Презентация по географии "взаимодействие природы и общества". Географическая среда и ее роль в жизни человека
21.08.2014 13083 0Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: урок-лекция.
Степень этого материального и нематериального достояния, благодаря которому мы в долгу перед предыдущими поколениями, сильно варьируется от одной цивилизации и социальной ситуации к другой, но в значительной степени зависит не только от количества передаваемых предметов, но также и прежде всего от важности, придаваемой сам феномен передачи, понимаемый как принятая зависимость от более или менее отдаленных предков. В каждом коллективе вещи переходят от одного поколения к другому в соответствии с точными и признанными нормами.
Однако только в определенных обстоятельствах этот процесс усыновления приобретает форму истинной задолженности, причитающейся живым до мертвых, причем первые считают себя должниками последнего в отношении более или менее всего, что обусловливает их существование. Это включает в себя порядок и ценности, в соответствии с которыми они живут, средства к существованию, расположенные по их распоряжению, дифференцированные преимущества, которыми они могут пользоваться, и даже их самые личности, так же, как человек образован принципами, веществами и в некоторых случаях судьба, которая проистекает из прямых родителей и тех, кто в прошлом порождал их.
I.Подведение итогов предыдущего урока
План темы:
1.Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
1.Этапы взаимодействия общества и природы.
2.Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.
3.Природопользование рациональное и нерациональное.
Для передачи таких вещей, безусловно, необходимы настоящие и фиктивные генеалогии, генеалогии, которые возвращаются довольно долго и четко указывают, что каждый человек имеет право на получение через личность, привилегии и обязательства, которые передаются по этим каналам простираясь от прошлого. Однако представляется разумным предположить, что начальные условия менее важны, чем институциональные последствия того, что преобладание некоторой конкретной схемы отношений с другими может постепенно приобретать.
Глубина генеалогии, правила, однозначно подтверждающие материнскую или отцовскую принадлежность, сегментацию в разные группы спуска, которые действуют в манере моральных личностей, и легитимация прав, вытекающих из отдельных групп предков: все это механизмы, которые антропологи долгое время время не признавалось ни в коем случае универсальным.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.
В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? (Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечен- ность, загрязнение окружающей среды.)
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Теперь, однако, кажется, что их следует рассматривать как средство, которое некоторые коллективы используют, чтобы догматически увековечить суверенитет, что мертвые упражнения над живыми через отношения передачи. Наиболее ясное выражение этих отношений можно найти там, где мертвые превращаются в предков, которым посвящен культ. Это близкие предки, а не отдаленные и более или менее мифические фигуры, также условно называемые «предками», которые иногда помещаются в происхождение кланов или племен, но тем не менее не оказывают прямого влияния на судьбу тех, кого они создали.
Географическая среда - это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда - это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда - это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Немедленные предки индивидуализированы, называются, часто даются материальная форма на местных или алтарях, и ничто, что касается живых, не ускользает от их вмешиваемой юрисдикции. Западная Африка является одним из мест, в которых такие предки предпочитают больше всего, как видно из примера Талленси Ганы.
Патриомы Талленси, которые локализованы, расположены в сегментированных иерархиях и пользуются относительной политической независимостью, прослеживают свою самобытность и солидарность с культом, который каждый посвящает группе агнотических мужских предков, которая насчитывает не более 12 поколений. В своем «Эдипе» и «Джоб» в западной африканской религии Фортес описывает деспотическое господство, которое предки оказывают на живое, доминирование, которое по своему содержанию является абсолютным авторитетом отца над его сыновьями.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов - топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Подобно тому, как у человека нет экономических прав, правового статуса или обрядовой автономии до тех пор, пока его отец живет, аналогично, члены родословной зависят от предков за доступ к земле, осуществления политических обязанностей и благосостояния каждого один из них. Сын ни в коем случае не преследует своего отца в его правах и привилегиях до тех пор, пока он не выполнит погребальные обряды, которые превращают его отца в предка, тем самым превращая его собственное подчинение живому человеку в доверенный ему орган более ранними поколениями.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
Сила предков проявляется на двух уровнях. В совокупности они требуют, чтобы живое существо соответствовало моральным предписаниям и уважало ценности, на которых основана их общественно-политическая организация. Отсюда важность культов предков, которые принимают форму жертвоприношений, молитв и возлияний. Как объясняет Фортес, «их забота достигается не демонстрациями любви, а доказательством лояльности». Прерогативы, которые могут быть использованы в рамках линии, владения в своем распоряжении, и квоты счастья или несчастья, выделяемые каждому человеку, фиксируются предками, которые распространяют на живую плащ правосудия, как невозможно опросить и как ужасное и недоступное человеческому пониманию, как то, что страдающий Иов в конечном итоге приписывал своему Богу.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное - не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
Среди Талленси, как и в других западноафриканских цивилизациях, культ, адресованный предкам, - это не столько способ почитать их и благодарить их за все, что они передают; скорее, это попытка примирить их и рассеять их гнев, попытка, которую никто никогда не может быть уверен, увенчается успехом. Движение между поколениями строго одностороннее, поскольку то, что давали предки, никогда не может быть возвращено им, начиная для всех нас, с жизнью, которую мы получили от наших родителей. Кроме того, в данном случае речь идет о предках, действующих с либеральностью, поскольку у них нет выбора, кроме как передать, в свою очередь, то, что они сами получили, и тем самым они передают своих потомков спирали зависимости от которые они никогда не могут освободить.
