Происхождение этносов. Сочинение: Этносы и этнические процессы Особенности формирования этносов

Первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного принадлежит С. М. Широкогорову. 64 Он счел этнос «формою, в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать». 65 При этом этнос определен «как группа людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». 66 Оба эти тезиса знаменуют состояние науки начала XX в. В аспекте географии признается «среда, к которой этнос приспособляется и которой подчиняется, становясь частью этой среды, ее производной». Эта концепция была воскрешена В. Анучиным под названием «единой географии», но признания она не получила. Социальная структура рассматривается как биологическая категория – новая форма приспособления, развитие которой идет за счет этнического окружения: «Этнос получает импульсы изменений от своих соседей, поднимающих, так сказать, удельный вес его и сообщающих ему свойства сопротивляемости». 67 Здесь концепция С. М. Широкогорова перекликается со взглядом А. Тойнби о «вызове и ответе», где творческий акт трактуется как реакция на «вызов» среды. 68

Меньшее сопротивление вызывают «общие выводы» С. М. Широкогорова: «1. Развитие этноса происходит… по пути приспособления всего комплекса… причем наряду с усложнением некоторых явлений возможно упрощение других. 2. Этносы сами приспосабливаются к среде и приспосабливают ее к себе. 3. Движение этносов протекает по линии наименьшего сопротивления». 69 Это теперь не ново. И в том, что взгляды Широкогорова за полвека устарели, нет ничего удивительного. Хуже другое – механическое перенесение зоологических закономерностей на историю, являющуюся для этнологии исходным материалом. Поэтому применение принципов Широкогорова сразу встречает непреодолимые затруднения. Например, тезис «для этноса любая форма существования приемлема, если она обеспечивает ему существование – цель его жизни, как вида», 70 просто неверен. Индейцы Северной Америки и кочевники Джунгарии могли бы выжить под властью США или Китая ценой отказа от самобытности, но и те и другие предпочли неравную борьбу без надежды на успех. Не всякий этнос согласен на подчинение врагу – лишь бы выжить. Это ясно и без дополнительных аргументов. То, что «стремление к захвату территории, развитию культурности и количества населения есть основа движения каждого этноса» 71 – неверно, ибо реликтовые этносы отнюдь не агрессивны. Заявление, что «выживают менее культурные этносы» 72 правильно только отчасти, так как в ряде случаев наблюдается их гибель перед лицом более культурного соседа, и уж совсем неприемлемо положение: «Чем сложнее организация и выше форма специального приспособления, тем короче бытие вида» (т. е. этноса). 73 Наоборот, исчезновение этносов связано с упрощением структуры, о чем пойдет речь ниже. И все-таки книга Широкогорова для своего времени была шагом вперед, ибо расширяла перспективу развития этнографии в этнологию. И то, что пишу я, вероятно, будет через полвека переосмыслено, но это и есть развитие науки.

В отличие от С. М. Широкогорова мы располагаем системным подходом, концепцией экосистем, учением о биосфере и энергии живого вещества (биохимической), а также материалом о возникновении антропогенных ландшафтов в глобальных масштабах. Все это дает возможность предложить более совершенное решение проблемы, нежели это было возможно полвека назад.

Не только в специализированных гуманитарных науках и учениях мы сталкиваемся с таким понятием, как этнос. Его можно встретить в разговорной речи, в быту, на работе и т.д. Но как точно понять, что такое этнос, что именно подразумевается под данным термином и каковы его характеристики? Давайте разбираться.

Для начала давайте разберемся с тем, что в данном случае нам говорит Википедия. Как известно, это весьма популярный ресурс, который дает наиболее точное определение любому термину и позволяет досконально понять его значение.

Итак, этнос – это совокупность людей, которая сформировалась под влиянием исторического фактора.

Люди эти объединены общими субъективными или же объективными факторами, такими как происхождение, язык, хозяйство, культура, самосознание, территория проживания, менталитет, внешние вид и др.

Также можно отметить, что в российской истории и этнографии (этнологии) синонимом рассматриваемого понятия является термин национальность. В остальных языках и культурах данное слово – Nationality (англ.) имеет несколько иное значение.

У слова «этнос» имеются греческие корни. С древнего варианта данного языка термин переводится как «народ», что, собственно, и неудивительно. Несмотря на свою давнюю историю, в научном обиходе слово появилось сравнительно недавно – в 1923 году, после того как его ввел в обиход ученый С.М. Широкогоров.

Как нам поведала Википедия, этнос – это набор факторов, которые объединяют определенную группу людей в социум, который живет и функционирует как единый организм.

Но теперь давайте отойдем от сухих трактатов и рассмотрим данный вопрос с более «человеческой» точки зрения.

Для каждого человека, живущего на нашей планете, крайне важная его принадлежность к тому или иному социуму.

Этот фактор играет определяющую роль в становлении его сознания и самоидентификации в мире. Также важно знать, что не только для отдельных индивидуумов, но и для каждого государства этнический процесс – это самое главное.

Крайне важно, чтобы этнические отношения (как мы знаем, сложно представить себе хоть одну современную страну, где проживали бы люди одной-единственной национальности) пребывали в норме. Если же между людьми в рамках одной державы возникают недопонимания, это может стать причиной возникновения войны на фоне этнических конфликтов.

Именно для современного этнолога мало просто знать суть этого понятия. Крайне важно понимать психологию каждого отдельного народа, особенности их поведения, реакцию на те или иные события, впечатления и еще массу факторов.

Ведь считается, что в скором будущем единственной идеологией, по которой будет жить всем мировое сообщество, окажется именно этническое самосознание.

Особенности формирования этносов

Дав точное определение тому, что такое этнос, стоит узнать о природе его формирования.

Этот процесс нельзя сравнить с созданием живой клетки или организма, который на протяжении малого периода времени растет (то есть формируется), а после в течение длительного периода пребывает в неизменном состоянии.

Этнос формируется постоянно, и этот процесс не заканчивается никогда.

Да, конечно же, на планете уже существуют конкретные расово-территориальные (или национальные) единицы, которые мы называем государствами, и они являются отражением того или иного этноса.

Они сформировались давно, но если сравнить представителей определенной национальности из прошлого с современниками, то разница будет сногсшибательной.

Какие же факторы влияют на формирование и дальнее развитие народов, которые объединяются в государства?

  • Общая родина. Можно сказать, что люди, которые родились на одной земле, однозначно будут взаимодействовать в этом мире сообща.
  • Природные условия. Как ни крути, а именно погода и климат, в котором приходится жить народу, формирует его самосознание. Люди либо привыкают скрываться от холода в теплых домах, либо спасаются от жары, либо противостоят ветрам.
  • Расовая близость. Когда-то давно у людей не было возможности так обильно путешествовать, как сейчас. Каждая расовая семья проживала там, где она зародилась в полном соответствии со своей дочерней природой обитания.
  • Этнические отношения также формируются за счет схожих религиозных и социальных взглядов.

