Профстандарт педагога доу утвержденный. Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года.

Профстандарт педагога - это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы.

Знаете ли вы? Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, - несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к учительской деятельности.

Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области. Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога, соответствие которому будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.

План по организации применения профессиональных стандартов Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.

Апробация профессионального стандарта педагога

В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ. Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер. Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:

Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии.

Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости - внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с работниками.

Проведение проверки сотрудников на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью.

Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству. Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту.

Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Требования профстандарта педагога

В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:

Установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.

Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.

Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.

Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.

Знаете ли вы? Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.

Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г.) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций в зависимости от их специфики.

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

Образование. Каждый учитель должен: Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения. Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, - лабораторными и иными работами. Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.

Воспитательная работа. В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан: Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе. Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения. Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся. Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников - культурных, возрастных, психологических и т.п. Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения. Развитие личностных качеств.

Педагог должен: Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств - успехов в обучении и особенностей поведения. Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении. Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов - логопедов, психологов и так далее. Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы. Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения: Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация. Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога. Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования - воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.

За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:

Наименование профстандарта

Возможные наименования должностей

Утверждающий документ

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Воспитатель Учитель

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Преподаватель Методист Педагог-организатор

То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов - будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.

Методика самооценки соответствия педагога требованиям

Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»)

Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику: Действия. Умения. Знания.

К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования :

Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.

Воспитатель должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр.

Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника.

Также воспитатель обязан: Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста. Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п. Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения. Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.

Профстандарт педагога дошкольного образования

Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В них представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне. Главное, что подразумевает переход воспитателей дошкольных учреждений на новые нормативы, - это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс. Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструменты, которые позволят всесторонне развиваться ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей - умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды.

Стандарт педагога-психолога Не так давно введённая в школах должность педагога-психолога также подпала под действие соответствующих профессиональных стандартов. Согласно стандарту педагог-психолог должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в учреждениях общего, так и профессионального образования. При этом он должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса. По итогам мониторинга, в случае необходимости, осуществлять консультирование коллег относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания. Что касается непосредственно учащихся, то данный специалист должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении программы либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками. Однако на этом круг обязанностей преподавателя-психолога вовсе не ограничивается. Согласно положениям профстандарта он должен уметь работать и с несовершеннолетними преступниками, в том числе и обвиняемыми в деяниях, подпадающих под действие уголовного кодекса. Равно психолог должен уметь выстраивать отношения и с несовершеннолетними жертвами преступлений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых - в частности, он должен уметь вовремя распознать внутренний психологический кризис, вызванный либо тяжёлой семейной ситуацией, либо неблагополучными отношениями с другими детьми. Читайте также: Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта

Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять?

Уважаемые коллеги!

вы можете ознакомиться с ходом внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога.

1 января 2017 года должно было стать началом применения трех профессиональных стандартов в сфере общего образования :

  • педагога (учителя, воспитателя) , утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – Профстандарт педагога);
  • педагога-психолога , утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н (далее – Профстандарт педагога-психолога);
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых , утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н (далее – Профстандарт педагога дополнительного образования).

Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.

Учитывая причины, можно сделать вывод о том, что серьезных изменений данный профстандарт не претерпит.

Что сделать, чтобы не нарушить порядок применения профстандартов?

Профстандарт педагога и Профстандарт педагога дополнительного образования в таком виде, в котором они представлены сейчас, применять нецелесообразно. В них могут внести изменения.

Поэтому руководителю организации имеет смысл предусмотреть дату начала применения профстандартов в конкретной организации на более поздний срок. Чем ближе к 1 января 2020 года, тем безопаснее.

Почему именно к этому сроку?

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность использовать профессиональные стандарты только (ст. 195.3 ТК РФ) :

  • в части требований к квалификации;
  • в случаях, которые прямо предусмотрены законом.

При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584

Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года.

Несмотря на более позднее внедрение профстандартов, работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования.

© Материал из Справочной системы «Образование».

