Профессия ученый. Один день из жизни

Любой человек ответит, что это специалист, разбирающийся в определенной области, имеющий углубленные знания и способный совершать новые открытия. Несомненно, быть ученым - это призвание, и чтобы определить, есть ли у вас склонность к этому, нужно прислушаться к себе.

Как определить, есть ли у вас талант

Помните, что важно стать хорошим ученым, а не просто специалистом, имеющим углубленные знания. Поскольку изучить информацию может каждый человек, вы должны быть способны исследовать ее и прийти к новым открытиям

Чтобы стать молодым ученым, прислушайтесь к себе. Вы должны понять, какая наиболее привлекательна для вас. Если вы любите математику, не ищите себя в биологии, поскольку, кроме испорченных нервных клеток и отсутствия желания, вам вряд ли удастся чего-либо добиться.

Люди становятся учеными, когда умеют совмещать увлечения с работой. Если вас действительно интересует математика, то вас затянет процесс ее углубленного изучения. Итак, если есть область науки, которая вас интересует, к которой у вас наблюдалась склонность в школе и которая давалась вам легче других, то вы, несомненно, можете стать ученым.

Мечты редко совпадают с реальностью. Так, если вы хотите стать ученым, то недостаточно просто почитать интересующую вас литературу и изучить информацию в интернете. К сожалению, освоение этой профессии требует финансовых вложений, иногда - немалых.

Стать ученым-исследователем вам удастся, если вы потрудитесь над собой и своим уровнем знаний. Если вы не самородок, который может без посторонней помощи произвести любые исчисления или изобрести лекарство от рака, то вам, несомненно, понадобится высшее образование.

Нет ничего невозможного, и наука знала великих людей, которые без соответствующего обучения делали ошеломляющие открытия, но, согласитесь, шанс один на миллион.

  • Выбирайте вуз, который предлагает продолжение обучения в аспирантуре, поскольку именно она готовит будущих исследователей. Магистратура тоже важна, но она делает упор на получение знаний, необходимых для осуществления практической деятельности, а не для свершения новых открытий.
  • Университет должен быть одним из лучших. Почитайте отзывы, посмотрите на программы обучения, посетите день открытых дверей. Обратите внимание, чтобы профессора учебного заведения были заинтересованы в получении знаний студентами. Пообщайтесь с выпускниками.
  • Освоение программы института - это далеко не все. Вам нужно параллельно посещать семинары, тренинги по вашей специальности, изучать информацию самостоятельно. Если вам интересна область науки, то и процесс обучения не надоест.
  • Помните о научных работах. По мере получения знаний у вас формируется собственное видение многих проблем науки. Опишите его в своих научных трудах. Статьи опубликуйте в специальных сборниках и журналах. Это не только поможет вам стать ученым, но и добавит баллов при защите диссертации.

Помните о самосовершенствовании. Как стать ученым, если вы не будете развиваться как личность? Поэтому находите время на отдых и на общение с интересными людьми.

Когда идешь к намеченной цели, все преграды на пути кажутся незаметными. Но иногда мы забываем о важных вещах, без которых задачи, которые мы ставим перед собой, невыполнимы. Итак, как стать ученым:

  • Общайтесь с людьми вашего круга. Общие интересы не только вас сплотят, но и приведут к новым открытиям.
  • Выберите себе научного руководителя с большими амбициями. Этот совет дают многие состоявшиеся ученые.
  • Интересуйтесь всем. Круг ваших интересов обязательно должен быть гораздо больше, чем просто ваша специализация.
  • Не тратьте время на бессмысленные достижения. Например, если вы химик, то вам не следует просиживать дни в изучении математики.

Многие состоявшиеся ученые признаются, что они частенько игнорировали предметы, не касающиеся их направления.

Образ жизни ученого

Конечно, все не ограничивается научными познаниями. Повседневная жизнь и окружающие факторы способствуют формированию личности и заставляют делать выбор между наукой и бытом.

