Природно-хозяйственные зоны России — Гипермаркет знаний. Природные зоны

Хозяйственная деятельность во
многом определяется природными
условиями ландшафтов
Природно-хозяйственная зона
представляет собой группу
сельскохозяйственных районов со
сходными природно-климатическими и
экономическими условиями,
производственной специализацией и
общими проблемами развития ведущих
отраслей сельского хозяйства.

П. 36

1. Какие виды хозяйственной деятельности
вам знакомы?
2. Чем отличается хозяйственная
деятельность древнего человека от
современного человека?
3. Существует ли универсальный вид
хозяйственной деятельности,
свойственный всем природным зонам?

1. Почему принято говорить не только о
природных, но и о природнохозяйственных зонах?
2. Какие виды деятельности характерны
для лесных природно-хозяйственных
зон?
3. Почему именно степная зона является
главной сельско-хозяйственной зоной
страны?
4. Чем отличается хозяйственная
деятельность человека на равнине и в
горных районах?

Практическое задание. «Традиционные виды хозяйственной деятельности для каждой из природной зон России» (стр. 229)

Природная
зона
Традиционны Особенности
е виды
жилища
хозяйствован
ия

Арктические пустыни

Тундра

На крайнем севере издревле жили коренные народы: эвены, эвенки, ненцы, селькупы, долганы, чукчи, коряки и др. Их основные занятия: промысел
моржа, тюленей, рыболовство, оленеводство.
Настоящее жилище народов севера чум или яранга.
Кухня народов севера отличается обилием рыбных
и мясных блюд, часто используется сырое мясо и
рыба (строганина), употребляют оленину, тундровые ягоды, коренья, чукчи – китовое мясо
Народы севера бережно относятся к природе, например все добытое используют полностью, не
убивают зверя просто так, а только ради добычи.

10. Яранга – жилище у некоторых кочевых народов северо-востока Сибири: эскимосов, чукчей, коряков, эвенов, юкагиров

11. Чум - переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки,

Чум - переносное жилище народов СевероВосточной Европы (саами, ненцы) и Сибири
(эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки,
нганасаны, тувинцы и др.)

Каждому виду человеческой деятельности - сельскохозяйственной, промышленной, селитебной, транспортной, рекреационной и т. д. - соответствуют различные пространственные структуры. Это положение привело Г. И. Швебса (1987) к концепции природно-хозяйственных систем (ПХС), согласно которой в зависимости от природных условий, вида хозяйственных объектов, их плотности, интенсивности обмена веществ и других факторов формируются вторичные по отношению к исходным ландшафтам природно-хозяйственные системы разного ранга.

Φ. Η. Мильков (1988), рассматривая разные виды антропогенных ландшафтов, предложил выделять особую категорию - естественно-антропогенные ландшафты (см. с. 191-192).

В современных условиях, когда географическая оболочка сильно трансформирована человеком, геоэколог чаще имеет дело не с естественными ландшафтами, а с природно-хозяйствен-ными системами. В объекте исследования геоэколога неизбежно сливаются воедино природная и социальная среда.

При изучении природно-хозяйственных систем традиционные объекты - естественные биомы - дополняются тремя типами антропогенно преобразованных экосистем (по А. М. Ал-патьеву, 1978). Первый тип преобразования состоит в повышении биологической продуктивности экосистем без изменения их типа. Примером может служить внесение удобрений на естественных пойменных лугах, проведение агротехнических мероприятий, исключающих, однако, превращение одного типа экосистем в другой. Второй тип антропогенных преобразований преследует цель замены одного типа экосистем другим, что бывает обусловлено конкретными хозяйственными задачами. В качестве примера можно привести вырубку леса с последующей заменой его лугом или пашней, превращение лугов в пахотные земли и т. п. Третий тип преобразований приводит к полной или частичной деструкции естественных экосистем, что имеет место при отводе земель под города и села, заводы и фабрики, горнорудные разработки, транспортные артерии и т. п.

Существуют различные классификации по характеру и степени изменения природных ландшафтов человеком (Картографирование...,1992; Рянский, 1989; Исаченко,1962; Мильков, 1973; Ахтырцева, 1977; Дончева, 1977; Прокаева, 1980 и др.). В табл. 15.1 приведена классификация Е. А. Востоковой (Картографирование..., 1992).

