Презентация на тему "земледельцы аттики теряют землю и свободу". Диагностика результатов урока

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.»

● подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;

● обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;

● продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка письменного ответа по карточке

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися устно.

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

1) Древняя Аттика и ее население

2) Разведение оливок и винограда

3) знать и демос в Афинском полисе.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя .

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии - МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника . Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская полития», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. ^Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская полития

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление изученного на уроке.

Повторим, что мы изучили на уроке нового?

Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

Учащиеся отвечают.

V I . Рефлексия

– Ребята, а что нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VII. Итог урока

5 класс

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;
  • обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;
  • продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Устный ответ ученика по карточке ��

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии - МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника . Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. ^Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская политИя

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу .

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление изученного на уроке.

Беседа.

Повторим, что мы изучили на уроке нового?

Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Итог урока

Домашнее задание

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние греки в своих полисах?


5 класс

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Педагогические цели:

    способствовать ознакомлению с экономическим и политическим развитии Греции в VIII в. до н.э.

    содействовать формированию представлений о занятиях, управлении греческих полисов в изучаемый период;

    создать условия для развития УУД: групповые, поисково-самостоятельные: поиск ответа; составление плана-ответа, сообщение по проблеме

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы . Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Основные понятия: VIII в. до н.э. - изобретение письменности в Древней Греции, Аттика, полис, законы Драконта, демос, долговое рабство

Ожидаемые результаты. Объяснять, как образовывались греческие полисы. Объяснять причины деления полисов по роду занятий на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные.

Образовательные ресурсы:

1) учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014 г.,

3) Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации.5 класс: пособие для учтиелей общеобразоват. учреждений /.Н.И Шевченко. – М.: Просвещение, 2012.

3) Максимов Ю.И.. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А.Вигасинв, Г.И.Годера, И.С.Свеницкой «История Древнего мира. 5 класс»/ Ю.И. Максимов.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Наглядность: настенная карта «Древняя Греция»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

3.Работа с классом.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

Проблемный вопрос: Почему Афины стали самым могущественным городом- государством?

I. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии - МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника . Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Аттика богата полезными ископаемыми. Здесь есть серебряные рудники, а в горах залежи железной и медной руды. Для земледелия было очень мало пригодных земель. Значит все население Аттики не могло заниматься земледелием.

Чем же занималось остальное население Аттики? (ремеслом - кузнечное, сапожное) В горах было много глины, поэтому здесь развивалось и гончарное ремесло.

2. Разведение оливок и винограда.

Обратите внимание на рисунок на стр. 141. Чем занимаются жители Аттики? (собирают оливки)

Что могли дать оливки людям? Как их использовали?

Ели свежими и солеными, вымачивали в винном уксусе, выдавливали масло, лучшие сорта использовали в пищу. Худшие для освещения. Смазывали ожоги, входило в состав лекарств. Натирали тело при посещении бани, перед спортивной борьбой. Таким образом, мы действительно видим, что оливы можно назвать настоящим деревом жизни. Кроме оливок греки выращивали еще и виноград.

Что изготавливали из винограда?

Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые грозди винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и поэтому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды. Иногда сок выдавливали прессом – большим и тяжелым плоским камнем, который поднимали с помощью рычага.

3. Знать и демос в Афинском полисе.

Работа с новыми терминами.

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

В 7-м веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос , в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг . Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей – архонтов , судил жителей Аттики. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни

- Ареопаг:

1) принимал законы,

2) следил за порядком,

3) судил жителей Аттики.

- Деятельность архотнов:

1) разбирали ссоры,

2) следили за торговлей,

3) делили земли.

Давайте прочитаем о законах Драконта (стр. 141 – в синей рамке)

V. Закрепление изученного на уроке. Игра « Крестики- нолики»

1. Аттика находится в Средней Греции (Х)

2. В Аттике было много плодородных земель и полноводных рек. (О)

3. Природные условия позволяли выращивать оливки и виноград (Х)

4. Власть в Афинах принадлежала демосы(О)

5. Совет знати назывался ареопаг (Х)

6. Законы Драконта не были слишком суровыми (О)

7. Лучшими землями владели знатные люди (Х)

8. Долговой камень обозначал, что земледелец арендует у города землю (О)

9. Афинский демос призывал сбросить власть знатных и самим заниматься управление государством.(Х)

VI. Итог урока

В VIII-VII вв. до н. э. греки населяли южную часть Балкан-ского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. В древности единого греческого государства не су-ществовало, почти в каждой горной долине, на каждом острове образовалось самостоятельное государство - город-полис. В каждом таком, очень небольшом по территории, государстве были свои правители и войско, были установлены законы, на основе которых судили население. Наибольшую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей Афинского полиса.

Предыстория

К VIII в. до н.э. греки населяли большую часть Балканского полуострова. Несмотря на то, что на данной территории не сформировалось единое централизованное государство, греческие полисы (города-государства) были тесно связаны между собой благодаря религиозному и культурному единству, а также экономическому и торговому взаимодействию.

Одним из наиболее развитых и сильных полисов были Афины - главный город области . Как и остальные земли Балканского полуострова, Аттика не отличалась особым плодородием: большая часть этой области была занята горами, в долинах выращивали оливки, виноград и злаковые, но это не давало местным жителям достаточного количества продовольствия.

События

VII в. до н.э. - вся политическая власть в Афинах сконцентрирована в руках родовой аристократии (полисом управлял ареопаг - совет знати), которая владела большей частью плодородных земель. Остальное население полиса было вынуждено жить на грани полной нищеты, нередки были и случаи голода. Всё это вынуждало бедных землевладельцев занимать деньги у богатых аристократов, что в конечном итоге приводило к долговому рабству и еще большему имущественному и экономическому расслоению.

