Познавательные способности и особенности их развития у детей младшего школьного возраста. Журнал "начальная школа"

На сегодняшний день качество современного образования стало актуальным предметом обсуждения педагогической общественности. На смену цивилизации XX века приходит интеллектуально-информационная цивилизация, для которой характерно повышение функций общественного интеллекта. В связи с этим в России идет обновление содержания образования. Это дает учителю право конструировать педагогический процесс по любой модели.

Важно необходимость сочетания учебной деятельности (в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки) с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих упражнений, занятий, направленных на развитие личностно – мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка. Развитие памяти, внимания, мышления является важной задачей учителя в данный момент. Таким образом, одним из мотивов использования развивающих упражнений является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей. Важной в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или опережает ее, так и для слабых учеников, поскольку их отставание в развитии связанно именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Значимость внедрения в урок упражнений на развитие психических процессов детей актуально именно в начальной школе. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников, так как в этом возрасте завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Именно поэтому возможно наиболее эффективно воздействовать на интеллектуальную и личную сферу ребенка. Возможность предъявления заданий в игровой форме способствует более гладкому протеканию и сокращению адаптационного периода первоклассников. Эти причины побудили меня ввести в урок ряд упражнений по развитию памяти, мышления, внимания. Использование этих игр и упражнений в учебном процессе оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно – мотивационной сферы ребенка. Так, например: более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания, памяти помогают лучше анализировать и глубже понимать прочитанный текст, на уроках русского языка – правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Тем самым создаются предпосылки для успешного протекания процесса обучения в последующих классах.

Предпосылкой успешного решения педагогических задач является присущая младшим школьникам потребность в умственных усилиях и впечатлениях. Это требует их быстро развивающийся мозг. Высокая умственная активность в процессе обучения стимулируется новизной и определенной степенью трудности умственной работы. Как же сохранить желание детей учиться, сохранить и развивать познавательные потребности? Прежде всего, я стараюсь на уроках создать добродушные отношения, при которых дети не боятся высказать своего мнения, реализовывая свое право самостоятельно мыслить – это есть предпосылка нового мышления. Ребенок, переступая порог школы, познает разные виды деятельности, через которые будет знакомиться с новым. Одной из ведущих видов деятельности является- познавательная. Развитие познавательных способностей можно осуществлять через личностно-ориентированный подход в обучении. Задачей учителя при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении, является создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование учащихся, самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Произошедшая перестройка в методах обучения в направлении усиления развития школьника, выдвигает перед учителем задачу – изучать продвижение учащихся в развитии. Без установки на такое изучение сама работа над развитием учащихся перестает осознаваться учителем как необходимая часть процесса обучения. Так, что такое развитие? Какие стороны развития важно изучать у учащихся? Каковы способы их выявления?

Итак, может возникнуть ситуация, когда на протяжении какого – то времени преподаваемое учителем, как бы не находит никакого отражения в психике ребенка. Он остается, как бы глухим к определенным педагогическим воздействиям. Но наступает период, когда эти воздействия вдруг проявятся в изменениях знаний, умений, отношениях, которые свидетельствуют о его психическом развитии в том направлении, которых добивался учитель. Эти изменения могут быть мало заметными, но они появляются и их очень важно учителю увидеть, они – свидетельство подлинного развития ребенка, его продвижения сравнительно с исходным уровнем. Общее развитие может быть охарактеризовано данными о развитии таких сторон психики как память, внимание, мышление. Успешное развитие ребенка по этим направлениям обеспечивает надежное овладение разными видами деятельности, как познавательной, так и практической.

Обучение младших школьников через развитие познавательных способностей

Какими мы хотим видеть своих выпускников начальной школы? Безусловно, я думаю так: образованными, порядочными и воспитанными, а так же честными и добрыми. Но сегодня уже хорошо понимаем: для того, чтобы быть успешным – это должна быть “саморазвивающаяся, саморегулирующаяся личность с гибкими и осознанными знаниями, субъект своей жизни”. Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. И не сумма знаний истинное достояние ребенка, а способность к познанию и стремление к саморазвитию. Воспитание веры в себя, в достижимость разумно поставленных целей, необходимо для успешной жизнедеятельности каждого человека.

Для этого необходимо обеспечить полноценное психическое, физическое и интеллектуальное развитие ребенка, уважая его как личность, учитывая образовательные интересы каждого. Эти направления должны стать главными с самого начала обучения в школе.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех других этапов системы школьного образования, и является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, от которых во многом зависит успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовать. В этот школьный период идет интенсивное формирование познавательных интересов и познавательной мотивации, развитие познавательных способностей. На учителе начальных классов лежит большая ответственность, так как при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций:

  • складывается вариативность компетентностного педагогического подхода;
  • у педагогов появилась свобода для творческого поиска;
  • все более осознается необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребенка.

