Предки современных индейцев перу 4. Где живут индейцы? Североамериканские индейцы

- 4658

Задача нашей темы - проследить некоторые взгляды на происхождение американских индейцев. Этот вопрос волновал по той или иной причине многих ученых, даже не имевших отношения к американистике. Чтобы выяснить происхождение индейцев, следует прежде всего обратиться за помощью к антропологии, этнографии и мифологии. В основном, версии о происхождении индейцев строятся именно на базе этих дисциплин, причем каждый из теоретиков выбирает ту, которая ему ближе.

Одной из самых интересных теорий представляется взгляд антрополога, языковеда и символиста доктора Германа Вирта. Кто же такой доктор Вирт? Этот человек возглавлял тайный институт СС "Аненербе" во времена гитлеровской Германии, занимался расовыми исследованиями в области происхождения человечества. Он автор нескольких книг: "Происхождение человечества", "Священная протописьменность человечества", "Хроника Ура-Линда", "Вавилонский вопрос" и т. д.

"Аненербе", или "Наследие предков", было тайным институтом, в котором изучались происхождение рас, различные оккультные науки, организовывались знаменитые экспедиции в Тибет. О значимости этой организации говорит тот факт, что на исследования "Аненербе" немцы потратили больше денег, чем американцы на Манхэттенский атомный проект. Ученый фризского происхождения, доктор Герман Вирт был смещен со своего поста, потому что его взгляды на образование рас не совпадали со взглядами самого фюрера и, ко всему прочему, он оказался замешанным в антигитлеровском заговоре. Арест доктора прервал его дальнейшие исследования.

Итак, какими же были взгляды доктора Вирта на происхождение индейцев? Сравнивая антропологический облик европеоидов и североамериканских индейцев, Вирт пришел к выводу о близком родстве этих двух рас. Если считать индейцев отдельной расой и поставить рядом типичных представителей всех четырех рас, то ближе всего по антропологическим характеристикам будут европеоид и американоид.

Американоиды, в свою очередь, делятся на три подрасы: северо-, центрально- и южно-американскую. Две последние подрасы имеют в своем образовании и облике некоторые особенности, описание которых не является нашей задачей. Остановимся на самых типичных, то есть североамериканских индейцах, к примеру - индейцах прерий. Вот их краткая общая характеристика: умеренно-длинноголовые, высокорослые, прямой разрез глаз, орлиный нос, лица более профилированные в горизонтальной плоскости, цвет кожи от красновато-коричневого до почти светлого. Первооткрывателям встречались среди дакота, манданов, зуни и других племен и совсем удивительные индейцы: светловолосые, голубоглазые и почти белокожие. Исследователи говорят, что так называемых "альбиносов" среди индейцев встречалось такое количество, что они ни у кого не вызывали удивления. Так было, например, у шайеннов, апачей, навахо. Обо всем этом пишет американский антрополог Шорт в своей книге "Древние жители Северной Америки". Наличие "альбиносов" среди индейцев вряд ли можно объяснить наивной теорией о последствиях изоляции. Новейшие исследования уже не подтверждают подобного взгляда на возникновение этого феномена. Почему же тогда не "побелели" веками живущие в полной изоляции в джунглях Центральной Африки пигмеи? В общем, кроме основного цвета кожи, в облике американоида и европеоида много общего.

Вирт предположил: если столь схожи антропологические характеристики, то значит должна была существовать контактная территория, на которой происходило формирование и взаимодействие этих двух рас. Герман Вирт считал такой территорией Арктогею, Северный Континент, примыкающий к Северному полюсу, где, по его мнению, зародилось белое человечество. Основная территория Арктогеи впоследствии опустилась на дно Северного Ледовитого океана, а ее южные районы, как считают некоторые современные исследователи, являются частью Русского Севера.

Вирт писал, что одним из главных признаков белой пра-расы была обязательно первая группа крови, а в дальнейшем, производная от нее вторая. В раннем палеолите началось расселение людей с Арктогеи. Первая волна достигла Америки и индейцы являются ее потомками. У чистокровных североамериканских индейцев исключительно первая группа крови и нет даже единичных случаев третьей или четвертой групп.

Герман Вирт считал, что переселение произошло прямо на американский континент, мы же, зная новейшие открытия археологии, можем предположить, что европеоидные предки индейцев спустились вначале на территорию Южной Сибири, где приобрели некоторые монголоидные признаки и уже оттуда в дальнейшем стали переселяться на территорию Америки. Следовательно, до переселения в Америку, индейцы и арийцы в далеком прошлом имели общую прародину и общих предков. Таким вкратце был взгляд доктора Вирта на происхождение американской расы. Целиком его теории о происхождении всех человеческих рас мы касаться не будем, так как она имеет довольно сложное построение и ее изложение не входит в нашу задачу.

Так был ли прав Герман Вирт? Имеем мы с индейцами общие корни или нет? Кажется, в этой теории есть разумное зерно. Давайте подумаем, ведь к взаимному сближению и влиянию предрасположены прежде всего родственные народы и расы. Взаимовлияние происходит, несмотря на все конфликты и войны.

