственно, так как оно не обозначает лицо, а лишь указывает на него. Редкие случаи употребления необособленных определений при личных местоимениях лишь подтверждают их необычность и неестественность, например: «Моя „она“» - название одного из рассказов А.П. Чехова. Или: Красный директор и бледные мы глядели в упор на Ивана Петровича (Ч.); И воистину ты - столица для безумных и светлых нас (Ахм.). Лексическая несочетаемость личного местоимения (его бескачественность) и прилагательного приводит к обособлению, так как в таком случае непосредственность связи нарушается и появляется отнесенность к глаголу-сказуемому, например: Утомленный долгой речью, я закрыл глаза (Л. Т.); Бледный, с дрожащей нижней челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться (Л. Т.). Такие определения всегда осложнены дополнительным смыслом, они не способны передавать только определительное значение, так как связаны и со сказуемым: Лишенный природой дара слова, он [кот] ни в чем не мог оправдаться (Булг.) - Не мог оправдаться, так как был лишен дара слова.

    1. Обособление может быть вызвано соседством других обособленных групп слов. Например, в предложении Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево - серый неуклюжий столб с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской (Кор.) несогласованное определение с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской не обособляется. Однако, если его поместить после другого определения - обособленного, оно становится обособленным: ...Влево - серый неуклюжий столб, совсем покосившийся, с широкою дощатою крышей...

    2. Сопутствующим условием обособления может явиться слабая синтаксическая связь той или иной словоформы с управляемым словом. Это обнаруживается, например, при отрыве слабоуправляемых словоформ от глаголов. Например: В кухне молодая женщина, в платочке и калошках на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно (Пан.). В варианте предложения без обособленного несогласованного определения словоформы в платочке и калошках тяготеют к сказуемому: стояла в платочке и калошках

    Можно просто сказать, что это - выделение на письме участков текста. Но, как и везде, здесь существует множество нюансов. В частности, есть разные виды обособления.

    Обособление второстепенных членов предложения

    На письме выделяться может практически любая часть речи, включая второстепенные.
    В первую очередь выделение обстоятельств запятыми зависит от того, чем они выражены. Возможны следующие случаи.

    Обстоятельство выражено деепричастием

    Обстоятельство обособляется независимо от места, которое оно занимает по отношению к сказуемому, выраженному глаголом. То есть обособление оборотов, в том числе деепричастных, происходит совместно с обособлением обстоятельства.

    Например: Испугавшись грозы, он вернулся в дом.

    Если обстоятельство расположено в середине предложения, то его необходимо с двух сторон выделить запятыми. Это еще раз подтверждает, что ответ на вопрос, что такое обособление, просто. Это выделение куска фразы на письме.

    Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.

    Обстоятельство, которое выражается деепричастием или деепричастным оборотом, можно заменять придаточным предложением или сказуемым, так как оно приближено по значению к второстепенному сказуемому.

    Ср.: Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.- Осенью он покинул дом и чувствовал тоску по родным краям.

    1. Частицы только, лишь включаются в обособляемую конструкцию и также выделяются:

    Зажегся свет, лишь на мгновение озарив все вокруг, и снова погас.

    То есть это пример обособления второстепенных членов предложения, к которым относятся частицы.

    2. Если деепричастная конструкция стоит после сочинительного / или союзного слова, то его нужно отделить от союза запятой.

    Ср.: Она распахнула окно и, высунувшись на воздух, стала наблюдать за восходящим солнцем. - Она распахнула окно и стала наблюдать за восходящим солнцем, высунувшись на воздух.

    3. Союз, не требует разделения при помощи запятой с деепричастием или деепричастным оборотом в том случае, если деепричастная конструкция неотделима от союза или союзного слова, т. е. ее нельзя убрать, не нарушив структуру предложения.

    Ср.: Он любил делать необычные подарки, а поздравив друга, расплывался в улыбке от удовлетворения (невозможно: Он любил делать необычные подарки, а поздравил друга…). Но! Учитель не огласил оценки за контрольную, а, собрав дневники, выставил их туда. - Учитель не огласил оценки за контрольную, а выставил их в дневники.

    Однородные деепричастия и деепричастные обороты, которые соединяются одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо, запятой разделять не нужно.

    Лингвист работал над переводом, читая текст и слушая его запись.

    Но в случае, если союз соединяет не два деепричастия, а другие конструкции, запятые ставятся:

    Я взял письмо и, распечатав его, начал читать.

    Когда эта часть речи не обособляется?

    1. Деепричастная конструкция представлена фразеологизмом:

    Он сидел сложа руки.

    Но если фразеологизм является в предложении вводным словом, он выделяется при помощи запятых.

