Пример внутриличностного конфликта и его решение. Причины внутриличностного конфликта

Решение (преодоление) внутриличностного конфликта - восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.

Решение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Во время конструктивного преодоления внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новая ценностная сознание. Решение внутриличностного конфликта осознается из-за отсутствия болезненных состояний, связанных с конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Для решения внутриличностного конфликта применяют специальные стратегии поведения личности (табл. 5.3):

Таблица 5.3

Стратегии решения внутриличностного конфликта

Согласно теории Фрейда преодоления внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита - полноценный, повседневно функционирующий механизм психики. Он является продуктом онтогенетического развития и обучения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях ее переживаний.

Некоторые исследователи [Ф. Василюк, Э. Киршбаума, ст. Роттенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутриличностного конфликта, поскольку защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее "собственную активность". Однако в сложных ситуациях ними можно квалифицированно пользоваться.

К механизмов психологической защиты относятся вытеснение, рационализацию, отрицание, обособление, компенсация и другие. Рассмотрим характеристики некоторых из них.

Отрицание - один из онтогенетически наиболее ранних и простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью получения негативных эмоций, вызванных попаданием человека в сложную ситуацию и предусматривает инфантильную подмену принятия решения в соответствии с новыми обстоятельствами и их игнорирование.

Проекция развивается сравнительно рано в онтогенезе для запрета ощущение неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональной основы для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

Регрессия развивается в раннем детстве для ограничения чувство неуверенности в себе и страха, неудач, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возврат к детским стереотипов поведения в ситуации внутреннего конфликта.

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или более значимыми субъекта, чтобы избежать в ответ агрессии или игнорирование. Индивид снимает напряжение, направляя агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от типа конфликтного реагирования.

Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

Изоляция - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

Интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте и предусматривает произвольное толкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. В то же время применяются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка "+" и "-" каждой из тенденций и их анализ; шкалирования каждого "+" и "-" за каждой из тенденций и их суммирования.

Сублимация - удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив путем переключения на другой вид деятельности, а также осуществление привлекательных, общественно значимых поступков.

Рационализация - поиск объективных причин для оправдания действий, вызванных подавленными неприемлемыми чувствами путем: дискредитации цели (элементарное обесцинювання) дискредитации значимого другого, который отказывает во внимании; превышение качестве условий, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодескредитация (улаживания вины).

Компенсация - онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно и предназначен для предотвращения чувство печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии. Идентификация - моделирование поведения другого лица путем повышения самооценки или удовлетворения чувства долга за возможной потери. Фантазия - бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с решением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут, при определенных условиях, вызвать состояния дезадаптации. В основе этой неопределенности есть позиция, что механизмы защиты в основном являются продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Решение внутриличностных конфликтов предусматривает применение основных принципов и способов, которые с учетом индивидуальной специфики могут использоваться в различных ситуациях. К ним относятся такие шаги:

1. Адекватная оценка ситуации и стремление выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

2. Осознание экзистенциального смысла конфликта, анализ степени его важности, оценка места и роли с точки зрения следствия.

3. Локализация причины конфликта, выявление его сути.

4. Анализ причин внутриличностного конфликта.

5. "Спуск пары" с выходом накопленного гнева, эмоций или тревоги с использованием и физических упражнений, и творческих занятий.

6. Проведение индивидуального расслабляющего тренинга.

7. Изменение условий и / или стиля своей работы, если внутриличностный конфликт возникает постоянно за неблагоприятных условий деятельности.

8. Изучение возможности снижения уровня притязаний, если способности и возможности не соответствуют стремлениям и интересам.

9. Отработка умения прощать не только других, но и себя.

10. возможности поплакать. Американский биохимик В. Фрей, который специально занимался исследованием слез, обнаружил, что в случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, которое действует как морфий и обладает успокаивающими качества. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга, ослабляя напряжение, предоставляя эмоциональную разрядку и облегчение.

Выводы

1. Внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, то есть выработать приоритеты поведения.

2. Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть и конструктивным (функциональным, продуктивным) с положительными последствиями, и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным с негативными последствиями.

3. В соответствии с понимания внутреннего мира человека, определяют такие внутриличностные конфликты: мотивационный, нравственный, ролевой, адаптационный, конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности.

