Процесс социализации означает. Этапы социализации личности

В связи с тем, что российское общество вступило на новый этап своего цивилизационного развития, понятие "социализация" стало широко употребляться в повседневной жизни и в средствах массовой информации. А значит и закономерным становится вопрос относительно значения этого слова.

Определение термина

Что такое социализация? Определение термину "социализация" можно дать следующее. Социализация представляет собой процесс, который позволяет человеку приобрести навыки, которые ему будут необходимы для успешной дальнейшей жизнедеятельности в каком-либо обществе. Также процесс социализации включает в себя приобщение к обычаям и традициям того социума, в котором человек родился и собирается развиваться. Теперь давайте обратим внимание на сам процесс социализации.

Что такое процесс социализации?

Процесс социализации включает в себя все фазы, на которые условно можно поделить человеческую жизнь. Это детство, юность, зрелость, старость.

В детстве человек социализируется посредством языка, тех норм и правил, которые прививаются ему в семье. В юности процесс социализации выходит на уровень межличностного взаимодействия в социуме. Вступая в фазу зрелости, процесс социализации для индивида выражается в ответственности. И в старости социализация будет заключаться в необходимости помочь молодому поколению найти свое место в обществе.

Социализацию можно разделить на несколько видов, каждый из которых отвечает за определенную сферу человеческих взаимоотношений. Это личностная социализация, политическая социализация, правовая и так далее.

Что такое социализация личности?

Данный вид социализации является самым сложным с точки зрения изучения и самым длительным, если говорить о времени его протекания. Процесс социализации личности начинается практически с рождения человека и заканчивается его смертью. Личностная социализация продолжается всю жизнь, так как на протяжении всего жизненного пути человек изменяет свои взгляды, привычки, вкусы, поступается своими принципами, приобретая новые взамен.

Столь долгое протекание процесса социализации личности связано еще и с тем, что человек постоянно осваивает новые социальные роли. Сначала это ребенок - воспитанник детского сада. Через какое-то время - ученик школы, одноклассник, староста класса, игрок футбольной команды и так далее. Окончив школу, человек получает все новые и новые социальные роли: студент, коллега, жених, потом муж, отец, дедушка. Список социальных ролей можно продолжать до бесконечности. На данном примере становится понятна вся сложность процесса социализации личности.

Что такое политическая социализация?

Под политической социализацией понимается процесс усвоения норм и ценностей, которые необходимы для полноценной адаптации в той политической системе, в которой находится в данный момент индивид. Такой вид социализации как политическая, объектом изучения стал не так давно. Впервые о политической социализации заговорили в 1959 году.

На процесс прохождения политической социализации в нынешнее время оказывают огромное влияние институты образования, семья, СМИ, пропаганда политических партий и сложившееся политическая обстановка в социуме (например, демократия, авторитаризм, многопартийность, однопартийность и т.д.).

Что такое правовая социализация?

Проходя процесс правовой социализации, человек приобщается к общественно-правовой сфере жизни. Это соблюдение законов, знание своих прав и обязанностей, активная гражданская позиция и патриотизм.

Все вышеперечисленные виды социализации являются составной частью единого процесса социализации. И для формирования целостной личности необходимо социализироваться в каждой сфере человеческих взаимоотношений.

Каждый человек включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеский коллектив) в каждой из этих групп он занимает определенное положение и обладает определенным статусом, к нему предъявляются определенные ожидания и требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя, к примеру, в одной ситуации как отец, в другой - как начальник, в третьей как друг, то есть он выступает в разных ролях.

Социальная роль - это соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их положения в обществе и системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей - это часть процесса социализации личности, это непременное условие врастания человека в общество себе подобных: Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образования» и »воспитания». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний, воспитание, понимается как система целенаправленных сознательно спланированных действий, цель которых - формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Социализация - это сложный процесс включения индивида в об­щественные отношения в ходе которого он усваивает образцы пове­дения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация-та социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) - это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Существует два основных подхода к определению сущности социализации:

1) когда социализация рассматривается как процесс, в котором активной стороной является общество, а сам человек - это пассивный объект воздействия на него общественных отношений;

2) подход более распространен, он основан на взаимодействии общества и личности и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, так называемых «агентов социализации», но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Социализация - это процесс, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в старости, усвоения социальных ролей и культурных норм личности. Невозможно обучение социальным ролям по книгам, хотя усовершенствовать себя путем самообразования можно.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, которые связаны с другими ролями. Поскольку на протяжении всей жизни человеку приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, процесс социализации не прекращается и до старости человек может менять свои взгляды на жизнь и социальные роли. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого он преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, вводит свою систему поведения, те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали и убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе, поэтому развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи и от той социальной среды, к которой он принадлежит.



Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Таким образом, под первичной социализацией понимается процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой и обществом, если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как все;

в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая (пенсионная) стадия - рассматривается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, поэтому агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичный"" в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные – это формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной - нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

Десоциализация и ресоциализация

Социализация проходит этапы, которые совпадают с жизненными циклами.

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения - десоциализация.

Этап обучения новым ценностям, ролям и правилам поведения взамен старых - ресоциализация.

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности человека, начиная от мелких изменений до профессиональной переподготовки.

Десоциализация и ресоциализация - это две стороны одного процесса социализации.
Иногда человек попадает в такие экстремальные ситуации, где десоциализация заходит так глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной и не способна в таком случае восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Тогда десоциализация может стать столь
глубокой, что окажутся разрушенными нравственные основы личности и позитивная ресоциализация уже не поможет. С такими ситуациями могут столкнуться те, кто попал в колонию, тюрьму и другие экстремальные условия.

В современном обществе нередко возникает ситуация, когда человек сознательно участвует в культурных различных традициях. Такая ситуация возникает в периоды миграции населения, в процессах мо­дернизации, когда человек определенной культуры должен осваивать и ориентироваться на чужие культурные ценности, образ жизни, стиль мышления. Такая личность называется маргинальной, а состояние маргинальности, порождающее такой тип личности, делает человека эклектическим собранием различных, часто трагически несовместимых ролей, приводит к деперсонализации, психологической расщепленности, «расколотому» типу личности.

от лат. socialis - общественный), развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроиз-ва культуры общества. Термин «С.» заимствован из политэкономии, где он обозначал обобществление земли, средств произ-ва и т. д., применительно к развитию человека стал использоваться в поел, трети 19 в., когда амер. социолог Ф. Г. Гид-дингс (F. G. Giddings, 1885-1931). в кн. «Теория социализации» (1887). употребил его в значении, близком к современному - «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни».

Процесс С. условно можно представить как совокупность четырех составляющих: стихийной С. человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты к-рой определяются социально-экон. и социокультурными условиями; относительно направляемой С., когда гос-во предпринимает определенные экон., законодат., органи-зац. меры для решения своих задач, к-рые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и/или социально-проф. групп населения (определяя обязат. минимум образования, возраст.н. сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т. д.); относительно социально контролируемой С. - планомерного создания обществом и гос-вом организац., материальных и духовных условий для развития (воспитания). человека; самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствии с индивид, ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика (это характерно и для совр. примитивных обществ), т. е. С. и воспитание были синкретичны (слитны, нерас-члененны).

В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство). и спец. деятельность отд. представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, т.е. в С. появился относительно автономный процесс воспитания.

На определ. этапах социально-экон. развития того или иного социума (по мере нарастания сложности его структуры и жизнедеятельности). воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное; в процессе воспитания выделяются сначала обучение как систематич. передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения; воспитание распространяется от элитных страт к низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых); воспитание становится особой функцией общества и гос-ва, превращается в социальный институт.

От стихийной и направляемой С. воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие, к-рое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с к-рыми человек вступает во взаимодействие.

С. - процесс непрерывный, т. к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничено местом и временем.

Вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, г. древнейших времен был в центре внимания мыслителей и философов, изучался в рамках традиц. проблем человекознания (воспитание, формирование и развитие личности, преемственность поколений и т. п.). В 20 в. С. постепенно превращается в самостоят. область исследования в разл. науках (до 60-х гг. 20 в. развитие человека изучалось лишь в детстве, отрочестве, юности и только в 60-90-е гг. оно стало включать взрослость и старость).

Социология рассматривает процессы С. в макросистеме общества - их соотношение с его социальной структурой, системой обществ, отношений, политич. устройством, обществ, и гос. ин-ты С.

Социальная психология выявляет социализирующие функции непосредств. окружения человека: особенности разл. общностей и их субкультур; межличностные отношения сверстников одного и разного полов, представителей разных поколений и этнич. групп;внутригруппо-вые и межгрупповые взаимодействия.

Психология развития дает большой материал для изучения С., исследуя когнитивные процессы, восприятие, эмоц. реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы, нсихосексуальное развитие и т. д. на раз л. этапах жизненного цикла человека.

