Повесть безумная евдокия. Безумная евдокия

В семье случилось горе. Его жена Наденька лишилась рассудка, а может быть и жизни. И виной тому стала их любимая дочь Оленька, вернее ее эгоизм.

Когда же была допущена ошибка, почему дочь выросла такой, ведь вся любовь родителей была ей отдана?

Когда-то давно они поженились. У Наденьки больное сердце и она не должна была становиться матерью. Но девочка родилась вопреки запретам. Вот тогда они и положили свои жизни к ногам дочери – безумная родительская любовь не только дарит счастье, но может и погубить совесть.

Оленька росла способной девочкой. Рисовала, занималась лепкой и была просто красавицей. Она считала себя особенной и раздражалась по поводу того, что ее учительница Евдокия Савельевна умаляет ее достоинства, что старается весь класс подогнать под свои стандарты.

Рассказывая дома о выходках Безумной Евдокии, как прозвала учительницу Оленька, девочка искала у родителей поддержку. И она ее находила – может быть не такую активную, как хотела, но тихое согласие уж точно.

Не замечали родители и того, что девочка теряет друзей, обвиняя их в предательстве, хотя если бы они были бы более внимательны, то стало бы понятно, что их дочь не безгрешна. Но увы, этого не произошло.

Однажды Евдокия Савельевна организовала поход по местам, где совершил подвиг во время войны ее бывший любимый ученик. Дети должны были пройти путь смелого мальчика. В этот поход пошла и Оля.

Когда ранним утром учительница пришла и сообщила о пропаже девочки, Наденька держалась до последнего. Но услышав слова, что девочка якобы найдена и ее нужно опознать, разум матери не выдержал.

Все присутствующие были шокированы, когда в квартиру вбежала девочка. Она была в прекрасном настроении, принесла маме букет цветов и стала рассказывать, что первая дошла до того места, к которому стремился весь класс.

Оленька говорила это маме, делилась своей радостью, пыталась достучаться до родного сердечка, но та больше ничего не хотела слышать, вернее не могла. Горе лишило ее счастья понимать слова.

Отец и дочь остались у разбитого семейного очага.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. А. Алексин – повесть “Раздел имущества”. В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей...
  2. В 1964 году на экраны СССР вышел фильм «Девочка и эхо». Можно и сейчас посмотреть его, используя источники из интернета....
  3. Александр Иванович Куприн в 1900 году написал рассказ «Тапер». Краткое содержание произведения позволит читателю сэкономить время и ознакомиться с сюжетом...

Произведение А. Алексина "Безумная Евдокия" посвящено вопросам о соотношении в человеке талантов и посредственности, эгоизма и человечности, жажды внимания и проявления этого самого внимания по отношению к другим. Сравнивая двух главных героинь, школьницу Ольгу и ее учительницу Евдокию, автор приходит к выводу, что настоящий талант - это не только отличие от других, но и умение думать о них.

Эгоизм Ольги и человечность Евдокии

Ольга - единственный и долгожданный ребенок в семье, с детства ее окружали вниманием. У девочки много способностей - она рисует, пишет стихи, прекрасно учится в школе. И, на основании всего этого, она считает себя талантливой, необычной, считает себя выше других.

Поэтому и относится ко всем вокруг несколько снисходительно и насмешливо, не воспринимая их всерьез: она не замечает ни дружбы простенькой девочки Люси, ни даже влюбленности одноклассника Бориса. Точнее, замечает, но не оценивает, ведь для нее поклонение и внимание окружающих - норма жизни.

Более всего докучает Ольге "безумная Евдокия" - классная руководительница, которая старается всеми силами свести на нет этот эгоизм Ольги. Для этого она заведомо держит ее в тени: например, не разрешает играть главную роль в англоязычном спектакле в школе, хотя прекрасно знает, что Ольга владеет английским лучше всех в классе.

Евдокия не позволяет Ольге сверкать еще сильнее, а та этого не понимает, думая, что "безумная Евдокия" хочет сделать из нее посредственность, поскольку ценит в человеке не талант, а способность сливаться с коллективом.

Трагедия произведения

Такой эгоизм Ольги заканчивается трагедией. Однажды класс отправляет в поход в лес, дабы повторить путь, который преодолел в годы войны отважный подросток Митя Калягин. Сначала Ольга вообще не хотела участвовать в походе, ведь она презирает массовые мероприятия.

