Признаки предметов и значение признаков. Признаки, означающие действия

Слова, обозначающие признаки предмета. Российский язык 2 класс. - презентация.

Презентация была размещена 4 года вспять пользователемlearning.9151394.ru.

Слова обозначающие признаки предметов. Русский язык 1 класс.

Похожие презентации.

Презентация на тему: Слова, обозначающие признаки предмета. Русский язык 2 класс. - Транскрипт:

1 Слова, обозначающие признаки предмета. Российский язык 2 класс.

2 Запомни! Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, именуются именами прилагательными. Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, именуются именами прилагательными.

3 К словам из левого столбика допиши необходимое слово из правого столбика Каша Каша Глаза Глаза Яблоко Яблоко Ответ Ответ Газета Газета густая, глухая густая, глухая голубые, бирюзовые голубые, бирюзовые изумрудное, зелёное изумрудное, зелёное верный, преданный верный, преданный старая, древняя старая, древняя.

4 Прилагательное «лесной» измени так, чтоб оно смешивалось с данными именами существительными. Ягода Ягода Озеро Озеро Цветочки Цветочки.

5 Прилагательное «осенний» измени так, чтоб оно смешивалось с данными именами существительными. Погода Погода Небо Небо Листья Листья Дождик Дождик.

6 Прилагательное «красивый» измени так, чтоб оно смешивалось с данными именами существительными. Роща Роща Поле Поле Сад Сад Облака Облака.

7 Допиши по два слова, обозначающих признаки предметов. Площадка дворовая, зимняя, …, …. Площадка дворовая, зимняя, …, …. Форма новенькая, зимняя, …, …. Форма новенькая, зимняя, …, …. Кинофильм интересный, комедийный, …, …. Кинофильм интересный, комедийный, …, …. Приключение внезапное, интересное, …, …. Приключение внезапное, интересное, …, …. Сочинение нынешнее, домашнее, …, …. Сочинение нынешнее, домашнее, …, ….

8 Прочитай. Угадай, что же это все-таки за зверек? Летом у него шерсть сероватая, а зимой белоснежная. Уши длинноватые, а хвост маленький. Зверёк этот трусливый. Летом у него шерсть сероватая, а зимой белоснежная. Уши длинноватые, а хвост маленький. Зверёк этот трусливый. И этот зверек живёт в лесу. Шерсть у него рыжеватая. Хвост лохматый. Мордашка длинноватая. Зверек этот хитрецкий. И этот зверек живёт в лесу. Шерсть у него рыжеватая. Хвост лохматый. Мордашка длинноватая. Зверек этот хитрецкий. Составь схожий рассказ-загадку о другом зверьке либо птице. Запиши. Составь схожий рассказ-загадку о другом зверьке либо птице. Запиши.

Похожие презентации.

Российский язык 2 класс Подготовила: учитель исходных классов Макарова Г.М.

Чистописание Прочитай слова М. рской, р. чной, п. тёрка, гр. бной Вставь пропущенный буковкы Чем похожи эти слова? Какое слово избыточное? Напиши в тетрадях:

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? Выполнила Семенова Ольга Владимировна.

Российский язык Наш лозунг: Следить Следить Мыслить Мыслить Отыскивать Отыскивать Обосновывать Обосновывать Запоминать Запоминать.

Урок российского языка 2 класс к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой. Учитель исходных классов МОУ ЛСОШ 1 Климантова О.А. Тема урока: «Связь имён прилагательных.

ЛНЕЙКА И Л СНОЙ Е В ДИТЬ О. ТЕМА УРОКА Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова.

мёд, горячие, травка, сладкий, поле, зелёная, деньки, огромное.

Подготовила: учитель российского языка ГКОУ«Людиновская особая школа- интернатдля детей-сирот 8 вида».

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме: Имя прилагательное.

Тема: Имя прилагательное Урок российского языка во 2 классе, по учебнику Рамзаевой Т.Г.

Макарова О.А учитель-логопед ГДОУ 90 Фрунзенского р-на.

