Понятие «особая жестокость» в уголовном праве.

В силу того, что особая жестокость относится к оценочным понятиям, уяснение ее содержания требует комплексного, междисциплинарного подхода. В данном исследовании не ставилась задача всестороннего изучения феномена особой жестокости, поскольку познание ее природы не может быть ограничено рамками только одного направления. Мы же ограничиваем ее изучение рамками проблем, возникающих при квалификации преступлений.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в казахстанской психологии проблему жестокости в качестве самостоятельной проблемы, выходящей за рамки понятий агрессивности и насилия, стали рассматривать сравнительно недавно. В аналогичном положении находится и отечественная криминология, которая не так давно приступила к системному объяснению особой жестокости при совершении преступлений.

Многие исследователи при раскрытии понятия «особая жестокость», обращаются к толковым словарям русского языка. В частности, в словаре С. И. Ожегова «жестокость раскрывается через понятие «жестокий», т. е. крайне суровый, безжалостный, беспощадный» .

Следовательно, можно предположить, что особая жестокость предполагает высочайшую степень проявления безжалостности и беспощадности при совершении преступления. Однако несколько настораживает то, что и жестокость определяется как крайняя безжалостность и беспощадность. Какова же должна быть степень жестокости, чтобы она могла быть признана особой (особенной) жестокостью?

В уголовно-правовой литературе по данному вопросу высказываются различные суждения. Иногда можно встретить утверждение, что понятия «жестокость» и «особая жестокость» равнозначны. Однако большинство авторов пытаются показать разницу между данными понятиями, обращая внимание на те или иные аспекты рассматриваемой проблемы. Например, С. К. Питерцев считает, что «убийство, признаваемое особо жестоким, должно характеризоваться крайней степенью жестокости -- жестокостью сверхобычной, из ряда вон выходящей, исключительной» .

Г. И. Чечель утверждает, что «особая жестокость -- это более высокая качественная и количественная сторона деяния по отношению к понятию жестокость». Он подвергает критике такие формулировки особой жестокости как «чудовищная бессердечность», «поразительная суровость», «сверхобычная жестокость», «проявление звериных инстинктов», «чрезвычайная беспощадность» и другие, поскольку они расплывчаты и неопределенны, никак не раскрывают содержания понятия «особая жестокость» и ничего не дают практике.

По его мнению, «более правильно сосредоточиться на выявлении «наиболее приемлемых форм юридического выражения» особой жестокости при убийстве» .

Отличить «обыкновенную» жестокость от особой жестокости при убийстве не просто. Однако сделать это необходимо, потому что только наличие в деянии виновного особой жестокости образует состав квалифицированного убийства.

В специальной литературе отмечается, что отнесение того или иного деяния к «просто» или особо жестокому либо вообще нежестокому, зависит не только от оценок субъекта, его социальной принадлежности и общественного положения, моральных принципов и воззрений, интеллигентности, культуры и т. д. Решение этого вопроса зависит от нравственно-психологической атмосферы в обществе и его ценностей, от уровня нравственности и представлений о добре и зле, пределах насилия в той социальной группе, к которой принадлежит то должностное лицо, которое должно дать на него ответ.

Жестокость -- это чисто человеческая черта, в природе ее не существует. «Волк, убивающий ягненка, не является жестоким, поскольку действует в силу инстинктов, заложенных в нем природой для удовлетворения чувства голода» .

Однако человек, убивающий другого человека ради достижения каких-то своих низменных целей, проявляет жестокость, поскольку осознает безнравственность своего поступка. Человек может проявлять свою жестокость по отношению ко всем живым существам. Прежде всего, он проявляет ее по отношению к себе подобным. Это человеческая особенность уже давно отмечена в словах о том, что «люди лучше всего умеют хранить камни и металлы, менее растения, еще менее животных и всего меньше человека» .

По сути своей жестокость есть человеконенавистничество. Человеколюбивый не будет причинять мучения и страдания другим, а именно причинение мучений и страданий другим людям и составляет главный признак жестокости.

Так, специалист в области изучения преступной жестокости Ю. М. Антонян определяет жестокое поведение как «намеренное и осмысленное причинение другому человеку мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угрозу такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть, что подобные последствия наступят» .

В п. «и» ч. 1 ст. 54 Общей части УК РК предусмотрено, что «отягчающим обстоятельством преступления является совершение его с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего» .