б) равновесное состояние - естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние - скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое состояние - начинается деградация природного комплекса.
Таким образом, задолженность, которую живое наследует, неумолимо переходит от поколения к поколению, поскольку члены коллективного долга присоединяются к массе мертвых и становятся кредиторами; теперь они могут заставить своих потомков платить, как и было, за право на существование и все, что делает это возможным, в обмен на непоколебимое послушание власти, которую они держат. Для предков это представляет собой драгоценную гарантию выживания. Как Эней, спасаясь от Трои, каждый человек несет отца на спине, но отец отца пал на спине отца и т.д. Отнюдь не метафорической пирамиды, вес которой сокрушает свободу передвижения живых, В этих коллективах бремя, как жизненно важное, так и смертельное предков, увековечивается отходом, который не может быть отвергнут, и справедливо применить к ним то, что говорит Пьер Лежандр о предмете передачи в целом: «Родословная организация действует против на фоне бедствия субъекта».
д) катастрофическое состояние природной среды - это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса - природная среда необратимо деградирована.
Вопрос : Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
Однако в Африке это бедствие не охватывает трагическое измерение, такое как то, которое пронизывает конкретную судьбу человека, с которым сталкиваются капризные боги, или герметичные цели христианского бога, поскольку все заинтересованные, в том числе предки, разделяют судьбу зависимости на более ранних поколениях, лучше или хуже. Итак, несмотря на упоминание Эдипа в названии книги Фортес, маловероятно, что Талленси оплакивал бы слова, которые Софокл вложил в уши хора, окружающего сына Лая: «Не рождаться на первом месте каждый расчет».
Передача - это не только отношения внутри сегментов коллектива, которые связаны в цепочке зависимости, с одной стороны, с живыми людьми, которых суждено стать предками, а с другой - мертвыми, которые живут и чья сила и воля ощущаются во всех обстоятельствах, Это также отличает один коллектив, со всеми его элементами, от другого. Для некоторых коллективов в качестве основного источника их контрастной идентичности утверждается тот факт, что у них есть свои собственные группы предков, из которых вытекают как их легитимность как автономное социальное тело, так и все атрибуты, связанные с ним.
В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеютобширные площади «диких» земель?
Страны, имеющие большие площади - Россия, Канада, Австралия, Бразилия, Китай.
При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются ошибки двух видов: преувеличение и недооценка роли географической среды. Преувеличение роли географической среды - географический детерминизм. Недооценка роли географической среды - географический нигилизм.
Последние варьируются от права жить в определенном пространстве и использовать его ресурсы, отголоски которых можно найти в понятии отечества, к сознанию совместного использования определенных наследственных физических и моральных свойств. Это использование передачи в определении коллективов и их свойствах совершенно специфично для некоторых регионов мира и не должно смешиваться с универсальным явлением передачи некоторых материальных и нематериальных активов из поколения в поколение. Например, в индийской Амазонии нигде не наблюдается такого рода удержание, которое предки предков существуют в Африке и в Китае.
Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии особенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что«властьклимата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества - вплоть до форм государственной власти - от определяющего влияния природы.)
В Амазонии сама идея предка кажется несоответствующей. Предполагается, что недавно умершие должны исчезнуть как можно скорее из памяти живых людей, и если что-то из них останется на некоторое время, оно будет в форме более или менее злых духов, чья компания должна избегать. Никакой культ не адресован мертвым, и если есть что-то, что можно унаследовать от них, это будет не столько скудное физическое достояние, сколько скорее символические атрибуты: имена, песни, мифы, право на определенные одежды или носить определенные украшения.
