Право и законы развития общества. Законы развития общества

Три закона развития общества Иленов В. В. Сегодня над миром витает чувство тревоги: будет вторая волна кризиса или наступит выздоровление экономики? Предвидеть будущее, понять настоящее, познать прошлое можно тогда, когда знаешь законы развития общества. Раскроем суть 3-х законов социогенеза. Структура общества Члены общества делятся на две категории: трудящихся, занятых в сфере производства, и нетрудящихся (дети, престарелые и т. д). В связи с этим разделим потребление на необходимое – потребление трудящихся и вторичное – потребление всех остальных. Триада производство – распределение – необходимое потребление образуют материальный базис. Над базисом возвышается надстройка, состоящая из ядра (социальная организация общества) и вторичных элементом (прочие отношения). Базис и надстройка образуют формацию. Формация делится на управляющую и управляемую подсистемы: в роли управляющей выступает ядро надстройки, в подчинении которой находятся базис и вторичные элементы надстройки. Закон 1 Трудящие создают продукты, в которых заключена энергия потребления Е. Для восстановления сил им необходима энергия потребления А. Если из Е вычтем А, то в остатке будет прибавочная энергия. Набор продуктов, в котором содержится эта энергия, есть прибавочный продукт. Прибавочный продукт является источником существования надстройки и развития базиса. Без прибавочной энергии общество обречено на вымирание. Итак, первый закон гласит– бытие общества немыслимо без прибавочной энергии . Закон 2 Развитие общества может совершаться двумя путями: 1-й (интенсивный) – трансформация старого базиса в новый 2-й (экстенсивный) – расширение базиса за счет роста числа трудящихся. Интенсивный путь развития дает резкое повышение эффективности производства и потребления, в результате чего создается значительный объем прибавочного продукта. Экстенсивный же настолько малоэффективен, что сам по себе не обеспечивает даже простого выживания общества. Отсюда вытекает содержание второго закона, существование общества возможно только за счет преобразования старого базиса в новый . Общество существует потому, что меняется. Поэтому не бывает вечных империй. Закон 3 Базисные отношения могут быть только двух видов, характер которых полярный: 1) индивидуальный, частный 2) общий, коллективный. Согласно третьему закону характер нового базиса противоположный старому, порождающему его . Итак, мы изложили содержание 3-х законов. Разворачиваясь во времени, они обусловливают неизбежность и повторяемость событий. Повторяемость обнаруживается в смене форм общественных отношений. Механизм смены форм Человеческое общество существует на протяжении почти 5 млн. лет. В его движении во времени происходит корреляция между рассмотренными законами и делением формации на управляющую и управляемую подсистему. Под влиянием основных законов происходит смена форм управляющей и управляемой подсистем, при чем эти смены не совпадают во времени. Это несовпадение ведет к тому, что история человечества делится на формации , а формация – на два этапа . Первый этап . На данном этапе существуют два базиса: доминирующий и отмирающий. На основе доминирующего формируется управляющая подсистема, под управлением которой происходит: а) расширение сферы доминирующего базиса; б) развитие управляющей подсистемы; в) развитие вторичных элементов надстройки; г) отмирание старого базиса. Сначала сокращение старого базиса не отражается на снижении прибавочного продукта, но со временем фактор сжатия начинает сказываться: 1. экстенсивный путь начинает доминировать, в результате ощутимо уменьшается размер прибавочного продукта 2. ощущается недостаток средств существования 3. снижаются темпы развития производства и потребления. Первый этап завершается тогда, когда старый базис прекращает свое существование и дальнейшее развитие возможно только через преобразование господствующего базиса в новейший. Доминирующий базис, поглотив старый базис, становится фундаментом для становления следующего базиса. Второй этап . Появление элементов нового базиса знаменует собой начало второго этапа. Заметим, что подсистема управления не способна оказывать регулирующее воздействие на управляемые подсистемы, имеющие полярные свойства, поэтому новый базис оказывается без управления. Вследствие независимого и бесконтрольного развития нового способа производства и потребление между ними возникает диспропорция. Нарастающая диспропорция вызывает уменьшение величины прибавочного продукта. Его снижение до известных пределов становится причиной ухудшения условий жизни и социальных напряжений, крайнее обострение которых снимается через конфликт. В ходе конфликта происходит: а) устранение диспропорции; б) ускоренное развитие нового базиса; в) развитие вторичных элементов надстройки; г) сужение сферы существования господствующего базиса; д) сокращение функций управляющей подсистемы. На втором этапе конфликты повторяются до тех пор, пока новейший базис не займет доминирующее положение. Апофеозом становится последний конфликт, в ходе какого совершается слом старой и формирование новой управляющей подсистемы. В истории человечества выделяются 8 формаций: 1,3,5,7 носят частный характер; 2,4,6,8 - общий. Прогноз будущего Ныне мы находимся на 2-м этапе 8-ой формации (см. Иленов, Всемирная история – современность), для которого характерны кризисы перепотребления. Первый такой кризис поразил страны соцлагеря во главе с СССР. Второй надвигается на развитые капстраны и их лидера США. Потом центр мировой экономики переместится в развивающие страны Азии и Южной Америки, которым предстоит пережить третий кризис. Затем расцвет ожидает Африку, которая станет центром экономического господства, но не навсегда. Таким видится будущее на 100 лет. Не следует паниковать по поводу кризисов, т. к. паника лишь множит потери. Надо осознанно, учитывая законы, менять себя и свое общество.

