Портрет современного школьника: ожидания и реалии. Список использованной литературы

21 век – век информационный. В потоке информации, которую получает человек извне, порой бывает достаточно сложно разобраться, выбрать нужное и отмести второстепенное. Если трудно взрослому человеку умудренному опытом, то ребенку, ученику – еще сложнее. Как определить место современного ученика в современной школе и в мире в целом?

Для начала попытаемся определить, каков же современный ученик?

В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение ученика :

  1. Учащийся средней школы, профессионального технического училища.
  2. Человек, который чему-нибудь учится у кого-нибудь.
  3. Последователь какого-нибудь учения, тот, кто изучает что-нибудь под руководством кого-нибудь.

Современный -

  1. Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-, чем-нибудь.
  2. Относящийся к настоящему времени, теперешний.
  3. Стоящий на уровне своего века, не отсталый.

С учетом определений можно сказать, что ученик 21 века – это учащийся, который способен не только получать готовую информацию от учителя, используя школьные учебники, но и самостоятельно извлекать информацию из других источников: Интернета, электронных книг, средств массовой информации. Другой вопрос: умеют ли современные дети адекватно оценить весь поток предоставленной информации? Зачастую нет. Современный ребенок использует технические средства чаще в развлекательных целях. Гаджеты, телефоны, «стрелялки» привлекают детей яркостью, легкостью использования, бездумным нажиманием кнопки.

Есть ряд аспектов, по которым можно рассмотреть облик современного ученика:

  1. Здоровье
  2. Использование современных технологий
  3. Индивидуально-психологические особенности
  4. Интерес к процессу обучения
  5. Личные качества

Интересно рассмотреть точку зрения современного ученика на модель современного ученика.

После проведения опроса учащихся среднего и старшего звена мною выявлены следующие позиции. Положительная оценка современного ученика превалирует над отрицательной, как бы определяя современного хорошего и современного плохого ученика.

Положительная оценка

Отрицательная оценка

  1. Хочет учиться
  2. Дисциплинированный
  3. Послушный
  4. Пользуется компьютерной техникой в целях обучения (электронные книги, интернет, принтер, сканер)
  5. Умеет взаимодействовать с одноклассниками, относится к старшим с уважением, бережет школьное имущество
  6. Занимается спортом
  7. Заинтересованный
  8. Талантливый
  9. Воспитанный
  10. Борется за оценку
  11. Идет в ногу со временем
  12. Стремится к саморазвитию и получению знаний
  13. Боится не сдать экзамен
  14. Трудолюбивый
  15. Активно работает на уроках
  16. Веселый
  17. Галантный
  18. Коммуникабельный
  19. Толерантный
  20. Модный
  21. Решительный
  22. Жизнерадостный
  23. Любвеобильный
  24. Продвинутый
  25. Хороший человек
  26. Умный
  27. Добрый
  28. Пунктуальный
  29. Собранный
  1. Не хочет учиться
  2. Ленивый
  3. Дерзкий
  4. Использует компьютерные технологии лишь в развлекательных целях
  5. Не умеет использовать компьютерную технику для учебы
  6. Ждет каникул, чтобы побыстрее закончился школьный день
  7. Уставший
  8. Невыспавшийся
  9. Грубый
  10. Невежливый
  11. Учеба как тяжелая ноша
  12. Не носит школьную форму
  13. Совершающий глупые поступки
  14. Живет без цели и желания развиваться
  15. Деградирует
  16. Интересуют материальные ценности
  17. Не знает, чего хочет от жизни
  18. Не делает д/з
  19. Прогуливает уроки
  20. Не имеет собственного мнения
  21. Страдающий от несовершенства образовательной системы
  22. Имитирует учебу
  23. Отсутствие интереса
  24. Безграмотный
  25. Невнимательный

Стоит отметить, что ребята среди положительных оценок выделяют увлечения, личные качества, саморазвитие, организационные способности, компьютерную грамотность, взаимодействие и высокую мотивацию.

Ведущими же критериями отрицательных оценок является отсутствие дисциплины, безответственность и отсутствие интереса, облик невоспитанного и недовольного подростка.

Интересно заметить, что ряд учащихся, создавая портрет современного ученика, писали не о себе, а об абстрактном индивидууме. Значит, объективно оценить себя могут не все.

Здоровье современного школьника значительно отличается от здоровья ребят, которые учились 20-30лет назад. Краткосрочная память, рассеянность, частые ОРВИ и перепады давления затрудняют качество усвоения знаний и приобретение необходимых навыков.

По сравнению с учениками 70-80-ых годов ХХ столетия современные ребята больше нацелены не на работу в команде, а на личные достижения, меньше взаимовыручки, больше эгоцентризма, личное первенство главенствует над командным, коллективным.

Часто современный ученик получает информацию в готовой форме в виде ГДЗ, скачивания с Интернета различных сайтов. А вдумчивой, аналитической работой занимаются немногие. Для ребят 5-6 классов еще важно быть прилежным, воспитанным учеником. Детям 7-8 класса лучше быть таким, как все, не выделяться среди других в учебе, зато в поведенческом плане они стремятся выделиться и казаться взрослыми. Если

ученик старшей школы выбрал дальнейший образовательный маршрут сам или в содружестве с родителями, то его успешность может быть ценностно-ориентированной. Если же ученик не определится с дальнейшим выбором, то и в обучении нет заинтересованности. Такой ученик «плывет по течению» и рассчитывает «на авось», что все решится само собой. Завышенная и заниженная самооценка тоже играет не последнюю роль.

