Проблема ассимиляции реально психологического опыта человека кратко. Что такое ассимиляция опыта в психологии


ассимиляция
- согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .


ассимиляция
Этимология. Происходит от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение.
Категория. Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.
Специфика. Усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией.
Контекст. В акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль имеет необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .


АССИМИЛЯЦИЯ
(от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - в концепции развития интеллекта Ж . Пиаже - атрибут , аспект адаптации . Содержанием А. является усвоение определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А. и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется. Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли . Когда А. и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли , освобождение от эгоцентризма . Любое логическое противоречие, по Пиаже, - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)

Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .


Ассимиляция
Термин, использованный Жаном Пиаже в его теории интеллектуального развития. Он обозначает детскую интерпретацию окружающего мира в контексте существующей схвмы. К примеру, младенец, называющий каждого мужчину «папой», демонстрирует веру в то, что все мужчины являются папами. Его интерпретация общественного устройства мира взрослых людей основана на этой предпосылке. Вместе с процессом аккомодации, ассимиляция помогает ребенку приспосабливаться к окружающему миру.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .


Синонимы :
    ассимилирование, расплавление, слияние, уподобление, усваивание, усвоение

Другие новости по теме:

  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Ассимиляция – это психологический термин, который относится к одной из частей процесса адаптации. Термин ассимиляция был впервые введен профессором Жаном Пиаже.

    В процессе ассимиляции мы вбираем в себя новую информацию или опыт и вплетаем их в уже существующие у нас идеи. Процесс ассимиляции в какой-то мере субъективен, потому что у нас есть тенденция модифицировать опыт или информацию таким образом, чтобы она подходила к уже существующим у нас представлениям, идеям, верованиям.

    Ассимиляция играет важную роль в том, как мы изучаем окружающий нас мир.

    В раннем детстве дети постоянно ассимилируют новую информацию и опыт в уже существующее у них знание о мире. Однако, этот процесс не прекращается в процессе роста, он продолжается и у взрослых людей. Встречаясь с новизной и интерпретируя этот опыт, люди постоянно вносят маленькие и большие поправки в существующие у них идеи об окружающем мире.

    Давайте подробнее рассмотрим ассимиляцию и ее роль в процессе обучения.

    Как работает ассимиляция

    Пиаже считал, что существует 2 основных способа того, как мы адаптируемся к новому опыту и информации. Ассимиляция – это самый легкий метод, потому что он не требует большого объема подстройки. С помощью этого процесса мы добавляем новую информацию к существующей базе знаний, иногда при этом давая другую интерпретацию этому новому опыту таким образом, чтобы он подходил к уже существующей информации.

    К примеру, давайте представим, что у ваших соседей есть дочь, которую вы всегда воспринимали как милую, вежливую и добрую.

    Однажды вы выглядываете в окно и видите, как эта девочка кидает снежком в вашу машину. Вы воспринимаете это как нечто грубое и недоброе, совсем не то, что вы ожидали бы от этой девочки. Как вы интерпретируете эту новую информацию? Если вы прибегаете к процессу ассимиляции, вы не будете зацикливаться на поведении девочки, предположив, что она сделала то, что видела, как делают ее одноклассники, и что она не хотела быть невежливой.

    Вы не станете в корне пересматривать свое мнение о девочке, вы просто добавите новую информацию к существующему у вас знанию. Она добрая девочка, но теперь вы знаете, что у нее есть и «шкодная» часть ее личности.

    Если б вы применили второй метод адаптации, описанный Пиаже, поведение девочки заставило бы вас переменить свое мнение о ней. Это процесс, который Пиаже назвал аккомодация, в котором старые идеи заменяются новой информацией.

    Ассимиляция и аккомодация работают в тандеме как часть процесса обучения. Некоторая информация просто инкорпорируется в существующие схемы с помощью процесса ассимиляции, а некоторая информация приводит к развитию новых схем или полностью трансформирует старые при помощи процесса аккомодации.

    Еще примеры ассимиляции

    • Студент, изучающий работу новой компьютерной программы.
    • Маленький ребенок видит новую породу собак, которую не видел ранее, и сразу показывает пальцем на животное и говорит «Собака!»
    • Шеф-повар, изучающий новую кулинарную технику.
    • Программист, изучающий новый язык программирования.

    В каждом из этих примеров человек добавляет новую информацию к существующей схеме. Поэтому это описывается “ассимиляция”. Эти люди не изменяют и не полностью модифицируют существующие представления, как это происходило бы при аккомодации.

    Мало кому известно, что такое ассимиляция, хотя мы часто сталкиваемся с ней в повседневной жизни. Происходит этот процесс путем слияния разных групп в одну, имеющую общую цель. Этот процесс практикуется в самых разных жизненно важных областях науки, культуры и психологии.

    Что такое ассимиляция?