В Особенной части Уголовный кодекс РК содержит целый ряд статей, предусматривающих повышенную ответственность за преступления против личности, совершенные с особой жестокостью. К примеру, к ним относятся:

П. «д» ч. 2 ст. 96 УК РК (убийство, совершенное с особой жестокостью); - ст. 102 УК РК (доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства); п. «б» ч. 2 ст. 103 и п. «в» ч. 2 ст. 104 УК РК (умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, совершенное с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии); ст. 107 УК РК (истязание); и др.

Обращает на себя внимание то, что законодатель, наряду с понятием «особая жестокость», во многих статьях УК РК употребляет и иные близкие с ним понятия, такие, как: «жестокое обращение», «систематическое унижение человеческого достоинства», «издевательство», «мучения», «истязания», «садизм», «причинение физических или психических страданий», «использование заведомо беспомощного состояния потерпевшего». В то же время, в п. «д» ч. 2 ст. 96 УК РК используется только одно понятие -- «особая жестокость».

Конституция РК в ст. 21 предусматривает, что «достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» .

Подобные действия рассматриваются Конституцией страны как нарушение прав человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Особый интерес в контексте рассматриваемой проблемы имеет определение пытки, даваемое в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., где указывается, что «под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняется сильная физическая боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятие не включается боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав» .

Таким образом, понятие «пытка» нормами международного права связывается с причинением не только физических, но и психических страданий. Правила судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РК от 20 декабря 2004 г. № 875/1 разграничивают мучения и истязания по характеру действия:

«Мучения -- это действия, причиняющие страдания путем длительного лишения пищи, питья или тепла, либо помещения или оставления жертвы во вредных для здоровья условиях и другие сходные действия.

Истязание -- это действия, связанные с многократным или длительным причинением боли, -- щипание, сечение, причинение множественных, но небольших повреждений тупыми или остроколющими предметами, воздействие термических факторов и иные аналогичные действия» .

Следовательно, мучение -- это причинение страдания, а истязание -- это причинение боли, но боль и страдание -- это практически одно и то же. Различие в том, что страдание может быть не только физическим, но и нравственным. Однако и боль может быть не только физической.

В толковом словаре русского языка данные понятия раскрываются следующим образом:

«Мучения -- это мука, страдание. Страдание-- это физическая или нравственная боль, мучение. Истязать -- значит жестоко мучить (физически или нравственно). Издеваться -- зло и оскорбительно высмеивать кого-нибудь или что-нибудь. Садизм -- это половое извращение, при котором половое чувство удовлетворяется причинением физической боли другому лицу, стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями» .

Как мы видим, провести разграничение между употребляемыми в законе понятиями очень трудно. Они практически идентичны. Поэтому в уголовном праве высказываются предложения по упорядочению применяемых терминов.

Мучения и истязание -- это разные способы причинения потерпевшему повреждений, а пытка-- это целенаправленное причинение страданий.

Однако, учитывая, что эти и вышеназванные понятия означают причинение потерпевшему или физических, или нравственных, или и тех, и других страданий одновременно, следует сделать вывод о том, что все они являются частными случаями проявления жестокости.

Таким образом, жестокое поведение (жестокость) -- это умышленное причинение физических и (или) нравственных страданий.

Жестокость включает в себя и мучения, и истязания, и пытки, и издевательства, и садизм, потому что все эти определения раскрывают разные грани одного явления -- причинения физических и (или) нравственных (психических) страданий. Представляется, что особая жестокость при убийстве заключается в причинении потерпевшему особых физических и (или) нравственных страданий, т.е. сильных, достаточно продолжительных, многократных или однократных страданий. (см. приложение А)

Виновный не только отнимает самое дорогое, что может быть у человека -- его жизнь, но еще и сознательно, умышленно причиняет при этом дополнительные, сильные, продолжительные физические и (или) нравственные страдания. Именно сочетание процесса убийства с сознательным, умышленным причинением дополнительных, сильных, продолжительных физических и (или) нравственных страданий, находящихся за рамками процесса причинения смерти, и образует понятие «особая жестокость».

В этом проявляется нечеловеческая безжалостность и беспощадность виновного лица. Следует согласиться с мнением авторов работы «Преступления, совершаемые с особой жестокостью», высказавших, что: «особая жестокость -- это сопровождающее или следующее за насильственным преступлением, не обязательное для его совершения и наступления обычных для него последствий, умышленное действие (или бездействие), состоящее в причинении потерпевшему или его близким дополнительного, как правило, тяжелого, физического или психического страдания» .