Как бы то ни было, современный ученик интересен, необычен, индивидуален, талантлив. Он требует современных подходов к обучению. И задача родителей, школы, педагогического коллектива, служб сопровождения – оказание помощи и поддержки в нравственно-ценностной ориентации современного ученика и будущего поколения.

Список использованной литературы:

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук . . - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с. - ISBN 5-89285-003-X .

2. Андреева А.Д. Отношение к школе и учению // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

3. Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. М., 1966.

4. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею. М., 1997.

5. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.

6. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М., 1990

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3» С. КУГУЛЬТА ГРАЧЁВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Муниципальный этап XXX Ставропольской краевой открытой научной конференции учащихся Секция: юниор Название работы: «Портрет современного выпускника начальной школы» Работу выполнила: Ширинян Ирина Сергеевна, уч­ся 4 «А» класса. Место выполнения работы: МКОУ СОШ №3 с. Кугульта Грачёвского муниципального района Ставропольского края Руководитель: Селюкова Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов с. Кугульта, 2018 г. 1

Введение Портрет современного выпускника начальной школы У человека душа пустовать не может, Она как земля: не огород растёт, так сорняк. В.Л.Леви Выбор темы исследования На классном часе наша учительница спросила у ребят: ­ Что бы вы хотели получить в подарок? Многие мои одноклассники ответили, что хотели бы ­ компьютер. Мне стало интересно выяснить: только ли компьютерными играми занято свободное время ребят? Сама я люблю много читать. Читаю не только учебную, но и дополнительную литературу, энциклопедии. Посещаю с родителями музеи, театры и выставки. Всей семьёй мы ходим в кино. Чем же наполнена душа моих одноклассников? Как обстоят дела с эстетическим воспитанием у нынешних выпускников начальной школы? Привито ли четвероклассникам чувство прекрасного? Я решила исследовать эту проблему. Цель исследования Изучить портрет современного выпускника начальной школы. Задачи исследования  Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;  Исследовать культурное пространство, в котором живет школьник 9 – 10 лет;  Выяснить: чем заполнено свободное время ребят 3

Гипотеза У младших школьников недостаточно хорошо сформированы учебно­ познавательные навыки и культурно­ нравственные ценности. Объект исследования Учащиеся 4 класса Методы исследования  Изучение литературы;  Опрос;  Анкетирование Основная часть. Мои исследования В ходе опроса ребятам (23 учащимся) я задавала вопросы, и получил следующие результаты: 1. Какой вид искусства вас привлекает более? 45% 37% 18% Музыка кино ИЗО литератур а театр 2. Какие жанры фильмов вам нравятся? 5% 4% ужасы боевики кинокомедии 23% 32% 45% 3. Какая музыка вам нравится? 4

Зарубежная – 62% российская 38% 4. Какие книги вы предпочитаете читать? фантастика зарубежные сказки энциклопедии историческая литература поэзия рассказы о животных 24% 24% 18% 16% 12% 6% 5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой? да нет 64% 36% 6. Что вы предпочитаете читать на досуге? журнал книга 54 46 Анализ полученных данных показал:  Наиболее популярными оказались музыка и кино. Далее по значимости идёт изобразительное искусство. Последнее место заняли литература и театр.  В результате сопоставления различий в предпочтениях мальчиков и девочек я сделала следующий вывод: мальчиков в большей степени, чем девочек привлекает кино; девочки же в большей степени отдают предпочтение музыке и изобразительному искусству.  Агрессивные фильмы приобретают всё большую популярность среди школьников, вытесняя кинокомедии. У 55% учащихся популярные жанры: боевики, фильмы ужасов.  Ориентации на западную музыку явно доминируют среди четвероклассников (62% учащихся предпочитают слушать данную музыку).  Среди ребят 9 – 10 лет предпочитают читать фантастику и сказки зарубежных авторов (48%). Эти данные подтверждаются не только информацией о репертуаре реального чтения (книги, читаемые за последние 1­2 месяца), но и ответами на вопрос об их любимых литературных героях, 64% отметили, что у 5