Проблема закономерности общественного развития по-разному решается в различных теоретических концепциях. Далеко не все признают наличие в обществе объективных закономерностей. В самом деле, на поверхности социальных явлений обнаружить некие устойчивые, регулярные, необходимые связи, не зависимые от человеческого сознания чрезвычайно трудно. То, что в обществе происходят определенные изменения и эти изменения приводят к существенно иным состояниям общества, достаточно очевидно. Это признают все. Но совершенно не очевидно, что эти изменения носят закономерный характер. И все же глубокий теоретический анализ, проникающий за поверхность явлений, позволяет установить эти закономерности. То, что на поверхности выступает как случайные события, явления, действия, вызванные волей, желанием отдельных людей, в глубине своей предстает как объективные, т.е. не зависящие от воли и желания людей отношения. Хотят люди того или нет, они вынуждены для удовлетворения своих потребностей вступать в отношения, которые складываются как результат предшествующей деятельности, т.е. предопределены деятельностью предшествующих поколений. И каждое новое поколение находит эти сложившиеся отношения как объективно данные (заданные прошлой деятельностью), т.е. не зависящие от их выбора, желаний, прихотей и т.п. Это объективный фактор в общественном развитии, позволяющий говорить о наличии объективных и необходимых связей (законов) в обществе.

Наиболее полно идея закономерности в обществе разработана в марксистской концепции общества. Согласно этой концепции, материальные отношения между людьми, прежде всего в сфере материального производства, для того, чтобы сложиться не требуют прохождения через сознания людей, т.е. не осознаются как таковые. Это не означает, что люди, вступая в эти отношения (производства, обмена, распределения), действуют как существа, лишенные сознания. Такое в принципе невозможно. Просто материальные производственные отношения не требуют своего осознания как некой целостной системы отношений, имеющих структуру, направленность, функционирование, подчиняющихся определенным законам и т.п. Незнание законов товарного производства, незнание физиологических механизмов деторождения не мешало людям в течении тысячелетий производить и обменивать товары, а также рожать детей. Материальные отношения, согласно марксистской модели, будучи исходными, первичными, обусловливают другие отношения, так называемые идеологические отношения (политические, юридические, нравственные и т.п.).