Этнография занимается монографич. и сравнит, изучением процессов взросления и С. в разл. обществах и культурах, выявляя этнич. вариации развития индивидуальных качеств человека, их зависимость от социокультурных факторов, истории общества, эволюции институтов, стиля и средств С.

Педагогику занимает С. человека на всех возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, она исследует сущность относительно социально-контролируемой ее части - воспитания, его тенденции и перспективы, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, спец. раздел педагогики - социология воспитания - изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитат. возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных. Кроме того, для педагогики необходимы данные др. наук о С., что позволяет ей искать пути интеграции воспитат. сил общества, актуализировать возможности субъектов воспитания, использовать и модифицировать психол. и социально-психол. механизмы функционирования человека в обществе.

Для педагогики особое значение имеют работы, исследующие С. на междисциплинарном уровне (представленные в отеч. лит-ре лишь фундаментальной монографией И. С. Кона «Ребенок и общество», 1988).

Франц. социолог Э. Дюркгейм (одним из первых обративший пристальное внимание на проблему С.). подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физич. идеалами. Естественно, содержание этих идеалов зависит от ист. традиций, особенностей развития, социального и поли-тич. строя общества, но в то же время в совр. условиях С. имеет много характеристик, общих или более-менее сходных для разл. обществ. Универсальная задача С., как считает амер. социолог Т. Пар-сонс (Т. Parsons, 1902-79), - сформировать у вступающих в сообщество «новичков» чувства, как минимум, лояльности и, как максимум, преданности по отношению к социальной системе. Соответственно процесс С. в разл. обществах, сохраняя специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с общемировыми тенденциями развития об-ва.

«Освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Т. о., человек рассматривается, в первую очередь, как объект С.

Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом С., усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Одним из первых на это обратил внимание амер. ученый, создатель теоретико-методологич. направления символич. интеракционизма Дж. Г. Мид. Активная роль самого человека в процессе С., по Миду, связана с тем, что и общество, и социального индивида конституирует совокупность межиндивидных взаимодействий (интеракций). Развивая этот подход, амер. ученый У. М. Уэнт-ворт (W. M. Wentworrth). отмечал, что процесс С., будучи частью реальной культуры общества, является по своей природе интерсубъектным, а ребенок становится его полноценным участником. Он рассматривал С. как интеракцию, в процессе к-рой личность и общество «взаимопроникают». По его мнению, С. через процесс взаимодействия представляет «мир взрослых» «новичку» (ребенку), «конструирует» минимум мира, к-рый всегда неполон, а потому проблематичен с точки зрения как взрослых, так и детей. В связи с этим взрослые и дети устанавливают в отношениях между собой определ. порядок и создают новую, т. н. «договорную реальность»; ребенок и взрослый становятся субъектами социального контроля и власти.

Субъектом С. человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи (естеств.-культурные, социально-культурные, социально-психол.; см. Возрастной подход в воспитании), для решения к-рых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность.

Решение задач всех трех групп необходимо для развития личности. Задачи, не решенные на к.-л. возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, либо ее неполноценности, а также проявиться через значит. период времени в поступках человека, к-рые другими воспринимаются как немотивированные.

Цели, к-рые ставит перед собой человек, могут быть, в зависимости от степени их осознанности, более или менее адекватны условиям, возможностям, личностным ресурсам. Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Обнаружив расхождение между своими запросами и возможностями их удовлетворения, он может изменить цели, искать наилучшие пути их достижения, т.е. активно проявлять свою субъектность в процессе С.

Человек не только объект.н. субъект С., но, в той или иной мере, ее жертва. Успешная С. предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, к-рые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Человек, полностью идентифицирующий себя с обществом (конформист), может рассматриваться как жертва С. Человек, не адаптированный к обществу - девиант того или иного вида - тоже жертва С. Из этого следует, что процесс и результат С. содержат в себе внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой идентификации человека с обществом и степенью его обособления в обществе. Величина, острота и проявленность этого конфликта, сбалансированность идентификации и обособления в каждом конкретном случае связаны как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, семей и воспитат. орг-ций. Кроме того, С. конкретного человека в любом обществе протекает в условиях, связанных с многочисл. опасностями, оказывающих негативное влияние на его развитие, что объективно приводит к появлению целых групп людей, к-рые становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий С. (эти проблемы изучает социально-пед. виктимология).