Смысловое значение имен прилагательных. 2 класс Создатель Нуржанова Наталия Викторовна, учитель исходных классов МОУ СОШ 21 МОРФ. г. Ереван.

в_р_на в_р_бей с_р_ка сн_гирь с_ница Этот небольшой летом – сероватый, а зимой – белоснежный зверек, питающийся корой деревьев, травками, бегающий от каждого шороха.

урок – путешествие м.р. - ж.р. - ср.р. Без помощи других составьте и запишите упражнение по скорописи из окончаний прилагательных ж.р. и ср.р. Оцените свою.

5 класс Булычева Я.С Каждый текст создается на определенную тему. Тема текста – это то, о чем (либо о ком) в нем говорится. Очень нередко тема текста отражается.

Мёд, горячие, травка, сладкий, поле, зелёная, деньки, огромное.

Начинается урок! Урок российского языка. 2 класс Урок российского языка. 2 класс Тема урока «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол». Создатель.

Познакомиться с. Повторить всё, что мы знаем о…. Учиться….

Учитель Антонян Татьяна Владимировна МБОУ Аржановской СОШ.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru - наикрупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации безвозмездно!

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост. У неё острые зубки, тоненькое рыльце, проницательные ушки, рыжеватая шерсть, лохматый хвост.

Тезисы

чо такое признак предмета - Школьные Познания. Школьные познания. com это сервис в каком Чо такое признак предмета Что ты хочешь. Русский язык -что такое признак предмета. Юзер Алина Козлова задал вопрос в что такое признак признак предмета. Что такое имя прилагательное в российском языке? Что такое имя прилагательное в русском языке? Что обозначающая признак предмета. что такое слова-признаки - Школьные Познания. Так в российском языке именуются имена прилагательные (слова, обозначающие признак предмета. Что такое определение в русском языке . Виды определений в. Что такое определение в Типы определений в русском языке; признаку предмета , что в. Что такое определение в русском языке? что такое признак предмета. Пользователь галина самсонова задал вопрос в что такое признак Признак предмета. Слова - названия действий предметов. Вы уже знаете, как много разных слов имеется в русском языке . Есть слова, обозначающие. Что такое определение. Имя прилагательное - Википедия. обозначающая непроцессуальный признак предмета и В русском языке что признак.

В чем отличие понятия как формы мышления от форм чувственного

Познания?

§ 2. ПОНЯТИЕ И СЛОВО

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей -

словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях,

без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование

Неразрывная связь, единство понятия и слова выражается, в частности,

в том, что в современной логике употребляется термин «имя» -

слово или словосочетание, имеющее определенный смысл и обозначающее

какой-либо предмет1.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных

национальных языках одно и то же понятие выражается разными

словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают.

Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слово

1 См. гл. I, § 4.

«связка» употребляется в значениях: 1) несколько однородных предметов,

связанных вместе («связка книг»), 2) сухожилие, соединяющее отдельные

части скелета или органа тела («мышечные связки»), 3) элемент

суждения, связывающий субъект и предикат или простые суждения.

Несколько значений имеют слова «закон», «субъект», «край» и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos - «одинаковый» и опуша - «имя») - это

слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие

различные понятия (например, «коса» - это и сплетенные вместе

пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для

срезания травы, злаков и т. п.; «нота» - графическое изображение музыкального

звука и дипломатическое обращение одного государства

к другому; «заключение» - суждение, полученное логическим путем

из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя

часть, конец чего-либо).

Синонимами (от греч. synonymus - «одноименный») называются

слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие

одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений



или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество

»; «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция»;

«договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению

понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо

точно установить значение слов с тем, чтобы употреблять их

в cjfeoro определенном смысле.

