Программа по коррекции и развитию внимания. Методическая разработка по логопедии на тему: Коррекционно-развивающая программа развития внимания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 города Белово»

Утверждаю

__________________

Директор МОУ СОШ № 8

Рабочая программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы)

2012-2013 учебный год

Составила

педагог-психолог

Мифтахова Н. Н.

Обсуждено на городском МО Рассмотрено на МС

Протокол № 1 Протокол № 1

31.08.2012г 31.08.2012г

Пронькина Т.А. ______________ Журбич О. В.

Руководитель МО председатель МС

Составитель программы: Мифтахова Наталья Николаевна.

Программа направлена на коррекцию и развитие внимания учащихся младшего школьного возраста (2 – 3 классы).

Программа предназначена для работы школьного психолога с детьми

8 – 9 лет.

Пояснительная записка 4

Тематическое планирование 6

Календарно – тематический план 7

Ключевые слова 9

Список литературы 10

Пояснительная записка

Внимание это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном. Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе не успешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Цель: Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.


Задачи:

· сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;

· объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;

· развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.

Форма проведения :

Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 8 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.

Перед началом цикла и его окончанием предполагается диагностика детей.

Средства проведения : Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию основных свойств внимания.

Форма занятий : каждое занятие состоит из трех частей: разминка (1-2 упражнения), основная (2-3 упражнения) и заключительная (1 -2 упражнения).

Приветствие и прощание детей, носят ритуальный характер, могут видоизменяться и выбираться самими детьми.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется умение контролировать свою деятельность.

Разовьются основные свойства внимания.

Разовьются основные виды внимания.

Тематическое планирование для 2, 3 классов.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол.

часов

В том числе.

Форма контроля

Тео.

Пр.

Диагностика внимания.

Итоги диагностики.

“Давайтепознакомимся” .

Игры и упражнения, групповые занятия.

“Мывсезамечаем!” .

“Фигароздесь, Фигаротам”.

“ Стойкийоловянныйсолдатик” .

“ Смотри- несмотри” .

“Подведемитоги”

Повторная диагностика

внимания

Итоги диагностики.

Календарно – тематический план.

Примерные сроки

Название темы

Кол-во часов

Примечание

12.11.12

Диагностика внимания

19.11.12

“Давайтепознакомимся” .

26.11.12

“Мывсезамечаем!” .

3.12.12

“Фигароздесь, Фигаротам”.

10.12.12

“ Стойкийоловянныйсолдатик” .

17.12.12

“ Смотри- несмотри” .

24.12.12

“Подведемитоги”

27.12.12

Повторная диагностика

внимания

Итого:

Занятие 1. «Диагностика».

Проводится первичная диагностика внимания детей.

Занятие 2. “Давайте познакомимся”.

Создать атмосферу психологического комфорта в группе, снять напряженность, познакомиться ведущему с детьми.

Занятие 3. “Мы все замечаем!”

Развитие концентрацию, объём и распределение внимания.

Занятие 4. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

тренировать переключение и распределение внимания.

Занятие 5. “ Стойкий оловянный солдатик”.

Развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного и слухового внимания.

Занятие 6. “ Смотри- не смотри”.

Тренировать переключение, распределение и избирательность внимания.

Занятие 7. “Подведем итоги”.

Рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.

Занятие 8. «Диагностика».

Мониторинг.

Ключевые слова.

1. Внимание;

2. Виды внимания;

3. Фигаро;

4. Акустики;

5. Ритуал;

6. Пишущая машинка;

7. Стихия;

8. Оловянный солдатик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, М., 2001

2. Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001

3. Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003

4. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987

5. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993

6. Битянова М. Р. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.

7. Локалова Н. П. Уроки психологического развития в начальной школе//Начальная школа. – 1998. - №36. – с. 1 – 12.

8. Майорова Н. П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. – СПб.: Знание, 1998. – 216 с.

9. Лубовский Д. В. Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 –х классов. – М., 2004

II . План развивающих занятий

Занятие 1. “Давайте познакомимся”

Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление . Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

Игра “Дракон, кусающий свой хвост”

Цель- снятие напряжения, скованности.

Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.

Игра “Марш в угол!”

Цель - познакомить членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
Кто родился в Белово, а кто в другом городе?
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Ктоходит в кружок, а кто нет?

Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.

Занятие 2. “Мы все замечаем!”

Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

Ритуал приветствия.

Упражнение “Чего не хватает?”

Цель – усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

Игра “Акустики”

Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, чтопроисходитзаокном.

Игра “Зоопарк”


Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
Ритуал прощания.

Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
Ритуалприветствия.

Упражнение “Квадрат”

Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.

Игра “Пишущая машинка”

Цель – тренировка активного внимания.
Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

Упражнение “Четыре стихии”

Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательныевыбывают.

команда

Движениеруками

Земля

Опускаем руки вниз

Вода

Вытягиваем руки вперед

Воздух

Поднимаем вверх

огонь

Прижимаем к груди

Ритуал прощания.

Занятие 4.“ Стойкийоловянныйсолдатик”

Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
Ритуалприветствия.

Упражнение “ Будьвнимателен!”

Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.

Игра “ Зеркало””

Цель – развитие способности концентрировать внимание.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок – повторяет. Через 2 мин. дети меняются ролями.
Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.

Упражнение “Три изменения”

Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
Ритуал прощания.

Занятие 5. “ Смотри - не смотри”

Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
Ритуал приветствия.

Упражнение “Математик”

Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.

Упражнение “ Найди слово”

Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.

Игра “День – ночь”

Цель – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза – уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.
Ритуал прощания.

Занятие 6. “Подведем итоги”

Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.
Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработано

Тэги: программа , план развивающих занятий

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский и др.), каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6 - 7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Следовательно развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование и т. п. и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания, особую роль в формировании произвольного внимания отведем играм с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

В связи с этим моя педагогическая инициатива связана с разработкой коррекционно-развивающей программы по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.