4. Решение внутреннего конфликта - это процесс восстановления согласованности внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На решение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, характер, половозрастные особенности личности.

Всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностного конфликта связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы.

Общесоциальные условия, в меньшей степени зависят от отдельной конкретной личности. Поэтому мы более подробно рассмотрим личностные способы и условия преодоления внутриличностного конфликта.

Выделяют целый ряд основных способов разрешения внутриличностного конфликта:

  • ? Компромисс? сделать выбор в пользу какого?то конкретного варианта и приступить к его реализации.;
  • ? Уход? отказ от решения проблемы, вызванной внутриличностными противоречиями;
  • ? Переориентация? изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему;
  • ? Идеализация? мечтания, фантазии, уход от реальности, от внутриличностных противоречий.;
  • ? Вытеснение? процесс, в результате которого не приемлимые для личности мысли и переживания из сферы сознательного переводятся в бессознательное;
  • ? Коррекция? изменение Я?концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

Следует подчеркнуть, что все перечисленные способы разршения конфликта данного типа достаточно эффективны, и ведут к конструктивному разрешению конфликта.

На эффективность деятельности личности по конструктивному разрешению внутриличностного конфликта оказывает влияние целый ряд факторов.

Наряду со способами разрешения выделяют и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (механизмы психической защиты).

Психическая защита? бессознательный, спонтанный регулятивный механизм устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта.

Функцией психической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Она, как правило, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов.

Механизм психологической защиты личности представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации психики личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт.

Следует обратить внимание на тот факт, что целый ряд механизмов психической защиты одновременно являются его формой.

  • ? Отрицание? подмена принятия решения на его игнорирование.
  • ? Замещение? защитный механизм от угрозы разрушения, целостности «Я» личности, от психического перенапряжения, заключающийся в спонтанном изменении объекта актуализированной потребности. Например, агрессия, раздражительность по отношению к начальнику может вымещаться на членах семьи. Или в видоизменении, трансформации самой потребности. Например, мотивы поступления в технический вуз могут заместиться после неудачи на мотивы поступления в гуманитарный вуз или же на отказ от получения высшего образования вообще. Замещение как механизм психической защиты может проявляться в изменении чувств, мотивов, отношений личности на противоположные (безответная любовь может превратиться в ненависть; неудовлетворенная сексуальная потребность в агрессию и т.д.). В процессе действия механизма замещения происходит трансформация, перевод активности, энергии из одного вида деятельности в другой, сопровождаемый катарсисом. Катарсис? освобождение личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, вспоминания.
  • ? Подавление? сдерживание страха посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
  • ? Изоляция? восприятие травмирующей ситуации или воспоминание о ней без чувства тревоги.
  • ? Интроекция? присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угрозы с их стороны.
  • ? Интеллектуализация? способ анализа стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании его чувственных элементов. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций, что вызывает удивление обычных людей. Например, при интеллектуализации человек, безнадежно больной раком, может безмятежно подсчитавать сколько ему осталось дней, или увлеченно заниматься каким?либо делом, совершенно не думая о предстоящей смерти.
  • ? Аннулирование? поведение, мысли способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, вину.
  • ? Сублимация? механизм замещения (переключения) с конфликтной ситуации на другую
  • ? Реактивное образование? выработка противоположной установки.
  • ? Компенсация? скрытие дефектом, посредством преувеличенного проявления и развития других качеств.
  • ? Идентификация
  • ? Приспособление
  • ? Обособление
  • ? Воображение (фантазия).

Формирование стабильного внутреннего мира опирается на учет своего позитивного и негативного жизненного опыта.

Ориентация на успех, как правило, предполагает, что личность должна руководствоваться реальной оценкой своих шансов на достижение цели и поэтому должна ставить перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные цели и задачи.

Принципиальность по отношению к себе, не только в большом, но и в малом, надежно предупреждает возникновение серьезных внутренних противоречий.

Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести.

Чтобы адекватно оценивать и рационально разрешать внутриличностный конфликт, необходимо соблюдать ряд общих принципов.

