Предмет этнической социологии. Этносоциология

Введение

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.

Этническая социология

Предмет и объект этнической социологии

Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС.

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения. В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

"Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены", - таким было представление о новой дисциплине.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.

(Документ)

  • Евтух В. Этносоциология: объектно-предметное поле и перспективы исследований (Документ)
  • Камышев Э.Н. Социология (Документ)
  • n1.doc

    Глава 1: Предмет, структура, функции и задачи этносоциологии

    В современном научном мышлении сложилось большое разнообразие наук, изучающих феномен этичности и этнических общностей. Каждая из.этих наук имеет собственный подход к изучению общего объекта, свой особый предмет, который не исчерпывает весь объект.

    Термин «этносоциология» впервые появился в трудах немецкого ученого Рихарда Турнвальда, который обосновал необходимость сочетания этнологического и социологического знания и формирования нового научного направления, изучающего структуры и процессы, происходящие как внутри этнических групп, так и между ними.

    Практически первой советской работой в этом направлении была книга, вышедшая в 1984 г., авторы которой обозначили такое расширительное объяснение цели этносоциологии как изучение «этнического в социальном и социального в этническом».

    В отечественной научной литературе сегодня существует множество различных толкований термина «этносоциология» и того, что составляет предмет данной науки: от полного отказа признать этническую социологию до отождествления ее с социологией, от признания ее лишь прикладной политологической дисциплиной до редуцирования к этнологии.

    В коллективной работе группы ученых Института этнологии и антропологии РАН, посвященной исследованию этносоциологических проблем русского народа, утверждается, что главный предмет этносоциологии составляет «современная жизнь пародов: их социальная структура и мобильность, перемещения, социальные аспекты их трудовой, культурной и бытовой жизнедеятельности, этнические особенности психологии и межнациональные отношения».

    Новый, более конкретизированный ответ на вопрос, что составляет предмет этнической социологии, уже известные нам ученые Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева и А.А. Сусоколов дают в книге «Этносоциология», вышедшей в 1998 г. В ней отмечается, что предметная область этносоциологических исследований весьма широка, что предмет этносоциологии - это «изучение социальных аспектов развития и формирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти труппы, и социальной среды».

    Чтобы ясно сформулировать предмет этносоциологии, необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о междисциплинарном характере этой науки. Этот характер подтверждается всем процессом зарождения, становления и развития науки, в чем мы будем убеждаться в последующих главах учебника.

    Дисциплинарная сущность двух наук - этнологии и социологии вполне очевидна. В самом широком смысле социология изучает общество как социальную систему, ее функционирование и развитие, а также ее составные элементы: личность, социальные общности, институты. А этнология (или этнография) изучает и объясняет этнографическую картину мира, различные проблемы этнических общностей, народов.

    Итак, социальные общности самого различного порядка входят в предмет социологии, а к многообразным общностям относятся и этнические общности, которые изучаются этнологами, этнографами. Но, как мы знаем, существует глубокое различие между социологией и этнологией. Если перефразировать Дж. Смелзера, то можно сказать, что этнологи и социологи «задаются разными вопросами». Но при этом этнологи учитывают общесоциологические закономерности, а социологи нередко работают в предметном поле этнологии. Так появляется область единства этнологического и социологического знания, их взаимодействия. Здесь преодолевается некоторая ограниченность познавательных возможностей двух наук, каждая из которых в отдельности не может претендовать на всеобщий социологический анализ этнонациональной проблематики. Так социология и этнология становятся генетической «колыбелью» для этносоциологии. Собственный предмет и статус этносоциологии отличают ее как от наук, из которых она возникла, так и от тех, с которыми она соприкасается.

    Рассмотрим взаимоотношения этносоциологии со множеством областей знания, объектом которых являются этнические образования, проблемы этничности, где предметные поля пересекаются.*

    Каждая из научных дисциплин, имеющих префикс «этно» и занимающихся изучением этнических общностей и процессов, обладает собственным предметом исследования. Этнопсихология изучает психологическое своеобразие различных народов. Этноэкология исследует особенности взаимодействия различных этносов и природной среды. Этнополитология рассматривает влияние этничности на политический выбор. Этнолингвистика связывает языкознание и этнографию по таким важным направлениям, как язык и этнос. Этноархеология изучает материальную культуру народов. Этноистория занимается проблемами этногенеза, происхождения народов и процессов их формирования.

    В современной западной социологии возникла этнометодология («people"s methods», т.е. «методы людей»), основоположником которой является американский ученый Г. Гарфинкель. С помощью методов этнографии и социальной антропологии этнометодология разрабатывает свои концепции па материале «примитивных» культур и этнических общин. Основное внимание уделяется выявлению универсальных социальных структур, определяющих человеческое знание. Методы исследования антропологией «примитивных» общин распространяются на изучение всех социальных и культурных явлений. Основанная Г. Гарфинкелем наука претендует на роль метанауки, на статус общей методологии социальных наук. Так, сравнительные исследования глубинных структур повседневных, обыденных побуждений и поступков людей, принадлежащих различным этническим общинам, встали перед проблемой преодоления отрыва своей теории от практики, т.к. их теоретические построения оказались исключительно в кругу собственных понятий и искажали обыденную практику, игнорируя социальные факторы, влияющие на поступки людей. Хотя следует признать, что этнометодологи ведут поиск в важной области социальной реальности исследования того, как люди конструируют эту реальность.

    Таким образом, каждая из вышеназванных дисциплин отличается своим предметом исследования, своим местом в системе научного знания. В своих предметных областях они различаются теми или иными аспектами этнонациональной проблематики. Конечно, они используют выводы и исследовательские результаты друг друга. Это относится и к этносоциологии. Взаимоотношения и взаимодействия ее с другими науками не делают «размытыми» паши представления о предмете этносоциологии.

    Предметом этносоциологии являются социологически релевантные связи, отношения, структуры, существующие внутри этнических общностей и при их взаимодействии. Этносоциологию можно назвать социологическим, стереоскопическим видением этнонациональной проблематики. В самом широком смысле этносоциология является, с одной стороны, рациональным социологическим способом изучения этнонациональной структуры общества, а с другой стороны - теоретическим выражением множества концепций, отражающих различные позиции и взгляды на эти самые социологически значимые связи, явления, процессы, взаимодействия, которые трактуются как биологические, психологические, социальные или политические реальности.

    Исходя из того, что социально-гуманитарные науки - это науки о человеке и «человеческом мире», а не только - о системах, структурах и процессах, можно сказать, что этносоциология изучает человека как носителя этничности* , взаимодействующего с социальной средой. Этносоциология изучает коммуникации homo ethnikos (человека этнического) и общества, взаимосвязь этнической идентичности и социального поведения человека.

    Среди иных социальных групп этнические общности отличаются относительной устойчивостью. Этносоциология рассматривает их как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно - эволюционно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.

    В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде.

    Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Еe называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.

    Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных. Важно отметить, что проведение жесткой границы между теоретическими и прикладными исследованиями неприемлемо для этносоциологии, в которой ни теория, ни эмпирика сами по себе не имеют ценного значения. Также напрасно опасаться, что этносоциология может претендовать на роль метаметодологической основы для других наук, в предметную область которых входят различные аспекты изучаемых ею связей, структур и процессов.

    Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.

    Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Феномен этничности и межэтнических отношений, проблемы этнической идентичности и этнической стратификации, проявления расизма, этноцентризма и национализма затрагивают весьма рецептивную сторону жизни людей. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке, способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.

    Таким образом, изложенное понимание предмета, структуры, задач и функций этносоциологии позволяет придти к выводу о том, что именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека. Методология этносоциологических исследований представляет совокупность подходов. Это дает оппонентам аргумент для критики этносоциологии как полноценной научной дисциплины, обладающей собственными методами исследования. Однако именно амбивалентный характер этносоциологии обуславливает отказ от монизма в использовании методов. Естественно, что она основывается на общих аналитических методах, наиболее широко применяемых социологией. Это проведение системного анализа, формирования информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой, выработка практических предложений и рекомендаций. В прикладных исследованиях могут использоваться такие методы, как исторические, лингвистические, археологические, так и «включенное наблюдение». Это и кросс-культурный анализ, опросы, анкетирование, статистика, контент - анализ прессы и литературы, математическо-статистические методы и т.д.

    Множественность методов помогает достигать широты подхода и учета различных альтернатив. И хотя нередко платой за широту подходов становятся проблемы, которые возникают на пути приведения этносоциологических понятий к строгим теоретическим канонам в силу большого числа изучаемых переменных, все же именно различные конфигурации методов подтверждают всеобщность знания. Такой плюрализм позволяет, по выражению де Сантоса, ставить научные вопросы на разных языках.

    Методология этносоциологии не сводится только лишь к совокупности методов и принципов подхода к изучению

    этносоциологических фактов и явлений, она включает в себя также различные теоретические парадигмы - функционалистскую культурологическую, интеракционистскую, психологическую, комммуникативную и др.

    Самоопределение этносоциологии в ее предмете и всей атрибутике как науки - это процесс длительный, вариативный идаже противоречивый. В нашей стране теоретические и методологические проблемы этносоциологии имеют большую сложную историю вмешательства политики и идеологии в ход научных дискуссий и долгого господства однолинейно-детерминистского, классово-экономического подхода. Более подробно этот вопрос будет рассматриваться в третьей главе.

    По целому ряду существенных вопросов этносоциология в нашей стране имеет свои особенности, что сильно отличает ее oт соответствующего научного направления в социологии в других странах. Немецкие этносоциологи, давшие название научной дисциплине, концентрируют внимание на двух формам «общественных конфигураций»: социально-организаторских догосударственных обществах и социокультурных группах, включенных в государственные союзы. В Англии и Франции научное направление, названное Р. Турнвальдом «этносоциология». существует в рамках «социальной антропологии», которой более присуще изучение «примитивных» культур и традиционных общественных систем. В США первые этносоциологические исследования были обобщены У. Томасом и Ф. Знанецким в ставшей классической для американской социологии работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». В современной американской науке получили развитие «культурная антропология», для которой характерно тяготение к слиянию с социальной антропологией, а также «социология развития», изучающая этнические общности в развивающихся странах. Проблемы межэтнических взаимодействий в современных обществах исследуются в рамках «социологии межэтнических отношений».

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Предмет и методы этносоциологии

    Этносоциология - это дисциплина, которая изучает социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

    Этническая социология является пограничной наукой между социологией и этнологией. Объект этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы - части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. Этносоциологи в своих исследованиях используют комплексный подход, т.е. учитывают особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности. Культурологический метод: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей (коллективный подход): в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты. Подход, который выявляет взаимоотношения: помогает понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, взаимодействия людей - это роли. Роль - поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определённую позицию в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т.д. Психологический метод: объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества. С точки зрения психологического подхода этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества, влияние среды, в том числе и этнической на личность в процессе ее социализации.

    2. Структура, задачи, функции этносоциологии

    Функции этносоциологии: 1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий. 2) Практико-преобразовательная. Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную. 3) Просветительская. В условиях конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах. Место этносоциологии в системе научных знаний. Этносоциология, являясь одним из направлений социологии, её частью, тесно связана с экономикой, политологией, социальной психологией, историей, антропологией и другими общественными дисциплинами. Пересматриваются ведущие теории развития общества. К примеру, теорию модернизации критиковали за то, что модернизация несла не только технические блага, расширяла свободу выбора человека, но и сохраняла отсталость, не избавляла от нищеты; на её фоне росли отчуждённость и девиантное поведение. Социологи признали, что уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко вносит дезорганизацию в социальную жизнь. Общая область изучения наблюдается и с социальной психологией (этническая идентичность и межэтнические отношения). Однако психологические исследования нацелены на изучение установок, ценностей, психологических процессов (общение), но этого не достаточно для объяснения жизни тех или иных этнических общностей. Важно учитывать социальные интересы, культурные традиции, политическую и экономическую ситуации. Говоря о связи с этносоциологии с политологией, можно отметить, что политические интересы существенно влияют на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов. Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. В России остро стоит вопрос о доступе к власти людей разных национальностей. Эти и другие вопросы, связанные с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляют область совместного изучения политологов и этносоциологов. В ходе экономической трансформации общества также потребовалось изучение этнонациональных факторов. Это связано с экономическим национализмом (люди разных национальностей пытаются получить права контроля за ресурсами), а также с готовностью представителей разных этносов к участию в разных формах собственности.

    Область этносоциологии широка, включает: 1) этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах, в том числе тенденции в профессиональных ориентациях). 2) темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в РФ, межгосударственная миграция на постсоветском пространстве. 3) этническая специфика внутрисемейный отношений. 4) тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах. 5) межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции. 6) этническое самосознание, авто и гетеро стереотипы, внутриэтническая солидарность. 7) этнические интересы и установки на межэтнической общине.

    3. Основные понятия этносоциологии

    АВТОНОМИЯ - в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций. АВТОСТЕРЕОТИПЫ - устойчивые представления этноса о своих качествах. АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов. АССИМИЛЯЦИЯ - тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным. ГЕНОЦИД - истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. ДИАСПОРА - пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. ИНТЕГРАЦИЯ - в межкультурном взаимодействии сохранение разными группами присущих им культурных индивидуальностей, но объединение их в одно общество на иных основаниях. КОРЕННОЙ ЭТНОС - аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни. КСЕНОФОБИЯ - враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т.п. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ - обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. МЕНТАЛИТЕТ - привычки сознания и стереотипы поведения, которые самими людьми не осознаются, но лежат в основе их видения мира. Это глубинная и устойчивая структура любой культуры, включающая в себя коллективное сознание и бессознательное. НАРОД - субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны, характеризующийся единством генезиса, языка, религии и художественных традиций. НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. НАЦИОНАЛИЗМ - идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям. НАЦИЯ - исторический тип этноса, представляющий собой социально - экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе государственности, общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и самосознания. РАСА - исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - причисление себя к группе людей определенной национальности. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ - форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса. ЭТНОЛОГИЯ - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. ЭТНОС - устойчивая совокупность людей, обладающих общими психофизиологическими признаками, общностью территории в момент возникновения и на ранних этапах этногенеза, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

    4. Социо-исторические концепции этничности

    Был сформулирован и разработан К. Гирц, Э. Стюард, П. Ван ден Берг, Бромлей. В концепциях этих ученых этничность интерпретировалась в качестве начальных х-к индивида, как врожденное свойство человека, т.е. представителя той или иной группы.