В своей педагогической работе осуществляю направленность обучения на развитие ребенка, учитывая показатели здоровья и эмоционального благополучия детей.

Проблема соотношения развития и образования всегда была одной из стержневых проблем педагогики. Начиная с трудов Я. А. Коменского, шел поиск научных основ обучения, в качестве которых признавались индивидуальные возможности каждого ребенка и их изменения в процессе возрастного развития. О важности стороны психического развития ребенка, осваивающего учебную деятельность, говорил Л. С. Выготский. Он подчеркивал, что школа, обучая детей, неизбежно должна считаться со степенью развития познавательных способностей. В 80 – 90 х. в России продолжались активные исследования особенностей психического развития детей в условиях школьного обучения. Отмечалось, что несформированность у отдельных учащихся необходимого уровня психического развития отражается не только на успеваемости ребенка, но и на его отношении к учебе, на эмоциональном самочувствии, на характере взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. Так, специально организованная учебная деятельность по развитию познавательных способностей, влияет на все стороны умственного развития ребенка.

Учение, как деятельность, предъявляет требования к познавательным процессам, в результате которых, развивается сам обучающийся. Деятельность учения, которая в качестве ведущей приходит на смену игровой, поведет развитие детей начальной школы дальше, позволит им овладеть всеми основными сторонами своей психической деятельности. Однако это произойдет только в том случае, если процесс обучения будет строиться с учетом условий, определяющих его развивающую направленность.

Значимость развития познавательных способностей актуально именно в начальной школе. Это обусловлено психофизиологическими особенностями младших школьников. В этом возрасте завершается физиологическое созревание основных мозговых структур, именно поэтому необходимо наиболее интенсивное развитие интеллектуальной и личной сферы ребенка.

Важной причиной, побуждающей активно внедрять развивающие упражнения в учебный процесс, является возможность проведения с их помощью диагностики интеллектуального развития детей.

Следующая причина, это возможность предъявления заданий в игровой форме, которая является ведущей в этом возрасте и способствует более гладкому протеканию адаптации к школе, прочному усвоению учебного материала.

Развитие познавательных способностей важно в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или опережает ее, так и для слабых учеников, поскольку их отставание в развитии связано именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать познавательные способности. Об этом говориться в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе. Однако система развития познавательных способностей отсутствует, как в учебниках, так и в методике преподавания.

Выстраивая систему своей работы, пришла к выводу, что обучение невозможно без продвижения в развитии психических свойств личности, без развития индивидуальных задатков каждого ученика.

Педагогический процесс – есть способ организации воспитательных отношений, заключенных в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Где бы ни протекал учебный процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

цель – принципы – содержание – методы – средства – формы.

Дополняя эту структуру, в педагогическом процессе учитываю:

  1. Познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, мышление, память).
  2. Проявления учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, эмоционального настроя.
  3. Подъемы психического и физического напряжения, работоспособности и утомляемости.

Таким образом, педагогический процесс- представляет, как взаимосвязь педагогического, методического и психологического. В последний делаю упор на познавательные процессы.

Средствами начального образования, опираюсь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность создаём в начальной школе благоприятную образовательную среду для развития познавательных способностей, способности оценивать свои мысли и действия, соотносить результаты деятельности с поставленной целью. А также, способность к рефлексии – важное качество, определяющее социальную роль ребенка, как ученика, школьника.

ЦЕЛЬ: Формирование творческого потенциала личности обучающегося в условиях развивающей направленности обучения.

На протяжении всего периода начального образования ставлю задачи:

  1. Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка на основе развития познавательных способностей.
  2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
  3. Развитие качеств ребенка как субъекта отношений с людьми.

В работе выделяю следующие принципы :

Принцип самооценки каждого возраста, предполагающий:

  • нацеленность на развитие у ребенка, в первую очередь, познавательных способностей;
  • опору на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования;
  • полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста;
  • формирование самооценки и поддержка уверенности в себе;

Принцип человечности:

  • утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку;
  • исключение принуждения и насилия;
  • обучение навыкам общения и сотрудничества.

Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий:

  • максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка;
  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей).

Принцип социально--культурной открытости образования:

  • уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру;
  • поддержка во всех видах деятельности инициатив учащихся и их родителей.

Поставленные задачи образования нельзя решить без четкого и внятного ответа на вопрос “Как учить?”

