Предание о граде китеже читать краткое содержание. Первые литературные записи легенд о граде китеже

Сказание о граде Китеже представляет собою летопись - свидетельство о подлинных событиях. До сих пор рассказывает народ о Китеже с серьёзностью и строгостью подлинной веры, а «Китежский летописец» почитается как книга о святом. В прямом смысле это и есть книга о святом: основатель и мученик Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен православной церковью к лику святых.

Итак, письменная версия китежской легенды начинается генеалогией «святого благоверного и великого князя Георгия Всеволодовича». Суздальский князь Юрий II (1189–1237), герой злополучной битвы на реке Сити, внук Юрия Долгорукого, ведёт здесь своё происхождение от псковского князя Всеволода Мстиславича, которому, в свою очередь, приписаны не соответствующие исторической действительности факты: например, обращение из язычества в христианство. Вслед за легендарной родословной Георгия Всеволодовича, которая оканчивается 6671 (1163) г., рассказывается о его прибытии из Пскова к «благоверному и великому князю Михаилу Черниговскому» и о дружеской их встрече. Георгий Всеволодович испрашивает у князя Михаила «грамоту в Русии нашей по градом церкви божии строити, тако же и грады». Князь Михаил соглашается и предрекает князю Георгию «за сие доброе изволение мзду в день пришествия Христова». Затем, повелев написать грамоту, едет сам провожать гостя. Указан при этом 6672 (1164) год.

Князь Георгий Всеволодович, сын святого князя Всеволода - Гавриила Псковского, являлся великим храмостроителем Древней Руси. Он ездил по городам и строил церкви. Знаменательно, что храмы, построенные им, были в честь Богоматери. В Новгороде он построил церковь во имя Успения, через Псков проехал в Москву и там также воздвиг Успенскую церковь. В Ростове встретился он с Андреем Боголюбским, поставил храм в честь Богоматери и, обретя мощи просветителя Ростовской земли, епископа Леонтия, повелел Андрею Боголюбскому ехать в Муром и там заложить церковь во имя Успения. Сам же поехал в Ярославль, что на берегу Волги-реки, сел в струг и поплыл вниз по Волге. Пристав к берегу, построил там град Малый Китеж. Жители Малого Китежа молили святого князя внести в их град чудотворную Феодоровскую икону Богоматери, но «образ той не пойде с места того, ни мало не поступи», и на том месте, где осталась икона, князь построил монастырь.

От Малого Китежа начинается «сухой путь» князя Георгия.

Он переехал реку Керженец и прибыл к озеру Светлояру. Увидев, что «место то вельми прекрасно», закладывает на берегу озера град именем Большой Китеж. Копают рвы, возвдигают три церкви (церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, церковь во имя Пресвятой Богородицы Успения и церковь во имя Благовещения), дважды обмеривают будущий город в длину и в ширину, и, наконец, три года спустя город построен. Произошло это в 6676 (1167) г. Город был в длину двести сажен, а в ширину сто пятьдесят.

Выстроив его, князь Георгий возвращается в Малый Китеж и приказывает измерить расстояние между Большим Китежем и Китежем Малым. Потом, воздав хвалу Всевышнему и повелев написать книгу «Летописец», едет в родной Псков. Люди провожают его с великой честью. Благоверный же князь Георгий Всеволодович, когда приехал во град свой, много дней пребывал в молитве и посте, раздавая милостыню нищим.

Большой Китеж простоял на земле всего только семьдесят пять лет. В 6747 (1239) г. пришёл на Русь воевать нечестивый и безбожный царь Батый. Князь Георгий, уже глубокий старец, молитвой собрал рать и сразился с Батыем: была битва велика и кровопролитна. Затем князь бежал в Малый Китеж, затворился там на некоторое время, а потом, ночью, тайно, отступил с войском к Большому Китежу. Батый взял Малый Китеж, истребил всех жителей и стал искать пути в стольный град Китеж. Нашёлся изменник, Гришка Городня, или Кутерьма: не вынесши мук от татар, он повёл их к Большому Китежу «Батыевой тропой», которую доныне показывают в заволжских лесах. Батый подошёл к Большому Китежу, напал на город со своим огромным войском. Воинство князя Георгия разбито под стенами города, сам же он пал в битве четвёртого февраля.

Далее следует повествование о чуде над градом Китежем или, вернее, апология чуда: ссылками на жития святых отцов доказывается, что «невидим будет Большой Китеж даже до пришествия Христова» и что «в последние дни и времена будет сие, что грады и монастыри сокровенные будут». Сказание о Китеже знает три варианта рассказа о невидимом существовании града.

По одному преданию, Большой Китеж укрыла земля. Его церкви, соборы, святые ворота, ограды скрыты отныне в земле, там же, где они стояли до Батыева разорения. Под большим холмом находится собор Воздвижения - в этом месте долго и прилежно молятся, как перед главной китежской святыней. Китежские ворота совсем недалеко от поверхности земли, всего четверти на две: когда мужики в прежние времена пахали в этом месте, случалось, что их соха задевала за кресты.

По другой версии, град Китеж укрылся в светлых водах озера Светлояра Там, в чистой глуби, сияют его кресты, и оттуда доносится его благословенный звон. По Светлояру не ездят в лодке, грех купаться в его священных водах, грех ловить рыбу: если рыбу из Светлояра выловить, то и в Волге её не будет.

По третьей версии, град Китеж не ушёл в землю и не скрылся под водой: он стоит на тех же холмах, где стоял, так же блещут золотом восьмиконечные кресты его храмов, так же гудит успенский звон, так же крепки его стены и святые ворота, так же жив праведный люд и священнический чин - и лишь мы, по грехам нашим, не видим этого. Для нас незрим этот город, но прошедшие путь подвига и веры видят своими очами незримые нам соборы, тесные иноческие кельи.

Вслед за этой второй, апологетической частью повествование снова ненадолго возвращается к событиям и лицам историческим: говорится о «погребении честных мощей» Георгия Всеволодовича, об убиении Батыем князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора, затем Меркурия Смоленского. Эта третья часть оканчивается указанием, что «запустение Московского царства и того Большого Китежа» было в лето 6756 (1248).

Наконец, последняя, четвёртая часть, начинающаяся словами «Аще ли же который человек обещается истинно итти в него, а не ложно», представляет собою совершенно самостоятельное, мало с предыдущим связанное рассуждение о пути подвижника в «сокровенный» Китеж. Речь идёт о духовном искусе и злых соблазнах, предшествующих вступлению в чудесный град или, как он чаще тут называется, монастырь. В конце следует славословие Богу, Богородице и всем святым.

Легенда

Согласно легенде Великий князь Владимирский Юрий сначала построил на Волге город Малый Китеж (сегодняшний Красный Холм , по другой версии Городец). Позднее, князь пересёк реки Узолу , Санду и Керженец и нашел красивое место на берегах озера Светлояра , где он решил построить город Большой Китеж. «Китежский летописец» сообщает, что князь

…приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

Предполагается, что название города произошло от княжеского села Кидекши (около Суздаля), уничтоженного татаро-монгольской ордой в . Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж, вынудив Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города. К удивлению монголов, у города совсем не было никаких укреплений. Его жители даже не собирались защищаться и только молились.

При желании в тумане над озером на рассвете можно увидеть очертания города

Увидев это, монголы атаковали город, но тут им пришлось остановиться. Внезапно из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город и самих захватчиков. Нападавшим пришлось отступить и они только могли видеть, как город погружался в озеро. Последнее, что они видели, был крест на куполе собора. И вскоре на месте города остались только волны.

Эта легенда родила многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра.

Некоторые говорят, что очень верующие люди могут видеть огни религиозных процессий и даже здания на дне озера. Некоторые видят даже разговаривающий посадский люд. По этой причине озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой ».

Удивительны также параллели с судьбой древнего русского города Молога , затопленного в годы советской власти (1937-1940-е). После затопления части Моложского района долгое время из воды виднелись маковки и кресты многочисленных храмов, монастырей. Неподалёку от Мологи действительно находилось озеро Святое, название которого перекликается со Светлояром.

Образ в искусстве

Музыка

В современной музыке легенда обыгрывается, например, в композиции «Китеж-Град» группы Оберег.

Изобразительное искусство

М. В. Нестеров создал картину «Град Китеж (В лесах)» в 1917-1922.

Кинематограф

В Юрий Норштейн и Иван Иванов-Вано сняли мультфильм «Сеча при Керженце» , по мотивам оперы Римского-Корсакова.

Примечания

Библиография

Публикации

  • Китежский летописец; Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
  • Легенда о граде Китеже / Подг. текста, пер. и комм. Н. В. Понырко // Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. - Т. 5: XIII век. - СПб.: Наука, 1997. - («Книга, глаголемая летописец…»; «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».)
  • Град Китеж. Горький, 1985.