Работа по развитию произвольного внимания с помощью игр и упражнений помогает закреплять знания, развивать внимание, умение мыслить последовательно, рассуждать. Всё это пригодится в дальнейшем при обучении в школе.
Что говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.

Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в различных играх, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат реализации программы в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Методические рекомендации: дидактический материал предназначен детям от 5 - 7 лет. Игры могут быть использованы педагогами, а так же для индивидуальной работы родителей и детей. Игры предназначены для ознакомления детей с математикой, логикой, для развития произвольного внимания. Они могут превратить занятия в увлекательную игру.

Программа «Развитие произвольного внимания дошкольников»

Коррекционно-развивающее занятие

ТЕМА:

Программа развития внимания

Подготовила:

студентка 5 курса, 502 группа

факультета психологии

заочного отделения

г. Челябинск 2009 г.

Цель: развитие внимания младших школьников

1.Обучить учащихся упражнениям по развитию внимания;

2. Получение знаний о способах развития внимания.

3. Воспитание внимательного отношения к учебе.

Время проведения программы:

– 10 групповых занятий, продолжительность каждого занятия составляет 45 минут;

– частота встреч: два раза в неделю;

– численность участников: 12 - 15 человек;

– возраст участников: 8 лет.

Материалы: лист бумаги для записей, ручка.

Ход занятия:

1.Организационный момент

2.Основная часть

3.Заключительная часть - получение обратной связи.

Программа проведения коррекционной работы

Планируя коррекционную деятельность необходимо рассмотреть существующие методики, отобрать наиболее подходящие. При этом необходимо учесть возраст испытуемых, так как, коррекционная программа не должна быть утомительной, скучной.

Роль ведущего в программе состоит в создании благоприятного психологического климата в группе, способствующего поведенческим изменениям. Взаимодействие ведущего и группы в первую очередь предполагает равенство психологических позиций. Очень важно, чтобы учащиеся изменили восприятие психолога как «взрослого», стали относиться к нему как к члену группы. Умение стать на позицию «рядом» приходит с опытом, но все, же необходимым условием «пристройки» к младшему школьнику является способность ведущего принять каждого участника, всю группу в целом такими, какие они есть.

Следует отказаться от роли судьи, то и дело выносящего свои оценки-приговоры.

Другим важным условием взаимопонимания и поддержкиявляется способность ведущего к эмпатическому пониманию. Суть эмпатического понимания состоит в умении показать свойэмоциональный отклик, используя вербальные и невербальные средства общения и проявляя при этом искренность и естественность.

Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы. Он стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись учащимися, превращаясь в нормы группы. Реализация этих принципов - норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний.

Принципы поведения участников группы.

1. Добровольность участия заключается в том, что каждый участник самостоятельно принимает решение работать в группе, так как он должен быть личностно заинтересован в собственных изменениях. Нельзя принуждать или обязывать посещать группу, так как нельзя заставить человека измениться, если он сам этого не хочет.

2. Здесь и теперь. Нельзя вне занятий обсуждать, то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться тайной.

3. Уважение другого заключается в доброжелательности друг к другу, взаимном доверии. Не существует правильных или не правильных ответов. Правильный ответ - тот, который на самом деле выражает твое мнение.

4. Принцип конфиденциальности заключается в анонимности рассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Можно с посторонними обсуждать свои мысли, чувства и поведение в группе, но не мысли и чувства других членов Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не попросит.

5. Откровенность и искренность. В группе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся «неприличными». Если клиент испытывает симпатию или, наоборот, неприязненное чувство к какому-нибудь участнику группы, надо сказать об этом. Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания.

6. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки - это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека.

7. Толерантность. Участники должны с терпимостью относиться ко всём откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. Каждая группа может вырабатывать и другие нормы, специфичные для нее.

8. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля.

9. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.

Принципы организации встреч.

1. Принцип активности. В ходе занятия подростки вовлекаются в совершенно особый вид активности. Как правило, это специально разработанные действия. Активность возрастает, если членам группы дается установка на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент. Особенно эффективны те действия и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам.

2. Ответственность.Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым, и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.

3. Принцип исследовательской творческой позиции заключается в том, что участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, свои личные ресурсы, особенности.В группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность. Реализация этого принципа вызывает сильное сопротивление со стороны участников. Преодолеть его помогают ситуации, позволяющие участникам осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания формирующего мероприятия, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и к самому себе.

4. Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение подростков переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли или действия человека.

5. Принцип партнерского общения. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Организационный момент

Педагог – психолог: Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна сегодня, я буду проводить с вами занятие.

Основная часть

Занятие 1. «Знакомство с участниками группы»

Цель: познакомить с целями и задачами программы, объяснение понятия групповой работы, сплотить участников группы, использование обучающего эффекта группового взаимодействия, создание единого психологического пространства и системы обратной связи.

Упражнение № 1 «Картинки-загадки»

Цель: развитие свойств внимания.

Ведущий предлагает выбрать одного водящего, остальные – садятся на стулья, они должны угадывать.

Из коробки учащийся - ведущий достает картинку с изображением животного, не показывая ее остальным детям, описывает предмет, нарисованный на картинке. Дети из группы отгадывают, что изображено на картинке.

Упражнение № 2 «Числа»

Ведущий раздает бланки с цифрами.

Учащиеся карандашом ищут и вычеркивают цифры за 1 минуту.

Упражнение № 3 «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Учащиеся сидят на стульях. По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.

Упражнение № 4 «Рефлексия»

Цель: самоанализ занятия.

Учащимся предлагается в своих рабочих тетрадях письменно ответить на следующие вопросы: что тебе понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? Чем бы ты хотел заняться на следующем занятии?