Как стать ученым, если вас не поддерживает семья, если вы живете в маленьком бесперспективном городке или если у вас не хватает финансов на реализацию экспериментов? На основании подобных факторов можно сказать о таких пунктах:

  • Семья должна поддерживать ваше желание быть ученым. Близкие люди обязаны понимать, что вы не просто так до поздней ночи засиживаетесь за книгами, что опыты, которые вы проводите, небесполезны. В конце концов, что это важно для вас.
  • В любом случае после института придется потратить определенную сумму на ваши задумки. Хорошо, если вы найдете спонсора.
  • Возможно, вам предстоят дальние командировки. Особенно это касается исследователей.
  • Не бойтесь прийти к банальному выводу. Это нормально, что новые открытия базируются на уже известных достижениях.

Немалую роль играют личностные качества человека.

Характер будущего ученого

Каким бы талантливым ни был студент, без определенных качеств характера ученым ему не стать. Чтобы достичь цели, развивайте в себе такие качества:

  • Амбициозность.
  • Настойчивость.
  • Нестандартное мышление.
  • Способность признавать и анализировать свои ошибки.
  • Способность ставить перед собой цели.

Вряд ли у вас получится сразу достичь ощутимых результатов, но не опускайте руки. На этом построено достижение великих целей.

Как относиться к окружающим людям

Не стоит бояться конкуренции. Ваши соперники - это источник информации, общайтесь с ними чаще. Кроме того, подружитесь с ними. Окружайте себя людьми, которые равны или сильнее вас, только так вы сможете постоянно развиваться. Но за дружбой не забывайте о конкуренции, ведь это двигатель прогресса.

Соперники могут, сами того не осознавая, дать вам ценный совет или случайно выдать полезную информацию. Но не нужно только потреблять. Не жалейте дать полезный совет и другим ученым, чтобы ваша дружба была взаимовыгодной.

Заблуждения о профессии ученого

Сейчас мы разберем несколько мифов, которые в корне неправильны. Из-за них многие талантливые ребята отказываются от своей цели, что влечет за собой разрушение их мечтаний, а также снижение прогресса в науке:

  • Чтобы стать ученым, нужны связи. Поверьте: наука - это практически единственная отрасль, где никто не удержится благодаря связям. Если вы перспективный ученый, вас будут приглашать участвовать в различных исследованиях.
  • Только опытный педагог сможет научить студента. Как показывает практика, как раз молодые и амбициозные преподаватели давали толчок своим подопечным в мир науки. Они еще не остановились на одной теории, которую пытаются втолковать каждому встречному, поэтому знают о новых достижениях, ищут пути решения проблем, стараются углубиться в науку еще больше, чему учат и студентов.
  • Ученые мало зарабатывают. Мало зарабатывают дилетанты, а не ученые. Если человек действительно предан своему делу, то, безусловно, он будет достигать новых вершин, приносящих ему неплохую прибыль. Но для этого нужно быть коммуникабельным, чтобы на любой непредвиденный случай иметь спонсоров, заинтересовавшихся в вашем деле.
  • Ученый - неперспективная професси». Могут стать неактуальными любые отрасли жизни, но только не наука. Человечество нуждается в новых открытиях, поэтому хорошие ученые на сегодняшний день на вес золота.

Наука и политика

С науки начинается любая другая деятельность, в том числе и политическая. В развитых странах ученые, ставшие политиками, очень хорошо справляются со своей должностью. Согласитесь, гораздо лучше министр экологии разберется с проблемами загрязнения воздуха, если он осведомлен о них, если он их непосредственно исследовал. Или с проблемой финансирования в стране гораздо легче бороться, если министр финансов - ученый-математик или экономист.

Человек, умеющий исследовать область науки, разбирающийся в ней изнутри, востребован в политике, поскольку к верному решению он придет быстрее и воплотит это решение качественнее, чем обычный выпускник вуза.

Наука и писательство

Очень часто ученые, которые добились своих целей, садятся за написание книг и передают знания молодому поколению. Они - достояние страны. Ученые, ставшие писателями, научат студентов запоминать, анализировать и искать правильную информацию.

Таким образом, стать ученым - сложная, но осуществимая задача. Боритесь за свою цель. И, возможно, ваше имя зазвучит в мире науки.

Учусь я в аспирантуре по химии, и основная моя деятельность – это наука.

Работаю я в лабораториях, которые находятся в химическом корпусе, а корпус находится далеко не в центре города, добираться с пересадками. Сами понимаете, как весело ездить утром на работу в автобусах.