Исследования

Легенда
  • Комарович В. Л. Китежская легенда (Опыт изучения местных легенд). - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. - (На сайте частично, в приложении к бумажной версии даны летописные предания о Китеже).
  • Криничная Н. А. Легенды о невидимом граде Китеже: мифологема взыскания сокровенного града в фольклорной и литературной прозе // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. - Вып. 4. - Петрозаводск, 2005. - С. 53-66.
  • Кулагина А. В. Легенда о граде Китеже в свете экспедиционных записей XX - начала XXI века // Народные культуры Русского Севера. Фольклорный энтитет этноса. Архангельск, 2004. Вып. 2. С. 131-141.
  • Легенды и предания Волги-реки. Н. Новгород, 1998.
  • Легенды и предания земли Нижегородской. Н. Новгород, 2001.
  • Меледин С. П. Китеж на озере Светлояр. // Москвитянин . 1843. Ч. 6. № 12. С. 507-511. - Первая печатная публикация о Китеже.
    • Галай Ю. Г. Автор первой публикации о Граде Китеже на светлоярском озере С. П. Меледин. // Град Китеж, озеро Светлояр в русской культуре: Сб. докладов. - Нижний Новгород, 1995.
  • Шестаков В. П. Эсхатологические мотивы в легенде о граде Китеже // Шестаков В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
Искусство
  • Азадовский К. М. «Меня назвал „китежанкой“» Анна Ахматова и Николай Клюев // Литературное обозрение. 1989. № 5.
  • Пащенко М. «Китеж», или Русский «Парсифаль»: генезис символа // Вопросы литературы . 2008. № 2.
  • Рубинчик О. Е. «Там за островом, там за садом…» Тема Китежа у Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 3. - Симферополь: Крымский Архив, 2005. - С. 46-66.
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии // 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка / [Ред.-сост. М. Друскин]. - Л.: Музыка, 1970. (Краткое содержание (синопсис) оперы Римского-Корсакова.)
  • Смольников С. Н. Мифологема-топоним «Китеж» в поэтической системе Н. А. Клюева // Клюевский сборник. Вып. 1. Вологда, 1999.
  • Солнцева Н. М. Китежский павлин. М., 1992. (О С. А. Клычкове.)

Художественные произведения

  • Ахматова А. А. «Уложила сыночка кудрявого…» // Собр. соч.: В 6 т. М., 1998-2002. Т. 1.
  • Ахматова А. А. Путем всея земли // Собр. соч. Т. 3.
  • Бехтеев C. Китеж; Китежане // Бехтеев C. Песни русской скорби и слез. М., 1996.
  • Бетаки В. Китеж // Бетаки В. Европа - остров. Париж, 1981.
  • Блохин Н. Глубь-трясина. М., 1999.
  • Волошин М. А. Китеж // Волошин М. А. Молюсь за тех и за других. М., 2001.
  • Есенин С. А. Инония // Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2. М., 1997.
  • Горький М. В людях // Собр. соч.: В 30 т. М., 1949-1955. Т. 13. С. 266. (Духовный стих о Китеже).
  • Клюев Н. А. Красная песня; «Уму - республика, а сердцу - матерь-Русь…»; Русь-Китеж; «Я - посол от медведя…»; Красный Адам; Песнь о Великой Матери; Мать-Суббота // Клюев Н. А. Сердце Единорога. - СПб., 1999.
  • Крусанов П. В. Укус ангела: Роман. СПб., 2001.
  • Майков А. Н. Странник // Собр. соч.: В 2 т. М., 1984. Т. 2.
  • Гриша // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 1.
  • Мельников П. И. (Андрей Печерский). В лесах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 2-3.
  • Мережковский Д. С. Петр и Алексей // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 2.
  • Пришвин М. М. У стен града невидимого (Светлое озеро).
  • Тендряков В. Ф. Чистые воды Китежа // Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т.5.

Публицистика

  • Бунин И. А. Инония и Китеж // Бунин И. А. Публицистика 1918-1953 годов. М., 2000.
  • Гиппиус З. Н. Светлое озеро. 1904.
  • Дурылин С. Н. Церковь невидимого Града. - 1914.
  • Ильин И. А. О России // Собр. соч.: В 10 т. М., 1996. Т. 6. Кн. II.
  • Короленко В. Г. В пустынных местах // Собр. соч.: В 10 т. М., 1954. Т. 3.
  • Шмелев И. С. Душа Родины; Москва в позоре // Собр. соч.: В 5 т. М., 1998-2000. Т. 2.

Ссылки

  • Посланіе къ отцу отъ сына изъ онаго сокровеннаго монастыря, дабы о немъ сокрушенія не имѣли и въ мертвы не вмѣняли скрывавшагося изъ міра. Въ лѣто 7209 (1702) іюня въ 20 день.
  • Шешунова С. В. Град Китеж в художественной литературе и проблема бифуркации русской культуры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Легенда о граде Китеже" в других словарях:

    Китежская легенда, цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район Горьковской области) и т. о. избежавшем разорения татарами. Название Китеж восходит к городку Кидекше (ныне село в 4 км от… … Большая советская энциклопедия

    Опера Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии декорации Билибина … Википедия

    легенда - ы, ж. 1) В фольклоре: устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушающим как достоверные. Легенда о граде Китеже. Легенды о народных заступниках. Сюжет… … Популярный словарь русского языка

    - [поэтическое предание] сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? легенды, чему? легенде, (вижу) что? легенду, чем? легендой, о чём? о легенде; мн. что? легенды, (нет) чего? легенд, чему? легендам, (вижу) что? легенды, чем? легендами,… … Толковый словарь Дмитриева

    - (лат. legenda, от legere читать). 1) в римско католической церкви, книга для ежедневных чтений. 2) церковное или религиозное предание о каком либо чудесном событии. 3) повествование о святых и мучениках. 4) вообще предание о чудесных событиях. 5) … Словарь иностранных слов русского языка

    1. ЛЕГЕНДА, ы; ж. [от лат. legenda то, что должно быть прочитанным] 1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п. Древняя л. Л. о граде Китеже. // Вымышленный, приукрашенный… … Энциклопедический словарь

    легенда - I ы; ж. (от лат. legenda то, что должно быть прочитанным) см. тж. легендарный 1) а) Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п. Древняя леге/нда. Леге/нда о граде Китеже. б) отт.… … Словарь многих выражений

Китеж (Китеж-град) – в преданиях мистический город, который якобы стал невидим и опустился на дно озера Светлояр, во время монголо-татарского нашествия XIII столетия. Также, считалось, что Китеж населен только одними праведниками, а нечестивцы туда не допускаются. Согласно легенде, он находился, в северной части Нижегородской обл., неподалеку от села Владимирского, на берегах озера Светлояр у реки Люнда.

В течении многих лет пытаются решить археологи-подводники загадку озера Светлояр, где, как говорится в народных преданиях, погребен волшебный град Китеж.

Легенды о Китеже

Согласно легенде, на берегах Светлояра князь Юрий Всеволодович построил город Большой Китеж. Особый упор делается на то, что город был построен всего лишь за 3 года — с 1165-го по 1168-й — и сразу каменный, что для лесной Руси той эпохи было немыслимым подвигом. Когда полчища Батыя вторглись на Русь, ими был захвачен и разорен город Малый Китеж (или Городец) и, спасаясь от монгольского войска, князь Юрий укрылся в Большом Китеже, затерянном среди заволжских лесных чащ.


Но Батый узнал дорогу к Большому Китежу и осадил его. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Насмерть стояли защитники города, в бою был убит князь Юрий. Однако силы были слишком неравные. Вот-вот враги должны были ворваться в Китеж-град, как вдруг произошло чудо. Город начал исчезать на глазах Батыя - под водой скрылись китежские церкви, строения… Устрашенный свершившимся чудом, враг бежал.

Время от времени, согласно легендам, со дна озера Светлояр и из-под холмов доносится звон колоколов, появляются временами и китежские старички, купят хлеб у крестьян, поговорят, а после снова исчезают. Праведный же человек может не только «узреть видение» Китежа, но и сам попасть в зачарованный город и остаться там навеки…

Сказание о невидимом Китеж-граде на протяжении долгого времени существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение. В XVII веке в лесах Заволжья начали появляться раскольничьи скиты — тайные поселения приверженцев старой веры, не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении «Книга, глаголемая Летописец». В их изложении легенда приобрела ярко выраженный религиозный характер. Согласно их представлению, подводный город — это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны, как уже было сказано выше, могут только люди, истинно верующие.

«Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем навсегда». Так описала свое свидание с легендарным городом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал пред ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась входить в обитель праведников.

Вера в реальность существования Китежа сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздний период. 1982 год — фольклористами был записан рассказ местной жительницы: «Люди говорят, что где-то на середине озера есть дырка — не очень уж большая — ну будто бы как с ковш будет. Только найти ее очень трудно. В зимнее время лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там, на дне, происходит. А там, рассказывают, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят… Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет».

