Последние новости. Ледокол «Семен Дежнев

В книге впервые воссоздается история возникновения российского ледокольного флота за указанный период. На основе архивных документов приведены исторические и технические сведения о большей части бороздивших отечественные воды с 1862 по 1917 г. ледокольных судов, а также их чертежи, схемы и фотографии. В приложении дана «Хроника истории судов ледового плавания в России». Для удобства поиска сведений имеется «Указатель судов».

Книга является научно-популярным изданием, адресованным морякам, портовикам и судостроителям, а также всем тем, кто интересуется историей отечественного судостроения и флота.

Кроме ледоколов и ледокольных пароходов различные ведомства, действовавшие на Русском Севере (торговые и военные порты, «Мурманстройка», Флотилия Северного Ледовитого океана) пополнили в 1914–1917 гг. свой флот многочисленными вспомогательными судами, в том числе буксирами. Некоторые из них благодаря крепким корпусам считались ледорезными, т. е. приспособленными плавать во льдах.

В 1914 г. МТиП приобрело в Норвегии за 6 тыс. фунтов стерлингов 2 маленьких ледокольных буксира (катера) – «Бер» («Bj?rg», 120 л.с.) и «Пер» («Per», 180 л.с.). Их выбрал военно-морской агент (атташе) капитан 2 ранга В. И. Дмитриев, командированный из Лондона в Норвегию для покупки ледоколов. Оба катера были приписаны к норвежскому порту Драммен и принадлежали АО «Транспорт». 10 декабря 1914 г. они вышли из своего порта и направились на Русский Север. Первую зимнюю навигацию буксиры провели в Александровске. Затем из-за нехватки буксиров в Кольском заливе их там и оставили, использовав при постройке пристаней будущего порта Мурманска в Семеновской бухте .

Аналогично прижились в Кольском заливе купленные в 1915 г. в Норвегии для «Мурманстройки» ледорезные буксиры «Гаральд» (250 л.с.), переименованный в «Строитель», и «Тор» (500 л.с.) – «Мурман» . Последний уже в январе 1916 г. был передан военным морякам для использования при перегрузках срочных военных грузов с иностранных пароходов и даже отремонтирован судовыми средствами парохода Доброфлота «Иртыш» . Оба судна доставляли также пресную воду на торговые суда, стоявшие на рейде.

В состав плавсредств строившегося Мурманского военного порта в 1916 – начале 1917 г. вошли несколько купленных за границей морских ледорезных буксиров, таких как «Руслан» (бывш. «А. М. Стюард», 500 л.с.), «Вежилов» (бывш. «Вижильянт», 700 л.с.), «Сторегут» и «Консул Смит» (по 375 л.с.) . Стоили буксиры очень дорого. Например, «Вежилов» обошелся в 240 тыс., а «Руслан» – в 200 тыс. руб.

По типу и архитектурному виду «Руслан» и «Вежилов» представляли собой типичные морские буксиры, работавшие по обе стороны Атлантического океана, 1-й английской постройки, а 2-й – американской; гладкопалубные, с широкой и длинной надстройкой, занимавшей б?льшую часть палубы. Остальные буксиры были построены в Норвегии. [рис. 174]

В июле 1916 г. в Архангельск пришел спасательный буксир № 162 (650 л.с.), приобретенный на средства МТиП . Впоследствии переименованный в «Спасательный № 162», он входил в службу судоподъема МССМ, а затем как «Покой» – в состав торгового флота . Стоимость его была немногим меньше, чем морских буксиров, – около 166 тыс. руб. .

Буксиры уцелели и во время Первой мировой войны, и интервенции, и войны Гражданской. В 20-х гг. их передали в гражданские ведомства. «Вежилов» в 1926 г. вместе с несколькими северными портовыми судами перешел на Черное море, где использовался как морской буксир до 50-х гг.

Создавая военно-морские силы в бассейне, военные моряки включали в состав флота различные суда, плававшие на Севере. Вспомогательными судами ВМС стали экспедиционные деревянные парусно-паровые барки «Эклипс», «Герна» и стальной промысловый пароход «Кит». Приспособленные для плавания во льдах, они в 1914–1915 гг. использовались для поиска в Северном Ледовитом океане пропавших экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова, а также для помощи зазимовавшим во льдах Арктики ледокольным транспортам «Таймыр» и «Вайгач». По военно-судовой повинности в состав флота вошли несколько русских промысловых судов, в том числе единственный стальной ледокольный пароход «Николай», парусно-моторные деревянные суда «Дмитрий Солунский» и «Песец». Для службы связи ФСЛО приобрели 2 небольших норвежских ледорезных парохода – китобойный «Текла» и грузопассажирский «Хальден» («Haldene»). Они превратились в посыльные суда «Снежинка» (с 1918 г. – «Кия») и «Иней». [рис. 175]; [рис. 176]; [рис. 177]; [рис. 178]

Для дивизии траления будущей Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО) построили в 1915–1916 гг. в Англии 12 тральщиков типа «Бомбардир» по 500 л.с. (Т-13 – Т-24). Все эти тральщики имели ледокольный форштевень и специальные ледовые подкрепления . [рис. 179]; [рис. 180]

Оба бывших экспедиционных парусно-паровых барка «Харитон Лаптев» и «Эклипс» погибли в 1918 г. Первый был торпедирован германской подводной лодкой, а второй затонул в результате пожара на борту.

По навигационным причинам в 1917 г. погибли тральщики Т-11 и Т-19 . В начале интервенции Т-13, Т-14, Т-16, Т-17, Т-19, Т-20 и Т-22 были уведены за границу, и большая их часть вошла в состав английского флота под новыми названиями. Т-20 и Т-22 оказались у французов. Оставшиеся 4 тральщика (Т-15, Т-21, Т-23 и Т-24) состояли в белой флотилии, а после восстановления советской власти вошли в состав МССМ (Т-21 и Т-23 как сторожевые корабли).