Интересно знать! Этнос и этнические взаимоотношения – это динамическая структура, которая постоянно подвергается трансформациям и переменам, но при этом ей удается сохранить свою самобытность и устойчивость.

Из чего состоит этнос?

Выше мы уже кратко затронули те факторы, которые объединяют определенную группу народа и делают ее единой.

Ну а теперь давайте более широко рассмотрим, что же может включать в себя этнос как понятие динамическое, но при этом эталонное.

  • Единство расы. Этот фактор имеет отношение скорее к первобытным этносам, которые действительно формировались из одной расы людей, проживавших в конкретном районе мира. Ныне же формирование нации происходит за счет ассимиляции, поэтому сейчас сложно найти чистокровных представителей той или иной национальности. В целом понятие народности – это объединение людей, которые проживают в одной стране, говорят на одном языке и придерживаются единых религиозных взглядов.
  • Язык – крайне важная составляющая. Как правило, язык включает в себя множество диалектов, которые могут характеризовать представителей одного и того же народа, проживающих в различных регионах одной страны.
  • Религия – один из мощнейших факторов, который объединяет людей и формирует этнические отношения между ними.
  • Этноним – это название народа, которое было придумано им самим и признано всеми остальными общинами. Бывает, что самоназвание и наименование этноса в остальном мире не совпадают.
  • Самосознание. Это, пожалуй, определение, которое не подлежит дополнительным объяснениям. Люди осознают себя частью этноса, в котором они родились и проживают и самоидентифицируются в где существует наряду с ними множество иных народностей.
  • История – основа основ. Все этносы существуют именно за счет своей истории, на протяжении которой происходило их становление, развитие и эволюция. Наш-то, русский народ точно знает, что государство без истории существовать просто не может, и эта пословица или народная истина приравнивается к научному определению.

Виды этноса

А теперь, глядя в ретроспективу, давайте разберемся с тем, каким может быть этнос или национальность и его виды.

  • Род. Тип этнической общины, который состоит из группы исключительно кровных родственников, имеющих общую мать или общего отца. У них всегда выявляются общие интересы и потребности, а также они носят общее родовое имя.
  • Племя. Данный тип этноса характерен для первобытного строя. Племя состоит из двух и более родов, которые проживают по соседству и имеют схожие интересы и потребности. Нередко в племенах происходит ассимиляция родов.
  • Народность. Этот тип стал последователем племени как более современное воплощение социума и его особенностей. Народность формируется из географического, национального, социального и исторического фактора.
  • Нация. Данный тип этнической общины считается наивысшим. Для него характерны не только единый язык и интересы, но и самосознание, территориальные границы, символика и прочая атрибутика, которая является мировым индикатором.

Наверняка вам стало интересно, какие существуют ныне этносы и как их нужно правильно идентифицировать. Основной определяющей для данного термина является численность населения в рамках того или иного государства, где проживает конкретный народ.

Давайте рассмотрим примеры народов, которые ныне являются самым большими на планете:

  • Китайцы – 1 млрд. чел.
  • Хиндустанцы – 200 млн. чел.
  • Американцы (территория США) – 180 млн. чел.
  • Бенгальцы – 180 млн. чел.
  • Русские – 170 млн. чел.
  • Бразильцы – 130 млн. чел.
  • Японцы – 125 млн. чел.

Интересная деталь: до того, как Америка была открыта, таких этносов, как бразильцы и американцы, не существовало.

Они образовались после заселения новой земли европейцами, и теперь американцы (как и бразильцы) являют собой расу метисов, в корнях которых течет как индейская, так и европейская кровь.

Приведем примеры народностей, которые очень малы по сравнению с предыдущим списком. Численность их населения ограничивается несколькими сотнями людей:

  • Юкагира – этническая группа, проживающая в Якутии.
  • Ижорцы – финны, которые проживают на территории Ленинградской области.

Межэтнические отношения

Данное определение относится к психологии, причем как к индивидуальной, так и к общественной.

Межэтническими отношениями называют субъективные переживания между представителями различных национальностей.

Они проявляются как в быту, так и на международном уровне. Примером таких интернациональных взаимоотношений в малом масштабе может быть семья, родители которой – представители различных этносов.

Характер межэтнических отношений может быть положительным, нейтральным или конфликтным. Все зависит от психологии каждой народности, от ее истории и взаимоотношений, которые на протяжении долгих лет складывались с тем или иными другим этносом.

Интересно знать! Именно численность населения является основным фактором, который раскрывает перед глазами историю, особенности и текущее положение этноса на мировой арене. Это значит, что формирование большой и малой этнической группы будет совершенно разным.

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа по курсу

«Социология»

Тема 9: «Этносы и этнические процессы».

Выполнила:

студентка группы Бз-24

Имайкина Эльвира Н.

зачетная книжка № 1655

Проверила:

Преподаватель Люц Е.П

Дата проверки:.

Подпись преподавателя:.

Пермь 2010

Введение…………………………………………………………………….…3

1. Понятие этноса в социологии……………………………………………..…4

2. Этнические процессы в современном обществе…………………………...6

3. Современные концепции национализма…………………………………....7

4. Русское национальное самосознание в условиях переходного общества..11

5. Этнические стереотипы и их роль в межличностных отношениях………14

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………….17

Введение

Этногенетические построения российских специалистов ведут историю этнонаций от верхнего палеолита, снабжая нынешние групповые идентичности на основе культурных различий непрерывной исторической родословной. Для российских обществоведов отправной категорией является понятие этноса, одна из многочисленных и схожих дефиниций которого следующая: «Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т.е. формируется этническое самосознание… В современной науке этническая общность выступает как национальная общность, т.е. как более высокий и развитый тип этноса. Ибо этносы, возникнув еще в первобытном обществе, консолидируясь и развиваясь, представлены в мировой истории такими типами, как племя, народность, нация».

В последние годы термин «этнос» стал чрезвычайно популярен среди политиков и даже на обыденном уровне, в то время как в научном сообществе не только нет единства по поводу смысла данного понятия, но порой даже возникают сомнения в его состоятельности. Фактически отсутствуют общепризнанные конвенции по самым фундаментальным категориям этнологического знания – этносу и этичности.