Я залезла-таки в третий автобус, стояла на последней ступеньке, правда сумка осталась снаружи, ее зажало дверью… Зато, когда приехали – меня вынесло просто моментом, хорошо, что на ногах устояла.

Работа в лаборатории

Ну вот и родная лаборатория. Старая, потертая, с отклеивающимся ленолиумом, кривыми столами, заросшей пылью химической посудой и типичным химическим запахом, его я узнаю издалека.

Привычными действиями, отработанными до автоматизма, я запустила эксперимент: взвесить, налить, включить термостат, поставить температуру, загрузить реактивы в реакционный сосуд, поставить сосуд в термостат, нажать кнопку СТАРТ и… время пошло. Полтора часа все это будет реагировать, а пока… нет, чай пить мне некогда, а хочется очень.

Надо собирать установку для перегонки. Плитка, перегонная колба, дефлегматор (не спрашивайте, что это, а то я в 4000 знаков не уложусь объяснять), прямой холодильник (это такие стеклянные трубочки одна в другой для охлаждения, а не то, что вы подумали), приемник. Все это соединить, прикрутить и, проверив надежность и правильность соединения, торжественно вставить вилку от плитки в розетку. Поехало.

Неудачный эксперимент

Теперь надо собрать делительную воронку, чтобы смесь, которая прореагирует, разделить на два слоя. Собрала я ее не так быстро, потому что одна деталь потерялась, и я долго не могла найти ей замену по размеру. И, собрав и вздохнув с облегчением, подумала, ну вот, наконец-то, осталось 8 минут, могу немного дух перевести. Спирт мирно перегонялся, реакция шла… и тут я застыла, смотря в одну точку. О, нет! Я забыла положить катализатор в смесь и полтора часа она там варится без катализатора…

А-а-а-а-а! Целый эксперимент коту под хвост! Я быстро отключила термостат, убрала неудачный первый опыт, поставила снова эксперимент, шесть раз проверив, положила ли катализатор. СТАРТ и все по новой.

Тут я услышала такой глуховатый треск: «БАЦ». Я медленно развернулась и увидела, что моя колбочка-приемник, куда сливался чистый спирт, грохнулась на стол (видимо, я в спешке криво ее поставила) и весь спирт, который там был, разлился по столу, издавая пьянящий аромат. Я быстро выключила плитку и убрала ее как можно дальше – не хватало мне еще взрыва. Открыла окна, и стала тряпкой затирать стол.

Если день не задался, важно не сдаваться

Плакать хотелось безумно, весь день не задается. Тут в лабораторию вошла секретарь нашей кафедры, добрая и обаятельная Мария Михайловна, позвать меня подписать документы по аспирантской аттестации.

Ух, что празднуем?

Ничего. Сегодня тут кроме меня никто не работает. – недоуменно ответила я.

А чего так водкой пахнет?

Я с виноватым видом рассказала, что перевела кучу казенного спирта. Прибравшись на столе, решила я сегодня перегонкой больше не заниматься – хорошо, что часть спирта я все же смогла слить и запас на несколько дней у меня будет. Пока я прибиралась и бегала разбираться с документами, подошло время, пора было заканчивать реакцию.

Я вынула реакционную смесь, залила содержимое в делительную воронку и стала ждать разделения. Но тут вошел мой руководитель. Милый, добродушный ученый, профессор, доктор химических наук.

Существует такая болезнь – суперболтливость

Надо сказать, что в ученых кругах, начиная с самых малых степеней (не говоря уже о профессорах), существует такая болезнь – суперболтливость. Вот сколько у нас людей занимаются наукой – все этим болеют. Говорить могут бесконечно, часами и часами. Но мой руководитель – это просто олимпийский чемпион по болтливости.

Зашел он по небольшому делу – узнать, какие результаты я получила вчера, но как-то затянулись его размышления и гипотезы, а так же мысли по поводу дальнейшего развития моей работы. И я стояла и слушала его где-то минут сорок, пытаясь не заснуть, потому что после принятого на грудь спирта (пусть и через легкие) голова кружилась. Наконец, после восьмой попытки прервать его речь, я деликатно дала понять, что у меня время эксперимента подошло к концу, мне нужно поставить следующий. Олег Владимирович, будто очнувшись, сказал:

Да-да, конечно. Не буду вас больше отвлекать.