Таким образом, внутриличностный конфликт достаточно сложное, многообразное, многофункциональное, как позитивное, так и негативное явление. Знание его сущности и содержания, основных видов, причин возникновения, принципов, способов и приемов его разрешения, действия механизмов психологической защиты позволяет конструктивно подходить к этому уникальному социально?психологическому явлению, одному из основных способов развития психики и самоутверждения личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

  • 1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
  • 2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
  • 3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту.

Для возникновения внутриличностного конфликта противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ? большее. И никакого конфликта не возникает.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких?либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов.

Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из?за отношения к нам некоторых людей,? мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Внутриличностные методы решения конфликтов

Переживания личностью неоднозначности и противоречивости своего внутреннего мира, несостоятельности решить жизненную проблему, осознание изменчивости своих желаний, стремлений, невозможности их реализовать, сомнения, борьба мотивов - все это является полем для внутришньоособистистих конфликтов. Личность, оказавшись в такой ситуации, как правило пытается выйти из нее, решить конфликт, который ее тревожит.

Решение внутриличностного конфликта представляет собой сложный и противоречивый процесс восстановления согласованности и единства внутреннего мира личности, снижение остроты переживаний противоречий жизненных отношений.

Внутриличностные методы управления конфликтами заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение и высказывать свою точку зрения, не активизируя при этом психологические защитные реакции со стороны оппонента. Для решения внутриличностных конфликтов важно:

1) установить факт конфликта;

2) определить его вид и причины;

3) применить соответствующий способ решения.

Решение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Во время конструктивного преодоления внутришньоособистистого конфликта достигается душевное равновесие, осознается и становится управляемой собственное поведение. После конструктивного решения конфликта отходит тревога, связанная с воспоминаниями о нем, улучшается качество профессиональной и иной деятельности человека, становится более эффективной взаимодействие с другими людьми.

Деструктивный развитие и разрешение конфликта приводит к углублению раздвоение личности, перерастания конфликта в жизненный кризис, к развитию невротических состояний, часто нуждаются в квалифицированном психотерапевтического или психиатрического вмешательства.

Факторами конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов являются:

1. Индивидуальные социально-психологические качества личности, такие как, особенности интеллекта, темперамента, характера, эмоциональной и волевой сферы, степень социальной активности, установки, убеждения, ценностные ориентации, особенности самоидентификации и др.

2. Особенности ближайшего социального окружения - родные, друзья, коллеги и др. и их отношение к личности - забота, поддержка, сострадание, безразличие, вражда и т.д.

3. Жизненная ситуация, в которой находится личность (благоприятная, кризисная, катастрофическая и т.д.).

4. Специфика коммуникативного взаимодействия личности как с ближайшим социальным окружением, так и с макросредой: социально-экономическими, политическими, социокультурными условиями жизни - взаимопонимание, сотрудничество, взаимопомощь, отстранение, неприятие, протест и т. Д.

Все эти факторы в своей совокупности в большей или меньшей степени влияют на ход и разрешения внутриличностных конфликтов. Однако, приоритетная роль принадлежит индивидуальным социально-психологическим особенностям личности. Поэтому, учитывая их, каждый человек должен выработать свою стратегию и свой стиль решения внутренних противоречий.

Несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их решения. Перечислим наиболее важные из них. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется начать со следующего:

2. Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствий. Может случиться, что причину, которая вызвала конфликт, сразу же стоит отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть совсем.

3. Локализуйте причину конфликта. Проявите самую сущность конфликта, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4. Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятная. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.

5. "Выпустите пар". Дайте выход гневу, накопившийся эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения, так и творческие занятия. Посетите театр, перечитайте любимую книгу. Они лечат внузришньоособистисни конфликты. Лучше пережить потрясения на сцене, экране, в своем воображении, чем в жизни. Не случайно, кстати, что криминальная хроника, по данным социологических опросов, входит в число наиболее популярных телепередач - большое распространение стрессов и фрустраций требует постоянного антидепрессивной терапии.

6. Прибегайте к расслабляющего тренинга. Сегодня есть много публикаций о конкретных приемах и механизмы психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.

7. Измените условия и / или стиль своей работы. Это стоит сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно за неблагоприятных условий деятельности.

8. Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний. Может быть, ваши способности и / или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.

9. Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди "не без греха", и мы здесь не исключение.