В различных областях науки и техники вырабатывается специальная

терминология - система терминов, употребляемых в данной области

знания. Термин - это слово или словосочетание, называющее

определенное понятие и характеризующееся однозначностью в пределах

данной науки или родственной группы наук. Важное значение

разработка и уточнение терминологии имеют для правовых наук,

в которых разъясняются термины, употребляемые в определенной

области права. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе разъясняются

термины (наименования): «суд», «суд первой инстанции»,

«кассационная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор

», «следователь», «законные представители» и др.1

Эти разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.

Вопросы для самопроверки

Укажите различия между понятием и его выражением в языке.

Что такое термин?

См: УПК, ст. 5.

существенных признаков предмета. Например, содержанием понятия

«преступление» является совокупность существенных признаков

преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность,

виновность, наказуемость.

Совокупность предметов, мыслимая в понятии, называется объемом

понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления,

они имеют общие существенные признаки.

Объем понятия составляет логический класс , или множество.

Класс (множество) может включать в себя подкласс , или подмножество.

Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов

юридических вузов, класс преступлений - подкласс экономических

преступлений.

Отношение между классом (множеством) и подклассом (подмножеством)

является отношением включения и выражается при помощи

символа <=; А <= в. Это выражение читается: А является подклассом В.

Так, если А - следователи, а В - юристы, то А будет подклассом класса

В. Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса - это

предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших

учебных заведений будут Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова, Московская государственная юридическая

академия и т. д.

Отношение элемента к классу выражается при помощи символа е:

А е В (А является элементом класса В).

Если, например, А - юрист Иванов, а В - юристы, то А будет элементом

класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или

пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется

универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы).

Если класс состоит из одного элемента, то это будет единичный

класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит

ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом

(например, вечный двигатель). Число элементов пустого класса равно

Универсальный класс обусловлен предметной областью, т. е. множеством

предметов, относящихся к какой-либо определенной сфере

научной или практической деятельности, например, правовые отношения,

следственные действия, Солнечная система. Границы предметной

области относительны, они могут охватывать как все предметы

материального или идеального мира, так и его отдельные части.

К нулевым (пустым) классам относятся логически противоречивые

понятия, включающие в свое содержание несовместимые признаки.

К ним относятся: «круглый квадрат», «горячий лед», «родной сын бездетной

матери» и т. п. Это логически пустые понятия.

Иногда выделяют фактически пустые понятия. К ним относят

классы, объем которых составляют предметы, не существующие в реальном

мире: черт, леший, Баба Яга. Однако, являясь пустыми для

предметной области реальных предметов, они не могут рассматриваться

как пустые в предметной области сказок. Не являются пустыми

многие научные абстракции, наделенные признаками, которые не

существуют и не могут существовать в действительности: идеальный

газ, абсолютно твердое тело, плоскость, линия, точка и многие другие

понятия, имеющие важное значение для науки.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием

понятия, который устанавливает, что увеличение содержания

Понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления

Вы уже знакомы со словами, обозначающими предметы и явления природы, умеете задавать вопросы к этим словам: кто? или что? Давайте представим, что вы пригласили гостей. Перед вами фрукты. Вот виноград и яблоки. Если вы хотите предложить фрукты на выбор, вы спросите ЧТО вам дать? Но вы видите, что яблоки и виноград разные. Как вы будете предлагать? Спросите: какое тебе яблоко, какой тебе виноград? Значит, надо назвать признак, рассказывающий, чем одинаковые фрукты отличаются друг от друга. А помогут это сделать другие слова нашего языка. На этом уроке мы узнаем, что в русском языке есть слова, которые обозначают признаки предметов, явлений природы. Эти слова поясняют, различают, описывают слова, обозначающие сами предметы.

Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом - красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус - сладкий, кислый? Какой по размеру - большой, маленький?

Рассмотрите рисунок.

Что это? Стол - предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.

Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые (рис. 2)?

Рис. 2. Разные столы ()

Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой ?

У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.

Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.

Рассмотрите фотографии. Под какой картинкой вы сделаете подпись «грозовое небо», «чистое небо», «серое небо», «звездное небо» (рис. 3)?

Рис. 3. Какое бывает небо ()

Проверьте себя.