    На данный момент понятие ассимиляция имеет десятки определений. В каждой из областей, будь-то медицина, биология, религия, психология и так далее, она обозначает слияние одной группы с другой, с целью изменения на конечном этапе. В народе ассимиляция – это процесс утраты национальной идентичности, путем присваивания чужих культурных ценностей. Таким образом, она привела к полному исчезновению нескольких народов и полному искоренению их традиций. Она бывает нескольких видов:

    • естественная;
    • насильственная;
    • вынужденная.

    Ассимиляция в социологии

    В социологических изменениях всегда присутствует этот процесс, так как он гарантирует эффективный результат. Возникает вопрос – что представляет собой ассимиляция и что значит ассимилировать в социологии? Это простой процесс замены отличительной черты общества, на другую, которая пришла от другого народа. Происходит некий сбой в людей, которые ранее были подвластны своей культуре, религии или языку.

    Добровольный характер перехода на иную культуру более привлекателен и такой способ быстрее адаптирует человека. К сожалению, в жизни существует немало случаев принудительного характера. Чаще это можно наблюдать в местах, где проходят военные действия. Там случаются вынужденные переселения, а власть решает за народ, во что им верить и как себя вести.


    Ассимиляция в психологии

    С психологической точки зрения причины ассимиляции возникают автоматически, ведь без нее человек просто не смог бы гармонично развиваться. Этот термин относят к одной из частей процесса адаптации, который представляет собой приобретение нового опыта. Ассимиляция является простым способом для , ведь с ним нет необходимости принятия большого объема информации. Начиная с младенческого возраста, эти моменты обучения накапливаются в памяти и остаются там, постепенно приумножаясь.

    Формирование когнитивных структур

    Ж. Пиаже считал, что важнейшим результатом взаимодействия созревания и опыта является формирование ребенком "когнитивных структур". Первичными, формирующимися в младенчестве организационными, когнитивными структурами являются сенсомоторные схемы. Но после возраста два года, согласно Ж. Пиаже, когнитивные структуры ребенка становятся интегрированными, или ментальными.

    Одна из важнейших когнитивных структур – операция. По Ж. Пиаже операция – это мысленное действие, обладающее свойством обратимости. Это действие можно произвести в прямом и обратном порядке, так что человек мысленно возвращается к началу логической последовательности.

    В качестве примера можно привести планирование серии ходов в шашках или шахматах, и затем мысленное поэтапное возвращение к началу. Возведение в квадрат числа 2 с результатом 4 (операция) и извлечением корня из 4. Аналогично 8 камешков можно разделить на разные подгруппы – например, на 4 и 4, на 5 и 3 или 7 и 1 – и затем вновь объединить их в один набор.

    Ассимиляция и аккомодация как механизмы адаптации

    Ж. Пиаже рассматривал мышление человека как специфическую форму биологической адаптации, при которой сложный организм приспосабливается к не менее сложной среде. Люди постоянно взаимодействуют с окружающим их миром, реагируют на новый опыт структурированием и формированием новых организационных структур. Адаптация происходит посредством двух дополняющих друг друга процессов: ассимиляции и аккомодации.

    Ассимиляцией называется "такое взаимодействие с окружающей средой, при котором организм через инкорпорацию приспосабливает ее к своим собственным структурам" . Новые объекты или представления интерпретируются на основе и с учетом усвоенных прежде представлений и понятий. Например, пятилетняя девочка была знакома лишь с "прототипичными" птицами (воробьи, синицы, вороны, скворцы и др.). Поэтому в ее представлении птица – нечто живое, летающее, с крыльями, хвостом и клювом. В зоопарке она впервые встречает страуса и ассимилирует его образ, включая страуса в категорию птиц. Естественно, что она может быть несколько озадачена размерами страуса и тем, что он не летает. Ее неуверенность в том, является ли страус птицей, приведет ее в состояние, названное Ж. Пиаже, неравновесием.

    Дополнительным по отношению к ассимиляции процессом, по мнению Ж. Пиаже, является аккомодация. Происходит это, когда характеристики среды не укладываются в существующие у человека представления. Благодаря аккомодации в ответ на изменения условий среды изменяются и представления. Например, посредством аккомодации также пятилетняя девочка, получив новую для нее информацию о страусе, может изменить свое представление о птицах, например, она может решить, что не все птицы летают. У нее может также сформироваться новое понятие "страус", отличное от сформированного у нее ранее понятия "птицы". В результате аккомодации эта девочка на время окажется в состоянии равновесия, или когнитивного баланса. Ее опыт и представления будут вполне соответствовать друг другу.

    Ж. Пиаже предположил, что любой человек, как и любой организм, стремится к равновесию. Когда человек сталкивается с незнакомой ситуацией, когнитивный баланс нарушается. Для его восстановления включаются процессы ассимиляции и аккомодации. Установление равновесия называют уравновешиванием.