Согласно концепции природно-хозяйственных территориальных систем, сформулированной Г. И. Швебсом (1987), в зависимости от природных условий, вида хозяйственной деятельности, интенсивности антропогенного воздействия формируются вторичные по отношению к исходным ландшафтам природно-хозяйственные системы разного ранга. На топологическом уровне Г. И. Швебс обосновывает выделение трех категорий природно-хозяйственных (ПХ) территориальных единиц: контуров, массивов, местностей. В качестве иллюстрации приведем данные Н. В. Поздеевой (1990), раскрывающие ПХ структуру Владивостокского портово-промышленного комплекса (табл. 15.2).



Таблица 15.1. Классификация природно-территориальных комплексов (ПТК) по степени измененности антропогенным воздействием, по Е. А. Востоковой, с изменениями

Тип ПТК Степень измененности Критерии выделения Примеры ПТК
нарушенных культурных
Естественный - Все компоненты не изменены - -
Антропогенно измененный Мало измененный Элементы структуры растительного покрова изменены слабо Леса, болота Лесопарки
Слабо измененный Почвенный покров изменен слабо; элементы структуры растительности изменены сильно Пастбища с нерегулируемой нагрузкой Распаханные целинные земли
Измененный Естественная растительность изменена или уничтожена; почвообразовательный процесс изменен Сплошные рубки леса, перевыпасаемые пастбища Мелиорированные пахотные земли
Антропогенный Необратимо измененный Изменены или замещены все компоненты ландшафта Техногенные пустоши (карьеры, терриконы, торфоразработки и т.п.) Города, рекультивированные земли, водохранилища

Набор и характер ПХ контуров определяют структуру ПХ массивов, их функциональные, планировочные, экологические и другие особенности. Например, селитебный массив представляет собой часть городской застройки (в градостроительстве - это жилой район), приуроченную к определенному элементу рельефа, с характерными микроклиматическими особенностями в зависимости от этажности зданий, плотности застройки, экспозиции склона, уклона поверхности, удаленности от морского побережья и других факторов.

Промышленный массив - это территориально и функционально целостный блок предприятий (промышленная зона). Характер взаиморасположения ПХ массивов различен, но они, как правило, наследуют границы природных ландшафтов (мозаичные - на склонах холмисто-увалистого и низкогорного рельефа, вытянутые, прямолинейные - в речных долинах и на прибрежно-морских равнинных участках).

Наиболее сложной единицей локального уровня является ПХ местность. Она представляет собой сочетание ПХ массивов, объединяемых общими историко-ландшафтными предпосылками развития, со своим типом архитектурно-планировочной организации, природно-хозяйственного функционирования и однотипным подходом к оптимизации природопользования. Выделяется ПХ местность преимущественно с учетом хозяйственно-административных границ. Обусловлено это тем, что реальное управление ПХ местностью с целью оптимизации природопользования возможно только в пределах хозяйственно единых цельностей (функционально-планировочных и административных структур). В условиях сложного пересеченного низкогорного рельефа полуострова, характеризующегося чередованием хребтов, речных долин, морских террас и мелководий, функционально-планировочные границы Владивостокского ППК практически совпадают с геоморфологическими.

Таблица 15.2. Система единиц природно-хозяйственной (ПХ) дифференциации Владивостокского портово-промышленного комплекса, по Н. В. Поздеевой

ПХ единица Общая характеристика Примеры
Природно-хозяйственный контур Элементарная единица, приурочена преимущественно к одному элементу рельефа, однородная по технологии использования техногенного покрова и хозяйственного функционирования Селитебный контур (квартал городской жилой застройки); рекреационный контур (городской сквер); промышленный контур (заводская территория); при-родно-ресурсный контур (небольшой карьер)
Природно-хозяйственный массив Группа ПХ контуров, приуроченная к смежным элементам рельефа, образующая единую систему с преобладанием одного типа техногенного покрова и хозяйственного функционирования Селитебный массив (жилой район); промышленный массив (промзона); сельскохозяйственный массив (группа пахотных угодий)
Природно-хозяйственная местность Сочетание природно-хо-зяйственных массивов, объединяемых общими историко-ландшафтными предпосылками развития, со своим типом архитектурно-планировочной организации, функционирования, однотипным подходом к оптимизации природопользования Селитебно-промышленная местность (планировочный район); лесохозяйственная местность (сочетание лесхозов и лесничеств); лечебно-рекреационная местность (санаторно-курортная зона города)

Функциональный характер, конфигурация и число ПХ местностей обусловлены размерами территории, занимаемой Владивостокским ППК (т. е. площадью полуострова), сложностью ее первичной ландшафтной структуры (особенно лито-генной основы) и степенью развитости техногенного покрова.

