Простое глагольное сказуемое может быть выражено. Образец разбора. Именное сказуемое и виды связок в нем

1. Понятие о сказуемом.

2. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

3. Составное глагольное сказуемое, виды вспомогательных глаголов, субъектный и объектный инфинитив.

4. Составное именное сказуемое, виды связок, способы выражения именной части.

5. Осложненное сказуемое.

Сказуемое – это главный член предложения, который обладает следующими свойствами: входит в структурную схему предложения, структурно подчиняется подлежащему, характеризует предмет речи, выражается спрягаемой формой глагола (морфологизованное) и именами, занимает позицию после подлежащего.

Сказуемое выражает предикативный признак, то есть отнесенный к модально-временному плану. Сравните: новый дом//Дом новый (в настоящем времени) Дом был новый (в прошедшем времени). Поэтому в любом сказуемом содержится грамматическая и вещественная часть. Вещественное значение опирается на лексическое значение слова, выступающего в роли сказуемого. Грамматическое значение представляет собой модально-временную оценку признака. Если грамматическое и вещественное значение заключены в одном слове, то такое сказуемое называется простым. Если вещественное и грамматическое значение выражаются раздельно, в двух компонентах, то сказуемое называется составным. Сравните:

Если сказуемое выражено глаголом, то оно называется глагольным. Оно обозначает действие предмета. Если сказуемое выражается именем, то оно называется составным именным сказуемым и называет признак предмета речи. Сравните: Море смеялось. Море задумчиво.

Глагольное сказуемое может быть простым и составным, именное – только составным. Выделяют еще сложное, или осложненное сказуемое. В этом сказуемом осложняется всегда грамматическая часть. Например: Я учусь (простое глагольное сказуемое). Я начал учиться (составное глагольное сказуемое). Я буду учителем (составное именное сказуемое). Я решил быть учителем (осложненное сказуемое).



Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме какого-либо наклонения. Я помню чудное мгновенье. Я встретил вас . Это наиболее продуктивный способ выражения простого глагольного сказуемого (ПГС). Все эти предложения имеют полную парадигму. ПГС может быть выражено аналитической формой: Я буду вспоминать всем существом поэта … Сказуемое выражено глаголом в форме будущего времени, которая представляет собой одну словоформу, поэтому сказуемое является простым. Еще одни пример: Во многом он бы изменился, расстался б с музами. Женился. В данном случае сказуемое выражено глаголом в сослагательном наклонении. Пускай умру, но пусть умру любя. ПГС выражено глаголом в повелительном наклонении.

В состав ПГС могут входить не только формообразующие, но и словообразующие частицы. Они вносят дополнительные оттенки в семантику глагола. Он пошел было к двери. Все тяжелое словно отступило. Я бывало скажу. Вы не понимаете меня .

ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом или описательным глагольно-именным оборотом типа иметь мнение, поднять вопрос, оказывать поддержку. Глагольно-именные обороты можно заменить одним словом, они представляют семантическое единство. Например: Первые недели принесли разочарование (разочаровали). Изменники точно в воду канули. Такие сказуемые имеют экспрессивно-стилистическую окраску.

ПГС может быть выражено неспрягаемыми глаголами междометного характера, типа хвать, бряк, шварк, хлоп, стук. Он придет с мешком да девчонку шварк в мешок.

Простым глагольным является сказуемое, выраженное глаголом быть со значением ‘существование, бытие’. На рассвете был туман .

Составное глагольное сказуемое (СГС) – это сочетание вспомогательного глагола и инфинитива. Инфинитив передает основную семантическую информацию. Вспомогательный глагол выражает модально-временное значение и дополняет основное значение следующими оттенками:

1. Фазовое значение – значение начала, конца, длительности действия Оно представлено фазовыми глаголами: начать, закончить, перестать, бросить, прекратить, продолжать, прервать, стать. Я стал заниматься лучше. Сегодня я бросил писать стихи.

2. Модальные глаголы со значением долженствования, возможности, волеизъявления: мочь. Хотеть, намереваться, рассчитывать. Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать. Хотел писать, но труд упорный ему был тошен. В составе модельной части выступают не только глаголы, но и краткие прилагательные: должен, рад, горазд, принужден, вынужден. Я должен был уехать. Народ гуляет, а я принужден маяться. Вспомогательная часть может быть выражена при помощи фразеологического оборота или глагольно-описательного оборота: гореть желанием (хотеть), сделать усилие, не иметь права (не мочь). Он не имел права рисковать.

3. Глаголы со значением эмоциональной оценки: любить. Бояться, страшиться. Она любила на балконе предупреждать зари восход.

4. Обычности действия: научиться, приспособиться.

Инфинитив может не входить в состав сказуемого, а выполнять функцию дополнения или обстоятельства. Выделят следующие критерии разграничения: (1) При глаголе движения примыкающий к нему инфинитив имеет значение цели и выполняет функцию обстоятельства цели. Я приехал (с какой целью?) учиться. Я пошел (с какой целью?) посмотреть. (2) Инфинитив обозначает действие, которое выполняет не подлежащее, а другое лицо. Такой инфинитив называется объектным и выполняет функцию дополнения. Обычно он употребляется при глаголах речи. Я вас прошу меня оставить. Командир приказал бойцам отступать. Декан попросил студентов убрать аудиторию.