Как представляется, суть научной проблемы заключается в следующем: существует ли этнос (этническая общность) как самостоятельный социальный феномен, т.е. можно ли раскрыть сущность собственно «этнического», либо данное понятие есть изобретенный учеными артефакт, не имеющий сущностного соответствия (подобно «флогистону» или «эфиру»). Вопрос же о наличии или отсутствии определенной сущности решается через поиск соответствующей субстанции. В данном случае субстанции этнической.

1. Понятие этноса в социологии

Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие «этнос» как категории, обобщающей признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества, разрабатывалось преимущественно в российской, советской и постсоветской этнографии.

Современное определение этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык, является практически общепризнанным и в значительной мере восходит к определению, данному еще в 1923 году С.М.Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающий комплексов обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал «единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В 1960-1980-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы (этнос в узком значении слова) как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО (этнос в широком значении слова) как этнос, сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности (рабовладельческой или феодальной), нации (буржуазной или социалистической). Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений этноса, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этносы представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

Последовательно немарксистский подход к феномену этноса отличает работы Л. Гумилева. В них этносы представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос, по Гумилеву, может пребывать в «персистентном» (цикличном) и «динамичном» состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции этноса имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии (язык, культура, территория), делает построение теории и самого определения этнос крайне затрудненным. Понятие " этнос " отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие " этнос " оказалось непродуктивным (например, категория «народность»). В зарубежной социально-культурной антропологии понятие " этнос " употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие «этничность», отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

2. Этнические процессы в современном обществе .

Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы:

1) этническая консолидация народов, проявляющаяся в развитии их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочении национально-государственной целостности (к концу ХХ в. отдельные народы стали субъектами не только внутригосударственной, но международной политики);

2) межэтническая интеграция – расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради более полного удовлетворения их потребностей (эта тенденция проявляется в процессе глобализации и регионализации (16));

3) ассимиляция – как бы «растворение» одних народов в других, сопровождающаяся утратой языка, традиций, обычаев, этнической самобытности и этнического самосознания.

В современном мире набирают силу такие негативные для миропорядка и международной безопасности явления, как сепаратизм – стремление к обособлению, отделению этнических групп друг от друга, сецессия – выход из состава государства какой-либо его части в силу победы сепаратистского движения этнически однородного населения данной территории, ирредентизм – борьба за присоединение к государству приграничных земель соседнего государства, заселенных представителями титульной национальности данного государства.

Многие негативные явления в межнациональных отношениях связаны с формированием этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности – значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической культуре на фоне усиливающейся интернационализации культурной, экономической и политической жизни человечества. Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию – она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности.

Сегодня возрастание роли этничности стало мощнейшим конфликтогенным фактором, вызывающим появление все новых очагов межэтнической напряженности, чреватых не только локальными, но и региональными и даже мировыми войнами (чеченский конфликт в России, арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, этнорелигиозные столкновения в Великобритании и т.д.).

3. Современные концепции национализма.

Национализм - форма выражения национального интереса. Он является мощным источником социальной энергии, обладающей как разрушительной, так и созидательной силой. Одни исследователи считают национализмом все национальное, а другие - различают национализм официальный, государственный, преобладающей нации.

Для исследователей национализма самого последнего времени характерно выделение субъективных аспектов национализма. Так М.Биллиг, Р.Брубекер, С. Кэлбау, Н.Юваль-Дэвис мало внимания уделяют формированию собственно социологических моделей исторического развития национализма. И значительно больше используют методы постмодернисткие и критические теории. Эти авторы меньше стремятся объяснить национализм в терминах силы и вместо этого они анализируют националистический дискурс в качестве едеологем или практики как естественное разделение на национальные квартиры. Но, по мнению Э. Смитта, отсутствие исторической перспективы делает труды некоторых авторов неполными и фрагментарными. Для этих авторов важно, что национализм является важной частью в современном обществе и может быть объектом исследования. А исторический анализ национализма важен в той степени, в которой он анализируется для структуирования национальной памяти и управления ею. Эндрю Томас и Ральф Февр считают целесообразно для анализа феномена национализма в современном мире использовать оба эти подхода.

Если верно, что “нация есть начало духовное ”, то истинный национализм не может быть ничем иным, как безусловным уважением к единственному реальному носителю и субъекту духовного начала на земле, к человеку. Описание национализма в категориях ценностного сознания малопродуктивно. Это - объективное явление, само по себе не относящееся ни к злу, ни к добру. Национализм есть определенное состояние духовной, коллективной экзистенции общности, как коллективного переживания её социального бытия, и оценка ему может быть дана только в конкретной исторической ситуации. Постепенно термин “национализм” начинает использоваться в российской науке не только в привычном, априорно негативном смысле, а и в контексте мировой научной традиции, для обозначения этнополитического феномена, характеристика и направленность которого могут быть различными. В этом контексте В.Тишков выделяет две формы национализма: “ гражданский (или государственный) национализм и культурный (или этнический) национализм. Первый основывается на понятии нации как политической общности или согражданства; второй рассматривает нацию как этнокультурную категорию, как общность, имеющую глубокие исторические корни, социально-психическую или даже генетическую природу. Первый чаще всего отождествляется с патриотизмом, но может обрести формы государственной агрессивности, шовинизма или изоляционизма. Второй, выходя за рамки культурной деятельности и становясь политической программой, служит для этнических предпринимателей средством обеспечения доступа к власти и ресурсам и порождает попытки подавления меньшинств. Гражданский национализм, основываясь на понятии “народа” как территориального сообщества и понятии “ нация” многокультурной политической общности, считается как бы нормой человеческого общежития (18, c.79-80). В государственных доктринах присутствие основ гражданского национализма считается морально приемлемым. Даже при неблагоприятном социально-культурном фоне государственный национализм существует как доминирующая и общеразделяемая доктрина в большинстве стран. Наиболее убедительно высказывание Г. Попова о том, что заботу о своей нации называть национализмом, так как в национализме ничего отрицательного нет. “ Бог или природа создали разные народы, и это генетическое разнообразие - генеральная страховка человечества в целом: и от обледенений, и от потеплений, и от роста радиации и т.д. В этом разнообразии - одна из главных баз своеобразия и культуры, и науки, и религий. Поэтому забота о поддержке своего, национального обоснована. Но когда заботу о своем народе дополняют враждой к другим народам, тогда появляется шовинизм и расизм” (19). Шовинизм утверждает собственную культуру путем отрицания чужой культуры и презрения ко всему чужому.

Национализм, формируя нацию, делает это на основании определенной культуры. В этом отношении, т. е. в контексте культуры, национализм является разнообразным, как разнообразны формирующие его культуры. Если же полагать национализм как идеологию, то он един. Не существует универсальной теории нации и национализма. И как полагает У. Альтерматт, дефиниция национализма, вероятно, никогда не будет выработана, хотя он и является реальностью. Хью Селтон -Уотсон также пришел к выводу, что нет и не может быть научной дефиниции национализма. В неопределенности национализма заключена его сила.