них есть любимый зарубежный литературный герой. Причем, сегодня многие мальчики и девочки (54%) предпочитают книгам журналы. Чем же, кроме чтения книг, прослушивания музыки, просмотра фильмов занимаются нынешние выпускники начальной школы? Чем заполнено их свободное время? Чем наполнено культурное пространство, в котором живёт младший школьник? Ответить на эти вопросы мне помогло анкетирование, проведенное среди моих одноклассников. На вопрос «Что ты делал вчера вечером в свободное время» многие ребята назвали несколько видов деятельности. На первом месте (56%) смотрели телевизор, далее играли в компьютерные игры (38%), гуляли (32%), общались в социальных сетях (27%), общались по телефону (сотовому) с другом (подругой) ­ 11%, читали книгу или журнал (8%), посещали Интернет для получения учебной информации (4%). На вопрос «Где ты играешь в компьютерные игры» (62%) опрошенных ответили дома, у друзей, знакомых (31%), когда гуляю на улице с телефона – 7%. На вопрос «В какой мере ты умеешь пользоваться компьютером?» 81% детей ответили: «Могу играть». На вопрос «Назови имена знаменитых людей» я получил следующие ответы: Владимир Путин Дмитрий Медведев Александр Пушкин Филипп Киркоров Максим Галкин Тимати Егор Крид Ольга Бузова Вера Брежнева Николай Басков 25% 21% 15% 10% 9% 8% 5% 4 % 3 % 2% Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают: Да 81% Иногда 14% Нет 5% на Звонят сотовый Спрашивают 81% 19% Какие фильмы вы смотрите всей семьёй? 6

боевики исторические фильмы приключения кинокомедии 12% 6% 18% 64% Какую музыку любят в твоей семье? зарубежная российская 28% 72% Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи? да нет 2% 98% Назовите известных вам фамилий художников: Васнецов Шишкин Репин Саврасов 63% 27% 10% 9% Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи? Нравится: играть во дворе 53% играть в компьютерные игры 21% общаться в социальных сетях 13% родители в выходной день меня не ругают 4% спать дольше 9% Не нравится: уборка квартиры 64% поход в магазин за продуктами 13% читать книгу 10% заниматься дополнительно уроками13% 7

На основании полученных результатов я сделала следующие выводы: 1. Культура современного младшего школьника формируется под воздействием «экранной» культуры. 2. Современный ребёнок предпочитает играть в игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно, чем в игры учебного, развивающего характера. Хочу отметить, что в основном, только умением играть и общаться в социальных сетях заканчивается перечень навыков пользователя компьютера. 3. Согласно данным исследований, большинство родителей (69%) интересуются жизнью своих детей в свободное время, знают, чем занят их сын или дочь в свободное время. 4. Часть родителей (14%) создают культурную среду для своего ребенка сами, посещая картинные галереи, театр, выставки… В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, которые влияют на формирование идеального портрета младшего школьника. Отсутствие самостоятельности в учебном процессе. 1. Нерационально используется свободное время младшими школьниками. 2. Компьютер используется как развлекательное средство младшими 3. школьниками, а не как инструмент обучения и получения дополнительное развивающей информации. У младших школьников имеется недостаток культурно­нравственного 4. развития. В основном дети проводят время за компьютером. При этом мало читают, ходят в театр очень редко. На основании приведенных результатов исследований можно составить портрет современного третьеклассника, живущего в 21 веке и создать портрет современного выпускника начальной школы: Заключение Владеет основами умения учиться, умеет сам организовать свою деятельность. Любит свой народ, свой край, свою Родину. Уважает и принимает ценности семьи. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни. 8

Любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир. Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. Составить портрет современного выпускника начальной школы нам помог Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. Всем четвероклассникам я советую стремиться быть такими выпускниками при переходе на другую ступень обучения. Приложение Анкета для учащихся 4 классов 1.Какой вид искусства вас привлекает более? Музыка кино 9

ИЗО литератур а театр 2. Какие жанры фильмов вам нравятся? ужасы боевики кинокомедии 3. Какая музыка вам нравится? Зарубежная ________________________________________________ российская ________________________________________________ 4.Какие книги вы предпочитаете читать? фантастика зарубежные сказки энциклопедии историческая литература поэзия рассказы о животных 5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой? да нет 6.Что вы предпочитаете читать на досуге? журнал книга ОПРОС учеников 4 класса 10

На вопрос «Назови имена знаменитых людей»: Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они это делают: да иногда нет Звонят на сотовый спрашивают Какие фильмы вы смотрите всей семьёй? боевики исторические фильмы приключения кинокомедии Какую музыку любят в твоей семье? зарубежная российская Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи? да нет 11

Назовите известных вам фамилий художников: Посещали вы театр? да Нет Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи? Нравится: играть во дворе ______________________________________ играть в компьютерные игры ____________________________ смотреть телевизор ____________________________________ спать дольше _________________________________________ родители в выходной день меня не ругают _________________ Не нравится: уборка квартиры ______________________________________ поход в магазин за продуктами __________________________ читать книгу _________________________________________ заниматься дополнительно уроками______________________ 12

Литература: 1. «Портрет выпускника начальной школы» (ФГОС НОО Стандарт ориентирования на становление личностных характеристик выпускника НОО) Сайт https:// миобрнауки.рф. 2. «Модель выпускника начальной школы» Сайт www . stavminobr . ru 3. Волкова Т.В. Познаем мир. Материалы для классных часов в 1­4 классах. – Волгоград: Учитель, 2008. 4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха.­ (Школа на пороге нового века). – СПб.: Петербург­ XXI век, совместно с ЗАО «Пресс­Атташе», 1997. 5. Максимочкина В.Н. Родительские собрания 4 класс. Взрослеем вместе. ­ Волгоград: Учитель, 2008. 13

Организация: ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия №1»

Населенный пункт: г. Ровеньки, Луганская область

Психологическая мастерская

Тренинговое занятие для классных руководителей

«Рисуем портрет современного ученика…»

Баклажова О.В.,

практический психолог

ГБОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия №1»,

специалист высшей категории,

практический психолог-методист

П роблема общения педагога с учащимися всегда была актуальной. Ведь школа – это не только дом знаний, это еще и дом общения со сверстниками и взрослыми, место, где ребенок получает свою первую социальную роль – роль «ученика», а вместе с нею и первый опыт самостоятельного общения, решения конфликтов, первую любовь, первую дружбу, первого соперника. Все это в процессе общения.