Развитие познавательных способностей может быть охарактеризовано такими психическими процессами как внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Успешное развитие ребенка по этим направлениям обеспечивает надежное овладение разными видами деятельности, как познавательной, так и практической. С их помощью человек осуществляет не только познание, но и преобразование окружающего мира. Вообще вся жизнь человека определяется этими психическими процессами, которые составляют ядро личности. Они органически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из этих процессов влияет на протекание других и невозможен без них.

В результате придерживаясь своей системе работы наблюдаю, что у детей положительная учебная мотивация, логически грамотно и многословна выстроена речь, дети научились договариваться между собой, не обижая друг друга, концентрация внимания повысилась, научились творчески подходить к любому делу,умеют сочинять свои стихи. Мне хотелось на примере урока окружающего мира во 2 классе, показать как я развиваю творческие способности детей.

Тема: Строение тела человека. Правила личной гигиены. Режим дня.

Цель: Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях развивающей направленности обучения.

  • познакомить детей со строением своего тела; основными внутренними органами.
  • научить определять нахождение основных органов.
  • развивать познавательную деятельность детей.
  • повторить правила личной гигиены; режим дня детей обучаясь во 2 смене.

Организационный момент.

Повторение о профессиях людей.

  1. Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (повар)
  2. Встаем мы очень рано, ведь наша забота -
    Всех отвозить по утрам на работу. (водитель)
  3. Мы учим детишек, читать и писать,
    Природу любить, стариков уважать. (учитель)
  4. Наведет стеклянный глаз,щелкнет раз- и помнит вас. (фотограф)
  5. Кто у пастели больного сидит
    И. как лечиться, всем говорит;
    Кто болен он капли предложит принять,
    Тому, кто здоров, разрешит погулять. (доктор)

Новый материал.

Сегодня товарищ “доктор” который лечит, предупреждает заболевания, познакомит нас со вторым выпуском журнала “Здоровье”. В содержании журнала следующие разделы:

  1. Части тела.
  2. Внутренние органы человека.
  3. Ритмическая гимнастика.
  4. Правила сохраняющие здоровье.
  5. Рекламный ролик.
  6. Наказы. Правила личной гигиены.
  7. Режим дня
  8. Пословицы от “Мой-до-дыр”.

Части тела человека.

Каждый из вас очень много раз смотрелся в зеркало. Назовите, из каких частей состоит ваше тело? Части тела называйте последовательно сверху вниз. (ответы детей)

Проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы назвали.

Практическая часть.

  1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.
  2. Покажите,где находится ваша шея.
  3. Пощупайте грудную клетку.
  4. Погладьте друг друга по спине.
  5. Погладьте себя по животу.
  6. Поднимите правую руку.
  7. Спрячьте левую руку за спину.
  8. Поставьте правую ногу на пятку.
  9. Топните левой ногой.

Как одним словом назвать грудь, спину, живот? (туловище)

Руки - верхние конечности, а ноги нижние конечности. Все что мы показали, эти части тела находятся снаружи. А что у нас внутри? Мы переходим ко второму разделу нашего журнала:

Внутренние органы человека.(таблица “Внутренние органы человека)

Внутренних органов очень много. Вы еще познакомитесь с ними и их работой в организме, когда станете старше, но каждому надо знать основные внутренние органы их расположение и работу. Знакомясь с внутренними органами, будем подписывать у себя на схемах.

Рассмотрим два овальных органа – легкие. Что вы о них знаете? (ответы)

Легкие правое и левое расположены внутри грудной клетки и защищены ребрами. Когда мы делаем вдох,легкие увеличиваются, а при выдохе уменьшаются. Легкие вбирают в себя кислород из вдыхаемого воздуха и избавляют наш организм то углекислого газа, который выходит при выдохе. Без легких мы не могли бы жить.

Рядом с левым легким находится - сердце. (Читают текст из приложения №1)

Сожмите кулачек - ваше сердце чуть больше кулачка.

(Прервемся на ритмическую гимнастику под музыку.)

Легкие и сердце отделяются от других внутренних органов полоской мышц-диафрагмой. Рассмотрим, где находится – печень. Печень “трудится” гораздо больше, чем любой другой орган. Она накапливает белки, жиры и углеводы, и выделяет их в кровь. Печень очищает кровь от вредных продуктов. Печень работает, как химическая лаборатория.

Под диафрагмой располагается- желудок. Что вы знаете о нем? (ответы)

Желудок связан с кишечником. Желудок напоминает мешок. Внутри его можно разместить много пищи и жидкости. У взрослого желудок с футбольный мяч, у ребенка меньше. Мышцы перетирают пищу, измельчают ее на крошечные кусочки и когда становится пища мягкой, то переходит в кишечник.

Чтобы внутренние органы были здоровыми прочитаем памятку. (прил.№2)

Следующий раздел:

Это надо знать каждому.