    Для сторонников этого подхода принадлежность к той или этнической группе является данностью. «Примордиальные связи» ввел Шилдз. До этого использовалось понятие «кровно-родственные связи». Шилдз определял для интерпретации семейных отношений.

    Гирц считал, что некоторая привязанность, связи проистекают из духовной близости, чем из социальных взаимодействий. Примордиализм рассматривает эту связь (этничность), как систему социально значимых признаков, которые человек получает или наследует при рождении. Считают, что этничность невозможно создать или разрушить искусственно.

    Язык - одно из важнейших слагаемых этнической группы (этничности), потому что выступает изначальной характеристикой человека.

    Понимание сущности понятия этничности в различных концепциях объясняется в различиях их происхождения.

    Социобиологическое. П. Ван ден Берг и Гумилев. Они объясняют возникновение этничности с помощью эволюционных идей, как явление детерминированное генетически и геогр. данными. П. Ван ден Берг предлагал понимать этничность как следствие генетической принадлежности, предрасположенности человека к родственному отбору, получившему название непотизм.

    Непотизм - это альтруистическое поведение которое уменьшает вклад отдельного индивида в генотип след. поколения, но одновременно увеличивает шансы передачи членов данного индивида непрямым путем (помогая родственникам выжить и передать гены, индивид способствует воспроизводству своего генофонда).

    Непотизм предоставляет соотв. группам эволюционные преимущества и закрепляется на генетическом уровне.

    Реципрокность - это взаимность, взаимодействие. Эта х-ка определяется как особая форма взаимоотношения и сотрудничества между отдаленными родственниками и индивидами, кот. не связаны отношениями кровного родства. В тех соц. условиях где непотисткое поведение оказывается невозможным или опасным, индивид может договориться с другими индивидами о скоординированности поведения, что позволит увеличить возможность передачи своих генов.

    Этничность понимается как всеохватывающая форма естественного отбора и родственных связей, которая сохраняет свое значение и развитых обществах.

    Эволюционно-историческое. Этничность стала рассматриваться как результат эволюционного развития, а не как генетически предрасположенность. Сторонники стали рассматривать этносы как социальные, а не как биологические сообщества. По их представлению этнос - общий термин, призванный характеризовать общность людей, кот выступают в истории и реальной жизни в своих конкретно-исторических формах. Формирование этноса явл длительным историческим процессом, опред роль в котором играет общность территории, языка, культуры. Ни один из этих факторов в отдельности не играет роль, только в совокупности. Т.о. этносы, примордиального х-ра имеет х-тер социального, а не только биологического сообществ, т.к. зависимы от исторических изменений. Помимо территории и языка существует потребность в культуре, кот х-ся традиционностью, устойчивостью, религ. Западные исследователи рассматривали этничность как часть социокультуры. Также появляется особенности специфики психологической - меняются вкусы, ценностные ориентации и т.д. Этносом становится только та группа людей, которая осознает себя особым их объединением и отличает себя от других аналогичных общностей. Осознание группового единства принято называть этнич самосознанием. Этническое самосознание выступает интегративным показателем этноса, который включает представление об общности территории происхождения и исторических судеб людей, составляющих этот этнос.

    5. Расово-биологи ческие трактовки этноса и нации

    С.М. Широкогоров: Основной классификацией этносов служит: 1. признаки антропологические (особенности строения тела; окраска; признаки, признаваемые самим этносом). 2. Этнографические (комплекс обычаев, общий уклад жизни). 3. лингвистические (язык этноса). Этнос - группа людей, говорящих на одном языке, объединённых верой в общее происхождение, обладающие определённым культурным комплексом, отличным от других групп населения. - это динамичный процесс, находится под влиянием 3-х составляющих: среда обитания (первичная), культура (вторичная среда), межэтническое окружение (третичная среда). - это биологическая и социокультурная единица. Популярное представление, что человеческие сообщества, особенно в их политико-государственных формах, всегда складывались прежде всего на этнической основе, не соответствует действительности. Как современное понятие нации, так и идея, согласно которой индивид может участвовать в гражданской и политической жизни лишь как элемент нации, принадлежит XIX веку. До того гораздо большую роль в государственном строительстве играли религиозные, династические, хозяйственные, военные и другие факторы. Дискуссия вокруг основных компонентов понятий нации и этноса приобрела явную идеологическую окраску в последние десятилетия XIX в., когда достижение и обеспечение единой национальной государственности во многих странах стало приоритетной политической целью. Именно тогда в определении нации на первый план были поставлены факторы биологические (расовое происхождение, родовое единство, этническая общность) и пространственные, связанные с единством территории проживания или расселения. В XX в. этот подход, как известно, достиг «злокачественной» стадии и воплотился как в различных вариантах фашистской идеологии, так и в иных, более «мягких» формах. Вплоть до середины XX столетия преобладало в основе своей «генетическое» понимание нации. Но нацизм отрезвил людей. Для военного и последующих поколений европейцев слова типа «национальный дух», «национальная идея» приобрели уже не романтическое, а зловещее звучание. Они стали ассоциироваться с лагерными вышками и газовыми камерами. К тому же серьезные этнографические и антропологические исследования показали, что такие считавшиеся незыблемыми индикаторы общности национальных «корней», как государственность, язык, культура, история, не очень-то работают ни в отдельности, ни в совокупности и для формулирования универсальных признаков определения национальности, во всяком случае, не годятся. Лишь один индикатор оказался универсальным - самоотнесение человека к той или иной национальности: «я - русский», «я - татарин», «я - француз». Проблема перешла в субъективную плоскость. Ю.В. Бромлей в своих последних работах отмечал большую трудность использования не только антропологических, политических и экономических, но даже отдельных культурных показателей в качестве этнодифференцирующих признаков и делал акцент на вопросах психики, самосознания этноса. Французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале Средних веков. справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны - Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе. В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации», - утверждал он. Обобщая, можно сказать, что нация - это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического слада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

    6. Конструктивизм в этносоциологии

    Конструктивизм. (Структурная теория этничности)

    Представляет собой попытку объединить примордиолизм и инструментализм для рассмотрения феномена этничности.