Составное именное сказуемое включает в свой состав вспомогательный компонент, который называют связкой, и основную часть, иначе именную часть. Связка указывает на модально-временной план, связывает подлежащее со сказуемым и выражает формальную соотнесенность сказуемого с подлежащим. Выделяют следующие типы связок:

1. Связка быть . Она выражает только модально-временное значение. Говорят, что ее лексическое значение выветрено. А счастье было так возможно, так близко. В настоящем времени связка обычно отсутствует. Это нулевая связка. Нулевая связка – это значимое отсутствие. Оно свидетельствует о реальности события и отнесенности его к настоящему времени. Но судьба моя уж решена. В русском языке есть конструкции, в которых употребляются связки есть, суть, выражающие значение настоящего времени. Они используются в предложениях тождества: Суббота есть суббота. Студент есть студент. И в предложениях научного стиля: Язык есть средство общения. В предложениях со связкой быть часто употребляются слова это, вот, значит. Квалифицируются они по-разному. Иногда их называют связками, но отождествлять глагол-связку и эти слова не стоит. Так как именно глагол-связка указывает на модальность и время высказывания. Сравните: Я - это я. Он был озлоблен. Эти слова приобретают значение частиц. Их еще называют фиктивными связками. Можно встретить термин «связки-частицы, которые сочетаются с глагольной связкой».

2. Полузнаменательные связки: стать, становиться, делаться, казаться, являться, представляться, называться. Два дня ему казались новы уединенные поля. Эти глаголы частично сохранили лексическое значение. Они могут употребляться как ПГС, реализуя его полностью. Сравните:

3. Знаменательные связки: приехать, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать. Погода стояла теплая. Знаменательная связка выделяется тогда. Когда большая смысловая нагрузка падает на зависимое слово, что обусловлено коммуникативным заданием. Письмо лежало раскрытым . Но это членение не структурное, а семантическое. В таких конструкциях можно видеть ПГС и полупредикативное определение. Мать вернулась усталая.

Именная часть имеет следующие способы выражения:

1. Имя прилагательное, краткое и полное. Воздух чист и свеж. День теплый, но ветреный. В таких конструкциях краткие формы вытесняют полные. Полное прилагательное может употребляться в Т.п. Т.п. – это показатель сказуемого. День был ветреным. В роли сказуемого может употребляться сравнительная степень прилагательного. Дни становились длиннее.

2. Причастие, полное и краткое. Работа сделана. Книга прочитана. Морозный воздух опьяняющий. Дама казалась рассерженной.

3. Имя существительное в Т.п. и И.п. Я слуга царя, царя грозного. Конечно, это большое искусство – ждать. (Связки-частицы указывают на сказуемое). Луна словно репа. Частицы входят в состав сказуемого. Ты всему виной.

4. Местоимение. Вишневый сад теперь мой. Что ты был? И что стал? Я не я, и лошадь не моя.

5. Именем числительным. Он был, казалось, лет шести. Наш дом – в пять этажей. Дважды шесть – двенадцать.

6. Наречие. Бойцы были наготове. Но умирать и вам будет страшно. В безличных предложениях в роли сказуемого употребляются слова категории состояния. Было холодно.

7. Междометия. Характер у студентов – ой-ой-ой! Ушица – ей-же-ей, на слову сварена!

Выделять сказуемое в предложении не всегда можно однозначно. Вопрос о границах сказуемого является спорным и сложным. Например: Он был человек долга // – структурное членение. Он был человек долга // – семантическое членение. Не всеми учеными признается существование сложного, или осложненного, сказуемого. Хотя методически осложненные формы следует выделять. Надо помнить, что осложняется всегда грамматическая часть. Примеры осложненного сказуемого:

1. Осложненное ПГС. Пойду почитаю (как единое целое). Знай себе учи (одинаковые формы). Еду, еду (повтор).

2. Осложненное СГС. Он хотел продолжать работать. Ты не имеешь права продолжать настаивать. Он готов был отправиться путешествовать. В грамматической части одновременно используются модальные, фазовые или эмоциональные глаголы.

3. Осложненное СИС. Он был рад стать учителем. Он боялся быть смешным. Однако в данном случае возможно иное членение предложения.

О характере сказуемого вывод делается по способу выражения вещественного значения.

Методика изучения синтаксиса в средней школе..Связь изучения синтаксиса с работой по развитию речи.

Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.

Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.

*На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи

*Расширить и систематизировать линвистические знания

*формировать речевые умения и навыки

* познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ

* совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей

* формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией

* обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов

* формировать основы развития пунктационных умений

Основные понятия.

Синтаксические единицы: словосочетание.

Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.

Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.

Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.

Предложение.

Простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)

Сложные (ССП,СПП,БСП)

Предложения с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.

Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.

Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог

Интонация, высказывание, предикативность

Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.

СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.

ССП и СПП

связь интонации и знаков препинания

способы передачи чужой речи

случаи осложнения простого П

Способы выражения подлежащего и сказуемого

вводные конструкции

8-9 классы – основной курс

углубленное изучение словосочетания

виды простого П с осложненными вариантами

способы передачи чужой речи

все сложное П, с различными видами связи

Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.

* правильно строить СС

* находить СС в П

* использовать в речи СС – синонимы

* соблюдать при построении СС речевые нормы

* производить синтаксич. разбор

* распознавать простые и сложные П

* использовать разные виды П при построении текста

* разбирать П (синт.разбор)

* соблюдать нормы РЯ при построении П

* употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией

* умение находить средства синт.выразительности

* обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний

* устанавливать способы и средства связи П в тексте.

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

*словосочетания

*простого предложения

*сложного предложения

Билет 17. Классификация односоставных предложений.Полные и неполные предложения. Содержание и принципы построения современных школьных учебников по русс яз. Характеристика одного из учебных комплексов.


^ ГОТОВИМСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СКАЗУЕМОЕ

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

^ Типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое – ПГС

Составное глагольное сказуемое – СГС

Составное именное сказуемое – СИС

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.


1 . Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро .

Наступило хмурое утро.

Сергей будет поступать в театральное училище.

Он с удовольствием уехал бы в деревню.

Запишите домашнее задание.


2 . Независимый инфинитив

Жить – родине служить.

3 . Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

Команда одержала победу в чемпионате.

Он опять лодыря гоняет .


5 . Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Давай я поеду с тобой.

Пусть уезжает с отцом.