Специфика законов общественного развития состоит в том, что в отличие от законов природы, где действуют слепые, стихийные силы, в обществе закономерные связи и отношения реализуются, прокладывая себе дорогу только через деятельность людей, а не вне ее и на ряду с ней именно в деятельности людей помимо случайных, ситуативных моментов, обусловленных разнообразными человеческими желаниями или даже прихотями, присутствуют, как уже отмечалось, объективные, необходимые т.е. закономерные моменты. И эта закономерность, историческая необходимость не исключает сознательную деятельность людей, присутствуя в ней как объективный, необходимый фактор. Историческая необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей, т.е. носит характер не строго однозначной предопределенности, а некой тенденции, поля возможностей. Иными словами, в рамках необходимости осуществляется поливариантность развития, что составляет пространство человеческой свободы. Делая осознанный выбор в рамках различных вариантов (при условии, что человек познал эти варианты, иначе выбор не будет осознанным), человек направляет свом усилия, свою деятельность на осуществление выбранного варианта, в рамках, представляемых этой поливариантной необходимостью. Выбор сопряжен с ответственностью, неотъемлемой спутницей человеческой свободы.

«Закономерности» общественного развития

Авторы утверждений о закономерности и повторяемости исторических событий пытались найти какие-то общие характеристики в разновременных реалиях (Гегель, Маркс, Шпенглер, Тойнби), имея ввиду повторение в главном одних и тех же фаз, периодов и т.д., и пытаясь на этом основании прогнозировать дальнейшие события. Различия между авторами носят скорее терминологический характер и принципиально точку зрения на наличие повторяемости периодов истории не меняют.

Другие приходят к выводу, сделанному Бертраном Расселом: …Те обобщения (исторического процесса), которые были предложены, исключая сферу экономики, по большей части настолько необоснованны, что не стоят даже опровержения . И далее Рассел пишет: Я ценю историю за то знание, которое она дает о людях в обстоятельствах, весьма отличных от наших собственных, (это) главным образом, не аналитическое научное знание, но тот вид знания, которым обладает любитель собак по отношению к своей собаке.

Подобный взгляд на «философию истории» высказан и в юбилейном издании, посвященном 50-летию Бахметьевского фонда. Рассуждая о закономерности и случайности в истории, Бахметьев привел свой разговор со знаменитым историком античности М.И. Ростовцевым. Ростовцев говорил на основании своего 50-летнего опыта изучения истории: …В ней нет ничего неизбежного. Большинство событий совершенно случайны.

Многие понимали под социокультурной цикличностью просто чередование этапов взлетов и падений, расцвета и увядания, ускорения и торможения. При этом процесс рассматривается как двухфазный. Однако нередко встречается и разбиение цикла на большее число фаз - от трех до полутора десятков. Длительность изучаемых циклов заключена в пределах от нескольких лет до нескольких столетий. В своем главном труде «Закат Европы» Освальд Шпенглер (1880-1936) выделяет в мировой истории восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя и западноевропейскую. Каждая культура трактуется как организм, обособленный от других культур. Время жизни культуры порядка тысячи лет. Умирая, культура перерождается в «цивилизацию», у которой отпадает нужда в художественном творчестве.

Под влиянием Шпенглера английский историк и социолог А.Дж. Тойнби (1889-1975) разработал свою концепцию всемирной истории, говоря уже о тринадцати относительно замкнутых цивилизациях. Каждая цивилизация в своем развитии проходит четыре стадии: возникновение, рост, надлом и разложение. Тойнби пытался вывести эмпирические законы повторяемости явлений общественного развития, оставаясь предельно субъективным в своих оценках. Маркс также говорил о закономерной смене общественно-экономических формаций, высшей стадией которых должен быть коммунизм. Уильям Штраус и Нил Хоу - авторы популярных бестселлеров «Поколения» и «Четвертый виток», вышедших в начале XXI века, тоже посвятили свои книги цикличности истории. Согласно их идее в истории можно выделить 4 витка, которые постоянно повторяются друг за другом. В 2005 г. заканчивается очередной виток, названный авторами «распутывающейся эпохой» -он длился 21 год, который всегда знаменуется гибелью устоявшихся традиций и ценностей, а также изменениями, ведущими к кризису. Плоды этих изменений общество будет пожинать в следующий 22-летний виток, имя которому «эра кризиса». Это время жесточайших войн и радикальных перемен в политике, после которых народы принимают более традиционный стиль жизни и устанавливают общие ценности, которых они будут придерживаться до очередной «распутывающейся эпохи».