Занятие 2. «Развиваем внимание»

Цель: развития различных свойств внимания.

Упражнение № 1 «Профессии»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий по – очереди бросает участникам мячик и кратко описывает профессии людей. Участники отгадывают профессию и бросают мячик ведущему.

Упражнение № 2 «Гласные буквы»

Цель: тренировка избирательности внимания.

Ведущий предлагает обводить кружочками гласные буквы. На выполнение задания отводится 1 минута.

Внимание — это наше всё. Без внимания нас обсчитают в магазине и без него же нас собьёт грузовик на переходе. А за вождение автомобиля я вообще молчу. Вся наша жизнь зависит от нашего внимания.

С годами всё становится ещё хуже — внимание притупляется, рассеивается. И что-же Вам делать? Конечно тренировать его. Благо, есть для этого замечательная, бесплатная программа для развития внимания . Она поможет Вам избежать всех тех ужасов перечисленных выше.

Программу для развития внимания даже нет необходимости устанавливать. Достаточно просто скачать её и вывести ярлык на рабочий стол.

Программа для развития внимания

Распаковали архив и нашли папку …

Зашли в неё и видим ярлык…



Можно кликнуть на него мышкой и сразу приступить к тренировке внимания. А можно нажать на нём Правой кнопкой мышки и в появившемся меню выбрать…

Тем самым Вы сделаете на рабочем столе ярлык к программе для развития внимания.

Вот, собственно и всё. Будьте внимательны!

Не стесняемся - делимся полезной новостью с помощью красивых социальных кнопочек (вверху справа, на плавающей панели сайта)

Программа по коррекции и развитию внимания у учащихся с задержкой психического развития

Составила:

Бузынина А.Н.

Пояснительная записка.

Недостаточная сформированность познавательных процессов является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта при данной аномалии развития принадлежит нарушению внимания.

Отставание в развитии внимания - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.

У учащихся с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении.

Для детей с ЗПР характерны следующие особенности проявления расстройств внимания:1) повышенная истощаемость произвольного внимания;2) недостаточная способность концентрации внимания;3)чрезвычайное ограничение объема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количество информации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результата деятельности;4) «неселективное» внимание, которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках воспринимаемых объектов;

5) частая переключаемость внимания, в этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разные внешние раздражители, они долго не могут сосредоточиться на выполнении учебных заданий;

6) инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Данные особенности нарушения внимания у подростков с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти, что в результате вызывает затруднения при восприятии учебного материала. Следовательно необходимо помочь учащимся, включив в их деятельность целенаправленные коррекционно-развивающие занятия , но внимание тесно взаимосвязано с другими когнитивными процессами. Учитывая этот факт в структуру занятий должны быть включены игры и упражнения направленные на развитие памяти, мышления, восприятия.

Цель программы:

Коррекция и развитие внимания у подростков с задержкой психического развития.

Принципы построения программы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
  3. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  4. Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно- развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого подростка.

Форма организации занятий:

Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия 30 минут.

Среднее количество детей в группе 15 человек.

Структура занятия.

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

№ п/п

Знакомство с правилами работы на занятиях. Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания; слуховой и кинестетической памяти, гибкости мышления.

Развитие объёма и распределения внимания; зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения.

Развитие распределения, переключения, объёма внимания; слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

Развитие распределения, объёма внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

Развитие концентрации, устойчивости внимания; смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

Развитие концентрации и объёма внимания; смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

Развитие взаимодействия; развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления.

Развитие объёма, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

Развитие концентрации, объёма внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.

Развитие концентрации и переключения внимания; волевой сферы; зрительной памяти; логического мышления.

Развитие умения сосредотачиваться, распределения внимания; зрительной, смысловой памяти, ассоциативного мышления.

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти4; умения выполнять действия по аналогии, выделять существенные признаки.

Развитие концентрации, переключения внимания; слуховой памяти; зрительно-моторной координации; логического мышления; креативности; пополнение активного словаря.

Развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания; смысловой памяти; логического мышления.

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

Занятие №1

Задачи: знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.

1. Приветствие
Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий, знакомит с правилами работы в группе.

2. Разминка
Игра «Волшебный клубок».
Дети сидят в кругу.
Психолог:
«У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».
Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу, он говорит:
«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».


3.Основная часть
Упражнение «Минутка».

Цель: развитие волевой сферы.
Психолог :
«Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».
Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время и записывает степень несовпадения каждого ответа.

Упражнение «Живая картинка».

Цель: развитие объёма внимания, зрительной памяти.
Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносятся изменения (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку.

Упражнение«Слова – невидимки».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания
Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.



Инструкция:
Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.


Упражнение «Восстановить пропущенное слово».

Цель: развитие концентрации и распределения внимания, слуховой памяти.
Психолог читает ряд из 5-7 слов, несвязанных между собой по смыслу:
САХАР – ПУЛЯ – ЯЩИК – РЫБА – ТАНЕЦ – ГРУША
Затем ряд читается повторно, но с пропуском слова. Учащиеся должны восстановить пропущенное слово (а в дальнейшем и его место в ряду).


Упражнение «Счёт по командам».

Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания.
Группа делится на 2 команды, заранее обговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций
(+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, психолог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Упражнение «Четыре числа».


Участникам даются числа: 1; 2; 3; 4.
Психолог :
Посмотрите на эти числа. Какие арифметические действия можно с ними произвести, чтобы в итоге получить 8? Каждое число можно использовать только один раз.
Участники выполняют данное задание в тетрадях.

4. Рефлексия занятия

Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Предлагает участникам ритуал прощания.

Занятие №2

Задачи: развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти, конвергентного мышления, воображения.

1. Приветствие
Ритуал приветствия.


2. Разминка
Упражнение на активизацию «Добрый – злой мяч».
Участники становятся в круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый – злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи. Тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».