Обучение и воспитание – две важнейшие задачи, которые ставит перед собою школа – являются по сути процессами, основой которых есть общение. Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, помогает преодолеть трудности и не потерять веру в свои возможности. Общение помогает учителю усилить воспитательное воздействие на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, установить контакт с родителями. Отношение к ученикам всегда проявляется учителем в общении с ними. Это отношение основано на определённых стереотипах. Считается, что современные учащиеся отличаются от своих предшественников, с ними сложнее, их труднее заинтересовать, к ним нужно применять особые подходы, особое общение. Очень часто учитель сталкивается с проблемой непонимания учащегося. Воспринимает проблемное поведение ученика как личное оскорбление. Иногда кажется, что учитель и ученик разговаривают на разных языках.

Все эти проблемы затрудняют процесс обучения и воспитания. Делают жизнь и обучающегося и учителя напряженной, невыносимой. Из-за непонимания возникает множество конфликтов. Атмосфера в школе становится некомфортной. Ни учитель, ни ученик не хотят идти туда, где им некомфортно… Как справиться с такой ситуацией? В этом мы и хотим разобраться вместе с классными руководителями.

Цели и задачи : развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии у классных руководителей, создание условий для развития профессионального мышления и умения формировать благоприятный психологический климат в классном коллективе.

Оборудование : специально подготовленная аудитория (зал со стульями, расставленными для четырёх групп участников), карточки с иллюстративным материалом, ватман, фломастеры.

Ход игры

Все участники при размещении уже объединяются в четыре группы. Такое размещение поможет ведущему сэкономить время при групповых формах работы, а также будет способствовать созданию дружеской, комфортной для работы в группе атмосферы.

1. Знакомство . Участники рассаживаются по местам и после приветственного слова ведущих им предлагается представить себя следующим образом: назвать имя и учебное учреждение, которое они представляют и продолжить высказывание «Мне кажется, что современные ученики…».

Чаще всего звучат высказывания:

- современные ученики более пассивны;

- ориентируются на материальные ценности;

Однако все высказывания приветствуются. Если в процессе знакомства указания на проблемность в общении учащихся не звучали, ничего страшного, для определения проблемы следующее упражнение.

Ведущий: Конечно, современный ученик представляет собой талантливую, активную, критически подходящую к любой информации личность. Он требует от учителя быть готовым к любым вопросам. Общение с ним интересное, и в то же время рождает множество проблем.

2. Мозговой штурм. После того, как все участники представятся, им предлагается ответить на вопрос о том, с какими проблемами во взаимодействии с современными учащимися сталкивается учитель. Ответы записываем на ватмане. Вместе делаем вывод, с какими проблемными учащимися чаще всего сталкиваются учителя.

После мозгового штурма каждой группе предлагается описать один тип современного проблемного учащегося. Написать черты его характера, основные особенности взаимодействия, фразы, которые такой ученик говорит. Каждая группа предлагает свой портрет проблемного учащегося.

Среди типов проблемности часто называют «Красотку» (учащиеся сильно озабоченные своей внешностью и атрибутами, этот тип не только женский, здесь встречаются и мальчишки), «Олигарх» (учащийся, родители которого материально обеспечены, кичится своим благосостоянием, все проблемы пытается «купить»), «Пассивный» (этому типу характерны отсутствие интереса к происходящему вокруг, не принимает участие ни в каких мероприятиях, стремится убежать с них), «Вечно занятой» (ребята, у которых много дополнительных занятий, не могут задерживаться в школе ни на минуту, вечно куда-то спешат, не участвуют ни в каких мероприятиях по причине занятости, не выполняют поручений, по той же причине). И другие. Не важно, на какие типы проблемности выведет вас мозговой штурм, главное, чтобы были названы именно те типы проблемности, с которыми сталкиваются именно эти учителя.

3. Ролевая игра . Ведущий предлагает провести эксперимент. Каждая группа выбирает одного представителя, которому поручается побыть «проблемным учеником» в соответствии с тем типом, который описывали группы после мозгового штурма. Из оставшихся участников выбирается представитель на роль учителя. Задача учителя подготовить выступление на школьный праздник, в котором должны принять участие все ученики, задача учеников – общаться с учителем в соответствии с той ролью, которая обусловлена типом проблемного ученика.

Предлагается сначала выбрать учителя и для получения инструкций вывести его из комнаты, для того, чтобы он не знал, кто из участников будет представлять проблемного ученика. Желательно, чтобы участники представляли тип ученика другой группы.

Дополнительная задача для учителя – определить проблемных учащихся и их тип.