Местные говорят, им известны случаи, когда китежане оказывали помощь людям в самых обыденных делах. «Мне, еще мальцу, бабушка говорила про то, что жил тут в деревне у озера старичок один. Отправился тот старик однажды в лес за грибами. Ходил-ходил, и все напрасно. Устав, сел на пенек… Тут и подумалось ему: «Хоть бы старички китежские помогли». Не успело подуматься, как дремота на него напала. Спустя некоторое время проснулся старик, открыл глаза, посмотрел в корзину — и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие — один к одному, да все белые!»

Рассказывали, что один заблудившийся пастух даже ужинал в граде Китеже и хотел было в другой раз туда пробраться, но уже не смог найти туда дороги.

1843 год — журнал «Москвитянин» ознакомил русский народ с этой красивой легендой. Она обратила на себя внимание ученых, вдохновляла поэтов и писателей. Римским-Корсаком была написана опера, посвященная Китеж-граду, ушедшему под воду. И уже сотню лет назад появилась мысль о поисках легендарного города на дне озера Светлояр.

Озеро Светлояр

Исследования

Однако о подводной археологии в те времена даже не мечтали. Поисками занялись лишь в наши дни. Вначале археологами был раскопан Малый Китеж, то есть Городец. Там были обнаружены следы мощного пожара, который уничтожил город в первой половине XIII столетия. Стало понятным, что это было сделано войском Батыя. Это может означать, что легенда права в той части, когда говорит, что Малый Китеж был сожжен татаро-монголами. Ну, а Большой Китеж, ушедший на дно озера Светлояр? 1959 год — к озеру отправилась первая экспедиция археологов-подводников. Успехов она не смогла добиться. Но, возможно, надо вести более основательные поиски?

1968 год — отделом науки «Литературной газеты» была организована на озеро Светлояр комплексная экспедиция. В ее составе были фольклористы, археолог, историк, геолог, озеровед, гидролог и группа аквалангистов. Целью экспедиции было выяснить, какова же связь с действительностью, с озером Светлояр легенды о Китеж-граде, ставшем символом веры в неумирающую Россию, в нетленность русской культуры, в конечную победу над всеми бедствиями. Мог ли действительно уйти город на дно озера?

Исследования археологов-подводников

Геолог В.И. Никишин пришел к выводу, что Светлояр - это «провал» земной коры, заполнившийся водой и ставший озером. Опустившись на его дно, аквалангисты и гидролог Д.А. Козловский смогли установить, что береговой склон Светлояра уходит под воду тремя уступами до глубины в 30 метров.

Первая терраса, с пологим уклоном, находится на глубине в 8–9 метров. Вторая, отделенная крутым склоном, - на глубине в 22–23 метра и, в конце концов, «последнее дно», глубоководная часть озера, погружена на глубину до 30 метров. Как считает Козловский, глубоководная часть озера образовалась приблизительно полторы тысячи лет назад. Потом 700–800 лет назад произошел новый «провал», и появилась терраса на глубине 22–23 метра. И уже, 350–400 лет назад образовалась последняя, мелководная терраса.

Возможно, на одной из террас стоял некогда град Китеж? Ведь время образования второй террасы удивительно совпадает с датой его гибели, о которой говорится в легендах… Археологи-подводники принялись детально изучать дно озера. «Мелководную» террасу исследовали при помощи специального водоскопа. Это конус из листовой стали с дном из оргстекла. Диаметр его 60 см. На узкой части конуса водоскопа закрепили резиновую часть маски, и «просмотр» начался. Вода в Светлояре очень чистая и прозрачная, видимость в ней отличная.

В юго-западной части озера, на мелководье, археологами были найдены остатки свай. Град Китеж? Нет. Местные жители рассказывают, что в XIX столетии тут стояла купальня, построенная местным помещиком. Ничего не смогли обнаружить и на второй террасе. Аквалангисты А. Гогешвили и Г. Назаров опустились под воду и прошли все озеро с севера на юг. Однако Китеж-града с крепостными стенами и золочеными церковными куполами на дне Светлояра нет!

Правда, дно это покрывает толстый многометровой слой ила. На мелководной террасе, в 50-ти метров от берега, на глубине 6–8 метров аквалангисты находили остатки деревьев. Верхушку одного из них спилили и отправили на анализ в Геологический институт Академии наук СССР. Радиоуглеродный анализ показал: дерево погибло 350–400 лет назад. А это соответствует временному периоду образования мелководной террасы, вычисленному Д.А. Козловским!

Значит, одна из террас в действительности образовалась в результате «провала»? И если датировки, которые были предложены Козловским, точны, то второй «провал» произошел в эпоху монгольского нашествия - во времена, связанные с гибелью легендарного Китеж-града!

На следующий год археологи-подводники прибыли на озеро Светлояр вместе с группой ленинградских ученых, вооруженных геолокатором. Прибор ЗГЛ водрузили на рыбацкую лодку. 62 эхолотных галса было проделано на Светлояре, озеро было вдоль и поперек иссечено«профилями», дававшими возможность проникнуть сквозь многометровый слой ила. В северной части Светлояра, на террасе «батыевских» времен, звуковой гидролокатор показал некое образование овальной формы. Следы огороженного сооружения? Однако у этого образования может быть и естественное происхождение.

«Спустя еще год на середине озера геологами-разведчиками было сделано 5 пробных бурений по нашим указаниям, - писал руководитель экспедиции Марк Баринов. - Ими были извлечены из-под 10-ти метрового слоя ила кусочки дерева, на котором криминалисты-эксперты в Москве обнаружили следы деятельности людей. Так закончилась наша разведка на озере Светлояр. Нашли ли мы Китеж? На этот вопрос ответа пока нет. Слово за археологами, вооруженными мощной современной техникой».

Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»
Нижегородская земля богата полезными ископаемыми, разве что нефти и алмазных россыпей в ней до поры-до времени не находили геологи. Однако три с половиной десятилетия назад геологоразведочная партия из Ярославля при бурении скважины неподалеку от села Воротилово (Ковернинский район) обнаружила «камешки»! На полуторакилометровой глубине залегли черные кристаллы неправильной формы. Они оказались техническими алмазами. Такие встречаются в Заполярье и Якутии. Эти драгоценные камни пластинчатые, чего не бывает у традиционных алмазов. И ученым пока непонятно, каким образом они возникли. Ясно одно: без воздействия высоких температур и геологических подземных сдвигов тут не обошлось. Ковернинские алмазы нельзя превратить в бриллианты, огранке они не поддаются из-за своей пластинчатой структуры. Но прочность эти камни имеют такую же, как и обычные минералы, и их можно использовать в производстве или в ювелирном деле для шлифовки кубических алмазов. Специалисты считают, что геологоразведку на севере области необходимо продолжать, так как, возможно, эти места входят в Алмазный пояс России.

  • Город рядом с вулканом

    Откуда бы это алмазам-то с нефтью взяться в заволжских лесах? Их появление зависело от изменения температуры в недрах земли, в перемещениях пластов и пород, происходивших в незапамятные времена. Недра и поныне «не дремлют».

    Геологоразведчики много интересного могут поведать о явлениях , которые и сегодня влияют на нашу жизнь. Так специалисты «Волгогеологии» из Ярославля вместе с алмазами обнаружили в ковернинской глуши вулкан. Точнее сказать – кратер вулкана на пятидесятиметровой глубине.


    Исследования образцов пород поведали, что этот огнедышащий исполин потух еще тогда, когда по территории нашей местности разгуливали . А перед смертью «дракон» выплевывал потоки лавы, которые доползали до сегодняшней Балахны. После того, как исполин взорвался, из его недр вырвалось такое количество породы, что она засыпала жерло.

    Знаете ли вы?

    Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». Эта книга, по мнению ученых, была написана в конце семнадцатого века

    Воротиловский выступ

    Представить себе эту картину сложно: огромные камни весом в несколько тонн и диаметром до ста метров катились с вершины. Потом они оказались разбросаны по территории Чкаловского, Ковернинского, Сокольского и Городецкого районов.


    Все они надежно погребены под наслоениями почвы вместе с кратером вулкана. Это образование называется Воротиловский выступ. Как утверждают геологи, выступ очень похож на африканский вулкан Камерун. Именно там находится крупнейшее алмазное месторождение на планете.

    Вдруг и у нас обнаружится нечто подобное? Камерун также расположен на равнине, а не в горной местности, как большинство огнедышащих гор. Есть ли вероятность тог, что вулкан проснется?
    - Нет! – отвечают геологи. Великан заснул миллионы лет назад вечным сном.

    Знаете ли вы?

    Длина озера Светлояр - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров

    Качая люстрами, танцует дом

    Геологи находят объяснение и странным подземным толчкам в «устойчивых» районах срединной России. Лет сорок назад нижегородцы с удивлением и страхом смотрели на дребезжащую посуду в своих шкафах и качающиеся люстры.