    2. Перед деепричастной конструкцией стоит усилительная частица и:

    Можно достичь успеха и не обладая богатством.

    3. Деепричастие входит в и имеет зависимое союзное слово который (запятая обособляет главное предложение от придаточного):

    Перед государством стоят важнейшие вопросы, не разобравшись в которых оно не сможет выйти на новый уровень в экономике.

    4. Деепричастный оборот включает в себя подлежащее (запятая отделяет весь оборот от сказуемого):

    На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась.

    5. Деепричастие - однородный член с необособленным обстоятельством и связано с ним при помощи союза и:

    Он бежал быстро и не осматриваясь по сторонам.

    Когда еще обособление оборотов не требуется?

    Не требуют и одиночные деепричастия, которые:

    1. Окончательно потеряв свое глагольное значение, перешли в категорию наречий:

    Мы шли не спеша. (Нельзя: Мы шли и не спешили).

    2. Потеряли связь с глаголом и перешли в категорию служебных слов: начиная с, исходя из, смотря по:

    Документы составлены исходя из результатов исследования. Однако в других контекстных ситуациях обороты могут иногда обособляться.

    1) оборот с начиная с обособляется, если имеет уточняющий характер и не связан со временем:

    Она говорит на многих языках, начиная с английского и немецкого.

    2) оборот с исходя из обособляется в том случае, если по смыслу он соотносится с тем, кто производит действие:

    Мы составили документы, исходя из результатов вашего исследования.

    3) оборот с смотря по обособляется в том случае, если имеет уточняющее или присоединительное значение:

    Пришлось действовать аккуратно, смотря по обстоятельствам.

    Обособление в случае если обстоятельство выражено существительным

    Всегда обособляется обстоятельство уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на / невзирая на (легко заменяется придаточными предложениями уступки с союзным словом хотя ).

    Ср.: Несмотря на плохую погоду, отдых удался на славу. - Хотя погода была плохая, отдых удался на славу.

    Частные случаи обособления

    В следующих случаях обстоятельства могут обособляться запятыми:

    1. Причины с предлогами благодаря, за неимением, вследствие, в силу и др. (легко заменяется придаточным предложением с союзным словом так как ).

    Ср.: Сын, согласно с мнением отца, поступил на юридический факультет. - Так как сын был согласен с мнением отца, он поступил на юридический факультет.

    2. Уступки с предлогами вопреки, при хотя ).

    Ср.: Вопреки советам отца, сын поступил на медицинский факультет. - Хотя отец дал советы, сын поступил на медицинский факультет.

    3. Условия с предложными конструкциями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (легко заменяется придаточным с союзом если ).

    Ср.: Работодатели, в случае уменьшения прибыли, решили сократить штаб. - Если у работодателей уменьшится прибыль, они решили сократить штаб.

    4. Цели и предложным сочетанием во избежание (легко заменяется придаточным с союзом чтобы ).

    Ср.: Оплату, во избежание неудобств, произведите по карте. - Чтобы избежать неудобств, оплату произведите по карте.

    5. Сравнения с союзным словом подобно .

    Ср.: Таня закончила школу с отличными оценками, подобно старшей сестре.

    В целом обособление оборотов с вышеперечисленными предлогами и предложными конструкциями является вариативным.

    Что такое обособление при приобретении смысловой нагрузки?

    Обстоятельства, которые выражены существительными без предлогов или с другими предлогами, обособляются только в случае приобретения дополнительной смысловой нагрузки, пояснительного значения или совмещения нескольких обстоятельственных значений.

    Катя, после полученного ею негативного ответа, покинула гостиную.

    Здесь обстоятельство совмещает два значения (время и причина, т. е. когда ушёл? и в связи с чем ушёл?)

    Обратите особое внимание на то, что которые выражаются существительными, всегда следует выделять интонационно. Но присутствие паузы далеко не всегда говорит о присутствии запятой. Таким образом, всегда интонационно необходимо выделять обстоятельства, расположенные в начале предложения с обособлениями.

    Тем не менее, запятую после подобного обстоятельства ставить не требуется.

    Обстоятельство выражено наречием

    Если обстоятельства выражены наречиями (наличие зависимых слов не имеет значения), то они обособляются только тогда, когда автор желает обратить на них больше внимания, когда они обладают значением сопутствующего замечания и прочее:

    Через минуту, неизвестно каким образом, он добрался до деревни.

    В данном предложении при помощи обособления подчеркивается неожиданность и странность произведенного действия. Однако подобные обособления в русском языке всегда носят авторский, факультативный характер.

    Надеемся, что в статье нам удалось раскрыть ответ на вопрос о том, что такое обособление.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...