Природное и общественное в человеке егэ. Природное и общественное в человеке
Как мы с вами знаем, проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез .
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Гипотезы о происхождении человека
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.
- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
- Катастрофизм. Система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.
- Телеологизм. Философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле
Человек - биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Биологические особенности человека:
- прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре лапы в процессе движения);
- отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного?!);
- развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся);
- крупный объём головного мозга (ну да, конечно, у слона он крупнее, но в пропорции к телу, его мозг занимает всего 0,1% от общей массы слона, в то время как у человека мозг занимает около 2% в соотношении к телу);
- наличие органов речи (собака, например, всё понимает, а сказать не может. Всё потому что нёбо, язык, зубы и гортань у неё имеют совершенно неудобное для членораздельной речи строение).
Человек - существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Социальные особенности человека:
- наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже "речь" попугая - лишь подражание человеческой речи, но не она сама);
- наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова);
- наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных);
- создание культуры (искусственной среды обитания);
- изготовление и использование орудий труда;
- потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам).
Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:
- натуралистический - преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;
- социологический - признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Таким образом, человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).
Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Поэтому уточнение аспектов отношения биологического и социального -- насущная методологическая и науковедческая задача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих оснований классификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическим или социальным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов.
В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем человек -- часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. К примеру, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека, по данным современной науки, составляет 80--90 лет, если он не страдает наследственными заболеваниями и не станет жертвой внешних по отношению к его организму причин смерти, таких, как инфекционные болезни или болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи и т. п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей. В результате реальная (в отличие от «нормальной») средняя продолжительность жизни возросла с 20--22 лет в древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе к началу XX века и 75--77 лет -- в наиболее развитых странах на исходе XX века.
Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (в среднем 15--49 лет); определяется соотношение рождений одного ребенка, близнецов, троен и т. д. Биологически запрограммирована последовательность таких процессов в развитии человеческого организма, как способности усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и многое другое. По некоторым данным, передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности (музыка, математика и т. п.).
Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности человеческого общества.
Если же говорить о человеческой предыстории, то вид Homo sapiens является последней из известных сегодня ступеней развития рода Homo. В прошлом нашими предшественниками были другие виды этого рода (такие, как Homo habilis -- человек способный; Homo erectus -- человек прямоходящий и пр.), наука не дает пока однозначной генеалогии нашего вида.
Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).
Уникальность каждого человека -- факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма. Во времена культа личности Сталина в нашей стране, как известно, было в ходу утверждение: «Незаменимых людей нет». Оно использовалось для обоснования отношения к отдельному человеку как «винтику» громадной машины, для оправдания попрания прав и достоинства человека. Признание же уникальности и самоценности каждого человеческого существа прямо противоположно такому пониманию человека и такой антигуманной практике.
Приведенные примеры говорят о трудности, если не невозможности однозначной расшифровки словосочетания «соотношение биологического и социального». Очевидно, лишь конкретные предмет и цель исследования могут задать границы его точных значений. Для предупреждения смысловой путаницы следует прежде всего, различать конкретно-научный и философский аспекты проблемы биологического и социального.
Наиболее четкие примеры конкретно-научного аспекта дают те дисциплины, которые имеют дело с пограничными проблемами, лежащими на стыке общественных и естественных наук, и особенно те, предмет которых образуется наложением и взаимодействием сфер социального и природного. Это многие отрасли географии, медицина, сельскохозяйственные науки и др. О ряде отраслей знания можно сказать, что определенный срез соотношения биологического и социального составляет их специфический предмет. К традиционным наукам такого рода -- психологии, генетике человека, антропологии -- сегодня можно добавить эргономику и экологию человека, или медицинскую экологию.
Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление -- общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются и закрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из этих ошибок связана с таким сведением (редуцированием) социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым. Она-то часто и лежит в основе свойственного буржуазной философии неисторического подхода к человеку и социальной действительности в целом.
Сегодня всякий, кто выступает с тезисом о биологическом превосходстве одной расы над другой, будет оценен общественным мнением, по меньшей мере, как реакционер, а категорическое неприятие этого тезиса мы считаем естественным для каждого здравомыслящего человека. А между тем такой взгляд на вещи является историческим завоеванием человечества, и притом завоеванием сравнительно недавним. Еще в прошлом веке было распространено убеждение в превосходстве «белой расы» над всеми другими, и идеи, которые сегодня мы оцениваем как расистские, в тех или иных формах высказывались отнюдь не отъявленными реакционерами, а людьми вполне прогрессивных взглядов. Так, немецкий биолог Э. Геккель, ревностный пропагандист учения Ч. Дарвина, в 1904 году писал: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей, в общем, хорошо известны, тем не менее, их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными...-- это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному». Заметим, что подобные воззрения у многих вполне мирно могли уживаться с чувствами сострадания и жалости по отношению к людям «низших», то есть обделенных самой природой рас, даже с интересом к их экзотическим нравам и обычаям.