Рефлексия . Обязательно следует обсудить, как чувствуют себя участники. Дело в том, что обычно участники так входят в роль, что совершенно не дают учителю возможности справиться с поставленной перед ним задачей. Это создает дополнительное напряжение для учителя. Нужно помочь участникам отреагировать все, что с ними происходило. Вопросы для тех, кто участвовал: как чувствовали себя в роли, что хотелось сделать. Для тех, кто наблюдал: что было эффективным в действиях учителя, что можно было бы сделать ещё.

4. Определение причин проблемности . Участникам тренинга предлагается исходя из того, что они увидели и почувствовали, играя данные роли, ответить на вопрос, что может быть причиной проблемного поведения учащихся?

Группам предлагается написать причины проблемного поведения ученика на ватмане. Каждая группа представляет один тип проблемности. Меняем типы проблемных учащихся в группах, так, что каждая группа описывает другой тип. Группы делятся своими причинами, если есть какие-то дополнения – обсуждаем и дописываем.

5. Ролевая игра . Снова выбираем учителя и по представителю от группы для роли родителей проблемных учеников. Задача учителя – провести родительское собрание и рассказать о подготовке к мероприятию, о роли каждого ученика, о трудностях и достижениях.

Рефлексия . Для тех, кто участвовал: как чувствовали себя в роли, что хотелось сделать. Для тех, кто наблюдал: что было эффективным в действиях учителя, что можно было бы сделать ещё.

6. Выработка рекомендаций для учителя . Группам предлагается обсудить и записать рекомендации учителю, классному руководителю по взаимодействию с учащимися и их родителями в зависимости от типа проблемности. Рекомендуется тип проблемности, с которым будут работать группы снова поменять, чтобы участники групп работали над другим типом проблемности. Таким образом, каждая группа сможет рассмотреть разные типы проблемности в поведении учащихся.

Каждая группа представляет свои рекомендации, обсуждаем, дополняем.

Вывод.

Ведущий: Еще Константин Ушинский написал сказку, которая как нельзя лучше подведет итог нашей работе.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал - и стал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут же Ветер сам убедился, что плаща ему не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Ведущий: для любого ученика, и проблемного, и не очень, важно, чтобы его принимали, уважали и поддерживали. Только чувствуя вашу любовь, искреннюю, неподдельную, он сможет как путешественник снять свой проблемный плащ и подставив лицо заботливому и теплому Солнцу, благословить его.

7. «Благодарность».

Ведущий : Конечно очень легко говорить о любви к любому ученику, но когда на практике сталкиваешься с проблемным, чаще всего не представляешь, за что его можно полюбить… Негативные эмоции возникают при любой конфликтной ситуации и вместо любви появляется раздражение, гнев, тревога и другие, далекие от солнечной любви эмоции и чувства. Что же делать в такой ситуации? Как вернуть Солнце? Предлагаю сейчас всем вам вспомнить о своем самом проблемном ученике, о том, как он ведет себя на уроке, во время общения с вами, вспомнить в подробностях последний случай столкновения с его проблемным поведением… А теперь подумайте о том какими ценными качествами этот ученик обладает? Сейчас вам важно найти хотя бы пять достоинств вашего проблемного ученика и выписать их на лист.

Еще раз вспомните о ситуациях столкновения с вашим учеником. Чему вы научились, преодолевая эти ситуации? Чему вас научил ваш проблемный ученик? Запишите и это тоже.

Я предлагаю вам выписать этому ученику Благодарность. Только обязательно укажите конкретные качества, за которые вы благодарите этого учащегося и конкретные уроки, которые он вам преподнес.

Участникам предлагается оформить благодарственный лист для своего проблемного ученика, написав конкретные качества, за которые его стоит поблагодарить.

Ва жно заранее подготовить листы для благодарственных писем, оформленные красиво и официально. Такие листы настроят участников на эффективную работу. Кроме того, такие листы каждый педагог может взять с собой и при столкновении со своим проблемным учеником этот лист поможет справиться с негативными эмоциями, которые возникают при конфликтных ситуациях.

Список используемой литературы:

1. Андреева А.Д. Отношение к школе и учению // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

2. Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. М., 1966.

3. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! / Г.Н. Козлова, Г.Ю. Дмитриченко. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. – 96 с.

4. Занюк С. Мотивація та соморегуляція учня - : К.: Главник, 2004. – 96 с.

5. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары /авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 239 с.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Психологический портрет школьника по играм и хобби

Стереотип 1: дети играют только в «стрелялки» – значит, вырастут жестокими людьми Дети: «Играю только в компьютер. Мне нравятся « стрелялки » с кровью и насилием. У меня даже нет знакомых, которым они бы не нравились» (Максим, 12 лет).

Стереотип 1: дети играют только в «стрелялки» – значит, вырастут жестокими людьми Дети: «С друзьями играем в прятки, строим халабуды, собираем пазлы « Лего ». Да, иногда я хожу к другу на компьютере в « стрелялку » поиграть, но меня мама не отпускает больше чем на час. Говорит – вредно. Вот соседский ребенок много играет в компьютер и выглядит не очень, бледный такой...». (Андрей, 9 лет).

