Презентация на тему " как устроен организм человека". Презентация на тему " как устроен организм человека" Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Биология"

Учитель: Трофимова Наталья Авенировна

Слайд 2

Живые организмы

бактерии

животные

растения

рождаются

питаются

размножаются

Слайд 3

Путешествие в мир клеток

Всё живое состоит

из клеток.

Мир клеток разнообразен.

Строение клетки зависит от её функции в организме.

цитоплазма

оболочка

Слайд 4

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов. Они обеспечивают согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. Благодаря нервной системе организм функционирует как единое целое.

Слайд 5

Клетки жировой ткани

Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.

Слайд 6

Клетки мышечной ткани

Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды.

Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Слайд 7

Деление клетки – рост организма

Деление клеток способствует росту всех тканей живого организма, заживлению ран, срастанию сломанных костей.

Слайд 8

Системы органов

Костная и мышечная (опорно-двигательный аппарат)

Пищеварительная

Дыхательная

Кровообращения

Выделительная

Слайд 9

Системы органов и их функции

Пищеварительная система

Дыхательная система

Система кровообращения

Мышечная система

Обеспечивает движение крови в организме

Обеспечивает поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа

Управляет деятельностью всего организма

Дает опору телу человека, помогает двигаться ему

Обеспечивает переваривание пищи

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс Учитель: Трофимова Наталья Авенировна

Cлайд 2

Cлайд 3

Всё живое состоит из клеток. Мир клеток разнообразен. Строение клетки зависит от её функции в организме.

Cлайд 4

Нервная ткань Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов. Они обеспечивают согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. Благодаря нервной системе организм функционирует как единое целое.

Cлайд 5

Клетки жировой ткани Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.

Cлайд 6

Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Cлайд 7

Деление клеток способствует росту всех тканей живого организма, заживлению ран, срастанию сломанных костей.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Что мы изучали в прошлом году? (В прошлом году мы изучали различные экосистемы, живые организмы.)

– Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бактерии.)

– Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.)

– Какие группы животных мы знаем?

Записать на доске .

Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что-то не вспомнят ).

– Чем позвоночные отличаются от других животных? (Вспомнить скелет.) (Позвоночные имеют внутренний скелет.)

– Какие позвоночные вам известны? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

– В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? (Звери – теплокровные, покрыты шерстью, имеют развитые органы чувств, заботятся о своём потомстве.)

– Что такое обмен веществ? (Обмен веществами между организмом и окружающей средой.)

– Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен веществ? Необязательный материал. (Самая маленькая часть организма – клетка. Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом.)

– Что такое орган? (Это часть организма.)

– Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете, организм человека сложно устроен? (Перечисляют известные им органы .) (Мы думаем, что организм человека сложно устроен, ведь в нём столько различных органов.)

– Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос?

Какие преимущества имеет организм со сложным строением?

Давайте составим план работы.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Работа в учебнике.

– Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним.

– Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо? (Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнить поставленную задачу.)

– Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы? (Работать согласованно.)

– Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. (Система органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу.)

– Давайте ознакомимся с основными системами органов. Рассмотрите рисунки и выполните задание на с. 9.

Работаем в группах:

1) опорно-двигательная система;

2) система пищеварения;

3) система дыхания;

4) система кровообращения;

5) система выделения;

7) нервная система и органы чувств.

Выполняют задание. Группы по очереди выступают с ответами.

Ключевые слова выносятся на доску.

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Как вы думаете, какая система органов самая важная? Как должны работать системы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? (Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы должны работать слаженно.)

2. Игра «Что было бы, если бы... (из каждой системы удалили один орган)». Можно играть по цепочке: начинает учитель, учащиеся по очереди продолжают .

– Как мы ответим на вопрос урока? (Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи.)

– Давайте ознакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 11.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Задание 1 предлагает условно поделить известные школьникам органы тела человека на три группы. К органам, совершающим разнообразную работу, относится большинство органов опорно-двигательной системы, с помощью которых мы выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и ноги. Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной системы, т.е. желудок , кишечник , печень и др. (восстанавливают запас питательных веществ), дыхательной системы, т.е. лёгкие (восстанавливают оптимальное содержание кислорода), кровеносной системы, т.е. сердце , сосуды (доставляют клеткам все необходимые им вещества и уносят отходы), выделительной системы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества). Наконец, к органам, управляющим организмом, следует отнести нервную систему, т.е. головной и спинной мозг , нервы .

К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока ещё могут ничего не знать.

В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут управлять. Это руки и ноги , а также голова , глаза , язык , зубы и т.п.

Учителю следует иметь в виду, что мы можем также до некоторой степени управлять работой части органов выделения (сознательное выведение мочи из организма) и пищеварения (выведение каловых масс за счёт расслабления сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система. Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать частоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего участия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном мозге.

В правый столбец ребята записывают те органы, которыми мы не можем управлять. Это, прежде всего, органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем: сердце , сосуды , желудок , печень, кишечник, почки , лёгкие – большинство органов, расположенных внутри тела.

В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они выполнялись разными группами учащихся, то сравнение производят на этапе подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов:

1) органы, восстанавливающие истраченные силы, как правило, действуют самостоятельно, независимо от нашей воли;

2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило,

можем управлять по своему желанию.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполнение проверочной работы.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 1.

Вариант 1 .

1.Необходимый уровень. Мозг относится к органам нервной системы; глаза – к органам чувств; сосуды – к органам кровообращения; позвоночник – к опорно-двигательным органам.

Повышенный уровень. В руке находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень . В голове находятся органы пищеварения, дыхания, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

2.Необходимый уровень. Удаляют углекислый газ – органы дыхания; переваривают пищу – органы пищеварения; очищают кровь – органы выделения; продолжают род – органы размножения.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание, подвижность, неспособность превращать минеральные вещества в органические.

3. Повышенный уровень. От простуды пострадают органы дыхания; от наркотиков – нервная система; от слишком громкой музыки – органы чувств.

Вариант 2 .

1.Необходимый уровень. Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок – к органам пищеварения; почки – к органам выделения; сердце – к органам кровообращения.

Повышенный уровень. В ноге находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень . В туловище находятся органы дыхания, выделения, размножения, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

2.Необходимый уровень . Позволяют воспринимать окружающий мир –органы чувств; позволяют принимать решения – органы нервной системы; доставляют питательные вещества к клеткам – органы кровообращения; создают опору телу – опорно-двигательные органы.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание.

3. Повышенный уровень . От переедания – органы кровообращения (можно считать верным ответ – органы пищеварения); от курения – органы дыхания; от падения с дерева – опорно-двигательная система.

V . Итог урока.

– Какова роль и необходимость систем органов? Можно ли заменить одну систему органов на другую? (Различные системы органов выполняют разную работу – каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма. Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи.)

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?


Клетки жировой ткани Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.


Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Биология"

Готовые презентации по биологии содержат различную информацию о клетках и о строении организма целиком, о ДНК и о истории эволюции человечества. В данном разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на урок биологии для 6,7,8,9,10,11 класса. Презентации по биологии будут полезны как учителям, так и их ученикам.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...