Если рассмотреть влияние индейцев на белых, можно только удивляться, как "дикари" могли так повлиять на своих противников. Белые перенимали у индейцев не только различные сельскохозяйственные культуры, военную тактику, но, самое главное, предметы одежды и обихода. Было ли что-нибудь подобное в европейских колониях Азии и Африки? Конечно, были люди, интересовавшиеся туземной культурой и в одежде подражавшие арабам или китайцам, но это были единицы, тогда как белых трапперов Дикого Запада часто было трудно отличить от индейцев. Значит, индейская эстетика оказалась во многом близкой белому человеку. Подобных примеров можно привести очень много.

Коренные жители Америки - индейцы. Они отличаются неповторимой и трагичной судьбой. Ее неповторимость заключается в том, что этот народ сумел пережить период заселения материка европейцами. Трагичность связана с конфликтом между индейцами и представителями белой расы. Где живут индейцы в настоящее время? Как складывается их жизнь? Рассмотрим детальнее.

Экскурс в историю

Для того чтобы окунуться в жизнь индейцев, необходимо для начала осознать, кто они такие. В первый раз в Европе о них услышали только на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков, еще со школьного курса истории многие помнят знаменитое путешествие Христофора Колумба, когда в поисках Индии он достиг берега Америки.

Мореходы сразу окрестили местное население краснокожими, а по названию местности - индейцами. Хотя это был совершенно иной материк, отличный от того, который хотели найти. Так название закрепилось и стало общим для огромного количества народов, населявших два континента. Тогда бы на вопрос о том, где живут индейцы, любой образованный европеец ответил бы, что в Индии.

Для жителей Европы, безусловно, найденный материк был ценной находкой, дорогой в Новый свет. Однако для множества индейских племен, проживающих на этих землях порядка сорока тысяч лет, такое знакомство было совсем не нужно. Прибывающие европейцы не желали закрепить отношения или привнести что-то новое в жизнь коренного населения - они лишь вероломно забирали земли, тем самым отталкивая законных обитателей далеко вглубь государства, занимая и обустраивая пригодные для европейской жизни территории.

Со временем племена индейцев и вовсе были оттеснены за край своего первоначального места обитания, а их территории заселили европейцы, прибывшие из-за океана в поисках Индии.

Девятнадцатый век в истории индейцев

К середине XIX века Новые Земли были настолько колонизированы европейцами, что вольных земель, пригодных для проживания краснокожих практически не осталось. Где же проживали индейцы в этот период времени? Именно в тогда появляется понятие резервации земель. Резервированные земли представляли собой территории, плохо подходящие для осуществления сельского хозяйства. Такие земли были не нужны европейцам, поэтому их отдавали местным племенам.

Между двумя разными культурами и менталитетами вечно возникали конфликты, которые порой перерастали в откровенные столкновения с жертвами и ранеными. По устному договору между европейцами и племенами индейцев было решено, что проживать в резервации индейцы имеют полное право и могут получать продукты питания и все необходимое от белых. Но такая благотворительность происходила крайне редко.

Соглашение также включало в себя разделение земли, таким образом, чтобы каждому индейцу было представлено 180 акров. Стоит напомнить, что земля эта было очень плоха для ведения сельского хозяйства. Девятнадцатый век стал переломным в судьбе индейцев - они потеряли права и почти половину своего материка.

Новая история: измененное отношение к индейцам

В первой половине двадцатого века законодательство Соединенных Штатов Америки сделало североамериканских индейцев гражданами государства. Спустя несколько десятилетий, такое действие со стороны властей стало огромным шагом на пути примирения между враждовавшими народами. Кардинально было пересмотрено отношение к этому народу.

Места, где проживают американские краснокожие, как и они сами, стали интересовать американцев не исходя из убеждений наживы, а из-за того, что это часть культурного наследия собственной страны. В США возник дух гордости за стойких коренных жителей. У большинства граждан стали зарождаться идеи поощрения индейцев за их терпимость, американцы жаждали исправить то несправедливое отношение, которое даровали их предки коренному населению Америки.

Где живут индейцы сегодня?

В настоящее время краснокожее население Америки проживает в двух главных географических областях материка - это Северная и Латинская Америка. Тут необходимо отметить, что Латинская Америка - не представляет только Южную - в ее состав также входит Мексика и ряд островов.

Стоит проанализировать географические особенности расселения индейцев отдельно.

Североамериканские индейцы

Где сегодня обитают индейцы Северной части Америки? Напомним, что данная территориальная область представляет собой два масштабных государства, а именно США и Канаду.

Области обитания индейцев:

  • субтропики на представленной территории;
  • прибрежные районы северо-западной части материка;
  • Калифорния - это знаменитый штат, где живут индейцы;
  • юго-восточная часть Соединенных Штатов;
  • территория Великих равнин.

Основными видами деятельности индейцев является охота, рыбалка, собирательство и заготовка ценного меха. Более 60% современных индейцев проживают в крупных штатах и сельской местности по всей территории США. Остальные, как правило, живут на территориях государственной резервации.

Калифорния - известный район проживания индейцев

Западный кинематограф и популярная художественная литература очень часто рисуют картину проживания индейцев именно здесь - в Калифорнии. Это отнюдь не значит, что кантри-музыка и фильмы обманывают: такие же факты приводит и статистика.