Стереотип 1: дети играют только в «стрелялки» – значит, вырастут жестокими людьми Мнение социального психолога: «Общество индивидуализируется. И ребенок, играя на компьютере, тоже отгораживается от всех»

Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания Дети: «Обожаю книжку « Простоквашино » и одноименный мультик, – говорит Аня Борисова. – Любимые герои – тоже из деревни Простоквашино: они добрые и смешные». «Я люблю не столько читать, сколько сама сочинять сказки, – признается 8-летняя Маша

Мнение социального психолога: «Дети все так же живут в мире сказок и фантазий. Просто взрослеют быстрее»: – Дети по-прежнему увлечены сказками и фантазиями, но то, что раньше было на бумаге, сегодня есть в компьютере и на телеэкране. Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания

Мнение социального психолога: – Кумиры многих девочек – персонажи японских мультфильмов аниме. Некая аналогия былого рисования в альбомчиках. У мальчиков – тоже мультяшные персонажи. Впрочем, иногда и реальные исторические деятели... Современные дети взрослеют стремительно. С 80-х годов ежедневное количество информации, которую получает человек, утроилось. Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания

Мнение социального психолога: Дети быстрее соображают и развиваются интеллектуально. Читают в основном фантастику, фэнтези, любят комиксы, мангу (японские комиксы) Классика? Классическая литература не соответствует сегодняшней проблематике. Дети не понимают, почему Анна Каренина бросилась под поезд: « Дура или наркоманка!». Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания

Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк Дети: «Моя любимая игра называется «Зомби», – рассказал 11-летний Егор. – Одного из ребят выбирают «зомби»: он должен догнать кого-то и дотронуться. ..

Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк Мнение психолога: «Это будет общество новаторов и экспериментаторов» .. В советское время взрослые действительно были более чутки к детям, больше поддерживали их, в том числе и в играх, увлечениях. Тогда дети подсознательно чувствовали опору,

Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк Мнение психолога: А сейчас родители слишком заняты работой. Дети растут в атмосфере жесткости и беспринципности, уже в этом возрасте ощущая, что в мире огромная конкуренция.

Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк Мнение психолога: поколение, которое станет формировать общество через 15-20 лет, будет лишено предрассудков, зажатости. Эти молодые люди будут очень наблюдательными, не боящимися экспериментировать и открывать новое.

Городские и сельские дети отличаются. Сильно. .. П сихологический портрет современного ребенка 10–11 лет.

ГОРОДСКОЙ РЕБЕНОК - Блестяще разбирается в компьютере и программах, пользуется всеми опциями мобильного телефона, общается по скайпу. - Его внутренний мир – японские мультики и мультсериалы. - Довольно застенчив, что иногда прикрывает вызывающей дерзостью. - Частые проблемы со здоровьем: спорт сегодня не в моде у детей. - Зато у ребенка есть исчерпывающая визуальная и текстовая информация о сексе. Лет с 12-ти многие дети начинают готовить себя к раннему сексуальному опыту, который к 14-ти годам уже получают. - Также среди современных городских детей, в отличие от предыдущих поколений, активно обсуждается гомосексуализм. - Для городских детей актуальна проблема наркомании.

Сельский ребенок - Более традиционен, - подчинен природным биологическим ритмам. - Больше общается «вживую», правда, общение нередко происходит возле пивного ларька или магазина. - В селе процветает подростковый алкоголизм.


Портал ПМД74 публикует самые интересные материалы III Областных рождественских чтений!Предлагаем Вашему вниманию доклад, с которым выступила кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ЧОУ «Челябинская православная гимназия» Ксения Вячеславовна Голова:

Смена общественных и социальных норм зачастую неизбежно ведет к смене личностных ценностей граждан. В большей степени это заметно по молодому поколению — наиболее восприимчивому к переменам. Цель данного материала – передать некоторые особенности мышления, цели и ценности современных школьников, которые отражаются в школьных сочинениях.

В подготовке этой работы мы опирались как на собственные наблюдения, так и на наблюдения коллег – учителей различных специальностей, а также на устные и письменные высказывания школьников (ответы на вопросы, школьные сочинения). Работа ни в коей мере не претендует на полное освещение темы в историческом и методологическом контекстах, а носит скорее обзорный и констатирующий характер.

Итак, у учителей-словесников почетная и ответственная миссия: мы не только прививаем навыки грамотного письма с помощью различных упражнений и диктантов, но и развиваем речь и мышление в целом. Здесь нам на помощь приходят устное словесное рисование, изложение и сочинение. На последнем и остановимся.
Школьному сочинению в российской педагогической традиции уделялось большое внимание. Оно было одним из лучших средств для развития связной письменной речи. К тому же посредством сочинения формируется еще и культура выражения своих мыслей. Темы сочинений как бы говорят школьнику: сосредоточься, задумайся о важных предметах и передай свои размышления на бумаге.

Интересна эволюция тем школьных сочинений на протяжении последних 100 лет.
Так, в начале прошлого века гимназисты средних классов писали сочинения на следующие темы: «Листопад», «Зимний вечер», «Река в лунную ночь», «Пароходная пристань», «Прибытие поезда», «Почтовая станция», «Замирание нашего сада осенью», «Дедушкин сад».