Таким образом, “нация”, “национализм” и другие категории этнического дискурса в значительной степени остаются произвольными. Так понятие “ нация” в теории национальных отношений с классических времен и до сегодняшнего дня в мировой науке, оставаясь неоднозначным, используется и в значении этнос, и в значении государство (согражданство). Многие ученые считают, что в такой ситуации понятие ""нация"" не может быть квалифицировано как научная категория. В том, как нужно дефинировать и исторически классифицировать национализм, существуют большие расхождения учёных в области социальных наук. Это не мешает им, однако, понимать, что в новой европейской истории национализм является одной из самых эффективных интеграционных идеологий, с помощью которой мобилизуются народные массы. Национализм представляет самую мощную политическую силу. Если национализм - это теория и практика строительства национального государства, то образовавшаяся при этом социальная общность - нация. В конечном итоге, проблема нации и национализма является частью взаимоотношений этноса и государства, а в более широком смысле - этноса и власти. Приоритет национальной политики должен быть четко согласован с раздельными понятиями “этнос” и “нация”. Только при условии проведения именно национальной политики, но не этнической, возможно достижение результатов в области возрождения национальной гордости, превращения социокультурной общности в нацию. В ходе дискуссий об этносе, этничности, национализме, нации выдвигаются новые варианты постановки вопроса для научного исследования, но при этом по-прежнему отсутствует общий категориальный аппарат. Даже междисциплинарный язык находится в стадии зарождения, хотя литература на эту тематику значительно выросла. В генезисе понятий дискурса этничности отражена смена парадигмы в социальных науках.

4. Русское национальное самосознание в условиях переходного общества.

Говоря о межнациональных отношениях в нашем государстве, мы не можем не остановиться на теме национального самосознания. Понятие «национальное самосознание» состоит из двух слов. Одно из них, самосознание, означает способность «Я» сознавать самого себя как индивидуальность и как члена определенной общности. А иначе говоря, это способность индивида идентифицировать себя с самим собой и с определенной общностью. Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самим собой и общностью. Чтобы верно построить концепцию национального самосознания, необходимо прежде определиться с понятием нация. Можно выделить два основных значения понятия нации. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность. Мы же будем называть их соответственно этническим и национальным самосознанием. Так как речь идёт о самосознании русских, то остановимся на его этническом и национальном аспектах. Нужно ли в русском человеке акцентировать его этническое происхождение и способствовать актуализации его этнического самосознания? Да, безусловно, нужно и это связано с тем, что русские больше всех других народов бывшего СССР потеряли свои этнические качества, именно у русских оказалось размытым этническое самосознание. Русский был более советским человеком, чем представители других этносов. В результате этого он плохо различал другие этнические группы и общности как в нашей стране, так и за рубежом. Этническое самосознание русским необходимо не для того, чтобы блюсти чистоту крови, но для того, чтобы знать себя и других. Однако, чтобы быть русским, мало иметь этническое самосознание. Русское национальное самосознание не тождественно этническому самосознанию. Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Если гражданин России, независимо от места проживания и этнического происхождения, изъявляет готовность защищать ее интересы и действительно их защищает, то он, несомненно, имеет в себе очень важный компонент русского национального самосознания. Во-вторых, важным фактором национального самосознания для граждан любой страны является их родной язык.(так для русских граждан это, конечно же, наш русский язык) По-русски говорят и мыслят не одни этнические русские. Этнически не русские в той мере русские, в какой освоили русский язык. Так что можно быть одновременно осетином (принадлежать осетинскому этносу) и русским или, по крайней мере, русскоязычным. Но для того, чтобы быть не просто русскоязычным (каковыми, кстати, и, к сожалению, являются многие этнически русские люди), необходимо приобщиться в максимальной полноте к русской культуре, которая составляет третий важный компонент национального самосознания. Принадлежность же к русской культуре означает не эрудицию в области литературы, музыки, философии и т.д., даже не любовь к ней, а приятие и практическое утверждение ее основополагающих ценностей. Для русской культуры характерно свое специфическое понимание и переживание таких общечеловеческих ценностей как добро и зло, свобода, справедливость, смысл жизни, любовь и другие. Важно отметить, что эти ценности по-разному преломляются в конкретных формах культуры: философии, морали, праве, искусстве, фольклоре, мифологии и даже науке. Чтобы их усвоить в процессе социализации, обучения и воспитания, необходимы специфические приемы и методики, свойственные для каждой из названных форм культуры. Одно дело поучить знания по математике, другое - усвоить нравственные нормы и ценности, третье - овладеть правовой культурой, четвертое - приобрести художественный вкус и т.д. Самый лучший способ овладения русской культурой и параллельно с ним - формирования национального самосознания - это участие в процессе культурного творчества в продолжении национальной традиции. Так же надо отметить еще один из последних, но не маловажных компонентов национального самосознания русских, усвоение и принятие которого свидетельствует о полноте и предельной глубине национального самосознания. Это - религия. Для русских - это православие. Не случайно до революции считалось, что быть русским - это, значит, быть православным. Конечно, многие граждане России не могут принять православие как свою религию, ибо исторически связаны с другими религиозными направлениями: исламом, буддизмом, иудаизмом и т.д., но уважать православие, знать его историю, основы вероучения, роль в жизни семьи, общества и государства должны все: верующие и неверующие, этнические русские и представители других народов. Религиозный компонент национального самосознание необычайно важен, ибо только с позиции высшей Божественной истины каждый народ может осознать свою правоту, свои грехи и свое высшее предназначение на земле. Русское национальное самосознание нельзя себе представить без покаянного принятия своей судьбы. Смирение и покаяние - высшие религиозные переживания, которые являются предпосылкой для искупления грехов, для нравственного совершенствования, для развития во всех областях человеческой деятельности. Это касается и отдельного человека и нации в целом. Таким образом мы можем выделить такие особенности русского национального самосознания как толерантность, умение уживаться рядом с другими народами, уважать их культуру и историю. Именно эти качества на протяжении всей нашей истории помогали и продолжают помогать русским людям мирно сосуществовать с другими этносами, не вступая в противостояние, умножать культурное наследие своего народа и рядом с ним живущих народов.

5. Этнические стереотипы и их роль в межличностных отношениях.