Переписи населения Америки за прошлые десятилетий подтверждают, что большинство современных индейцев обитает в Калифорнии. Стоит заметить, что представители этой расы в данном мегаполисе уже давно смешались с остальным населением. За долгие годы большая часть из них утратили знание родного языка. Например, более 68% индейцев сегодня не знают ни одного языка, кроме английского. Лишь 20% отлично разговаривают на наречии собственного народа, как и на государственном.

Необходимо отметить, что калифорнийские краснокожие имеют определенные льготы, например, на образование и поступление в высшие учебные учреждения. Но предоставленными льготами большинство индейцев не пользуются. Сегодня среднее образование получают около 65% детей из индейских семей, а диплом бакалавра - всего 10%.

Места расселения индейцев в Латинской Америке

Имеются поселения индейцев в Южной Америке:

  1. Местность практически всей Латинской Америки заселена наследниками племен майя, ацтеков и тех, кто проживал на географической местности Центральной Америки до вторжения европейцев.
  2. Отдельное единство представляют собой индейцы бассейна Амазонки, главное отличие которых заключается в своеобразном поведении, сохранении традиций и коренных законов.
  3. Проживают на данной территории и такие общности, как индейцы Патагонии и Памп.
  4. Коренные жители Огненной Земли.

Перуанские индейцы

Перу - одна из латиноамериканских стран, которая находится на северо-западном тихоокеанском побережье Южной Америки. Чем значима для индейцев эта местность? Конкретно на территории государства размещалась столица одного из самых влиятельных стран коренных индейцев - Империи Инков. Индейцы Южной Америки до сих пор считают страну своей родиной.

Именно поэтому на территории Перу ежегодно проводятся феерические празднества в честь дня перуанских индейцев. Этот день представляет собой дату памяти и сохранения культурных традиций ушедших дней. День памяти индейцев - одно из самых красочных и знаменательных праздников для жителей города. Гостей и местное население ожидает большая ярмарка, демонстрация национальной кухни, интересный фестиваль и живая музыка в каждом уголке Перу.

В наше время выделить определенные географические зоны, где проживают индейцы, достаточно сложно. Большинство представителей народа живут сообща на своих оттесненных землях, сохраняя культурные традиции, вероисповедание и ценностные жизненные ориентиры. Другие же прочно ассимилировались с европейским населением, стали всецело придерживаться американских традиций и законодательства, проживать в мегаполисах. Большая часть последних забыла свой родной язык и историю великого народа.

Гипотеза о том, что индейцы были потомками древних евреев, египтян или греков, существовала на протяжении столетий, но воспринималась как очень неоднозначная. Джеймс Адэр, колонист XVIII века, который торговал с индейцами на протяжении 40 лет, писал, что их язык, обычаи и социальная структура очень похожи на еврейские.

Он писал в своей книге "История американских индейцев": "Очень трудно заставить преодолеть себя, не говоря уже о других, изменить устоявшиеся взгляды. Я ожидаю, что подвергнусь цензуре за противоречие общепризнанным взглядам или вмешательство в дискуссию, волнующую учёных с момента открытия Америки".

В последние годы д-р Дональд Пантер-Йейтс, придерживается схожих взглядов, столкнулся с негативной реакцией других учёных.

В науке существует широко устоявшееся мнение, что индейцы произошли от монголов. В исследовании 2013 г., указывается на наличие некоторых древне-европейских корней. Был проведён анализ человеческих останков из Сибири возрастом 24 000 лет. Учёные не выявили никакого их сходства с азиатскими народами, только с европейскими, при этом всплыла отчётливая связь с американскими индейцами. Но современное научное сообщество скептически относится к идее о том, что индейцы могут быть потомками древних жителей Ближнего Востока или древних греков, как это предположил Йейтс и другие учёные.

Йейтс сам по происхождению индеец-чероки. Он имеет степень д-ра по исследованию античности и является основателем института генетических исследований DNA Consultants. Всё это позволило ему разработать уникальные теории об истории американских индейцев и их связях с древними культурами. Анализы ДНК могут стать подтверждением этих теорий.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СХОДСТВА

Индейцы входят в пять генетических групп, известных как гаплотипы, каждый из которых обозначен буквами алфавита: A, B, C, D и X.

В статье "Аномалии ДНК чероки" он указывает на ошибку, распространённую во многих генетических анализах. "Генетики говорят, что A, B, C, D и X - это индейские гаплотипы. Поэтому они присутствуют у всех индейцев. Но это всё равно, что сказать: все люди передвигаются на двух ногах. Следовательно, если скелет какого-то существа имеет две ноги, то это человек. Но на самом деле, это может оказаться кенгуру".

Любое расхождение с гаплотипами обычно списывается на смешение рас после колонизации Америки европейцами, а не на первоначальные гены индейцев.

Но Йейтс, проанализировавший ДНК чероки, пришёл к выводу, что подобное смешение невозможно объяснить примесью европейских генов после 1492 г.

"Откуда же тогда взялись не европейские и не индейские гены? - задаётся он вопросом. - Уровень гаплогруппы T у чероки (26,9%) сопоставим с уровнем жителей Египта (25%). Египет - это единственная страна, где T занимает доминирующие позиции среди других митохондриальных линий".

Йейтс уделил особое внимание гаплотипу X, который "практически отсутствует в Монголии и Сибири, однако распространён в Ливане и Израиле".