Еще один пример того, как порой быстро и резко может меняться в истории восприятие биологически обусловленных различий между людьми,-- это социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Различие двух полов, принадлежащее к числу наиболее фундаментальных биологических различий между людьми, в многообразных формах отражается в социальных отношениях и в культуре общества. На протяжении многих веков это различие осмысливалось людьми сквозь призму категорий «высшего» (к которому относили мужское начало) и «низшего» (женского). Борьба за равноправие женщин началась по историческим меркам совсем недавно -- всего лишь 100 -- 150 лет назад. И хотя сегодня в этой области остается еще много нерешенных проблем, а движение женщин за свои права приобретает подчас в западных странах экзотические и даже экстремистские формы, нельзя не заметить того, насколько активнее и многограннее стало участие женщин в жизни современного общества. Во всяком случае, ныне в общественном мнении все больше утверждается понимание того, что различие полов должно пониматься не в плане их противопоставления как якобы «высшего» и «низшего», а в плане их взаимодополнительности и одного из важных источников разнообразия человеческой природы -- того разнообразия, которым обеспечивается ее богатство.
Человек и общество
Тема 1.
Природное и общественное в человеке
(человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
План урока
1.Теории происхождения человека
2. Человек – биосоциальное существо
3. Основные отличия человека от животного
4. Человек, индивид, личность
Антропогенез (от гр. Anthropos – человек и genesis – происхождение ) – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Естественно-научные (материалистические теории)
Божественное происхождение человека.
Ч. Дарвин
Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
Душа – источник человеческого в человеке.
Ф. Энгельс
(1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории
Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.
Религиозная теория
Главная причина появления человека – труд.
Теория палеовизита
социальный мыслитель, политический деятель
Под влиянием труда сформировались специфичечские качества человека: сознание, язык, творческие способности.
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле Человек – биосоциальное существо
Социальное существо
Биологическое существо
Человек при надлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии : он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Условие, предпосылка существования человека
Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими.
Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Сущность человека
1.Человек обладает мышлением и членораздельной речью:
- Размышляет о своем прошлом; критически его оценивая;
- Думает о будущем;
- Мечтает и строит планы;
- Передает объективную информацию об окружающем мире;
- Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
- Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- Выражает ценностное отношение к действительности.
Основные отличия человека от животного
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности:
- Осуществляет практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность:
- Удовлетворяет не только свои материальные, но и духовные потребности;
- Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Индивид Индивидуальность Личность
Индивид
Индивидуальность
(от лат. Individuum –неделимый, неразделенный)
Это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Личность
Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность, естественность и непринужденность его деятельности.
(от лат. Persona – особа)
Человек как отдельная особь среди других людей.
Это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, которые он реализует в общественной жизни.
Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.
Человек с социально значимыми качествами.
Личность – человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов) и социальных функций (отношения к действительности, людям, обществу в целом; поведение человека, его общественная деятельность).
В определенной степени независима
от общества
Способна нести ответственность
и решать проблемы
Отличается самостоятельностью в поступках
ЛИЧНОСТЬ
Контролирует поведение, обладает волей
Л И Ч Н О С Т Ь
Факторы, обусловливающие развитие личности
Биологические факторы
(генотип – анатомно-физиологическая структура человека;
черты лица, окраска кожи, цвет глаз и волос и т.д.;
функциональные особенности (группа крови и др.);
некоторые особенности нервной системы человека;
психические свойства личности (характер, ум, воля, интересы, способности и др.)
Социальная среда
Воспитание
и обучение
НЕ всякий человек является личностью.
Человеком рождаются,
личностью становятся в процессе социализации
Домашнее задание
Баранов П.А. и др. Учебное пособие.Тема1.
1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
?
Религиозная теория
(божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
? Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
?
Естественнонаучная теория Ф. Энгельса
(материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
Выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало)
2 Общественное и индивидуальное сознание
1.
Психика человека
: сферы сознательного и бессознательного (подсознания);
коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).
2. Сознание .
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:
1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.
2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.
Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).
Сознание –
свойство высокоорганизованной материи;
субъективный образ объективного мира;
идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)
3. Структура сознания :
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);
логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);
эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);
ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).
4. Свойства сознания :
Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).
избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);
субъективность;
творческое начало.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Проявления активности сознания:
активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;
конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;
основа преобразовательной деятельности человека;
прогнозирование природных и социальных процессов.
5. Основной признак сознания :
Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),
Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)
6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.
7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.
3 Самосознание индивида и социальное поведение
1. Самосознание это:
осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
3. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.
Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
4. Самооценка
– эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
5. Факторы, влияющие на самооценку
:
сопоставление реального «Я» с идеалом,
оценка других людей и сравнение себя с ними,
отношение личности к собственным успехам и неудачам.