Таблица 29



Рис. 159 а. Карта района Архангельска и Бара Северной Двины


Рис. 159 б. Карта Белого моря


Рис. 160 а. Промысловый пароход ледового плавания «Николай», принадлежавший Д. Н. Масленникову


Рис. 160 б. Пароход «Соломбала» (бывш. «Экспресс»)


Рис. 161. «Канада» (бывш. «Earl Grey») на рейде Архангельска. 1915–1916 гг.


Рис. 162. Ледокольный пароход (ледорез) «Линтрос». 1913 г.


Рис. 163. Ледокольный пароход «Беотик» («Георгий Седов»)


Рис. 164. Боковой вид ледокольного парохода «Невада»


Рис. 165. Ледокольные суда в Архангельске (справа налево): «Минто», «Канада» и номерной портовый


Рис. 166. Ледорез (ледокольный пароход) «Мольткам»


Рис. 167 а. Ледорез «Канада»; теоретический чертеж; а) проекция «корпус»; б) и в) проекции «бок» и «полуширота»


Рис. 167 б. Чертеж руля ледореза «Канада»


Рис. 167 в. Ледорез в доке. Вид на винты и руль


Рис. 168. Боковой вид и вид сверху ледокольного парохода «Линтрос» («Садко»)


Рис. 169. Ледокол «Минто» на Северной Двине


Рис. 170. Ледокольный пароход «Малыгин» (бывш. «Bruce» и «Соловей Будимирович»)


Рис. 171. Ледокольный пароход «Беотик» («Георгий Седов»); а) продольный разрез; б) палуба 1 кормовая балластная цистерна, 2 трюм № 4, 3 туннель гребного вала, 4 балластная цистерна № 5, 5 цистерна для питьевой воды, 6 машина и котлы, 7 балластная цистерна № 4, 8 угольная яма (223 т), 9 вспомогательный котел, 10 балластная цистерна № 3, 11 трюм № 3, 12 балластная цистерна № 2, 13 трюм № 2, 14 трюм № 1, 15 балластная цистерна № 1, 16 цепной ящик, 17 носовая балластная цистерна, 18 и 19 запасы, 20 помещение команды, 21 ватерклозет и помещение для красок, 22 салон, 23 кладовая, 24 камбуз, 25 паровой привод штурвала, 26 кают-компания


Рис. 172. Ледокольный пароход «Адвенчур» («Семен Дежнев»), схемы: а) продольный разрез; б) палуба 1 кормовая цистерна, 2 трюм № 5, 3 трюм № 4, 4 туннель гребного вала, 5 машинное отделение, 6 котельное отделение, 7 угольная яма, 8 трюм № 3, 9 трюм № 2, 10 трюм № 1, 11 носовая цистерна, 12 кают-компания, 13 камбуз, 14 штурманская рубка, 15 салон, 16 помещение команды

В течение двух лет германское руководство не возвращалось к этой теме. Лишь в мае 1942 года последовал приказ о разработке плана военной операции по установлению контроля над Северным морским путем. Документ был готов к 1 июля. В нем немцы предусмотрели, что главным препятствием станет не советский Военно-морской флот, а климатические условия Заполярья. Поэтому решили сделать ставку на внезапность и на максимальное использование средств разведки, в том числе авиационной. Главной действующей силой проекта стал тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».

Командир крейсера капитан первого ранга Вильгельм Меендсен-Болькен получил задание прервать движение советских судов между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Тем самым немцы рассчитывали прекратить доставку грузов по СМП как минимум до 1943 года.

Еще одну цель подсказала союзник Германии - Япония. Из Токио поступила информация, что через Берингов пролив на запад по Севморпути прошел караван в 23 корабля, в числе которых значились и четыре ледокола. Такой арктический конвой действительно был. Он носил название ЭОН -18 (экспедиция особого назначения). В его составе на самом деле было два ледокола, шесть транспортных судов и боевые корабли Тихоокеанского флота - лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Их перегоняли на Северный флот. По расчетам нацистского командования, ЭОН-18 должен был подойти к проливу Вилькицкого в 20-х числах августа.
Нацистская операция по парализации движения на Северном морском пути как минимум до конца навигации получила красивое название Wunderland («Страна чудес») и началась 8 августа. В этот день в Карское море перешла немецкая подводная лодка U 601, она должна была разведать советские морские коммуникации и ледовую обстановку. Спустя примерно неделю в район островов Белый - Диксон проследовала U 251. Еще две подлодки - U 209 и U 456 - действовали у западных берегов Новой Земли и максимально отвлекали на себя внимание сил советской Беломорской военной флотилии (БВФ).

Для успешного проведения операции немцы сосредоточились на ее метеорологическом обеспечении. На острове Шпицберген была высажена партия метеорологов, использовались самолеты-разведчики. Правда, два из них были выведены из строя - на одном сломались моторы, а другой разбился у берегов Норвегии.

Тем не менее 15 августа немецкая подлодка U 601, находившаяся у Новой Земли, передала в штаб сводку о состоянии льдов. Она оказалась благоприятной, что позволило 16 августа крейсеру «Адмирал Шеер» начать поход к базам Северного морского пути. В районе острова Медвежий немецкий корабль встретил одиночное советское судно. Капитан «Шеера» приказал сменить курс, чтобы не провалить операцию.

К вечеру 18 августа немцы вошли в Карское море. Здесь крейсер встретился с субмариной U 601, получил самые свежие данные о состоянии льдов и утром 19 августа продолжил путь к острову Уединения. В пути германский корабль ждали серьезные испытания - ледяные поля, преодолеть которые он не смог. Как выяснилось впоследствии, немцы считали, что в этом районе существует маршрут вдоль западного берега Новой Земли, вокруг мыса Желания в направлении пролива Вилькицкого. Сутки потребовались «Шееру», чтобы понять эту ошибку. В течение всего дня бортовой гидросамолет «Арадо» находился в воздухе, главным образом решая задачи ледовой разведки. Вечером 20 августа крейсер отправился к побережью Таймыра, чтобы выйти к проливу Вилькицкого.