10. Плачьте на здоровье. Американский биохимик У.Фрей, специально занимался исследованием слез, открыл, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит действующее вещество подобно морфию и обладает успокаивающим свойствам. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить напряжение. Но, кроме научных исследований, почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение.

Кроме названных способов разрешения внутриличностных конфликтов современная конфликтология и психология формулируют также целый ряд механизмов психологической защиты личности. Они представляют собой специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт. Механизмы психологической защиты является продуктом индивидуального жизненного опыта человека, когнитивных, эмоциональных, волевых стандартов поведения, которые формируются в процессе обучения и всей жизнедеятельности индивида. Психологи выделяют около 30 механизмов психологической защиты, мы рассмотрим такие, которые встречаются чаще всего.

1. Идентификация - это способ решения внутриличностного конфликта, который предусматривает моделирование индивидом поведения другого человека, как правило более самостоятельной и социально устойчивой. Применяется для повышения самоценности или для преодоления чувства тревоги, может быть вызвано реальными или мнимыми угрозами от другой личности или жизненной ситуации.

2. Вытеснение - это способ решения внутриличностного конфликта, который заключается в мотивированном забывании, "вытеснении" неприятных мыслей, событий в сферу бессознательного.

3. Сублимация - это способ решения внутриличностного конфликта, который предусматривает трансформацию избыточной психической энергии в более благоприятные формы социальной деятельности (творчество, наука, спорт, музыка).

4. Регрессия - это способ решения внутриличностного конфликта, который заключается в возвращении индивида к стереотипам поведения детства, где все проблемы решались легко. Это - неэффективный способ решения внутриличностного конфликта, поскольку человек, который не в состоянии результативно выйти из конфликтной ситуации, отстраняется от нее, возвращается в состояние, был для нее комфортным, благоприятным.

5. Проекция - это способ решения внутриличностного конфликта, который предусматривает возложение вины на другого человека. Придерживаясь такого механизма выхода из внутришньоособистистого конфликта, человек приписывает источнику трудностей различные негативные качества с целью самовосприятия, самоутверждения самой себя на этом фоне.

7. Замещение - это способ решения внутриличностного конфликта, который заключается в снятии индивидом внутреннего напряжения путем агрессии по отношению к более слабым людей или внешних предметов.

8. Рационализация - это способ решения внутриличностного конфликта, который предусматривает объяснение человеком всех своих поступков желанием сохранить чувство собственного достоинства и самоуважение.

9. Отрицание - это способ решения внутриличностного конфликта, который заключается в нежелании (отказе) индивида думать о возможных последствиях тех событий, в которых он вынужден принимать участие.

Специалисты считают рациональными, полезными для индивида при решении внутриличностных конфликта такие механизмы психологической защиты как идентификация, сублимация, вытеснение, и алогичными, бесполезны, не позволяют активно разрешить противоречия и эффективно выйти из конфликта - регрессия, отрицание, замещение и др.

Рассмотрим манипулятивные отношения, как такой вид межличностных взаимоотношений, часто становится причиной внутриличностных конфликтов. Это такой вид отношений между людьми, когда один индивид пытается скрыто, невидимо управлять другим против его воли, навязывая ему свои представления, суждения, оценки, и получить при этом определенные преимущества, или пользу за счет другого. Часто такие ситуации возникают в семье, во время учебы, на работе. По результатам специальных исследований, каждый третий человек является жертвой манипуляции. На работе - 41% женщин и 31% мужчин, в семье - 31% мужчин и 26% женщин.

Внутриличностный конфликт возникает, когда человек начинает понимать, что кто-то "невидимо" пытается управлять ее мыслями, чувствами, поступками. Конструктивным решением в таком случае может стать стратегия ухода от манипулятора и выбор одного из только что рассмотренных механизмов психологической защиты. В противном случае - такой конфликт может перерасти в межличностный.

Рассмотрим еще одну особенность течения и решения внутриличностного конфликта. Выше мы проанализировали механизмы психологической защиты от конфликтов и способы их решения, что свойственные для здоровых людей и могут быть решены ими самостоятельно, за счет собственных ресурсов, - такие конфликты специалисты называют нормальными. Ненормальные конфликты отличаются такой силой и масштабностью противоборства различных компонентов личности, она не в состоянии собственными силами его решить, и поэтому нуждается в квалифицированной посторонней помощи.

