Презентация на тему "крестовые походы". Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Презентация к уроку "Крестовые походы"

Тема урока: «Полумесяц против креста »План:1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии.2. Возникновение Османской державы.3. Византия в поисках союзников. Церковная уния.4. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. Вспомните, какие завоеватели в ХI в. напали с востока на Византийскую империю, отвоевав у нее Малую Азию. Как отразились на судьбе Византии Крестовые походы? Византия возродилась как государство в 1261 году, но теперь она и не могла мечтать о своём былом могуществе. Империя Палеологов, управлявших Византией на протяжении последних двух столетий её существования, безвозвратно уступила гегемонию на Балканах Сербии и Болгарии.

Усиление соседних славянских государств ослабляли империю ромеев. Эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. В то же время на востоке усиливались турки-османы.

2. Возникновение Османской державы. В конце XIII в. в Малой Азии зародилось государство, заселённое турками. Первым его правителем был Осман. Именно поэтому народ этого государства получил наименование турок-османов. Впоследствии правитель Османского государства назывался султаном. Турки вели успешные войны против слабеющей Византии. Им удалось создать сильную конницу и артиллерию. С покорённых христиан, помимо подушной подати, османы собирали своего рода «живой налог». Здоровых и сильных мальчиков отнимали у родителей, распределяли по турецким семьям и воспитывали в духе ненависти к христианству, фанатичной преданности исламу и лично султану. Самые способные из них становились чиновниками, а остальные – янычарами (от турецких слов «ени чери» - новое войско); они составляли наиболее боеспособную часть османского войска. Такая практика позволяла османам постоянно увеличивать свои силы за счёт покорённых народов. В результате их войско обычно имело значительное численное преимущество (нередко в 2-3 раза). К концу XIV в. они покорили всю Болгарию, а в 1389 году разгромили Сербию на Косовом поле и присоединили к своим владениям.

Почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Противоречия между его врагами. Очень хорошо продуманной организации армии и государства.

Что могла предпринять Европа для того, чтобы обезопасить себя от возможного турецкого вторжения? (Начать крестовый поход.) В 1396 году папа провозгласил крестовый поход на турок.

Крестовый поход потерпел неудачу. Рыцари были разгромлены в битве при Никополе. Однако турецкое продвижение на Запад было остановлено восточным завоевателем Тамерланом. Он в 1402 году разгромил турецкого султана Баязида I. Это заставило османов отложить свои завоевательные походы на 50 лет. В это время Византия пыталась найти соглашение с католическим миром.

3. Византия в поисках союзников. Церковная уния. Василевсы пытались добиться от Западной Европы более существенной помощи. Ради этого они даже готовы были согласиться на церковную унию (то есть объединение) с католиками. Унию приняли на соборе, проходившем в 1438-1439 годах в итальянских городах Феррара и Флоренция. Почти все разногласия были решены в пользу Рима, поэтому бо льшая часть православных в Византии и за её пределами не приняла унии. Вражда сторонников и противников унии ещё более ослабила Византию. А военная помощь Запада оказалась очень ограниченной. Очередное войско крестоносцев было разбито в 1444 году под Варной, после чего Византия осталась с Османской империей один на один.

Помогло или помешало Византии заключение унии? Уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам.

Да и кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Византия и не могла получить значительной помощи.

4. Падение Константинополя. «Византия после Византии». Султан Мехмед II Завоеватель, только вступив на престол, немедленно начал подготовку к завоеванию Константинополя. В апреле 1453 года огромное турецкое войско, насчитывавшее около 150 000 человек, начало осаду Константинополя. С моря город был блокирован сильным флотом. Константинополь считался неприступным, и на Западе, узнав об осаде, не торопились с помощью, рассчитывая, что город продержится много месяцев. Однако оскудевшая Византия в решающий момент не смогла собрать большого войска.

Осаждённые мужественно защищались, но их силы таяли. Султан постоянно бросал в бой свежие войска, а немногочисленные защитники не могли отдохнуть ни днём, ни ночью. 29 мая начался решающий штурм. Дважды осаждённые из последних сил отбивали атаки врага, но на третий раз турки всё же ворвались в город. Василевс Константин XI погиб с оружием в руках. К вечеру султан вступил в покорённый и уже разграбленный город. Отныне он мог считать себя не только султаном, но и наследником и правителем древней Римской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, вскоре стал столицей Османской империи. Многие защитники города и мирные жители погибли, ещё больше было продано в рабство. Собор Святой Софии стал мечетью. Полумесяц, символ ислама, возобладал над христианским крестом.

Падение Византии и отсутствие помощи Запада предрешили судьбу тех частей Балканского полуострова, которые ещё сохраняли независимость: не прошло и 15 лет, как все они попали под власть турок.

Падение тысячелетней Византийской империи произвело ошеломляющее впечатление на современников. Не случайно некоторые историки считают 1453 год концом эпохи Средневековья. С их точки зрения, Средневековье началось с падения Западной Римской империи, а закончилось падением Восточной Римской империи.

Давайте почитаем отрывки из воспоминаний современников.

