Презентация по русскому языку "ошибки в употреблении деепричастий".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы: 1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

2 слайд

Описание слайда:

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему,деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно.

3 слайд

Описание слайда:

3. не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия. Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боецранен в голову осколком гранаты), либо возвратным глаголом с суффиксом-ся (Дом строится рабочими). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову;Изыскав необходимые средства, дом строится рабочими нашего треста.

4 слайд

Описание слайда:

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей. 5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов);Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).

5 слайд

Описание слайда:

Упражнение 2 1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 17. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. 18. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 19. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 21. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 22. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года. 23. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 24. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 25. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать.

6 слайд

Описание слайда:

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. 1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже. 2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут. 3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается. 4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание. 5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет. 6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова. 7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. 8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор. 9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией. 10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа. 11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать. 12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан. 14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей. 15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Тема 5. «Синтаксические нормы современного русского

Литературного языка»

Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Выберите одну из предложно-падежных форм. В каких случаях допустимо использование обеих форм? Чем различаются эти конструкции?

Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения (Запишите исправленные предложения).

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 3. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 4. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 5. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 6. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 7. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 8. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 9. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 10. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения (Запишите исправленные предложения). Обоснуйте ответ.

1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 3. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 4. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 5. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 6. Эта пьеса современна и злободневная.. 7. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 8. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело. 9. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита».

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Итальянский язык казался особенно звонким в густом снегу засып_вшем пусты(н,нн)ые проспекты и дворцы Петербурга (К.Г. Паустовский). 2. Промороженные до звонкой ломкости скачут листья, собираясь в шумные вороха… и только человеческим бытием все связа(н,нн)о воедино в прочный и умный узел (Л. Леонов). 3. Усталый после семисоткилометровой дороги я медленно катил по улицам любимого города, где когда-то с жаром проводил свою юность (В. Аксенов). 4. Бледное от солнечных лучей море лежало неподвижно и тяжело, как мертвое (А.И.Куприн). 5. Невеста и ее мать заняты отцом уже давно пьяненьким всем улыбающимся; с веселой досадой он отпихивается от них (В. Распутин). 6. Утро тем не менее наступило солнечное прохладное (Л. Петрушевская). 7. И оба накл_нили головы, чутко ловя смутный, неясный звук. Ухо хотело поймать приближающийся шум пароходных колес, но звуки ночи тихие (не)ясные тысячу раз слышанные и все(таки) особенные и странные говорили об отсутствии человека (А. Серафимович). 8. Я вышел на ночную улицу и не узнал ее. Пустынная еще четверть часа назад она была сейчас забита молодежью (В. Аксенов). 9. А после, летом, она сияющая и обезумевшая, счастливая и молодая выращивала в благоухающем, воспрянувшем дачном саду неслыханные цветы выросшие из финских семян … (Т. Толстая). 10. Баржа и лодка возле нее (по)немногу терявшие очертания (не)ясно и темно рисовались у берега (А. Серафимович).

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия, деепричастные обороты, объясните условия их обособления. В каких случаях обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, не обособляются (не выделяются запятыми)?

1. Отражаясь и дробясь б_гровым отблеском у самой воды горел костер, и поплескивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвеш_нный котелок, ползали и шевелились ища чего-то по узкой полосе пр_брежного песку длинные тени, и задумчиво возвышался обрыв смутно краснея глиной (А. Серафимович). 2. Учился Саша шутя над учебниками не корпел (В. Чивилихин). 3. Павел сморщившись посмотрел на молодого франта придержал коня (К.Г. Паустовский). 4. Каштан сломя голову пустился бежать, а Яшка сидит, вцепился ногами в шерсть, крепко держится, а руками рвет Каштана за уши, щиплет шерсть клочьями (Б. Житков). 5. Проглотив добычу зимородок сел на ветку и опять погрузился в дремоту но услышав шум приближающейся лодки с криком понесся вдоль реки (В. Арсеньев). 6. Они под_ехали (в)плотную к костру сдерживая мотающих головами сторожко похрапывающих лошадей сидя прямо и крепко в седлах и концы винтовок поблескивали из-за спин (А. Серафимович). 7. Вскочит лошади на спину – лошадь топчется, гривой трясет, фыркает, а Яшка (не)спеша на другую перепрыгивает (Б. Житков). 8. Хотелось бросить все и вернувшись по следу назад поискать обходный путь (В. Чивилихин). 9. Галка встретила их на крыше и торжественно хлопая крыльями поздравила Митьку и Машу (В. Каверин). 10. Дома у себя читал он всегда лежа (А.П. Чехов).

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? И обозначает признак предмета. По характеру связи с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованные определения связываются с существительным согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже. Согласованные определения выражаются прилагательными (Я надену белую рубашку), местоимениями (Дай мне твою руку), порядковыми числительными (На третий день пути лыжники вышли на равнину), причастиями (Побледневшее небо стало опять синеть).

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы Чехова), притяжательными местоимениями его, ее, их (Это его дом), наречиями (Нам подали яйца всмятку), глаголом в форме инфинитива (Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху), словосочетаниями (Человек высокого роста , с усами, вышел из чащи).