Закончив разделять смесь, я уже было решила начинать второй эксперимент, но видимо спирт пересилил меня, и я решила – хватит на сегодня. Видимо по лунному календарю для науки сегодня не благоприятный день.

Но на удивление все то, что науки не касалось, в этот день у меня получалось просто на ура! Но это уже другая история.


Ученый

Развитие научно-технического прогресса идет сегодня быстрыми темпами. Открытия следуют одно за другим, новые материалы, технологии, методы появляются чуть ли не ежедневно. И происходит это все благодаря работе ученых, которые делают анализы, проводят опыты в рамках изучения той или иной науки. Результаты их исследований публикуются в научных изданиях, выводы звучат на конгрессах и симпозиумах. Чтобы называться ученым, нужно не только заниматься научными разработками, но и иметь ученое звание, а деятельность должна быть признана научным сообществом.

История появления профессии УченыйКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

В древности, когда люди не имели представления ни о каких научных конференциях, не имели ученых степеней, не сравнивали количество опубликованных работ, первыми учеными можно было назвать жрецов. Наука тогда находилась в неразрывной связи с религией. Позднее, отойдя от религии, она сблизилась с философией, а затем выделилась в отдельную отрасль. Времена Средневековья знаменуются появлением системы ученых званий и степеней, присваиваемых церковным деятелям, врачам, философам, которые занимались научными изысканиями. В 19 веке окончательно сформировалось современное понимание ученого как профессии.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Значение профессии ученого переоценить просто невозможно. Именно благодаря их труду история движется вперед, от прогресса к научно-техническим революциям и обратно. Все, что современные школьники изучают в школе по физике, математике, биологии, химии в свое время было открыто учеными в результате долгой и кропотливой работы.

Особенности профессии УченыйУникальность и перспективность профессии

По специальности ученый может быть инженером или историком, врачом или физиком. Он должен иметь множество публикаций, в том числе и учебников, работать в сфере не только научной, но и педагогической деятельности (читать в вузе лекции, вести практические занятия, иметь своих учеников).

"Подводные камни" профессии УченыйВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Отрицательной чертой отечественной научной среды является то, что условия для работы и оплата труда наших ученых оставляют желать лучшего. Поэтому лучшие умы переманиваются зарубежными научными центрами, в которых и рабочие условия идеальны, и заработная плата высока, и оборудование самое современное. «Утечка мозгов» за границу - одна из главных проблем нашего государства сегодня.

Где и как получить профессию УченыйГде обучают профессии?

Ученый - это не профессия, которую можно получить в вузе. Для этого необходимо много и упорно трудиться: получить высшее образование, сдать кандидатский минимум, получить степень кандидата наук, защитив кандидатскую диссертацию, публиковать в научной литературе свои работы, читать лекции в вузе. В дальнейшем можно получить звание профессора, академика.

Согласно социологическим опросам за 2015-й год, в России около двух третей родителей не одобрили бы выбор ребенка стать ученым, в то время как в США и Израиле поддержать сына или дочь в решении построить научную карьеру отказались бы менее четверти респондентов. Действительно ли в нашей стране профессия ученого больше не считается престижной, какие стереотипы о научном сообществе безбожно устарели и почему не каждому исследователю дано совершить великое открытие – разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.

Тот, кто жил при Советском Союзе, помнит, что в 50-70-е годы слово «ученый» звучало внушительно, а у некоторых даже вызывало благоговейных трепет. В научной сфере было задействовано около миллиона работников, она получала стабильное, весьма щедрое финансирование и породила добрый десяток лауреатов Нобелевской премии, а научно-популярные журналы издавались миллионными тиражами.

«Привлекательность профессии ученого драматично упала в 90-е годы, - считает , преподаватель математики, физики, информатики и экономики, выпускница механико-математического факультета имени М.В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук. - Тогда из привилегированной касты физики были низвергнуты в самый низ социальной лестницы. Наука, образование казались бесполезными с точки зрения соотношения затраты/доход. Однако в последнее время я вижу противоположную тенденцию. Возможно, голодный и меркантильный человек 90-х наконец наелся и заработал достаточно денег, и теперь хочет жить интересно, творчески реализовываться. А научная деятельность как раз это предполагает. Немаловажно и то, что в настоящее время работа критично важных научных направлений финансируется хорошо (и в России, и за рубежом). Качественное фундаментальное образование стало вновь востребованным. Я это хорошо вижу в последние годы по изменению потребностей моих учеников, особенно тех, кто обучается в европейских вузах».