Этот список тем примечателен тем, что его темы предполагали описательный характер школьных работ, ребята учились вдумчиво и неторопливо описывать окружающий мир, наблюдать явления природы и передавать свои наблюдения в словесной форме. В самих формулировках тем – безмятежность, созерцательный настрой, какой-то замедленный темп. Все это отражало патриархальный уклад нашей страны в самом начале ХХ века.

На смену той эпохе пришло советское время , время громких лозунгов, активного строительства коммунизма, время борьбы за коммунистический идеал. Молодое поколение воспитывалось в духе преклонения перед авторитетами эпохи. Поменялись и темы школьных сочинений. Приведем некоторые из них: «Трудовая слава комсомола», «Имя Ленина в сердце каждом», «Хорошо в стране советской жить!», «Боевой орден комсомола», «Время сказок пришло наяву», «Мой труд вливается в труд моей республики», «Берем с коммунистов пример».


Это уже не темы сочинений-описаний, здесь предполагаются рассуждения на заданную тему. Примечательно, что сам ход дальнейшего сочинения как бы задан идеологизированным заголовком: ученику нужно было доказать приведенный тезис. Никаких индивидуальных размышлений на тему не предполагалось, мыслить нужно было в одном заданном сверху ключе, приветствовались цитаты из классиков марксизма-ленинизма.
Но при всей этой идеологической заданности дети советской эпохи были воспитаны в духе коллективизма и взаимовыручки, им прививался приоритет общего перед личным, они с ранних лет приучались трудиться и без труда не мыслили своей жизни.

Советская эпоха ушла в прошлое. На смену пионерам и комсомольцам пришли просто подростки (говоря нынешним языком, тинейджеры). Прежде чем перейти непосредственно к современным школьным сочинениям, перечислим некоторые черты, характерные именно для современных ребят.

Первое, что нужно отметить, – это отсутствие идеала у нынешних подростков. Испокон веков в разных странах подрастающее поколение воспитывалось на почитании национальных героев, самоотверженных патриотов и тружеников. Так, в советское время дети (особенно — мальчики) росли, стараясь подражать Папанину, Чапаеву, Гагарину и другим известным людям. Для многих идеалом были учителя, собственные родители, бабушки и дедушки-ветераны, герои труда, почетные граждане города и страны.


В наше время само слово «идеал» стало пережитком прошлого, дети порой не знают как оно пишется и что обозначает. Вместо него пришло слово «кумир», как теперь называют известных певцов, фотомоделей, телеведущих. Причем дети преклоняются не перед их человеческими качествами и поступками, а перед внешностью, положением в обществе, богатством.

Скажем и о падении престижа простого труженика. Подрастающее поколение ориентировано прежде всего на материальный успех. Так, на вопрос, кем они хотят стать, ученики 5 и 6 классов отвечают порой вопросом «А где больше платят?» Встречаются и такие ответы: «ютьюбером» (видеохостинг youtube), видеоблогером, «сисадмином», фотомоделью, «звездой». Причем свой выбор ребята объясняют тем, что это легко, учиться почти не надо и можно хорошо заработать. О значимости данной деятельности для общества школьники даже не задумываются.
По сравнению с учениками советской эпохи современные ребята более нацелены не на работу в команде, а на личные достижения, проявляют меньше взаимовыручки, но больше эгоцентризма. Личное первенство у них зачастую главенствует над командным, коллективным.

Это в какой-то мере связано с ранней компьютеризацией. Дети едва ли не с пеленок осваивают телефоны и планшеты, не могут провести без них и дня. Главная сфера интересов смещается у компьютеризированных школьников в виртуальный мир. В нем они легко осваивают новые программы и игры, одерживают победы, но в это время они упускают многое в реальной жизни, не приобретают необходимых навыков общения с людьми вживую. Так страдает коммуникативная сфера, потом эти упущения будет трудно наверстать.

Все эти особенности — дух времени, а проблемы детей — лишь отражение проблем эпохи. Они не родились такими, они такими стали с подачи взрослых. Несмотря на все перечисленные качества, носящие скорее негативный характер, современные дети в основном мыслящие, они рано начинают задумываться о смысле жизни, они замечают малодушие в поступках и фальшь в словах взрослых людей, не приемлют этого и по-своему протестуют.

В этом плане показательны школьные сочинения . Сегодняшним ученикам предлагаются темы, позволяющие им высказать свое собственное мнение. Эти темы не дают готового решения, они ориентированы на творческий поиск и размышление.
Приведем некоторые темы: «Если бы я был директором школы», «Что такое счастье», «Жизненный успех. Как я его понимаю», «Что значит быть взрослым», «Человек. Цивилизация. Земля», «Мой характер» — все это темы сочинений-рассуждений. Приветствуется свободная форма высказывания – диалог, письмо, эссе.
По словам Таисы Алексеевны Ладыженской, «главное дело для учителя – чуткость, бережное отношение к творческим поискам учеников. Ведь научить творчеству нельзя, т.к. оно личностно, индивидуально, а вот подготовить к творческим поискам – наиблагороднейшая задача учителя-словесника» (Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка. 5 класс). К этому мы стремимся, когда учим детей работать над сочинением.