21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении долгожданного каравана. Согласно донесению, в него входило 9 пароходов и двухтрубный ледокол. Суда находились всего в 100 километрах от крейсера, к востоку от острова Мона, и двигались встречным, якобы юго-западным, курсом. Это были корабли 3-го арктического конвоя - восемь сухогрузов и два танкера, шедших из Архангельска на Дальний Восток и в США. Никакой охраны в Карском море караван не имел и мог стать легкой добычей немцев. Однако «Шеер» упустил свой шанс - разведчик передал, что экспедиция идет на юго-восток, тогда как на самом деле суда двигались в восточном направлении. На крейсере решили дождаться каравана в районе «Банки Ермака», но напрасно - ни 21, ни 22 августа советские суда там так и не появились. Капитан «Адмирала Шеера» заподозрил неладное и приказал продолжить путь на восток. Однако время было упущено - конвой успел удалиться на значительное расстояние. Быстро двигаться крейсеру мешали плотный поток льда и туман, видимость не превышала 100 метров. Благодаря радиоперехвату немцам вскоре удалось установить координаты советского каравана, но его спас лед. 24 августа вблизи острова Русский крейсер «Шеер» попал в ледяной плен. «Мы не знали, что делать, кругом было белое поле, большие куски льда давили на крейсер, мы ждали, что он вот-вот треснет, как скорлупа», - вспоминал один из немецких моряков.

Помогла кораблю только перемена ветра - капитан Меендсен-Болькен смог вывести его на рыхлый лед и даже продолжил преследование советского конвоя. Однако сколько-либо значимой скорости достигнуть не получилось - иногда тяжелый корабль преодолевал за час всего два километра.

Утром 25 августа «Адмирал Шеер» утратил «дальнее зрение» - вернувшийся с разведки гидросамолет «Арадо» неудачно сел на воду и был разбит. Его пришлось расстрелять буквально в щепы из зенитной пушки. Происшествие с самолетом убедило немецкого капитана в том, что продолжать погоню нет никакого смысла, Меендсен-Болькен повернул крейсер в обратном направлении - на запад, к Диксону.

«Ворота Арктики» - так называют порт Диксон моряки. Еще до войны, когда главным видом топлива был каменный уголь, Диксон служил надежным прибежищем для судов, связующим звеном в системе Северного морского пути - незаменимой транспортной магистрали будущего. Сюда непременно заходили ледоколы и транспорты пополнить запасы топлива и пресной воды, надежно укрываясь от шторма и дрейфующего льда. Во время войны Диксон приобрел стратегическое значение: через него проходили конвои судов с важными грузами. А в 1943 году на полную мощность вышел Норильский горно-металлургический комбинат, который поставлял никель для брони танков Т-34. Знаменитая тридцатьчетверка внушала страх немецким солдатам. Поэтому первоочередной задачей для немецких подводных лодок была изоляция Норильска. В планы фашистов входило «заткнуть Енисей невидимой пробкой, которая надежно перекроет большевикам доступ к союзническим складам».

Мало кто мог представить, что война придет и сюда: уж слишком далеко от линии фронта находился этот небольшой поселок... Погода в Заполярье капризна и непредсказуема. Ясное небо, бледная летняя ночь, иногда с моря наползает мгла в виде почти неосязаемых взвешенных частиц влаги, оседающих на лице и одежде, закрывающих горизонт светлой пеленой. Такой была погода перед роковым 27 августа 1942 года.

СКР-19

За оборону Диксона командир СКР-19 Гидулянов и его помощник Кротов были награждены орденом Отечественной войны. СКР-19 после ремонта влился в состав Северного флота и до конца войны нес боевую службу, охраняя северные конвои союзников. А о жестоком неравном в бухте Диксон напоминает памятник его защитникам, героям Севера, морякам, навечно оставшимся в суровой Таймырской земле. Подумать только, такой гигант, вооруженный шестью 280-мм, восемью 150-мм, шестью 105-мм и восемью 37-мм пушками, восемью торпедными аппаратами и двумя самолетами, фактически ничего не смог поделать с двумя 152-мм орудиями, открыто стоявшими на причале о. Диксон, и четырьмя 76-мм орудиями на СКР «Дежнев».

В самом деле, что мог подумать командир фашистского рейдера о советских моряках, когда экипаж ледокольного парохода «Александр Сибиряков», вооруженного двумя 76-мм и двумя 45-мм пушками, ни секунды не раздумывая, вступает в бой с гигантом, имеющим 28 пушек и броню? Качарава, командовавший «Сибиряковым», и не думал о сдаче в плен. Гарнизон о. Диксон, моряки СКР «Дежнев» и парохода «Революционер» также вступили в бой. Потеряв 7 человек убитыми и 21 ранеными, получив четыре прямых попадания, моряки «Дежнева» продолжали сражаться. Находившийся тогда на Диксоне комиссар Северного отряда кораблей полковой комиссар В. В. Бабинцев, который потом осуществлял общее руководство боем, готовил отряд народного ополчения, вооруженный винтовками, ручными пулеметами, гранатами и батареей 37-миллиметровых польских трофейных пушек.

Героизм защитников Диксона заставил немцев отказаться от намеченной на осень 1942 года операции в Западной Арктике двух своих крейсеров под кодовым названием «Доппельшлаг» («Дуплет» или «Двойной удар»). Мало кто знает, что гитлеровцы планировали доставить из северной Норвегии в устье Енисея отборные диверсионные части, которые бы на спецбаржах поднялись вверх по реке, захватив сибирские города, в том числе и Красноярск, и перекрыли бы Транссибирскую железнодорожную магистраль.
Немцы в навигацию 1943 года создали напряженную минную обстановку на подходах к проливам, устьям сибирских рек, портам. В Карском море одновременно находилось до шести немецких субмарин. Они выставили 342 донные неконтактные мины. В конце августа подводная лодка U-636 поставила в Енисейском заливе 24 такие мины, прибор кратности которых был установлен на цифру 8. И 6 сентября на одной из них подорвался пароход «Тбилиси», шедший с грузом угля из Дудинки в Архангельск, и затонул. Очень сложно и опасно было уничтожать такие мины.