Чтобы органы были здоровыми, и вы выглядели ухоженными, Мой-до-дыр прислал нам рекомендации. (Приложение №3).

1. Лучше в мире пасты нет, чисти зубы “БЛЕНДАМЕД” (Бибиков Н.)

2. Чистим зубы “Блендамед”, и во рту микробов нет,

Зубы белые блестят, как у маленьких бобрят. (Яковенко П,)

3. Сейфгард” мыло есть у нас, это мыло высший класс. (Туркин П.)

4. Чтобы был ты очень чистым, мойся мылом ты душистым. (Шукурова К.)

5. Поросята Ниф и Наф, моют носик мылом “Дав”. (Горбунова И.)

6. Щетку от Колгейт купил, наш дядя Гена Крокодил,

И какой уж год подряд, зубы Гены не болят. (Шукурова Ю)

Покупка любых гигиенических средств дело индивидуальное, во многом зависит и от семейного бюджета и не важно какое оно, просто чаще мойте руки, не забывай чистить зубы. Поэтому надо знать:

Правила личной гигиены. (стихи сочинённые детьми)

1. Зубы ты не чисти щеткой, если щетка не твоя,а иначе заболеет ваша дружная семья.

Возвращаешься домой,сразу руки с мылом мой,
Чтобы всякие микробы, шли себе другой дорогой,
Будь ты чистым и опрятным,на таких смотреть приятно.
А грязнулей хочешь быть, можешь руки ты не мыть.
Только знай, таким тупицам, путь лежит прямо в больницу.

Работа по учебнику с.11

Назовите предметы личной гигиены!! (игра “Кот в мешке” (на ощупь из мешка с закрытыми глазами определи предмет)).

Назовите предметы личной гигиены, которыми может пользоваться вся семья?

Задание №2 по учебнику:

Закончи предложение.

В итоге можно выделить свод правил личной гигиены и охраны своего здоровья, и все они заключаются в режиме дня, которому вы следуете ежедневно.

Так как мы учимся во 2 смену с 13.00. часов я предлагаю вам новый режим дня (примерный приложение № 4), но вы, можете составить и свой более удобный для вас.

Задание: Составь пословицу, где дано начало, а завершение подбери.

Итог.

Что больше всего вам запомнилось в содержании журнала “Здоровья № 2”?

Урок окончен. “ Благодарю Вас за урок!!!”

Татьяна Абрамова
Развитие познавательных способностей младших школьников в системе внеклассной работы

Развитие познавательных способностей

младших школьников в системе внеклассной работы .

Одним из видов воспитывающей деятельности является познавательная . Какова же цель познавательной деятельности ? Выделю такие цели : обогащать представление учеников об окружающей деятельности, формировать потребность в образовании, способствовать интеллектуальному развитию ребенка . Существует множество форм организации познавательной деятельности , например, различные экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, познавательные игры…

В чем же проявляются познавательные потребности ребенка и если они вообще? Конечно, есть, а как основное проявление познавательных потребностей , я думаю, можно выделить ИНТЕРЕС.

Интерес выражается в направленности ребенка на определенную деятельность, имеющую особое значение для его личности. Интерес формируется, если объект окружающей действительности имеет эмоциональную привлекательность. Об этом стоит помнить при организации своей деятельности не только учителю – предметнику, но и воспитателю.

Интересы имеют большое значение в жизни ребенка. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях ребенка, то они вызывают чувства удовлетворения от работы . Они позволяют легко сосредоточить внимание на работе , увеличивают работоспособность . И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика. Я считаю, что учитель должен организовать свою работу так , чтобы и во внеурочное время, время внеклассных мероприятий , не только поддерживать, но повысить интерес ученика к различным предметам учебного цикла.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру . Ему «интересно все» . Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности .

Одной из основных задач работы коллектива педагогов школы является создание условий для реализации творческих возможностей и способностей учеников .

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности . Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) . И субъективно новым (т. е. открытием для себя) . У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает возможность создание детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса в свою очередь, обогащает воображение, расширяет значение, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность развивает и чувства детей . Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка , помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по – новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувства ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно младшие школьники , любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках, викторинах. Поэтому во внеклассной работе учитель должен использовать элементы детского творчества. Необходимо помочь ребенку попробовать свои силы в разных областях творческой деятельности, чтобы найти себе, не потерять заложенные природой задатки; все это осуществимо в процессе коллективной творческой деятельности. Итак, зададим вопрос : какое внеклассное мероприятие поможет в развитии его творческого потенциала? Конечно же, различные конкурсы, викторины, КВНы, турниры, познавательные игры , в которых нужно попытаться как можно лучше соединить учебный (дополнительный) материал и занимательную форму проведения, чтобы развить интересы и способности ребят .