У историков даже есть понятие: «Византия после Византии». Как вы думаете, что это значит? Многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль.

Многие греки поселились в Италии, внеся немалую лепту в расцвет итальянской культуры того времени. А другие перебрались в Россию, где их таланты обогатили русскую культуру.

После гибели Византии Россия осталась единственным крупным православным государством, наследницей Византии. Символическим воплощением этой преемственности стал брак русского государя Ивана III и племянницы последнего императора – Зои Палеолог (на Руси её называли Софьей). Герб Палеологов – двуглавый орёл – стал российским гербом.

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. § 10

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Из речи папы римского Урбана II на Клермонском соборе 1095 года

«Иерусалим есть пуп (центр) Земли!.. Реки там текут молоком и мёдом, это край плодороднейший – второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите её себе<...> спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»

Есть ли в тексте фразы, которые говорят об освободительных целях крестоносцев?

О захватнических целях?

Слайд 3

  • КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ – ЭТО ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЛИ ЗАВОЕВАНИЕ?
  • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень. Подпиши названия цивилизаций под их символами. Укажи (номерами) принадлежность достижения.

    1. _____________________

    2._____________________

    Слайд 5

    • Необходимый уровень.С помощью стрелок соедини понятия с их определениями.
    • Повышенный уровень. Впиши в первую колонку недостающее понятие.
  • Слайд 6

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. «Освободить Гроб Господень!»

    2. Крест против полумесяца!

    3. Финал Крестовых походов

    Слайд 7

    «ОСВОБОДИТЬ ГРОБ ГОСПОДЕНЬ!»

    Повышенный уровень. Используя карту и текст учебника, заполни таблицу «Крестовые походы».

    Слайд 8

    Необходимый уровень. Какие причины, на твой взгляд, побуждали европейцев идти в Крестовые походы?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 9

    КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА!

    Повышенный уровень. Проанализируй высказывания крестоносцев и арабов (с.128), объясни, чем они могли быть вызваны.

    • Рыцарь-тамплиер (слева) и рыцарь-госпитальер (справа)
    • Войско Саладина
  • Слайд 10

    • Как ты думаешь, почему первым крестоносцам удалось достичь своих целей?
    • На твой взгляд, какие христианские заповеди нарушали сами крестоносцы?
  • Слайд 11

    ФИНАЛ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

    Максимальный уровень. Какие причины, на твой взгляд, не позволили крестоносцам удержать за собой Святую землю?

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    ______________________

    Слайд 12

    Сравни результаты Первого и Четвёртого крестовых походов.

    Ключевые понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, султан, «живой налог», янычары, церковная уния, «Византия после Византии».

    Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 24 и проверки выполнения заданий в рабочей тетради. Кроме того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания по истории Византии (§ 5), Болгарии (§ 7) и особенно по истории Четвертого Крестового похода (§ 14), задав детям вопросы: чем закончился для Византии Четвертый Крестовый поход? Когда Византия была восстановлена? Какие территории входили в это время в состав империи ромеев? Когда возникло Второе Болгарское царство?

    План изучения нового материала: 1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. 2. Болгария и Сербия в XIV в. 3. Возникновение Османской державы. 4. Византия в поисках союзников. Церковная уния. 5. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

    Комментарий. Восточная Римская империя, на целое тысячелетие пережившая Западную, не смогла ответить на очередной вызов времени - наступление Османской империи. Однако натиск османов оказался вызовом не только и не столько для Византии, сколько для всего христианского мира, и Запад тоже оказался не на высоте. Сначала он долго медлил с помощью, ожидая от Византии уступок в религиозных вопросах (т. е. церковной унии), а когда дождался, все равно оказался слишком слаб и разрознен для организации эффективного отпора османам, что предопределило огромные проблемы для самой же Западной Европы в XVI-XVII вв. К тому же в критический момент вновь заявил о себе религиозный фактор: уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам. Естественно, в этом противостоянии Запада и Востока, отягощенном так и не преодоленными противоречиями между католиками и православными, не могла не звучать и проблематика «своих» - «чужих». Достаточно сказать, что в почти уже осажденном Константинополе многие считали, что лучше чалма султана, чем папская тиара.

    На фоне трагической гибели Византии тем более впечатляюще выглядит возвышение Османской империи, уже в XIV в. ставшей европейской державой. Ее устройство, при всей его нацеленности на войну, стало новым и очень эффективным в условиях позднего Средневековья вариантом развития государственности.

    Наконец, еще одной сквозной темой урока является судьба после 1453 г. византийских традиций, сыгравших важнейшую роль и в истории России. Впрочем, наследницей какой-то части византийских традиций стала и сама Османская империя, которая, как и Византия, претендовала на преемственность по отношению к Риму.