ФИРСИН Федосий Герасимович

Рассказ бывшего краснофлотца Фирсина Ф.Г. о поединке СКР-19 с тяжелым немецким крейсером «Адмирал Шеер», записанный ветераном Великой Отечественной войны Федором Андреевичем Рубцовым.

«Я родился 10 февраля 1913 года в с. Семечки Трубчевского района Брянской обл. в крестьянской семье. В 1930 году наша семья вступила в колхоз. Окончив курсы трактористов, я работал в МТС. 24 мая 1936 года был призван в ряды РККА и служил в отдельном эскадроне связи в 24-й кавалерийской дивизии г. Липель Белорусского военного округа. 1 декабря 1937 года демобилизовался и приехал на работу в г. Мурманск. С 1 января 1938 года до начала Великой Отечественной воины служил матросом на рыболовном траулере.

23 июня 1941 года прибыл на сборный пункт г. Мурманска и был зачислен на СКР-19 - ледокольный пароход «Дежнев», команда которого комплектовалась из моряков военного и тралового флотов. После боевой подготовки выполнял боевые задания командования. В августе 1942 года поступил приказ выйти в район о. Диксона Красноярского края и забрать тяжелые пушки в порту. Там 27 августа 1942 года около часа ночи и произошла встреча нашего корабля с немецким крейсером.
Бой шел недолго, но тяжело, жестоко. Противник был грозен. Команда крейсера состояла из 926 человек, наша - всего из 123. На вооружении крейсера находилось шесть 280-миллиметровых, восемь 150-миллиметровых орудий.

Когда я по боевой тревоге выбежал на верхнюю палубу, выстрелов еще не было, но все были встревожены. Вскоре я увидел: из-за острова по направлению к порту идет громадный корабль. Это был немецкий крейсер «Адмирал Шеер», потопивший 25 августа 1942 года восточнее Диксона наш пароход «Александр Сибиряков».


Гибель ледокольного парохода "А. Сибиряков"

Расчет 76-миллиметровой пушки, в котором я служил, приготовился к бою. Когда расстояние между портом и крейсером сократилось до четырех километров, враг открыл огонь по стоявшему на рейде транспорту «Революционер», пришедшему с лесом из Игарки и отшвартовавшемуся у причала недалеко от нас. Транспорт загорелся. Когда крейсер выдвинулся из-за острова, наш корабль попал в поле зрения немцев, и весь огонь перенесли на нас.

Заместитель командира корабля лейтенант Кротов дал команду отойти от причала для лучшего маневрирования и меньшей уязвимости команды и корабля. Как только отошли, четыре русских орудия открыли сосредоточенный огонь. Дальномерные посты наблюдали попадание по корме, центральной и носовой частям вражеского корабля. Пулеметчики также начали обстрел крейсера, но огонь пулеметов из-за большого расстояния был неэффективен, поэтому его вскоре прекратили.

Одновременно с нами по крейсеру вела огонь 152-миллиметровая пушка береговой батареи Корнякова. Две другие пушки этой батареи уже были демонтированы - их готовили к отправке.

Возле бортов «Дежнева», на палубе, рвались вражеские снаряды, осколки разлетались по кораблю. Лейтенант Кротов был ранен, но продолжал командовать и управлять кораблем до конца боя.

Один из вражеских снарядов, пробив выше ватерлинии левый борт, пронзил трюм и вышел через правый борт.

Вражеский корабль стал отходить за остров и прекратил огонь, но у нас отбоя боевой тревоги не объявили: враг мог снова предпринять какие-то действия, и мы должны были оставаться готовыми к любым неожиданностям.

Крейсер врага обошел остров и из-за северо-восточной оконечности снова открыл огонь по порту и зданию диксонской радиостанции.

Нам крейсер не был виден, и артиллерия «Дежнева» в это время огонь не вела. Но 152-миллиметровая пушка береговой батареи, развернувшись, открыла огонь. Позже «Адмирал Шеер» быстрым ходом ушел от Диксона.
В этом бою расчету нашего орудия пришлось тяжело. В строю остался лишь один человек. Осколками вражеского снаряда в живот был смертельно ранен командир расчета А. М. Карагаев, осколками разорвало пополам Ф. Х. Хайруллина, тяжело ранило М. Курушина и пулеметчика Н. Волчека. Мне разбило правую ногу и правую руку.

Рассчитывать на скорую помощь не приходилось - все были заняты у орудия, вели огонь по врагу. Теряя последние силы, я пополз к пушке на правый борт. Меня увидели, оказали первую помощь и отнесли в лазарет. Хотя потерял много крови, все помню хорошо. Кругом стоял страшный грохот от разрывов снарядов противника и наших пушек.

В этом бою наш корабль, получив 542 пробоины, причем две из них размерами полтора на два метра, остался в строю. Всего наши пушки выпустили по врагу 38 76-миллиметровых и 78 45-миллиметровых снарядов.

Закончился бой, подошел от берега катер, и раненых перенесли на него. Часть легкораненых оставили лечиться в корабельном лазарете. Катер пришвартовался у причала, нас погрузили на автомашину и отвезли в больницу. В больнице я сразу потерял сознание, очнулся через сутки».
Тяжелораненым были нужны кровь и опытный хирург. Командование корабля по радио связалось с диксонскими врачами, обратилось в окружной комитет партии в Дудинке с просьбой о срочной помощи. На четвертые сутки гидросамолет доставил из Норильска известного хирурга В. Е. Родионова и медицинскую сестру Д. И. Макухину.