Понять содержание и смысл этнического стереотипа не так сложно, как решить вопрос о взаимовлиянии межэтнических отношений и самих этнических стереотипов. Сила влияния реальных отношений между этносами на стереотипы может быть продемонстрирована на примере феномена “зеркального образа”, когда члены двух конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе (автостереотипы), а идентичные пороки - противникам (гетеростереотипы). В настоящее время в западной социальной психологии все большее распространение получает точка зрения, согласно которой “содержание стереотипов скорее результат, чем причина существующих межгрупповых отношений”. В многочисленных эмпирических исследованиях доказано, что контакты ведут к изменению стереотипов, причем не столько в направленности, сколько в степени их благоприятности и неблагоприятности. В исследовании Н.В. Бахаревой (1979) было выявлено, что одним из факторов, приводящих к ослаблению и преодолению негативных этнических стереотипов, является “увеличение знаний об объекте отношения”. Роль межэтнических взаимодействий в формировании и функционировании стереотипов можно выявить лишь с учетом характера этих отношений, их социально обусловленых форм: сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения. Именно от их характера зависит направленность и степень благоприятности стереотипов. Было обнаружено, что автостереотипы, как правило, более благоприятны, чем гетеростереотипы. Однако на фоне общей тенденции встречаются и обратные явления, главной причиной возникновения которых является различие в социальном статусе групп: неравенство в политическом, экономическом и других отношениях. Сообщества с низким статусом, угнетаемые этнические меньшинства склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы.

Но можно взглянуть на проблему с другой стороны: воздействуют ли стереотипы на межэтнические отношения? Действительно, наличие стереотипов, особенно согласованных, отчетливых и эмоционально окрашенных, в какой-то мере способствует стабильности существующих отношений. В спокойной межэтнической ситуации широко распространенные схематичные характеристики этносов могут быть отодвинуты на периферию человеческой памяти или могут восприниматься с юмором и не играть практически никакой заметной роли в отношениях между соседями. Но актуализированные или мобилизованные в момент любой начинающейся напряженности в обществе, стереотипы, особенно негативные, могут существенно усугубить конфликт, резко размежевав людей на этнические или этноконфессиональные группы, вызывая обиды и усиливая противостояние. Хотя более очевидным является воздействие стереотипов не на межэтнические отношения как разновидность социальных отношений, а на межличностные взаимоотношения представителей различных этнических групп и на их совместную деятельность. Так, разрушение негативного стереотипа может “улучшить” отношение к конкретному человеку иной национальности, но такие локальные изменения не определяют характер межэтнических отношений в целом.

Заключение

В современных антропологических исследованиях термин «транснационализм» занял прочные позиции в описаниях мировых тенденций развития. Деньги, труд, образы и стили жизни, информация и идеи не знают сегодня границ. Вместе с тем, тенденции глобализации отнюдь не означают кризиса национальности. Более того, национальные и этнические проблемы являются одними из наиболее острых и болезненных в современном мире. Это явление (получившее в литературе название «этнического парадокса») стало своеобразной реакций на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации. В результате, сегодня человечество столкнулось с проблемой актуализации различий – не только национальных, но и культурных, гендерных, расовых, религиозных. Несмотря на мощные интегративные тенденции, универсализм не вытесняет партикуляризма, а лишь дополняет его. Таким образом, для современного человечества особую значимость приобрела проблема сочетания универсальных принципов и ценностей с позитивным (а не просто нейтральным) отношением к различиям (в том числе, этническим).


Список использованной литературы.

2. Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002.

3. Нации и национализм. - М.: Геллнер Э. Прогресс, 1991.

4. Нации: психология, самосознание, национализм. (интегральная теория). - М.: Мнацаканян М.О. Анкил,1999.

5. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика // Общественные науки и современность, Малыгина ИВ. 2004.

6. Национализм: идеология и политика. - Казань, 1996.

7. Национальное самосознание и национализм в Р.Ф. начала 90-х годов. - М.: Ксерокоп, 1994.

8. Национальное самосознание и факторы этнической идентификации Татаринова Л.Н. Саратов, 1998.

9. Социологический словарь. - Казань: Издательство КГУ, 1997.

10. Характер русского народа// Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

11. Человек и этнос: философия, социология, этнология. - Сыктывкар: Сыкт-ий гос. ун-тет,1998.

12. Человек. Нация. Общество, - М.: Абдулатипов Р.Г. Политиздат, 1991.

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. Происхождение и сущность этносов
      • 2. Жизненный цикл этноса
      • 3. Этнические контакты и типы этнических процессов
      • Заключение
ВВЕДЕНИЕ

Историческая этнография - раздел этнографической науки, изучающий происхождение и формирование отдельных этносов (этногенез), этническую историю традиционных форм народного быта и культуры отдельных этносов (в доклассовом обществе - всей культуры в широком смысле этого понятия), этнографию исчезнувших этносов (палеэтнография), формирование и эволюцию хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей.

Важную роль в исторической этнографии играет культурно-генетическое направление, исследующее главным образом генезис и эволюцию отдельных компонентов народной культуры, в том числе материальной, духовной, соционормативной и др. в ее этническом своеобразии.

Исследования в исторической этнографии основываются как на собственно этнографических материалах (среди них особую ценность представляют пережиточные явления, изучаемые главным образом сравнительно-историческим методом, и этнографические факты, исчезнувшие ныне, но зафиксированные в прошлом), так и на собственно исторических, археологических, лингвистических, антропологических, ономастических и других источниках, привлекаемых комплексно.

Историческая этнография как раздел этнографической науки сформировалась лишь в последние десятилетия. При этом широкое развитие историко-этнографических исследований восходит к периоду возникновения эволюционизма в 60-70-х годах прошлого века. Вместе с критикой в наибольшей мереслабых сторон эволюционизма нередко с реакционных позиций многие западные этнографы в конце XIX - начале ХХ в. отошли от исторического подхода к этнографическим явлениям и народной культуре в целом. В последнее время интерес к проблемам исторической этнографии в западной науке, в частности - к культурно-генетическим исследованиям, значительно возрос. Этнографы уделяют серьезное внимание историческому изучению этнографических явлений, что обусловлено стремлением истолковать развитие народной культуры и процессы формирования этноса.

Учение Л.Н.Гумилева, содержанием которого является теоретическое и экспериментальное (если принять историю народов в качестве широкомасштабного эксперимента) рассмотрение процессов возникновения этносов, развития их до суперэтносов и последующее неизбежное вырождение до этнических реликтов, достаточно полно изложено им самим в монографии.

Цель данной работы - рассмотреть формирование этносов.

Рассмотреть происхождение и сущность этносов;

Изучить жизненный цикл этноса;

Выявить этнические контакты и типы этнических процессов.