В 2009 г. Лиран И. Слуш из Израильского технологического института опубликовал исследование, где утверждалось, что гаплотип распространился по всему миру с Галилейских холмов в северном Израиле и Ливане. Йейтс пишет: "Единственный народ на Земле, имеющий высокий уровень гаплотипа X, кроме индейцев таких племён как оджибве, - это друзы, живущие в северном Израиле и Ливане".

КУЛЬТУРНЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СХОДСТВА

Несмотря на то, что значительная часть культуры чероки была утрачена, Йейтс в своей книге "Кланы чероки" отмечает, что до сих пор сохранились легенды о предках, которые приплыли из-за морей и говорили на языке, похожем на древнегреческий. Между языками индейцев, египтян и ивритом можно проследить некоторые параллели.

Прототипом белокожего полубога Мауи индейцев-чероки может быть ливийский предводитель флота, убитый фараоном Птолемеем III около 230 до н.э., считает Йейтс. Слово "мауи" похоже на египетское слово, означающее "мореплаватель" или "проводник". По легенде, Мауи научил индейцев всем ремеслам и искусству. Он дал название для вождей чероки "аматойхи" или "мойтой", что можно перевести как "мореход" или "адмирал", говорит Йейтс.

Он вспоминает легенду одного из кланов чероки об отце Мауи по имени Таноа. Йейтс считает, что Таноа мог быть греческого происхождения. "Таноа был отцом всех светловолосых детей, он пришёл из земли под названием Атиа", - пишет он.

Под Атиа может подразумеваться Аттика - исторический регион, окружавший греческую столицу Афины. "Атиа" была местом, где находится "множество высоких храмов из алебастра", один из которых очень просторный, он был создан как место для встречи людей и богов. Там проходили спортивные соревнования, праздники в честь богов, встречи великих правителей, оно было источником войн, заставивших людей переселиться за океан.

"Сложно придумать легенду, которая бы более точно отражала греческую культуру", - пишет Йейтс. В гавайском языке существует слово "кариой" - развлечение, отдых. В греческом языке использовалось практически то же самое слово". Он отмечают и другие сходства.

"По словам старейшин, чероки, как и хопи, в древности говорили на языке не индейского происхождения. Но затем они перешли на могаукский язык, чтобы продолжать жить вместе с ирокезами. Их старый язык, похоже, включал большое количество заимствований из греческого, языка птолемейского Египта и древнееврейского", - говорит он.

Адэр отмечал лингвистическое сходство между ивритом и языками коренного населения Америки.

Как и в иврите, существительные в индейских языках не имеют падежей и склонений, пишет Адэр. Другое сходство - отсутствие сравнительной и превосходной степеней. "Ни в одном языке, за исключением иврита и индейских языков, не наблюдается такого дефицита предлогов. Индейцы и евреи не имеют служебных частей речи, чтобы разделять слова. Поэтому они должны присоединять определённые символы к словам, чтобы преодолеть этот дефицит", - пишет он.

ВЗГЛЯД ИЗ ПРОШЛОГО

Адэр способен пролить свет на культуру индейцев, что не под силу Йейтсу. Адэр активно общался с индейцами сотни лет назад, когда их традиции были ещё живы. Разумеется, следует допустить, что, будучи иностранцем, он мог неправильно истолковать некоторые аспекты их культуры.

"Из моих наблюдений я сделал вывод, что американские индейцы - прямые потомки израильтян. Возможно, это разделение произошло, когда древний Израиль был морской державой, либо уже после того, когда они попали в рабство. Последняя версия наиболее вероятна", - говорит Адэр.

У них схожая структура племени и организация жрецов, а также обычай устраивать священное место, считает он.

Он приводит один пример схожести обычаев: "Согласно законам Моисея, женщина после путешествия должна пройти очищение. У индейских женщин тоже существует обычай, когда они на некоторое время уединяются от своих мужей и любых общественных дел".

Адэр объясняет отсутствие обычая обрезания следующим образом: "Израильтяне 40 лет жили в пустыне и могли бы и не вернуться к этому болезненному обычаю, если бы Иисус Навин не ввёл его. Первые поселенцы в Америке, столкнувшиеся с тяжёлыми условиями жизни, могли отказаться от этого обычая и затем полностью забыть, особенно, если в путешествии их сопровождали представители восточных языческих народов".

Похоже, что сами чероки неоднозначно относятся к работам Йейтса. Центральный сайт чероки опубликовал выдержки из исследования Йейтса, однако отдельные комментарии, сделанные его читателями, указывают на то, что чероки не желают поддерживать подобные теории.

Говоря о клане чероки, Йейтс утверждает: "Некоторые из них исповедовали иудаизм, несмотря на то, что старейшины Объединённой китувы (организация чероки) яростно отрицают это".