СКР-19 ушел в Дудинку, где кораблю был сделан ремонт в рекордно короткий срок.

После выписки из норильской больницы, в которой долечивались раненые диксонские моряки, 27-летний Федосий Герасимович получил инвалидность - раненную в бою ногу пришлось ампутировать. Работал в Норильске до 1949 года. С 1956 года жил в Красноярске-45.

Использованы материалы:
http://sc19.ru/museum/letopis_krasnoyrsk/til/dicxon/index.php
http://pobeda.krskstate.ru/oborona/part2_17

Ледокол «Семен Дежнев» является последним в серии из 14 кораблей проекта 97А, которая была построена на Адмиралтейском ССЗ в Ленинграде, СССР, в период с 1961 по 1971 год. Ледокол назван в честь российского мореплавателя Семёна Дежнёва, который стал первым известным мореплавателем, прошедшим по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Головным судном данного проекта является «Василий Прончищев» (введен в строй 30 декабря 1961 года, списан в в 1989 году).

Ледокол был заложен 30 марта 1971 года, строительный номер 782. Спущен на воду 31 августа 1971 года. 28 декабря 1971 года был передан флоту, ответственным сдатчиком являлся В. М. Мокеев. Первоначально принадлежал Балтийскому морскому пароходству. На судне установлены Генераторы постоянного тока и гребные электродвигатели, приводящие во вращение на два кормовых и один носовой винт. Это оборудование было изготовлено на «Электросиле».

Ледокол работает в акватории морского порта Санкт-Петербург, обеспечивая проводку по морскому каналу от причалов порта до Приёмного буя.

В 1999 году прошёл капитальную модернизацию, в результате которой были установлены три новых голландских двигателя дизель-генераторов, обновлено навигационное оборудование.

В настоящее время ледокол принадлежит ФГУП «Росморпорт» и входит в состав флота Северо-Западного бассейнового филиала.

Продолжает работать в водах Финского залива по проводке транспортных кораблей из порта Санкт Петербурга.

Ледокол «Семен Дежнев» («Semyon Dezhnev») IMO: 7119446, флаг Россия, порт приписки Большой порт Санкт-Петербург, был построен 26 декабря 1971 года, строительный номер 782. Судостроитель: Адмиралтейский ССЗ, город Ленинград, СССР. Владелец: ФГУП «Росморпорт», Россия. Оператор: Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт», Россия.

Символ класса РС: KM(*) LL4.

Основные характеристики: Тоннаж 2315 тонн, дедвейт 1092 тонны, водоизмещение 3147 тонн. Длина 68,49 метра, ширина 18,289 метра, высота борта 8,32 метра, осадка 6,05 метра. Скорость хода на чистой воде 14,0 узлов. Автономность плавания 20 суток. Экипаж 33 человека.

В феврале 2006 года ледокол был снят с текущей работы для спасения терпящих бедствие рыбаков. Лодка с двумя людьми была обнаружена в районе маяка Островной (западнее Лужской губы).

Экипаж судна участвовал в решении крайне тяжелой ледовой ситуации зимы 2010-2011 года, когда в ожидании проводки находилось более 100 судов единовременно.

В начале 2012 года ледокол попал на новостные ленты в связи с первой ледовой проводкой года. 19 января появилось сообщение о том, что в процессе выполнения ледовой проводки ледокол потерял ход и заблокировал вход в порт. Позже со стороны администрации порта поступило сообщение о том, что остановка была плановой и не помешала заходу судов в порт.

В зимнюю навигацию 2015-2016 года по каналу морского порта Большой порт Санкт-Петербург.

Схема боя 2t «густа 1942 г. у Диксона. Красным цветом обозначены действия советских кораблей и артиллеристов, синим - немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Цифрами обозначены: 1 - остров Диксон; 2 - остров Новый Диксон; 3 - бухта Самолетная; 4 - остров Конус; 5 - порт Диксон; 6 - пароход *Ki ; 7-сторожевой корабль СКР-19, он Ж(пароход «Семен Дежнев»; 8 - направление стрельбы «С.Дежн *; 9 - маневры немецкого тяжелого крейсера «Адмирал Шеер»; 10 - огонь «Шеера».

Советский сторожевой корабль СКР-19 (бывший ледокольный пароход главного управления Сев-

«С.Дежнев», построенный в 1938 г. Он доставил грузы и должен был вывезти береговые батареи, установленные для обороны порта: 569-ю, с 152-мм армейскими пушками-гауби-цами; 226-ю, с морскими 130-мм орудиями и 246-ю зенитную. Поскольку вражеские корабли в Карском море не показывались, артиллерию решили переправить на Новую Землю, где создавалась база Беломорской военной флотилии. И потому к приходу «Дежнева» батареи демонтировали. Получив последнее сообщение с «Сибирякова», прибывший на сторожевике военком северного отряда флотилии В.В.Бабинцев и начальник морских операций Главсевморпути в западном секторе Арктики А.Минаев срочно обсудили сложившееся положение и стали...ждать приказа. А в порту стояли еще лесовоз «Революционер» и пароход «Кара», причем на последнем было от 250 до 540 т взрывчатки - как утверждали портовики, «он был доверху набит аммоналом». Здравый смысл подсказывал - немедленно убрать его подальше от порта, но...