Мы часто жалуемся на то, как жесток по отношению к нам мир. Наше порицание обрушивается на злостные суждения коллег, агрессию, исходящую от подростков, безжалостное отношение зажиточных чиновников к нижестоящим на социальной лестнице людям. Что такое жестокость? Как с ней бороться? Ответ на эти непростые вопросы будем искать не только в окружающей нас действительности, но и в глубинах собственного сознания.

Характеристика понятия

Общая психология детально описывает, что такое жестокость. По словам специалистов, способность и возможность причинять боль и страдания людям, животным, природе. Человек в может наброситься с кулаками не только на собеседника, но и на обыкновенные предметы обихода: он ломает мебель, уничтожает технику. Вы скажете, что быть жестоким к неодушевлённым вещам невозможно. Да, это отчасти так. Но в этом случае выплеск негативных эмоций имеет косвенный характер. Ведь индивид поступает жестоко не с вещами, а с тем человеком, который их покупал, тратил заработанные деньги, с любовью обустраивал жилище.

Самая распространённая форма жестокости - детская. Сначала она возникает в силу незнания: малыш не понимает, что, калеча кошку, он приносит ей боль. Со временем воспитание и возраст дают плоды, у ребёнка вырабатывается сострадание, сочувствие, способность сопереживать. В этом случае жестокость легко устраняется. Если же малыш осознанно наносит увечья живому организму и получает от этого удовольствие, помощь психологов тут просто необходима.

Причины возникновения

Мы не рождаемся злыми людьми. Таковыми люди становятся, пережив тяжёлую травму или стресс. Обычно это происходит в детстве, когда неокрепшая психика не может справиться с глубокими переживаниями. Наблюдая за конфликтами и рукоприкладством в семье, малыш ожесточается, становится агрессивным. Причин может быть несколько: он копирует поведение того, кто причиняет боль, или же сочувствует жертве и проявляет озлобленность ко всему роду человеческому из-за перенесённых любимым человеком страданий.

Особая жестокость может развиться у подростка по причине его эгоизма: он ущемлён тем, что дома его не замечают, в школе не хвалят, во дворе не выделяют как лидера. Неспособный заработать репутацию другим образом, он применяет насилие по отношению к сверстникам и родным. Интересно, но приступы злости вызывают и некоторые неприятные запахи, например табака. Их причиной также могут послужить психические расстройства, соматические болезни, социальные факторы, любовные переживания, и даже просмотр боевиков, которые демонстрируют жёсткость и безжалостность.

Основные виды

Что такое жестокость и почему она возникает, мы уже выяснили. Теперь давайте выделим основные формы, которые она приобретает в процессе контакта злого человека с окружающим миром:

  • Физическая. Такая жестокость - это насилие, применение физической силы, нанесение телесных травм и увечий.
  • Косвенная. Выглядит как злые шутки, сплетни, ругательства, которые существенно портят жизнь другому человеку, приносят ему боль и неприятности.
  • Раздражительность. Состояние «на грани», когда негативные чувства готовы проявиться при малейшем замечании собеседника, жесте, взгляде.
  • Негативизм. Жестокость «назло». Проявляется в виде бессмысленных агрессивных поступков, направленных на сокрушение установленных канонов и традиций.

Жестокое отношение к людям проявляется и в виде угроз, проклятий, ругани, обзывания. В этом случае злость является вербальной. Она существенно похожа на косвенную, только в отличие от неё имеет открытую форму.

Как помочь жертве

Жестокость людей - чувство, которое возникает при определённых обстоятельствах. Не всегда и не со всеми. Обстоятельства складываются таким образом, что создаётся благоприятная почва для прорастания корня зла. Обычно жертвами становятся неуверенные в себе люди, которые постоянно сомневаются и переживают, имеют Такие люди убеждены, что заслуженно поддаются критике или побоям. Они, как магнит, притягивают к себе жестоких людей, которые желают обрушить им на голову целый набор разнообразных обид.

Если человек сам не может выйти из такого состояния, ему должны помочь близкие и родные люди. Потенциальной жертве нужно объяснить, что она индивидуальность, личность. И никто не имеет права её обзывать и бить, издеваться над ней. Человеку нужно дать понять, что обидчик сам скован множеством комплексом, которые скрывает за напускной агрессией. Одновременно все пути преодоления комплекса жертвы должны быть направлены на повышение самооценки и убеждение её в собственной успешности.

Другие способы защиты

Тому, кто пострадал от жестокости, нужно срочно принимать меры. Во-первых, записаться в школу боевых искусств. Изучив приёмы самозащиты, жертва сможет их применить на практике - на своём обидчике. Некоторые специалисты утверждают, что отвечать злостью на агрессию не стоит. Но часть психологов всё-таки уверена, что смена поведения вводит жестокого человека в ступор. Он не ожидает такого напора и отступает.