    Особенно сильный полтергейст был заметен в Сормово и Щербинках. Как оказалось, в тот момент в городе зафиксировали землетрясение. К счастью, толчки оказались слабыми, больше похожими на отзвук какой-то дальней . И никто тогда не задумался, отчего же нас стало трясти (кстати, уже второй раз за последнее время), что за катаклизм прислал в наши края свое грозное эхо? Оказалось, зря не задумались. Случайностей в природе нет. По мнению геологов, повторение подземных толчков очень вероятно в будущем.

    Версии

    До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро Светлояр. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита

    Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

    Вообще, нижегородцы ступают по своим улицам, дорогам, полям, уверенно, считая, что тверже их под ногами ничего нет. Ведь в свое время каждый читал в учебнике географии об устойчивости платформы, на которой расположена наша область.

    Однако геологи знают: она неумолимо опускается на 3-4 миллиметра в год. Похожа эта платформа на гигантскую блочную стену, которая лежит горизонтально и засыпана толстым слоем почвы. Стык ее литосферных плит проходит под Нижегородской областью, по руслу Волги и Оки.


    Это хорошо заметно обычному глазу: правый берег водных артерий высоко поднят, а левый низкий, равнинный. Этот стык постепенно расходится, очень медленно превращаясь в трещину. Мелкими трещинами испещрены и сами литосферные плиты. Вся конструкция двигается и вызывает легкие землетрясения в наших краях. Много лет назад эти природные явления были разрушительны.

    Легенда

    Вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Тогда святой понял, что спасение Китежа - не его задача и отступил

    После одного из них, которое произошло в 493 году , перепуганные люди ушли с территории Волго-Вятского региона.


    Сейчас землетрясения намного слабее, но все-таки ощутимы, судя по событиям начала века. В течение нового века нижегородцам угрожают только – в крайнем случае - лопающиеся стекла, хлопающие сами собой двери, останавливающиеся часы. Не более.

    Впрочем, даже маститые ученые не знают всех тайн природы, которая преподносит людям неожиданные сюрпризы. Сильные колебания недр нам не нужны еще и из-за оползней. Многие нижегородцы помнят, как обрушился один из глиняных склонов Дятловых гор в 1974 году. Земля полностью перекрыла Окский съезд.


    Светлояр озеро. Воскресенский район

    У соседей-кировчан уже давно проблемы, связанные с землетрясениями. Природные катаклизмы не давали им покоя пять раз на протяжении . Одно из землетрясений было силой в шесть баллов по шкале Рихтера!

    Легенда

    И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою божиею, - так под конец века нашего многомятежного и слез достойного покрыл господь тот град дланию своею. «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже»

    А такие толчки не ограничиваются раскачиванием люстр, они передвигают по комнате мебель, чертят на поверхности земли глубокие расселины и овраги, разрушают дома. И это уже совсем не похоже на затихающую ударную волну, которая, якобы, докатилась до северных районов из неблагополучных в сейсмическом отношении южных широт.

    Поневоле приходит мысль, что очаг подземных толчков где-то рядом. Кстати, ходила ходуном территория средней полосы России и прежде.


    Летописцы не однажды отмечали такие факты. Некоторые гидробиологи сегодня даже полагают, что знаменитое озеро Светлояр образовалось в результате землетрясения 1230 года.

    Китеж град. Легенда, интересные факты

    Легенд о граде Китеже, на месте которого сегодня находится озеро Светлояр превеликое множество. По одной из них его построили всего за три года, был он полностью каменным, что для Руси тех лет было явлением невиданным. В городе не было ни торговцев, ни ремесленников, ни знати, а жили за его каменными стенами люди исключительно праведные, , философы, духовные учителя. Здесь же хранились святыни земли русской.

    Легенда

    Согласно легенде Китеж должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж


    Князь Владимиро-Суздальский Юрий Всеволодович

    В тринадцатом веке князь Юрий Всеволодович столкнулся с ордой татар и вступил с ними в бой недалеко от другого города с похожим названием Малый Китеж. Сражение князем было проиграно, и он с небольшим отрядом тайными тропами пробрался в Большой Китеж. По официальной версии там же он и был убит противником, который нагнал его. Однако Китежский летописец утверждает, что князь выжил. Он вошел в город, после чего тот под звон колоколов.


    По другой версии, Китеж не растворился, а опустился на дно Светлояра, где находится и по сей день.

    Третья легенда рассказывает, что прежде на месте озера было поселение народа, который поклонялся богине Турке. Но после того как Турка прогневилась, ее конь ударил копытом о землю. На этом месте тут же забил родник, из которого и образовалось озеро.

    Знаете ли вы?

    Легенда о граде Китеже волновала умы литераторов, музыкантов и художников. Писатель Мельников-Печерский, рассказал его легенду в романе «В лесах». Озеро посещали и писали о нём Максим Горький, Владимир Короленко, Михаил Пришвин

    Еще один вариант исчезновения города таков. О Китеже прослышал хан Батый и загорелся желанием его завоевать. От пленного русского воина татары узнали про тайные тропы, ведущие к чудесному граду. Когда войско Баты подошло к месту, они увидели, что город не укреплен. В предвкушении быстрой и легкой победы хан двинул орду к стенам. Но тут же из-под земли вырвались струи воды, под которой и скрылся волшебный город.


    Люди из параллельных миров. Факты

    Более поздние и продвинуты версии говорят, что в озере образовался тоннель, который ведет в . В доказательство они приводят рассказы местных жителей, которые видели и не раз здесь людей в странных одеждах. Последний такой случай был зафиксирован в 2015 году. Некоторые из них даже заходили в магазин, удивлялись диковинным лакомствам в ярких упаковках с картинками, но покупать отваживались только хлеб и крупы, пытаясь расплатиться старинными серебряными монетами.


    Утверждают также, что озеро таинственным образом связано с Шамбалой. Так или иначе, но каждое лето сюда прибывают тысячи людей из разных стран и разных городов. Говорят, что вода здесь святая, вылечивает от множества заболеваний.

    Знаете ли вы?

    Озеро Светлояр рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

    Но по версии ученых-гидробиологов погубили град Китеж (если таковой был) не злые намерения хана Батыя, а два глубинных разлома почвы. На их узле как раз и находится самый загадочный водоем Нижегородской области.

    Эта версия звучит весьма правдоподобно. Всем известно, что при сильном землетрясении провалы поглощают целые кварталы современных городов. А уж небольшой населенный пункт с деревянными домами в результате природной катастрофы легко мог исчезнуть с поверхности.


    Литературную форму китежской легенде первыми дали старообрядцы. Насколько известно, самой ранней ее обработкой стала "Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 (1237) сентября в 5 день" (иногда именуемая просто "Китежский летописец"), которая сложилась во второй половине XVIII века в среде одного из наиболее радикальных старообрядческих толков - «бегунов", или "странников". В основу ее сюжета легли предания, восходящие, по мнению Д. С. Лихачева, к XIII в. Князь Георгий (Юрий) II Всеволодович, о котором идет речь в данном памятнике - реальное историческое лицо: он пал в битве с татарами на р. Сити и в XVII в. был причислен к лику святых. Вполне реальна и его связь с городом Малым Китежем (ныне Городец): "с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г. , когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города - Болышой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва". В "Китежском летописце" налицо и героическое, и эстетическое содержание легенды: князь Георгий строит Большой Китеж на берегу Светлояра не только "по умолению" окрестных жителей, но и потому, что "место то было необычайно красиво". В отличие от народных преданий, здесь не говорится о чудесном спасении Китежа - сообщается только, что "нечестивый царь Батый" убил защищавшего город благоверного князя Георгия и ушел. "И после того разорения запустели города те, Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, и Болыпой, что на берегу озера Светлояра". Мотив невидимости возникает вслед за этим без всяких объяснений. Однако его связь с христианской верой очевидна: "И невидим будет Болыыой Китеж вплоть до пришествия Христова. ".

    «Китежский летописец» условно подразделяется исследователями на четыре чести (в оригинальном древнерусском тексте они не выделены, и четкой грани между ними нет). Первый раздел - «Летописец об убиении князя Юрия Всеволодовича» - имеет своим источником отрывок ростовской летописи, переработанной в начале XVIII веке в Городце в жанре позднего княжеского жития. Второй и третий разделы - рассуждения в защиту авторской концепции «сокрытого от неверных града». Четвертый, заключительный раздел - «Повесть о взыскание сокрытого Китежа». Этот раздел выдержан в жанре апокрифических хождений - путешествий, изобилующих описаниями чудес и сверхъестественных явлений («невидимый град»), иногда противоречащих официальной церковной точке зрения.