    1. Изучение нового материала целесообразно начать с обращения к карте, на которой учащиеся должны сами найти Балканы и Малую Азию. Учитель предлагает ученикам вспомнить, с какими проблемами столкнулись в тот же период, т. е. в XIV-XV вв., страны Западной и Центральной Европы. Дети, скорее всего, вспомнят «Черную смерть», Столетнюю войну, крестьянские восстания, Гуситские войны, феодальные распри, нарастание в ряде стран нетерпимости к иноверцам. Учитель может пояснить, что некоторые из этих проблем специфичны для Западной или Центральной Европы, другие же относятся ко всей Европе, включая ее юго-восток. Так, эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. Ученики находят Византию на картах, относящихся к XIII и к XIV-XV вв., и отмечают сокращение ее территории. Учитель задает вопрос: кто же отбирает у Византии последние ее земли? Дети находят на карте, что на восточных границах появился новый враг - турки-османы. Но Византия теряет земли и на Балканах, причем до того, как турки проникают в Европу. Кто же эти европейские, христианские враги Византии?

    2. Вряд ли целесообразно на уроке останавливаться на истории кратковременного усиления и стремительного ослабления Болгарии и Сербии; учителю следует лишь донести до учеников мысль, что соперничество этих двух государств между собой и с Византией ослабило их и сделало легкой добычей османов.

    3. Учитель спрашивает: почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Дети, конечно же, вспомнят о противоречиях между его врагами, но тут следует подчеркнуть, что дело еще и в очень хорошо продуманной организации армии и государства. С помощью наводящих вопросов ученики приходят к тому, что агрессивное растущее государство должно организовать пополнение своей армии за счет завоеванных народов, т. е. к идее организации корпуса янычаров. Информацию об успехах османов удобнее всего обобщить в виде таблицы, включающей основные события в строго хронологической последовательности. При этом можно раздать детям заготовки таблицы (начертить на доске), в которой левый столбец заполнен полностью, а в правом заполнена лишь первая строка; остальное учащиеся по ходу урока заполняют самостоятельно.

    Первые завоевания османов в Европе

    Поражение Сербии в битве на Косовом поле

    Поражение крестоносцев под Никополем

    Конец XIV в.

    Захват османами Болгарского царства

    Осада Константинополя султаном Баязидом; его поражение при Анкаре

    Ферраро-Флорентийский собор; Флорентийская уния

    Поражение крестоносцев под Варной

    Падение Константинополя

    4. Причины успехов турок-османов изучаются с опорой на источник. Однако и после такого тяжелого поражения Византия получила благодаря разгрому османов при Анкаре около 50 лет передышки. Все ли она сделала, чтобы избежать завоевания? Помогло или помешало ей заключение унии? (В этой связи учитель спрашивает, в каком значении слово «уния» уже знакомо ученикам, и предлагает им самим сформулировать, что может означать понятие «церковная уния».) Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришел на помощь Византии? Поиски ответа на этот вопрос можно организовать в форме «мозгового штурма». Основной вопрос: кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? - разбивается на ряд подвопросов. Дети сами должны вспомнить наиболее могущественных государей тогдашней Европы, а в ряде случаев и сообразить, почему тот или иной монарх не мог послать войско на выручку Константинополю. Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной, и в 1453 г. никто еще не мог быть уверен, что война действительно закончилась. Больше возможностей в этом плане было у герцога Бургундии, но Филипп Добрый слишком хорошо помнил, как его отец Иоанн Бесстрашный был разгромлен под Никополем в 1396 г., да к тому же опасался, что его отсутствием воспользуется в своих целях французский король. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Польша боролась с Орденом, Чехия еще не оправилась после Гуситских войн. Оставалась Венгрия, которая прекрасно понимала опасность, но ее силы были подорваны поражениями от турок в 1444 и 1448 гг. (о последнем, впрочем, в учебнике не упоминается). Совместными усилиями ученики приходят к выводу, что Византия и не могла получить значительной помощи.

    5. Наряду с сюжетом о падении Константинополя, как таковым, который можно изучать с опорой на иллюстрации, пожалуй, еще более важен вопрос об историческом значении этого события. Последний вопрос лучше всего разобрать на материале отрывков из источников, отражающих разные точки зрения на падение Константинополя. Ученикам раздаются распечатки отрывков.

    Византийский историк Дука. «Плач о Константинополе»

    О, город, город, глава всех городов! О, город, город, центр четырех сторон света! О, город, город, гордость христиан и гибель варваров! Где красота твоя, Рай? Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?

    Польский историк Ян Длугош

    Поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета… имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван, одна из двух рук ампутирована.

    Из древнерусской «Повести о взятии Константинополя»

    О, горе тебе, седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Ты же, безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеянию и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!

    Турецкий историк XVI в. Саад-ад-Дин

    Грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По прошествии же трех дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабеж и резню, которая все еще не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо нелепого колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, приделали минареты; одним словом, не забыли ничего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман.

    Работу с этими отрывками можно организовать по-разному. Можно раздать каждому ученику по одному отрывку и предложить объяснить высказанную в нем позицию. Второй вариант - раздать по два отрывка и предложить определить и объяснить различия. Наконец, третий вариант - раздать каждому ученику все четыре отрывка, но без заглавий и предложить ребятам самим определить, где византийский текст, где древнерусский, где польский и где турецкий.