Да приснятся тебе сладкие сны .

Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.

В комнате как будто попахивало гарью.

Он словно остолбенел от испуга.

Он чуть не умер с горя.

Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику.

Он едва ли не помешался от радости.


!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

1) Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется .

Ср.: ^ Он, бывало, неделями в деревне не показывался;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом :

одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть, а в составном именном сказуемом – можно.

Ср.: ^ Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым.

ПРИМЕЧАНИЕ

В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:
1) сочетание двух глагольных форм с частицей так (Удружил так удружил!);

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме (Пойду позову маму);

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и (Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула);

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест; Она ревмя ревёт).
^ Осложнённые типы простого глагольного сказуемого

^ Образец разбора

Мои дела идут в гору .

Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

Забыть бы обо всём.

Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

ЗАКРЕПЛЯЕМ.
Задание 1. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.
1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).
^ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС)

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);

б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

^ СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным , то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.
Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный , то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср .: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я).

2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я, просил (о чём?) её, петь будет – она).


ЗНАЧЕНИЕ

^ ТИПИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

ПРИМЕРЫ

1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

^ Он стал готовиться к отъезду.

Он продолжал готовиться к отъезду.

Он закончил писать книгу.


2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь и др.

Я умею петь .

Я хочу петь .

Я боюсь петь .

Я люблю петь .

Я стыжусь петь .

Я рассчитываю спеть эту арию.


План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.

  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.
Образец разбора

Заяц пустился бежать от охотника.
Пустился бежать – составное глагольное сказуемое. Основная часть (бежать) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
ЗАКРЕПЛЯЕМ.

Задание 1. Выделите грамматические основы предложений. Разберите простые и составные глагольные сказуемые по плану.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин). 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл (Дичаров). 20. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).

^ СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);

б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Например: Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым.
^ ВИДЫ ГЛАГОЛОВ-СВЯЗОК


Вид связки по значению

Типичные глаголы

Примеры

1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

^ Он был врачом .

Он будет врачом .

Он врач .

Он был больным .

Он будет здоровым .

Он больной .

Он является больным .

Лирика есть самое высокое проявление искусства.


2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;

б) сохранение признака: остаться;

в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться;

г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;

д) название признака: зваться, называться, почитаться.


^ Он стал больным .

Он остался больным .

Он бывал больным каждую осень.

Он оказался больным .

Он считался больным .

Он казался больным .

Он является больным .

Он слыл больным .

Их называли больными.


3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;

б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить;

в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть.


^ Она сидела усталая .

Он ушёл сердитый .

Он вернулся расстроенный.

Он жил отшельником .

Он родился счастливым.

Он умер героем .


Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

^ У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

^ Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый; более важным является то, что он был усталым, а не то, что он сидел, а не стоял или лежал).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:


  • знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть:
^ Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым;

  • связку можно сделать нулевой:
^ Он сидел усталый – Он усталый; Он родился счастливым – Он счастливый; Он пришёл первым – Он первый.

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

^ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ИМЕННОЙ ЧАСТИ


ФОРМЫ

ПРИМЕРЫ

  1. Имя существительное

1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат .

Он был моим братом .


1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи .

Я без гроша .

Этот дом – Мешкова .


1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы .

Эта девушка высокого роста .


2. Имя прилагательное

2.1. Краткое прилагательное

Он весел.

Он стал весел.


2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый.

Он стал весёлым .


2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

Здесь звуки музыки были слышнее .

Ты самый лучший .


3. Причастие

3.1. Краткое причастие

Он ранен.

Стекла были разбиты .


3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые .

Стекла были разбитыми .


^ 4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба – ваша .

Это что-то новенькое .


^ 5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.

Их изба была третьей с краю.


6. Наречие

Я был настороже .

Его дочь замужем за моим братом.

!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой) , это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого ;

3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.
Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого :

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л, а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были).

Например:

^ Он болеет (ПГС). – Он болел;

Он болен (СИС). – Он был болен;

Город взят (СИС). – Город был взят.

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

Если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого – наречие.

^ Ср.: На море спокойно;

Если подлежащее – инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого – наречие:

^ Жить – это хорошо; Жизнь – это хорошо; Дети – это хорошо;

Если подлежащее – существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее – существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

^ Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). – Река спокойна; Моря спокойны; Море спокойное).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член – определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение.

Ср.: У неё было красное (какое?) платье ; красное – определение.

Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого.

^ Ср.: Её платье было (какое?) красное ; красное – именная часть сказуемого.

Если глагола в предложении нет, то обратите внимание на порядок слов:


  • определение обычно стоит перед подлежащим-существительным.
^ Ср.: У неё красное платье;

  • именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного.
Ср.: Её платье красное.

4 . Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

Подлежащее обычно предшествует сказуемому:

^ Москва – столица России; Столица России – Москва.

Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

Ср.: Хороший человек Иван Иванович;

Указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

^ Москва – это столица России; Столица России – это Москва; Иван Иванович – это хороший человек.

Обратите внимание, что в предложениях типа: Это хорошо; Это мой брат это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

Подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы – именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время (был, была, было, были ) или связку являться, то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

^ Ср.: Москва была столицей России; Москва является столицей России; Иван Иванович был хорошим человеком; Иван Иванович является хорошим человеком.

План разбора составного именного сказуемого


  1. Указать тип сказуемого.

  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.
Образец разбора

Жизнь – это хорошо .
Хорошо – составное именное сказуемое. Именная часть хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.
Я пришёл первый .
Пришёл первый – составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
^ Этот парень среднего роста .
Среднего роста – составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом – существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

ЗАКРЕПЛЯЕМ.