    Второй книжный источник легенды - также старообрядческая рукопись "Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже". В конце XVII века старообрядцы соединили Городецкий «Летопись об убиении» и «Повесть о взыскании» в одно произведение, с привнесением мотива о сокровенном граде, о близком конце света, поисках спасения в пустыне и т. д. В отличие от "Китежского летописца", она лишена исторического фона и принадлежит к типу легендарных сказаний о земном рае. По мнению Д. С. Лихачева, логическим продолжением явленного в ней "представления о существовании невидимого, избегнувшего завоевания, безгрешного града" в XVIII веке стала популярная среди крестьян легенда о Беловодском царстве. Человек, желающий попасть в Китеж, уподобляется в "Повести и взыскании. " "спасающемуся от блудницы вавилонской, темной и полной скверны мира сего". Образ вавилонской блудницы, взятый из Откровения Иоанна Богослова, трактуется как образ современного мира. Иначе говоря, Китеж заменяет собой ту пустыню, в которую, по словам Откровения, в последние времена скроется жена от преследований змея. Его праведные жители "только о нас печалуют день и ночь, об отступлении нашем, всего нашего государства московского, ведь антихрист царствует в нем". Если человек всей душой захочет попасть в невидимый город и не будет помышлять ни о чем суетном, сам Господь направит его "в таковое благое и тихое пристанище" по молитвам преподобных отцов-китежан, которые с радостью его примут.

    Образ Китежа и Светлояра в русском искусстве XIX и ХХ.

    В мировой культуре на протяжении всей истории человечества встречается высокий идеал Святого Града. Он глубоко укоренен как в философии и религии, так и в народных сказаниях и легендах. В среде старообрядцев даже образовалось течение так называемых странников или бегунов, постоянно бороздящих просторы России. Одной из идей, которых они придерживались, была идея Святого Града. Она воплотилась в одну из самых примечательных легенд - легенду о Граде Китеже, нашедшую свое отображение в старообрядческой рукописи «Китежский Летописец».

    Молва об этой легенде была настолько велика, что возник культ Града Китежа и озера Светлояр. Влияние этого культа на духовную жизнь России было особенно сильным в XIX - XX веках. На озере Светлояр устраивались многочисленные моления, крестные ходы, религиозные диспуты и ярмарки.

    Все холмы были изрыты скитами-землянками, где жили монахи-скитники. Пришедшим на озеро, они рассказывали о многих чудесных явлениях, происходящих здесь. Приходили сюда люди разных вер: старообрядцы, сектанты, чернокнижники, толстовцы. Шли на молитву и на великий спор о том, чья вера ближе к истине. Озеро было Приютом свободомыслия.

    Легенде о Граде Китеже послужила хорошим материалом для русских писателей. В 1875 году вышла книга П. И. Мельникова-Печерского «В лесах», в 1890 году В. Г. Короленко публикует очерк «На Светлояре» а в 1908 году выходит работа М. М. Пришвина «У стен Града Невидимого». В разное время на берегах озера Светлояр побывали писатели: А. М. Горький, В. Г. Короленко, П. И. Мельников-Печерский, С. Н. Дурылин, С. В. Афоньшин, М. М. Пришвин, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский; поэты: А. Майков, М. Волошин, А. Навроцкий, Н. Клюев, Б. Корнилов. Они приходили и растворялись в народной толпе, слушая ее рассказы и легенды о чудесах, происходивших на озере, а затем отражали все услышанное в своем творчестве. Болышую роль в утверждении Образа Святого Града сыграла опера Н. А. Римского-Корсакого «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на либретто В. И. Бельского (1907 г.). К опере создавали декорации и писали картины такие известные русские художники: А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, К. А. Коровин, М. Нестеров, И. Билибин.

    Как и любая легенда, легенда о Граде Китеже состоит из множества порой самых разнородных элементов, образующих ее многообразное единство. Так, географическая ее часть связана с конкретным географическим местом, то есть озером Светлояром; историческая - с определенными историческими событиями, а именно, с нашествием Батыя; национальная - с чаяниями определенного народа, выражающимися на Руси в стремлении к правде и справедливости; религиозная - навеяна христианской традицией, и, наконец, художественная форма придает событиям особый колорит. Но если мы попытаемся снять все эти слои, то оставшееся ядро будет основой, которая принадлежит всему человечеству. И она заключается в духовном поиске Бога внутри себя. Старообрядческая культура смогла воспринять и дать жизнь этой великой идее духовной революции человека. Она сохранила христианский дух чистоты, праведности, добра и веры в высшее духовное начало человека.

    Предметом тщательного исследования не раз становилось как происхождение китежской легенды на озере Светлояр, так и ее современное бытование. Согласно данным экспедиций конца 1990-х гг. , она и поныне является элементом живого устного народного творчества (типологически родственная и также популярная в XIX веке легенда о "старцах гор Жигулевских" в наши дни практически забыта).

    Своеобразие китежской легенды очевидно на фоне ряда европейских сказаний о затонувших городах, устойчивый мотив которых - наказание жителей города за грех. Подобные сказания были известны уже в Древней Греции (город Сибарис и его жители, сибариты были наказаны за бесчестие богами). Присутствующий в таких сказаниях карающий потоп "есть элемент космической эсхатологии в историческом описании". Наиболее известна бретонская легенда о городе Ис, который был за грехи затоплен морем. Об этом повествует мистерия "Житие святого Гвеноле", рукопись которой относится к XVI в. Дочь короля, волшебница Дахут, помогла своему возлюбленному (по одной версии, иноземному принцу, по другой - демону) затопить Ис, а сама обернулась русалкой. По народному поверью, "рыбаки, во время бури, видят в волнах шпили церквей, а в тихую погоду слышится им, как бы исходящий из глубины, звон городских колоколов, возвещающих утреннюю молитву". Подобно тому, как китежская легенда воплотилась в известной опере Н. А. Римского-Корсакова, бретонский сюжет лег в основу оперы Э. Лало "Король из города Ис" (1888).

    Легенда о граде Китеже принципиально отличается от похожих сказаний иным соотношением греха и праведности: исчезновение города под водой является здесь знаком не Божьего гнева, а Божией милости - чудо спасает город от монголо-татар. Легенды об Исе и Китеже как "злом" и "добром" городе сопоставляются, например, в приключенческом романе Е. П. Чудиновой "Ларец". Однако нельзя сказать, что спасение города через его затопление - исключительно русский сюжет. О таком чуде повествуется, для сравнения, и в балладе А. Мицкевича "Свитязь" (1821), где он использовал литовскую легенду об исчезновении города Свитязь в одноименном озере. Сюжет баллады прост: город тонет по молитве княжны, не желающей, как и все свитезяне, сдаться окружившей их русской армии.

    Сходство этого сюжета с легендой о Китеже очевидно: по молитве горожан их город уходит в незримый мир, спасаясь от чужеземного войска. Но важны и различия. У Мицкевича героиня-княжна становится русалкой, а ее подруги - прибрежными цветами; Китеж, напротив, живет своей городской жизнью, хотя и в ином мире - то ли на дне озера Светлояр, то ли на его берегу, оставаясь при этом невидимым для обычных людей. Праведники же не только видят Китеж, но и ходят в этот город в гости. Кроме того, у польского поэта акцент сделан на защите национальной чести. В русской же традиции, как будет показано ниже, мотив невидимого города связан, прежде всего, с верностью вере.

    По народному преданию, жители Китежа изначально отличались особым благочестием, и город опускается в озеро по их соборной молитве. По одной из записей, старики и дети обращаются с такой молитвой к Богу после того, как погибли, защищая Китеж, все его воины, а вслед за ними и взявшие оружие женщины. В другом варианте это молитва всех горожан в храме. Именно такой вариант А. М. Горький в детстве услышал от бабушки, а потом изложил в повести "В людях" (1916). По этой версии легенды, татары обложили город во время светлой заутрени; китежане сначала молят Бога и Богородицу позволить им достоять службу, затем - защитить храм от глумления, и лишь в последнюю очередь просят спасти их жизнь. Тогда Господь повелевает архистратигу Михаилу погрузить Китеж в Светлояр. Легенда определяет собой впечатление, полученное рассказчиком от богослужения в реальном храме: мальчику чудится, что церковь тоже погружена в воду озера, укрылась там, чтобы жить своей особенной жизнью.

    Мысль о том, что в сказании о Китеже "не точно и не совершенно, но с чрезвычайной действенной силой и глубиной" воплощен "опыт народной души о Церкви", в 1913-1916 гг. неоднократно высказывал искусствовед С. Н. Дурылин. Н. И. Толстой, исследовав народную традицию паломничества к Светлояру и оползания озера, констатировал: «Китеж - сонм "живых" храмов, с колокольным звоном и утренними и вечерними службами, воспринимается паломниками как материально и конкретно существующий, но незримый или зримый не всем и не всегда. И в этом по народному представлению нет ничего необычайного, ибо Китеж отмечен печатью святости и героического подвига, и тем же отмечено и озеро Светлояр. Для народной легенды, как и для архаического народного мироощущения, град невидимый и храмы невидимые - не абстрактность и фантастичность, а конкретность и реалистичность, открывающаяся, правда, при условии молитвенной сосредоточенности и отрешенности". В конце 1960-х гг. архиепископ Иоанн Сан-францисский (Шаховской) назвал тайную жажду правды и веры "светлоярским сознанием в народе". По его мысли, воплотившаяся в легенде "победная сокровенность добра" стала в XX веке "выражением самой русской культуры".