    Второй возможный вариант изучения темы падения Константинополя - заранее дать задание двум командам учеников подготовиться к диспуту по теме «Было ли неизбежным падение Константинополя?» и провести его на уроке.

    Для закрепления этого важного материала можно задать на дом составить рассказ о событиях 29 мая 1453 г. от имени кого-либо из его участников (задание 6 к § 25); при этом круг действующих лиц может быть расширен, например можно включить западноевропейского воина, приехавшего защищать Константинополь (таких было немного, но они были), или паломника из Московской Руси.

    Последний важный аспект данной темы - судьбы византийского культурного и политического наследия. Можно спросить учащихся: как вы думаете, что означает выражение «Византия после Византии»? Ученики приходят к выводам, что в преддверии и сразу после падения Константинополя многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль. Можно предложить учащимся сделать предположения, в частности, как могли быть использованы византийцы в Италии раннего Возрождения.

    Работа с источником. При работе с текстом учащиеся могут обратить внимание на численное превосходство турок (хотя на самом деле не столь значительное, как утверждает Шильтбергер), на наличие у турок сильного союзника (Деспота Сербии), на отсутствие у христиан дисциплины. Действительно, хотя официально главой христианского войска считался венгерский король Сигизмунд (тот самый, который позже запятнал себя расправой над Яном Гусом и был главным организатором походов против гуситов), но герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный (дед Карла Смелого) не стал его слушаться, даже когда король «умолял его». Следует обратить внимание детей на трагичность положения Деспота Сербии, который через 7 лет после битвы на Косовом поле вынужден был сражаться на стороне турок против христиан, чтобы спасти свою страну от полного порабощения и разорения.

    Работа с иллюстрациями. По иллюстрации на с. 237 можно предложить детям описать систему укреплений Константинополя, при необходимости предоставив им дополнительные сведения (см. Приложение). Сравнение турецкой крепости со стенами Константинополя поможет детям прийти к выводу, что турки к середине XV в. прекрасно умели строить сильные крепости. Наиболее информативна иллюстрация «Осада Константинополя» (с. 239). Можно предложить детям составить на основании иллюстрации, а также плана Константинополя на с. 50 рассказ об осаде; при этом они могут обратить внимание на блокаду города с суши и с моря, на систему укреплений города (стены и башни основной части города и Галаты, а между ними - цепь через залив Золотой Рог), на то, как турки перетаскивают свой флот из Босфора в Золотой Рог (мимо Галаты) по суше (как киевский князь Олег в 907 г.).

    Работа с картой. Сравнение территории Византии на картах на с. 144 (Четвертый Крестовый поход) и на с. 235 показывает, как сократилась эта территория, причем не только из-за наступления османов. Можно предложить детям проследить по карте ход османской экспансии и сделать вывод: возможно ли было удержать Константинополь в условиях, когда османы захватили уже большую часть Балканского полуострова?


    ^ У р о к 26. ПОЛУМЕСЯЦ ПРОТИВ КРЕСТА

    Ключевые понятия и термины: турки-сельджуки, турки-османы, султан, «живой налог», янычары, церковная уния, «Византия после Византии».

    Текущий контроль. Может быть проведен в форме ответов на вопросы к § 24 и проверки выполнения заданий в рабочей тетради. Кроме того, в начале или по ходу урока желательно активизировать знания по истории Византии (§ 5), Болгарии (§ 7) и особенно по истории Четвертого Крестового похода (§ 14), задав детям вопросы: чем закончился для Византии Четвертый Крестовый поход? Когда Византия была восстановлена? Какие территории входили в это время в состав империи ромеев? Когда возникло Второе Болгарское царство?

    План изучения нового материала: 1. Политическая карта Балканского полуострова в XIV - начале XV в. Упадок Византии. 2. Болгария и Сербия в XIV в. 3. Возникновение Османской державы. 4. Византия в поисках союзников. Церковная уния. 5. Падение Константинополя. «Византия после Византии».

    Комментарий. Восточная Римская империя, на целое тысячелетие пережившая Западную, не смогла ответить на очередной вызов времени - наступление Османской империи. Однако натиск османов оказался вызовом не только и не столько для Византии, сколько для всего христианского мира, и Запад тоже оказался не на высоте. Сначала он долго медлил с помощью, ожидая от Византии уступок в религиозных вопросах (т. е. церковной унии), а когда дождался, все равно оказался слишком слаб и разрознен для организации эффективного отпора османам, что предопределило огромные проблемы для самой же Западной Европы в XVI-XVII вв. К тому же в критический момент вновь заявил о себе религиозный фактор: уния, не обеспечив Византии реальной помощи Запада, в то же время расколола византийское общество и тем самым ослабила его возможность сопротивляться туркам. Естественно, в этом противостоянии Запада и Востока, отягощенном так и не преодоленными противоречиями между католиками и православными, не могла не звучать и проблематика «своих» - «чужих». Достаточно сказать, что в почти уже осажденном Константинополе многие считали, что лучше чалма султана, чем папская тиара.