Наши ученики сейчас получают огромное количество различной информации. Я считаю, что задача учителя в том, чтобы донести полезную информацию до ребенка в такой форме, чтобы она, во-первых, хорошо усвоилась, во-вторых, могла бы помочь в дальнейшем ученику как на уроках по тому или иному предмету, так и вне школы . Конечно, при подготовке заданий по предметам учитель должен обратиться за консультациями к учителю – предметнику. В этом случае не будет риска с переусложнением задач.

Хочу рассказать о некоторых мероприятиях, проведенных в классе и имеющих успех у ребят. Например, во 2-ом классе у нас прошла интересная литературная игра «Лукоморье» (к 200 – летию со дня рождения А. С. Пушкина) . За основу здесь взята игра «Крестики-нолики» . Так вот «Лукоморье» так понравился ребятам, что мы вместе придумали еще новые названия клеток игрового поля, например, черный ящик – в этом клетке нужно было отгадать какой предмет лежит в черной коробке и для подсказки давалась шарада или загадка; Кроссворд – в этой клетке нужно было решить кроссворд; поле чудес –отгадать слово по правилам игры «Поле чудес» и др. И позднее провели игру с новым игровым полем. Большое достоинство игры «Крестики – нолики» в том, что ее можно адаптировать абсолютно к любому предмету школьного курса , для этого нужно лишь составить соответствующее игровое поле и задания к игровым клеткам.

Еще одна литературная игра прошла с большой пользой, это – литературный Брейн – ринг (по произведениям изученным в 1и 2 классах) . Во время игры ребята вновь вспомнили то, что уже немного успело поблекнуть в памяти, я к концу игры припомнили даже некоторые мелкие подробности. Брейн – ринги как состязания двух команд можно провести и по другим предметам : математике, природоведению… Их можно посвятить определенной теме или разделу, изученному на уроках, конечно, добавить и дополнительную информацию для расширения кругозора ребят.

Большим успехом пользуются игры, основанные на телевизионных передачах. Поэтому в классе можно провести свой «Звездный час» , «Угадай мелодию» , «Зов джунглей» .

Именно идеей телеигры я воспользовалась для создания сценария литературно – исторической игры «Колесо истории» . В 3 –ем классе у ребят появился новый предмет «Введение в историю» , а на уроках чтения учащиеся изучали историю развития детской литературы . Поэтому у меня возникла мысль сделать так, чтобы ребята как бы сами стали участниками истории. Ведь на уроках они только слушают рассказы учителя, читают книгу, изучают карты, а здесь они могут представить себя каким – нибудь историческим персонажем, у ребят возникает чувство сопереживания с судьбой участников исторического события. А это весьма существенный фактор в начальном изучении истории. Мы получаем эффективное средство развития познавательной деятельности учащихся, повышается у ребят интерес к новому предмету, а это способствует общему интеллектуальному развитию ученика .

Сейчас появляется все больше и больше различных разработок , но я считаю, что каждый из нас : учитель, классный руководитель должен внести свой личный вклад и на основе готовых материалов создать что –то новое.

Отчет по теме самообразования

"Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Выполнила:

учитель начальных классов

Раменская И.А.

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.

С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:

Быть внимательным к каждому ребенку;

Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;

Создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

Важно ставить перед учениками проблемное обучение. Ведь «задача» часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребёнка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б.Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека.

Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.

Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.

Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.

Исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям. Данный вид деятельности открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.

Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления,

умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

Самостоятельному, критическому мышлению,

Принимать самостоятельные аргументированные решения,

Размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы

Учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Учителю начальных классов надо лучше понять природу интеллекта учащихся и применить полезную ориентацию интеллекта в продуктивных направлениях. Интеллектуальный акт в отношении разных людей и социокультурных условий, в которых они живут, может варьировать от одного человека к другому. Новизна и автоматизация значимы для каждого учащегося. И значимость этих двух аспектов для интеллекта полагается универсальной. Реакция на новизну и автоматизация обработки информации в условиях реализации стандартов нового поколения ФГОС – составляют часть того, что делает такое поведение учащихся “интеллектуальным”. В ходе их применения происходит адаптация каждого ребёнка к социальной и практической реальности мира и развитие его интеллектуальных способностей. Обращение к новым образовательным технологиям позволяет учителю начальных классов осуществить данные цели и пользоваться ими как рычагом интеллектуального развития своих учеников. И чтобы определить, насколько успешным окажется подход с точки зрения процессов выполнения, учителю необходимо с первого года обучения детей поставить перед собой определённые задачи. Я поставила перед собой следующие задачи:

На этапе поступления в школу выявить у учащихся уровень интеллектуальных, творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения каждого ребёнка;

Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

Проводить уроки творчества (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).