6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия , отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
8. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.
9.
Социальное поведение
– поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
10.
Виды социального поведения
:
массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);
просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;
помогающее – конкурентное;
девиантное (отклоняющееся) – противоправное.
11. Значимые виды социального поведения:
связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;
связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.
12.
Нравы
– типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
13. Отклоняющееся (девиантное) поведение
– поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
14. Делинквентное поведение
(от лат. delictum - проступок, англ. - delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.
Типы девиантного поведения:
Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)
Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)
Ретритизм (отвергает и цели и способы)
Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)
Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.
4 Мировоззрение, его виды и формы
1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2. Структура внутреннего мира :
познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
мировоззрение
направленность личности
3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
Пути формирования: стихийный, осознанный.
Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Типы мировоззрения:
Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
5 Виды знаний
1. Чувственное и рациональное познание, интуиция
Рациональное познание – познание посредством мышления.Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания:
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:
индуктивное (от частного к общему);
дедуктивное (от общего к частному);
по аналогии.
Виды интуиции:
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания:
непосредственность;
наглядность и предметность;
воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания;
абстрактность и обобщенность;
воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Особенности интуиции:
внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.
Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperies - опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
2. Эмоции
(аффективная форма проявления моральных чувств) и
чувства
(эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение –
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждений:
погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь –
сознательное искажение образа объекта.
5. Знание
– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
знание как познавательно-значимая информация;
знание как отношение человека к действительности.
6. Виды знаний :
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
7. Формы знаний :
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
1.3. Виды знаний
1.4. Понятие истины, ее критерии
1.5. Мышление и деятельность
1.6. Потребности и интересы
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1.9. Основные институты общества
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12. Образование, его значение для личности и общества
1.13. Религия
1.14. Искусство
1.15. Мораль
1.16. Понятие общественного прогресса
1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
1.1. Природное и общественное в человеке.
( Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Антропогенез - процесс происхождения и становления физического типа человека.
Антропосоциогенез - процесс становления социальной сущности человека.
Человек - биосоциодуховное существо , высшая ступень развития организмов на Земле.
В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетических) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания.
Биологические отличия человека от животных:
прямосотояние, прямохождение;
развитый артикуляционный аппарат (органы речи);
отсутствие плотного волосяного покрова;
большой объём головного мозга (в соотношении с телом);
развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.
Социодуховные отличия человека от животных:
мышление и членораздельная речь;
сознательная творческая деятельность;
создание культуры;
создание орудий труда;
духовная жизнь.
Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).
Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).
Личность - высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.
К социально значимым качествам личности относятся:
активная жизненная позиция;
наличие собственного мнения и умение его отстаивать;
развитые коммуникативные способности;
ответственность;
наличие образования и т.п.
Структура личности:
социальный статус - положение человека в социальной иерархии;
социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.
Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.
Существует несколько основных пониманий термина сознание:
совокупность всех знаний человека;
направленность на определенный объект;
самосознание, самоотчет - наблюдение ума за собственной деятельностью;
совокупность индивидуальных и коллективных идей.
Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.
Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.
Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сближению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в общественном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности партий.
Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных случаях, развитие общественного сознания может отставать от развития социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание).
Формы общественного сознания передаются из поколения в поколение и активно воздействуют на жизнь общества.
Структура общественного сознания:
эстетическое сознание;
философия;
политическое сознание;
правовое сознание;
Соотношение индивидуального и общественного сознания .
Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.
Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воздействием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.
Общественное сознание, с одной стороны, существует через индивидуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные элементы, достижения индивидуального сознания.
Особо выделяют массовое сознание - совокупность представлений, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отражающее отношение к определенным социальным фактам.
Помимо сознания существует пласт явлений и процессов, не осознаваемых человеком, но влияющих на его поведение. В обществознании это называется бессознательным (в психологии - подсознанием).
К проявлению сферы бессознательного относятся:
оговорки,
аффекты,
забывания и т.п.
сновидения,
фантазии,
творческое озарение,
Отличия бессознательного от сознания:
слияние субъекта с объектом;
отсутствие пространственно-временных ориентиров;
отсутствие механизма причинно-следственных связей.
Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Самопознание - постижение человеком своей индивидуальности во всем ее многообразии (также и изучение обществом самого себя).
Рефлексия - размышления человека о происходящем в его сознании.
Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление личностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.
Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.
Социальное поведение - целенаправленная активность в отношении других людей.
Социальное поведение становится возможным при условии успешной социализации личности.
Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс взаимодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.
Социализация личности проходит в два этапа:
1. Первичная социализация - неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков социального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается формированием личности.
2. Вторичная социализация - критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов.
Социализация в обществе происходит с помощью институтов социализации.
Институты социализации - социальные институты, ответственные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют:
Агенты социализации - люди, которые осуществляют социализацию в рамках определенных институтов (отец, командир (начальник), журналист).