    На фоне трагической гибели Византии тем более впечатляюще выглядит возвышение Османской империи, уже в XIV в. ставшей европейской державой. Ее устройство, при всей его нацеленности на войну, стало новым и очень эффективным в условиях позднего Средневековья вариантом развития государственности.

    Наконец, еще одной сквозной темой урока является судьба после 1453 г. византийских традиций, сыгравших важнейшую роль и в истории России. Впрочем, наследницей какой-то части византийских традиций стала и сама Османская империя, которая, как и Византия, претендовала на преемственность по отношению к Риму.

    1. Изучение нового материала целесообразно начать с обращения к карте, на которой учащиеся должны сами найти Балканы и Малую Азию. Учитель предлагает ученикам вспомнить, с какими проблемами столкнулись в тот же период, т. е. в XIV-XV вв., страны Западной и Центральной Европы. Дети, скорее всего, вспомнят «Черную смерть», Столетнюю войну, крестьянские восстания, Гуситские войны, феодальные распри, нарастание в ряде стран нетерпимости к иноверцам. Учитель может пояснить, что некоторые из этих проблем специфичны для Западной или Центральной Европы, другие же относятся ко всей Европе, включая ее юго-восток. Так, эпидемия чумы уничтожила в Византии треть населения, страна была ослаблена народными восстаниями, междоусобицами, борьбой за престол. Ученики находят Византию на картах, относящихся к XIII и к XIV-XV вв., и отмечают сокращение ее территории. Учитель задает вопрос: кто же отбирает у Византии последние ее земли? Дети находят на карте, что на восточных границах появился новый враг - турки-османы. Но Византия теряет земли и на Балканах, причем до того, как турки проникают в Европу. Кто же эти европейские, христианские враги Византии?

    2. Вряд ли целесообразно на уроке останавливаться на истории кратковременного усиления и стремительного ослабления Болгарии и Сербии; учителю следует лишь донести до учеников мысль, что соперничество этих двух государств между собой и с Византией ослабило их и сделало легкой добычей османов.

    3. Учитель спрашивает: почему Османское государство, сначала маленькое и ограниченное в своих ресурсах, быстро усиливалось? Дети, конечно же, вспомнят о противоречиях между его врагами, но тут следует подчеркнуть, что дело еще и в очень хорошо продуманной организации армии и государства. С помощью наводящих вопросов ученики приходят к тому, что агрессивное растущее государство должно организовать пополнение своей армии за счет завоеванных народов, т. е. к идее организации корпуса янычаров. Информацию об успехах османов удобнее всего обобщить в виде таблицы, включающей основные события в строго хронологической последовательности. При этом можно раздать детям заготовки таблицы (начертить на доске), в которой левый столбец заполнен полностью, а в правом заполнена лишь первая строка; остальное учащиеся по ходу урока заполняют самостоятельно.

    Первые завоевания османов в Европе

    Поражение Сербии в битве на Косовом поле

    Поражение крестоносцев под Никополем

    Конец XIV в.

    Захват османами Болгарского царства

    Осада Константинополя султаном Баязидом; его поражение при Анкаре

    1438-1439 гг.

    Ферраро-Флорентийский собор; Флорентийская уния

    Поражение крестоносцев под Варной

    Падение Константинополя

    4. Причины успехов турок-османов изучаются с опорой на источник. Однако и после такого тяжелого поражения Византия получила благодаря разгрому османов при Анкаре около 50 лет передышки. Все ли она сделала, чтобы избежать завоевания? Помогло или помешало ей заключение унии? (В этой связи учитель спрашивает, в каком значении слово «уния» уже знакомо ученикам, и предлагает им самим сформулировать, что может означать понятие «церковная уния».) Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришел на помощь Византии? Поиски ответа на этот вопрос можно организовать в форме «мозгового штурма». Основной вопрос: кто в Европе мог бы в тот момент прийти на помощь Византии? - разбивается на ряд подвопросов. Дети сами должны вспомнить наиболее могущественных государей тогдашней Европы, а в ряде случаев и сообразить, почему тот или иной монарх не мог послать войско на выручку Константинополю. Папа римский? Но он почти не имел собственных войск и мог выступить лишь организатором. Короли Англии и Франции? Но оба государства были истощены Столетней войной, и в 1453 г. никто еще не мог быть уверен, что война действительно закончилась. Больше возможностей в этом плане было у герцога Бургундии, но Филипп Добрый слишком хорошо помнил, как его отец Иоанн Бесстрашный был разгромлен под Никополем в 1396 г., да к тому же опасался, что его отсутствием воспользуется в своих целях французский король. Германский император? Но, несмотря на громкий титул, его ресурсы были слишком ограничены, чтобы собрать необходимое войско. Пиренейские государи были заняты внутренними распрями и (в случае с Кастилией) борьбой с Гранадским эмиратом. Венецианцы и генуэзцы, располагавшие сильным флотом и деньгами, не хотели ссориться с султаном, рассчитывая вести в его владениях выгодную торговлю. Польша боролась с Орденом, Чехия еще не оправилась после Гуситских войн. Оставалась Венгрия, которая прекрасно понимала опасность, но ее силы были подорваны поражениями от турок в 1444 и 1448 гг. (о последнем, впрочем, в учебнике не упоминается). Совместными усилиями ученики приходят к выводу, что Византия и не могла получить значительной помощи.