3. Основная часть
Упражнение « Кто внимательнее?»

Цель: развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти.
Учащимся демонстрируются фигуры с расположенными в них числами. Задача учащихся запомнить числа. время 10 секунд.

По истечении заданного времени рисунок убирается и участники пишут в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем необходимо нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре число.


Игра «Анаграммы».

Цель: развитие распределения внимания, логического мышления.
Психолог предлагает участникам анаграммы, например:

АВОРОК ОШЛАК

Инструкция :
В этих словах буквы перепутали свои места. Поставьте каждую из букв на своё место, чтобы получились правильные слова и запишите их в своих тетрадях.


Психогимнастическое упражнение: «Дождик».
Инструкция :
Посмотрите, что-то падает с неба. Вытяните левую руку, откройте ладошку. Вытяните правую руку, откройте ладошку. Поймайте ладошками капельки дождя. Потянитесь вверх. Глубоко вдохните. Опустите руки вниз, стряхните капельки с ладошек. Выдохните. Повторим ещё раз.


Игра «Опаздывающее зеркало».

Цель: развитие распределения внимания, кинестетического восприятия
Участники стоят в полукруге.
Психолог :
Первый слева (ведущий), представь себе, что ты стоишь перед зеркалом и прихорашиваешься не спеша. Сделал одно движение – задержался на секунду, посмотри в зеркало. Другое движение – пауза, третье движение – снова пауза. Левый сосед должен начать повторять первое движение ведущего только тогда, когда он начнёт выполнять второе движение. Третий слева повторит первое движение ведущего, когда его правый сосед начнёт воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий уже сделает третье движение. Таким образом, движения ведущего будут повторяться всеми стоящими в полукруге с отставанием на одно движение.

Упражнение«Слова».

Цель: развитие распределение внимания и ковергентного мышления.
Психолог:
Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.
Слово: ПЕРЕЛЕСОК


Упражнение«Назови предмет».
Цель: развитие объёма и переключения внимания.
Учащимся по очереди предлагается перечислить предметы, например зелёного цвета в классе, затем черного, красного. Повторять названия предметов нельзя.


Упражнение «Две линии».

Цель: развитие воображения.
Психолог рисует на доске две линии и предлагает каждому из участников добавлять по одной линии, чтобы получился образ или предмет.


4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №3

Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания, пространственной ориентации, гибкости мышления, воображения.


1. Приветствие
Ритуал приветствия.


2. Разминка
Игра«Небо – земля – вода».
Цель: развитие объёма, распределения и переключения внимания.
Инструкция :
Попробуйте перебрасывать друг другу мячик. Но не просто так, а произнося при этом «небо», «земля» или «птица». Если вы называете: «небо», то тот, кому вы бросаете мяч, должен назвать какую-либо птицу, если – «земля» - название зверя, «воды» - название какой-нибудь рыбы. Будьте внимательны, постарайтесь не повторять названия животных.


3. Основная часть
Упражнение«Минутка».

Цель: развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы.
См. занятие 1.


Упражнение «Заполнить пропуски в словах».

Цель: развитие устойчивости внимания, гибкости мышления.
Психолог предлагает участникам найти пропущенные буквы в словах (4 слова).


Психогимнастическоеупражнение.
инструкция :
Сделайте глубокий вдох. Руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаются. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустить голову на грудь. Медленный глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз.


Игра«Муха».

Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации.
Психолог раздаёт участникам таблицы и диктует «перелёт мухи» внутри таблицы вправо – влево, вверх – вниз, но не по диагонали. Перелёт «мухи» дети отслеживают визуально.


Упражнение «Дорисуй».

Цель: развитие воображения.
Психолог предлагает участникам дорисовать предложенные линии так, чтобы получились изображения каких-либо предметов или образов.




4. Рефлексия занятия.

По той же схеме. Прощание.

Занятие №4

Задачи: развитие концентрации, распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения.


1. Приветствие
Ритуал приветствия.


2. Разминка
Игра«Путешествие сказочных героев».

Цель: направленная на активизацию участников, развитие объёма внимания, слуховой памяти.
Участники сидят в кругу, выбирается водящий. Водящий подходит к каждому. Участники шёпотом сообщают ему выбранный для себя сказочный персонаж (из сказки, фильма, мультфильма). Водящий должен запомнить все образы и подозвать участников к себе. Например, «Ко мне идёт Баба-Яга» и т.д. Все участники выстраиваются за водящим, образуя цепочку. Водящий ведёт за собой группу, преодолевая препятствия, придуманные психологом.


3. Основная часть
Упражнение «Каждой руке своё дело».
Цель: распределение внимания.
Психолог раздаёт участникам книги с иллюстрациями.
Инструкция :
Левой рукой перелистывайте листы книги, внимательно рассматривая иллюстрации, а правой рукой чертите геометрические фигуры по приведённому образцу:

Работа продолжается в течение минуты.


Упражнение«Числовые ряды».

Цель: развитие устойчивости внимания, умения устанавливать закономерности.
Участникам предлагается установить логические закономерности в числовых рядов и продолжить их, написав два последующих числа.
Например:
2 4 6 8 10 _ _
5 1 8 1 11 _ _
9 2 7 2 5 _ _



Поднимаем руки вверх. Делаем глубокий вдох. Задерживаем дыхание. Тянемся вверх, пытаемся достать яблоко, растущее на дереве. Не получилось. Спокойно опускаем руки вниз. Выдох. Руки встряхнули. Ещё раз попытаемся сорвать яблоко. Поднимаем руки вверх, тянемся. Вдох. Задержка дыхания. Сорвали яблоко. Опускаем руки вниз. Выдох.


Игра «Испорченный телефон».

