Представления, память и мнемические процессы. Вспоминание, обобщение, забывание

Память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Основными процессами памяти, или мнемическими процессами, являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, его повторном восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Существуют различные типологии памяти:

  • o по сенсорной модальности - зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;
  • o по содержанию - образная, моторная, эмоциональная;
  • o по организации запоминания - эпизодическая, семантическая, процедурная;
  • o по временным характеристикам - долговременная, кратковременная;
  • o по наличию цели - произвольная и непроизвольная.

В случае непроизвольной памяти информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Такая память сильно развита в детстве, у взрослых она ослабевает.

Произвольная память: информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания (насколько прочно, надолго человек хочет запомнить) и от приемов заучивания. Различают следующие приемы заучивания:

  • а) механическое дословное многократное повторение. Здесь работает механическая память, основанная на повторении материала без его осмысливания; тратится много сил, времени, а результаты низкие;
  • б) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. В данном случае работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической памяти;
  • в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). Работает образная память, т.е. память на представления. Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная. Эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего;
  • г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо, после 1-2-кратного повторения, перейти в долговременную память. Кратковременная память ограничена по объему: при однократном предъявлении в ней помешается в среднем 7 ± 2 объекта. Это магическая формула памяти человека. В среднем с одного раза человек может запомнить от пяти до девяти слов, цифр, чисел, фигур, картинок, "кусков" информации. Главное - добиться, чтобы эти "куски" были более информационно насыщены.

Это достигается за счет группировки, объединения цифр, слов в единый, целостный "кусок-образ".

Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения. Для этого используется формула: объем кратковременной памяти /2+ 1 ™ балл учебный.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

  • 1) с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
  • 2) закрытая (в естественных условиях человек не имеет к ней доступа, и лишь при гипнозе, при раздражении определенных участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

В долговременной памяти с сознательным доступом выделяют:

  • а) долговременную семантическую память (хранит информацию о мире, слова, с помощью которых обозначается знание предметов, накопленные знания);
  • б) долговременную биографическую память (хранит информацию о событиях жизни конкретной личности, отражает самосознание).

После травмы человек может утратить биографическую память, не помнить своей прошлой жизни, но сохранить знания, опыт, навыки, хранимые в семантической памяти.

Оперативная память - это вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий данную деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Время ночного сна отводится организму для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода се в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций.

Современный американский психолог Роберт Солсо полагает, что у человека есть еще два типа памяти:

  • а) процедурная - знание того, как нужно действовать (сохраняет моторные, перцептивные, когнитивные навыки);
  • б) декларативная - способность дать ясный отчет о прошлом индивидуальном опыте, память на факты и события. У больных с повреждением гиппокампа (особой области мозга) процедурная память сохраняется, а декларативная память на недавние события полностью утрачивается.

Наиболее точное и полное воспроизведение сложного и обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя два-три дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания; забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент нужной информации. Для уменьшения забывания необходимо:

  • 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);
  • 2) повторение информации (первое повторение через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

Информацию необходимо чаше повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Лучше делать это следующим образом: в первый день - 2-3 повторения, во второй - 1-2 повторения, в третий - седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Следует помнить, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений задень. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Процесс забывания наиболее интенсивно происходит впервые часы и дни после заучивания, затем менее интенсивно он длится в течение трех месяцев. К концу этого периода человек забывает 95% механически заученной информации или 75% логически осмысленной информации, которую не повторяли.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением. Особенно оно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий. Середина материала запоминается хуже именно в результате проактивного и ретроактивного торможения.

Закон Рибо (закон обратного хода памяти) проявляется у пожилых людей, которые могут хорошо помнить давние события своей жизни, но быстро забывают только что услышанное.

Важным фактором забывания является степень активности использования имеющейся информации: забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Кроме того, забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Таким образом забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (мотивированное забывание).

Согласно теории американского психолога Джона Аткинсона не забывается ничего, но пережитый материал уходит в глубины долговременной памяти и бессознательной психики (без доступа к сознанию человека). Но с помощью особых психологических методов можно получить доступ и к этому материалу.