    Следует, однако, оговорить, что известен и вполне языческий вариант легенды. По нему, предки местных жителей чтили в древности различных лесных богов и в особенности "Девку-Турку". Гордые китежане забыли про Девку-Турку и перестали ее бояться. "И на то разгневалась она и напустила на китежское селение своего коня. Конь бил о землю копытом - все провалилось.

    Это место заполнилось водой. Так и возникло на месте, где жило это племя, озеро Светлояр ". В одной из записей данного варианта легенды присутствует и народная этимология названия озера: «Соединились два слова - «светлый", что значит "добрый", и "яр" - от Ярилы, языческого бога». По словам В. Л. Комаровича, эта версия легенды "выдает языческую основу светлоярской обрядности". Но по-прежнему несравнимо более распространен веры; Однако ХХ век, если воспользоваться формулировкой В. Л. Комаровича, Ю. «вынес наружу» и те антихристианские потенции, которые до срока таились в образе невидимого города.

    Отражение Китежской легенды в русской литературе XIX – XX вв (обзор)

    1. Озеро Светлояр и китежская легенда в прозе XIX века.

    В XIX веке использование мифов, легенд, и других фольклорных материалов в литературе XIXвеке стало очень популярным в среде писателей. Не исключением оказалась и легенда о граде Китеже. Мы находим её отголоски в творчестве русского писателя Мельникова-Печерского. Эпопея из жизни заволжского старообрядческого купечества «В лесах» (1871 – 1874) и «На горах» (1875 – 1881), насыщенная богатым историческим, этнографическим, фольклорным материалом.

    2. Озеро Светлояр и китежская легенда в прозе ХХ века.

    Получив благодаря Мельникову-Печрскому широкую известность, образ Китежа на рубеже XIX- XX вв. начинает привлекать деятельность различных видов искусства и быстро превращается в один из ключевых концептов национальной культуры. По всей вероятности, именно под впечатлением романа «В лесах» у Н. А. Римского-Корсакова возникает в 1899 году замысел «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904); музыкальные критики сравнивали эту оперу с вагнеровским «Парсифалем», а Китеж – с Граалем. Но ещё до её создания на сцене московского частного театра шла опера Василенко «Сказание о граде Великом Китеж и тихом озере Светлояре» (1902). Аналогичную ситуацию мы видим и в литературе: к образу Китежа и Светлояра стали обращаться писатели самых разных направлений и дарований. Смещение местной легенды с периферии русской культуры к её центру вскоре стало настолько очевидным, что С. Н. Дурылин, посвятивший Китежу книгу «Церковь невидимого Града» (1914), провозгласил его «верховным символом русского народного религиозного и философского сознания». Начиная с рубежа XIX-XX вв. можно, на наш взгляд, говорить и о трансформациях этого символа.

    3. Озеро Светлояр и китежская легенда в поэзии ХХ века.

    Совершенно иным предстает образ Китежа в произведениях символистов и близких к ним авторов. Поскольку их поэтика во многом опиралась на эзотерические культуры, их не могла не привлечь легенда о городе, который виден лишь посвященным. В 1903 году на Светлояре побывали Д. С. Мережковский, отразивший свои впечатления в статье «Религия и революция», и З. Н. Гиппиус, посвятившая этому путешествию статью «Светлое озеро»; а в 1908 году – М. М. Пришвин (итогом стала его книга «У стен града невидимого»), а в 1913 году - С. А. Клычков (в результате был задуман, но так и не написан роман «Китежский павлин»). В расколе и сектах символисты склонны были видеть истинно народную веру, основу грядущей «русской духовности» - особенной и небывалой. Во имя этой духовности в их произведениях, как правило, отрицается исторически существующая Россия: её церковность, государственность, быт.

    Литературный портрет Ю. Адрианов

    Родился Юрий Адрианов в городе Горьком в 1939 году. Отец - Андрей Васильевич – был инженером – гидротехником. Погиб при обороне Севастополя в 1942 году.

    С 1946 года учился в школе №8 города Нижнего Новгорода, параллельно обучался в художественной школе.

    С девяти лет потянулся к стихам. Первое стихотворение «люблю я зимнюю дорогу» написал в 1942 году.

    Публиковать свои стихи начал в газете «Ленинская смена» в 1957 году. Стремительный лирический поток, начало которому было положено в первом сборнике «считайте годы по веснам», изданное в г. Горьком в 1963 году, и последующем «Меридианы» 1965 года. Сборники выходили один за одним: «Северные посвящения» (1967год), «Звенья времени»(1974), «Керженец» (1969год) и «Братина»! (1972год).

    С 1962 года по 1967 год Юрий Адрианов работал редактором молодежных передач Горьковской студии телевидения. Несколько раз избирался членом обкома ВЛКСМ. Принимал участие в работе ХV съезда комсомола. Он участник IV Всесоюзного совещания молодых писателей, работал в семинаре Ярослава Смелякова.

    В 1965 году Юрий Адрианов был принят в члены Союза писателей. С 1965 года член КПСС. На III и IV съездах писателей РСФСР избирался членом ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР.

    Многое дали поэту зарубежные поездки в Англию и Голландию, ГДР и Венгрию. Ю. Адрианов читал свои стихи в Якутске и Берлине, в Москве и Будапеште, Ленинграде и Петропавловске-на-Камчатке, Дрездене и Пскове, Михайловском и Веймаре.

    В июне 1967 года вместе с литераторами В. Беловым, О. Сулейменовым, Л. Васильевой участвовал в совещании молодых писателей стран социализма на родине Шолохова, в станице Вешенской.

    В канун 50-летия Октября за успешную творческую работу был награжден медалью «За трудовое отличие» и Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

    Последние годы жизни Юрий Андреевич получал многочисленные грамоты, дипломы премии: присуждение годовой премии за очерки «Васильсурск», «Макарьев», «Горбатов» (1977год), диплом им. Фета за лучший цикл стихотворений (1996год), пушкинская премия за вклад в культуру родного края (2000год), благодарность за добросовестный труд (2001год), грамота за книгу стихов «Китежская Русь» (2001год), диплом почетного гражданина города (2002год), почетная грамота за творческую деятельность (2004год), грамота им. Шолохова за пропаганду художественного наследия и заветов великого писателя (2005год) , грамота за двухтомник стихов «Избранное» (2005год), диплом за книгу «нижегородская отчина (год).

    Образ Светлояра в творчестве нижегородского поэта Ю. А. Адрианова

    «Нижегородская отчина» как цикл философско-лирических зарисовок

    «Нижегородская отчина» - это сочетание лирического дневника с поэтическими характеристиками замечательных земляков. Автор объясняет жанр произведения как «изборник» очерков, статей, лирических эссе - «объяснение в любви к своей малой родине, к нижегородцам, к их исторической памяти». Им был найден главный стилевой «ключ», а именно: языком лирической прозы поведать читателям о красоте земли и ее людях. Юрий Андреевич называет свое произведение «лирическим краеведением». В книге почти нет фактических краеведческих находок, это не научное исследование. «Я стараюсь, - откровенничает поэт, - чтобы по необходимости данные из научных изданий «подружились» с потоком живого литературного языка. Но главное - это глаза современника, свидетеля. Личная память, личные встречи».

    На излете 80-х годов выходит из печати третье, дополненное издание книги. Но в то время местное издательство выпускало серию «Нижегородская отчина», и потому новую книгу пришлось назвать не менее поэтически - «Хождение за равнинные реки».

    Книга также получилась увлекательной, интересной для читателей: ней появились новые мотивы: об экологических заботах - «Озябший костер»; «Похвала русской борзой» - задушевное слово о давней и полузабытой русской удали. А рассказ о декабристах-нижегородцах, дополненный многими фактами, вылился потом в отдельную книгу.

    В этом издании «Нижегородской отчины» добрая треть книги -новые страницы, написанные в 1990-1998 годах. Некоторые из них опубликованы в литературном журнале «Нижний Новгород» за 1997 год.

    Герой книги - наша с вами любимая Нижегородская земля. Глаз художника выискивает в ней и показывает нам, казалось бы, мелкие, незначительные для простого обыденного зрения детали, которые, будучи обрамленными добротным литературным стилем, засверкали для читателя своеобразной краеведческой огранкой.

    С трогательной заботой Юрий Андреевич «реставрирует» полузабытые имена земляков, проявивших себя на поприще служения Отечеству. А искрометные, афористические порой отступления лишь украшают адриановское повествование.