Середина VIII в. до н.э. - эпоха древнегреческой колонизации : греки были прекрасными воинами и мореходами, а недостаток плодородной земли побуждал их к ее поискам за пределами Балканского полуострова. Поэтому в течение трех веков греками было основано множество колоний по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Это способствовало бурному развитию торговли и обогащению власть имущих и торговцев, что в свою очередь приводило к усилению имущественного расслоения между демосом (народом) и родовой аристократией.

Законы Афин этого периода отличались суровостью, за многие мелкие провинности приговаривали к смертной казни. По отношению к рабам законы были еще более суровыми, можно сказать, что человек, попавший в рабство из-за долгов, полностью лишался своих прав.

Участники

Почвы для зерновых в Аттике, как и в большей части осталь-ной Греции, были неважные, зато виноград и оливки здесь росли прекрасно. Оливы - вечнозеленые небольшие де-ревья с искривленным стволом и серебристыми листьями. На де-ревьях росли зеленоватые плоды, которые называются оливками, или маслинами. Греки ели оливки свежими, солеными и маринованными, вымачивая их в виноградном уксусе. Из оливок выдавливали золотистое высоко-качественное масло. Лучшие сорта оливкового масла шли в пи-щу, на нем жарили рыбу, им заправляли овощи и ячменную ка-шу. Худшие сорта оливкового масла употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва раз-гонял мрак, но другого способа освещать дом греки не знали. В богатых домах вечерами зажигали десятки светильников, в бедных - один-два. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело при посеще-нии бани, перед спортивной борьбой (кожа становилась скользкой, противнику труднее было сделать захват). Во время сбора оливок срывать их нужно было руками по од-ной. При сборе оливок трясти ветви не следовало: упавшие и по-мятые оливки сохнут и дают меньше масла. Иногда оливки осто-рожно сбивали палками, тут же собирая (рис. 2).

Рис. 2. Сбор олив ()

В Аттике на склонах холмов выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

В VII веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу Аресу, заседал ареопаг - совет знати. Из числа знатных и богатых афинян избирали архонтов - правителей и судей. В Афинском полисе действовали суровые законы, написанные архонтом Драконом. Даже за мелкое воровство приговаривали к смертной казни.

Лучшими землями в Аттике владели знатные люди. Крестьяне Аттики часто голодали, у многих не хватало даже семян для нового посева. Приходилось брать в долг у богатых соседей. На крестьянской земле появлялись долговые камни. На них было вырезано имя знатного человека, дав-шего в долг зерно или серебро, имя должника и срок возвращения долга. Если крестьянин не отдаст долга, у него отберут землю. Но семью надо кормить, и приходится вновь залезать в долги. Многим крестьянам грозила участь стать раба-ми. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину. Афинский демос стал вооружаться на борьбу со знатью, требуя отмены долгового рабства и передела земли (рис. 3).

Рис. 3. Борьба демоса против долгового рабства ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

Домашнее задание

  1. Опишите природные условия древней Аттики.
  2. Какие земледельческие культуры выращивали жители Афинского полиса?
  3. Кому принадлежала власть в Афинском полисе?
  4. Чем были недовольны простые земледельцы в Аттике?

5 класс

Урок №

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу».

Цели: познакомить учащихся с месторасположением и основными причинами возникновения греческого полиса, основными занятиями и основными слоями населения, обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний, показывать на карте территорию Аттики, Афины, комментировать особенности расположения Аттики, развивать умение выделять главное и давать характеристику историческим событиям; воспитывать интерес к истории других народов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация

Ход урока:

    Организационный момент

(учитель и учащиеся взаимно приветствуют

друг друга, проверка готовности к уроку)

    Актуализация

    Вспомните!

    Бог – покровитель виноделия (Дионис)

    Главный бог греков – громовержец (Зевс)

    Название второй его поэмы (Одиссея)

    Посмотри на задание 2, назови имена его братьев (Посейдон, Аид)

    Начало Троянской войны (1200 г. до н.э.)

    Из какого мифа? «Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями

к дикому утёсу…» (О Прометее)

    Удержал он небесный свод, очистил Авгиевы конюшни, задушил льва и

совершил ещё 9 подвигов...» (О Геракле)

    Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

    На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

    Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

    Может кто-нибудь перечислить их?

    Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

(ученики отвечают на вопросы)

    Мотивация

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров. Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо. И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

    Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

(ученики высказывают свои предположения)

IV. Изучение нового материала

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Знать и демос в Афинском полисе

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

    Древнегреческие полисы

    Работа над понятием:

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика».

Акрополь – (др.-греч. ἀκρόπολις - верхний город) - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город. Акрополь - место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищённый, так называемый нижний город. Являлся крепостью и служил убежищем для граждан в военное время.

Агора - рыночная площадь в , являвшаяся местом общегражданских собраний

(ученики записывают в тетради определения)

Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.

    Работа с к/к. Обозначить части Греции.

В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

    Работа с учебником. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника. При прочтении данного пункта ученики должны выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? Как происходило управление властью в Афинах?

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

(ученики выполняют задание )

В VIII - VII вв. до н.э. в Афинах появилось много ремесленных мастерских. Требуется больше хлеба, однако почвы для выращивания пшеницы непригодны.

    Работа над понятиями:

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

(учащиеся записывают в тетрадь)

    Работа с историческим документом (стр. 141 «Законы Драконта»)

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская полития», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Аристотель. Афинская полития

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.

    Беседа по вопросам к документу .

    Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

    Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

    Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

    За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

    Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

    Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

    К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление.

    Беседа.

    Повторим, что мы изучили на уроке нового?

    Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

    Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

    Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

VII . Домашнее задание.

§ 29, подготовить развернутый ответ на вопрос: Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в 7 в. до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи? Где оно было хуже? Чем хуже?



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...