    5. Наряду с сюжетом о падении Константинополя, как таковым, который можно изучать с опорой на иллюстрации, пожалуй, еще более важен вопрос об историческом значении этого события. Последний вопрос лучше всего разобрать на материале отрывков из источников, отражающих разные точки зрения на падение Константинополя. Ученикам раздаются распечатки отрывков.

    Византийский историк Дука. «Плач о Константинополе»

    О, город, город, глава всех городов! О, город, город, центр четырех сторон света! О, город, город, гордость христиан и гибель варваров! Где красота твоя, Рай? Где останки святых, где останки мучеников? Где прах великого Константина и других императоров?

    Польский историк Ян Длугош

    Поражение Константинополя, одновременно и жалкое, и печальное, было огромной победой турок и крайним поражением греков, бесчестием латинян. Благодаря этому католическая вера была задета… имя Христа унижено и оскорблено. Один из двух глаз христианства был вырван, одна из двух рук ампутирована.

    Из древнерусской «Повести о взятии Константинополя»

    О, горе тебе, седьмохолмый, что поганые тобой обладают, ибо сколько благодатей Божьих в тебе просияло, порой прославляя тебя и возвеличивая более всех иных городов, иногда самым различным образом и многократно наказуя и наставляя дивными деяниями и чудесами преславными, порой прославляя победами над врагами, и беспрестанно поучая и к спасению призывая, и жизненным обилием радуя и украшая всячески! Ты же, безумный, отворачивался от божественной милости к тебе и щедрот и тянулся к злодеянию и беззаконию. И вот теперь явил Бог свой гнев на тебя и предал тебя в руки врагам твоим. И кто об этом не восплачет или не зарыдает!

    Турецкий историк XVI в. Саад-ад-Дин

    Грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам. По прошествии же трех дней султан Мехмед запретил под страхом тяжких наказаний продолжать грабеж и резню, которая все еще не утихала. Все повиновались его приказу. Когда наступило полное спокойствие, вместо нелепого колокольного звона раздался приятный голос муэдзина, возвещающий пять раз в день час молитвы. Из церквей выбросили идолов, приделали минареты; одним словом, не забыли ничего, чтобы превратить их в места благочестия для мусульман.

    Работу с этими отрывками можно организовать по-разному. Можно раздать каждому ученику по одному отрывку и предложить объяснить высказанную в нем позицию. Второй вариант - раздать по два отрывка и предложить определить и объяснить различия. Наконец, третий вариант - раздать каждому ученику все четыре отрывка, но без заглавий и предложить ребятам самим определить, где византийский текст, где древнерусский, где польский и где турецкий.

    Второй возможный вариант изучения темы падения Константинополя - заранее дать задание двум командам учеников подготовиться к диспуту по теме «Было ли неизбежным падение Константинополя?» и провести его на уроке.

    Для закрепления этого важного материала можно задать на дом составить рассказ о событиях 29 мая 1453 г. от имени кого-либо из его участников (задание 6 к § 25); при этом круг действующих лиц может быть расширен, например можно включить западноевропейского воина, приехавшего защищать Константинополь (таких было немного, но они были), или паломника из Московской Руси.

    Последний важный аспект данной темы - судьбы византийского культурного и политического наследия. Можно спросить учащихся: как вы думаете, что означает выражение «Византия после Византии»? Ученики приходят к выводам, что в преддверии и сразу после падения Константинополя многие греки должны были покинуть родину и переехать в другие христианские страны, причем как в православные, так и в католические, и что их деятельность на новых местах должна была сыграть немаловажную роль. Можно предложить учащимся сделать предположения, в частности, как могли быть использованы византийцы в Италии раннего Возрождения.

    Работа с источником. При работе с текстом учащиеся могут обратить внимание на численное превосходство турок (хотя на самом деле не столь значительное, как утверждает Шильтбергер), на наличие у турок сильного союзника (Деспота Сербии), на отсутствие у христиан дисциплины. Действительно, хотя официально главой христианского войска считался венгерский король Сигизмунд (тот самый, который позже запятнал себя расправой над Яном Гусом и был главным организатором походов против гуситов), но герцог Бургундии Иоанн Бесстрашный (дед Карла Смелого) не стал его слушаться, даже когда король «умолял его». Следует обратить внимание детей на трагичность положения Деспота Сербии, который через 7 лет после битвы на Косовом поле вынужден был сражаться на стороне турок против христиан, чтобы спасти свою страну от полного порабощения и разорения.