Обособляются и выделяются на письме запятыми :

1. Распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного: Любопытен процесс, наметившийся в американском театре (Ю.М. Нагибин).

2. Два или несколько одиночных согласованных определений, стоящих после определяемого слова, в особенности, если перед ним уже есть определение: Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем (М. Горький). Одиночное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение: Мальчик, обиженный, покраснел (т.е. будучи обижен).

3. Одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению: Мало обремененный бытовыми тяготами, он открыт всем впечатлениям мира (Ю.М. Нагибин).

4. Одиночные и распространенные согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются только тогда, когда имеют дополнительное обстоятельственное значение (причинное, уступительное, временное): Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря (С.Т. Аксаков). Такие определения обычно могут быть заменены оборотом со словом будучи .

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Упражнение 41. Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «темного царства». 2. Идя на свой первый бал , у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М.Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган , Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Все вложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нем нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 16. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 17. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 18. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 19. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
Упражнение 42. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям. Подумайте, какие из плеонастических сочетаний закрепились в языке , а какие противоречат языковой норме.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания , громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены , мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени , постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперед, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее , ценные сокровища, темный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 43. Исправьте предложения. Объясните Ваши действия. С каким видом речевой избыточности Вы столкнулись при правке предложений?
1. Знаменитый режиссер поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость , директор СПАТ-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актер не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы. 16. Промышленная индустрия начала развиваться в регионе уже в XVIII веке. 17. Продолжительность процесса плавки длится более трех часов времени. 18. В центре города сохранится существующая сосновая роща. 19. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота. 20. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. 21. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять собой единый монолит. 22. Толпа быстро кинулась на Швабрина. 23. Еще юным подростком он совершил смелый поступок. 24. У него в Михайловском была целая библиотека книг. 25. Осенний парк кажется грустным и печальным. 26. В кассе завода не более тысячи рублей денег.

Упражнение 44. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д.). Отредактируйте предложения.
1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. Чтобы включить отопление, предстоит ликвидировать многочисленные дефекты и недостатки. 3.Когда окончательно будет закончен ремонт , никто не знает. 4. Резервы и возможности у коллектива есть. 5. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шоферского дела. 6. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 8. Стихийные забастовки, буквально всколыхнувшие Приморский край, могут обернуться серьезными потерями для экономики края. 9. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 11. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 13. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга. 16. При прежнем директоре завод простаивал, рабочих постоянно увольняли, а сейчас производство растет, и уже появились свободные вакансии. 17. Четко и организованно работают все бригады, в срок выполняя все ремонтные работы по ремонту видеотехники. 18. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 19. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 20. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 20. Займите мне, пожалуйста, триста рублей. 21. Он давно увлекался народным фольклором.

Литература
1. Балашова Л.В, Дементьев В.В. Курс русского языка. Саратов, 2005.

2. Виноградов С.Н. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Методические материалы к практическим занятиям. Н. Новгород, 1996. 3. Виноградов С.Н. Упражнение и задания по морфологии. Методическое пособие для студентов-филологов. Н. Новгород, 2002. 4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., 1980.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2008.

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа . Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа . В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.

Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу .

    Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

    Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (А.С. Пушкин).

    В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить .

    Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие (это предлог):

    Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях , то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне . Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил ), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно ).

    Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную ).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях , то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

    Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (Боец ранен в голову осколком гранаты ), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа: Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.


    Чтобы сделать такие предложения корректными, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

    При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (М.Ю. Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л.Н. Толстой).

    Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении: Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

Примечание 1. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

    Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

    Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

    Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

    После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

    Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

Примечание 2. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

    Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

    Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

    Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

    Улыбнувшись, она протянула мне руку.

    При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое — глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

    Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

    Ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа . В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие — глаголом (Сойдя с ума, Кент выбросился из окна ). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа ), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума.

Упражнения к теме «Употребление деепричастий и деепричастных оборотов »

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.

1. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.

3. Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.

7. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.

9. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

10. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

12. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

13. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

14. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

Ответы:

1. После просмотра фильма писатель стал мне еще ближе и дороже.

2. Когда перечисляют в конце фильма имена погибших, мы верим, что их не забудут.

3. Когда я гляжу на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.

4. Когда мы пришли в первый день на участок, нам сразу же дали задание.

5. Когда мы перешли в 9 класс, у нас появился новый предмет.

6. Читая поэму, я чувствую силу каждого слова.

7. Когда она потеряла на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

8. Стоя у дверей в гостиную, я ясно слышал их разговор.

9. Убежавший из дома мальчик был найден милицией.

10. Когда я подъезжал к городу, у меня слетела шляпа.

11. Не окончившему школу Сергею пришлось работать.

12. При использовании калькулятора расчет производится правильно и легко.

13. После того, как он проснулся, ему сказали, что завтрак подан.

14. После прочтения пьесы передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

15. После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

16. После суда писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Упражнение 2 (для углублённо изучающих язык). Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».

2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.

3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.

4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.

5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.

7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.

8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.

9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.

10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.

11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.

12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...