«Давайте начнем с того, что социальный престиж той или иной профессии определяется отношением к ней общества, а не тем, насколько хорошо ученый или, например, преподаватель выполняет свою работу, - говорит , преподаватель обществознания и истории, выпускник юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук. - В последнее десятилетие Россия вступила в активную фазу постиндустриального развития, а постиндустриальное общество – это прежде всего общество, которое оказывает услуги: медицинские, туристические и другие, в том числе образовательные. Потребность в последних неуклонно растет, а значит, и статус профессии ученого постепенно повышается, пусть и небольшими темпами».

Претерпевает изменения и путь, ведущий в науку: если раньше ученый по определению должен был защитить диссертацию, получить звание кандидата, а потом и доктора наук, опубликовать строго определенное количество статей и монографий и регулярно отчитываться перед руководством о своей преподавательской деятельности, то теперь требования становятся все менее жесткими.

«Пока некоторое влияние советской образовательной парадигмы все еще сохраняется, но, на мой взгляд, спустя десять лет для нынешних студентов звания кандидатов и докторов наук уже не будут играть никакой роли, - уверен . - Это связано с присоединением России к Болонскому процессу, который подразумевает создание единого европейского образовательного пространства. Теперь в вузах учат на бакалавров, магистров, выдают соответствующие дипломы, аспирантура же рассматривается как отдельная форма обучения, необязательно подразумевающая защиту диссертации. Более того, мне вообще кажется, что диссертация и успешная научная карьера не связаны напрямую: чтобы быть выдающимся ученым, необязательно быть кандидатом или доктором наук. Получая научную степень сегодня, мы скорее отдаем дань старым образовательным принципам, но эта тенденция уже начала себя изживать».

Не так страшен ученый, как его малюют

В то же время, до сих пор широко распространен ряд стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью ученого, - как позитивных, так и негативных. Некоторые из них не лишены оснований, другие имеют весьма далекое отношение к реальности:

  • Стереотип первый: быть ученым – значит днями напролет сидеть в лаборатории. Физикам-теоретикам или фармакологам действительно нечасто приходится работать в полевых условиях. С другой стороны, геологи и историки выезжают на раскопки. Кроме того, жизнь ученого предполагает участие в конференциях, которые проходят не только в других городах, но и в других странах.
  • Стереотип второй: ученым может стать лишь тот, кому легко даются естественнонаучные дисциплины и математика. Массовая культура, конечно, изображает ученого всклокоченным мужчиной средних лет, который чертит на доске формулы или что-то смешивает в пробирках. Однако филологи, культурологи, искусствоведы, исследователи в области педагогики и психологии очень удивятся, когда узнают, что им отказано в праве считаться «настоящими» учеными.
  • Стереотип третий: ученый – мужская профессия. Хотя имена Ковалевской, Склодовской-Кюри и Лавлейс сегодня почитаются наравне с именами Ньютона, Менделеева и Лобачевского, женщин в науке действительно меньше, чем мужчин. Виной тому – патриархальный уклад: вспомним, что в России женщины получили доступ к высшему образованию только во второй половине XIX века – более, чем на полтора столетия позже мужчин. Мнимая неприспособленность женского мозга к интеллектуальной деятельности – оскорбительный миф.
  • Стереотип четвертый: результаты деятельности ученого не приносят практической пользы. Вообще-то мы успешно лечим некоторые формы рака и почти победили полиомиелит благодаря как раз-таки неустанному ведению научных разработок.
  • Стереотип пятый: если ты выбрал карьеру ученого, пути назад уже не будет. Отчасти это так: далеко не из каждой сферы науки можно с легкостью уйти в индустрию. Но ведь менять профессию, в целом, непросто: чтобы переквалифицироваться из инженера в повара, также нужно потратить много сил и времени, и не факт, что в итоге получится.
  • Стереотип шестой: все ученые – немного сумасшедшие. Нам хорошо известно, что у Теслы было обсессивно-компульсивное расстройство, Тьюринг боролся с аллергией с помощью противогаза, а Перельман ведет затворнический образ жизни. Но что мы знаем о совершенных ими открытиях? Почти ничего. Когда мы в новостях слышим, что британские ученые выяснили, почему утки любят дождь, а божьи коровки страдают от венерических заболеваний, приходит ли нам в голову выяснить, какие еще задачи решает наука в Великобритании? Почти никогда. Если СМИ пытаются представить научное сообщество как горстку чудаков, не стоит этому безоговорочно верить: просто сюжеты и статьи о людях без выраженных странностей привлекают значительно меньший процент аудитории.