К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т.п.). Затем ослабление памяти может принять форму прогрессирующей амнезии. Ее причинами могут стать алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания. При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т.е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Нарушение непосредственной памяти (корсаковский синдром) проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

Чем обширнее повреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой ткани. Однако даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Вследствие этого возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти. Некоторые психологи однозначно утверждали, что органом памяти следует считать весь мозг. Парная структура, расположенная в височных отделах полушарий головного мозга, гиппокамп, отвечает за перевод информации из кратковременной памяти в долговременную. После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминание новых данных не наблюдалось. Японские исследователи обнаружили, что в височных долях серого вещества головного мозга записана вся жизнь человека по секундам, но мозг выдает только то, что необходимо для решения тех или иных задач.

ЗАБЫВАНИЕ - активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее.

Забывание (Кондаков, 2007)

ЗАБЫВАНИЕ - мнемический процесс, проявляющийся в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено ранее. Основан на прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. Так, если речь идет о механическом заучивании, то по истечении одного часа требуется более половины первоначальной работы. При этом процесс забывания происходит с меньшей скоростью при большей работе, затраченной на заучивание.

Забывание (Рапацевич, 2006)

ЗАБЫВАНИЕ - психический процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма, закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности. Забывание особенно интенсивно происходит после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, напр., последовательности цифр или бессмысленных слогов.

ЗАБЫВАНИЕ (англ. forgetting ) - один из процессов в системе памяти , проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании . С т. зр. концепций ассоциативного научения , физиологическая основа З. - торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение , Ретроактивное торможение ). Основная закономерность З., установленная Г . Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности . З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность - надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay ) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов - реминисценция ; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания . В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. - результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти .

По З . Фрейду , в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом - стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И . П . Павловым и А . А . Ухтомским явлением запредельного торможения . Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П . И . Зинченко , решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)

ЗАБЫВАНИЕ - активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (-> интерференция) материала;

4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр. Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (-> память; запоминание).

Забывание в старости (late - life forgetting )

В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой, может помочь пожилым людям со снижением памяти функционировать и справляться с задачами повседневной жизни в минимально ограничивающей обстановке.

Первой задачей специалистов здравоохранения при обследовании пациента с жалобами на ухудшение памяти является установление того, свидетельствуют ли эти симптомы о развитии деменции или они являются результатом нормального когнитивного дефицита, обусловленного процессом старения. Даже при диагностике деменции (к-рая определяется Американской психиатрической ассоциацией как потеря интеллектуальных способностей в степени, нарушающей социальное или профессиональное функционирование) важно определить, является ли она обратимой. Если причина выявлена своевременно, нек-рые формы деменции оказываются обратимыми, поскольку деменция может быть следствием широчайшего спектра заболеваний и нарушений поведения. Мюриель Лезак указывает на то, что ухудшение памяти является некой точкой отсчета, с к-рой начинается дифференциация людей на людей с нормальным забыванием и на тех, кто не гарантирован от диагноза деменции.

Для различения нормального и патологического забывания Асенат Ларю описал два типа нарушения памяти. Первонач. они были обозначены как доброкачественная и злокачественная забывчивость старения. Доброкачественная забывчивость старения характеризуется нарушениями памяти, ограниченными забыванием относительно неважных фактов при сохранении способности вспомнить их через нек-рое время. Большинство забываемого материала относится к давнему прошлому, а не к недавним событиям; индивидуум обычно осознает, что его память ухудшилась, и в состоянии компенсировать это. Этот тип забывчивости нек-рым образом напоминает стереотип рассеянного профессора. Напротив, при злокачественной старческой забывчивости наблюдается искажение воспоминаний, снижение времени удержания в памяти и затруднения в воспоминании недавних событий. Кроме этого наблюдается дезориентировка в месте, времени и собственной личности. При поверхностном рассмотрении это представляется прямым и ясным разграничением типов забывчивости. Критики такого дихотомического подхода предполагают, что доброкачественная и злокачественная забывчивость старения являются скорее не отдельными состояниями, а точками на едином континууме.