1. Происхождение и сущность этносов

Этническое в человеке - это нечто иное, чем его социальная сущность. Более того, можно говорить об этническом и социальном как о двух сосуществующих типах человеческой эволюции. В понимании двойственности природы человека как существа этнического и существа социального -- ключ к пониманию многих коллизий нашего, да и не только нашего времени. Пожалуй, впервые констатировал некоторые различия этнического и социального развития человека Л. Гумилев, признав их действительно двумя типами эволюции. Более подробно этот вопрос был рассмотрен в работах Н.Седовой. В латентной форме данный аспект присутствовал во многих работах по этногенезу. Этот факт обнаружен диссертантом в связи с критическим анализом двух основных концепций этногенеза.

Отечественные ученые считают, что этносы относятся к сообществам, возникающим в результате естественноисторического процесса, а не человеческой воли. В западной этнографии распространены теории, которые отстаивают тезис целенаправленного формирования этнического сознания, а, следовательно, и этносов, поскольку этнос -- это участник взаимодействия, организующим принципом которого является этническое сознание.

Одним из основных понятий "этнической истории", "этнологии", "этногенеза", представляется понятие самого этноса и заслуга Л.Н.Гумилева перед наукой, прежде всего в том, что именно его подход позволил полно определить это понятие. Оно не совпадает ни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, являясь с одной стороны верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, с другой стороны - частью социума, конкретного общественного организма.

Этносы - явление несоциальное: общественное развитие оказывает воздействие на их развитие только преломившись через призму политической и культурной истории. По этой причине государственные образования не всегда совпадают с ареалами этноса. Государства могут включать в свои границы даже части нескольких суперэтносов. Так, в состав Советского Союза входили элементы Мусульманского суперэтноса (Средняя Азия), Византийского суперэтноса (молдаване), Западноевропейского (Прибалтика, Закарпатье). Интересно, что теория Л.Н.Гумилева, с трудом приживаясь на родине, уже начинает прорастать в Европе. "Можно быть гражданином Федеративной республики и, одновременно, итальянцем или турком. Гражданство - понятие правовое. Национальность - термин этнический, характеризующий обычаи и традиции, которые вызывают ощущение "мы".

Этносы - не самоназвания. Так, имя монгольского народа "татар" с берегов Керулена перекочевало на берега Волги и стало самоназванием поволжских кипчаков - тюрок, которые в свое время приняли его в знак лояльности Золотой Орде.

Этносы не являются понятием биологическим: этнология принципиально отлична от антропологии, а, стало быть, и от рассового подхода. Например, Русский этнос только в Европейской России органически включает 5 европейских рас II-го порядка, а в Азиатской России добавляются еще и монголоиды. Можно заключить, что: этнос - развивающаяся в историческом времени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причине этнос как явление не сводимо ни к одной из известных социальных "форм человеческого общежития" и является "посредствующим звеном между обществом и природной средой".

Механизмы, обеспечивающие стабильность генетического разнообразия в современном мире, известны как признаки этноса, отличающие его от социальных групп, причем все признаки этноса, какой бы из них ни признавался в данное время ведущим, -- это признаки размежевания. Их перечень хорошо известен: различия в физическом облике, территория, особенности культуры, самосознание, этноним. Любой из этих признаков может считаться доминирующим в той или иной конкретно-исторической ситуации.

Кроме того, нельзя считать этнические признаки однозначными, ведь существование этносов строится не по линейному принципу горизонтальных связей. Они образуют сложную иерархическую систему, которая динамично изменяется, следовательно, делать какие бы то ни было выводы о сущности этнического времени и возможностях его измерения только по этническим признакам нельзя.

Ю.В.Бромлей к числу отличительных свойств этнических общностей относит устойчивость и наглядность, проявляющиеся в наибольшей мереотчетливо в следующих сферах: эндогамия, этническое самосознание и психические стереотипы. "Этнос - в узком смысле - осознанная культурная общность. Этносы в более широком смысле - этносоциальные организмы, обладают не только культурной, но и социально-экономической, политической общностью. В отличие от этно-социального организма этнос может существовать и при нескольких формациях". Таково объяснение несовпадения основных этапов этнических и социально-экономических процессов. Решающую роль в преемственности специфических стереотипов поведения Бромлей отводит не биологической наследственности, а "внебиологическому механизму прижизненного усвоения ими культурных традиций данной общности".

Ю.В.Бромлей определяет этнос как продукт внешних условий, прежде всего общественно-исторических. Социальные процессы доминируют над природными в этносе. В ходе общественного развития социальная детерминированность этнических процессов возрастает.

2. Жизненный цикл этноса

Исходным моментом любого этногенеза является специфическая микромутация небольшого числа особей в географическом ареале. Следствием мутации является появление в генотипе людей признака пассионарности, формирующего новый стереотип поведения. Это явление, вызывающее в популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды и приводящую к появлению новых этнических систем Л.Н.Гумилев назвал пассионарным толчком. Толчок может быть идентифицирован по ряду объективных признаков, универсальных для всех известных в истории феноменов этногенеза.

Через 1200-1500 лет от начального момента толчка пассионарный признак в популяции угасает и этнос либо растворяется в среде соседних народов (ассимилируется), либо существует неограниченно долго в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта.

Поскольку в теории принято, что пассионарность - признак генетический и есть ген - носитель этого признака, то проявляться он должен в результате мутаций, вызванных внешним энергетическим воздействием на популяцию. Генетическая природа пассионарности подтверждается не только фактом передачи признака пассионарности по наследству с постепенным его угасанием (свойство рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетических кривых с использованием закономерностей популяционной генетики. Тип внешнего воздействия, вызывающего мутацию, до настоящего времени не установлен. Сам Л.Н.Гумилев с учениками склонялся к космической причине - воздействию космических лучей, вызванных вариациями солнечной активности или вспышками сверхновых.

При этом возможен вариант воздействия на организмы электрических или магнитных полей, возникающих в результате каких-то процессов, протекающих в мантии Земли (след воздействия будет тоже геометрически представляться в форме геодезических линий).

Согласно Л.Н. Гумилеву, существует два основных типа этносов: динамические (исторические) и статичные (персистентные).

Персистентные этносы - это этносы, находящиеся в состоянии этнического гомеостаза, при котором жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений. Этническая система сохраняет равновесие с ландшафтом не проявляя активности в изменении окружения. Человеческая популяция вписана в природу. Люди образуют завершающий этап природных или ранее перестроенных трофических цепей. К персистентному состоянию этнос приходит в результате длительного (1200-1500 лет) исторического развития.

Из общей массы пассионариев выделяют специфические поведенческие черты, такие как стремление к активной деятельности, преобразованию окружения, служение идее вплоть до самопожертвования. Поскольку последнее противоречит природе живых организмов, инстинкту самосохранения, то Л.Н.Гумилев считает пассионарность проявлением мутации, вызванной воздействием космического излучения.