Задание 1. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой). 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). 4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно (Тендряков). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).
Задание 2. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). 5. Видно, родился я такой (Бунин). 6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). 7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).
Задание 3. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.
1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? (М. Горький). 2. Что же я такое? (М. Горький). 3. Ну и забавник ты! (М. Горький). 4. Ловкая штучка – умишко человеческий (М. Горький). 5. Потребность упрощать – наша детская болезнь (М. Горький). 6. Какое счастье – уметь всё делать (М. Горький). 7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии (Белинский). 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать (Пришвин). 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Тургенев). 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой (Паустовский). 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода (Бунин). 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску (Тургенев). 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду (Тургенев). 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света (Тургенев). 15. Аннушка стояла у стены бледная (Паустовский).

Сказуемое - неотъемлемая часть практически любого предложения. Вне зависимости от того, как оно выражено и выражено ли в принципе, оно определяет предмет. Этот член предложения может обозначать как действие, так и какой-то признак предмета, отвечать на разные вопросы (от банального и общеизвестного "что сделал?" до уже более сложного для восприятия "какой?"). Всё это показывает, что существуют разные способы выражения сказуемого. Так какие же они бывают, и что влияет на разделение сказуемых по разным типам?

Способы выражения

Как известно, способы выражения подлежащего и сказуемого могут быть разными. Первое, например, может быть выражено:

  • существительным или местоимением (Человек/Он появился );
  • инфинитивом (Трудиться - наша прямая обязанность );
  • фразеологизмом (Авгиевы конюшни - вот самое точное определение этой комнаты ) и т. п.

То же самое можно сказать и о сказуемом. Лимитировать этот член предложения только глаголом будет огромнейшей ошибкой. Оно может быть представлено:

  • существительным (Знание - сила );
  • числительным (Трижды пять - пятнадцать );
  • прилагательным, причём даже в сравнительной форме (Под ним струя светлей лазури );
  • и глаголами во всех их проявлениях - в разных наклонениях и видах, глаголах в сочетании с частицами, инфинитивами и так далее.

То есть, в принципе, уже ясно, что разнообразие тут колоссальное. Поможет лучше представить способы выражения сказуемого таблица, приведённая ниже:

Способы выражения глагольного сказуемого

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Инфинитив

Фразеологизм

Междометие

Вспомогательный глагол + инф

Именная часть

Глагол начала и конца действия

Глаголы намерения, волеизъявления, желания

Глаголы эмоций

Безличные глаголы

Краткие прилагательные

Существительные

Можно/нельзя

Фразеологизм

Лексически ослабленный глагол

Существительное

Прилагательное

Местоимение

Фразеологизм

Числительное, числовые сочетания

Причастие

Междометие

Простое глагольное сказуемое

Начнём, пожалуй, с первого типа. Простое глагольное сказуемое встречается, наверное, наиболее часто. Выражается оно глаголами в любой форме, а именно:


Простое глагольное сказуемое - нюансы

Тут есть определённые нюансы. Очень часто будущее время изъявительного наклонения не воспринимают как простое глагольное сказуемое - оно же состоит из двух слов. Но это будет такой же ошибкой, как не считать ПГС (именно так сокращается название этого вида сказуемого) глаголом в сочетании с частицей.

Другой спорный момент - разграничение фразеологизма (хотя тут точнее будет сказать - несвободного словосочетания) и составного именного сказуемого. Первое легко заменяется одиночным глаголом (Нам отдали приказ - Нам приказали . Что ж ты голову повесил? - Что ж ты загрустил? ), тогда как с составным именным сказуемым такой хитрости не получится, единственное - можно заменить глагол-связку на слово "был" (Он сидел грустный - Он был грустный ).

Составное глагольное сказуемое

Переходим к следующему типу сказуемого - составному глагольному. Здесь всё так же просто, как и в простом - есть вспомогательный глагол, а к нему примыкает инфинитив (Он хотел учиться ). Единственный нюанс в этом случае - чёткое выделение этого самого вспомогательного глагола, потому что представлен он может быть не только ним:

  1. Фразовые глаголы начала и конца действия (Перестала препираться/ Начал действовать )
  2. Модальные глаголы намерения, способности, волеизъявления, желания (Мы собирались посетить. Я могу бегать. Я желаю освободиться. Я хочу сбежать)
  3. Глаголы эмоций (Боюсь влюбиться. Ненавидит лгать )
  4. Кое-какие безличные глаголы (Стоит заметить. Следует задуматься )
  5. Краткие имена прилагательные, полная форма которых либо вовсе отсутствует, либо имеет иное значение (Рад встретиться. Горазд выдумывать. Мы вольны выбирать )
  6. Некоторые имена существительные (Мастер лгать. Любительница прогуляться )
  7. Можно и нельзя (Можно отметить. Нельзя не признат ь)
  8. Фразеологизм (Горит желанием прийти )

Способы выражения сказуемого с примерами - лучший способ разобраться в этой пусть не очень запутанной, но всё же объёмной теме. Главное в составном именном сказуемом - разобраться с механизмом его образования. Это глагол (или же нечто, его заменяющее) плюс инфинитив. Верьте этой формуле - и у вас всё получится.

Составное именное сказуемое

Способы выражения сказуемого продолжаем изучать с составным именным сказуемым - самым нелюбимым у школьников. Такая его непопулярность вызвана тем, что порой его бывает очень тяжело отличить от простого глагольного сказуемого. Но обо всём по порядку.

Глагольная связка

Составное именное сказуемое включает в себя две части - глагольную связку и именную часть. Отдельно следует заметить, что если мы говорим о настоящем времени, то глагольную связку можно и опускать (Он прекрасен ). Глагольная связка чаще всего представлена:


Да, порою очень трудно выделить самостоятельное сказуемое с второстепенными членами. Коротенький тест «Способы выражения сказуемого» поможет нам хоть немного разобраться с этой нелёгкой темой.