Чистое небо - небо, на котором нет ни облачка.

Грозовое небо - приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.

Звёздное небо - ночь и светят звёзды.

Серое небо - всё затянуто тучами.

А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.

Выполните задание. Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Проверьте себя.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Длинное письмо, интересный журнал, грозовая туча, красивые цветы.

Зададим вопросы:

письмо (какое?) длинное

журнал (какой?) интересный

туча (какая?) грозовая

цветы (какие?) красивые

Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.

Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?

Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.

Солнышко, тучка, ветерок, деньки.

Проверьте себя.

Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.

Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.

Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.

Деньки (какие?) чудесные, радостные.

Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.

Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.

Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.

У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.

Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.

У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.

Рис. 4. Лиса

А теперь догадались? Это лиса (рис. 4).

Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.

С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное - любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:

Большой косолапый…

трусливый быстрый…

двугорбый неторопливый…

хозяйственная хлопотливая …

серый жадный …

Проверьте себя: медведь, заяц, верблюд, белка, волк.

Отгадайте загадки. Соедините текст загадки с отгадкой-рисунком. Одна подсказка: все отгадки - названия птиц (рис. 5).

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья - хрипловатая.

Длинная шея, красные лапки,

Крылатый, горластый, щиплет за пятки.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам важный.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Проверьте себя: ворона, гусь, журавль, сорока.

Какие слова помогли отгадать загадки? Слова, которые обозначают признаки.

Представьте бесцветную картину. Она унылая и неинтересная. А потом эту картину раскрасили. Сразу всё стало понятно, красиво, ярко (рис. 6).

Рис. 6. Яркая картина ()

Так и словесная картина может быть яркой, точной, красивой. Такой её помогают увидеть и представить слова, которые обозначают признаки предметов. Поэтому великие писатели и поэты называли наш русский язык волшебным. Ведь в нём очень много слов-признаков.

Сегодня на уроке мы учились находить и подбирать такие слова, а также узнали, что отвечают эти слова на вопросы: какой?, какая?, какое? и какие? .

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Openclass.ru ().
  3. Menobr.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Дайте ответ одним словом. Зебра какая?

Обмоталась зебра чёрной лентой и всех спрашивает:

- Ну, отгадайте, какая я: чёрная или белая? Белая или чёрная?

3. Прочитайте стихотворение Я. Акима. Назовите слова-признаки к слову «яблоко». Добавьте свои примеры.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

4. Отгадайте слово по его признакам:

а) румяный, сладкий, клубничный …

б) красивая, мягкая, плюшевая …
в) цветные, яркие, красивые …

г) вязаный, красный, тёплый …

5. Выберите слова, которые называют признаки предметов:

Краски, красочные, красят, они, красный, длинный, короткий, квадрат, сказка, десять, быстро, мокрый, мчится, жёлтое, малыши, маленькие.

6. Найдите строку, в которой все слова - названия признаков предметов:

а) колючий, колкий, колючка;

б) отдать, чудесный, плохой;

в) гладкий, вкусный, ровный.

7.Назовите признаки:

а) Дома - по величине и по материалу.

б) Яблока - по вкусу и цвету.

§ 10. В каждом суждении наша мысль может выделить понятия, при помощи которых мыслятся субъект, предикат и отношение.

Но хотя понятия могут быть выделены нашей мысльюизсостава суждения как его члены, это не значит, будто суждение составляется или складывается из понятий, как кучка картофеля из положенных вместе готовых картофелин или как стенка дома складывается из отдельных готовых кирпичей.

Во всяком сложившемся суждении высказывание, выражающее целостный смысл суждения, мыслится раньше своих частей. Когда я думаю о свойстве хинина и мыслю суждение «хинин горек», я не «складываю» понятие хинина с понятием горечи и с понятием об отношении между ними. Я мыслю нечто целостное и, только заметив, что в этой целостности есть особые «части» – субъект, предикат и отношение, – выражаю эти особые части при помощи особых мыслей или понятий – при помощи мысли о «хинине», мысли о «горьком» и мысли о «принадлежности горечи хинину». При этом грамматически понятие о свойстве горечи и понятие о принадлежности горечи хинину выражены одной и той же формой – прилагательным «горек» в функции сказуемого.