Однако она пошла и, конечно, решила выделиться из коллектива - самостоятельно найти более короткий путь к цели и опередить класс. Поэтому она исчезла, никому ничего не сказав. Евдокия, обнаружив это, отправляется назад, к родителям Ольги, дабы сообщить им о пропаже дочери.

Но у Надежды, матери Ольги, слабое сердце, ей вредны любые переживания. Когда она узнает о том, что Ольга исчезла, и начинает обзванивать всех подряд, от родителей одноклассников до больниц и моргов, у нее помутился рассудок.

В итоге, вернувшаяся домой и весьма довольная собой Ольга обнаруживает мать сошедшей с ума. Таким образом, из-за ее эгоизма неисправимо пострадал самый близкий на свете человек, ее мать.

В этом произведении Алексин показывает, что талантливым может быть не только тот человек, который хорошо рисует или сочиняет стихи. Настоящий талант - это способность думать о других и щадить чувства дорогих тебе людей.

Поэтому "безумная Евдокия", которую эгоистичная Оленька считает посредственностью, на самом деле тоже очень талантлива. Ее проблема лишь в том, что она стремится делать людей лучше, не всегда понимая, что же есть "лучше", ориентируясь исключительно на собственные представления о норме и морали.

Описана обыкновенная семья: мать, отец и дочь. Матери не разрешали рожать врачи из-за порока сердца. Она все-таки родила девочку Олю, которую все любили и безмерно баловали. Как следствие у Оли развился «комплекс Наполеона», она стала ссориться с учительницей и даже придумала ей прозвище Безумная. Как-то класс отправился в поход, но Оленька сбежала… И Евдокия считает нужным сообщить об этом факте родителям. Девочку стали искать, даже ездили на опознание трупа, что привело к душевной болезни матери. В конце показан безмерный эгоизм Оли…

Произведение Алексина учит детей не забывать о родителях и их чувствах. Родители должны извлечь уроки, что гиперопека не всегда хороша.

В одной семье родилась дочка, и назвали ее Оля. У Олиной мамы был порок сердца, детей ей иметь не рекомендовали доктора, поэтому единственная дочь стала объектом всеобщего обожания родителей.

Повествование ведется от имени рассказчика, который одновременно отец Оли. Он говорит о том, что вся его жизнь – это Оля. Это некая Вселенная, вокруг которой вращается вся жизнь их семьи.

В определенный момент своего повествования рассказчик предается воспоминаниям. Он вспоминает встречу со своей будущей женой. Это для него одно из ярчайших воспоминаний. Грустит, что его супруга не может иметь ребенка из-за порока сердца. Рассказывает о свадьбе. Радуется, что все-таки родилась их отрада - доченька Олечка.

Также понятно, что повествование охватывает достаточно большой временной отрывок. Оля повзрослела. Она подросток. У нее талант к живописи, она посещает художественную школу, ее работы выставляют. Поэтому Оля считает себя лучше других. Даже лучше взрослых, а именно лучше своей классной руководительницы. По этой причине Оля дает прозвище своей учительнице - Безумная.

Описано школьное событие, значимое для класса. Учительница организовала туристический поход. Оле эта идея не нравится, но деваться ей некуда, пришлось подчиниться. По плану мероприятия домой дети из туристического маршрута вернутся только на завтра. Но Оля не была бы Олей. В ее мозге возник хитроумный план действий.
Родители спокойно ожидают возвращения своей обожаемой дочки. И… налаженный уклад жизни, спокойствие семьи, как гром среди ясного неба, нарушает визит учительницы с учениками, во время которого она сообщает, что Оля в походе не принимала участия.

Поступок классной дамы можно объяснить еще и с той позиции, что для нее важно, чтобы ее класс всегда и во всех делах был вместе. Она также осуждала тот факт, что Оля хотела быть выше всех и лучше всех. Поступить Евдокия иначе просто не могла.

Описана и подруга Олечки – Люся. Эта девочка, можно сказать, была тенью Оли, ее верным оруженосцем, ее зеркалом. Семья Люси была несчастна. Отец ушел к другой, а мама тяжело болела. Люся тянулась к Оле, доверила ей свои сокровенные тайны. А Оля доверия не оправдала. Люсе хотелось попасть на художественную выставку, а Оля не сочла нужным провести девочку в зал. Все время Люся, как побитая собачонка, стояла под дверью. На одном из классных часов Люся рассказала всем присутствующим о домашних семейных проблемах Люси. Она, может быть, и не хотела навредить, но получилось «как всегда».