  1. Да какой смысл здесь бродить! - Бродить бессмысленно по паркам .
  2. Лежать недвижимо на холме. - Сколько можно тут лежать?!
  3. Он мог жить аскетом, ничего не желая. - И как ты собираешься тут жить?

В данных предложениях представлены разные способы выражения сказуемого, попробуйте разобраться, какие типы сказуемого представлены в каждом предложении.

Именная часть

Продолжаем тему "Составное именное сказуемое" изучением его именной части. Она может быть выражена:

  1. Именем существительным (Была актрисой )
  2. Именем прилагательным во всех его формах - краткой и полной, степенях сравнения (Мы очень вам рады. Голос совершенный ).
  3. Причастием во всех его формах - также краткое и полное и ещё страдательное и действительное (Книга прочитана. Юноша читающий )
  4. Местоимением (Небо - твоё )
  5. Именем числительным и любым сочетанием с цифрами (Семью пять - тридцать пять. Высота здания - двести метров)
  6. Наречием (Я ей чуть-чуть сродни )
  7. Междометием (Твои мысли - караул! )
  8. Фразеологизмом и несвободным словосочетанием (Его душа для меня тайна за семью печатями )

Как видно, способы выражения сказуемого разнятся колоссально - если в простом глагольном и запоминать-то толком нечего, то с составным именным придётся повозиться. Но при должном желании всё будет хорошо.

Заключение

Способы выражения подлежащего и сказуемого - тема долгих и обстоятельных научных лекций. Самое главное во всём этом осознавать, что выражены главные члены предложения могут быть разными частями речи, порой даже не одиночными, что они могут иметь разные виды и порой на первый взгляд очень и очень сложно понять, что же перед вами находится. Единственный учитель здесь - практика, и кроме этого, поможет понять способы выражения сказуемого таблица, которую можно постоянно дополнять примерами.

ТИПЫ СКАЗУЕМОГО И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

Общий принцип классификации сказуемых

При установлении типологии сказуемого учитываются основные признаки, связанные с его семантикой и способами формального выражения.

Семантическим ядром сказуемого как члена предложения, противопоставленного подлежащему, являетсяобозначение действия или признака в широком смысле . В двусоставном предложении именно через сказуемое выражаются основные грамматические значения предложения - объективная модальность и синтаксическое время. Все эти специфические качества сказуемого фокусируются в глагольной форме, которая и является исходным, элементарным типом сказуемого. Однако в речевой действительности возникает необходимость разнообразного варьирования способов выражения сказуемого, поскольку общее значение признака дифференцируется как обозначение действия, состояния, свойства, качества, принадлежности и т.д., оформляемое в определенном временном и модальном плане. Для передачи такого содержания и таких синтаксических значений используются разнообразные комбинации глагольных слов и слов других частей речи. Собственно глаголы оказываются самодостаточными для выражения нужного комплекса значений, другие же части речи обычно сочетаются с глаголами, которые в таком случае несут на себе функцию связок, в результате чего «сказуемостная сущность» передается расчлененно: грамматические значения - через глагольную форму, а вещественные - через присвязочный член.

Все эти особенности сказуемых и принимаются во внимание при их классификации.

Простое глагольное сказуемое

В сказуемом двусоставного предложения как противочлене подлежащего заключено общее значение признака (действие, состояние, свойство, качество и т.д.). Типичной частью речи для выражения этого значения является глагол . Глагольное сказуемое содержит одновременно и вещественное значение сказуемого и грамматическое - время, наклонение, лицо.

Простым глагольным сказуемым является сказуемое, выраженное глаголом. Глагольное сказуемое, формально уподобленное подлежащему, - это формы глагола любого наклонения, времени и лица. В составе простого глагольного сказуемого могут быть различные модальные частицы, употребляющиеся обычно в разговорном стиле:Спать бы шел и гостю б покой дал (Б. Пол.); Тетя Катя не хотела ехать да как заплачет (А.Н. Т.); Она как будто любила меня (Л. Т.); А вы будто уж и не замечали ничего? (М.-Сиб.).

Сказуемое, формально не уподобленное подлежащему , может быть выражено инфинитивом, глагольным междометием, некоторыми формами повелительного наклонения (со значением условия, уступки, пожелания, долженствования и т.д.). Например:И царица хохотать, и плечами пожимать (П.); Тут рыцарь прыг в седло и бросил повода (Кр.); Вот и урони она табакерку (Дост.); И будь не я, коптел бы ты в Твери (Гр.); Наш брат думай об одном... (Т.). Такие способы выражения сказуемого характерны для стиля разговорного, синтаксические построения которого особенно богаты модально-экспрессивными значениями.

Осложненное глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое считается осложненным, если оно выражено двумя глаголами, из которых один лексически неполноценен, или двумя повторяющимися глаголами. В составе таких сказуемых часто используются различные частицы. Осложненные сказуемые имеютразличные оттенки значения . Они указывают, например:

    на действие и его цель (пойду напишу );

    на произвольность действия (взял да и пришел );

    на неопределенность действия (стрелять не стреляет );

    на невозможность осуществления действия (ждем не дождемся );

    на полноту действия, избыточность (поесть так поесть );

    на напряженность и длительность действия (глядит не наглядится, таскать не перетаскать ) и т.д.

Все эти формы сказуемого, наряду с общим обозначением конкретного действия, протекающего в определенном временном плане, осложнены значениями способа протекания действия, его качественной характеристики, оценки и т.д.

Такие сказуемые характерны для экспрессивно окрашенной речи.

К простым осложненным глагольным сказуемым относятся также фразеологизированные глагольные сочетания в функции сказуемых, которым присуще единое значение:бить баклуши - «бездельничать», точить лясы - «болтать», приказать долго жить - «умереть», положить зубы на полку - «голодать» . Например:Какой-то древний царь впал в страшное сомненье (Кр.); Философ Хома пришел в совершенное уныние от таких слов (Г.).