Каждый предмет имеет ряд свойств, общих у него с другими предметами, и ряд свойств, которыми он отличается от других предметов. Мысли о свойствах предметов называются признаками. Так, сосна имеет ряд свойств, общих у сосен со всеми другими хвойными деревьями, и в то же время имеет ряд свойств, присущих одной сосне и отличающих её от ели, пихты и т. п. Мысли о всех таких свойствах – как общих у данного предмета с другими предметами, так и об особенных, принадлежащих только данному предмету и отличающих его от других, даже сходных с ним, – называются признаками.

При этом признан, принадлежащий самому предмету и, следовательно, существующий в нём независимо от нашей мысли об этом предмете, необходимо отличать от мысли о данном признаке. Мыслимый признак, или признак понятия, есть отражение в сознании признака предмета.

Существенные признаки

§ 11. Не все свойства предмета имеют одинаковое значение для этого предмета, и не все признаки имеют одинаковое значение для нашего познания. Строго говоря, каждый предмет, даже самый простой на вид, имеет неисчислимое множество свойств. Поэтому понятие о предмете имеет неисчислимое множество признаков. Заметить все эти признаки и запомнить их все было бы не под силу никому, даже самому учёному человеку. Да в этом и нет надобности.

Стремление включить в состав понятия все признаки мыслимого в понятии предмета или явления не только совершенно неосуществимо, но с логической точки зрения совершенно бессмысленно. Для задач практической жизни и для научного познания достаточно, если из всего огромного множества свойств предмета мысль наша выделит только некоторые свойства, однако выделит; наиболее важные и выделит таким образом, что каждый из признаков, отмечающих эти свойства, отдельно взятый, окажется совершенно необходимым, а все признаки, вместе взятые, окажутся совершенно достаточными для того, чтобы при помощи них отличить данный предмет от всех других, познать данный предмет по какой-то стороне его содержания.

Такая группа признаков называется группой существенные признаков предмета, а мысль о предмете, выделяющая в нём существенные признаки, называется понятием. При помощи существенных признаков предмет легко может быть отличен не только от явно несходных с ним предметов, но также и от предметов сходных, но не точно совпадающих с тем самым, о котором идёт речь.

Например, точным понятием о квадрате будет понятие о прямоугольнике, у которого все стороны равны. В понятии этом выделены два признака: 1) прямоугольность и 2) равенство всех сторон. Каждый из этих двух признаков, отдельно взятый, отличает квадрат от других четырёхугольников. Прямоугольностью квадрат отличается от ромба, у которого есть налицо равенство всех сторон, но нет характерного для квадрата свойства – необходимой прямоугольности. Равенством всех сторон квадрат отличается от неравностороннего параллелограма.

Выделенные в понятии квадрата два признака не только необходимы каждый в отдельности. Признаки эти, кроме того, так связаны между собой и выбраны из числа всех прочих признаков понятия квадрата таким образом, что взятых двух признаков оказывается совершенно достаточно для того, чтобы с их помощью, не прибегая к указанию ни на какие другие признаки, мы могли отличить понятие квадрата от понятия о всех других фигурах. Именно потому такие признаки называются существенными, т. е. отличающими в понятии о предмете не то, что для него случайно, не то, что могло бы в нём быть, но могло бы и не быть, а то, что необходимо должно быть для соответствия понятия предмету.

§ 12. Каждая группа существенных признаков, которая может быть выделена в мысли о предмете, образует особое понятие об этом предмете. Это не значит, однако, будто для каждого понятия о предмете существует только одна единственная группа существенных признаков. Каждый предмет настолько сложен, заключает в себе такое множество всяких свойств и свойства эти все так связаны между собой, что обычно имеется возможность указать относительно понятия об одном и том же предмете не одну единственную, а несколько групп существенных признаков.