НА ГЛАВНУЮ

Ни для кого не секрет, что коренными жителями Северной Америки являются индейцы, обосновавшиеся тут задолго до появления белого человека. Первым европейцем, встретившим индейцев, был итальянский мореплаватель Христофор Колумб. Он же и назвал незнакомый народ «индейцами», поскольку полагал, что его корабли достигли Индии. Европейская колонизация, начавшаяся на этих землях после открытия Колумба, вынудила коренное население Америки оставлять свои родные земли и бежать на запад к побережью Тихого океана. Однако колонизаторы с каждым годом продвигались всё дальше вглубь материка. В XIX-XX веках руководство США за бесценок выкупало земли коренного населения и переселяло индейцев в резервации. На сегодняшний день в резервациях проживает около 4 миллионов человек. Поскольку американское правительство закрывает глаза на царящие в резервациях антисанитарию, болезни, нищету и преступность, потомки североамериканских индейцев вынуждены жить в тяжелейших условиях, лишённые элементарных удобств и достойного медицинского обслуживания.

Происхождение индейцев

Ни в одной из стран Северной Америки до сих пор не были найдены останки человекообразных обезьян или доисторических людей. Этот факт говорит о том, что первые люди современного типа пришли в Америку извне. Последние исследования показывают, что коренные народы Северной Америки относятся к монголоидной расе и генетически наиболее близки жителям Алтая, Сибири и Монголии.

История расселения индейцев в Америке

В эпоху последнего ледникового периода началась волна эмиграции из Евразии в Северную Америку. Переселенцы двигались по узкому перешейку, когда-то находившемуся на месте Берингова пролива. Скорее всего, в Америку с разницей в несколько сотен лет прибыли две крупных группы переселенцев. Вторая группа пришла на континент не позднее 9000 г. до н. э., так как примерно в это время ледник стал отступать, уровень Северного Ледовитого океана повысился, и перешеек между Северной Америкой и Сибирью скрылся под водой. В целом же, исследователи не пришли к единому мнению относительно точного времени заселения Америки.

В древности ледник покрывал практически всю территорию современной Канады, поэтому, чтобы не оставаться посреди снежной пустыни, переселенцы из Азии должны были долго двигаться вдоль русла реки Маккензи. В конечном итоге, они выходили на современную границу США и Канады, где климат был намного мягче и плодороднее.

После этого часть переселенцев поворачивала на восток — к Атлантическому океану; часть — на запад — к Тихому океану; а остальные двигались на юг — на территорию современной Мексики, Техаса и Аризоны.

Классификация индейских племён


indian village

Переселенцы быстро обжились на новом месте и постепенно стали терять культурные и бытовые привычки своих азиатских предков. Каждая из групп мигрантов стала приобретать собственные черты и особенности, отличавшие их друг от друга. Это было связано с различиями климатических условий, в которых жили эти народы. Уже в архаический период выделилось несколько основных групп североамериканских индейцев:

  • юго-западная;
  • восточная;
  • жителей Великих равнин и прерий;
  • калифорнийская;
  • северо-западная.

Юго-западная группа

Индейские племена, проживающие на юго-западе материка (Юта, Аризона), отличались самым высоким уровнем развития культуры и техники. К числу проживавших тут народов относились:

  • Пуэбло — один из самых развитых коренных народов Северной Америки;
  • Анасази — культура, родственная пуэбло.
  • Апачи и навахо, поселившиеся в XIV-XV веках на землях, покинутых пуэбло.

В архаическую эпоху юго-запад Северной Америки был плодородным регионом с мягким и влажным климатом, что позволило обосновавшимся здесь пуэбло успешно заниматься сельским хозяйством. Они преуспели не только в выращивании различных агрокультур, но и в строительстве сложных ирригационных систем. Животноводство ограничивалось лишь выращиванием индюков. Также обитателям юго-запада удалось приручить собаку.

Многие культурные достижения и изобретения индейцы юго-запада заимствовали у своих соседей — майя и тольтеков. Заимствования прослеживаются в архитектурных традициях, быте и религиозных воззрениях.

Люди пуэбло селились преимущественно на равнинах, где строились большие поселения. Помимо жилых домов, пуэбло возводили крепости, дворцы и храмы. Археологические находки говорят об очень высоком уровне ремёсел. Исследователи обнаружили здесь множество ювелирных изделий, инкрустированные драгоценными камнями зеркала, великолепную керамику, каменную и металлическую посуду.

Близкая к пуэбло культура анасази обитала не на равнинах, а в горах. Сначала индейцы селились в естественных пещерах, а потом стали вырубать в скалах сложные жилые и культовые комплексы.

Представители обеих культур отличались высоким художественным вкусом. На стены жилищ наносились великолепно выполненные изображения, одежда людей пуэбло и анасази была украшена большим количеством бусин из камня, металла, кости и раковин. Элемент эстетики древние мастера привносили даже в самые простые вещи: плетёные корзины, сандалии, топоры.

Одним из главных элементов религиозной жизни индейцев юго-запада был культ предков. Люди того времени с особым трепетом относились к предметам, которые могли принадлежать полумифическому прародителю — курительным трубкам, украшениям, посохам и т. д. Каждый клан поклонялся своему предку — животному, духу или культурному герою. Поскольку на юго-западе довольно быстро совершился переход от материнского рода к отцовскому, здесь рано сформировался патриархат. Мужчины, принадлежащие к одному клану, стали создавать свои тайные общества и союзы. Такие союзы справляли религиозные церемонии, посвящённые предкам.