Исторический этнос проходит несколько фаз развития. В фазе подъема (около 300 лет) осуществляется огромная работа по преобразованию вмещающего ландшафта, поскольку только из него пассионарии могут получить ресурсы для достижения поставленных целей. Количество пассионариев в новом этносе резко увеличивается как за счет их притока извне, так и за счет пассионарной индукции, то есть распространения пассионарности на людей, не обладающих пассионарными генетическими признаками. В этой фазе производится основная работа по формированию системных связей, формируется структура этноса.

В акматической фазе (следующие 300 лет) происходит перегрев этнической системы. Пассионарии борются за власть, в связи с чем этнос испытывает периоды, как подъема, так и спада. Территория, занимаемая этносом, расширяется до границ ареала, пригодного для его существования, преимущественно в пределах природных зон.

Надлом (100-200 лет) связан с ломкой структуры этноса, созданной в начальный период для небольшого образования и не соответствующей новым масштабам государства. Это - эпоха гражданских войн и иных внутренних потрясений, но в то же время, и расцвета науки и искусства. Пассионарность в этнической системе резко падает. Носители пассионарного гена ищут самовыражение не в стремлении к власти, а в достижении успеха в творческой области. В инерционной фазе (300 лет) этнос существует как бы по инерции. Исходная структура и системообразующие связи практически сломаны, но сохранен поведенческий стереотип и этническая традиция, объединяющие людей. Укрепление государственных органов власти, приоритет законов над отдельными волеизъявлениями, означают возможность мирно существовать без ярких личностей пассионарного типа. Наступает эпоха "золотой посредственности", отвечающая желаниям основной массы населения, так называемых гармоничных людей, которые и производят основные материальные и духовные ценности. Государство и население богатеют.

Фаза обскурации (300 лет) характеризуется дальнейшим спадом пассионарности до уровня даже ниже нулевого. Люди переключаются на свои собственные проблемы и мало интересуются делами правительства. В результате, к власти приходят индивидуумы с пониженной энергетикой, так называемые субпассионарии, не способные к созидательной работе и живущие за счет общества. Накопленные в предыдущий период богатства растрачиваются, а этнос распадается или переходит в мемориальную фазу, где только сохраняется память о прошлом величии. В мемориальной фазе остатки этноса существуют в виде реликтов, постепенно переходя в персистентное состояние.

Проблема дифференциации этнического и социального времени в рамках одного этноса и, тем более, суперэтноса, может быть решена только теоретически. В реальности эти процессы выступают в виде единого, точно так же, как в жизни человека невозможно отделить жизнь организма и жизнь личности. Только достаточно высокий уровень обобщения, соответствующий философскому анализу, способен дать адекватное решение по поводу взаимосвязи этих проблем. Нельзя сделать никаких выводов в этом направлении без учета достижений представителей исторической науки, которые, особенно при изучении истории России, старались учитывать максимально полно все факторы ее развития: и этнические, и социальные. И в этом смысле отчетливо видны два направления в отечественной исторической науке: история народа и история государства. А выделение преимущественно этнической или преимущественно государственной истории отражает соответствующую шкалу темпоральности. Это, в свою очередь, означает, что сравнение соответствующих исторических концептов может дать адекватное представление о соотношении двух форм темпоральности России.

3. Этнические контакты и типы этнических процессов

В процессе территориального расширения ареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся в персистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование разных этносов приводит их к взаимообогащению и формированию единой культуры суперэтноса. Поэтому, суперэтнические системы именуют также "культурами", "мирами", "цивилизациями". Разные народы, входящие в суперэтнос, обладают единой ментальностью, но сохраняют разное мироощущение. Разное мироощущение непосредственно связано с различиями в природопользовании, закреплением разных рефлексов в генетической памяти людей.

Симбиоз - форма положительных контактов между разными этносами, обычно входящими в суперэтнос, приводящая к их взаимообогащению. Этносы сохраняют свое своеобразие и набор приспособительных навыков к среде. При ксении этносы не сливаются, сохраняют своеобразие, но существуют нейтрально, не взаимообогащая друг друга. Химера - форма контактов несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие, происходит аннигиляция и разрушение.

Этнические контакты неизбежны. При этом при их осуществлении в сфере природопользования совершается огромное количество ошибок, порождающих этнополитические проблемы. Например, повсеместная распашка целинных земель без учета свойств и качества почв привела не только к их уничтожению (бедленды в Северной Америке, выдувание и песчаные бури в Казахстане), но и к вытеснению коренных жителей. Практику перевода с кочевого образа жизни на оседлый народов Крайнего Севера вообще можно расценивать как геноцид, так как персистентные народы (как этносы, а не конкретные люди) могут сохраниться только ведя традиционный образ жизни.

Попадая в новый регион, представители прогрессирующего этноса продолжают вести хозяйство в соответствии со стереотипом поведения, причем не всегда эффективно, лишь постепенно адаптируя его к новой среде. Основой принятия неэффективных решений, как и всегда, является недостаток информации о свойствах природной среды и социально-экономического окружения. Такой вывод сделан представителями так называемого "бихевиористкого" (поведенческого) направления в англо-американской географии.

Выделяются два типа этнических процессов:

Эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении любого признака этноса:

Языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);

Культуры;

Социальных структур;

Трансформационный тип, ведущий к смене этнической принадлежности ранее существующего этноса.

Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса - его самосознания. Они находят свое выражение как в этническом разделении (например, формирование на базе древнерусского этноса великороссов, украинцев, белорусов), так и этническом объединении на базе метизации, консолидации, интеграции различных этнических групп, проживающих на одной и той же территории (например, англичане как этнос возникли из англов, саксов, кельтов, датчан, норвежцев и западных французов из Анжу и Пуату).

Существуют три основных исторических типа этногенеза:

Палеоэтногенез - формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.

Мезоэтногенез - возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Появление народностей связывается с ассимиляцией, метизацией нескольких неродственных этносов или частей этносов в новое этническое образование. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.

Неогенез - этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.

Исследование процессов рождения этносов и их превращения в суперэтносы, развития, рост могущества этих суперэтносов и их вырождение (или гибель) - предмет этнической истории, которая в свою очередь является функцией природного процесса этногенеза и изучает естественно сложившиеся несоциальные коллективы людей - различные народы, этносы.