Каждый современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. От этого зависит повышение качества образования, что является одной из актуальных проблем современного общества.

Теоретики- психометристы, например, такие как Бине и Векслер, рассматривали интеллект на основе адаптивного поведения в реальном окружении. Они уяснили, что окружение формирует интеллектуальное поведение и само формируется тем, что составляет такое поведение в конкретных социокультурных условиях.

Опираясь на развитие интеллекта в реальном окружении, я применяла способы группового обучения, непосредственно с применением на уроках мультипликационной анимации. Такая технология является интерактивным средством обучения. Она стала для меня одной из ключевых помощников при обучении школьников по целому ряду учебных дисциплин, так как позволяла применять новые методы и приемы в моей профессиональной деятельности, а также сделала для учеников более доступную форму изучения и понимания любой информации на уроках.

Применение мультипликационной анимации на уроках создало возможность использовать и различные игры, позволяющие обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем или одноклассниками.

Используя технологию свободного перемещения объектов, создавались тренажёры по математике для отработки навыков счёта в пределах 5-10, в которых учащиеся, работая в группах или индивидуально, должны выполнить элементарные арифметические действия в уме и получив результат, перетащить какие-либо предметы с правильным ответом в корзинку или на грибочки, цветочки и т.д. При этом в случае неправильного ответа предметы возвращаются обратно.

Исследователи, стремящиеся понять и описать интеллект на основе процессов выполнения, пытаются выявить процессы, используемые людьми при решении задач, начиная с момента ознакомления с задачей и кончая моментом формулирования ответа на нее. Рассмотрим, к примеру, аналогию как широко используемую задачу в разнообразных исследованиях. В типичной теории умозаключения по аналогии выполнение задачи раскладывается на составляющие процессы, такие как выведение отношения между первыми двумя членами аналогии, отображение отношения более высокого порядка, связывающего первую половину аналогии со второй, и применение отношения, выведенного в рамках первой половины аналогии ко второй половине задачи. Стимулирующая идея заключается в том, что умение учащихся решать такие задачи производно от их способности быстро исполнять эти процессы. Кроме того, как было доказано, процессы, составляющие решение задач на аналогии, являются общими для широкого множества задач индуктивного умозаключения. Таким образом, эти компоненты представляют интерес в силу того, что используются в решении различных типов мыслительных задач, а не только какого-то специфического их класса, где схожая логика применяется к другим видам сложных задач.

В нём идёт переход от простого к сложному. Это моделирование краткой записи к задаче, наиболее трудной для понимания и исполнения. И это помогает учащимся более точно представить краткое условие к задаче, особенно в виде чертежа. Такого рода проекты достаточно удобны в использовании и позволяют создавать задания с разным уровнем трудности. Выбранный подход к обучению математики в начальной школе позволяет:

Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

Повышать уровень активности и самостоятельности у учащихся;

Развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

Изменение установок и социальных ценностей;

Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и другими участниками образовательного процесса.

Саморазвитие и развитие достигается в процессе коллективной деятельности и на уроках литературного чтения в процессе работы над любым произведением. А для учеников начальной школы развитие познавательных способностей достигается в полной мере при изучении сказок, когда идёт работа над характеристиками героев, раскрытием сюжета, кульминации и развязки,формируются общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения, чтения по ролям, идет работа над выразительностью, а именно подбором темпа, интонации чтения, умением ставить логическое ударение. Эти задачи я решаю тоже с помощью анимационных фильмов.

Так в процессе методики работы с бытовой сказкой в 1-м классе, когда удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика, рассматривая иллюстрации к сказкам «Репка» и «Колобок» и восстанавливая последовательность событий, учащиеся создают свои собственные мультфильмы, с помощью которых приобщаются к устному народному творчеству.В этом случае аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку, если он уяснит функцию формальных элементов и сумеет соотнести их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа её рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах начала: Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве… и т.д. Детям с ранних лет необходимо прививать любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре - фольклору, искусству.

Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа - она учит добру и справедливости. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»

Сказки привлекают своим певучим языком, особым слогом речи, композицией. Недаром большой любитель сказок, великий А.С.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Но мы живём в современном обществе и детям хочется не ущемляя интересов русского народного творчества создать своё что-то более современное.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Так возникла «Новогодняя сказка», в которой олицетворяя лесную ёлочку и других героев сказки, дети помогают героине найти своё душевное равновесие.

Развивающий аспект урока литературного чтения:

Развитие интереса к предмету;

Развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с устаревшей лексикой;

Развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

Формирование действий контроля и оценки.