Все это не более, чем «подгонка» под желаемый результат, причем о причинах «цикличности истории» ни слова не говорится, если не считать рассуждений о какой-то мистической «пассионарности» Льва Гумилева.

Все проще. Под «закономерности» исторического процесса подгоняют одни и те же, постоянно отмечаемые противоречия между целесообразностью гуманной социализации человечества и реальным развитием цивилизации, стимулом которого является человеческий эгоизм. Поведение человечества похоже на поведение ребенка, идущего по дороге, которая упирается в тупик, но при следующей попытке ребенок выбирает не обходной путь, а снова ту же дорогу и, естественно, снова упирается в тупик. Поэтому идею о «законах общественного развития» можно объяснить тем, что человечество находится на детской стадии развития и не способно осознать, что природный эгоизм не может быть основой прогрессивного развития общества.

Как взрослый не вполне способен понять причины и мотивы поведения ребенка, вольно или невольно наделяя его своим опытом, так и мы, живущие на непрерывно движущемся в будущее гребне человеческой истории, не всегда понимаем, что поведение, поступки и интерпретация событий нашими предками, соответствовали детскому периоду человечества. У ребенка еще нет мудрости и знаний взрослого человека, и поэтому, движимый инстинктом узнавания и своим несовершенным пониманием окружающего мира, он повторяет одни и те же ошибки, не отдавая себе в этом отчета. Но и это лишь этапы узнавания той среды, в которой «ребенку» предстоит жить, как и те действительные причины, которые определяли жизнь в предисторический период. Один религиозный деятель, всю жизнь выслушивавший исповеди прихожан, на вопрос, что он думает о людях в целом, ответил очень коротко: взрослых людей нет . Подобными соображениями -«невзрослостью» наших предков и многих современников - мы должны руководствоваться при оценке многочисленных явлений, событий и взглядов на историю (предысторию), характерных для детства человечества.

Иногда «историческим законам» приписывают даже смысл законов в естественнонаучном смысле, которые являются объективными, т.е. не зависящими от воли человека. При одних и тех же начальных условиях естественнонаучные законы определяют одно и то же поведение и состояние системы. Законы природы - идет ли речь о динамических или статистических законах - выполнялись, выполняются и будут выполняться всегда вне зависимости от того, существует ли человек вообще. Очевидно, что при анализе поведения сообщества мыслящих существ, принципиально невозможно говорить об «одних и тех же» условиях - у объектов живой природы, наделенных сознанием, есть память и содержание , определяемые предшествующим опытом существования, а не просто «состояние ». Поэтому в истории человечества, т.е. в истории «системы-общества», не может быть аналогов воспроизводимых и повторяющихся физико-химических характеристик.

Нелогичность проявилась и в том, что допущение «законов общественного развития» эквивалентно предположению о существовании программы развития: повторяться могут лишь те виды поведения, которые либо запрограммированы, либо являются следствием одних и тех же мотивов или ошибок. Мотивы и ошибки - это тривиальный случай, следовательно -программирование. Но тогда кто-то должен быть «программистом» и возникновения цивилизации и ее будущего. Это уже очевидная религиозность, не имеющая ничего общего с наукой.