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности, воображения.
Группа участников становится в ряд, спиной к водящему. Водящий поворачивает к себе лицом участника, стоящего рядом с ним и показывает жестом какой-либо предмет или действие. Затем водящий отворачивается, а участник, которому показали жест, демонстрирует его следующему игроку и т. д. Затем сравниваются по сходности жесты водящего и последнего игрока. Если жесты не совпадают, игроки анализируют в каком месте цепочки произошёл сбой. Каждый участник должен побывать в роли водящего.


Игра«Анаграммы».

Цель: распределения внимания, логического мышления.

Учащимся предлагаются анаграммы, например:

ЕНАТС ЫШАРК


4.Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №5

Задачи: развитие устойчивости внимания, смысловой памяти, логического мышления.

1. Приветствие
Ритуал приветствия.


2. Разминка
Такая же как на занятии №1


3. Основная часть
Упражнеие «Пиктограммы».

Цель:на развитие концентрации внимания, смысловой памяти.
Учащимся зачитываются слова или словосочетания, которые следует запомнить.
Инструкция :

Слова :
1) весёлый праздник,
2) вкусный ужин,
3) строгая учительница.
4) тяжёлая работа,
5) тёплый ветер,
6) болезнь,
7) обман,
8) расставание,
9) развитие,
10) слепой мальчик,
11) страх,
12) дружная компания.

Упражнение «Вставь недостающее число».

Цель: развитие устойчивости внимания и логического мышления Психолог показывает участникам картинки, на которых в изображённых предметах записаны числовые ряды.
Инструкция :
Внимательно посмотрите на числовые ряды и установите логическую закономерность в их построении, продолжив каждый из них одним последующим числом.


Игра«Птичка».

Цель: развитие устойчивости и объёма внимания.
Перед игрой каждый участник подбирает для себя «фант» (мелкая вещь). Игроки усаживаются вокруг водящего. Водящий даёт остальным игрокам названия деревьев: дуб, клён, липа … Каждый должен запомнить своё название. Водящий, например, говорит: « Прилетела птичка и села на дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». «Ёлка» называет другое дерево и т.д. Кто пропустит отдаёт свой фант водящему.


Игра«Бег ассоциаций».


Психолог называет любое слово. Один из участников говорит, с чем ассоциируется данное слово. Следующий участник называет свою ассоциацию на предложенное слово предыдущего участника.
Инструкция :
Будьте внимательны, не повторяйте слова.
Из предложенных участниками слов строится логическая цепочка. В конце задания психолог записывает первое и последнее слово цепочки и спрашивает каждого участника, какую связь он видит между данными словами.


4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №6

Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, пространственной ориентации, смысловой памяти, воображения.


1. Приветствие
Ритуал приветствия.

2. Разминка
Игра «Узнай по голосу».

Цель: развитие концентрации внимания, активизация на работу.
Водящий поворачивается спиной к группе участников.
Психолог :
«…, ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай!»
Участники произносят «Ау!», стараясь изменить свой голос. Водящий должен отгадать участника, зовущего его.


3. Основная часть
Упражнение«Слова – признаки».

Цель: развитие концентрации внимания и смысловой памяти.
Психолог предлагает участникам внимательно прослушать слова и к каждому слову подобрать слово – признак. Например, мяч – резиновый. Слово – признак записывается в тетрадь.
Слова: 1) холод;
2) вода;
3) дым;
4) трава;
5) окно;
6) стол;
7) снег;
8) луна;
9) день;
10) крик.
По словам – признакам участники воспроизводят предложенные психологом слова.


Упражнение «Человечек».

Цель: развитие концентрации внимания, пространственной ориентации.
Психолог диктует участникам графический диктант.


Психогимнастическоеупражнение.
Психолог :
Представьте, что фокусник превратил вас в игрушки. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились. А теперь откройте глаза и постарайтесь позой или движением изобразить вашу игрушку. Остальные участники угадывают, что это за игрушки.

Упражнение«Занимательный вопрос».
Цель: развитие объёма внимания.
Психолог предлагает участникам внимательно послушать и ответить на вопрос:
Мама попросила сына купить в магазине: мясо, мыло, спички.
Сын купил: масло, сало, спички, мясо.
Что же он забыл купить? (мыло)
Что он купил лишнего? (масло, сало)


Упражнение«Дорисуй фигуру».

Цель: развитие творческого воображения.
Психолог предлагает участникам дорисовать фигуры, чтобы получились интересные предметы или образы.


4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №7

Задачи: развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания, логического мышления, эмоционально-экспрессивное развитие.


1. Приветствие
Ритуал приветствия.


2. Разминка
Игра«Плечом к плечу».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация участников.
Игроки выстраиваются парами. Учащиеся должны передавать небольшой по размерам мячик от одной паре к другой, придерживая его только плечами.


3. Основная часть
Упражнение «Закодированные примеры».

Цель: развитие распределения внимания и логического мышления.
Участникам предлагается, используя ключ к шифру, решить примеры:
ОС – МИ = ТС + МК =
КО + ВП = МАА – МО =

Ключ:

Игра «Четыре стихии».

Цель: развитие устойчивости внимания.
Игроки стоят по кругу. Учащимся дается инструкция: на слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, если слово «воздух» - поднять вверх, слово – «огонь» - произвести вращение руками.


Упражнение «Задумай рисунок».

Цель: развитие переключения внимания, воображения.
Каждый участник должен рисовать только одним карандашом и только определённого цвета. У каждого свой листок.
Учащимся предлагается задумать рисунок и начать рисовать, но на счёт «раз, два, три» участники должны передать свой листок соседу слева, а у соседа справа взять листок и дорисовать его рисунок. Передавать листки по команде до тех пор, пока не вернётся каждому из участников свой листок. Его можно будет определить по цвету своего карандаша.
После работы рассказывают правильно ли другие участники поняли их задумки и дорисовали рисунок?