    Работа с иллюстрациями. По иллюстрации на с. 237 можно предложить детям описать систему укреплений Константинополя, при необходимости предоставив им дополнительные сведения (см. Приложение). Сравнение турецкой крепости со стенами Константинополя поможет детям прийти к выводу, что турки к середине XV в. прекрасно умели строить сильные крепости. Наиболее информативна иллюстрация «Осада Константинополя» (с. 239). Можно предложить детям составить на основании иллюстрации, а также плана Константинополя на с. 50 рассказ об осаде; при этом они могут обратить внимание на блокаду города с суши и с моря, на систему укреплений города (стены и башни основной части города и Галаты, а между ними - цепь через залив Золотой Рог), на то, как турки перетаскивают свой флот из Босфора в Золотой Рог (мимо Галаты) по суше (как киевский князь Олег в 907 г.).

    Работа с картой. Сравнение территории Византии на картах на с. 144 (Четвертый Крестовый поход) и на с. 235 показывает, как сократилась эта территория, причем не только из-за наступления османов. Можно предложить детям проследить по карте ход османской экспансии и сделать вывод: возможно ли было удержать Константинополь в условиях, когда османы захватили уже большую часть Балканского полуострова?

    ^ У р о к 27. ИНДИЯ, КИТАЙ, ЯПОНИЯ

    Ключевые понятия и термины: раджа, каста, варна, пещерный храм, Великий шелковый путь, крестьянская война, пагода, икебана, самурай.

    Текущий контроль. Лучше всего организовать контроль по заданиям к § 25. В плане обобщения материала раздела «Осень Средневековья» можно обсудить, наряду с заданиями к главе, задания 5 и 6 на с. 241. Далее детям необходимо вспомнить, в какой связи в курсе истории Средних веков уже заходила речь об Индии и Китае (в связи с арабскими завоеваниями, а о Китае еще и в § 12 в связи с путешествиями Марко Поло).

    План изучения нового материала: 1. Индия. 2. Китай. 3. Япония. 4. Культура стран Востока.

    Комментарий. Следует иметь в виду, что история стран Азии, Африки и Америки сознательно дается в учебнике более сжато, чем история стран Европы. Каждый параграф этой главы охватывает многовековую историю нескольких стран или регионов. В целом в этих параграфах меньше имен и событий, характеризуются лишь наиболее важные черты экономики, общества, государственности и культуры. Для углубленного изучения этих регионов (если будет позволять время) необходимо привлечение дополнительных источников информации. По возможности желательно провести во внеурочное время экскурсию в музей, располагающий соответствующими коллекциями (Музей искусства народов Востока в Москве, Эрмитаж в Петербурге).

    На уроке изучается история трех очень разных стран Востока, которые сыграли и продолжают играть огромную роль в мировой истории; чтобы подчеркнуть для детей их важность, достаточно упомянуть, что в них сосредоточено около 40% населения Земли. К тому же две из этих трех стран являются сухопутными или морскими соседями России.

    Среди множества проблем, которые встают при изучении истории стран Востока, в учебнике выделены несколько наиболее важных. Во-первых, это постоянная борьба с внешней опасностью (меньше выраженная в Японии в силу ее островного положения); особенно показательна в этом смысле борьба Китая с северными кочевниками, которые, естественно, выступают в качестве «чужих». Во-вторых, это постоянное сосуществование разных религий и идеологических систем (индуизм и буддизм, индуизм и ислам в Индии, конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и традиционные верования в Японии), которое, несмотря на все возникавшие проблемы, оказалось очень плодотворным для развития культуры. В-третьих, это особенности развития общества и государства, которые закрепляли сложившийся порядок, делали его, несмотря на внешние опасности, максимально стабильным, подверженным лишь самым медленным и ограниченным переменам (общинное устройство и кастовая система в Индии, роль императорской власти и чиновничества в Китае). Очень показательно, что те китайские изобретения, которые, будучи восприняты или открыты заново в Европе, способствовали там колоссальным переменам (порох, книгопечатание), в самом Китае не оказали такого воздействия.

    1. Целесообразно уделить некоторое время активизации знаний по истории Индии и Китая из курса истории 5 класса. Желательно, чтобы дети вспомнили с помощью наводящих вопросов основные данные о географическом положении и климате Индии и Китая (здесь желательно использование физической карты мира или Азии, из которой школьники, направляемые учителем, могут сами извлечь много информации о природе и климате изучаемых стран, занятиях их жителей), о варнах (которые в некоторых учебниках для 5 класса в дидактических целях названы кастами), о Великой Китайской стене, о самых знаменитых открытиях и культурных достижениях Индии и Китая (индийские цифры, которые мы называем арабскими, бумага, порох, компас и многое другое). Обязательно должны прозвучать такие названия, как Аравийское море, Бенгальский залив, Гималаи, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, Индийский и Тихий океаны. В связи с кастовой системой в Индии можно предложить детям вопрос: а каким образом обосновывалась естественность неравенства в средневековой Европе? (Они могут вспомнить о теории трех сословий.)

    Дальнейшую работу над материалом этого раздела лучше всего организовать в процессе изучения интереснейшего источника, который важен и с точки зрения будущего курса отечественной истории, - «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Богатство Индии и могущество ее правителя предстают здесь в красочном описании торжественного выезда султана.