Некоторые историки склонны объяснять свои модели закономерностей тем, что они проявляются лишь в среднем, как результирующая, вследствие неизменности природных инстинктов человека, остающихся теми же при разных уровнях технологического развития. Инстинкты, действительно, остаются теми же, но это никогда не мешало их осознанию и выработке все новых правил поведения и моральных норм, т.е. прогрессу общества. Нет никаких природных запретов для продолжения этого процесса - выработке новых правил поведения. Утверждение о существовании «исторических закономерностей», эквивалентно утверждению, что человечество вдруг теряет способность менять правила поведения! Хороша «закономерность», если она покоится на подобном предположении!

Из вышесказанного следует, что закономерность исторического процесса - миф, никаким закономерностям реально не соответствующий. И хорошо, что это - миф! Если бы это было не так, то и размышлять о сознательно конструируемом будущем было бы бессмысленно. Ведь человечество тогда было бы обречено идти путем, определяемым малопонятными закономерностями, какие бы умозрительные картины будущего мы ни строили. Расставание с этим мифом должно продемонстрировать еще один усвоенный урок на пути взросления человечества.

Если вернуться к общебиологическим закономерностям, то во все эпохи первичные биологические инстинкты: размножения, заботы о потомстве, самозащиты, голода, носили непреходящий и объективный характер. Но как только в рассмотрение включается наличие разума, поведение человека становится непредсказуемым, аритмичным и незакономерным. Таким образом, очевидно, что если человек рассматривается только с точки зрения инстинктов, т.е. биологической природы, то его поведение действительно, в определенной степени, предсказуемо и будет подчиняться общебиологическим законам. Однако это будут не «исторические закономерности», а ритмическое воспроизведение одних и тех же этапов жизни животного, определяемое врожденными инстинктами.

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги О текущем моменте №2(38) автора СССР Внутренний Предиктор

4.3. Концепция общественной безопасности в аспекте общественного развития Начнём этот подраздел с разсмотрения возможных алгоритмов общественного развития, т.е. таких алгоритмов, в русле которых протекает деятельность людей персонально и деятельность разнородных

Из книги «О текущем моменте», № 5 (53), 2006 г. автора СССР Внутренний Предиктор

3.1. Демографическая политика, средства управления, ближайшая цель общественного развития Демографическая политика действительно предполагает планирование семьи. Однако планирование семьи - рознь «планированию семьи» как идеологическому обеспечению политики

Из книги Война после войны: информационная оккупация продолжается автора Лисичкин Владимир Александрович

Глава 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Из книги «О текущем моменте» № 10(70), 2007 г. автора СССР Внутренний Предиктор

3. Объективность целей общественного развития и бюрократия Дело в том, что:Необходимо видеть совокупность явлений в жизни общества и адекватно понимать причинно-следственные связи в этой совокупности, чтобы оказывать на эти явления в их совокупности благотворное

Из книги Особенности национального суда автора Черкасов Дмитрий

Из книги Загадки Бермудского треугольника и аномальных зон автора Войцеховский Алим Иванович

Глава VI ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗЕМЛИ

Из книги Да здравствует «Застой»! автора Буровский Андрей Михайлович

Закономерности карьеры В 1941 году Леонид Ильич принимает участие в мобилизации населения в Красную Армию, занимается эвакуацией промышленности. Затем трудится на политических должностях в действующей армии: заместитель начальника политуправления Южного фронта. Будучи

Из книги По железной земле автора Кублицкий Георгий Иванович

Закономерности и странности политики Современники и участники событий смачно описывали интригу по свержению Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС… Как перерезали телефонные провода на его даче, чтобы Первый не мог поднять армию и госбезопасность, как велись

Из книги Фантастика. Общий курс автора Мзареулов Константин

Аномалии и закономерности КМА. Даже людям старшего поколения три эти буквы знакомы со школьных лет.Временами они мелькали в заголовках на первых страницах газет. Строки Маяковского, которые напомнил диктор на демонстрации в Губкине - это ведь еще 1923 год. А некоторое

Из книги Путь России в начале третьего тысячелетия (моё мировоззрение) автора Приз Николай Васильевич