    Конструктивизм не отрицал этничности, присущей человеку, но рассматривает этничность через призму социального общества. В основе лежит теория рационального выбора, согласно которой человек в различных ситуациях руководствуется принципом рациональности и полезности. Этничность дополняется рациональными потребностями человека, при этом социальная сущность играет более важную роль, чем его этническая принадлежность. Люди обращаются к этничности тогда, когда соц. факторы не обеспечивает достижение нужной цели. Этнические границы направляют социальную жизнь людей. В качестве определения этничности Бард предложил этнические границы. Которые определяют сами люди (территория, культура, язык, свобода).

    Этнические группы, их свойства возникают и воспроизводятся в результате специфики взаимодействия. Этнос - это общность людей, формирующаяся на основании культурной самоидентификации (самоопределение) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях.

    Признаком этнической общности является не общее происхождение, а представление или миф об общей судьбе исторической судьбе. Другим признаком является вера в то, что эта «наша культура», а не сам по себе новый культурный облик группы, который без такой веры ни о чем не говорит. Этничность процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанной на вере в то, что они связаны естественными и природными связями, единым типом культуры и идеи, или мифом об общем происхождении или истории. Нация является конструктом государства.

    7. И нструментализм в этносоциологии

    Инстументализм. (теория ситуативной этничности)

    Появ. в середине 70-х г. в западной социальной антропологии. Исследователи: Янг, Ротшильд. Оно было вызвано ростом этнополитических движений того времени и в результате сложилось убеждение, что этничность, которая соединяет в себе утилитарный интерес и высокую эмоциональность может быть незаменимым инструментом в области политических отношений. Этничность стала рассматриваться в качестве инструмента для борьбы за власть. Этничность - чувство солидарности группы людей, которые формируется при определенных ситуациях и обстоятельствах. В различного рода обстоятельствах этничность становится источником ресурсов. Инструментализм понимает этничность как своеобразную реакцию людей на практическую ситуацию, в кот. эта группа оказывается.

    Инструментализм не представляет собой теоретически целостной модели объяснения этничности, прежде всего это познавательная ориентация, в которой главной идеей является утверждение что все случаи политической активности этнических групп, это результат преднамеренных усилий этнократических лидеров, в их постоянной борьбе за контроль над обществом. Эта концепция чаще опирается на социально психологические теории, в которых этничность трактуется как эффективное средство для преодоления отчуждения и восстановления этнического равновесия. Существенная черта - это опора на функционализм и прагматизм. Инструментализм ориентирован на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносов в окружающем их мире. Этническое сознание мобилизуется только в опасности.

    Политический психолог Дж. Дэвис, развивая этот подход, писал о потребностях, которые побуждают людей к равенству, достоинству. Этническая группа способна поддержать людей в реализации таких потребностей, мобилизовывать на их осуществление. Этническую мобилизацию объясняют также потребностью в изменении социальной стратификации (стремлением подняться в высшие слои общества), в разделении рынка, для чего требуется участие во власти. Поэтому данное направление в объяснении этничности называют также гедонистическим (речь о нем будет идти при объяснении межэтнических конфликтов).

    8. Психологизм в этносоциологии

    К. Реннер выводил психологизм из того, что нация - культурная общность; союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей; решающее в понимание нации явл сознание индивида, как мыслящего, ролевого. Главное место в его теории занимает проблема национального интереса + стремление к государственности. В наши дни многие российские этнологи и психологи продолжают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. для психолога важны не различия - действительно радикальные - между подходами к интерпретации этноса; не столь существенно, представляют ли этносы изначальную характеристику человечества или они созданы заинтересованными в этом идеологами. Для него более важно то общее, что есть во всех подходах - от отцов-основателей психологии народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя до Л.Н. Гумилева - признание того, что этнос является для индивидов психологической общностью, а этническая идентичность представляет собой одну из (или даже единственную) его характеристику. С точки зрения социального психолога, не очень важно и то, на основе каких характеристик строится осознание этнической принадлежности. В качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство. Список этот бесконечен, в нем может оказаться и форма носа, и способ запахивания халата, как у древних китайцев. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую объективную реальность, чаще всего элементы духов - ной культуры. Но отражение может быть более или менее адекватным, более или менее искаженным, даже ложным. Например, общность происхождения членов современных этносов - это красивый миф; с одной и той же территорией могут ассоциировать себя несколько народов. Многие элементы народно-бытовой культуры сохранились только в этнографических музеях. Этнический язык может быть утрачен большинством населения и восприниматься лишь как символ единства. с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие. Рост этнической идентичности, затронувший население множества стран на всех континентах, вначале даже получил название этнического парадокса современности, так как сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. В настоящее время этническое возрождение рассматривается одной из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

    9. Начало этносоциологических ис следований в русской социологии

    Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться в Российской Федерации в конце 60-х гг. с реанимации социологии после XX съезда КПСС. В отличие от сельской социологии или урбан. социологии этническая социология не могла опираться на значительное наследие 20-х гг. нашего столетия. Нельзя говорить о ней как о самостоятельном научном направлении вплоть до 60-х гг. Однако ее корни прослеживаются от середины XIX в. Именно тогда историко-социологическое направление исторической науки обратилось к объяснению развития народов. Многие ученые связывают этот этап с деятельностью С.М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в «Истории России с древнейших времен». В.О. Ключевский, ставший в Московском университете преемником С.М. Соловьева, писал, что «в «Истории России» на первом плане… изучение форм и отношений государственного и общественного быта России». Сам В.О. Ключевский отмечал сложность изучения общества в связи с тем, что оно «заметно пестреет»: «Вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разнообразие культурных слоев, типов». Во второй половине XIX-начале XX вв. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем и о жизни русского народа. Не случайно М.М. Ковалевский писал, что «вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных институтов имеют особый интерес для русских, ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала, находящегося в их руках». Послереволюционная историография в 20-е гг. сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда примечательной в изучении народов стала практическая направленность, что определялось задачей, как тогда говорили, «переустройства быта на социалистических началах». В 1925 г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет (существовал до 1930 г.). В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, такой, как понимали ее тогда ученые, хотя и не всеми такая расширительная трактовка принималась. В конце 20-х-начале 30-х гг. в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистского подхода. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения наметились в этнографии в 50-х гг., когда проявился интерес к странам, получившим независимость после Второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. К тому времени в республиках появились свои специалисты, росло национальное самосознание. Во второй половине 50-х гг. был принят ряд постановлений о расширении прав республик, часть которых не была реализована. Этнографические исследования стали охватывать современный быт народов СССР, других стран, но до 60-х гг. о соединении этнологии с социологическим подходом не могло идти речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике. Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Реанимация социологии не могла обойти изменения, происходящие в жизни народов, межэтнические отношения, ведь Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60-е гг. составляли 45% населения. Практически все республики были полиэтническими. Серьезные исследования социальных изменений в стране становились невозможны без учета этнического многообразия. Однако среди пионеров, возрождающих социологию, специалистов по национальным, этническим проблемам в начале 60-х гг. еще не было, хотя не только ощущалась потребность в них, но появилась и реальная возможность проведения таких исследований. Рождению нового направления в этнической социологии помогли субъективные обстоятельства. В середине 60-х гг. директором Института этнографии АН СССР (сейчас - Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю.В. Бромлей - ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт авторитетными именами и работами приобрел союзное признание. Он знал, что в социальной и культурной антропологии происходят изменения, что изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических, в том числе межличностных, взаимодействий уходит корнями в социологию. Социология, как тогда говорили, поглощает этнологию современности. Такой вариант развития для нашей науки тоже был возможным. Но это был период, когда развитие советской социологии осуществлялось усилиями ученых, пришедших из других областей знания, в частности историков, философов и др. Ю.В. Бромлей пригласил в институт таких известных социологов, как Ю.В. Арутюнян, И.С. Кон, О.И. Шкаратан. Ю.В. Арутюнян реанимировал сельскую социологию, О.И. Шкаратан - урбансоциологию, И.С. Кон работал в области социологии личности. Первоначальные специальные интересы, с которыми пришли эти и другие ученые в Институт этнографии АН СССР в Москве и Ленинграде, сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего на стыке социологии и этнологии.