Климат на юго-западе постепенно менялся, становясь всё более засушливым и жарким. Местным жителям приходилось прилагать все усилия для того, чтобы добывать воду для своих полей. Однако им не помогли даже самые лучшие инженерные и гидротехнические решения. В начале XIV века началась Великая засуха, затронувшая не только североамериканский континент, но и Европу. Пуэбло и анасази стали переселяться в регионы с более благоприятным климатом, а на их земли пришли навахо и апачи, перенявшие культуру и быт своих предшественников.

Восточная группа

Племена, относящиеся к восточной группе, обитали в районе Великих озёр, а также на обширной территории от Небраски до Огайо. В число этих племён входили:

  • Народы кэддо, потомки которых ныне живут в резервации в Оклахоме;
  • Катоба, в XIX веке выселенные в резервацию в Южной Каролине;
  • Ирокезы — один из самых высокоразвитых, многочисленных и агрессивных племенных союзов в регионе;
  • Гуроны, большая часть которых ныне проживает в Канаде — в резервации Лоретт, и многие другие.

Начало этим народностям дала высокоразвитая миссисипская культура, существовавшая с VIII по XVI век. Входившие в неё племена строили города и крепости, создавали огромные погребальные комплексы и постоянно воевали с соседями. Наличие храмов и гробниц говорит о наличии у этой группы племён сложных представлений о загробном мире и устройстве Вселенной. Свои идеи люди выражали в символике: изображениях пауков, глаз, воинов, соколов, черепов и ладоней. Особое внимание уделялось погребальным церемониям и подготовке умершего к жизни вечной. Результаты археологических раскопок позволяют говорить о неком культе смерти, существовавшем в этом регионе. С ним связана не только пышность погребений местных вождей и жрецов, но и кровавые жертвоприношения, часто практиковавшиеся представителями миссисипской культуры. Особое значение для жителей востока играли промысловые культы, обеспечивающие удачу в охоте и рыбалке.

Также представители восточных племён поклонялись своим тотемам — предкам из животного мира. Изображения тотемных животных наносили на жилища, одежду и оружие. Самым почитаемым зверем на востоке Северной Америки был медведь. Но отдельные племена могли почитать и других животных: хищных птиц, волков, лис или черепах.

Наиболее известный археологический памятник, который оставили после себя индейцы востока — это курганный комплекс Кахокии — одного из самых больших городов в регионе.


Изображение города

По-видимому, племена, жившие на востоке Северной Америке, обладали сложной социальной структурой. Основную роль в жизни племени играли вожди и жрецы. Среди знатных особ существовало нечто вроде вассальной зависимости, определявшей общественную иерархию в Западной Европе. Вожди наиболее богатых и развитых городов подчиняли себе глав более мелких и бедных поселений.

Восток Северной Америки в те времена был покрыт густым лесом, что определило круг основных занятий индейцев из этой группы. Племена жили преимущественно за счёт охоты. Кроме того, здесь довольно быстро стало развиваться сельское хозяйство, хотя и не такими темпами, как на юго-западе.

Жителям востока удалось наладить торговлю с соседними народами. Особенно тесные связи были установлены с обитателями современной Мексики. Взаимовлияние двух культур прослеживается в архитектуре и некоторых традициях.

Ещё до прихода европейцев миссисипская культура стала приходить в упадок. Очевидно, в связи с резким ростом населения, местным жителям стало не хватать земли и ресурсов. Также исчезновение этой культуры может быть связано с Великой засухой. Многие местные жители стали покидать насиженные места, а оставшиеся перестали строить роскошные замки и храмы. Культура в этом регионе значительно огрубела и упростилась.

Жители Великих равнин и прерий

Между засушливым юго-западом и покрытым лесами востоком лежала длинная полоса прерий и равнин. Она простиралась от Канады до самой Мексики. В древности обитавшие тут народы вели преимущественно кочевой образ жизни, но со временем они стали осваивать сельское хозяйство, строить долговременные жилища и постепенно переходить к осёдлости. На Великих равнинах жили следующие племена:

  • Народ сиу, ныне проживающий в Небраске, обеих Дакотах и на юге Канады;
  • Айова, в первой половине XIX века отселённые в резервации Канзаса и Оклахомы;
  • Омаха — племя, едва уцелевшее после разразившейся в XVIII веке эпидемии оспы.

Долгое время индейцы заселяли только восточную часть прерий, где протекало несколько крупных рек, в том числе, Рио-Гранде и Ред-Ривер. Здесь они занимались выращиванием кукурузы и бобовых, а также охотились на бизонов. После того как европейцы завезли в Северную Америку лошадей, образ жизни местного населения сильно изменился. Индейцы прерий частично вернулись к кочевничеству. Теперь они могли быстро перемещаться на большие расстояния и следовать за стадами бизонов.

Помимо вождя, важную роль в жизни племени играл совет, куда входили главы родов. Они решали все ключевые вопросы и отвечали за проведение некоторых религиозных ритуалов. Однако настоящими лидерами племён были не вожди и старейшины, а колдуны. От них зависели погодные условия, численность бизонов, результаты охоты и многое другое. Индейцы прерий верили, что каждое дерево, ручей или животное заключает в себе духа. Для того чтобы добиться удачи или не навлечь на себя беду, нужно было уметь договариваться с такими духами и делиться с ними добычей.

Именно облик жителя Великих равнин лёг в основу растиражированного в медиакультуре образа типичного североамериканского индейца.