Предпринимались попытки определить изменения в памяти, связанные с нормальным старением. В 1986 г. была образована рабочая группа Национального института психиатрии, задачей к-рой была н.-и. работа в этой области и распространение полученных данных. Эта рабочая группа опубликовала диагностические критерии того, что было названо соответствующим возрасту нарушением памяти - СВНП (аде- associated memory impairment , AAMI ). Критерии СВНП предполагают наличие жалоб на нарушения памяти, осн. на ее постепенном ухудшении начиная с 50-летнего вoзраста у лиц, функционирующих на приемлемом интеллектуальном уровне (специально определяемом на основе критериев). Соответствие критериям СВНП устанавливается в тех случаях, когда обследуемые лица получают оценки, отклоняющиеся на минус одно стандартное отклонение (SD ) от среднего, установленного для молодых взрослых по тестам памяти на недавние события. Кроме того, ряд критериев исключает соответствие индивидуума категории СВНП. Это - наличие деменции, алкогольной зависимости, депрессии, нек-рых неврологических и/или др. соматических заболеваний. Прием психотропных препаратов тж исключает соответствие диагностическим критериям. Утверждалось, что диагностическая категория СВНП предназначена для характеристики лиц позднего возраста, имеющих нарушения памяти, но не страдающих от неврологических нарушений. Предполагается, что СВНП представляет собой нормальное следствие старения у лиц позднего возраста.

Ричард Блэкфорд и Асенат Ларю высказывают сомнения касательно аспектов измерения СВНП. Они считают, что в рамках СВНП должно быть две категории: соответствующее возрасту нарушение памяти (age - consistent memory impairment ) и старческая забывчивость (late - life forgetfulness ). Критерием СВНП является выполнение 75% использованных тестов памяти - результат, попадающий в интервал +1 SD от средней величины, установленной для возраста обследуемого.

Критерием старческой забывчивости является выполнение 50% или более данных тестов - результат, попадающий в интервал от 1 до 2 SD ниже среднего, установленного для такого возраста. Критерии исключения для каждой из этих субкатегорий неск. сходны с описанными выше для связанных с возрастом нарушений памяти. Все эти категории применимы к лицам в возрасте от 50 до 79 лет; лица 80 лет и старше не подлежат тестированию.

См. также Болезнь Альцгеймера, Расстройства памяти

Н. Эбелис

Забывание (forgetting )

З. - это потеря информации на любом этапе процесса запоминания или хранения данных в памяти. Уильям Джеймс высказал предположение, что в реальной жизни, за редким исключением, забывается большая часть того, что происходит. Сэр Фредерик Бартлетт указывал, что точных воспоминаний практ. не бывает.

Герман Эббингауз в работе «О памяти» (Memory ) описал 3 основных теории З.: во-первых, ранние образы маскируются и затемняются более поздними; во-вторых, сохраняющиеся образы претерпевают изменения; в-третьих, образы дробятся на части с последующей утратой отдельных компонентов вместо общего затемнения.

Для оценки объема и/или скорости З. использовались различные методы измерения научения и запоминания, В качестве меры З. Эббингауз использовал количество попыток, необходимых для доучивания забытых элементов, выраженное в процентном отношении к количеству попыток, потребовавшихся для первоначального заучивания материала. Разность между этим процентным отношением и 100% была названа скоростью забывания .З. яв-ся скорее правилом, чем исключением. Теорет. разраб. породили исслед., результаты к-рых лишь отчасти объясняют этот процесс.

См. также Память, Кратковременная память

Н. С. Андерсон

Для многих видов человеческой деятельности, в том числе и для учебной, серьезную проблему составляет забывание усваиваемой информации. От способности учеников удерживать необходимый объем знаний зависит эффективность всего обучения.

Процесс забывания связан с угасанием (стиранием) мнемических следов, образуемых при запоминании, и приводит к утрате сохраняемой в памяти информации. Забывание выступает антагонистом воспроизведения, т.к. обусловливает невозможность восстановления всей или какой-то части усвоенной информации.

Иногда забывание характеризуют как явление, противоположное самой памяти. Однако забывание является необходимым и закономерным процессом памяти. Оно обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов, среди которых ведущую роль играет время, а также значимость для субъекта воспринятой им информации .

Зависимость забывания от фактора времени была впервые исследована Г. Эббингаузом. Изучая динамику мнемических процессов на бессмысленных слогах и абстрагируясь таким образом, от фактора значимости, Г. Эббингауз показал, что потери усвоенной информации наиболее велики в первые часы и дни после заучивания (рис. 6). Эта кривая забывания показывает, что из 8 рядов по 13 слогов, заученных в эксперименте, через 2 суток в памяти остается лишь некоторая их часть (28%), которая с незначительными потерями сохраняется затем в течение 30 суток. Результаты других исследователей показали, что при изменении характера решаемых мнемических задач и экспериментальных процедур кривая сохранения имеет другой характер и забывание не начинается так быстро после запоминания, как показано у Г. Эббингауза .