Психогимнастическоеупражнение.
Инструкция :
Сделайте вдох и расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите это три раза. Приподнимите плечи, затем опустите их.

Упражнение «Реши анаграммы».

КАУТ КАБОСА ЦИРУКА КАЙНЕДИ
Исключить лишнее слово.

4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №8

Задачи: развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения, развитие языка жестов, мимики, пантомимики.


1. Приветствие
Ритуал приветствия.


2. Разминка
Игра«Колечко».

Цель: на развитие наблюдательности.
Выбирают водящего, ему дают «колечко» - любой маленький предмет. Участники становятся полукругом, держа перед собой ладони «лодочкой». Водящий проходит всех участников, вкладывая свои ладони в ладони каждого из них. При этом он незаметно оставляет «колечко» в ладонях какого-либо из участников. Пройдя всех, водящий говорит: «Колечко, колечко, выходи на крылечко». Задача обладателя «колечка» - выбежать вперёд, задача всех остальных участников – постараться предугадать и не выпустить участника с «колечком» из ряда.


3.Основная часть
Упражнение «Шесть квадратов».


В 6 квадратах изображены точки. Ведущий предлагает участникам сделать в тетрадях заготовки – 6 пустых квадратов. Затем предъявляет детям последовательно 6 квадратов и просит запомнить расположение точек. Время запоминания – 1 минута. Затем участники рисуют точки по памяти в нарисованных заготовках.
Ведущий предъявляет квадраты по мере усложнения расположения и увеличения количества точек.

Психогимнастическоеупражнение.
Инструкция:
Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Глубоко вдохните, сделайте выдох через рот. Снова вдохните и представьте, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделайте паузу и сосчитайте до 5. Снова вдохните, задержите дыхание, считая до 3, представляя внутри себя надутый шарик. Выдохните, почувствуйте, как тёплый воздух проходит через горло, рот.


Игра «Запретное слово».

Ведущий называет любые слова, участники их повторяют. Например, лампа – лампа, небо – небо и т. д. Но есть одно запретное слово – «бегемот», которое нельзя повторять, а нужно, например, хлопнуть в ладоши.

Упражнение«Изобрази сказку».

Цель: развитие воображения, пантомимики, наблюдательности.
Психолог делит участников на две команды. Каждая команда задумывает сюжет какой-либо известной сказки или мультфильма и пытается изобразить её без слов, с помощью жестов, мимики, пантомимики.
Затем, одна из команд показывает свою сказку, а другая команда, внимательно посмотрев её, должна отгадать показанную сказку.
Это упражнение также развивает у детей умение договариваться и совместно координировать действие.


4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №9

Задачи: развитие концентрации, устойчивости внимания, зрительной памяти, логического мышления, волевой сферы, воображения.

1. Приветствие
Ритуал приветствия.

2.Разминка
Упражнение«Волшебный мешочек».

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снятие напряжения.
Ведущий предлагает участникам сложить в «волшебный мешочек» все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. Этот мешочек со всем плохим, что в нём есть завязывается и выбрасывается.

Игра « Число 10»


Инструкция :
Встаньте в круг. Я буду бросать вам мячик. Если я назову число меньше 10, то вы назовёте любое имя, если больше 10 – любой день недели.

3. Основная часть
Упражнение«Найди буквы».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Учащиеся получают вырезки из газет, в которых предлагается найти все буквы «а» и зачеркнуть их чертой, буквы «н» обвести в кружочек, буквы «м» подчеркнуть снизу линией. Время выполнения задания 5 минут.

Цель: развитие логического мышления.
Ведущий показывает участникам картинки, на которых в изображённых предметах записаны числовые ряды.
Инструкция :

Психогимнастическое упражнение
Сделайте вдох носом. Мы начинаем поездку на лифте. Почувствуйте, как воздух начинает свой путь от подвала (живота). Выдох через рот. Снова вдохните – воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдох. Вдохните ещё раз и поднимите лифт на следующий этаж (грудь). Выдох. А сейчас поднимемся на последний этаж. Вдох (голова). Выдох. Когда выдохните, ощутите, что всё напряжение и волнение вышли из тела, словно из двери лифта.


Игра«Заколдованный принц».

Цель: развитие волевой сферы, воображения.
Инструкция :
Вы, заколдованные принцы и принцессы, превращённые злой колдуньей в ледяные статуи. Сейчас вы замрёте, ваши лица и тела должны оставаться неподвижными. Добрый волшебник (кто-либо из детей) должен вас расколдовать – сделать так, чтобы вы улыбнулись или рассмеялись. Чем дольше вы удержитесь от смеха, тем лучше. Водящий старается рассмешить «заколдованного» и если ему это удаётся, «заколдованный» становится водящим. Игра прекращается, когда все участники игры будут «расколдованы».

Упражнение «Закодированные слова».

Цель: развитие распределения внимания и логического мышления, зрительной памяти.
Ведущий предлагает участникам расшифровать 7 закодированных слов. Даётся ключ к шифру. Каждая буква соответствует определённому числу.

Слова :

6740 (лиса)
434675 (суслик)
43125 (сурок)
624Ь (лось)
184Ь (рысь)
9265 (волк)
521290 (корова)

Ключ :


Участники записывают расшифрованные слова в тетради.
4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие 10

Задачи: развитие концентрации, устойчивости, распределения внимания, смысловой памяти, оперативной памяти, логического мышления, грамматических и математических навыков.


1. Приветствие
Ритуал приветствия.


2. Разминка

Игра«Назови соседей».

Цель: развитие концентрации внимания и закрепления математических навыков.
Играющие стоят в круге. Ведущий бросает мяч ребёнку и называет числа от 0 до 20. Поймавший мяч должен назвать «соседей», то есть числа на 1 меньше и на 1 больше. После этого он возвращает мяч психологу.