§ 4. Закономерности развития фантастических идей Будучи одной из главнейших компонент фантастичности и важным композиционным блоком, фантастическая идея непосредственно формирует сюжет произведения и в немалой степени влияет на построение присущей жанру системы

Из книги На «Свободе». Беседы у микрофона. 1972-1979 автора Кузнецов Анатолий Васильевич

1. Взгляд на историю развития человечества через призму преодоления противоречий исторического развития История развития человечества - это история войн между государствами и борьба класса малоимущих за улучшение своего положения.1. Если рассмотреть первый аспект

Из книги Болотная революция автора Сахнин Алексей Викторович

4. Перспектива развития кооперативного общественного строя Кооперативное движение известно в мире уже более 180 лет. За это время кооперативы успешно развивались и конкурировали с чисто капиталистическими предприятиями в Западной Европе. В России кооперативная форма в

Из книги Национально-освободительное движение России. Русский код развития автора Фёдоров Евгений Алексеевич

Закономерности социализма Беседа 1На днях я ехал по одному частному делу к Анатолию Павловичу Федосееву. Он живет в Лондоне, как и я, в доме, который он нашпиговал разными техническими усовершенствованиями, и бывать у него чрезвычайно интересно, особенно человеку, который

Из книги автора

Социологические закономерности массового движения История «Болотного движения» обнажила несколько фундаментальных закономерностей и столь же фундаментальных альтернатив, между которыми шла довольно напряженная борьба. Подводя итоги, о них нельзя не сказать.Три

Из книги автора

Борьба технологий развития. Коды развития

Исследованию закономерностей общественного развития на основе использования достижений науки и техники посвятил свои труды в 20-х гг. XX столетия русский ученый Н.Д. Кондратьев, а в 30-х гг. - австрийский экономист Й. Шумпетер. Последний признан родоначальником теории нововведений, хотя его работы являются логическим продолжением более ранних достижений экономической мысли.

Экономика развивается по присущим ей законам, выражающим объективно существующие, необходимые, устойчивые связи между экономическими явлениями. Законы - это то объективное начало, которое придает упорядоченность экономическому развитию и характеризует их в качестве регуляторов экономики. Законы, свойственные общественному производству, не остаются неизменными. Смена одного способа производства другим означает появление новых законов, регулирующих экономику. К примеру, если экономика социализма регулировалась законами планомерного и пропорционального развития народного хозяйства, распределения по труду, социалистического накопления и т.д., то рыночная экономика, основанная на господстве капитала и множественности форм собственности, регулируется законами стоимости, прибыли, конкуренции, спроса и предложения и т.д.

Закономерность, на наш взгляд, является следствием действия законов применительно к какой-либо логически обоснованной последовательности или регулярности чего-либо.

На закономерности протекания инновационных процессов, на данный процесс действуют все основные законы экономики, но его специфика обусловливает наличие закономерностей, не присущих другим явлениям.

Инновационный процесс может быть охарактеризован следующей системой закономерностей (рис. 2):




Рис. 2. Система закономерностей инновационного процесса

Долгое время в нашей стране была распространена устойчивая экономическая иллюзия, что научно-технический прогресс развивается по своим особым законам, не зависящим от законов экономики. Однако формирование рынка средств производства и предметов потребления заставляет расстаться с подобными воззрениями: принимая решение о любом нововведении, руководитель вынужден отслеживать выгодность его осуществления с условием, что дополнительный доход превысит впоследствии издержки на приобретение новшества или на его создание и производство. Таким образом, закономерности научно-технического прогресса, определяющие специфику его протекания, действуют в рамках общих законов экономики, а не оторваны от них. Более того, прогресс науки и техники является результатом действия объективных экономических законов, игнорирование которых в социалистической системе хозяйствования породило невосприимчивость социально-экономических систем к нововведениям.