Психотерапевтические и психиатрические методы выхода и с внутриличностного конфликта применяются в тех случаях, когда неспособность человека выйти из кризиса приобретает затяжной, патологического характера, делает ее психически неустойчивой или даже больным. Тогда на помощь человеку приходят специально подготовленные специалисты - психологи или психиатры.

Персональные методы управления конфликтами

Персональные методы управления конфликтами акцентируют внимание на возможностях субъекта (руководителя) активно противостоять конфликтам и использовать личностные (персональные) рычаги влияния (административные, социально-психологические и др.) На ход конфликта в зависимости от стиля руководства (авторитарного, демократического, либерального). Данная группа методов предполагает:

Изменение конфликтной мотивации сотрудников с помощью влияния через административные методы;

Убеждение участников конфликта, проведения разъяснительной беседы о значимости бесконфликтного поведения;

Изменение состава участников конфликта и системы их взаимодействия перемещением людей внутри организации, увольнения;

Вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта или арбитра и поиск согласия путем совместных переговоров и др.

В результате применения любого из рассмотренных методов разрабатывается решение, а также просчитываются затраты на его реализацию. Поскольку решения конфликта связано с преодолением значительных эмоциональных переживаний, то любое решение, кроме расходов традиционных ресурсов (информационных, материальных) предусматривает просчет затрат необходимого количества эмоциональных ресурсов (психологических, физических) для запланированного выхода из конфликта.

Каждый человек хотя бы однажды оказывался в конфликтной ситуации, и не только с внешним миром – окружающими, но и прежде всего с самим собой. А внутренние конфликты могут запросто перерасти во внешние. Для психически здоровой личности не выходящий за рамки нормы внутренний конфликт вполне естественен. Причем ситуация внутриличностной противоречивости и напряжения в определенных рамках не только естественна, но и необходима для совершенствования и развития самой личности. Любое развитие не может происходить без внутренних противоречий (кризисов), а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках разумного, он действительно необходим, ибо умеренное критическое отношение к собственному “Я”, недовольство собой, как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самоактуализации и самосовершенствования, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 - 1939), раскрывшего биосоциальный и биопсихолог ический характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между социально-культурными нормами и биологическими влечениями и желаниями человека, между сознанием и бессознательным. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др.

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), который определил его как ситуацию, в которой на человека одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три вида конфликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. “Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода”.

2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример - ситуация наказания. Пример: с одной стороны, ребенок должен выполнять школьное задание, которое он не хочет делать, а с другой - его могут наказать, если он его не сделает.

3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Пример: ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили.

Последующее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления - американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является “Я-концепция” - представление личности о самой себе, образ собственного “Я”, формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе “Я-концепции” происходит саморегуляция поведения человека.

Но “Я-концепция” часто не совпадает с представлением об идеальном “Я”. Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс (несовпадение) между “Я-концепцией”, с одной стороны, и идеальным “Я” - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, последствием которого может стать тяжелое психическое заболевание.

Широкую популярность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей (см. здесь).

Самая высшая – потребность в самоактуализации, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.

Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (1905-1997), создавшим новое направление в психотерапии - логотерапию (от гр. logos - мысль, разум и гр. therapeia - лечение). По его определению, логотерапия “занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла”.


Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и становится причиной внутриличностного конфликта, который в последствии приводит к “ноогенным неврозам” (от гр. noos - смысл).

По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и вызван расстройством “духовного ядра личности”, в котором собраны смыслы и ценности человеческого существования, составляющие основу поведения личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.

Именно экзистенциальный вакуум, чувство бесцельности и пустоты существования порождает на каждом шагу экзистенциальную фрустрацию личности, чаще всего проявляющуюся в скуке и апатии. Скука - свидетельство отсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно. Потому что смысл жизни обрести гораздо труднее и важнее, чем богатство. Кроме того, нужда, например, толкает человека к действию и способствует избавлению от неврозов, а скука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его на бездеятельность и тем самым способствует развитию психологического расстройства.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы, следует назвать А. Н. Леонтьева (1903-1979), который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.

Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь вызвана противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не обязательно живет только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А. Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной.

Противоречивое взаимодействие этих “вершин” мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.