07.12.2016

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев, а если у вас совсем особый случай, напишите нам по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , мы постараемся ответить в течение недели.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 - 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра - трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»


18 октября 2017 года. В Московском государственном психолого-педагогическом университете 18 октября с 11 00 ч до 13.00 ч (мск) состоится семинар в дистанционной форме (вебинар) «Обсуждение регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Организаторы вебинара: Министерство образования и науки Российской Федерации; Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Московский государственный психолого-педагогический университет.

Дата и время проведения вебинара: 18 октября 2017 года с 11 00 ч до 13.00 ч (по московскому времени).

Участники вебинара:
члены Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, координаторы и члены пилотных площадок субъектов Российской Федерации по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», педагоги-психологи образовательных организаций, представители организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки педагогов-психологов, эксперты в области разработки и применения профессиональных стандартов.

Участникам вебинара необходимо заполнить заявку в электронной форме ().

Вебинар состоится в дистанционной форме.

Участие в вебинаре бесплатное.

Информационные партнеры вебинара:

  • Интернет-сайт Московского государственного психолого-педагогического университета — мгппу.рф

Цель проведения вебинара: обсуждение результатов мониторинга регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Основные задачи вебинара :

  1. Анализ практики применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», выявление и анализ проблем при его внедрении;
  2. Обсуждение вопросов актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Материалы вебинара

Информационное письмо о проведении семинара-вебинара (скачать)
Программа семинара-вебинара (скачать)
Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации (скачать)
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (скачать)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ПОДКЛЮЧЕНИЮ К РАБОТЕ СЕМИНАРА-ВЕБИНАРА (ВИДЕОТРАНСЛЯЦИИ) (для слушателей вебинара)

1. Дата проведения видеотрансляции 18 октября 2017 года
2. Время проведения видеотрансляции с 11 ч 00 мин до 13 ч 00 мин по московскому времени
3. Технические требования к оборудованию для просмотра видеотрансляции
  1. Персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
  2. Колонки, наушники или встроенный динамик.
4. Подключение к видеотрансляции В 11 ч 00 мин 18 октября 2017 года начнется видеотрансляция работы вебинара.

Ссылка для подключения к видеотрансляции вебинара: https://www.youtube.com/user/fdomgppuru/live

5. Примечание Если на экране компьютера вместо прямой видеотрансляции по данной ссылке откроется страница «Трансляция начнется через…», это означает, что видеотрансляция еще не началась (до 11 ч 00 мин 18.10. 17). В подобном случае следует обновить страницу видеотрансляции (кнопка F5) (после 11 ч 00 мин 18.10.2017) или заново перейти по ссылке, указанной в пункте 4.
6. Рекомендации для дистанционных участников семинара-вебинара: А) Презентации докладчиков, а также другие материалы вебинара (в том числе видеозапись работы вебинара) будут размещены на сайте .Б) Дистанционные участники семинара-вебинара могут размещать свои вопросы и комментарии на странице видеотрансляции . Для размещения вопросов и комментариев необходимо наличие и авторизация электронной почты на Google (Gmail). Также вопросы можно направлять в наш электронный адрес [email protected] .

В) При возникновении трудностей во время прямой видеотрансляции просим обращаться к специалисту по технической поддержке видеотрансляции — Шуленина Юлия по электронной почте (e-mail: [email protected]).

Известному российскому психотерапевту А.М. Кашпировскому принадлежат следующие слова: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». Эта фраза могла бы стать эпиграфом нового законопроекта, который призван обозначить требования к педагогам - представителям одной из важнейших профессий современного общества. Образовательная сфера в России продолжает оставаться полигоном для тестирования самых разных методик и технологий. Но где, как не в ней, приходится наиболее оперативно реагировать на столь стремительно меняющиеся условия жизни?