    Тема природы родного края в творчестве Ю. Адрианова

    Тема русской природы достаточно традиционная и вечная в национальной поэзии. Классическая традиция установила твердо и бесспорно, что никогда ни у одного истинного поэта не бывает «видовой» пейзажной лирики, что пейзаж всегда – образное выражение лирической темы, говорящей о мысли, переживании, чувстве.

    Рецензенты книжек Адрианова отмечали дружно, что поэт близок по своему восприятию родной природы к художественному мышлению живописца или графика, так как он в свое время увлекался изобразительным искусством.

    Природа по мысли поэта, - исток творчества, вечная его опора и поддержка. В книжке «Керженец» тема природы как истока творчества приобретает особо ясное и художественно законченное выражение. Природа питает поэзию, создавая нерасторжимое с ней единство.

    Природа – исток любви: не фон, не место рождения, а источник чувства. Здесь поэт не отступает от классической традиции, но лишь в исходной точке, далее вариации вечной темы идут уже вполне своеобычным путем. Природа воспринимается поэтом и в сопоставлении с людьми – либо близкими к ней, либо противостоящими ей, чужеродными, враждебными. Природа целительна для человеческой души. Это вечный мотив поэзии. «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор!» - классическая мысль Некрасова стала истоком традиции в этой важнейшей теме. Юрий Адрианов из всех врачующих свойств природы наиболее поэтичной считает тишину.

    Поэт своеобразно осмысливает тему природы как часть своего лирического «я». Его стихотворения говорят о том, что природа дана поэту в наследство с первых лет жизни, но не вся, малый её кусочек. Однако поэту показалось этого мало, и только пройдя всеми краями, он убеждается, что красивее и лучше этого наследия ему не найти. Обобщенный образ-пейзаж, так сказать, шишкинского размаха встречается у Адрианова реже, но он всегда почти лишен описательности и перечислительных интонаций, хотя и обнимает собой большой простор и пронизан лиризмом.

    В пейзажной лирике Адрианова только русская земля: Нижегородчина, Сибирь, Заполярье. Бывал поэт и за границей, но в стихах отразилась только публицистическая, политическая тема, чужая природа его не взволновала. Патриотическое ощущение связи с родной землей, вечной, вневременной и в тоже время окрашенной тревогами и волнениями века – наисовершеннейшая черта современного человека, непременное его свойство. Традиция здесь так переплелась с новаторством мысли и формы, что их не разделит, не разложить на части.

    Русская старина в поэзии Ю. Адрианова

    Тема русского искусства в поэзии Ю. Адрианова – тоже средство выражения патриотических чувств. Поэта влечет русская старина, народное искусство – зодчество, прикладное искусство, древние ваятели, резчики и богомазы. В самом начале развития этого мотива в творчестве поэта было немало эстетических настроений, его коллекционерского пафоса, в котором, по существу, есть безоглядное умиление стариной как таковой, без исторической её оценки, без подлинного ощущения с вязи «вчера» и «сегодня». Этим грешат иногда и другие молодые (и не молодые) художники современности, и поэты, и живописцы.

    С первых стихов поэт высказывает предположение – простор безграничен, ибо о художнике, как о человеке мы не знаем ровно ничего, - что был «московский богомаз», что задумал он думу передать в своих иконах подлинные краски русской природы. Любовная детализация оказалась утяжеляющей, она определенно перевесила, взяла верх над поэтической мыслью. Искусство выступает лишь в качестве извечной радости для глаз – в образе, а рациональное резюме – вне образа и поэтому не убеждает.

    Однако эстетическое безоглядное любование сменяется постепенно проникновением во внутреннюю суть древнего искусства и мастерства, отыскиванием в нем духовного начала, жизненного конкретного содержания.

    В «Светлояре» отталкивание от темных верований, от мистических ведений. Китеж, ушедший под воду и вызываемый снова заклинаниями старух, - просто символ поиска, смысла, загадки красоты искусства, любви, жизни, вечного стремления к идеалу. Мысль поэта ищет в древних легендах о красоте искусства следы человека: Китеж опустился в воды, увидев врага, «Суздальская каменная Кидекша» вышла на битву до конца, «до последней

    Пущенной стрелы», «красноватый утренний фасад» её был избит, расколот, но не сдался.

    Для понимания особой природы ощущения поэтом древнерусского искусства, его народности хочется сравнить его мотивы этого рода с поисками других современных художников в той же области.

    Анализ стихотворения «Эхо Китежской легенды»

    Эхо Китежской легенды

    Улетели гусляров слова,

    Пуха тополиного крупа,

    Встала трехметровая трава,

    Где была Батыева тропа

    Зарастает горе, как кострище,

    Прячется полдневною совой,

    Мягко растворяется тобой.

    И легенда светлоярской ночи,

    Как сиянья первого весна,

    Как вода, Как

    Свежая сорочка,

    Телу утомленному нужна.

    И живет, во взорах узнается,

    Ведрами студеного колодца

    Черпают её из глубины.

    Граду Китеж не пришел конец:

    В Хохлому, в цветастый Городец,

    В чащи, что кудрявы да игольчаты,

    Чтобы вновь звенеть и пламенеть –

    Так на сто валдайских колокольчиков

    Разлетелась вечевая медь!

    В перезвон рассыпался набат,

    Западая по сердцам осколками

    Улетели гусляров слова,

    Пуха тополиного крупа,

    Встала трехметровая трава,

    Где была Батыева тропа

    Ю. Адрианов в первых 4-х строках обращается к прошлому, к прошлому Светлояра. Он обозначает связь Светлояра с Батыевой тропой.

    Зарастает горе, как кострище,

    Прячется полдневною совой,

    Только то, что радостней и чище,

    Мягко растворяется тобой.

    Горе- печаль, несчастье, причиненное, возможно, давно, «зарастает, как кострище», то есть очень быстро, не оставляя ничего на своем пути, как огонь, который сжигает все. Прослеживается мотив течения времени.

    Только то, что радостней и чище,

    Мягко растворяется тобой.

    Не смотря на то, что всё зарастает, озеро Светлояр остается святым местом для нас. Мы никогда его не забудем. Для нас всегда будет звучать в сердцах легенда об озере Светлояре и Граде Китеже. Всё то, что сердцу милее никогда не сотрется и не исчезнет.

    И легенда светлоярской ночи,

    Как сиянья первого весна,

    Как вода, Как

    Свежая сорочка,

    Телу утомленному нужна.

    Юрий Адрианов точно подмечает, что кроме святой легенд нечему больше очищать нашу душу. Святость и набожность Светлоярских вод способна снять всю напряженность, утомленность, чувство обыденности повседневной жизни. Это истинный отдых для души.

    Возможно, образ озера Светлояра представлен у поэта на уровне символа. Он символизирует поэзию и её влияние.

    И живет, во взорах узнается,

    Бьется жилкой песенной струны,

    Ведрами студеного колодца

    Черпают её из глубины.

    Легенда о Граде Китеже живет в каждом человеке. Она становится музой для многих поэтов, она – неиссякаемая источник вдохновенья для творческих людей.

    Граду Китеж не пришел конец:

    Расселился по заволжским весям,

    В Хохлому, в Цветастый Городец,

    В птицу Сирин корабельной рези.

    В чащи, что кудрявы да игольчаты.

    Хотя Града Китежа давно не существует, но легенда о нем рассыпалась по всем уголкам Нижегородской земли, да и не только. И отразилась эта легенда в искусстве Нижегородском, в росписи и резьбе. И в каждой веточке родной березки, в каждом её шорохе мы слышим еле уловимый звон колоколов затонувшего Града.

    И рассыпаясь звон колоколов Китежских, не оставит никого равнодушным.

    В этом стихотворении Ю. Адрианова мы прослеживаем мотив воды. Вода символизирует не только течение времени, как река времени, но и границу между мирами. Соотносимые с пониманием воды, как границы между мирами можно считать и сокровенные поиски так называемого Беловодья – Священной и запредельной страны. Места поклонений заветных человеческих желаний – распространенных у русских старообрядцев и странников.

    Очерк жизни и творчества В. Бетаки

    Поэт, переводчик, радиожурналист и историк архитектуры Василий Павлович Бетаки родился 29сентября 1930года в Ростове на Дону. Жил в Ленинграде. Учился на Восточном факультете ЛГУ (иранистика).

    Окончил заочно литературный институт (Москва). Ученик Павла Антогольского и Татьяны Гнедич. Работал с 1950 года учителем, режиссёром самодеятельных театров, инструктором верховой езды, главным медистом Павловского Дворца – музея.

    Публиковаться начал в 1956 году. В 1963 году перешел на профессиональную литературную работу. Первая книга стихов вышла в 1965 г. В Ленинграде. С 1965 по 1972 был членом Союза писателей.