Калифорнийская группа


Индейцы Калифорнии

Часть азиатских переселенцев, направлявшаяся на юго-запад, решила не оставаться на равнинах Аризоны и Юты, а продолжила путь на запад, пока не упёрлась в тихоокеанское побережье. Место, куда пришли кочевники, казалось по-настоящему райским: тёплый океан, полный рыбы и съедобных моллюсков; обилие фруктов и дичи. С одной стороны, мягкий климат Калифорнии позволил переселенцам жить, ни в чём не нуждаясь, и способствовал росту численности населения, но с другой стороны, тепличные условия существования негативно сказались на уровне культуры и бытовых навыков местных индейцев. В отличие от своих соседей, они так и не стали заниматься сельским хозяйством и приручением животных, не добывали металлы и ограничивались строительством лишь лёгких шалашей. Мифологию калифорнийских индейцев также нельзя назвать развитой. Представления о строении вселенной и загробного мира были весьма расплывчатыми и скудными. Также местные жители практиковали примитивный шаманизм, преимущественно сводившийся к простому знахарству.

В Калифорнии проживали следующие племена:

  • Модоки, чьи потомки с начала ХХ века находятся в резервации в Орегоне;
  • Кламаты, проживающие ныне в одной из калифорнийских резерваций, и многие другие более мелкие племена.

В середине XIX века в Калифорнию пришёл белый человек, и большая часть проживавших здесь индейцев оказалась истреблённой.

Северо-западная группа

Севернее Калифорнии, на территории современных Вашингтона, Орегона, Аляски и Канады обитали индейцы с абсолютно иным жизненным укладом. Сюда относились:

  • Цимшианы, ныне проживающие на территории США и Канады;
  • Блэкфуты — достаточно многочисленное племя, потомки которого живут в Монтане и Альберте;
  • Салиши — племя китобоев, ныне обитающее в Вашингтоне и Оригоне.

Климат на этих землях был суровым и не пригодным для сельского хозяйства. Долгое время север США и Канада были заняты ледником, но по мере его отступления люди заселяли эти земли и приспосабливались к новым условиям.


Индейцы Лакота в традиционной одежде и западной

В отличие от своих южных соседей, местные жители мудро распоряжались данными им природными ресурсами. Поэтому северо-запад стал одним из богатейших и наиболее развитых регионов на материке. Живущие тут племена добились больших успехов в китобойном промысле, рыбалке, охоте на моржей и животноводстве. Археологические находки свидетельствуют об очень высоком культурном уровне индейцев северо-запада. Они искусно выделывали шкуры, занимались резьбой по дереву, изготавливали лодки и вели торговлю с соседями.

Жилищами индейцам северо-запада служили деревянные срубы из кедровых брёвен. Эти дома богато украшались изображениями тотемных животных и мозаиками из раковин и камня.

В основе мировоззрения местных жителей лежал тотемизм. Общественная иерархия строилась в зависимости от принадлежности человека к тому или иному роду. Животными-прародителями самых крупных кланов были — ворон, кит, волк и бобёр. На северо-западе был высоко развит шаманизм и существовал целый набор сложных культовых обрядов, при помощи которых можно было обратиться к духам, наслать порчу на врага, исцелить больного или получить удачу в охоте. Кроме того, среди индейцев северо-запада распространены представления о реинкарнации предков.

Поскольку основным источником богатств и пропитания для индейцев северо-запада был океан, Великая засуха XIII-XIV веков никак не отразилась на их повседневной жизни. Регион продолжал развиваться и процветать вплоть до появления здесь европейцев.