Внутренняя структура ПХ местностей складывается из определенного набора и сочетания динамически связанных более мелких структурных единиц - ПХ контуров и ПХ массивов. В структуре техногенного покрова прослеживается определенная закономерность в размещении ПХ контуров и ПХ массивов: селитебные ПХ контуры, например, тяготеют преимущественно к склонам, промышленные - к речным долинам и при-брежно-морским равнинам. В результате особенности литоген-ной основы (волнообразное начертание поперечного профиля полуострова, сложные инженерно-геологические условия и др.) предопределили чересполосицу в размещении селитебных и промышленных массивов в пределах ПХ местностей.

Хозяйственная деятельность вызывает появление новых ПХ систем со своими границами. Однако природные границы при этом не исчезают. Они рассекают единые массивы хозяйственных угодий на участки с разными свойствами, что заставляет предусматривать различные приемы хозяйствования в разных местах даже одного хозяйственного контура. Как бы сильно ни была изменена территория, при переходе через природную границу неизбежно применение иного набора приемов землепользования (Мамай, 1989).

Природные зоны - это естественные лаборатории, в которых ученые изучают особенности природы данной территории, исследуют возможности освоения каждой зоны, прогнозируют возможные последствия влияния на нее деятельности человека. Поэтому в каждой природной зоне созданы биосферные заповедники и заповедные территории.

Разделение территории на зоны влияет на деятельность человека. Многочисленные природно-хозяйственные зоны России определяют и ее обширную деятельность в сфере экономики.
Каждая зона подразделяется на более мелкие виды. Существуют и переходные зоны, для которых характерны климатические особенности каждого прилегающего района. Поэтому каждая природная территория неразрывно связана с соседней. Нарушения, происходящие в определенном районе страны, ведут к изменениям не только климата, но и мира животных и растений другой зоны.
Характеристика природных зон России подразумевает особенности каждой из них, но они не имеют четких границ и деление является условным. К тому же, деятельность человека может повлиять на природу и климат окружающей среды.

В пределах России хорошо выражена природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Границы природных зон в основном вытянуты вдоль параллелей. На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь. В горных районах отчетливо выражена высотная поясность. Однако и современный облик, и многие свойства природных зон отличаются от исходных, что связано с активной хозяйственной деятельностью человека. Так, например, в степной и лесостепной зонах первоначальная растительность почти не сохранилась из-за сельскохозяйственной деятельности людей. Поэтому природные зоны по сути дела превратились в природно-хозяйственные.

По освоенностям плотности населения и расселения и по преобладающей типологии населенных пунктов, хозяйственное освоение территории Российской Федерации делиться на две основные зоны – северную и основную. В ходе исторического развития земли государства осваивались в направлении с запада на восток. Это является причиной того, что уровень развития хозяйства в стране уменьшается в этом же направлении.Северные границы основной хозяйственной зоны проходят через такие города: Петрозаводск, Пермь, Красноярск, границе на юге – Красноярск – Астрахань. Для этой зоны характерными являются благоприятные погодные условия, и богатые природные ресурсы, которые благотворно влияют на развитие хозяйства. Следует отметить, что большинство крупнейших городов Федерации расположено именно в основной хозяйственной зоне.На севере государства расположена северная хозяйственная зона, для которой характерны суровые климатические условия. Количество населенных пунктов здесь, как и численность населения – малое. Земли северной зоны богаты своими ресурсами, не менее чем земли основной зоны.Однако суровый климат затрудняет хозяйственную деятельность человека, а в некоторых регионах делает ее вовсе невозможной. Заселение северной зоны началось еще в 18 веке, однако все же эти землям так и не удалось сконцентрировать большое количество населения. Эта зона охватывает земли Восточной Сибири, северные территории, расположеннее выше Петрозаводска, а также Дальний Восток.

Тема урока: «Учимся с «Полярной звездой». Обобщение темы «Природно-хозяйственные зоны России».

Тип урока : урок-исследование

Цель урока : сравнить природно-хозяйственные зоны и их значимости для сельского хозяйства и жизнедеятельности человека

Задачи:

Образовательные:

    сравнивать природно-хозяйственные зоны России.

    систематизировать знания о природных зонах.

Развивающие:

    составлять характеристику природно-хозяйственной зоны по плану;

    сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения, делать выводы;

    анализировать карту «Зональная специализация сельского хозяйства»;

    составлять описания особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей разных природных зон;

Воспитательные:

    Воспитывать умение видеть и понимать красоту природы России.