Короче говоря, мертвые исключаются из человеческих коллективов и не имеют власти над ними. Это, вероятно, особенность анимистического режима в целом. Точка Ингольда достаточно справедлива, если не перейти к другой крайности и заявить, что вся ссылка на передачу и национальность должна быть запрещена, если цель точно воссоздает идею о том, что «коренные народы» сами имеют. Потому что нет оснований исключать Талленси или Малгашей с выгодой автохтонии и отличительной идентичности или полагать, что они поддались западной извращенности генеалогического принципа и культу ларшей.
В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода - подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).
Выбирая приписывать значительную важность своим мертвым и все, что они передают и контролируют, некоторые коллективы сделали матричное отношение к предкам главной линчетой заповедей и ценностей, которые организуют их общие жизни. Другие предпочли игнорировать это измерение человеческой жизни и вместо этого основывать свою индивидуальную и коллективную идентичность на плотной и смещающейся сети многополярных отношений с массой сущностей как современного, так и того же статуса, что и они сами.
Просто потому, что антропология в течение длительного времени ухаживала за интерпретацией практик анимистических коллективов, чтобы принять в качестве стандарта институты предков-поклонников, нет причин, по которым вклад последнего типа коллектива в разнообразие мира - государства должны считаться подозреваемыми или допускаться к забвению. Реляционные моды, которые мы только что рассмотрели, делятся на две группы: первая охватывает потенциально обратимые отношения между замещаемыми членами, поскольку последние расположены на одном и том же уровне; второй охватывает односторонние и необратимые отношения между неизменяемыми членами, поскольку они являются по существу иерархическими.
Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё - наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза превышающую площадь Франции.
Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. - М.: Мысль, 1980. - с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм - это две крайности, которых нужно стараться избегать.
Вопрос : Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1)рациональное использование природных ресурсов;
2)разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3)организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4)контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1)хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2)размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Вопрос : Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
III.Закрепление изученного материала
Вопросы:
1)Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2)В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
3)Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
4)Что понимается под термином «природопользование»?
5)Приведите пример рационального природопользования.
6)Приведите пример нерационального природопользования.
7)Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
8)Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?
1.Тема № 2.
2.Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1.Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2.Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3.Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Вопросы к семинару:
1.В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2.Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
1.Какие «грязные» производства вы знаете?
2.Объясните термин «мусорная цивилизация».
3.Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
4.Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
5.Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
6.Как обеспечить чистой водой население Земли?
7.Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
8.Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?
Понятие о географической среде
Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение. При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются две ошибки: преувеличение этого влияния и недооценка его. Оба этих представления приводят к отрицательным последствиям. Особенно это касается второго заблуждения, которое нацеливает людей на «покорение» природы.
В последнее время, наряду с понятием о географической среде, в научный обиход вошло также понятие об окружающей природной среде (или просто окружающей среде), которое можно определить как условия существования человека и других организмов, включающие как природные, так и социально-экономические факторы; к последним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведенные человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). К понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия»; употребление в этом значении термина «экология» — неточно, хотя и встречается часто. В определения географической и окружающей среды, как составляющая, входит термин «природа», который требует также пояснения. Под понятием «природа» понимают весь мир, все существующее во всем многообразии своих форм.
Обмен веществ между обществом и природой
Вся история человечества — это история взаимодействия его с природой, с географической средой. В процессе этого взаимодействия между ними
происходит постоянный обмен веществ, имеющий сложный и во многом противоречивый характер. В XX в. во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Давление общества на природу резко возросло. Чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные (городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, лесохоэяй-ственные, рекреационные). Вопрос о степени освоенности человечеством географической среды остается спорным. Одни ученые считают, что в нашу эпоху уже все или почти все природные ландшафты Земли стали антропогенными. Другие ученые придерживаются более осторожных оценок. По подсчетам отечественных ученых, антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в том числе примерно на 20% ее территории, они преобразованы коренным образом. Американские ученые, изучая нарушенность естественных ландшафтов по космическим снимкам, пришли к следующим выводам. Треть земной суши практически не несет на себе следов человеческой деятельности. Причем, для разных территорий эта цифра сильно меняется. Так, для Северной Америки она составляет 38% территории, для стран СНГ — 34%, для зарубежной Азии — 14%, для Европы - 3%.
Общество стало изымать из природы все больше ее ресурсов и одновременно возвращать в природу все более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы.
Во-первых, это рациональное использование природных ресурсов. Во-вторых, это загрязнение окружающей среды.