    Переводил поэзию с английского и немецкого, писал литературные передачи для радио, руководил литобъединением Невского района в Ленинграде. В 1971 г. Он стал победителем конкурса перевода трех «главных» стихотворений Эдгара По («Ворон», «Колокола», «Улалюм»), которые были опубликованы в двухтомнике Э. По (1972 г. , изд. «Художественная литература»). Это было последней публикацией В. Бетаки перед эмиграцией.

    С 1973 года живет в Париже. Все публикации в СССР были запрещены. Двадцать лет проработал на радио «Свобода» и восемнадцать (в то же время) в журнале «Континент». Один из организаторов подпольной переправки в СССР запрещённых там русских книг и журналов, издававшихся на Западе.

    За время жизни в Париже у него вышло одиннадцать книг стихов, книга статей о современных русских поэтах и восемь книг переводов, в том числе роман в стихах Вальтера Скотта «Мармион» («Литпамятники» 2000 г.) и анонимная поэма «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» («Литпамятники» 2003г.).

    С 1989 года Василий Бетаки снова публикуется в России.

    Тема Китежа в стихотворениях «От Китежа до Петербурга», «Мы из Китежа» этого петербургского поэта

    Мы из Китежа.

    Василий Бетаки призывает современного человека «открыть глаза», очистить душу святым, оглянуться и стряхнуть пыль и грязь шумного, современного мира.

    Погодите же, погодите же:

    Слышишь колокол в тишине

    Герой просит остановиться динамичный мир, несущийся мимо всего святого, да и вообще мимо всего, остановиться и осмотреться по сторонам, прислушаться к тому, что же творится вне настоящей цивилизации, а к тому, что связано с историей и культурой.

    Герой говорит, что искусство любыми средствами пытается пробиться сквозь неукротимый темп мира. Хотя и не всегда это получается, но надежда не умирает:

    Мы не призраки, но как призраки

    Подымаемся по ночам

    Призыв к пробуждению становиться в неком роде мольбой:

    Разбудите же, разбудите же

    Хоть кого-то на этот раз!

    Для современного мира развитие почитания истории, религии, культуры, не так скоротечно, как технологический прогресс. Какой технологический скачок совершили люди в ХХ веке, но из-за этого возникла другая проблема: кризис искусства, бездуховность людей, «толстокожесть» каждого отдельного человека.

    И когда поезда гремящие,

    Обогнав нас, трясут мосты,

    Разгляди, что мы настоящие,

    Что совсем такие, как ты

    Технологии не считались с творческими людьми. (Упоминание поезда и моста неслучайны: поезд символизирует движение, динамичность, мост – связь одного с другим, в данном случае прогресса и искусства.) Запрещались вольнодумные стихи, царила строгая цензура. Василий Бетаки, как поэт эмигрант выражает свою боль и горечь за Родину, которая не воспринимает «художников пера». Сколько бы ни пытались они достучаться до властителей, всё бесполезно.

    Поэты, пытающиеся прорваться сквозь жестокий, непонимающий их мир, встречают множество преград: «перепуганные троллейбусы», «асфальт», «пятиэтажие», «гаражи» и т. д.

    Бетаки сопоставил поэтов своего времени (ХХ века) с жителями Града Китеж. Четко прослеживается мотив эмиграции: эмиграция поэтов за границу – эмиграция Китежа в озеро. Власть современного поэту времени сопоставлена татарщине (словно зеркальное отражение).

    Герой утверждает, что духовный человека делает его человеком, отличает его от существа.

    Затонули мы вместе с Китежем,

    И поэтому вас живей!

    Уход под воду – единственное спасение. Прослеживается мотив воды, который символизирует границу между двумя мирами. Град Китеж – своеобразное Беловодье.

    Ну, проснитесь же, ну, очнитесь же,

    И услышьте колокола

    От Китежа до Петербурга

    От Китежа до Петербурга –

    Совсем не так далеко:

    Следи за полетом окурка,

    Брошенного в Неву

    От Лондона до Атлантиды

    И вовсе рукой подать:

    Гулкий Биг Бен обиду

    Колышет в желтой воде

    Говорят, Венеция скоро

    Будет на дне морском

    Лев Святого Марка,

    Отращивай плавники!

    Да только зачем – об этом?

    Все-таки мне никак

    Не нравится быть поэтом

    Тонущих городов.

    От Китежа до Петербурга-

    Совсем не так далеко

    Китеж и Петербург – два своеобразных духовных центра, в которых культура, нравственный стой на высшей ступени развития. В принципе, они похожи, но разница заключается в том, что Китеж – город затонувший. И расстояние, которое упоминается – это символичный временной отрезок. Происходит сопоставление современного мира и мира иного.

    Следи за полетом окурка,

    Брошенного в Неву

    Окурок - истлевшая сигарета, тление – процесс, занимающий отрезок времени. Время – мир прошлого. «Брошенного» - следующее указание на истечение временного отрезка.

    От Лондона до Атлантиды

    И вовсе рукой подать:

    Опять происходит сопоставление мира современного и мира прошлых лет, сравнение культурных ценностей, в том числе и литературного достояния.

    Гулкий Биг Бен обиду

    Колышет в желтой воде

    Биг Бен – архитектурная постройка, которая вот уже несколько веков прославляет Лондон. Но «обида в желтой воде» отражает застой современного общества, отвержение ценностей культуры, первое место в современном мире встают совершенно иные проблемы, которые никак не касаются культуры развитого общества.

    Говорят, Венеция скоро

    Будет на дне морском

    Лев Святого Марка,

    Отращивай плавники!

    Проблема современности, как болезнь, которая поражает весь мир. Пример Венеции взят условно, для отражения общего состояния общества и значения духовного развития в настоящий момент.

    Да только зачем – об этом?

    Все-таки мне никак

    Не нравится быть поэтом

    Тонущих городов.

    В последней строфе Василий Бетаки подводит черту, делает вывод: сколько ни говори о проблемах общества, лишь немногие их видят или хотят видеть. В те времена (80-ые годы ХХ века) для советских людей литература была чем-то непонятным, лишь для узкого круга людей «она не умерла».

    Заключение

    Как не похожи судьбы двух поэтов - Юрия Адрианова и Василия Бетаки! Жизнь «разбросала» их в разные уголки России: Юрий Андреевич – нижегородский поэт, родился и вырос в Нижнем Новгороде, Василий Павлович родом из Ростова на Дону, а большую часть жизни провел в городе Санкт Петербурге. Жизнь каждого поэта сложилась по-своему интересно. Адрианов был советским поэтом, патриотическая лирика которого была многообразна. Этого нельзя сказать про Бетаки: он, эмигрировав во Францию, в своих стихах часто осуждал советскую власть, поэтому цензура не разрешала печатать его произведения.

    Но, несмотря на различное мировоззрение поэтов, их взгляды сходились в одном: природа – самое святое, что есть на земле, искусство – невосполнимая часть жизни.

    В данной работе мы попытались проследить выражение этой точки зрения поэтов, выявить сходные черты их творчества. Общий вывод таков:

    Образ озера Светлояра представлен в творчестве того и другого поэта как символ святости, духовности. А Град Китеж, ушедший под воду - символ поиска смысла жизни, загадки красоты искусства, любви, вечного стремления к идеалу. Мысль поэтов ищет в древних легендах о красоте искусства следы человека.

    1. В мировой культуре на протяжении всей истории человечества встречается высокий идеал Святого града, он глубоко укоренен как в философии и религии, так и в народных легендах и сказаниях.

    2. Легенда о граде Китеже принципиально отличается от похожих сказаний иным соотношением греха и праведности.

    3. Образ Китежа получил широкую известность на рубеже ХIХ-ХХ вв. и стал одним из ключевых концептов национальной культуры.

    4. В ХХ веке в произведениях символистов и близких к ним авторов образ Китежа предстает совершенно иным, поскольку их поэтика во многом опиралась на эзотерические культуры.

    5. В стихотворениях Ю. Адрианов отталкивается от темных верований, от мистических видений, проникает во внутреннюю суть древнего искусства и мастерства, отыскивает в нем духовное начало и вечное стремление к идеалу.

    6. Необычный поворот темы наблюдается в стихотворение В. Бетаки «Китеж», где китежане поднимаются из озера и врываются в советскую реальность 1970-хгг. Китежане Бетаки находятся в озеро как во внутренней эмиграции.

    7. Тема озера Светлояра проходит в творчестве Ю. Адрианова и В. Бетаки. Оба поэта считают, что озеро Светлояр – символ святости, духовности. Град Китеж, ушедший под воду – символ поиска, смысла, загадки красоты искусства, любви, жизни, вечного стремления к идеалу. Мысль поэтов ищет в древних легендах о красоте искусства следы человека.

    8. В осмыслении легенды о Светлояре, в отношении к нему, отражалась и отражается жизнь русского народа, перемены в государстве и в мировоззрениях народных масс, в вопросах веры и в отношении к ней.



  • Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...