    Сформировать ценностную оценку природно-хозяйственных зон.

    Воспитывать бережное отношение к природе, экологическое воспитание учащихся.

    Воспитание уважительного отношения работы в группе.

Формирование УУД:

Познавательные УУД :

    умение осуществлять логические действия;

    умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной форме; работа в группах;

    умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы (модели);

    умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;

    умение высказывать своё предположение на основе работы с дополнительной информацией;

    умение работать по предложенному учителем плану;

Личностные УУД:

    выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:

1) формирование знаний об условиях жизни и деятельности человека в разных природных зонах.

Метапредметные :

1) работать в группе;

2) осуществлять самостоятельную деятельность и сотрудничество со сверстниками при работе в группе;

3) извлекать необходимую информацию из различных источников;

4) характеризовать природно-хозяйственные зоны;

5) обмениваться учебной информацией с одноклассниками и участвовать в обсуждении;

6) отбирать, анализировать и систематизировать информацию, необходимую для изучения.

Личностные:

1) формирование ценностного отношения к природе;

2) формирование экологического мышления.

Методы обучения : словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности :

    фронтальная работа;

    индивидуальная;

    групповая

Оборудование:

    Учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение, 2015.

    Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»

    Компьютер, презентация к уроку, нуотбуки;

    Карта «Природные зоны России», физическая карта России;

    график «Смена природных зон с севера на юг»;

    карту «Зональная специализация сельского хозяйства».

Ход урока

I .Организация класса

Организационный момент

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Здравствуйте.

Проверьте, организацию вашего рабочего места. Посмотрите на ваших товарищей по работе в группе. Сегодня на уроке мы будем активно работать, и в конце урока каждый из вас оценит свою работу самостоятельно

Приветствие, настраиваются на работу на уроке.

1 мин.

Слайд 1

II . Актуализация знаний

Определение понятия «Природная зона» и их особенностей

Познавательные: умение на основе анализа физической карты, природных зон России находить нужную информацию

Коммуникативные:

Посмотрите на карту «Природные зоны России» и определите, что такое природная зона .

Перечислите, какие природные зоны России вы знаете.

Как вы думаете, какая из природных зон является самой суровой? Почему?

Перечислите основные зоны России, т.е. природные зоны с ярко выраженными признаками этой зоны. Покажите эти природные зоны на карте

Назовите промежуточные зоны. По каким признакам эти зоны считаются промежуточными?

В какой природной зоне живем мы? Покажите эту природную зону на карте

Чем объясняется особенность природы Республики Карелия?

это территория с определенными климатическими условиями, с определенным растительным и животным миром.

(арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешенные и широколиственные леса, лесостепь, степь, пустыни и полупустыни).

(арктические пустыни – суровые климатические условия. Весь год здесь стоит суровый климат. Зима долгая, ветреная; летом t достигает+10 0 , а зимой - 40 0 С. снег идет и зимой и летом. Зимой возникают сильные ураганы.)

(тундра, тайга, широколиственные леса, степь, пустыни)

(лесотундра, лесостепь, полупустыня, потому что т.е. природные зоны, природные особенности которых содержат признаки двух соседних зон.)

(тайга)

(умеренно холодный, переходный от морского к континентальному. Наиболее характерной чертой его является западно-восточный перенос воздуха, вследствие чего в течение всего года на территорию республики поступают воздушные массы, сформировавшиеся над обширными просторами Северной Атлантики. В значительной степени проявляется и «дыхание» Арктики: вторжение воздушных масс ее вызывает резкие и порой длительные похолодания)

3 мин.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

III . Постановка учебной задачи

Мотивация учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Сегодня мы с вами обобщим материал, который вы изучали по теме «Природно-хозяйственные зоны России».

Вы работаете в группах, каждая группа сможет проанализировать и систематизировать пройденный материал и конце урока каждая группа создаст свою модель с ответом на вопрос: в какой природной зоне вы бы хотели проживать и почему.

Как вы думаете, что такое сравнение?

Что такое модель?

это установление сходства и различия объектов;

это схема, описание, изображение, чертёж, план, карта и т. п. какого-либо объекта или системы объектов

1 мин.

Слайд 9

IV . Обобщение и систематизация знаний

Работа в мини-группах

Познавательные: поиск и необходимой информации для создания модели природной зоны

Сравнение природных зон по плану, умение находить общее и различия; умение группировать классифицировать полученную информацию.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение вступать в диалог; управление поведением.