Такие сочетания синтаксически нечленимы, т.е. выступают в роли одного члена предложения.

Составное глагольное сказуемое

К составным глагольным сказуемым относятся сказуемые, выраженные личной формой глагола и примыкающим к нему инфинитивом. С инфинитивом, в котором заключается вещественное значение, могут сочетаться глаголы, обозначающие начало, продолжение или конец действия, а также модальные глаголы, обозначающие намерение, волеизъявление, способность, предрасположенность, желание и т.д.

К первой группе относятся такие глаголы, как начать, начинать, стать, приниматься (в значении «начать»), продолжать, кончать, прекратить, бросить (в значении «кончить» );

ко второй группе - глаголы хотеть, желать, уметь, мочь, намереваться, ухитряться, разучиться, суметь, готовиться, мечтать, надеяться, бояться и т.п .

К составным глагольным можно отнести и сказуемые с фразеологизированным сочетанием на месте модального глагола ; во второй части такого сказуемого употребляется инфинитив. Например:гореть желанием видеть, иметь намерение отдохнуть, изъявить согласие приехать, иметь право отвечать и др .

Вместо модального глагола в составном глагольном сказуемом может употребляться и предикативное прилагательное, к которому примыкает инфинитив. Это прилагательные типа:рад, горазд, намерен, должен, готов, способен, волен . Например:Он готов подождать; Ученик способен выучить все.

Составное глагольное сказуемое может осложняться третьим компонентом . Такие сказуемые принципиально от составных глагольных не отграничиваются и отличаются лишь некоторым наращением смысла. Чаще всего это такие сказуемые, в которых соединяютсяглагол в личной форме и два зависимых инфинитива . Глаголы в личной форме (те же, что и в сказуемых составных) обозначают начало, продолжение или конец действия или имеют модальные значения. Составным компонентом такого сказуемого может быть и предикативное прилагательное.

Как правило, в трехчленном глагольном сказуемом объединяются глагол модальный и глагол, указывающий на начало, продолжение или конец действия (один из них в форме инфинитива), например: хотел (хочу) начать заниматься; решил начать лечиться, надеялся бросить курить; мог (могу) начать петь; хотел кинуться бежать, да не смог. На месте глагола в личной форме может быть предикативное прилагательное:готов начать заниматься; рад бросить курить, да не может; согласен остаться работать . Отнесение к составным сказуемым объединения глаголов типарешил начать учиться ,обещала прекратить разыскивать некоторыми лингвистами ставится под сомнение, предлагается расчленить подобное сочетание на два сказуемых: основное и второстепенное инфинитивного типа. Однако к таким трехчленным глагольным сочетаниям надо подходить дифференцированно, т.е. учитывать степень лексической знаменательности глаголов в составе этих сочетаний. Если основное значение сказуемого передается только последним инфинитивом, а первые два глагола обозначают лишь начало, конец, продолжение действия в сочетании со значениями волеизъявления, возможности, невозможности действия, желательности или склонности, то такие сказуемые не следует расчленять, так как в конечном счете они обозначают одно действие или состояние; если же оба глагола-инфинитива в трехчленном сочетании обозначают самостоятельные, раздельно существующие действия, то сказуемым следует считать два первых глагола, а третий - второстепенным членом предложения (обстоятельством или дополнением). Ср.:решил начать лечиться ирешил поехать лечиться . В первом сочетаниирешил начать лексически неполноценно, так как сам процесс назван лишь в третьем глаголе; во втором - оба глаголапоехать илечиться полнозначны в лексическом отношении: глаголлечиться обозначает цель совершения действия, названного самостоятельным сочетанием глаголов решил поехать (ср.:решил поехать в Крым ).

Именное сказуемое и виды связок в нем

Именное сказуемое состоит из глагольной связки в личной форме и именной части. Связка может быть трех видов:

    отвлеченная - это глаголбыть в различных формах времени и наклонения; связка называется отвлеченной потому, что имеет чисто грамматическое значение и лишена вещественного содержания, например: Все реже был слышен голос незнакомки (Пауст.); Канонада была как неумолчный стук часов (Сим.);

    полуотвлеченная, или полузнаменательная , - это глагол с ослабленным лексическим значением; такой глагол передает грамматические значения (время, наклонение), связывая сказуемое с подлежащим, кроме того, этот глагол вносит в сказуемое частично и лексическое значение - называния, перехода из одного состояния в другое и т.д., например:Я самый смирный стал теперь человек (Т.); ...Ему мир целый казался прах и суета (Гр.) ;

    знаменательная, или вещественная , - это глагол, полностью сохраняющий свое лексическое значение, обозначающий состояние, движение и т.д., например:Никто не родится героем, солдаты мужают в бою (Л. Ош.). Такие полнозначные глаголы включаются в сказуемое вместе с именными формами и только поэтому условно считаются связками. По существу же эти глаголы, полностью сохраняя лексическое значение, не грамматикализируются и выражают самостоятельный признак субъекта. Недаром А.А. Шахматов считал сказуемые с такими глаголами двойными.

    Глаголы-связки третьей группы могут свободно употребляться в качестве самостоятельных сказуемых :вернуться, прийти, возвратиться, родиться, уходить, жить, стоять, лежать, сидеть, умереть, работать, остаться .

В результате наличия глагола-связки и именной части сказуемые называются составными : грамматические значения такого сказуемого заключены в связке (быть, называться, стать, становиться; начать, кончать, казаться, приходиться; приехать, возвратиться, стоять, жить ), а вещественные - в именной части.

Если сказуемое имеет значение настоящего времени, отвлеченная связка есть может отсутствовать, сказуемое в таком случае называется либопростым именным, либо составным с нулевой связкой , например:Извозчик - малый удалой (Кр.); Двадцать лет - хорошая вещь (Сим.).