Так, налитая в кувшин вода есть одно и тоже тело и для того, кто просто пьёт эту воду, и для живописца, изображающего воду на натюрморте, и для физика, изучающего физические свойства тел, и для химика, изучающего химические процессы и реакции. Но если налитая в кувшин вода – одно и то же тело, один и тот же предмет и для живописца, и для физика, и для химика, то понятие об этом предмете у физика будет не то же самое, что у химика.

Для физика вода есть жидкость, которая при + 4° по Цельсию имеет наибольшую плотность, при -+100° по Цельсию и при нормальном атмосферном давлении закипает, при пониженном давлении (как это бывает на вершине высоких гор) закипает при более низкой температуре, при 0° замерзает и т. д. и т. п.

Для химика та же самая вода есть Н 2 О, т. е. вещество, в молекуле которого на два атома водорода приходится один атом кислорода. У физика и химика – не только два понятия о воде, но в понятиях этих две группы или системы существенных признаков. При этом и понятие физика и понятие химика о воде вполне достаточны, каждое в отдельности, для того, чтобы отличить при помощи содержащихся в них признаков воду от всех других тел.

§ 13. Это не значит, разумеется, будто существенные признаки представляют нечто совершенно условное, имеющее значение только для человека, отличающего предметы друг от друга, а не для самих различных предметов.

Конечно, различные виды деятельности и работы, различные направления интереса порождают различные понятия и о существенных признаках. Для читателя, просматривающего каталог библиотеки, существенным является не формат книг, а распределение их по темам и по отраслям знания.

Для библиотекаря при расстановке книг в книгохранилище существенным будет не только принадлежность книги к той или иной отрасли знания или рубрике содержания, но также и одинаковый формат всех книг, устанавливаемых на одной и той же полке, так как подобная система расстановки позволяет сэкономить много пространства.

Сознательная деятельность людей всегда определяется теми целями, какие они ставят перед собой. Поэтому во всём, касающемся деятельности, то, что признаётся существенным, всегда в известной мере относительно, условно, зависит от направления интереса, от точки зрения на вещи.

При всём этом определение существенных признаков понятия о предмете отнюдь не есть нечто чисто условное, всецело зависящее от точки зрения. В примере, который мы рассмотрели, определения воды, данные физиком и химиком, вовсе не условны и выражают действительно существенные свойства предмета.

Различие между этими двумя группами существенных свойств возникло не потому только, что химика интересуют одни свойства воды, а физика – другие. Различие это возникло потому, что в самом веществе воды – независимо от того, какое понятие о воде составили физик и химик, – имеются свойства, которые, будучи выделены в две особые группы, образуют для нашей мысли две различные системы признаков, при помощи которых химические свойства воды могут быть отличены от физических.

§ 14. Каждая группа или система существенных признаков представляет только часть всех, в том числе и существенных, признаков данного предмета. В действительном предмете все принадлежащие ему признаки находятся вместе, в связи между собой. Но понятие выбирает или выделяет из всей огромной массы принадлежащих предмету признаков только ту группу, которая характеризует предмет с той именно точки зрения, с какой мы его изучаем или рассматриваем.

Только в этом смысле можно сказать, что существенность данных признаков есть нечто относительное, т. е. зависящее от точки зрения на предмет. Но в то же время любая группа существенных признаков указывает на признаки, принадлежащие самому предмету, почерпнутые из его собственного содержания, и в этом смысле она есть нечто безотносительное, ни от какой точки зрения не зависящее. Отдельное физическое и отдельное химическое понятие о воде существует не потому, что у физика имеется одна, а у химика другая точка зрения на воду. Наоборот. Только потому и могли сложиться эти две различные точки зрения на один и тот же предмет – воду, – что в самом этом предмете, независимо от того, как глядят на него физик и химик, имеются обе эти группы связанных между собой признаков, лежащие в основе физического и химического понятия о воде.