Темп забывания зависит от объема предъявляемого материала. В условиях перегрузки памяти объем забываемой информации возрастает, особенно в первые часы и дни после усвоения. В этой связи практически важным является определение допустимых норм предъявляемого для запоминания материала в различных условиях деятельности человека. В работах отечественных авторов показано, что материал, который в процессе заучивания подвергается смысловой переработке и включается в системы ранее усвоенных знаний, меньше поддается забыванию. Поэтому характер забывания осмысленного материала значительно отличается от кривой Г. Эббингауза, полученной в опытах с бессмысленным материалом (А.А. Смирнов, 1966). В опытах В.Я. Ляудис (1976) контрольная и экспериментальная группы испытуемых заучивали ряды многомерных стимулов с использованием приёма классификации. Экпериментальная группа была обучена рациональной стратегии запоминания с ориентацией на предстоящее воспроизведение, что приводило к формированию обобщенной схемы построения оперативного образа воспроизводимого ряда. Экспериментальная группа проявила высокие показатели объема и времени отсроченного воспроизведения стимулов. Эти данные убедительно показывают зависимость объема забываемой и воспроизводимой информации от условий организации мнемических действий .

На процесс забывания влияет также мера трудности мнемонических задач. В проведенных А.Р. Лурия опытах было установлено, что мера неопределенности (трудности) материала влияет на процесс смысловой переработки информации при запоминании, тем самым в значительной мере предопределяя объем ее последующего сохранения и воспроизведения. Оптимальными оказались условия, когда структура задач рационально направляет действия субъекта, но при этом для него сохраняется возможность интеллектуальной и практической деятельности, обеспечивающей создание четкой концептуальной модели объекта, способной служить надёжной основой (программой) его последующей реконструкции .

В учебной деятельности забывание проходит ряд стадий, характеризующихся не только объемом утраченной информации, но и качественными показателями типов ошибок. Последовательность таких стадий представлена следующим образом: уменьшение объема воспроизведения за счет утраты второстепенных деталей, появление ошибок пропусков, приводящих к утрате существенных элементов, появление ошибок-искажений, большое число которых предельно снижает качество воспроизведения; отсутствие самостоятельного воспроизведения, потребность в повторном восприятии объектов, т.е. память на уровне узнавания; отсутствие узнавания. Последней стадией забывания является отсутствие узнавания. Неспособность человека опознать объект при его повторном восприятии свидетельствует об утрате знаний на функционально-психологическом уровне, поскольку он не способен практически использовать их в своей деятельности.

Вместе с тем имеются данные о возможности хранения мнемических следов на глубоких нейрофизиологическом и биохимическом уровнях (У. Пенфилд, Д. Дельгадо, А.Р. Лурия и др.) . Это подтверждается возможностью активизации следов путем электростимуляции глубоких мозговых структур, гипнотического внушения, а также спонтанного распространения нервного возбуждения на глубокие уровни коры. Хранение следов на глубоких уровнях мозга можно рассматривать как мнемический резерв нервной системы, который может быть использован для адаптации к специфическим условиям жизни или компенсации нарушенных функций. .

Основным физиологическим механизмом забывания является установленный И.П. Павловым процесс угасательного торможения, которое наблюдается в результате длительного неподкрепления ранее образованных в нервной системе мнемических следов. Однако влияние фактора времени на память человека всегда опосредовано мотивацией субъекта, который не использует в своей деятельности знания и умения, потерявшие для него свою значимость. Забывание такого рода материала становится объективно и субъективно оправданным, так как санкционируется памятью с целью освобождения от избыточной информации .

Таким образом забывание, как и запоминание, является избирательным. Процесс забывания в значительной мере поддается регуляции путем рациональной организации усвоения знаний в обучении. Такая регуляция начинается уже в процессе запоминания, где формирование способов сенсорно-семантических преобразований информации и соответствующих мотивационных установок обеспечивают образование прочных мнемических следов, способных устойчиво противостоять угасательному торможению. Важным условием поддержания прочности следов памяти является повторение. Подчеркивая важность повторения в обучении, К.Д. Ушинский требовал, чтобы оно было осмысленным и систематическим, так как механическое повторение, даже будучи многократным, не дает положительного результата. Такое повторение может вызвать отрицательный эффект, стимулируя забывание на основе охранительного торможения, снижающего активность памяти в условиях монотонии, т.е. при многократном воздействии однообразной стимуляции .