    10. Национальный вопрос в работах П.А. Сорокина

    При рассмотрении взглядов П.А. Сорокина по национальному вопросу особенно явственно обнаруживается радикальное изменение его теоретических позиций в конце жизни в сравнении с теми, какими они были в самом начале.

    В 1917 году им была опубликована книга «Проблемы социального равенства», в которой есть раздел о национальной проблеме. Сорокин подвергает критическому рассмотрению ряд общепринятых определений нации и национальности. Начинает он свой критический обзор с расовой или биологической точки зрения на этническое начало. «Теория чистых рас оказалась мифом; их нет». Сорокин возражает против определения нации через единство языка: «Если бы язык был решающим признаком, то тех лиц, которые одинаково хорошо и с детства владеют несколькими языками, пришлось бы признать денационализированными» (приводит пример венгров). Он обращает в этой связи внимание на известные факты национальных различий при общности языка (англичане и американцы), равно как и неопределенность языка в сопоставлениями с говорами и наречиями. Вслед за этим идет опровержение религиозного или мировоззренческого обоснования единства нации, равно как и попыток определить таковую через единство культуры. Он выступает и против определений нации через национальные интересы. Рассмотрев ряд определений нации, П. Сорокин приходит к следующему выводу: «Ни одна из теорий не знает, что такое национальность. Национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи. То, что обозначается этим словом, есть просто результат нерасчлененности и неглубокого понимания дела». «Нет национальных проблем и национального неравенства, а есть общая проблема неравенства, выступающая в различных видах и производимая различным сочетанием общих социальных факторов, среди которых нельзя отыскать специально национального фактора, отличного от религиозных, экономических, интеллектуальных, правовых, бытовых, сословно-профессиональных, территориальных и т.п. факторов». Война не ведет к торжеству национализма: она приведет к укреплению интернационализма в форме создания международного суда и сверхгосударственной федерации Европы. «Пока национальный принцип не противоречит лозунгу социального равенства - мы от души приветствуем национальные движения (движения украинцев, евреев, поляков, латышей и т.д.). Но как только национальный принцип становится средством угнетения одной группой других групп, мы поворачиваемся к нему спиной».

    В статье «Существенные характеристики русской нации в ХХ веке» он дает определение нации. «Нация является многосвязанной, многофункциональной, солидарной, организованной, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и единства. Эта группа состоит из индивидов, которые, во-первых, являются гражданами одного государства; во-вторых, имеют общий или похожий язык, в-третьих, занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки» (уклон в примордиалистскую теорию нации). «Наряду с империями и обширными общественными классами нации являются в настоящее время наиболее могущественными социальными системами, деятельность и политика которых вполне ощутимо определяют ход исторических процессов, жизнь и судьбы миллионов человеческих существ» В этой же публикации Сорокин рассматривает черты русской нации. При этом он полагает, что при рассмотрении этого вопроса надо брать те черты нации, которые видны не в индивидуальном общении, а видны в историческом процессе. Поэтому под русскими он имеет в виду три исторические общности: великороссов, белорусов и украинцев. Одна из главных черт русской нации, отличающая ее от наций западноевропейских и, тем более, от американцев США, состоит в длительности ее существования. Это свидетельство «огромной жизнеспособности этой нации, ее замечательного упорства, всеобщей готовности ее представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни». Он считает, что преимущество русских в том, что нация пережила самое большое многообразие политических режимов. Он полагает, что политика недискриминации и равенства расовых и этнических групп в России - одна из причин сравнительно мирного расширения границ русской нации и государства.

    11. Народност ь и культурно-исторические типы

    В социологии XIX века ведущее место занимали эволюционистские модели общества, трактовавшие социальное развитие в духе идей линейного прогресса. Это относилось и к российской социологии. В то же время именно в ее рамках появилась самая ранняя в истории социологии антиэволюционистская модель в форме теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, по существу предвосхитившая многие формы социологического и культурологического анализа XX века. Общество, по Данилевскому, не представляет собой особой целостности, а есть сумма национальных организмов, которые развиваются на основе морфологического принципа, т.е. в плоскости собственного существования, по собственным имманентным законам. Каждый общественный организм рассматривался Данилевским как целостность, устойчивая в изменяющейся среде.

    Человечество, по его мнению, не представляет какой-то единой живой целостности, а скорее походит на стихию, которая в различных точках складывается в формы, в той или иной мере аналогичные организмам. Самые крупные из этих форм, имеющие четкие структуру и линию развития, представляют собой то, что Данилевский назвал культурно-историческим типом, внутри которого осуществляется общее историческое движение. По Данилевскому, культурно-исторический тип выступает как интеграция существенных признаков определенного социального организма. Соответственно культура есть объективация национального характера, т.е. психических особенностей этноса, задающих видение мира. При этом Данилевский стремился также дать социологическую интерпретацию понятия нации как субъекта социальной динамики: «Народности, национальности суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в нем идея достигает, в пространстве и во времени, возможного разнообразия, возможной многосторонности осуществления…» Согласно Данилевскому, нация (племя)

    характеризуется особенностями склада ума, чувств и воли, составляющими оригинальность нации и налагающими на нее печать особого типа общечеловеческого развития. Эти особенности выражаются в языке, мифологии и эпосе, в основных формах быта, т.е. в отношениях как к внешней природе, так и к себе подобным. Из особенностей народов вытекает многообразие культурно-исторических типов, степень развития которых определяется их «жизненной силой». НАРОДНОСТЬ - исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. Ядром культурно-исторического типа является национальное начало, обладающее определённым запасом жизненной энергии и способностью к саморазвитию. Согласно классификации Данилевского, существовало 10 основных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий,

    римский, аравийский, германо-романский (европейский), а также американский и перуанский. Особое место занимал русский, точнее славянский, тип. Н.Я. Данилевский выделяет четыре периода в развитии культурно-исторического типа: 1) этнографический период, самый длительный, когда формируется запас сил будущей созидательной деятельности народа, складывается его национальный характер и, следовательно, особый тип его развития; 2) государственный период, носящий переходный характер, когда, в основном в силу внешнего влияния (например, агрессии), народ строит государство как условие независимого самобытного развития; 3) период собственно цивилизации, самый короткий, период плодоношения, когда накопленные народом силы обнаруживают себя в самых различных формах культурного творчества; это время растраты накопленного запаса, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу; 4) период естественного конца культуры, имеющий две формы: апатия самодовольства - окостенение, одряхление культуры, когда завет старины считается вечным идеалом для будущего, апатия отчаяния - обнаружение неразрешимых противоречий, осознание ошибочности идеала, отклонения развития от прямого пути.