В 2013 году Министерство труда начало разработку профессионального стандарта педагога - свода правил, норм и требований, которые предназначались работникам всех без исключения учебных заведений. Изначально в документе планировалось сформулировать положения, касающиеся уровня профессиональной подготовки учителя, личных качеств педагога и наиболее оптимальных методик работы. 18 октября 2013 года Министерство издало Приказ №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)», в котором устанавливалась следующая задача: до 1 января 2015 года окончательно доработать и внедрить профессиональный стандарт, который бы соответствовал самым передовым требованиям и учитывал современные реалии.

В процессе разработки документа рабочая группа столкнулась с большими сложностями, заставившими перенести издание профессионального стандарта педагога на 2 года. Однако это время специалисты решили использовать с максимальной пользой: новые стандарты начали тестировать на нескольких десятках опытных площадок (учебных заведений), охватив тем самым 43 субъекта страны. Первые полученные результаты показали улучшение основных показателей образовательной деятельности: возросший уровень подготовки учащихся и, как следствие, более высокие баллы на ЕГЭ, улучшение условий труда педагогов, отличные отзывы родителей - всё это только утвердило специалистов в решении ввести профессиональный стандарт с 1 января 2017 года.

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года: скачать текст

На нашем сайте можно нормативного документа под названием «Профессиональный стандарт педагога (воспитателя, учителя)», который уже в январе 2017 года поступил для ознакомления во все образовательные учреждения страны. Следует отметить, что обретение им юридической силы фактически будет означать установление новых требований к представителям сферы образования, к методам их работы, порядку подтверждения квалификации педагогическим работниками и т. д.

Адаптция к стандарту деятельности педагога

Профессиональный стандарт педагога разрабатывается уже на протяжении 3 лет, 2 из которых специалисты посвятили тестированию новых норм и требований. В структуре нормативного документа, вступившего в силу с 2017 года, прослеживается чёткое разделение правил на три основополагающих сферы:

  1. Обучение. Педагогически работник обязан безупречно владеть своим предметом и использовать в своей работе наиболее передовые образовательные методики.
  2. Воспитание. Любой педагог являет примером для подрастающего поколения, что предопределяет обретение демонстрацию соответствующих качеств.
  3. Развитие. Обязанность педагога - научить учиться, объяснить пользу и необходимость саморазвития и самообразования, как непременных составляющих любого образовательного процесса.

Как показала практика, первый раздел не вызывает особых сложностей для понимания и постепенной адаптации педагогических работников к сформулированным требованиям. Два оставшихся не столько более сложны, сколько тяжелы для реализации. Фактически они расширяют компетенцию педагогического работника до уровня универсального специалиста, имеющего навыки учителя, психолога, дефектолога, детского терапевта. Это такой своеобразный «школьный врач», который знает, как справиться с проблемными детьми, как найти подход к каждому ученику, как донести до него требуемую информацию, как определить его потенциальные возможности и т. д. Здесь нужно напомнить, что сегодня в школах активно сокращаются узкие специалисты (дефектологи и психологи), а проводится данная работа в рамках «оптимизации штатного расписания сотрудников образовательных учреждений и изыскания средств на увеличение размера оплаты их труда».

Каким должен стать современный педагог, чтобы соответствовать новому профстандарту? Сумеют ли учителя адаптироваться к новым правилам работы? Тестирование профессионального стандарта показало, что переход на новые условия происходит не всегда безболезненно, но результат того стоит. Отныне специалисту сферы образования придётся относить такие обязательные качества, как:

  • универсальная образованность,
  • максимальная информированность (компетенция),
  • эрудиция,
  • прогрессивность (креативность),
  • гибкий подход,
  • безупречный внешний вид и пр.

Мнение учителей

Все без исключения педагоги - и молодые, и уже опытные - понимают всю важность и своевременность перехода образовательной сферы на новый качественный уровень. Развитие информационных технологий, новые научные вызовы и возможности обучения - это требует постоянного совершенствования образовательных процессов. При этом на фоне своей прогрессивности педагог обязан оставаться образцом интеллигентности, чуткости, доброты и настоящего сопереживания успехам своих подопечных.