Лучшим способом повторения является практическое применение усвоенных знаний и реально осознаваемая субъектом их значимость в достижении определенных результатов деятельности.

Под влиянием так называемой проактивной и ретроактивной интерференции нередко наблюдается частичная потеря информации уже в процессе заучивания и воспроизведения. С этим явлением связан известный "эффект края", когда человек лучше воспроизводит начало и конец сообщения, чем его середину. Поэтому организация запоминания и воспроизведения с учетом явлений интерференции снижает потери информации.

Забывание может быть связанным также с явлением внешнего торможения, которое проявляется иногда в форме ретроактивной интерференции. Смена привычной обстановки, внешние помехи, отвлечение внимания на посторонние сигналы затормаживает выдачу из долговременной памяти информации, подготавливаемой для воспроизведения. Иногда в тревожной обстановке экзамена ученик не может ответить на вопрос, тогда как в спокойной обстановке он способен хорошо это сделать. Внешние помехи могут вызвать стирание только что образованных и не закрепленных следов кратковременной памяти, которые при этом уже не перейдут в память долговременную, не пройдут этап консолидации. Если человек, только что воспринявший на слух номер телефона, будет в этот момент отвлечен посторонним вопросом, то после ответа на этот вопрос он уже не сможет записать услышанный номер, так как не закрепленный повторением след уже стерся.

Нередко материал, считавшийся забытым, через некоторое время как бы сам собой вдруг активизируется в памяти. Такое явление называется реминисценцией (от лат. Reminiscentio -- вспоминание). Мы вдруг вспоминаем давно забытую песню. Ученик, не сумевший на экзамене ответить на вопрос, через несколько часов или дней вдруг вспоминает нужный материал. К явлению реминисценции относятся и те парадоксальные случаи, когда отсроченное воспроизведение (через 2-3 дня) оказывается более полным и правильным. У А.А. Смирнова и С.Л. Рубинштейна отмечены факты, когда дети сразу же после прослушивания большого по объему рассказа могут воспроизвести лишь отдельные места, преимущественно те, которые затронули их эмоционально. Через некоторое время они могут более полно и связно пересказать все содержание рассказа. Есть данные о том, что реминисценции присуща детям в большей мере, чем взрослым .

Явление реминисценции можно рассматривать как одно из проявлений проактивной интерференции, а иногда -- охранительного торможения. При заучивании трудного или большого по объему материала накапливается утомление, затрудняющее смысловую переработку воспринимаемой информации. Необходимость немедленно после этого осуществить репродуктивную задачу нередко приводит к торможению. Необходим некоторый перерыв, отдых, при котором в долговременной памяти продолжается переработка информации и закрепление (консолидация) мнемических следов. В ситуациях, требующих высокого эмоционального и интеллектуального напряжения, люди, особенно если они относятся к тревожному типу, затрудняются или вообще не могут воспроизвести нужный материал. Возникающая впоследствии реминисценция как внезапное восстановление забытых знаний, часто воспринимается интроспективно как необъяснимый и случайный акт. В действительности, этот факт вполне закономерен, он вызван либо действием скрытой (имплицитной) установки, возникшей в ходе неудачного припоминания и стимулирующей решение репродуктивной задачи на непроизвольном уровне, либо воздействием каких-то внешних объектов, ассоциативно стимулирующих восстановление мнемических следов.

Явление реминисценции наблюдается преимущественно в области долговременной памяти, подтверждая гипотезу о том, что следы долговременной памяти не поддаются полному стиранию, а только временному торможению или переводу на более глубокие уровни хранения. В условиях перегрузки или эмоционального стресса нарушается процесс перевода некоторой части информации из долговременного хранилища в оперативную кратковременную память, обслуживающую текущую деятельность, С устранением мешающих факторов такой перевод информации восстанавливается и может проявиться в форме реминисценции. .