    По мнению Ж. Пиаже, ассимиляция и аккомодация практически всегда сопутствуют друг другу. Сначала человек пытается осмыслить новый опыт, используя уже имеющиеся представления и способы решения (ассимиляция). Если это не удается, он вынужден внести изменения в собственные представления (аккомодация).

    Любое адаптивное поведение содержит элементы ассимиляции и аккомодации, однако их соотношение всегда зависит от конкретной формы деятельности. В качестве примера практически целиком ассимилятивного поведения могут служить фантазийные игры маленьких детей. В зависимости от сюжета игры, диван в этой ситуации может стать кораблем или самолетом, композиция из стульев – домом или ограждением. Напротив, подражание, по сути своей является аккомодацией; дети подстраивают свои действия под действия выбранных ими моделей для подражания.

    С течением времени неравновесие наступает все реже и реже. Происходит обогащение репертуара понятий и структур, и человеку уже не так часто приходится сталкиваться с абсолютно новыми ситуациями. Взрослый вряд ли встретит объект, который не входит ни в одну из известных ему категорий. И в этом случае для достижения когнитивного баланса ему потребуется лишь внести незначительные изменения в уже имеющиеся категории. Тем не менее, процессы ассимиляции и адаптации сопровождают всю нашу жизнь, поскольку мир динамичен и нам приходится постоянно приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам.

    • Donaldson М. Children"s minds. Glasgow, 1978. Р. 140.

    "Психотерапевты не имеют особого знания или мудрости относительно того, как следует жить. То что они привносят в процесс психотерапии - это профессиональные навыки, которые помогают клиентам исследовать их внутренние представления и конфликты, понимать существующие проблемы и осуществлять изменения в собственных мыслях, эмоциях и поведении."

    Британский психолог Вильям Стайлс для понимания процесса изменения в ходе психотерапии предложил модель ассимиляции проблемного опыта. В данной модели психотерапия понимается как деятельность, посредством которой клиент становится способным овладеть или "ассимилировать" болезненные переживания, по поводу которых он обратился за помощью. Проблемным опытом или переживанием может быть чувство, идея, воспоминание, импульс, желание или отношение, которые переживается клиентом как некоторая угроза и нарушает его эмоциональное равновесие.
    Уровень 0: Отвращение проблемы. Клиент не осознает проблему. Имеет место активное избежание тем, выводящих его из эмоционального равновесия. Эмоции могут быть минимальными, что свидетельствует о успешном избежании или переживается смутный негативный аффект, как правило, тревога.

    Уровень 1: Нежелательные мысли. Появляются мысли, связанные с переживаемым дискомфортом. Клиент предпочитает не думать об этом; темы для разговора привносят либо внешние жизненные обстоятельства клиента, либо психотерапевт. Поднимаются сильные негативные чувства: тревога, страх, гнев, печаль. Несмотря на интенсивность чувств их связь с содержанием может быть неясной.

    Уровень 2: Смутное осознание проблемы. Клиент признает существование проблемного опыта и описывает связанные с ним и вызывающие дискомфорт мысли, но он пока не может ясно сформулировать проблему. Возникает острая психологическая боль или паника, связанные с мыслями или переживаниями относительно существующей проблемы. После чего, по мере увеличения ясности беспокоящего содержания, интенсивность эмоций снижается.

    Уровень 3: Формулировка и прояснение проблемы. На данной стадии клиент может сделать четкую формулировку проблемы, над которой теперь можно работать и на которую можно повлиять. Эмоции негативные, но переносимые. Начинается активная, сосредоточенная работа по пониманию проблемного опыта.

    Уровень 4: Понимание/инсайт. Проблемный опыт формулируется и осмысляется; прослеживаются связи с имеющими к делу фактами. Эмоции могут быть смешанными. Достигнутое благодаря инсайтам осознание может вызывать болезненные чувства, но могут также сопровождаться интересом или даже приятным удивлением типа "Ага". На этой стадии достигаются большая ясность и охват понимания проблемы, что обычно приводит к увеличению позитивных эмоций.

    Уровень 5: Опробование на практике/проработка. Понимание используется для того, чтобы работать над проблемой; рассматриваются конкретные усилия по разрешению проблемы, однако без полного успеха. Клиент может описать рассмотренные альтернативы или систематически разобрать различные варианты поведения. Эмоциональный тон позитивный, деловой и оптимистичный. На этой стадии происходит постепенный прогресс в решении проблем в повседневной жизни.

    Уровень 6: Решение проблемы. Клиент достигает успешного разрешения конкретной проблемы. Эмоции позитивные, в частности клиент переживает удовлетворение и гордость за достижение. Делаются попытки привнести аналогичные изменения в другие сферы повседневной жизни, для решения других проблем. По мере того как проблема сходит на нет, эмоции становятся более нейтральными.

    Уровень 7: Овладение. Клиент успешно использует обретенный способ решения проблем в новых ситуациях; порой это происходит непроизвольно. Когда данная тема поднимается эмоции позитивные или же нейтральный (это уже не является чем-то, что возбуждает).



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...