Этническая история отличается от истории социальных структур дискретностью процессов, поскольку этногенез конечен и связан с энергией живого вещества биосферы. Этногенез лежит на грани, где историческая наука из гуманитарной переходит в естественную, т.е. на стыке классической истории, географии (ландшафтоведения), биологии (генетики) и экологии. Действительно, если этнические явления лежат в сфере природы и представляют собой часть явлений биоценоза, управляемого изменениями ландшафтов, то, при возникновении, этнос вместе с породившим его ландшафтом составляют биохор (биоценоз + ландшафт). С другой стороны, события политической истории прямо или косвенно вмешивается в процессы этногенеза, нарушая непрерывный характер этногенетической функции, если за аналитический вид таковой принять кривую этногенеза, предложенную школой Л.Н.Гумилева.

Этногенез - самостоятельное ландшафтогенное явление. Анализ взаимодействия этноса с ландшафтом показал, что оба они связаны обратной зависимостью, но ни этнос не является постоянно действующим ландшафтообразующим факторам, ни ландшафт без постороннего воздействия не может быть причиной этногенеза. Без учета явления этногенеза проблема взаимоотношения человечества с природой не может быть решена.

Отношения этнос - ландшафт не являются плодом праздного теоретизирования. Нежелание учитывать это условие существования человека при любой общественно-экономической формации приводит к трагедии. Примером может служить Горный Бадахшан советского периода. В 50-х годах из лучших побуждений руководители страны распорядились переселить население высокогорных кишлаков в плодородные долины. При этом жители с высокогорных "полок" Бартанга и других районов Памира не смогли существовать в казалось бы благоприятных условиях: необратимая дезадаптация, и физиологическая, и ландшафтная, привели к практически полному вымиранию популяции горных таджиков.

Случай сознательного использования этого закона дает история Соединенных Штатов Америки. При колонизации Северной Америки по официальному распоряжению европейские колонисты уничтожали биохор североамериканских индейцев: истребляли бизонов, выжигали прерии, вырубали леса. Лишившись кормящего ландшафта индейцы потеряли способность к активному сопротивлению и были достаточно быстро физически уничтожены, а остатки крупных племен переселены в резервации.

Заключение

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психологического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований самосознанием и исторической памятью.

В действии антитезы "мы - они" проявляется влияние естественного психологического механизма, посредством которого человек осознавал свою первоначально родовую, клановую, племенную, затем национально-этническую принадлежность, идентифицируя себя со своей группой, разделяя ее ценности и отождествляя себя со всем положительным, эталонным, свойственным этой группе.

В основе образования этноса лежит принцип комплементарности (сходности жизненных установок) и стереотипа поведения, который возникает в процессе исторического развития. Поэтому главным, определяющим фактором выделения этноса является общность исторической судьбы, формирующей особый поведенческий тип этноса, систему субъективных ценностных отношений, отличных от других, где язык, религия являются важными, но дополнительными элементами этого процесса.

Этнос включает в себя всю совокупность биосоциальных особенностей физического и психического склада (темперамент), социально-экономических условий (территория возникновения, "место развития"), хозяйственных и бытовых навыков и социально-культурных факторов (язык, религиозные и духовные традиции).

Связанная одинаковым происхождением, материальной и духовной культурой общность людей, образующая этнос, отличается особым типичным восприятием жизни, общностью (одинаковостью) духовного склада, отношения к внешнему миру, которое формирует изначальные стереотипы (иррациональные чувства, как на эмоционально-чувственном, так и рациональном уровнях), необходимые для самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни.

Этнос в своем развитии проходит три последовательные фазы: рождение, расцвет и угасание (Гумилев). Во всех трех случаях первая фаза (этап, стадия) связана с преимущественным усвоением информации. Сюда входит освоение своей экологической ниши, расширение (или сужение) своей этнической территории, становление языка (как разговорного, так и литературного), выработка традиций, создание артефактов, которые не просто являются манифестацией уникальности данного этноса, но выступают как потенциальные объекты социальной памяти будущих поколений (это, прежде всего, предметы искусства).

Вторую стадию в жизни этноса можно назвать репродуктивной. Активно осваивается территория, происходит самоутверждение себя перед другими этносами (а иногда и за счет других этносов). Этнос обретает демографическую определенность, закрепляется территориально. При этом на второй стадии социальные факторы выделяются достаточно явно и выступают как бы внешне необходимыми условиями для самореализации этнической программы. Социальные институты вытесняют этнические механизмы на второй план и становятся самоцелью развития общества. Это очень важно для третьего этапа "социализации этноса", поскольку он связан с торможением этнических процессов, темпы которых уже не соответствуют социальным потребностям общества.

Список литературы

1. Бромлей Ю.В. Несколько замечаний о социальных и природных факторах этногенеза // ЭИЖ, 1999. - №5 С.33-34

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983

3. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы, два подхода к изучению // Социологические исследования. 1992. - №1. С.50-57

4. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос // Космическая антропоэкология: техника и методы исследования. М., 2005. С.211-220

5. Иванов К.П. Проблемы этнической географии. - СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 2003. - 216с.

6. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 496с.

7. Этнология и ее применение // География и современность - Л., 2001. Вып.5. С.54-63

8. Этнос как явление // Л., 1967. Вып.3: Этнография. С.90-107

Ответ оставил Гость


Привет, вот возможно подойдет
Возникновение римского народа уходит корнями в VIII-V века до н. э. Стратиграфические раскопки наФоруме и Священной дороге, а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной датеоснования Рима (754 г. до н. э.). Археологический материал позволяет также решить вопрос о том,развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше времясклоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процессаслияния (синойкизма) отдельных изолированных общин - поселений на римских холмах Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем происходит «основатель Рима» исобственно римского народа - Ромул. Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» сбольшой точностью: они датируют его 21 апреля 754 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенноискусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако, дата 21 апреля - древнейшийпастушеский праздник Парилии - важна в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства надземледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это жеобстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов,поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жен а война укрепила бы и сплотила население.Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них итем самым потерять все свое могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жителиАльбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полнойочевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкогоозорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шел. Недаром они стаким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24 Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватываяповерженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город а часть коренных римлян вовновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков сримлянами. Об этом упоминает и Тацит Такая участь постигла Фидены, Вейи, Альба-Лонгу и другиегорода. Крюков и Нибурв своих работах приводят теорию смешанного этнического характерапервоначальных римлян, причем обоих сословий, так что патриции - латины с незначительной примесьюсабинов, а плебс - латины с сильной примесью этрусков. Если обобщить весь «царский период» римскойистории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляцииримский народ сформировался из трех основных составляющих - латинов, этрусков и племен, родственныхлатинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины - как об этом пишетМоммзен. Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы - Рамны (латины),Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний,Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела местоэтрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus), изначительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалев в своей«Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...