Во-вторых, нужно обратиться за помощью. Если агрессивное поведение исходит от детей, то поговорите с их родителями и педагогами. Когда жестокость проявляет взрослый человек, то тут существенную поддержку окажут они не только оградят вас от обидчика, но и определят ему наказание, если его действия носят особо насильственный характер. В случае вербальной жестокости можно просто проигнорировать неприятные слова или ответить на них с юмором - оппоненту вскоре надоест впустую тратить свои силы и он найдёт другой объект для притязаний.

Что такое жестокость? Это явление, которое вполне искоренимо. Самым главным оружием в борьбе против направленной к вам агрессии являются ваша твёрдость, уверенность, невозмутимость, грамотные действия и умение постоять за себя.

«Так расстроить короля, похоже, не удавалось даже темным силам Саурона» - думал Леголас, отбывая последние часы в темнице перед наказанием.
Трандуил привык повелевать, держать все под контролем и никак не ожидал подобного поступка от своих верных подданных, тем более от собственного сына. Горечь и недовольство захлестнули. Отчаяние взяло верх, когда роковые слова были сказаны на Вороньей высоте. Отпустить единственного наследника бесцельно скитаться по свету, он никак не мог себе позволить. Самолично затушить единственную лучину в темной комнате, в которой предстояло провести вечность, сожалея и мучаясь, было нельзя. Но как добиться подчинения, когда к тебе повернулись спиной? Выход всегда есть. Это может быть жестоко, но действенно.
Когда несколькими часами позже Лихолесский принц лежал на животе на жесткой кровати в лазарете, чувствуя, как по собственной истерзанной спине стекают тонкие струйки крови, он вспоминал глаза отца. Бездонные, проникающие в самую душу. Вопреки общепринятому мнению, они говорили о многом… о том, что никогда бы не сказали уста. И несмотря на жгучую боль и обиду, Леголас понимал отца, ведь удары плетей они считали оба. Он мог его не одобрять, осуждать и даже ненавидеть, но понимал, как никто.
Наследник вздрогнул и зашипел, ощутив легкое касание к спине. А затем услышал несдержанное рыдание Тауриэль. Бывший начальник королевской стражи уже ничем не напоминала себя прежнюю. Боль по утерянной любви – это то, что ей придется нести до конца своих дней. И только лишь дружба осталась у них, самоотверженная и нерушимая. Потому, мысль о том, что однажды он женится на другой, не казалась столь пугающей, как несколько лун назад, когда ее сердце все еще было свободно.
А ночью принцу приснилось, что приходил отец. Что мертвенно бледный он стоял у его кровати и шептал еле уловимые слова на древнем наречье. Что его длинные пальцы касались кровоточащих ран, силой древней магии, заживляя.
Леголас с достоинством вынес наказание. Его раны на удивление быстро затянулись и дух воспрял, когда однажды в лазарет не во сне, а наяву, явился сам владыка.
- Как ты себя чувствуешь? – без особого интереса спросил король и сразу добавил, - готов принести присягу и доблестно служить на благо своего королевства, или снова подашься в бега?
- Готов, - принц, уже готовый приступить к обязательствам, в знак согласия склонил голову, - даже не смотря на жестокое поведение правителя королевства.
Трандуил еле заметно улыбнулся и подошел к единственному в лазарете окну.
- Жестокость - понятие относительное. Моя жестокость у всех на виду. Иные, поступают жестоко, даже не задумываясь над этим. Рушат, губят, ослепленные чувствами, поддавшиеся эмоциям, забывая про разум. И этим самым толкают на еще более жестокие действия других.
Леголас поднял взгляд на застывшего у окна короля. Он знал, что именно тот имеет в виду и словно капля стыда, просочилась сквозь одну из его многочисленных ран. Ранее ему стыдиться за свои поступки не приходилось.
- Я ответил за свое поведение, не так ли?
- Ты ответил перед королем, которого подвел, - совершенно бесцветным голосом. - А что ты скажешь отцу?
Принц сделал несколько шагов вперед и остановился за спиной повелителя.
- Прости меня, папа, - словно из далекого детства прозвучали слова.
- Иди, тебя уже ждут. Приступай к своим обязанностям, - так же, не поворачиваясь.
Леголас кивнул и вышел. Впервые за несколько лун, он чувствовал себя бодро и спокойно. Он не ждал эмоций от своего короля, но знал, как тяжело ему было их скрыть.
А тот все еще стоял у окна, грустно улыбаясь собственным мыслям. Он сделал то, что казалось, должно отвратить наследника навсегда. Решился на опасную игру, поставив на этот кон свое болящее сердце, но победил.
- И ты прости меня, сын.