3. Основная часть

Игра «Пишущая машинка».

Цель: развитие концентрации внимания.
Каждому играющему присваивается название букв из алфавита. Затем произносится слово или фраза из 2-3 слов. По сигналу участники начинают печатать: «буквы» по – очерёдности построения слова хлопают в ладоши. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши вместе.
Слова: ЗЕМЛЯ, ПУТНИК, СОРВАТЬ ЦВЕТОК.
Распределение букв по игрокам:
1 – А Е, 2 – О У, 3 –Ь В, 4 – К Ц, 5 – З Л, 6 – М П, 7 – Т Н,
8 – И С, 9 – Р Я.

Упражнение «Пиктограммы».


Ведущий читает слова или словосочетания, которые участникам следует запомнить.
Инструкция:
Слов много, а чтобы легче их было запоминать, нарисуйте в тетради что-нибудь (какой-либо предмет или образ), что напомнит каждое из них. Рисовать можно картинки, но не буквы и числа. Не старайтесь вырисовывать, качество рисунков неважно. Важно то, чтобы они правильно передавали смысл слова или словосочетания.
Важно показать пример выполнения задания.
Слова:
1) золотой ключик;
2) зелёное дерево;
3) шариковая ручка;
4) письмо дедушке;
5) купание;
6) червивый гриб;
7) авария;
8) сломанный стул;
9) красивая девочка;
10) медовый пряник.

Затем участники по своим рисункам воспроизводят данные слова и словосочетания. В конце занятия проводится повтор.

Психогимнастическое упражнение.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Пусть ваши мысли улетают вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе. Вы спокойны и ощущаете покой, тишину и радость. Откройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

Игра «Кем был?»


Ведущий предлагает участникам встать в круг. Бросает детям мяч по-очереди и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»
Слова:
Цыплёнок - …
Корова - …
Дуб - …
Рыба - …
Лошадь - …
Хлеб - …
Рубашка - …
Лягушка - …
Овца - …
Лёд - …

4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №11

Задачи: развитие концентрации и распределения внимания, умения сосредотачиваться; развитие зрительной и смысловой памяти; развитие гибкости мышления.


1. Приветствие

Ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра«Закончи предложение».

Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления.

Варианты предложений:
Лимоны кислые, а сахар …
Собака лает, а кошка …
Ночью темно, а днём …
Трава зелёная, а небо …
Птица летает, а змея …
Зимой холодно, а летом …
Из шерсти вяжут, а из ткани…
Дрова пилят, а гвозди …


3. Основная часть

Упражнение «Четыре формы».

Цель: развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти.
Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть и запомнить 4 формы с изображёнными на них значками. Время запоминания – 20 секунд. Затем, дети в своих тетрадях изображают 4 формы.

Психогимнастическоеупражнение.
Инструкция :
Представьте, что вы капитаны. Вы стоите на мостике корабля и смотрите вперёд. Над головой тёмное небо. Высокие, крутые волны разбиваются о борт корабля. Но капитаны не боятся бури. Они чувствуют себя сильными, смелыми, уверенными. Они доведут свой корабль до места назначения. Примите такую же позу, как у капитана: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлён вперёд.

Игра «Слушаем тишину»

Цель: развитие регулятивного компонента.
Ведущий предлагает участникам внимательно послушать и запомнить то, что происходит вокруг и за пределами кабинета. Затем каждый участник рассказывает, что они слышали.

Игра«Бег ассоциаций».

Цель: развитие концентрации, объёма внимания, гибкости мышления.
Ведущий предлагает слово: ТИШИНА. Один из участников говорит, с чем ассоциируется данное слово. Следующий участник называет свою ассоциацию на предложенное слово предыдущего участника и т.д.
Инструкция:
«Будьте внимательны, не повторяйте слова».

4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие 12

Задачи: развитие концентрации, переключения внимания; развитие смысловой памяти; развитие логического мышления, умения выполнять действия по аналогии; повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; развитие воображения.

1. Приветствие
Ритуал приветствия.

2. Разминка
Игра «Мышеловка».

Цель: настрой на работу, развитие коммуникативных навыков.
Инструкция:
Встаньте в круг плотно друг к другу, обнимите друг друга за пояс – это «мышеловка». Водящий – «мышь» - находится в кругу. Его задача – вылезти из «мышеловки»: отыскать «дырочку», уговорить кого-то, чтобы его выпустили, найти другие способы действия.
Ведущий следит за тем, чтобы ученики не причинили вреда водящему, не нарушали правила работы.

3. Основная часть

Упражнение «Отгадай букву».

Цель: развитие концентрации, объёма внимания, мышления.
Инструкция:
Внимательно посмотрите на фрагменты букв. Вы должны узнать буквы и запомнить их (важна очерёдность построения ряда).
Время запоминания – 20-30 секунд.

Психогимнастическоеупражнение.
Инструкция:
Встаньте в круг, не сгибая коленей, дотянитесь руками до кончиков пальцев ног. Я начну считать от одного до десяти. На каждый счёт вы будете поднимать руки как бы на ступеньку выше. Таким образом, на счёт «10» ваши руки будут подняты вверх. Чем выше будут подниматься ваши руки, тем бодрее будет ваш дух.

Упражнение «Дорисуй».

Цель: развитие воображения.
Ведущий предлагает участникам дорисовать фигуры, чтобы получились интересные предметы или образы.

4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №13

Задачи: развитие концентрации, устойчивости внимания, наблюдательности, пространственной ориентации, логического мышления, воображения; пополнение активного словаря.

1. Приветствие
Ритуал приветствия.

2. Разминка
Игра «Наоборот»

Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления, пополнение активного словаря.
Инструкция:
Встаньте в круг. Я буду называть слово и бросать вам по очереди мячик. Вы будете должны подобрать к заданному слову противоположное по смыслу или значению.