Воспитательный аспект:

Воспитание познавательной активности;

Воспитание культуры восприятия нового произведения (анимационного фильма);

Формирование межличностных отношений, учащихся в групповой работе.

Учащиеся становятся активными участниками творческого процесса: например, чтение по ролям предполагает разбор особенностей интонации персонажей, манеры поведения.

Рассмотрим теперь требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обязательный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий:

Жанры произведений - рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;

Жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки;

Тема произведения;

Основная мысль;

Герой-персонаж, его характер, поступки;

Средства художественной выразительности в тексте - эпитеты, сравнения; в стихах - звукозапись, рифма.

Далее объект исследования: работа над стихотворным текстом в начальной школе. В процессе опроса выявляется уровень умения анализа текста у учащихся, умения работать с литературным текстом. На этом этапе хорошо применить методику Матвеевой Е.И., которая подходит всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. В ней указываются учебные задачи, возраст учащихся, перечень знаний, умений, приобретаемых в ходе разборов произведений.

Формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения произведения опять-таки происходит в процессе анимационного фильма.При работе с рассказом А. Куприна «Слон» у детей рождается сюжет следующего мультфильма «Цирк», где прежде всего проявляется практическая деятельность. Дети становятся инициаторами, организаторами, исполнителями фрагмента урока. Я стимулирую учащихся к достижению поставленной цели, обеспечиваю эмоциональную поддержку детей в ходе работы, создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, поддерживаю общий позитивный эмоциональный фон, обеспечиваю коммуникативную направленность. Подведение итогов работы и анализ ее результатов также провожу совместно с учащимися, обсуждая получившийся мультфильм.

На этапе разработки и создания персонажей из чего угодно (из пластилина, крупы, бумаги ит. д.), фонов, бутафории дети осваивают традиционные и современные изобразительные техники, и приемы. Так детям очень понравилась работа по подготовке манки, когда они осваивали технику окрашивания крупы в разные цвета. А затем создавали из крупы предметы: бабочку (повторялась тема «Насекомые»), цветок (повторялась тема «Части растений»), солнышко и облака (повторялась тема «Неживая природа»).

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организую учебно-воспитательный процесс в соответствии с поставленными целями и задачами. Он построен на деятельно-практической основе и даёт более прочные знания учащимся, развивает познавательный интерес к учебным предметам и формирует интеллектуальное развитие младших школьников. С помощью организации разных видов деятельности школьников, в которых дети не только активно участвуют сами, но и часто являются инициаторами, организаторами, исполнителями фрагментов урока или коллективных творческих дел, в ходе совместной деятельности развиваю познавательные способности своих учеников, приобщаю детей к социокультурным нормам, развиваю интерес и мотивацию к познанию мира и творчеству, внедряю инновационные образовательные технологии в образовательный процесс, способствую развитию гармонично развитой, инициативной, эмоционально стабильной, самостоятельной и социально активной личности, любящей свою Родину. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия, результатом своего труда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОГОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Факультет экранных искусств

Кафедра режиссуры

по педагогике

Развитие познавательных способностей ребенка в дошкольном возрасте

Выполнил:

Малков С.А

студент III курса, группы 351-а

Работу проверил:

Силантьева М.В.

Санкт-Петербург

Введение

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

В данной работе попытаемся ответить на следующие вопросы:

· От чего зависит процесс развития познавательных способностей дошкольника;

· Как этот процесс различается в разные периоды дошкольного возраста;

· Какими упражнениями можно развить у ребенка эти познавательные способности.

Способности. Предпосылки

Развитие ребенка тесно связано с его способностями -- такими индивидуально-психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят:

· Уровень развития

· Соотношение первой и второй сигнальной системы,

· Природные свойства анализаторов

· Индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга.

Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов. «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества...» Запорожец А. В., 1973, с. 34 .

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей. Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.

Развитие способностей -- сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит прежде всего качественная перестройка способностей. Как подчеркивает С. Л. Рубинштейн (1946,1976), развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн

Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Общий процесс развития познавательных способностей

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. О наличии их свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Н. С. Лейтес (1984) считает, что предпосылкой общих умственных способностей является активность и саморегуляция. Конкретное же проявление этих общих универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности определяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нервной системы. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // «Вопросы психологии», 1985, № 1, с. 9-18.

В детском возрасте складываются такие формы опосредованного познания, как использование сенсорных эталонов и наглядно-пространственное моделирование. Выявлены основные закономерности этого процесса в детском периоде. Так, при овладении действиями по применению усваиваемых эталонов дети переходят от простой идентификации свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном к действию сопоставления свойств эталона со свойствами предметов, отличающимися от эталонных в том или ином отношении, и наконец к действию, при котором сложные свойства воссоздаются в результате сочетания двух или нескольких эталонов Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986. .