Роль предикативной связки могут выполнять указательные частицы это, вот, значит, это значит:Нравиться - это дело юношей (Т.); Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни (Ч.).

Сказуемое может присоединяться к подлежащему и при помощи сравнительных слов как, словно, будто, точно, как будто, что, часто переходящих в частицы:Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней... (М. Г.); Старый что малый (посл.) Этот хоровод в душе как белые гребни волн в море (М. Г.); Рука просто как каменная (Т.); Рассказ его словно красивая сказка; У тебя брошка вроде как пчелка (Ч.).

Составное именное сказуемое может осложняться третьим компонентом - в таком случае оно состоит изпредикативного прилагательного, связки и именной части :Ты должен быть нашим первым драматургом (Фед.); Речи должны быть кратки! (Фурм.); Рад быть полезным.

Именная часть сказуемого

Все именные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное) могут выступать в качестве именной части сказуемого.

Имя существительное в роли именной части употребляется обычно в формах именительного или творительного падежа :Дочь Марина была высокая смуглянка (Кожевн.); Старик Потапов был в прошлом корабельным механиком (Пауст.); Читать подряд было для нервного человека истязанием (Наб.) . Творительнативный является формой развивающейся, активной. Эта форма постепенно вытесняет именительный предикативный. Обе формы в настоящее время различаются семантически и стилистически. Именительный обозначает признак постоянный, устойчивый, обычно он употребляется в сказуемом без связки, мыслимом в настоящем времени:Брат - учитель, я - инженер . При отнесенности к плану прошлого, такой именительный воспринимается как архаичный:Конечно, мы были приятели (Л.) .

Признак временный, непостоянный передается чаще при помощи формы творительного падежа: ...Уж в Роще Огонек становится Огнем (Кр.) . Однако такая семантическая дифференциация постепенно исчезает в связи с расширением употребительности творительного предикативного. В современном русском языке творительный возможен даже без связки:Он в штабе дивизии связистом (Казак.); А у нашего солдата адресатом целый свет (Твард.) .

Для отдельных лексических групп существительных творительный предикативный был активной формой еще в XIX в. - вина, причина, порука: Ты, - говорит, - всему виной (Кр.); Поверьте, совесть в том порукой, супружество нам будет мукой (П.).

Творительный предикативный без связки закрепился в разговорном стиле в сказуемых со значением уподобления, особенно в тавтологических выражениях усилительного характера :Дело делом, а любовь любовью (Казак.).

Творительный (со связкой и без нее) может употребляться рядом с именительным в своеобразных, разговорного типа сказуемых со значением оценочности :зверь зверем, молодец молодцом, орел орлом, урод уродом . Например:На корвете он казался орел орлом, особенно когда стоял на мостике (Станкж.); ...Вовсе из сил выбился, тень тенью стал (М.-Сиб.).

Именная часть может быть выражена существительным в форме родительного падежа, например:Философ Хома Брут был нрава веселого (Г.). Особенность такого сказуемого заключается в том, что круг слов, способных выступать в этой функции в форме родительного падежа, ограничен и само сказуемое всегда имеет значение либо качественной характеристики, либо внутреннего состояния, причем при родительном имени обязательно употребляется прилагательное, которое и заключает в себеуказание на качественный признак :Руки были пухлые, маленькие, но безукоризненной формы (Казак.); Она повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он (Ч.).

Родительный падеж имени может иметь значение отношения или принадлежности (в таком случае прилагательное при нем необязательно):Чья коляска? Моего господина (Л.); Ты какого роду-племени... (Л.).

В роли именной части сказуемого может употребляться и родительный падеж имени с предлогом , например:А говорят - лилии без запаха (Фед.)

Другие падежи имен существительных в роли сказуемого употребляются реже, это всегда предложные сочетания, например: И у костра был сон не в сон (Твард.); Вот вода уже людям по колени... (Казак.); Варя была с заплаканными глазами (Ч.); ...Цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом (Ч.); Вот мой Онегин на свободе (П.); Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями (Пауст.).

Именной частью могут быть фразеологизированные сочетания именного типа , например:Ну, право, их затеи не у места! (Кр.); ...Да он и не без дела (Кр.); А ты ему, кажется, не очень по душе (М. Г.).

Именная часть сказуемого - зависимая словоформа, которая вместе с глаголом-связкой представляет собой единую семантическую группу слов, причем очень часто такие функциональные объединения слов могут образовывать синонимические ряды. Например: ходить героем, ходить в героях, ходить как герой, ходить в качестве героя ;служить секретарем, служить в секретарях .

Имя прилагательное в роли именной части сказуемого употребляется в полной и краткой формах, в формах разных степеней.

Для прилагательных полной формы характерны иименительный и творительный падежи . Например:Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов (Пауст.); - Я ведь здешняя, - добавила она (Сим.); Изумительный наш народ (Эренб.); Был я молодым, горячим, искренним, неглупым (Ч.); Слежка оказалась весьма изнурительной (Наб.); Была ты всех ярче, верней и прелестней... (Бл.).

Прилагательное в качестве именной части сказуемого может присоединяться к подлежащему при помощи сравнительной частицы , например:Пустые стены больших домов, выходивших на пустырь, были как бронзовые (Тих.); Он был в доме как чужой (Триф.).

Полные прилагательные в функции сказуемого могут сочетаться с полнознаменательными глаголами движения и состояния: бежать, возвращаться, приехать, явиться, сидеть, лежать и др., например:...Он сложа руки прохаживался угрюмый взад и вперед (Л.); День вставал румяный, ладный... (Сурк.) . Глагол-связка имеет здесь полноценное предикативное значение, а потому прилагательные осложняются определительным значением. Часто они так и называются -предикативные определения или глагольно-именные определители . Ср.:Как часто по брегам твоим бродил я тихий и туманный (П.). - Как часто по брегам твоим бродил я, тихий и туманный (во втором варианте предложения определительная функция у прилагательных становится ведущей, а сказуемостная заключена в полнознаменательном глаголе бродил).