Вместе с тем, тестирование обнажило серьёзные проблемы: учителя жалуются на отсутствие благоприятных условий для выполнения требований нового профессионального стандарта. Речь идёт о сильно возросших нагрузках, тогда как уже сегодня многим из них приходится работать на 1,5-2 ставки. По их словам, это помешает уделять должное внимание каждому ученику, реализуя требование индивидуального подхода. Так же остро стоят вопросы материального обеспечения школ: оснащение учебных аудиторий и кабинетов вычислительной техникой, организация быта школьников и др.

Кто имеет право работать учителем или преподавать в вузе? Нужен ли опыт практической работы, чтобы стать воспитателем в детском саду? Профстандарт педагога-2018, утвержденный Правительством РФ, ответит на все вопросы.

Из статьи вы узнаете:

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Скачать документы по теме:

Применение профстандартов в сфере образования

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что постепенный переход на профессиональные стандарты во многом изменит подход к оценке квалификации работников образовательных учреждений. Инструкции и справочники, на протяжении долгого времени регламентировавшие деятельность воспитателей, школьных учителей и преподавателей вузов, морально устарели и не соответствуют современным требованиям. Профстандарты, разработанные с учетом новых общественных запросов, призваны исправить положение:

создать инструментарий для повышения качества общего и профессионального образования;

сформировать четкие критерии отбора преподавательских кадров;

улучшить уровень подготовки и переподготовки преподавательского состава и создать благоприятные условия для профессионального роста специалистов;

установить квалификационные требования для педагогов, работающих в сфере воспитания, общего и дополнительного образования, профессионального обучения.

Идея внедрения современных стандартов в сфере образования не нова. Пилотный проект профстандарта, содержащего ряд требований к личным и деловым качествам учителей и воспитателей, был разработан еще в 2013 году. Но быстро перевести систему образования на новые рельсы не вышло: официальное утверждение документа переносилось, а условия его практического применения неоднократно пересматривались чиновниками.

Принятое в итоге решение о тестировании новых стандартов «в полевых условиях» (на базе отдельных учебных заведений, расположенных в 43 субъектах РФ), оказалось правильным. Итоговые результаты, продемонстрированные по завершении периода апробации большинством школ-участников, наконец-то позволили принять решение о допустимости перехода, и с 2017 года квалификация педагогов оценивается с учетом новых требований. Пошаговый план внедрения профстандартов разрабатывается на локальном уровне.

Профстандарт учителя (воспитателя)

Педагогическая деятельность, связанная с проектированием и реализацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях и школах, регулируется профстандартом учителя (воспитателя). Функциональная карта педагога дошкольного и среднего общего образования описывает восемь трудовых функций:

  • общепедагогическую;
  • воспитательную;
  • развивающую;
  • реализацию программ дошкольного образования;
  • реализация программ начального общего образования;
  • реализация программ основного и среднего общего образования;
  • предметное обучение по модулю «Математика»;
  • предметное обучение по модулю «Русский язык».

Для эффективного выполнения любой из вышеперечисленных функций педагогу необходима полноценная профессиональная подготовка, соответствующая шестому квалификационному уровню (кроме работы с программами дошкольного образования, к которой допускаются специалисты пятого уровня квалификации).

Профстандарт педагога-психолога

Документ, утвержденный приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015г., описывает требования к специалистам, занимающимся психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса.

Педагогам-психологам поручается:

  1. оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в процессе освоения общеобразовательных программ;
  2. развитие и социальная адаптация учащихся (в том числе признанных обвиняемыми, подозреваемыми или подсудимыми по уголовным делам, а также свидетелей и жертв преступлений);
  3. оценка комфортности и безопасности образовательной среды;
  4. психологическая диагностика и консультирование учащихся;
  5. профилактика и коррекция нарушений поведения.

Все трудовые функции, выполняемые педагогом-психологом, относятся к седьмому квалификационному уровню. Чтобы справляться с поставленной задачей, специалисту необходимо высшее профильное образование.