Конечно, дети – цветы жизни. Но любить и баловать их надо в меру. Не всегда родители знают, какие демоны таятся в душе их чада. По этой причине Евдокия цитирует слова классика: «Лицом к лицу – лица не увидать». Но родителя Оли истолковывают высказывание учительницы неправильно. Они не хотят признавать, что их дочь способна на такой бесчеловечный поступок по отношению к взрослым людям.

И вот, наконец, злополучный день, когда Оля не пошла в поход с классом. Визит учительницы, которая говорит родителям об отсутствии их дочери в походе. Также Евдокия поведала родителям о предательстве их дочери по отношению к лучшей подруге. О том, что Оля считала себя талантищем, а потому позволяла себе оскорблять других. А кроме таланта для каждого человека важны истинные людские качества.

Учительница винит себя за педагогические просчеты и обещает оказать Оле моральную поддержку.

Отец же слушает учительницу и мучительно перебирает в памяти все моменты жизни. Он пытается понять, в какой из моментов они с женой допустили просчет, сделали что-то не так.

Родители от такой новости в панике. На самом деле Оля никуда не пропала, но об этом читатель узнает позже. А пока… звонок телефона. Надо ехать на опознание! Сердце мамы не выдерживает. После такого страшного звонка возникла необходимость психиатрической помощи. Оля возвращается в самый ответственный момент с букетом роз, но ее родителям уже все равно… Особенно маме….

Главное, что Анатолий Алексин доносит до своего читателя мысль о несовершенности жизни, человеческих отношений, а самое главное – любви.

Картинка или рисунок Безумная Евдокия

В данном произведение описываются тайны денежного благосостояния самого зажиточного гражданина Вавилона. И по нынешний день эти правила не утратили в своей актуальности

  • Краткое содержание Бунин Суходол

    Суходол - это описание жизни Хрущёвых, местных помещиков. Историю хрущёвского рода рассказывает дворовая девка Наталья, молочная сестра Аркадия Петровича.

  • Меню статьи:

    Повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» затрагивает сразу несколько неразрешенных проблем социума. Автору хочется заставить читателя разобраться и дать самостоятельную оценку таким вопросам как:

    • Является ли благом самоотречение во имя ребенка;
    • Совместима ли творческая одарённость и эмпатия у детей;
    • Способно ли одиночество деформировать личность человека;
    • Взрослые и дети: взаимное воспитание и манипулирование;

    Главные роли отведены четырём действующим лицам: безымянный повествователь от первого лица, его жена Надя, дочь Оля и учитель истории Евдокия Савельевна. На втором плане не менее важные люди – Боря, влюблённый в Олю одноклассник и «Люси», лучшая подруга.

    Краткая сюжетная линия повести

    Знакомство супругов происходит в рабочей обстановке. «Милая детская непосредственность» взрослой женщины влюбляет в неё будущего мужа с первых дней знакомства. Молодая семья мечтает о рождении дочери, и вопреки пороку сердца и предостережениям врачей, Надя принимает судьбоносное решение – она становится матерью. Бессонные внутренние монологи приводят главного героя к пониманию, что дочь стала причиной их с Надей отчуждения друг от друга.

    На время страшного события Оля была шестнадцатилетней девушкой, одарённой талантом скульптора и художницы. Уйдя на сутки в поход с компанией одноклассников и школьной учительницей истории Евдокией Савельевной, девочка исчезает.

    Мать, находясь в опасном для неё состоянии потери самообладания, не вовремя подходит к телефону, когда из участка милиции звонят и предлагают опознать тело неизвестной девушки. В этот момент героиня теряет рассудок, а в квартиру заходит радостная Оля.

    Характеристика главных действующих лиц

    «Родители Оленьки» – так характеризует повествователь их с женой потерянные годы. Начало представлено ретроспекцией главного героя в далёкое прошлое, и его размышлениями о том, что упущенные детали могут иметь катастрофические последствия. Неумолкающие внутренние диалоги с женой приводят к мысли о том, что увлёкшись единой целью и глядя в одном направлении, можно забыть о самих себе.

    Вначале автор хочет сказать о том, что влюблённые в равной степени были наделены эмоциональным интеллектом и без труда нашли общие цели в жизни. Не раз упоминается способность Нади к самоиронии, ведь «на это способны только хорошие и умные люди» – думает муж, не переставая восхищаться своей избранницей. Женщина обладает такими главными человеческими качествами, как духовная чистота и мудрость в сочетании с самоотдачей.