Следовательно, внутриличностный конфликт, естественно присущий внутренней структуре личности,- нормальное явление. Любой личности присущи внутренние противоречия и борьба между различными стремлениями. Обычно эта борьба проходит в пределах нормы и не нарушает гармоничности личности. “Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы”. Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь образ жизни. Именно тогда последствиями становятся несчастная личность и несложившаяся судьба.

Таковы причины внутриличностного конфликта. Определение внутриличностного конфликта: внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Таким образом, можно выделить следующие свойства внутриличностного конфликта:

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равноценными. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ - большее, а наказанию предпочитает награду;

4) любой внутренний конфликт сопровождается отрицательными эмоциями;

5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:

4.5 Rating 4.50 (1 Vote)

Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта (см. предыдущую статью), то можно выделить следующие:

1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватнойсамооценке;

3) внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;

Человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. Виктор Франкл

4) конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;

5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее.

Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов:

Познайте самого себя. Следующий шаг — выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха?

Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:

Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы нести ее самим.

Другим мы верим больше, чем самим себе, потому что сами не знаем, что для нас главное.

Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к деградации наших чувств.

Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.

Мы позволяем заглушить в себе силу, дающую нам независимость, фантазию.

Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.

Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности. Используйте свой положительный жизненный опыт.

Будьте уверены в себе. Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, ибо неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом. Поэтому прежде чем взяться за какое-либо серьезное дело, проверьте, свойственны ли вам следующие типичные проявления неуверенности в себе:

Боязнь попробовать — бездействие, нежелание добиваться своего из страха потерпеть поражение, “потерять свое лицо”.

Суетливость — боязнь не угнаться за другими, беспокойство, вызывающие дискомфорт, тревогу и страх.

Зависть и самоунижение — постоянное сравнивание себя с другими, недовольство самим собой, самоунижение и унижение других.

Бравада и ложь — стремление произвести впечатление лучше, чем есть на самом деле, “пустить пыль в глаза”.

Конформизм — приспособленчество, стремление быть “как все”, “не высовываться”, не рисковать.

Если вам свойственны хотя бы некоторые из названных качеств, необходимо принять меры к тому, чтобы от них избавиться. При этом можно воспользоваться следующими рекомендациями:

Уверенный в себе человек не стремится самоутвердиться за счет других, унижая других. Он старается стать лучше, чем он есть сам, а не стать лучше других всегда и во всем, как это делает невротик.

Не поддавайтесь давлению поведенческих стереотипов, не сдерживайте свою активность.

Думайте “своей” головой, хотя, конечно, не стоит пренебрегать дельными советами и других.

Знайте, что у вас имеется много способностей и сил, достаточных для выполнения тех задач, которые вы перед собой поставили. Есть способности. о которых человек даже не подозревает, и которые обнаруживаются лишь в конкретном опыте жизни.

Доверяйте больше самому себе, не разрушайте свое собственное “Я”, постоянно и во всем прислушиваясь к мнению других.

Не забывайте, нет ничего для вас более худшего, чем отказываться от самого себя, жить чужой жизнью, чужими идеями и смыслами. Вы — это Вы, и никто другой никогда вас не заменит. Отбросьте установку “Я такой, какой вам нужен” и руководствуйтесь принципом “Я такой, какой Я есть”. Уже одно это осознание своей самоценности укрепит вашу уверенность в себе.

Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению.

Помимо названных способов предупреждения внутриличностных конфликтов современная конфликтология выделяет и другие. Вот некоторые из наиболее значимых.

Не стремитесь “объять необъятное”, не беритесь за все дела сразу. Умейте выделить из всех ваших мотивов и потребностей приоритетные и сосредоточьтесь на их выполнении в первую очередь.

Не копите проблем, В конце концов ситуация достигнет того уровня, когда вы уже не сможете справиться с их решением, что приведет к внутриличностному конфликту.

Разрешение (или преодоление) внутриличностного конфликта — это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.

Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.

Прежде всего следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует.

Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется предпринять следующее:

2 Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.

3 Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4 Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.

5 “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку.

6 Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам релаксации, медитации, выберите наиболее приемлемые для вас лично.

7 Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.

8 Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди “не без греха” и мы тут не исключение.

9 Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение, силы двигаться дальше и добиваться успехов.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...