В развитых странах в массовом порядке создаются и внедряются технические новинки потому, что совместное действие объективных экономических законов формирует особую среду, в которой ежечасно генерируется научно-технический прогресс. Возможности, связанные с НТП, позволяют участникам конкурентной борьбы обходить соперников по уровню издержек производства, повышать скорость приспособления к меняющемуся спросу. На современных рынках, перенасыщенных товарами и услугами, опоздать с нововведением - значит обречь производство на разорение. Чем острее конкуренция, тем меньше у производителя отложенных про запас научных идей или технических решений и тем короче путь «наука - производство – сбыт» .

Теория цикличности инновационных колебаний возникла как интерпретация теории больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева, описывающей длительные (охватывающие несколько десятилетий) циклы повышательного (с ускорением) либо понижательного (с затуханием) экономического развития. Процесс реальной динамики экономики, по мнению ученого, не прямолинеен, не представляет собой прямой восходящей линии; он совершается неравномерно, колебаниями. При этом, наряду с промышленным циклом, повторяющимся каждые 7-11 лет, ученый выделял и более короткие циклы конъюнктуры, повторяющиеся через 3-3,5 года, и большие циклы конъюнктуры, большие волны в динамике хозяйства .

Проведенная Н.Д. Кондратьевым обработка статистических данных об изменениях примерно за 140 лет основных показателей развития Англии, Франции, Германии и Америки при помощи методов математической статистики позволила рассчитать продолжительность большого цикла в 48-55 лет. Большие циклы ученый рассматривал как нарушение или восстановление экономического равновесия длительного периода, основная причина которых лежит в механизме накопления, аккумуляции и рассеяния капитала, достаточного для создания новых основных производительных сил. Суть большого цикла была сведена к следующему: начало экономического подъема совпадает с моментом, когда накопление и аккумуляция капитала достигают такого уровня напряжения, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала для создания новых основных производительных сил и радикального преобразования техники. Начавшееся повышение темпа хозяйственной жизни, осложняющееся промышленно-капиталистическими циклами средней длительности, вызывает обострение социальной борьбы, борьбы за рынки и даже внешние конфликты. При этом процессе темп накопления капитала замедляется и усиливается процесс рассеяния свободного капитала. Усиление действия этих факторов вызывает перелом темпа экономического развития и его замедление. Так как действие указанных факторов сильнее в промышленности, перелом совпадает обычно с началом длительной сельскохозяйственной депрессии.

Снижение темпа хозяйственной жизни обусловливает усиление поисков в области усовершенствования техники и одновременно восстановление процесса аккумуляции капитала за счет сельского хозяйства. Основой перехода производительных сил к новой ступени развития выступает прежде всего усовершенствование техники. При этом Н.Д. Кондратьев сделал заключение о существовании следующей эмпирической правильности: в течение примерно двух десятилетий перед началом повышательной волны большого цикла наблюдается оживление в сфере технических изобретений. Перед началом и в самом начале повышательной волны наблюдается широкое применение этих изобретений в сфере промышленной практики и, как следствие, производственных отношений .

Й. Шумпетер детально исследовал различные по своей длительности экономические циклы и объединял в своей модели мультицикличного развития три вида циклов: длинные циклы Кондратьева со средней продолжительностью 57 лет; средние циклы, исследованные Жугляром, с продолжительностью около 9,5 лет; короткие циклы, исследованные Дж. Китчином, средней длительностью 3,2 года. Каждый из циклов связан с инновациями: первый кондратьевский цикл (с 70-х гг. ХVIII в. до 1842 г.) - с новыми технологиями в текстильной промышленности, использовавшими возможности угля и энергию пара; второй (1842-1897 гг.) - с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства; третий (1898-1949 гг.) - с электрической энергией и автомобилем. Впоследствии ученые продолжили это описание, связав четвертую зону (с конца 40-х гг. XX столетия по начало ХХI в.) с достижениями в электронике, а пятую, которая уже началась, - с биотехнологиями, успехами в математике и физике, лежащими в основе достижений передовой компьютерной техники. Таким образом, Шумпетер впервые попытался связать все открытые до него виды циклических колебаний в единый взаимосвязанный процесс .