По материалам иностранных СМИ Источник:Газета Christian Science Monitor от 17.05.04, статья "On Abu Ghraib and war itself: See through relativism of abuse", авторы: Earl Martin, Pat

По материалам иностранных СМИ
Источник:

Газета Christian Science Monitor от 17.05.04, статья "On Abu Ghraib and war itself: See through relativism of abuse" , авторы: Earl Martin, Pat Hostetter Martin

Будучи религиозными пацифистами, мы, вместе с остальными миром, были глубоко огорчены фотографиями, показывающими нечеловеческую жестокость издевательств, совершаемых в тюрьме "Абу-Грейб". Мы бы хотели отвести взгляд от этих снимков и сказать себе, что всего этого не было, но...


Это действительно было. Как бы нам ни было больно, нам следует признать эту реальность. Какой же должна быть наша реакция?


Сейчас соответствующие структуры проводят расследование и готовятся вершить правосудие в отношении отдельных лиц, подозреваемых в причастности к издевательствам. Несмотря на военное положение, эти люди, безусловно, должны понести ответственность за совершенные ими поступки. Так установлено Нюрнбергским соглашением. В то же время, существует ряд указаний на то, что вся система (вооруженных сил - прим. пер.), вплоть до командования, не только не препятствует, а, наоборот, поощряет жестокое обращение с иракскими и афганскими заключенными.


Возьмем, к примеру, рядовую первого класса Линди Ингланд, молодую женщину, чье лицо можно видеть на некоторых из фотографий. Ее будут судить и, по всей вероятности, накажут за издевательства над пленеными иракцами. Но такая ли уж она злодейка? По всем прежним свидетельствам, Линди - жизнерадостная и любознательная девушка, ничем не отличающаяся от наших дочерей и сестер. Как люди веры, мы предпочитаем считать, что, как и в каждом человеке, в Линди Ингланд тоже есть частичка божественного.


Это относится и к каждому из иракских заключенных на снимках. Невзирая на их биографии, а - по некоторым данным - многие из них невинные люди, задержанные в ходе зачисток, мы предпочитаем верить, что божественное есть и в них. Совершали ли они злодеяния? Наверно, да. В отсутствии честных и открытых расследований, мы не можем об этом судить с точностью. Но даже если они действительно вершили зло, мы не можем считать их злодеями, так же как не можем считать злодейкой Линди Ингланд.


Здесь-то логика войны и становится особенно печальной!


В тюрьме "Абу-Грейб" совершались
нечеловеческие издевательства

Мы называем друг друга "террористами" и "неверными", "плохими" и "хорошими", считая нормальным убивать "плохих". Если мы раз дерзнули убить, новые факты нечеловеческой жестокости неизбежны.


До того, как США начали "превентивную войну" в Ираке, те, кто отрицают применение насильственных методов, предлагали конкретные альтернативы для мирного свержения Саддама Хусейна. Один из таких планов призывал к осуществлению в Ираке широкомасштабной гуманитарной программы с одновременным запуском программы признания Хусейна военным преступником и проведением еще более жестких инспекций по всей стране. Но, конечно, большинство "пацифистов" были отстранены от решения проблемы как "безнадежно наивные".


А разве война и оккупация - разумный шаг?! Неужели есть какой-то смысл в бомбежках, вторжениях в дома среди ночи, арестах тысяч людей и содержании их в отвратительных условиях? Разве можно после этого ждать от них любви к нам?! Неужто это не наивность? Стал ли мир безопасней и спокойнее с началом войны в Ираке?


Сегодня большинство американских политиков и обозревателей, комментируя издевательства в "Абу-Грейб", говорят о необходимости системных реформ, чтобы не допустить повторения такой ситуации. Однако проблема не в этом. Мы должны понять, что если мы выбрали путь войны, насилия избежать не удастся. Оно - самая суть войны. Война - это насилие.

Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.

Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях. Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.

Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.

Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.

Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью . Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.

Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.

Что такое жестокость

Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.

Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами. Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру. При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.

Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.

Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных. Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее. Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.

У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.

Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира. На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия. Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.

Причины жестокости

Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.

Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода. Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к. со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.

Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают. В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих. Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.

Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье. Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах. Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные , но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.

Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением .

Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль. Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.

Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.

Виды жестокости

Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна — к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.

Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого. Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий. Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось. Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.

Обоснованный также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность. Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают. К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.

Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...