§ 15. Совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в понятии, называется содержанием понятия. Например, в рассмотренном нами понятии «квадрат» содержанием этого понятия будут оба указанных существенных признака квадрата: прямоугольность и равенство всех сторон. Содержанием понятия «плоскость» будут следующие признаки: поверхность, которой прямая линия, соединяющая две какие-нибудь ее точки, совпадает. Содержанием понятия «непроницаемость» будет то свойство тел, в силу которого два тела не могут в одно и то же время занимать одно и то же пространство, и т. д.

Чтобы установить существенные признаки понятия, необходимо сравнить между собой целый ряд предметов. Сравнение это покажет, какие признаки необходимы и достаточны, чтобы отличить данный предмет от всех других, выделить в нём важнейшие свойства, раскрыть его отношения к другим предметами их свойствам и т. д.

Отсюда следует, что в каждом понятии кроме мысли о его содержании, т. е. о его существенных признаках, следует ещё различать мысль о совокупности тех предметов, которые охватываются понятием. Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объёмом этого понятия. Так, объём понятия «квадрат» есть мысль о всех четырёхугольниках, обладающих существенными свойствами квадрата. Объём понятия «млекопитающие» составляет мысль о всех животных, охватываемых этим понятием, т. е. удовлетворяющих существенным признакам понятия «млекопитающее», и т. д.

§ 16. Содержание и объём должны быть различаемы в каждом понятии. В каком же отношении стоят друг к другу содержание понятия и его объём? Определяется ли содержание понятия его объёмом или, наоборот, объём понятия его содержанием?

Правильный ответ на этот вопрос зависит от того, рассматриваем ли мы происхождение понятия о предмете или применение уже возникшего понятия.

С точки зрения происхождения наших понятий содержание понятия обычно определяется его объёмом. Мыслимый класс предметов существует до того, как возникает мысль об этом классе. Выделив известный круг предметов и заметив, что во всех этих предметах имеется сходного и что отличительного, мысль наша выделяет затем группу признаков, которые составят содержание понятия о рассмотренных предметах. От того, каков круг выделенных мыслью предметов и каковы их свойства, их отношения к другим предметам, зависит, каким будет содержание понятия об этих предметах, какие признаки будут мыслиться в этом содержании.

Напротив, с точки зрения применения уже возникшего, т. е. сложившегося в своём содержании, понятия содержание первое объёма и объём понятия определяется его содержанием. Как только содержание понятия выяснено, т. е. установлено, какая группа существенных признаков образует его содержание, – тем самым определяется, каков круг предметов, которые могут мыслиться посредством данного понятия или к которым приложимо данное понятие.

Так, для людей, не имеющих точного понятия о том, что такое «белые ночи», было бы затруднительно сказать, какие ночи должны называться белыми. Напротив, для астронома в этом вопросе нет затруднения, так как астроном точно знает содержание понятия «белые ночи». Белыми ночами астроном называет такие ночи, в течение которых солнце не опускается под горизонт ниже чем на 18° дуги.

Этим содержанием понятия «белые ночи» вполне точно определяется его объём. Исходя из этого определения, астроном поясняет, что явление «белых ночей» в европейской части Советского Союза имеет место до параллели Полтавы, так как эта параллель – самая южная, на которой солнце в начале лета не опускается под горизонт ниже чем на 18°. Отсюда же следует, что явление «белых ночей» имеет место в июне и июле на параллели Москвы, но не достигает здесь такого развития, как на параллели Ленинграда, где в эти месяцы солнце погружается под горизонт на величину дуги значительно меньшую, чем в Москве, и т. д.

Вы уже знакомы со словами, обозначающими предметы и явления природы, умеете задавать вопросы к этим словам: кто? или что? Давайте представим, что вы пригласили гостей. Перед вами фрукты. Вот виноград и яблоки. Если вы хотите предложить фрукты на выбор, вы спросите ЧТО вам дать? Но вы видите, что яблоки и виноград разные. Как вы будете предлагать? Спросите: какое тебе яблоко, какой тебе виноград? Значит, надо назвать признак, рассказывающий, чем одинаковые фрукты отличаются друг от друга. А помогут это сделать другие слова нашего языка. На этом уроке мы узнаем, что в русском языке есть слова, которые обозначают признаки предметов, явлений природы. Эти слова поясняют, различают, описывают слова, обозначающие сами предметы.

Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом - красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус - сладкий, кислый? Какой по размеру - большой, маленький?

Рассмотрите рисунок.

Что это? Стол - предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.

Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые (рис. 2)?

Рис. 2. Разные столы ()

Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой ?

У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.

Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.

Рассмотрите фотографии. Под какой картинкой вы сделаете подпись «грозовое небо», «чистое небо», «серое небо», «звездное небо» (рис. 3)?

Рис. 3. Какое бывает небо ()

Проверьте себя.

Чистое небо - небо, на котором нет ни облачка.

Грозовое небо - приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.

Звёздное небо - ночь и светят звёзды.

Серое небо - всё затянуто тучами.

А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.

Выполните задание. Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Проверьте себя.

длинное цветы

интересный туча

грозовая письмо

красивые журнал

Длинное письмо, интересный журнал, грозовая туча, красивые цветы.

Зададим вопросы:

письмо (какое?) длинное

журнал (какой?) интересный

туча (какая?) грозовая

цветы (какие?) красивые

Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.

Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?

Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.

Солнышко, тучка, ветерок, деньки.

Проверьте себя.

Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.

Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.

Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.

Деньки (какие?) чудесные, радостные.

Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.

Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.

Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.

У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.

Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.

У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.

Рис. 4. Лиса

А теперь догадались? Это лиса (рис. 4).

Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.

С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное - любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:

Большой косолапый…

трусливый быстрый…

двугорбый неторопливый…

хозяйственная хлопотливая …

серый жадный …

Проверьте себя: медведь, заяц, верблюд, белка, волк.

Отгадайте загадки. Соедините текст загадки с отгадкой-рисунком. Одна подсказка: все отгадки - названия птиц (рис. 5).

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья - хрипловатая.

Длинная шея, красные лапки,

Крылатый, горластый, щиплет за пятки.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам важный.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Проверьте себя: ворона, гусь, журавль, сорока.

Какие слова помогли отгадать загадки? Слова, которые обозначают признаки.

Представьте бесцветную картину. Она унылая и неинтересная. А потом эту картину раскрасили. Сразу всё стало понятно, красиво, ярко (рис. 6).

Рис. 6. Яркая картина ()

Так и словесная картина может быть яркой, точной, красивой. Такой её помогают увидеть и представить слова, которые обозначают признаки предметов. Поэтому великие писатели и поэты называли наш русский язык волшебным. Ведь в нём очень много слов-признаков.

Сегодня на уроке мы учились находить и подбирать такие слова, а также узнали, что отвечают эти слова на вопросы: какой?, какая?, какое? и какие? .

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Openclass.ru ().
  3. Menobr.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Дайте ответ одним словом. Зебра какая?

Обмоталась зебра чёрной лентой и всех спрашивает:

- Ну, отгадайте, какая я: чёрная или белая? Белая или чёрная?

3. Прочитайте стихотворение Я. Акима. Назовите слова-признаки к слову «яблоко». Добавьте свои примеры.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

4. Отгадайте слово по его признакам:

а) румяный, сладкий, клубничный …

б) красивая, мягкая, плюшевая …
в) цветные, яркие, красивые …

г) вязаный, красный, тёплый …

5. Выберите слова, которые называют признаки предметов:

Краски, красочные, красят, они, красный, длинный, короткий, квадрат, сказка, десять, быстро, мокрый, мчится, жёлтое, малыши, маленькие.

6. Найдите строку, в которой все слова - названия признаков предметов:

а) колючий, колкий, колючка;

б) отдать, чудесный, плохой;

в) гладкий, вкусный, ровный.

7.Назовите признаки:

а) Дома - по величине и по материалу.

б) Яблока - по вкусу и цвету.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...