С. человека происходит во взаимодействии с разл. людьми, группами, средами. Амер. педагог У. Бронфенбреннер (U. Bronfenbrenner). считает, что С. ребенка осуществляется в результате его взаимодействия в экол. среде, к-рую он понимал как систему концентрич. структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем. Микросистема - это структура деятель-ностей, ролей и межличностных отношений в конкретном окружении личности; мезосистема - взаимоотношения двух, или более сред, в к-рых личность участвует (напр., семья, школа, группа сверстников, соседи и т. п.), экзосистема - одна или неск. сред, где личность не является активным участником, но испытывает их определ. влияние (напр., место работы родителей); макросистема - объединяет содержание микро-, мезо- и экзосистем, к-рые существуют на уровне культуры как целого. И. С. Кон, говоря о С. в ранней юности, называет ведущими институтами С. родит, семью, школу, общество сверстников и средства массовой коммуникации. Всю совокупность условий, в к-рых протекает С. человека на протяжении его жизни, можно объединить в четыре группы факторов: мегафакторы - космос, планета, мир; макрофакторы - страна, этнос, общество, гос-во; мезофакторы - условия С. больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум, воспитательные, а также разл. обществ., гос, частные и религ. орг-ции). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов С, т с лиц из ближайшего социального окружения (родители, родственники, соседи, учителя, друзья, затем супруги, коллеги по работе, наконец, собств. дети, члены их семей и т.д.).

С осуществляется с помощью средств, специфических для того или иного общества, социального слоя, возраста способы ухода за младенцем, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитат. производств, гос, обществ, религ. и др. орг-циях, последоват приобщение человека к разл отношениям в общении, игре, познании, предметно-практич. и духовно-практич. деятельности и т.п.

Существуют разл подходы к определению «механизмов» С Так, франц психолог Г Тард (G Tarde, 1843-1904). считал основным подражание, к-рое возводил как к психол основаниям (желаниям, биол. потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практич. выгоде).

Бронфенбреннер механизмом С. считал прогрессивную аккомодацию (приспособляемость). между активным растущим человеч существом и изменяющимися условиями, в к-рых оно живет В С Мухина рассматривает в качестве механизмов С идентификацию и обособление личности, а А В Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности С точки зрения педагогики можно выделить неск. универсальных механизмов С, к-рые необходимо учиты вать и частично использовать в процессе воспитания человека на разл возрастных этапах.

Традиц. механизм представляет собой неосознанное и некритич восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д. , к-рые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм С функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и гос-ва (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с осн. деятельностью), к-рое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, к-рая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги по профессии и др, являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм С реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.). Действие всех механизмов С в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - те внутр. диалогом, в к-ром человек рассматривает.н. принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам Т с человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в к-рой он живет, своего места в ней и самого себя.

С человека происходит с помощью всех механизмов, однако в разл половозрастных, социокультурных и проф. группах соотношение влияния механизмов С различно В условиях села, а также в малообразованных гор семьях большую роль часто играет традиц. механизм, в крупных городах - институциональный и стилизов механизмы В сфере досуга ведущим является стилизов механизм, а стандарт.н. стиль жизни в большей мере формируются с помощью традиционного. Для людей интровертивного типа (обращенных внутрь себя, отличающихся повышенной тревожностью, самокритичностью). большое значение имеет рефлексивный механизм.

Результат С. – социализированность. На основании большого числа работ зап. ученых А С Волович выявила разные точки зрения на содержание этого понятия Социализированность в наиб. общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, к-рые будут характеризовать ее на след стадии развития Американский исследователь А Инкельс (A Inkeles). назвал это «заглядыванием вперед» - изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым.

Выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную С способность к изменению своих ценностных ориентации, умение находить баланс между своими ценностями и требовани ями роли при избират отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеч ценностей

В исследованиях по С указывается на изменчивость общества и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет «мобильный характер» Так, Т Бут (Т Bat). отмечает, что социальные изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям В связи с этим особое значение получило понятие «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями [по мнению амер ученого К К Келли (К К Kelley), социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации]

Т о, С человека осуществляется в процессе его взаимодействия с много-числ факторами, группами, орг-циями, агентами с помощью разл механизмов, к-рые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу Все это обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности Задача педагогики - учитывая тенденции С на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания

Лит Гиддингс Ф, Основания социологии, M, 1898, Дюркгейм Э, Метод социологии, К - Харьков, 1899, M и д M, Культура и мир детства, M 1980, Этнография детства, под ред. И В кон. а, в 1-4, M, 1983-, К о и И С, В поисках себя, M, 1984, его же, Психология ранней юности, M 1989 МухинаВ С Проблемы генезиса личности, M, 1985 Психология развивающейся личности под ред. А В Петровского, M, 1987, Андреева Г М, Социальная психология, M, 1994, МудрикА В, Введение в социальную педагогику, Пенза, 1994, M с a d J H Mind, seif and society, Chi, 1934, ParsonsI. BalesR F, Family socialization and mteraction process L, 1956, Inkeles A Society, social structure and childhood socialization Socialization and society Ed by I A Clausen, Boston, 1968, B r o n-fenbrenner U, The Ecologe, 1979, WentworrthW M, Context and under-standmg an mquiky mto socialization theory, № Y-Oxf 1980 А В Мудрик.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; o изменение себя, "стать как все"; o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

С самого рождения человека окружают разные люди, поэтому можно утверждать, что он является частью социального взаимодействия. В течение жизни он приобретает разный опыт, приспосабливается к жизни в обществе, в результате чего происходит социализация личности. Она имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга.

Что такое социализация личности?

Под этим термином понимают процесс усвоения человеком социального опыта от общества, к которому он принадлежит, и активную реализацию и увеличение количества социальных связей. В течение жизни люди не только воспринимают социальный опыт, но и корректируют его под собственные понятия и ценности. Социализация личности – это своего рода опыт, который состоит из множества составляющих, например, входят сюда нормы и ценности социальной среды, и культура труда разных видов деятельности.

Социализация личности – психология

Человек имеет потребность принадлежать к социуму, то есть идентифицировать себя с людьми, которые его окружают. Социализация личности в психологии происходит в результате выполнения требований общества, что заставляет выработать собственную линию поведения в разных ситуациях, и она будет зависеть от понятий и характера человека. Формирование социально-психологического типа происходит во время контакта с социумом и влияния микро- и макросреды, а еще культуры и разных ценностей.

Социализация личности – это двусторонний процесс, который проявляется в том, что человек не только адаптируется к определенным условиям и нормам, а еще и формирует собственные . Люди стремятся стать частью группы, чтобы понять, что такое «мы» и избавиться от одиночества. Взаимодействие с окружающими дает уверенность в себе и заставляет влиять на социальную жизнь.

Что способствует социализация личности?

На человека влияет ряд факторов, которые формируют в нем ценности, понятия и отношение к миру.

  1. Процесс социальной адаптации начинается с раннего детства, когда родители прививают как физические, так и мыслительные навыки.
  2. Обучение происходит, начиная с садика и заканчивая ВУЗом. В результате накапливаются разные знания, благодаря чему познается мир, общество и так далее.
  3. Самоконтроль в социализации личности имеет большое значение, поскольку человек должен обладать качествами для правильной реакции в разных ситуациях. Важна психологическая защита человека, способствующая лучшему пониманию различий внутреннего и внешнего мира.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг. Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Функции социализации личности

Для человека и общества в целом социализация имеет важно значение и к его основным функциям относят:

  1. Нормативно-регулятивную. Все, что окружает человека в большей или меньшей степени оказывает на него влияния. Сюда можно отнести: семью, политику страны, религию, образование, экономику и так далее.
  2. Личностно-преобразовательную. Процесс социализации личности происходит во время того, когда человек общается с другими людьми, проявляя свои индивидуальные черты и отделяясь от «стада».
  3. Ценностно-ориентационную. Эта функция имеет связь с первой в представленном списке, поскольку человек придерживается ценностей, которые характерны для его ближнего окружения.
  4. Информационно-коммуникативную. Во время общения с разными людьми человек получает информацию, которая в той или иной степени влияет на формирование его образа жизни.
  5. Творческую. При правильном социальном воспитании человек будет стремиться творить и усовершенствовать окружающий мир. Сталкиваясь с разными проблемами, он будет находить решения, опираясь на собственные знания и опыт.

Этапы социализации личности

Процесс формирования личности в социуме проходит в несколько этапов:

  1. Детство. Доказано, что в этом возрасте формируется личность примерно на 70%. Ученые определи, что до семи лет ребенок намного лучше понимает собственное «Я», чем в старшие годы.
  2. Подростковый возраст. В этот период происходит больше всего физиологических изменений. Уже с 13 лет большинство детей стремиться брать на себя как можно больше обязанностей.
  3. Молодость. Описывая стадии социализации личности, стоит заметить, что этот этап является самым напряженным и опасным, а начинается он в 16 лет. В этот период человек принимает важные решения, в каком направлении двигаться дальше, частью какого общества стать и так далее.
  4. Взрослая жизнь. Начиная с 18 лет, у большинства людей основные работают в направлении работы и личной жизни. Человек познает себя через трудовой и сексуальный опыт, а еще через дружбу и другие сферы.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...