Бедность – не порок?

- считает .

- продолжает .


Бедность – не порок?

Есть и седьмой, весьма правдивый применительно к современной российской действительности стереотип: ученый – беден. Сотрудники НИИ порой влачат почти нищенское существование, размер стипендии аспиранта в крупном московском вузе часто не превышает 5000 рублей, а профессорам приходится искать дополнительный источник заработка, чтобы прокормить семью.

«В России наука – не коммерциализирована. Более того, на мой взгляд, государство поддерживает ее не на должном уровне, - считает . - При распределении бюджетов вопрос у нас обычно ставится следующим образом: пусть ученые сперва докажут, что от их исследований будет прок, и только тогда в науку можно вкладывать деньги. На самом деле должно быть наоборот: если государство изначально будет инвестировать в науку большие средства, это станет залогом процветания общества в будущем. В западных странах происходит именно так, поэтому утечка мозгов продолжается. Многие российские ученые – особенно те, кто специализируется в области естественных наук и прикладных технологий, – уезжают за рубеж, поскольку там у них есть возможность прилично зарабатывать своим трудом».

Конечно, можно с жаром рассуждать о том, что деньги – презренный металл, и духовные ценности важнее материальных. Да и вообще, тот факт, что сегодня в глазах подрастающего поколения высокий достаток часто становится самоцелью и главным критерием успешности, весьма печален. Вместе с тем, прав тот человек, который хочет, чтобы его работа достойно оплачивалась.

«Сайт сайт – пример того, как ученый может зарабатывать деньги, - продолжает . - Однако стоит понимать, что репетиторы осуществляют не научную деятельность: они преподают науки. Понятия «ученый» и «педагог» не тождественны, хотя ученые действительно часто занимаются преподаванием. В целом, на мой взгляд, люди идут в российскую науку ради самой науки, движимые искренним интересом к той или мной сфере, а не в надежде обогатиться или получить какие-то социальные выгоды».

Романтические идеалы против суровой действительности

Но даже если допустить, что человек собирается стать ученым по призванию и готов пожертвовать заработком ради воплощения в жизнь возвышенных идеалов, его все равно нередко ждет горькое разочарование. Прежде всего, стоит понимать, что, несмотря на все вышесказанное, конкуренция в научном сообществе велика, а рабочих мест относительно мало, поэтому юноше бледному со взором горящим порой приходится годами обивать пороги, чтобы устроиться в какой-нибудь захудалый НИИ.


Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Астроном - учёный, изучающий небесные объекты, такие как звёзды, планеты и их спутники, кометы и прочее.

Биоинженер - учёный, специализирующийся на целенаправленном изменении свойств живого организма.

Военный генеалог - эксперт по поиску сведений о фронтовиках, людях, потерявшихся в годы войны.

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами.

Гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойства, распространение и протекающие в ней процессы (круговорот воды в природе и пр.).


Гляциолог - учёный, специалист по льдам.

Искусствовед - учёный, специализирующийся на истории исследования художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства).


Ихтиолог - учёный, изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности.


Климатолог - исследователь, изучающий вопросы изменения климата, а так же климатические процессы и их причины.

Кристаллограф (от слова кристалл и греч.grapho- пишу, описываю). - специалист в области кристаллографии - науки о кристаллах, их структуре и свойствах.

Лаборант химического анализа — специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.


Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Нанотехнолог — специалист по нанотехнологиям, учёный, который исследует материалы на молекулярном и атомарном уровне и создаёт объекты из компонентов, обладающих наноразмерами. Для него атомы — это кирпичи, из которых он собирает новые материалы.


Океанолог - учёный, специализирующийся на изучении океана.


Палеонтолог - учёный, изучающий ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д..

Реставратор - специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...