    2. При изучении этой части материала целесообразно заполнить таблицу (см. ниже). При этом можно записать на доске или раздать детям заготовку таблицы, в которой будет заполнен материал лишь по первой из средневековых династий; остальные части заполняются самостоятельно по учебнику или по ходу объяснений учителя.

    Учителю следует обратить внимание на то, чтобы при характеристике каждого периода явственно звучали проблемы северных кочевников: это подготовит детей к изучению на следующем уроке монгольских завоеваний. Например, при характеристике эпохи Сун можно не только отметить, как это сделано в учебнике, что в XII в. кочевники захватили весь север страны, но и дополнить, что на этих территориях они создали свое государство - империю Цзинь, в которой была воспроизведена китайская система государственного управления. При этом завоеватели (чжурчжэни) демонстративно противопоставляли себя местному населению, в результате чего государство оказалось непрочным и было легко завоевано монголами в 1209-1220 гг. (с захватом Пекина в 1215 г.). Особенно показательно с точки зрения восприятия китайцами «северных варваров» отношение китайцев к монгольской по происхождению династии Юань, вновь объединившей весь Китай в 70-е гг. XIII в. С одной стороны, китайцы никогда не переставали помнить о чужеземном происхождении династии, несмотря на усвоение монголами китайских традиций организации власти. Но с другой стороны, китайские историки ни в Средние века, ни в наше время не рассматривали и не рассматривают эпоху правления монгольской династии как период ига или порабощения. Юань - такая же эпоха собственно китайской истории, как время правления любой другой династии. Желательно пояснить ученикам, что небольшой нахлест дат (династия Сун заканчивается в 1279 г., а династия Юань начинается в 1271 г.) связан с тем, что хан Хубилай принял титул императора на несколько лет раньше, чем монголы окончательно сломили сопротивление династии Сун.

    Династия

    Краткая характеристика периода, его главные события

    Объединение и расцвет страны после периода раздробленности и междоусобиц. Присоединение областей на западе страны. Торговля по Великому шелковому пути со странами, расположенными дальше к западу. Широкое распространение буддизма. Религиозная терпимость. В конце периода - мятежи знати и крестьянская война под предводительством Хуана Чао

    Новое объединение почти всей страны и новый расцвет Китая, но на фоне мятежей знати, восстаний крестьян и постоянной угрозы со стороны северных кочевников. Образование государства у монголов и завоевание ими Китая

    Опустошение страны, гибель населения, но затем восстановление монголами прежней системы управления империей. Установление связей с Европой

    1368-сер. XVII в.

    Свержение власти монголов. Новый расцвет Китая

    3. Поскольку карта в учебнике не включает Японию, для характеристики ее географического положения следует использовать соответствующую физическую карту. Это позволит акцентировать на примере Японии проблематику взаимодействия человека и природы. В то же время история Японии дает возможность проследить, хотя бы пунктирно, еще один региональный вариант возникновения государства. Обычно у детей вызывает интерес история самураев; если время позволяет, можно поручить одному из учеников заранее подготовить короткое сообщение на эту тему, опираясь на дополнительную литературу или ресурсы Интернета.

    4. При рассмотрении материала по истории культуры Индии и Китая важно еще раз подчеркнуть плодотворность сосуществования разных этносов, религий и культур. Целесообразно максимально использовать иллюстративный ряд учебника, при необходимости привлекая и комментарии к иллюстрациям. По возможности желательно использовать слайды, видеофильмы или иллюстративные возможности Интернета.

    Работа с источником. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (отрывок из него приведен в переводе Л. С. Семенова) является одновременно и замечательным памятником древнерусской литературы, и важным источником по истории средневековой Индии. Никитин попал туда более или менее случайно: будучи ограблен по пути в Закавказье, он не мог возвратиться домой, поскольку не имел средств расплатиться с кредиторами. В Индии Никитин рассчитывал поправить свои дела, но в конечном счете остался разочарован возможностями торговли с ней. Пребывание Афанасия Никитина в Индии датируется 1471-1474 гг. Это время он провел в государстве Бахманидов, одном из крупнейших в Индии; в XIV в. оно обособилось от Делийского султаната. В отрывке описывается торжественный выезд юного султана Мухаммеда III, который Никитин наблюдал в городе Бидар в центральной части Индии. Красочное описание боевых слонов показывает, насколько впечатлен был этим зрелищем чужеземец из далекой России. Упоминание «тысячи коней верховых в золотой сбруе» соответствует принятому обычаю включать множество верховых коней без всадников, но в пышной сбруе в торжественный выезд султана, чтобы подчеркнуть его богатство.

    Работа с картой. Помимо уже упоминавшейся работы с физической картой, следует использовать карту в учебнике. В частности, на ней отчетливо видно, что опасность со стороны кочевников угрожала и Индии, и Китаю с севера и с северо-запада. Кроме того, по карте необходимо проследить возникновение, расцвет и упадок Делийского султаната.

    По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

    Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

    Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

    Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

    Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

    На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

    Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

    Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

    Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...