Рассмотрим хотя бы в основных чертах его познавательную функцию. При этом следует иметь в виду, что существуют различные виды забывания, например неосознаваемое (пассивное) и активное, произвольное оттеснение информации. В рамках тренировки памяти представляет только ее произвольная, целенаправленная работа, а, следовательно, лишь один вид забывания – активное оттеснение информации. Чтобы понять механизм и функцию активного забывания, необходимо различать информацию, которая фактически никогда не забывается, и информацию, которая забывается. Свое имя, адрес, лица сотрудников и близких и т. п. мы никогда не забываем, так как эта информация жизненно необходима, постоянно находит применение и поэтому непрерывно повторяется. Такая информация никогда не оттесняется из сознательной памяти.

Однако емкость сознательной памяти ограничена. Много другой информации, которая, хотя и важна для нас, но повседневно не используется, необходимо каким-то образом сохранять, но так, чтобы не перегружать сознательную память. Для этого память располагает эффективным и рациональным средством: активным забыванием. Функция забывания состоит в том, чтобы оттеснить такую информацию в латентную (неосознаваемую) память. При забывании информация, следовательно, не отбрасывается, не теряется для памяти, а переходит в латентную память, откуда при необходимости ее можно возвратить в сознатель-ную память, т. е. . В отличие от информации, которая теряется из , информация, поступающая в латентную память, как правило, не теряется. Это относится и к информации, которая либо не была в достаточной мере запечатлена, либо в результате редкого употребления подверглась сильному оттеснению. Такая информация часто воспроизводится с трудом, порою – только при особых условиях, например под .

Принципиальную возможность воспроизведения забытой информации вы, наверное, ощущали на себе. Каждому случалось испытать уверенность, что мы знаем нечто, хотя в данный момент не можем припомнить. Например, при встрече с каким-либо человеком вы чувствуете, что он вам знаком, но вы не в состоянии узнать его. Нередко мы хорошо представляем обстоятельства, время и место, когда и где произошло какой-то информации, но вспомнить ее не можем. Иногда в таких случаях на основе припоминания (которое может протекать весьма сложно) нам удается воссоздать ситуацию и возвратить забытую информацию в сферу сознательной памяти. Все это свидетельствует о том, что забытая информация не теряется, а только оттесняется другой информацией в латентную память и там сохраняется. Если бы оттеснение сопровождалось не сохранением, а потерей, то припомнить забытое было бы невозможно. Факт сохранения забытого в латентной памяти делает возможным его возвращение (путем припоминания) в сознательную память.

Теперь попытаемся дать научное объяснение процессу забывания. Нелепо считать, что причиной его является время. Против этого свидетельствует хотя бы тот факт, что многие детства лучше сохраняются в памяти, чем те, которые мы приобрели в зрелом возрасте. Разумеется, забывание, как и любой другой процесс, занимает какое-то время, однако причиной забывания служит не время само по себе, а какой-либо познавательный процесс. Железо ржавеет не потому, что проходит время, а потому, что оно участвует в химической , которая, естественно, протекает во времени; она-то и обусловливает изменение железа. Подлинная причина забывания заключается скорее всего в ограниченной способности сознательной памяти сохранять информацию, а это в свою очередь создает в механизме, который обеспечивал бы сохранение информации таким образом, чтобы исключить перегрузку сознательной памяти.

Этим механизмом является забывание. В результате оттеснения информации из сознательной памяти в латентную первая освобождается для непрерывно поступающей жизненно необходимой информации, которая может быть воспроизведена в любой требуемый момент времени. Вместе с тем забывание позволяет накапливать огромные количества информации, не перегружая сознательную память. Поэтому активное забывание – не зло и не признак плохой памяти, а, напротив, чрезвычайно важный фактор, способствующий достижению высокой продуктивности памяти. Подлинным злом является не забывание как таковое, а его неквалифицированное применение, препятствующее быстрому и точному воспроизведению забытого. Если вы научитесь осознанно использовать механизм забывания, это позволит значительно повысить продуктивность припоминания. Отбросьте поэтому ваши страхи и предубеждения относительно забывания и постарайтесь привыкнуть к мысли, что при правильном его выполнении оно наполовину заменяет припоминание. Таким образом, при проведении тренировки памяти надо стремиться не к тому, чтобы исключить или преодолеть забывание, а, наоборот, научиться квалифицированно им пользоваться. С этой целью в следующем разделе мы рассмотрим процесс забывания более детально.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...