Изучение сущности теории цикличности общественного развития позволяет выявить следующие закономерности цикличности инновационных колебаний: кластеры (группы, пучки) радикальных инноваций обеспечивают переворот в технике и технологии и влекут за собой появление качественно новых продуктов, изменение структуры издержек, условий производства и потребления. Циклы понимаются не как замкнутый круг инноваций одного и того же технического уровня, а как поступательное развитие науки и техники по спирали. Подчеркивая эту особенность цикличности инновационных колебаний, некоторые ученые формулируют как самостоятельную закономерность научно-технического прогресса его динамичность, поступательность.

На наш взгляд, поступательный характер – непременное условие цикличности, иначе общественное развитие превращается в топтание на месте. Содержанием циклов инновационных колебаний является наличие революционных и эволюционных периодов в развитии науки и техники, количественное накопление усовершенствований, периодически приводящих к качественным изменениям, скачкам в материализации человеческих знаний.

В развертывании инновационной волны во времени исследователи выделяют несколько типичных, повторяющихся в каждом цикле периодов (фаз), существенно различающихся по уровню новизны техники, норме и массе эффекта, который приносит данное поколение машин производителям и потребителям, объему производства и ассортименту выпускаемой продукции. И хотя среди ученых нет единства в определении и количестве этих фаз (рис. 3), они приблизительно единодушны во взглядах на форму кривой инновационной волны с небольшими расхождениями в содержании фаз. Первая фаза, которую следовало бы назвать «рождение», характеризуется радикальными инновациями в технике и технологии на основе открытий и изобретений в науке и технике. В развитых странах в самом начале цикла эти инновации осуществляют небольшие молодые организации, которые в силу своей гибкости и адаптивности способствуют диффузии одного или нескольких крупных изобретений в кластер новшеств, который приводит к значительному и постоянному экономическому прогрессу .

Во второй фазе (рост) радикальные новшества тиражируются, совершенствуются, нарастают объемы их производства, расширяются сферы применения, они дифференцируются применительно к требованиям разных сегментов рынка, технологически стандартизируются. Уменьшаются издержки производства, что дает возможность снижать цены, способствует расширению сферы эффективного применения новшества.

Затем наступает третья фаза инновационной волны (замедление), когда техника данного поколения медленно развивается и качественно улучшается. Появляются новые модели, основанные на уже известном и испытанном технологическом принципе, расширяются параметрические ряды машин, оборудования, приборов. Стандартизация порождает явление псевдоинноваций, когда спрос потребителя нацелен на что-нибудь новое, но на рынке он встречает лишь модификацию старого.

Экономический и технический потенциал данной технической идеи и воплощающего ее поколения машин в основном уже исчерпан, она вытесняется новой, более прогрессивной и эффективной системой машин. Дальнейшая модернизация машин, основанных на устаревшей технической идее, связана с крупными издержками, которые не окупаются дополнительным эффектом у потребителя. Происходит удорожание новых модификаций устаревших машин. Растет ущерб от производства и эксплуатации устаревшей техники. Особенностью цикличности инновационных колебаний является то, что новые поколения машин начинают осваиваться, когда предыдущее еще полностью не исчерпало себя. Это обеспечивает непрерывность научно-технического прогресса. Схематично данную закономерность можно изобразить следующим образом (рис. 4):

Весь цикл охватывает одно направление в технике и технологии, основанное на радикальной инновации. В рамках этого направления происходит смена поколений машин, базовый вариант которой в свою очередь влечет за собой большое количество усовершенствований. Таким образом, в рамках одной волны можно наблюдать большое количество более мелких волн, подчиняющихся единым законам развития и проходящих одни и те же фазы.

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...



  • Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...