    12. Национальный вопрос в кла ссово-детерминистской парадигме

    Становление этнической общности ведет к резкому усилению интегративных процессов, консолидирующих представителей нескольких близких этносов в единый социальный организм. Однако реализация их осложняется множеством противоречий, что приводит в периоды политических и социально - экономических кризисов к своеобразной социальной инверсии: нация как бы сводится к своим этническим истокам. В результате чего мощные всплески архаики осложняют отношения между нациями и этносами, приводят к этнонациональным конфликтам, которые, в свою очередь приобретают политическую, социальную, культурную, экономическую окраску. Вследствие этого даже конфликты, возникающие в связи с территориальными претензиями соседних стран, с возникающими между ними экономическими, политическими и иными противоречиями, приобретают этнонациональный характер, принимают превращенную форму этнонациональных столкновений. В результате этого, как показывает опыт постсоветских государств, возникли противоречия между тенденциями формирования новых форм государственности и воспроизводства национального самосознания различных народов.

    Практическая возможность повлиять на ход этнополитических процессов в советский период, соблюдая интересы всех представленных народностей, как правило, отсутствовала. Основной причиной явилось отсутствие на данном историческом этапе в СССР заинтересованности в изучении вопросов, связанных с теорией этнических общностей, наций и их существования, что обусловливалось господством в науке одной парадигмы - классово-детерминистской, в которой сочетались элементы экономического подхода К. Маркса и Ф. Энгельса и идеалистические концепции О. Бауэра. Следствием явилось неприменимость понятийно-категориального аппарата и теоретических положений науки перестроечного и постперестроечного периода, не допускавшей возможности противоречий в межнациональных отношениях при социализме.

    В советском обществоведении в анализе сущности современных наций преобладало выделение этнического фактора. Но уже работы этнографов, в частности Ю.В. Бромлея о нации как этносоциальном организме и информационная теория этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова начала 50-х гг., заложили теоретические подходы к исследованию социальной обусловленности феномена этничности, основные положения которых сводились к следующим:

    Население мира состоит из сформировавшихся в период этногенеза объективно существующих базовых социальных группировок в форме этнических общностей, высшим типом которых являются нации;

    Нации обладают набором обязательных характеристик, среди которых собственная территория, общность экономических связей, единый язык и отличительный социально - психологический менталитет (национальный характер);

    Условием существования и развития наций является собственная государственность, на территории которой члены данной группы объявляются представителями «коренной нации», а остальные граждане - «некоренным населением».

    В постсоветский период исследованию этнополитических процессов уделялось немало внимания, основным объектом исследования явился феномен национализма. Однако, во взглядах на проблематику национализма имеются принципиальные расхождения между зарубежными и отечественными исследователями. Бесспорно, в области национального вопроса в постсоветской и западной политической мысли сложилось неодинаковое понимание. Нет сомнения в том, что исследователям необходимо учитывать как достижения советской науки, так и богатый зарубежный опыт в этой области, принимая во внимание региональные особенности современного периода. Так, многие работы советских этнографов не переведены и поэтому неизвестны западной науке. Явно недооцененными остались содержащиеся в них идеи о многоуровневости этнических общностей или типах этнонациональных процессов.

    В советской науке, занимавшейся сравнительными и теоретическими исследованиями наций и национальных процессов, состояние межнациональных отношений не являлось предметом научного анализа.

    Под влиянием национальных движений на постсоветском пространстве, которые способствовали падению тоталитарного режима, у зарубежных и отечественных ученых и политиков вырос интерес к мировому опыту оценки этнического национализма и межэтнических конфликтов.

    13. Теория эт носа в советской этносоциологии

    Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, зафиксированным в самосознании (этнониме). Основные положения отечественной этносоциологии: 1. Этнос представляет собой системную целостность, важнейшими компонентами которой являются язык, народное искусство, обычаи, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру, обладающую специфическим дня нее стилем. Следовательно, этнос - определенная культурная целостность. 2. Для возникновения этноса важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у группы людей появились специфические черты, сформировалась культурная общность, они должны систематически общаться. Общность территории - один из непременных признаков существования этноса в условиях его формирования. В дальнейшем единство территории может быть утрачено, и этнос может проживать в различных государствах, сохраняя при этом свои системные свойства, культурную целостность. 3. Этносу присуща антитеза «мы - они», поэтому этносом является группа людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса группового единства называется этническим самосознанием, внешним выражением которого является этноним. Этническое самосознание и этноним - главные этнические маркеры. Не было и нет племени, народности, нации, у которой не было бы самосознания. Понятие «этнос» (от греческого слова etnos - рой, стадо, толпа, класс (порода) людей, племя, народ) и производные от него термины традиционно использовались в отечественной науке в качестве категорий анализа. Впервые как элемент теории оно рассматривалось в работах С.М. Широкогорова. Позднее разработкой этого понятия занимались С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Козлов, Н.Н. Чебоксаров и др. Термин «этничность» в отечественной литературе советского времени использовался редко и чаще всего имел значение качества, которым обладают все представители того или иного конкретного этноса. Из этого исходили разработчики всех вариантов советской «теории этноса». Наиболее авторитетная ее версия была разработана директором Института этнографии АН СССР Ю.В. Бромлеем. Концепция состояла в следующем. С периода развитого первобытного общества существуют особые человеческие объединения - этносы. Это понятие Ю.В. Бромлей предложил трактовать в узком и широком смыслах.