морпути «С.Дежнев»): водоизмещение - 7330т; скорость -10,5 узлов; вооружение- четыре 76,2-мм, четыре 45-мм пушки, шесть 12,7-мм пулеметов; мощность силовой установки - 2500л.с.; дальность плавания - 5600 миль; длина - 104 м, ширина - 15 м, осадка - 6,3 м; экипаж - 122 человека. В 1946 г. возвращен владельцу и разоружен, в 1969 г. списан и продан на слом за граничу-

Немецкий тяжелый крейсер (до 1940г. броненосец) «Адмирал Шеер»: водоизмещение - 11700 т; скорость - 28 узлов; вооружение - шесть 280-мм, восемь 150-мм, шесть 88-мм орудий, восемь 37-мм зениток, восемь 533 мм торпедных аппаратов, два гидросамолета, одна катапульта; мощность силовой установки - 54000л.с.; бронирование бортов - 80 мм, палубы - 40 мм, башен главного калибра-140 мм; длина- 186м, ширина-20,7 м, осадка-5,8м; экипаж-1150 человек. В апреле 1945г. потоплен в Киле английской авиацией.

Рис. Рвузы БИКМУХАМЕДОВОЙ

нина с требованием отправить в море Лаптевых бомбардировщики на поиски рейдера, следом пришло распоряжение наркома ВМФ предпринять все возможное для защиты арктических коммуникаций. Затем и Головко велел привести в боевую готовность береговую оборону, Беломорскую флотилию, морскую авиацию, эсминцы и подводные лодки. В 20 ч он известил Главный штаб, что в Карском море находится не вспомогательный, как считалось, а тяжелый крейсер противника, что резко меняло ситуацию.

Меендсен-Болькен смирился с мыслью, что теперь караваны ему не настичь, но не рискнул бесславно закончить операцию и задумал перед уходом как следует «хлопнуть дверью», напав на один из советских портов. Выбор пал на Диксон, поскольку там находился мощный радиоцентр, большие запасы угля, туда стекались данные о движении судов, ледовой обстановке и погоде. Разгром Диксона имел бы катастрофические последствия для навигации в Заполярье.

Было решено подавить остатки береговой обороны (немцы знали, что батареи частично демонтированы), высадить десант. Ему предстояло захватить секретную документацию, а при отходе привести в негодность портовые сооружения.

Мне довелось беседовать с участниками тех событий, контр-адмиралом К.И.Степиным (тогда одним из офицеров «Дежнева»), капитаном дальнего плавания И.ГШнейдером (рулевым этого сторожевика) и старожилом Диксона М.П.Коршуновым. Судя по их рассказам и по воспоминаниям других ветеранов, дальнейшие события развивались следующим образом.

Первое время на Диксоне царило спокойствие. Две 152-мм пушки-гаубицы батареи лейтенанта Н.М.Корнякова и зенитки уже привезли на причал, морские орудия успели погрузить на баржу. Рядом с «Дежневым» стоял «Революционер», «Кара» была на внутреннем рейде и отлично просматривалась с моря.

Бабинцев и Минаев все еще не верили в нападение, тем более с одного поста наблюдения сообщили о неизвестном корабле, который полным ходом прошел проливом Вилькиц-кого в море Лаптевых. Этой ошибочной информации придали решающее значение и не стали вывозить население из поселков в тундру, подальше от моря. Только в 23 ч поступил приказ Головко о приведении береговых батарей в готовность. И лишь тогда Бабинцев, Минаев и командир «Дежнева» А.С.Гцдулянов поплыли на катере посмотреть, как бы побыстрее вернуть на место находящиеся на барже 130-мм пушки.

Но уже в час ночи 27 августа из поселка Новый Диксон заметили приближающийся 8-уз-ловым ходом боевой корабль. Объявили тревогу, и в 1 ч 25 мин старший помощник командира «Дежнева» С.А.Кротов (Гидульянов, повторяем, уплыл с начальством на катере) повел сторожевик к входному фарватеру, навстречу врагу; на причале же артиллеристы Корнякова и моряки «Революционера» грузовыми стрелами (других приспособлений не было) развернули пушки-гаубицы, не предназначенные для стрельбы по подвижным морским целям. Наскоро вооруженные ополченцы заняли позиции в Старом и Новом Диксоне, чтобы отразить атаку возможного десанта; женщин, стариков и детей, секретные документы спешно отправили в тундру.

В 1 ч 35 мин из-за полуострова Наковальня показался длинный силуэт немецкого крейсера. С «Дежнева», как и положено, запросили

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 10 " 9 6

В годы Великой отечественной войны Гидрометслужба в западном секторе Арктики была представлена Амдерминским и Диксонским радиометеорологическими центрами. Им предстояла серьезная работа. Это была связано с тем, что немецкое командование хотело перекрыть Северный морской путь для мореплавания. Поэтому в Баренцево и Карское моря постоянно направлялись немецкие подводные лодки. Они искали караваны судов и одиночные суда. Известно, что они потопили гидрографическое судно «Норд» в Карском море, в Баренцевом море две баржи с буксиром, полные людей. Кроме того были обстреляны несколько рядовых гидрометеорологических станций.

Самый известный военный эпизод в Арктике - оборона Диксона, когда летом 1942 года немцы провели операцию под названием «Вундерланд» - «Страна чудес». Тяжелый немецкий крейсер «Адмирал Шеер» отправился в Карское море и при содействии немецких подводных лодок хотел уничтожить два советских каравана. Советское командование смогло предотвратить эту трагедию. Ледокольный пароход «Капитан Сибиряков» успел передать информацию о нападении, поэтому наши караваны спрятались во льдах, куда немецкий корабль не смог пройти. Но зато «Адмирал Шеер» напал на Диксон – столицу Арктики, но наши метеорологи и те, кто там был в это время, смогли дать отпор, и огромный корабль ретировался.

Александр Обоимов разыскал последнего из очевидцев тех событий на Диксоне Михаила Георгиевича Пашева, статья о нем предлагается вашему вниманию:

Последний защитник Диксона.

Об этом легендарном человеке я узнал не так давно от своих красноярских коллег. Поэтому поставил для себя задачу найти его и обязательно рассказать о подвиге, который совершили наши деды в годы Великой Отечественной войны. Тем более последний свидетель тех героических событий оказался нашим земляком и живет в Архангельске.