(8 оценок, среднее: 4,88 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Когда Колумб открыл Америку, новый материк уже был заселен людьми. Эти люди, названные завоевателями "индейцами", отличались и от европейцев, и от азиатов, и от африканцев. Из-за недостатка фактических данных историки и археологи долгoe врeмя не могли решить, от кого произошли индейцы. Тайна стала приоткрываться лишь в последние годы, когда на помощь историкам пришли генетики. О последних открытиях генетиков, изучающих человеческие расы, рассказал член-корреспондент Российской Академии наук, заместитель директора Института Общей Генетики Илья Захаров-Гезехус в беседе c Александром Костинским и доктором биологических наук, одним из авторов дружecтвeннoгo нaм caйтa "Пoрт-Фoлиo" Александром Марковым
Заселение Америки, происхождение американских индейцев - одна из загадок древнейшей человеческой истории. По поводу этой исторической загадки ведется множество споров. Археология смогла добыть лишь очень скудные сведения. Казалось бы, эта тема навсегда обречена остаться предметом бесконечных споров. Но неожиданно историки получили помощь от генетиков, от биологов, которые изучают наследственную информацию, записанную в генах. Оказалось, что в генах современных людей можно найти указания на события давней человеческой истории.
Некоторое время тому назад в oднoй из передач радио "Cвобода", посвященной истории спасения породы тувинских овчарок, рассказывалось об экспедиции в Туву, возглавленной Захаровым-Гезехусом. Одной из задач экспедиции был сбор материалов о генетических особенностях населения этого региона. Эти сведения должны были позволить составить характеристику генофонда тувинцев.
К полученным дaнныx был затем добавлен материал, собранный в других регионах юга Сибири и Центральной Азии: горном Алтае, Хакасии, Бурятии, Монголии. В результате исследований был получен неожиданный результат: из современных азиатских народов генетически наиболее близкими американским индейцам оказались именно тувинцы.
Метод, который привел к тому, что сейчас можно говорить, что, по-видимому, американские индейцы происходят из района Тувы, Саян, Алтая, состоял в следующем.
Человеческий геном содержит несколько частей, которые разным образом передаются в ряду поколений. Каждый человек получает хромосомы от отца и матери. Другая часть генома, которая оказалась очень удобной для исследований, называется митохондриальная ДНК. Она изучается с конца 80-х годов. Эта часть генома передается строго по женской линии. То есть свою митохондриальную ДНК женщина передает своим детям, сыновьям и дочерям, но от сыновей последующему поколению митохондриальная ДНК не передается. Все люди немного отличаются друг от друга митхондриальной ДНК. На этом, кстати, основано проведение судебно-медицинских исследований. Но в данном исследовании были важны не индивидуальные особенности митохондриальной ДНК, а более общие расовые особенности. Крупнейшие человеческие расы, обитающие на разных континентах, имеют свои наборы вариантов митохондриальной ДНК. Не какой-то один вариант, а определенный спектр. Наиболее узкий спектр этих вариантов оказался у американских индейцев. Выяснено, что у американских индейцев есть четыре часто встречающихся типа митохондриальной ДНК и один очень редкий. Первые четыре были обозначены буквами A, B, C, D, а редкий (меньше, чем 3%) тип - буквой Х.
В Азии встречаются 10 - 15 вариантов. Но в отличие от европейцев, у многих азиатских народов присутствуют A, B, C, D варианты, которые, как сказано, наиболее часто встречаются среди американских индейцев. Когда это было обнаружено, тем самым были получены генетические аргументы в пользу гипотезы заселения Америки именно из Азии.
Следующим был вопрос: какие из ныне живущих азиатских народов генетически наиболее близки индейцам-америндам? (Америнды - сокращение слов "американские индейцы"). Исследователи прежде всего стали изучать народы cеверной Сибири, которые территориально расположены ближе всего к Америке. Считается, что заселение шло через Берингов пролив, которого не существовало 20-15 тысяч лет тому назад. Там была земля и в Америку можно было перейти посуху. Изучение сибирских народов показало, что они имеют эти "американские" варианты, но не все. Некоторые сибирские народы - один или два варианта, один из народов - три варианта. Это означает, что чукчи, эскимосы, коряки не годятся в предки американских индейцев.
Оказалось, что наибольшая концентрация всех четырех вариантов - у тувинцев, где-то около 70% вариантов. У америндов их более 95%. То есть тувинцы оказались очень сильно похожими на американцев.
Ружье, которое висело на стене и должно было выстрелить - это вариант Х. Загадкой было его происхождение. В Азии его не находили, но обнаруживали в Европе. Тонкие анализы показали, что у американских индейцев Х-вариант не занесен пришлыми европейцами; в одной из работ группы Захарова-Гезехуса этот вариант был найден у алтайцев в горном Алтае. Причем тоже вариант древний, отличающийся от европейского и более близкий американскому. У тувинцев Х-вариант пока не найден.
Таким образом, в алтае-саянском регионе, охватывающем горный Алтай и Туву, представлены все варианты митохондриальной ДНК, свойственные америндам, включая вариант Х, которого нет ни у одного другого азиатского народа. Предполагается, что, по некоторым оценкам, 15-20 тысяч лет тому назад какая-то часть древнего населения Центральной Азии двинулась на северо-восток, достигла Берингию и дальше перешла в Америку. Остальная часть древнего населения Центральной Азии здесь и осталась и дала начало современным народам.
Сколь быстро переселенцы прошли Сибирь - сказать трудно. Но от Берингии индейцы дошли до Патагонии и до самого юга Южной Америки - огромное расстояние. То есть одна и та же раса, одно и то же племя, пересекло всю Америку до Огненной земли. У палеонтологов есть данные о том, что одновременно с заселением Америки с севера на юг двигалась волна массового вымирания крупной фауны. То есть это были охотники, которые истребляли на своем пути всех самых крупных животных.
Еще один вопрос: четыре типа митохондриальных ДНК у америндов - означает ли это, что все американские индейцы происходят от каких-то четырех женщин? Ответ на этот вопрос - конечно, да. Индейцы, как и любой народ, происходят от какого-то племени, где было не четыре женщины, а, скажем, сорок или больше. Но если в этом предковом племени, предположим, было сорок женщин, то 36 из них не оставили женского потомства. Получается, что все америнды происходят от четырех или от пяти женщин и что 70% тувинцев происходят от этих же самых четырех женщин. Сделали расчеты; выходит, что женщина-прародительница С-типа митохондриальной ДНК и другая женщина, прародительница D-типа, жили в Центральной Азии примерно 30 тысяч лет назад. Эти расчеты основаны на том, что более или менее известна скорость изменения отдельных химических звеньев в ДНК.
В конце беседы было замечено, что имеется переведенная на русский язык очень хорошая книга "Семь дочерей Евы" английского генетика, в которой показано, что практически все европейцы произошли от семи женщин. Они жили в разное время и в разных районах - одна на Балканах, другая на Ближнем Востоке; потом их потомки перемешались, но вначале их было семь.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...