    Героине отведена роль доброго наставника мужа, а он в свою очередь высоко ценит способности супруги тонко чувствовать людей и ситуацию. Часто она заставляет задуматься о том, что во время веселья в одном месте, где то раздаётся плачь других людей. Идею автор подкрепляет неугомонным весёлым радио, звуки которого сопровождает трагическую ситуацию.

    Образ Нади и её болезнь сердца показывает, что рождение ребёнка является ценным даром. Мать полностью растворяется в чаде, забыв с годами о том, что сама была некогда наделена хорошим голосом и могла петь.

    Анатолий Алексин задаёт вопросы читателю:

    • Жертвенность родителей – полезна ли она для ребёнка.
    • Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.

    На то время такими критериями мыслить не разрешалось, но можно предположить, что излишняя увлечённость жизнью сына или дочки способна негативно отразиться на всей семье.

    Повествователь хочет сказать, что родители, излишней заботой воспитали молодую эгоистичную дочь, которая легко и с налётом небрежности переступает через родных и друзей. Девочка владеет даром не только скульптора, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы в повседневных диалогах. В школе она отличается от серой массы, но не находит признания. Отец видит в ней родственную душу – талант, который стараются не замечать посредственности, и начинает ещё больше жалеть дочь.

    Девочка-подросток во всём винит Евдокию, странную учительницу, которая пытается всех уравнять и выделить любимчиков среди бесполезных в классе учеников. Рассказы дома о странном поведении преподавателя не умолкают: «- Наша безумная Евдокия! - сказала о ней Оля». Так произошло единогласное клеймление личности.

    Алексин хочет донести, что ребёнок с ранних лет стал неосознанно практиковаться в манипулировании людьми. Родители видят несуразную учительницу предвзято, с подачи Оли она выглядит так:

    • Одинокая нелепая женщина, которая старается подавить в детях творческое начало.
    • Необъективных холерик, который «хватает из толпы» себе фаворитов среди бездарных учеников.
    • Взбалмошный и волевой характер держит сплочённым весь класс, порицая каждого, кто не хочет принимать участия в коллективной деятельности.

    Гротескная персона Евдокии выстроена ею лично, и создаётся впечатление, будто она тщательно следит за этим, специально надевая несуразную мужскую и женскую одежду вместе. Однако безумство её всё же относительно, она под стать родителям Оли, растворилась в чужих детях. Не имея своих, всей душой хочет научить их дружить и приносить пользу обществу, подтверждая свои слова яркими примерами.
    Только после потери рассудка жены главный герой осознает, что за шестнадцать лет они воспитали умного манипулятора, неспособного сочувствовать.

    Картина показывает, как растворяясь в жизни талантливых, или бесталанных детей родители теряют способность мыслить критически, поддаваясь умелому плетению интриг детьми. Читатель обязан задуматься, насколько самостоятельно даётся оценка людям, или она кем-то запланирована и просчитана в корыстных целях.

    Одиночество губительно для человека

    Автор хочет показать, что с «духовной тишиной» карикатурная Евдокия и ей подобные стараются справиться тем, что громко «шумят» вокруг, не желая оставаться наедине с собой. Такое энергичное поведение способно заряжать энтузиазмом, но в равной степени может мешать людям более тонкого склада ума, одиночкам, которые хотят дистанцироваться от толпы.

    Оля- центр Вселенной для ее мамы и папы, она - умна, талантлива, необычна и чрезвычайно любима. Но с классным руководителем у нее не складываются отношения. По Олиному мнению «безумная Евдокия», как девочка называет свою учительницу, приближает к себе серых, незаметных и неталантливых учеников. Это ее оскорбляет и обижает.

    Однажды летом в походе Ольга исчезла. Учитель вместе с бывшими Олиными друзьями Люсей и Борей приезжают к родителям, они вместе организуют поиски, подключают других бывших учеников. Здесь учительница объясняет, что для нее главное – сделать из ребят настоящих подлинных людей, способных прийти на помощь в любую минуту.

    В это время раздается звонок, и из милиции просят приехать для опознания трупа. Это слышит Олина мама и ей срочно понадобилась помощь психиатров. Оля через несколько минут появляется на пороге дома с букетом цветов, но ее маме это уже не поможет.

    Вывод (мое мнение)

    Евдокия вовсе не была безумной, она была мудрой и доброй женщиной. Она точно знала, что главное в ее работе и именно этому учила ребят. А Оля, избалованная родителями, хотела, чтобы весь мир кружился только вокруг нее, и не думала о чувствах других людей.

    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...