    В узком смысле этнос или этникос (от греческого слова - народный, языческий) был обозначен им как «исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)». При этом этническое самосознание понималось как «явление вторичное, производное от объективных факторов». Ю.В. Бромлей полагал, что эквивалентом узкого значения термина «этнос» в русском языке могло бы служить слово «национальность». Кроме собственно этноса (этникоса), Ю.В. Бромлеем декларировалось существование и других этнических общностей - метаэтносов и субэтносов. Одни понимались как надэтнические объединения, другие - как культурно-специфические внутренние подразделения этносов, выделяющиеся отдельными особенностями самосознания (например, донские казаки, негры в США и т.д.). Как предельная единица делимости этноса фигурировал отдельный человек - этнофор, носитель этнической культуры. По мнению Ю.В. Бромлея, этнос (этникос) и другие этнические общности - результат действия этнических процессов, которые он предложил делить на этноэволюционные и этнотрансформационные (этногенетические). К первым относятся внутриэтническая консолидация (сплочение субэтнических групп этноса, нивелирование диалектов и культурно-бытовых отличий, упрочение общего самосознания и т.д.) и межэтническая интеграция или единение (появление у нескольких сущностно различных этносов общих черт культуры и общего метаэтнического самосознания). Во вторую группу исследователь объединяет этногенетические парципацию (деление этноса на несколько новых, все из которых имеют не преемственные старому имена), сепарацию (превращение части этноса в новый в результате миграции или расчленения старого этноса двумя и более государствами), консолидацию (слияние близкородственных этнических общностей в одну более крупную), миксацию (слияние нескольких не связанных родством этносов в новый). Еще один этнический процесс - ассимиляцию Ю.В. Бромлей трактует двояко: для ассимилируемого этноса - это трансформация, для ассимилирующего - один из компонентов эволюции. На этнические процессы заметное влияние оказывают межэтнические отношения, их характер по Ю.В. Бромлею определяется целым рядом факторов: степенью языковой близости, религией, традиционно исповедуемой представителями контактирующих этносов, степенью сходства других элементов культуры; бытующими взаимными позитивными и негативными стереотипами, психологическими установками, ценностными ориентациями; уровнем социально-экономического и социально-политического развития и т.д. При более широком толковании термина «этнос» Ю.В. Бромлеем выделялись так называемые этносоциальные организмы (эсо) - отдельные, чаще всего наиболее крупные, части этноса, расположенные в пределах одного государственного (в том числе автономного) или потестарного (от латинского слова potestas - власть, могущество, возможность) образования. Соответственно, все этносоциальные организмы делились им на два основных типа: социально-потестарный, который присущ первобытности, и социально-политический (государственный), присущий классовым формациям.

    Подобные документы

      Основные положения теоретических традиций в этносоциологии. Анализ смыслового содержания категорий: этнос, нация, этничность, их основные признаки и адекватное понимание. Феномен этнической идентичности: самосознание, ценности и ценностные ориентации.

      контрольная работа , добавлен 23.09.2012

      Представления о народе. Понятия этнической идентификации в этносоциологии и этнодемографии. Структура этнического самосознания. Процессы развития глобализации и межэтнические. Показатели, характеризующие этническую идентификацию народов Дагестана.

      курсовая работа , добавлен 24.11.2012

      Определение понятия "этнос" в теория ученых. Функции современной мировой прогрессивной этносоциологии. Этнические группы в составе классов, социальных слоев и институтов. Малые компоненты этнической структуры. Взаимодействие этносоциальных общностей.

      курсовая работа , добавлен 17.11.2010

      Многозначность слова "народ" и его применение к классовому обществу. Формирование нации по признаку этнической принадлежности. Структура этноса и сущность этнических процессов. Проблема соотношения этноса и нации, этноса и геосоциального организма.

      контрольная работа , добавлен 09.01.2010

      Предмет, метод, структура и функции социологии. Типы и признаки социального действия. Элементы социальной структуры, социальный статус и стратификация. Теория социальной мобильности П. Сорокина. Этносоциология и классификация социальных конфликтов.

      курс лекций , добавлен 09.10.2009

      Интегральная теория Э. Гидденса как синтез объективистской и субъективистской парадигм в социологии. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье. Концепция габитуса и поля: сущность и содержание, структура и элементы. Капитал и его основные разновидности.

      контрольная работа , добавлен 26.02.2014

      Понятие, объект, предмет социологии. Развитие социологии в России. Программа и этапы социологического исследования. Понятие и виды социальных институтов. Социальная стратификация и ее типы. Глобальные проблемы современности. Социальные общности и группы.

      шпаргалка , добавлен 23.09.2010

      Направления развития социологии, ее глобализация на современном этапе. Социальная структура и социальная стратификация. Типология и основные приемы социологических исследований. Анкетные опросы и интервью. Методы обработки социологической информации.

      курс лекций , добавлен 14.06.2009

      Предмет, объект, функции и методы социологии, виды и структура социологического знания. Объекты и сущность предмета экономической социологии. Социологическое понимание экономической сферы социальной жизни. Уровни и роль развития экономической социологии.

      реферат , добавлен 14.11.2010

      Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

    Термин «этносоциология» впервые появился в трудах немецкого ученого Рихарда Турнвальда, который обосновал необходимость сочетания этнологического и социологического знания и формирования нового научного направления, изучающего структуры и процессы, происходящие как внутри этнических групп, так и между ними.

    Главный предмет этносоциологии составляет «современная жизнь народов: их социальная структура и мобильность, перемещения, социальные аспекты их трудовой, культурной и бытовой жизнедеятельности, этнические особенности психологии и межнациональные отношения».

    Новый, более конкретизированный ответ на вопрос, что составляет предмет этнической социологии, уже известные нам ученые Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и А.А. Сусоколов дают в книге «Этносоциология», вышедшей в 1998 г. В ней отмечается, что предметная область этносоциологических исследований весьма широка, что предмет этносоциологии - это «изучение социальных аспектов развития и формирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды».

    Предметом этносоциологии являются социологически релевантные связи, отношения, структуры, существующие внутри этнических общностей и при их взаимодействии. Этносоциологию можно назвать социологическим, стереоскопическим видением этнонациональной проблематики. В самом широком смысле этносоциология является, с одной стороны, рациональным социологическим способом изучения этнонациональной структуры общества, а с другой стороны теоретическим выражением множества концепций, отражающих различные позиции и взгляды на эти самые социологически значимые связи, явления, процессы, взаимодействия, которые трактуются как биологические, психологические, социальные или политические реальности.

    Этносоциология изучает человека как носителя этничности, взаимодействующего с социальной средой. Этносоциология изучает коммуникации homo ethnikos (человека этнического) и общества, взаимосвязь этнической идентичности и социального поведения человека.

    Естественно, что этносоциология основывается на общих аналитических методах , наиболее широко применяемых социологией. Это проведение системного анализа, формирования информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой, выработка практических предложений и рекомендаций. В прикладных исследованиях могут использоваться такие методы, как исторические, лингвистические, археологические, так и «включенное наблюдение». Это и кросс-культурный анализ, опросы, анкетирование, статистика, контент-анализ прессы и литературы, математическо-статистические методы и т.д. Множественность методов помогает достигать широты подхода и учета различных альтернатив.



    Структура, задачи и функции этносоциологии

    Этносоциология рассматривает этнические общности как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно- эволюцнонно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.

    В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических и национальных меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде, социология межэтнических семейно-брачных отношений, изучение проблем межэтнической толерантности.

    Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Ее называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.



    Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных.

    Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.

    Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке,способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.