Обучение, направленное на овладение детьми действиями с сенсорными эталонами и пространственными моделями, оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных способностей.

Развитие познавательных способностей дошкольников по возрастам

Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.

С 1 года до 3 лет

Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т.д.

Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.

С 3 до 4 лет

К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

С 4 до 5 лет

После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.

В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника:

· установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями - в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а как целостную цепь событий,

· знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,

· начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать),

· начало формирования положительного отношения к окружающему миру.

С 5 до 7 лет

В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т.д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.

Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Развитие основных познавательных способностей

Восприятие

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры:

· Виды восприятия

· Свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).

Свойства восприятия:

o Целостность

o Структура

o Осмысленность

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета - спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами - первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

В качестве развивающей игры можно использовать целый ряд упражнений, среди которых: определение вещи на ощупь; построение ряда кубиков по образцу; рисование узоров по образцу; или нахождение такого же рисунка, как эталон, среди прочих и т.д.

Память

Память является одним из основных свойств личности.

Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых - ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Внимание

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка:

· Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.

· Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

· Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

· Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

· Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.

· Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

· Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

· Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. (Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача таких занятий: преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого).

Внимание тесно связано с наблюдательностью.

Наблюдательность

Наблюдательность - это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер - он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Для развития внимания и наблюдательности, а вместе с ней памяти, можно, например, ставить перед ребенком следующую задачу: запоминать предметы перед собой, после чего закрывать глаза, и после открытия зарисовать тот предметы или предметы, которые «пропали».

Также можно использовать дивергентные задачи - это задачи, имеющие не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

Примеры упражнений на дивергентное мышление:

Нарисовать букеты в каждой вазе.

С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.

Вырезать из картинок фигуры разных форм и наклеивать их на листок картона.

Подраздел дивергентных задач - вербальные задачи. Пример простой вербальной задачи: - составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.). Можно также предлагать детям составлять предложения из несвязанных по смыслу слов.

К усложненным задания можно отнести называние характерных черт животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).

Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления - это сочинение сказок.

познавательный восприятие активность дошкольник

Заключение

Успешное развитие у ребенка познавательных способностей в дошкольном возрасте крайне необходимо не только для его развития, но и для формирования здорового психологического стержня в будущем. Однако до тех пор, чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет.

Поставленные задачи в работе выполнены:

· Была определена роль предпосылок в развитии познавательных способностей и роль личных особенностей ребенка;

· Проанализирован процесс развития способностей на разных этапах дошкольного возраста;

· Выделен целый ряд упражнений, благодаря которым можно развить у ребенка познавательные способности.

Список используемых источников

1. Запорожец А. В., 1973, с. 34

2. Основы общей психологии С. Л. Рубинштейн

3. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // «Вопросы психологии», 1985, № 1, с. 9-18.

4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке. Взаимосвязь познавательных и личностных особенностей у старшеклассников. Психолого-педагогический процесс как главный фактор формирования познавательных способностей.

    диссертация , добавлен 03.08.2010

    Психолого-педагогические особенности развития познавательных способностей младших школьников. Дидактическая игра как средство развития интеллекта и индивидуальных способностей ребенка. Влияние интеллектуальных игр на развитие познавательных способностей.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность понятий "задатки" и "способности", особенности их развития в дошкольном возрасте. Специфика познавательных способностей у дошкольника. Детская одарённость и её проявление. Формирование условий для развития творческих способностей дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Особенности формирования познавательных способностей в младшем школьном возрасте и раскрытие содержания внеурочной деятельности младших школьников. Разработка общей методики по диагностике и развитию уровня познавательных способностей младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Особенности познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема. Исследование и познавательных интересов обучающихся на уроках истории. Пути формирования познавательных способностей в процессе обучения.

    реферат , добавлен 14.03.2014

    Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем. Специфика восприятия, развития памяти и внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Результаты обследования познавательных способностей у детей с нарушениями речи.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2012

    Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях. Ознакомление детей с художественной литературой.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2011

    Применение дидактических игр как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Развитие познавательных способностей младших школьников. Составление рабочей программы учителя для формирования творческих способностей у детей.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Анализ развития умственных способностей, формирования устойчивого интереса и положительной мотивации учения у школьников. Исследование комплекса упражнений и заданий для тренировки зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления и воображения у детей.

    презентация , добавлен 03.06.2012

    Психологические основы познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности. Особенности развития познавательной активности и интереса дошкольников. Эффективность занятия как средства развития познавательных мотивов.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...