Практическая ситуация

Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «

Отвечает Михаил ХАРИТОНОВ,
адвокат, к. ю. н., доцент кафедры трудового права и охраны труда СПбГУ (Санкт-Петербург)

Профстандарт – это характеристика квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции ( ). Все профстандарты делятся на обязательные и рекомендуемые ( ). Последние работодатели берут за основу, когда определяют, какой квалификацией должен обладать сотрудник. Мало выяснить, что профстандарт обязателен. Далее работодателю предстоит проверить, соответствует ли квалификация сотрудника требованиям стандарта. Если не соответствует – исправить этот недостаток.

Профстандарты обязательны в той части, где указаны требования к квалификации ( ). Но при одном условии: если требования к квалификации установлены , другим федеральным законом, иным нормативным правовым актом РФ. Приказ Минтруда России об утверждении профстандарта не является тем нормативным актом, который делает его обязательным…

Полная версия ответа доступна после бесплатной

Профстандарт педагога дополнительного образования

Обучение детей и взрослых по дополнительным общеобразовательным программам проводится специалистами, соответствующими требованиям профстандарта №513 (утвержден приказом Минтруда России №613н от 8.09.2015г.). Документ охватывает три вида трудовых функций:

непосредственно преподавание и педагогический контроль усвоения знаний (квалификационный уровень 6.1, 6.2);

методическая и исследовательская деятельность в сфере дополнительного образования (квалификационный уровень 6.3);

организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе работа в сфере социального партнерства и проведение массовых досуговых мероприятий (квалификационный уровень 6.3).

Требованиями данного профстандарта следует руководствоваться при подборе специалистов на должность тренеров-преподавателей, методистов и педагогов дополнительного образования, а также педагогов-организаторов.


Скачать в.doc

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования-2018

Профстандарт педагога профессионального образования-2018 утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015г. Документ содержит требования к преподавателям средних и высших учебных заведений, занимающихся профессиональной подготовкой учеников и студентов. Поскольку профессиональное образование осуществляется по разным программам, требования к педагогам тоже разные: стандарт преподавателя охватывает три квалификационных уровня (с шестого по восьмой).

Например, преподавать в частных или государственных учреждениях СПО (среднего профессионального образования) - колледжах и техникумах - может специалист, квалификация которого соответствует шестому уровню (подуровень 6.1 для преподавателей, 6.2 для методистов). Но к преподаванию по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры привлекаются сотрудники с более высокой квалификацией - не ниже седьмого уровня. Самые серьезные требования предъявляются к профессорам, обучающим аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров (восьмой уровень квалификации).

Профстандарт социального педагога

Профстандарт социального педагога-2018, утвержденный Правительством РФ не так давно (см. приказ Минтруда России №10н от 10.01.2017г.), постепенно внедряется в образовательных учреждениях разного уровня - от детских садов до колледжей и вузов. Основная задача социального педагога (специалиста в области воспитания) - организация воспитательного процесса, обеспечивающая позитивную социализацию и динамичный личностный рост учащихся. Он поддерживает социальные инициативы учеников и студентов, планирует воспитательный процесс, занимается организационно-методической работой и тьюторским сопровождением, курирует детские общественные объединения. Профессиональная деятельности социального педагога требует наличия высшего или среднего профессионального образования (шестой квалификационный уровень).

Где скачать профстандарты педагога

Рекомендуем всем работодателям, планирующим внедрять профстандарт педагога-2018, скачать официальную версию документа со специализированного сайта Минтруда России (proftrandart.rosmintrud.ru). Именно здесь содержится полный, постоянно обновляемый реестр обсуждаемых и утвержденных профессиональных стандартов для всех видов деятельности. Функция поиска по областям профессиональной деятельности позволяет быстро найти требуемый профстандарт педагога: скачать любой из пяти документов, содержащих актуальные требования к различным категориям педагогических работников, можно в разделе «Образование и наука».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...