Пашев Михаил Георгиевич родился 5 сентября 1918 года в Плесецком районе Архангельской губернии. Учился на радиста в Архангельском морском пароходстве, по окончанию был направлен на службу на Северный флот, на ледокольный пароход «Семен Дежнев», который с началом Великой Отечественной войны был переоборудован в сторожевой корабль и стал именоваться "СКР-19".

Ледокольный пароход "Дежнев" (СКР-19)

– День 27 августа 1942 года врезался в моей памяти на всю оставшуюся жизнь,– рассказывает Михаил Георгиевич. – И сейчас, когда минуло почти 72 года, я вспоминаю события тех далеких лет, как будто это произошло совсем недавно. Мне было тогда 23 года. Мальчишка совсем. Были получены отрывистые сообщения от радиста парохода «Александр Сибиряков». Стало известно, что пароход подвергся нападению немецкого крейсера. Все на Диксоне начали готовиться к обороне. Около часа ночи 27 августа с наблюдательного поста дежурный Нового Диксона, следящий за морем, разглядел в туманной дымке большой и явно военный корабль. Это был немецкий «карманный» линкор «Адмирал Шеер». Дежурный тотчас позвонил в штаб морских операций. Немедленно была объявлена тревога. Проводной связи острова с портом тогда еще не было. О подходе вражеского корабля в порт сообщили по радио. На наш СКР-19 прибежал из порта посыльный с приказом отойти от причала и уйти в глубь бухты Диксон.

А кроме вашего корабля, были еще суда в порту?

– В это время у Диксона стояли три судна – наш “Дежнев”, “Революционер” груженый пиломатериалами и “Кара”, на борту которой находилось около 200 тонн аммонала.

А какое было вооружение на «Дежневе»?

– Четыре орудия калибра 76 мм, четыре – 45 мм и крупнокалиберные пулеметы.

-– Кто командовал кораблем?

– Старший лейтенант Гидулянов Александр Семенович, но на момент тревоги его на борту не было, они вместе с военкомом Северного отряда Беломорской военной флотилии выехали на катере на рекогносцировку удобного места для установки 130-миллиметровых орудий. Поэтому за капитана остался старший помощник капитана старший лейтенант Кротов Сергей Александрович.

Начало службы на "Дежневе".

От сигнальщиков поступил громкий доклад о том, что в районе бухты Хеймен показался крупный корабль. Я находился в башенке наверху, поэтому хорошо различал очертания стройного и необыкновенно большого корабля. Наш артиллерист лейтенант Степин, ждет приказа открыть огонь, но Кротов, выжидал. Дистанция была слишком большой, наши орудия не могли причинить вреда тяжелому крейсеру.

Корабль обошел часть острова Старый Диксон и остановился в проливе Вега.

Сигнальщики! Запросите опознавательные! – слышим мы команду.

Хлопают створки прожектора. Мне думается, что запрос опознавательных - дело чисто формальное. Что перед нами враг никто не сомневается. Может быть, старпом хочет выиграть еще несколько минут для сближения с врагом?

Едва наш прожектор перестает мигать, как на борту рейдера сверкает яркая вспышка. Спустя несколько секунд до нас докатывается гром залпа, и по носу «Дежнева» встают три высоких фонтана от врезавшихся в воду снарядов.

А Кротов командует:

Открыть огонь! Оповестить базу о прорыве рейдера в гавань. Оповещение - открытым текстом.

Огонь! - как бы обрадовавшись, что пришла пора его действий, кричит лейтенант Степин. И сразу же в ушах звенит от резкого удара звуковой волны: наши пушки дают залп.

С самого начала «Адмирал Шеер» наиболее сильный огонь сосредоточил по-нашему кораблю. Номер на борту и вооружение показывали, что это военный корабль, причем его артиллерия била по немцам буквально без перерыва. Конечно, снаряды наших орудий не могли причинить большого вреда корпусу крейсера, прикрытому броней, но попадания в палубные надстройки ему были явно неприятны. Сигнальщики доложили о попадании наших снарядов в район фок-мачты "Шеера", о вспышке и пожаре на юте.

Комендор-наводчик судна "Дежнев" Михаил Пашев

Тут я ощущаю тяжелые удары, которые потрясают корпус корабля. Было ясно, что враг хорошо пристрелялся и ведет ураганный прицельный огонь. Замечаю, что «Дежнев» идет с большим креном. Значит, борт у него пробит, и вода поступает в трюм. Стало по-настоящему страшно. Очередной взрыв, снаряд небольшого калибра попал в штурманскую рубку. Больше всего пострадал старший лейтенант Кротов. Осколками ему перебило ногу и руку. Но капитанский мостик он не покинул. Он не мог стоять, и буквально висел на поручнях мостика, так и отдавал приказы, пока его не сменил командир Гидулянов, возвратившийся с берега. Затем наш сторожевик, умело маневрируя, выставив дымовую завесу, двинулся поперек курса крейсера в бухту Самолетная, где он мог бы выйти из-под огня тяжелых орудий. Но далеко «Дежнев» уйти не смог – немцы в течение нескольких минут сумели сделать несколько прямых попаданий в корабль 150-мм снарядами.

«СКР-19» тем временем продолжал идти в глубь бухты и вскоре зашел за мыс острова, выйдя, таким образом, из-под обстрела. Положение судна было угрожающим: сквозные пробоины имелись у самой ватерлинии. Команда подняла на мачте СКР-19 сигнал: "Погибаю, но не сдаюсь". Тогда командир корабля Гидулянов решил посадить судно на грунт и тем самым спас его от затопления. Поставленная дымовая завеса хотя и не закрыла порт совсем, но значительно усложнила для рейдера условия обстрела.

Только чудом ни один снаряд не попал в "Кару", стоявшую в порту с грузом аммонала. Если бы сдетонировала взрывчатка "Кары", от порта и от Диксона, скорее всего, ничего бы не осталось. Шутка ли более двухсот тонн аммонала.