В процессе групповой работы ученики выполняют основное задание (с. 148-150 учебника). На его выполнение отводится 20 мин. Каждая группа, изучив текст, обдумывает свои учебные действия: ставит цель, выбирает способ её достижения, составляет план, определяет средства и ресурсы (карты, информационные ресурсы и др.), а также оформляет результат в виде таблицы или создаёт электронную презентацию на ноутбуках.

20 мин.

Слайд 10

V . Закрепление

Самостоятельная работа. Представление моделей.

Познавательные: анализ информации

Регулятивные: умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу

В конце урока каждая группа представляет свои материалы, оформленные в соответствии с требованиями, изложенными на с. 150 учебника. Каждая группа оценивает свои результат групповой работы.

Защита групповых моделей. Вопросы учащихся другим группам.

12 мин.

Презентации учащихся

VI . Итог урока. Рефлексия

Регулятивные: оценка результатов работы; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: умение выполнять самооценку.

Сегодня на уроке очень хорошо работали …

Наш урок подошел к концу, спасибо за плодотворную работу. Предлагаю оценить урок и свою работу на уроке.

На доске плакат со словами

1. Урок полезен, всё понятно

2. Кое-что неясно

3. Ещё придётся потрудиться

4. Трудно

Выполняют рефлексию. Дают оценку своей деятельности, подходят и ставят знак + у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока

2 мин.

Видеоурок по теме «Природные районы и природно-хозяйственные зоны» является первым в данном разделе. Этот урок поможет понять свою страну лучше, узнать ее характерные особенности. Вы увидите, какие природно-хозяйственные зоны бывают на Земле. Поймете, чем отличаются степи от лесов, почему тайга не такая, как прибрежные районы. Учеными выделяется несколько районов на территории страны, о которых вам подробно расскажет учитель.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Природные районы и природно-хозяйственные зоны

Цель урока: познакомиться с основными природными районами России, узнать, как они изменены человеком.

Каждый человек живет в определенном природном районе страны. В основе выделения природных районов лежит различия в их рельефе, геологическом строении, климате и пр.

Рис. 1. Природные районы России ()

Разделение территории на отдельные природные и географические районы называется физико-географическим районированием.

Природа каждого района очень разнообразна, отличаются почвы, внутренние воды, растительность и животный мир.

Рис. 2. Русская равнина ()

Все компоненты каждого природного района взаимодействуют между собой и с соседними районами. По сути, каждый природный район, представляет собой достаточно крупный природно-территориальный комплекс (ПТК). Природно-территориальный комплекс - закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. ПТК могут быть разного размера, например, ПТК материка, озера, реки, болота.

Рис. 3. Схема взаимосвязей компонентов ПТК ()

Без знания особенностей природы и ландшафта того или иного природно-территориального комплекса не возможно правильно вести хозяйственную деятельность. Например, при строительстве нужно учитывать характер рельефа, грунта, наличие многолетней мерзлоты; при ведении сельского хозяйства учитывают тип почвы, климат и пр.

Природная зональность - одна из главных географических закономерностей, которой подчиняются все природно-территориальные комплексы, проявляющаяся в последовательной и определенной смене географических поясов и зон. Чередование природных зон зависит в первую очередь от климата и особенностей рельефа. На территории России природные зоны сменяются с севера на юг.

Рис. 4. Карта природных зон России ()

Природные зоны часто называют природно-хозяйственные, так как они в той или иной степени изменены хозяйственной деятельностью человека и его существование и характер хозяйственной деятельности зависят от окружающей природы. Например, невозможно выращивать пшеницу в арктических пустынях или разводить оленей в степях. Во многом именно природные условия определили характер одежды, вид жилища, кулинарные традиции народов. Надо отметить, что по мере развития общества и техники, человек все больше изменяет и приспосабливает под себя природную среду, то есть использует природу (природопользование).

Рис. 5. Оленеводство в тундре ()

В наибольшей степени человеком и его хозяйственной деятельностью изменены те природные зоны, где наиболее благоприятные условия (плодородные почвы, климат, растительность и др.). Таким образом, в наибольшей степени изменению подверглись природные зоны степей, лесостепей, широколиственных лесов. Кроме того, активно осваиваются территории, богатые полезными ископаемыми, другими ресурсами и находящиеся вблизи крупных городов, магистралей, предприятий.

Домашнее задание

Параграф 31.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...