    Таким образом, именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека.

    Вопрос 2. Основные понятия этносоциологии.

    Основные понятия этносоциологии – «этничность», «этническая общность», «этническая идентичность», «этническая стратификация», «нация», «раса», «демос», «этноцентризм», «национализм», «этническое меньшинство», «этнический конфликт» - выступают общими категориями для целого ряда наук,предметом которых служит изучение этничности, этнических процессов.

    Конечно же, этнические общности, нации не создаются кровью, как утверждают примордиалисты расово-биологического направления; классовой борьбой, как считают примордиалисты социо-исторического направления; интеллектом, согласно конструктивистам; архетипом или мобилизацией, как представляют суть дела различные инструменталистские концепции. Однако,сопоставление подходов позволяет сформулировать важные для понимания этничности в рамках этносоциологии тезисы:

    1) однозначные биологические, идеалистические, социально-классовые, психологические, гедонистические (термин С.В. Соколовского), дискурсивные интерпретации этноса и этничности контрпродуктивны;

    2) признание всеобщности этничности и возрастание ее роли отражают специфические структуры, инклюзии нашего современного социального существования;

    3) этнические общности не есть вечные и неизменные единства.

    Это референтные группы, которые объединены общей историей, культурным наследием и солидарностью. Они отражают важные человеческие коммуникации, являясьполем такой коммуникации. Этническая принадлежность человека не является «тотальностью», что подтверждается существованием ассимиляции и возможностью выбора поведенческих стратегий, т.е. индивид не рождается носителем этнических маркеров, показатели этничности приобретаются в процессе социализации, несмотря на глобальность распространения, этничность может носить временный характер.

    Когда в древности употребляли понятие «нациях», оно означало не более чем «народ», «демос». Современное понятие «нация» в смысле политико-государственного объединения в древних обществах не существовало, о чем свидетельствуют работы большинства авторов античности и нового времени. В основе понятия «демос» надэтнические принципы, демос включен в определенный политический порядок.

    Понятие «этноцентризм» должно было объяснять борьбу между этническими группами, их конкуренцию и конфликты. Современный мир не только вобрал в себя этноцентризм, но и продолжает его продуцировать самыми различными способами. Этноцентризм стал свойством группового сознания, которое признает свою этническую группу эталонной, а другие враждебными.

    Понятие «этническое меньшинство» не тождественно понятию этническая группа. Это группа людей, которая не только отличается от этнического большинства, но и часто находится в «уязвимом» положении.

    «Этнический конфликт» - это конфликт, в котором стороны мобилизованы по этническому признаку, это столкновение различных «интересов», «ценностей», «идентичностей».

    Понятие «этническая стратификация» связано с проблематикой социальной стратификации и социальной мобильности, но точкой отсчета здесь берется этническая или расовая принадлежность. Этот термин служит для изучения влияние этничности на разделение труда, образ жизни, формирование статусных рангов.

    Используемые этносоциологией категории и понятия в определенной мере обладают многообразием смыслов, но они помогают анализировать социальную практику и формировать теоретические концепции, они также существуют не сами по себе, а скрепляют научные парадигмы.

    Нация – суверенно независимое государство, самостоятельный политический организм.

    Этнос – социокультурный аспект (Этногенез – процесс образования этноса.).

    Демос – территориальный признак.

    Раса – биологический признак (антропологический).

    Национальное меньшинство – есть свое государство (евреи, молдоване).

    Этническое меньшинство – нет государства (курды, цыгане).

    Этноцентризм – своя группа - эталон.

    Межэтнический конфликт – конфликт по этническому признаку.

    Ксенофобия – нетерпимость, боязнь другого человека (гомосексуалиста…).

    Расизм – одновременно и идеология, и нетерпимость по физиологическому признаку.

    Этническая идентичность – когда представитель этноса причисляет себя к этому этносу.

    Этносоциология как отрасль социологической науки

    Этносоциология является относительно молодой отраслью социологической науки, в которой соеднились этнография и социология Термин «этносоциология» образован двумя словами - словом «этнос», означающим народ, и словом «социология», значащим учение о социальных отношениях. Таким образом этносоциология – это учение об этносоциальных отношениях и взаимодействиях.

    Замечание 1

    Родина этносоциологии как отдельной отрасли социологических знаний – Германия, время возникновения - 20-30-е годы XX века. Впервые само понятие этносоциологии было введено в оборот науки немецким социологом Р. Турнвальдом Основоположник этносоциологии - американский социолог и историк-славист X. Ситтон-Уотсон, автор концепции образования этносов в доиндустриальной эпохе.

    Факторы актуальности этносоциологии для современного общества

    1. Когда распались колониальные системы, окончилась холодная война, разрушились тоталитарные коммунистические режимы в Восточной Европе и стали развиваться независимые государства, а также в политике большинства многонациональных государств стал делаться упор на сохранение и развитие национальных языков и культур отдельных этносов, чему способствовала демократизациея мирового сообщества, то активизировались отдельные народы и нации. Данное явление во 2 половине 20 века было названо этническим ренессансом.
    2. В современном мире обострились межэтнические отношения, что вызвало межэтнические конфликты в некоторых региональных центрах мира. Это тоже указывает на то, что этнические сообщества активизируются, заявляя тем самым о своей самобытности и желании быть более активными участниками современных социальных процессов.

    Изучение этнических общностей в этносоциологии основано на рассмотрении их как социальных образований, как субъектов и объектов социальных отношений. Исследутся закономерности формирования, а также развития этносов, что делает возможным понимание их места в современных процессах в обществе. Немалое внимание современные ученые уделяют исследованиям межэтнических взаимодействий, в том числе и межнациональным конфликтам. Изучается в рамках этносоциологии и то, как также этнические общности влияют на те или иные социальные процессы в обществе, на социальную структуру и социальное расслоение, на то, как формируются и распределяются трудовые ресурсы, на то, как функционирует государство, образовываются и функционируют политические партии.

    Предмет и функции этносоциологии

    Итак, предмет этносоциологии - достаточно объемный, отличный от предметов иных наук, исследования в рамках которых посвящены этническим сообщества м, и включает следующие области:

    • как происходят и развиваются этнические общности;
    • как этнические сообщества влияют на определенные социальные процессы и на общественную жизнь;
    • как происходит динамика трансформаций в этнических культурах, языках и быте;
    • как из социальных связей и социальных отношений, возникающих между этносами, формирукются межэтнические взаимоотношения.

    Определение 1

    Этносоциология - это отрасль социологической науки, направленная на изучение основных тенденций формирования и развития этнических общностей, их взаимоотношений, а также механизмов их интеграции в систему социальных отношений.

    Этносоциология выполняет следующие функции:

    • определяет и интерпретирует роль, которую играют этнические сообщества в жизни общества;
    • содействует тому, чтобы развивались национальное сознание и национальная культура;
    • содействие тому, чтобы развивались патриотизм и национальное достоинство;
    • налаживает механизмы межэтнических отношений.


    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...