И тут нам помогла береговая батарея под командованием лейтенанта Николая Корнякова. Только через два дня мне и другим дежневцам станет известно, как складывались события на острове и в порту во время нападения фашистского пирата. Командир батареи заранее подготовил исходные данные для стрельбы, наметил ориентиры. Перед боем лейтенант Корняков призвал краснофлотцев с честью постоять за советскую землю. И вот подана команда на открытие огня. Командир орудия Иван Сауляк произвел выстрел. Орудие подпрыгнуло и резко подалось назад - сошники плохо держали его на деревянном причале. Корняков махнул рукой артиллеристам и портовикам, чтобы те возвратили орудие на место. Тяжелая стальная махина с большим трудом поддалась их усилиям. Снова выстрел, и такой же резкий откат.

В дальнейшем для возвращения орудия на исходную позицию батарейцы использовали находившийся на причале трактор. Темп стрельбы возрос. Артиллерийский наблюдатель Владимир Нечепуренко точно засекал падение снарядов, и это позволяло лейтенанту корректировать стрельбу. Тот же Нечепуренко после нескольких выстрелов радостно крикнул:

Попадание в корму вражеского корабля!

Огонь! - командовал Корняков, не обращая внимания на то, что все ближе и ближе рвутся вражеские снаряды. Осколком был ранен Иван Сауляк. Сделав перевязку, он снова занял свое место у орудия.

Артиллеристы отметили еще одно попадание в крейсер. И все же для них было несколько неожиданным, когда вражеский корабль повернул на обратный курс. В тот час ни лейтенант Корняков, ни другие батарейцы не могли с полной ясностью оценить, какое великое дело они сделали для Диксона. Только после войны из признаний командира «Адмирала Шеера» Мендсен-Болькена станет известно, что меткий огонь береговой батареи, о существовании которой они не знали, более всего испугал фашистов. Именно поэтому командир крейсера отказался от прорыва в гавань и от высадки находившегося в полной готовности десанта из 180 автоматчиков. Они ведь планировали захватить важные материалы о ледовой обстановке, секретные коды, пленных, также поджечь угольные склады, уничтожить радиостанцию и прервать радиосвязь.

Надо отметить, что мужественно вели себя работники полярной станции и портовики. Они приняли на себя главную ответственность за организацию обороны, подготовились к отражению возможного десанта с вражеского корабля.

Немедленно были созданы противодесантные дружины, вооруженные несколькими десятками винтовок, двумя пулеметами и мелкокалиберными противотанковыми пушками. Командование дружинами и всеми противодесантными операциями было поручено: на острове – начальнику полярной станции Илье Александровичу Сидорину и его заместителю Константину Михайловичу Якубову, а в порту – начальнику политотдела С. А. Шатову и главному инженеру «Диксонстроя» Андрею Ивановичу Мережкову.

В тундре, примерно в десятке километров, был еще раньше устроен склад
продовольствия и топлива. Там же была походная радиостанция. Базу
подготовили на случай, если бы пришлось покинуть порт и уходить в тундру. Прикрывать отход островитян на материк должны были дружинники. К счастью, этого не потребовалось.

Обелиск на скале

Были погибшие среди экипажа СКР-19?

– Да, дорогой ценой досталась нам эта победа. Более двадцати человек были ранены, смертью храбрых пали семь моряков североморцев из экипажа «Дежнева».

28 августа, на другой день после боя с крейсером «Адмирал Шеер», мы проводили в последний путь своих товарищей, сраженных на «Дежневе» осколками вражеских снарядов.

В каменистой, мерзлой земле Диксона взрывом отрыли братскую могилу. Дежневцы, жители поселка, полярники, портовики тесным полукругом выстроились возле них. Траурный митинг открыл полковой комиссар Бабинцев… Он говорил, что идет жестокая война, что жертвы в ней неизбежны, и все же тяжело сознавать, что дружный боевой строй дежневцев потерял таких замечательных товарищей. Одно утешение - они отдали свои молодые жизни за любимую Родину, они погибли как герои, выполнив воинский долг до конца.

Вслед за Бабинцевым выступает наш главный старшина Садовничий.

Прощайте, дорогие друзья! - голос его дрожал. - Мы вместе прошли короткий путь по дорогам войны, вместе приняли неравный бой. Ваша кровь пролилась на палубу «Дежнева». Родина никогда вас не забудет. Мы, ваши товарищи, всегда будем помнить о вас. Клянемся продолжать наше общее дело, клянемся и впредь не знать страха в бою с врагом, клянемся отомстить за вас!

Скромным деревянным обелиском отмечена была их братская могила на полярной станции острова,– на глазах ветерана появились слезы, и он их ничуть не стыдился…

Теперь в центре Диксона возвышается памятник морякам дежневцам, павшим в этом бою. Имена старшины 1 статьи П.П. Ульянова, старшин 2 статьи В.И. Давыдова и А.М.Карагаева,старшего краснофлотца Г.И. Майсюка, краснофлотцев Ф. Хайрулина и В.И.Суслова не только выгравированы на этом памятнике, их именами названы прилегающие к Диксону острова.

Арктика не забывает тех, кто стоял на защите ледовых рубежей, кто отдал в этой борьбе свою жизнь.

Обелиск героям-североморцам на Диксоне.

Михаил Георгиевич Пашев награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Заполярья», другими многочисленными наградами, Почетный гражданин Диксона. И сегодня 95-летний архангелогородец по-прежнему бодр, каждый день делает зарядку, невзирая на погоду, совершает ежедневные прогулки, всей душой любит море и корабли – все в его квартире напоминает о Северном Флоте, о «Дежневе».

В Архангельске на левом берегу Северной Двины есть улица Дежневцев, названа в честь экипажа сторожевого корабля «Дежнёв» Северного флота, прославившегося в годы Великой Отечественной войны.

Архангельск, май 2014 г.

Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...