Отличительная черта многих современных школьников – искренность. Они не боятся высказываться, поэтому пишут что думают (не всегда лицеприятно для нас, взрослых). Многие ребята не выслушаны своими родителями, поэтому в школьных сочинениях порой открывается и душевная боль от равнодушия мамы, грубости папы, а также обида на взрослых. Школьники (особенно — мальчики) хотят диалога со взрослыми, а не готовых неоспоримых суждений со стороны старших. Встречаются такие фразы: «Вы мне будете говорить, что это неверно, у вас, взрослых, всегда правильное мнение. Но то, что я сказал — это мое мнение, и я имею право его высказать. Ясно?» (Н., 5 класс)

Известный педагог Евгений Николаевич Ильин в середине 80-х заметил, насколько «безграничны возможности школьного сочинения. С его помощью учитель делает своеобразный медосмотр души каждого из ребят. Листы бумаги, бесхитростно исписанные детской рукой, приоткрывают заветное в ученике, не всегда осознанное даже им самим» (Ильин Е.П. «Рождение урока» )
Можно сказать, что дети отстаивают право на собственную точку зрения, однако пока они не готовы ее аргументировать и нести за нее ответственность. Так у ребят постепенно формируется критическое мышление, и, увы, критикуют они не сверстников и не себя, а прежде всего нас, взрослых.

Приведем несколько «говорящих» отрывков из школьных сочинений на свободную тему:
«Мне кажется, что родители должны вспоминать, как они вели себя в детстве, гулять с детьми и разговаривать с ними побольше, чтобы понимать друг друга» (А., 5 класс. Тема: «Взрослые и дети: как понять друг друга?» )
«В наше время трудно найти настоящего друга. Наверное, почти невозможно. Дружбу легко разрушить деньгами. Я знаю четверых мужчин, которые раньше были друзьями. Они открыли компанию, которая стала очень популярной и богатой. Но они поссорились из-за денег и сейчас они не общаются» (М., 5 класс. Тема: «Настоящий друг – какой он?» )
То есть дети постоянно наблюдают за словами и поступками взрослых, делают свои выводы и руководствуются ими в дальнейшей жизни.

А. М. Герасимов, «После дождя»

Многие нынешние школьники не ограничиваются общими фразами, шаблонами, стремятся быть оригинальными во всем, в том числе и в высказываниях. Например, они могут начинать сочинение по картине такими словами: «Сидел я на уроке и думал о дирижаблях. И тут увидел в учебнике картину Герасимова «Терраса после дождя». Мое воображение сразу переключилось на нее, и я постараюсь передать свои впечатления…» (Н., 6 класс). Или в сочинениях на заданную тему писать: «Обычно считают, что для пополнения словарного запаса надо читать много книг. Я предлагаю другой, более интересный вариант: смотреть обучающие видео в ю-тубе» (И., 6 класс. Тема: «Как развивать свою речь?» ).

Итак, мы обозначили некоторые качества характера и особенности мышления современных школьников. Портрет ученика получается неоднозначным. Нам, учителям, нравится их восприимчивость, умение быстро осваивать новые информационные технологии. Однако тревожит их самоуверенность, отсутствие такта и настораживает их потребительское отношение ко всему и ко всем: мне должны обеспечить, для меня обязаны сделать и т.д.
А в целом ученики начала ХХI века — это обычные люди, живущие в своём современном мире и думающие о будущем. Они смышленые и находчивые, смелые и общительные. Они – дети своего поколения, и им не чужды общечеловеческие мечты о счастье.

Приведем напоследок отрывки из школьных сочинений:

ХХ век:
1. Листопад.
2. Замирание нашего сада осенью.
3. Зимний вечер.
4. Река в лунную ночь.
5. Прибытие поезда.

Современные темы:
1. Мой характер.
2. Жизненный успех. Как я его понимаю.
3. Почему я хочу / не хочу взрослеть.
4. Человек, на которого я хочу быть похожим.
5. Что такое счастье.


Из 30 учеников, писавших сочинение, 21 выбрали темы начала ХХ века. Эти темы учат наблюдать, тонко прислушиваться к природе и к своему сердцу. Ребята старались в мельчайших подробностях вспомнить увиденное когда-то и передать все оттенки своих эмоций.
Отрывки:
«Порой не удается выбраться из города. Вроде бы внешняя оболочка в полном комфорте, но внутри происходит что-то неописуемое. Душа кричит и требует не материальной, а природной красоты. В осеннем саду ты не скован рамками времени и ценишь каждое мгновение…» (И., 6 класс. Тема: «Замирание нашего сада осенью» ).
«В тот зимний вечер я шла туда, где можно согреть душу. Главное место для православного человека – это храм. Там можно помолиться и открыть Богу все свои тайны и грехи. После окончания службы на душе становится легко и тепло, даже если на улице воет вьюга…» (Е., 6 класс. Тема «Зимний вечер» ).
Так школьные сочинения помогают нам понять ребят, отражают их внутреннюю сокровенную жизнь. Мы видим, что растут люди, которые не просто наблюдают, но и размышляют о Боге и о жизни.

Текст: Голова К.В

Иллюстрации из открытых источников.

Понравилась статья? Поделитесь ей 2 0 3 726



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...