Слова:
1) чёрный;
2) плакать –
3) опускаться –
4) открывать –
5) начинать –
6) ночь –
7) левый –
8) наверху –
9) близко –
10) нападать –
11) хороший –
12) тонкий –

3. Основная часть
Упражнение «Круг в квадрате».

Цель: развитие пространственной ориентации.
Ведущий предлагает участникам, закрыв глаза, нарисовать в тетрадях квадрат, затем вписать в него круг. Сделать несколько попыток выполнения задания.

Упражнение «Установление закономерностей».

Цель: развитие логического мышления.

Ведущий демонстрирует участникам картинки, на которых в изображённых фигурах записаны числовые ряды.

Инструкция:
Внимательно посмотрите на числовые ряды и установите логическую закономерность в их построении. Найдите недостающее число.

Психогимнастическоеупражнение.
Инструкция:
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Он мокрый, замёрзший, взъерошенный. Вытяните руки ладонями вверх. Сложите ладошки, спрячьте в них птенца. Согрейте его. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладошки к своей груди. Поделитесь с птенцом добротой своего сердца. А теперь раскройте ладошки и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к нам.

Игра «Гомеостат».

Цель: развитие наблюдательности, развитие сплоченности коллектива.
Участники выстраиваются в круг. По команде ведущего все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же число пальцев.

Запрещено договариваться, перемигиваться, нельзя пытаться согласовать свои действия.

Упражнение «Задачки»

Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления.
Ведущий предлагает внимательно послушать и решить задачи.
Задачи:
1. Сколько в комнате кошек, если в каждом из 4-ёх углов комнаты сидит по одной кошке, а против каждой кошки сидит по три кошки?
2. На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
3. Чтобы сварить 1 кг. мяса требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг. мяса?

4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие 14

Задачи: развитие концентрации, устойчивости, распределения, объёма внимания, смысловой памяти, логического мышления.

1. Приветствие
Ритуал приветствия.

2. Разминка

Игра«Закончи предложение».

Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления.
Ведущий предлагает участникам закончить предложения. Игра проводится с использованием мяча.
Варианты предложений:
Лимоны кислые, а сахар …
Собака лает, а кошка …
Ночью темно, а днём …
Трава зелёная, а небо …
Утром мы завтракаем, а днём …
Птица летает, а змея …
Зимой холодно, а летом …
Ты смотришь глазами, а дышишь …
Из шерсти вяжут, а из ткани…
Дрова пилят, а гвозди …

3. Основная часть

Упражнение «Анаграммы»

Цель: развитие устойчивости внимания, логического мышления.
Ведущий предлагает участникам решить анаграммы:

ЕУЗНКЦ ООСВЛ АИЦПТ

Психогимнастическое упражнение.
Инструкция:
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе), Сильно сожмите пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывайте пальцы (выдох), песок высыпается из ваших рук. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.

Игра«Путаница».

Цель: направленная на формирование коммуникативных навыков.
Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается. А остальные участники начинают «запутываться», меняя своё положение в круге, но не размыкая рук. Водящему нужно распутать, вернув каждого в первоначальное положение.

Упражнение «Фигурный ряд».

Цель: развитие объёма, распределения внимания.
Ведущий предлагает участникам зарисовать в тетрадях ряд фигур, затем дает инструкцию:

Инструкция:
1) Поставьте «крестик» во 2-ом треугольнике слева и знак «минус» в любом кружочке.
2) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
3) Подчеркните квадратики, стоящие перед треугольниками, но не после кружочков.

4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.

Занятие №15

Задачи: развитие концентрации, переключения внимания; развитие смысловой памяти; логического мышления; тактильных ощущений; пространственной ориентации.

1. Приветствие
Ритуал приветствия.

2. Разминка
Игра «Ухо – нос».

Цель: развитие переключения внимания.
Инструкция:
Правой рукой дотроньтесь до левого уха, а левой рукой возьмитесь за нос.
По сигналу участники должны поменять руки: левой рукой дотронуться до правого уха, а правой рукой – до носа. И так несколько раз.

Игра«Кем будет?»
Цель: развитие концентрации внимания, логического мышления.
Участники стоят по кругу. Ведущий каждому, по очереди, бросает мячик и задаёт вопрос: «Кем (чем) будет…?»
Вопросы:
Кем будет яйцо?
…………… цыплёнок?
…………… мальчик?
…………… жёлудь?
………… семечко?
………… икринка?
………… гусеница?
………… мука?
………… железо?
………… кирпич?
………… ткань?
………… ученик?
………… шерсть?
………… ягнёнок?

3. Основная часть
Упражнение«Смысловые пары».

Цель: развитие концентрации внимания, смысловой памяти.
Ведущий предлагает участникам запомнить слова и затем составить из них смысловые пары.
Слова: холод, лес, телёнок, книга, стрекоза, ель, обезьяна, комар, банан, слово, корова, снег.
(холод – снег, лес – ель, телёнок – корова, книга – слово, стрекоза – комар, обезьяна – банан).

Упражнение «Продолжи ряд».

Цель: развитие устойчивости внимания, логического мышления.
Инструкция:
Посмотрите внимательно на 3 фигуры. Подумайте, какая будет 4-ая фигура?

Психогимнастическоеупражнение.
Инструкция:
Встаньте прямо. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены. Покачайтесь с носка на пятку, пока не почувствуете лёгкое растяжение в икрах. Напрягите мышцы ног, живота и груди. Ощутите себя неподвижными, как скала.
Игра «Прикосновения».

Цель: развитие тактильных ощущений.
Водящий участник закрывает глаза, а кто-либо из присутствующих дотрагивается до руки. Водящий отгадывает и называет по имени того, кто прикоснулся к нему.

4. Рефлексия занятия.
Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось?




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...