Именная часть может быть выражена причастием : кратким и полным, страдательным и действительным. Например:Брови ее были сдвинуты (Т.); Чай стоял нетронутый (Дост.); ...Они [воды] были уже словно скованные (Сим.); Сейчас он [сад] стоял облетевший, озябший (Пауст.).

Полное причастие может быть и в форме творительного падежа :Стаканы с чаем стоят нетронутыми (С.-Щ.).

В роли именной части сказуемого употребляются различные местоимения : личные, притяжательные, вопросительно-относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределенные. Возможныформы как именительного, так и творительного падежей . Например:Вы ли это, вы ли это, Рудин? (Т.); - Она моя! - сказал он грозно (Л.); А кто такой Хорь? (Т.); Лиза в несколько дней стала не та (Т.); Каким прикинется, таким себя и покажет (Пауст.); Он ходил не как все (Наб.); Легенда не ахти какая, но все-таки легенда (Наб.).

Как и существительные, местоимения могут выступать в качестве сказуемых в формах разных падежей с предлогами, представляя собой свободные именные сочетания или сочетания фразеологизированного типа, например: Можешь поселиться у меня, пока дом за мной (Фед.); ...Иногда я от него вне себя (Фонв.).

Именная часть может быть выражена именем числительным или количественно-именным сочетанием . Например:Оно [здание] было в два этажа (Г.), Дважды два - четыре; Сережка был первый, кто их увидел (Фад.); Первым пришел дед (Пауст.).

Именная часть может быть выражением один из... (одним из...) :Он был одним из товарищей моего брата Григория (Наб.).

Смешанное сказуемое

Сказуемое может быть смешанным, т.е. состоять из глаголов и имен. Такие сказуемые объединяют признаки составного глагольного и составного именного сказуемого.

С одной стороны: стал дипломатом, был учителем, считался полезным, пришел веселый - составные именные сказуемые;

и с другой: хотел учиться, должен приготовить, мог уважать - составные глагольные сказуемые.

В сказуемых смешанных сочетаются компоненты и тех и других: хотел стать дипломатом, мог считаться полезным, старался быть веселым, мог казаться молчаливым, боялся показаться смешным.

Например: Вы должны трудиться, стараться быть полезным (Т.); Карелин... остался сидеть за столом мрачный, как туча (Казак.); Я не стараюсь делаться лучше (Л. Т.); ...Иудушка не догадался даже притвориться испуганным (С.-Щ.).

Сказуемое, выраженное наречием и междометием

Сказуемые могут быть выражены наречиями или включать в свой состав наречие. Функцию сказуемого приобретают качественные и качественно-обстоятельственные наречия.

Они употребляются без связки или с полузнаменательными глаголами , например:Ведь я ей несколько сродни (Гр.); ...Дверь тамбура стоит настежь (Фед.); Шинель была совершенно и как раз впору (Г.).

Наречное сказуемое может быть фразеологизированного типа :Только ты у меня смотри: чтоб все честь честью было (С.-Щ.).

Сказуемое, выраженное междометием , встречающееся в разговорной речи, обозначает действие лица или предмета или эмоционально оценивает предмет. Такие междометия функционально сближаются с именами или глаголами, например:...Подальше от вас. Нет, вы, господа, ой-ой-ой! (Т.); Ребята мигом на ноги - и айда. (Фурм.). Иногда наречные и междометные сказуемые условно относят к именным, такое отнесение основано на функциональной близости с именами в роли сказуемого.

Сказуемое может быть выражено предикативным наречием (словом категории состояния). Обычно они употребляются при подлежащем-инфинитиве: Судить человека в немилости очень легко (Л. Т.); Разубедить его в чем-нибудь трудно, спорить с ним невозможно (Ч.); Напраслину-то терпеть кому ж приятно! (А. Остр.).

Сказуемое - весьма важный член предложения. Именно благодаря ему становится понятен смысл того, что пытаются донести. Конечно, существуют предложения без этого члена, однако они не несут той динамики, которая является атрибутом сказуемого. Разновидностей этого члена предложения в русском языке достаточно много, и каждый используется для передачи определенных смысловых оттенков. Разберем, и его способы выражения.

Грамматическая основа предложения

Прежде чем говорить о сказуемом как таковом, следует уделить внимание предикативной, или в которую оно входит. Неслучайно эти члены предложения называют главными. Ведь подлежащее и сказуемое - основные ориентиры того, что перед нами не словосочетание, а более сложная синтаксическая единица.

Приведем пример:

1. Пестрые рыбешки.

2. Между камнями тут и там на мелководье снуют шустрые и пестрые рыбешки.

В первом случае перед нами словосочетание, в котором можно выделить главное и зависимое слово. Однако смысловой нагрузки о том, что это за рыбешки, где они обитают, что с ними происходит, мы не наблюдаем. Таким образом, перед нами словосочетание. Во втором случае перед нами предложение. Докажем это. Легко вычленяется основа предложения: рыбешки снуют. Здесь уже основная мысль оформлена, высказывание имеет законченный вид, ощущается интонационная законченность.

Даже если убрать все второстепенные члены, останется основа предложения. Рыбешки снуют. Это уже не будет словосочетанием по причинам, перечисленным выше.

Помимо сказуемого, о котором пойдет речь дальше, в предикативную основу входит подлежащее. Этот член предложения указывает на предмет речи, о нем сообщается в данной синтаксической единице.

Сказуемое: определение понятия

Что же такое сказуемое? Главная его задача - передать смысл того, что говорится о предмете речи, выраженном подлежащим.


Типы сказуемых

Принимая во внимание, в каком значении использовано сказуемое и его способы выражения, выделяют разные типы этого члена предложения.

Разберем пример. Щеки краснеют. - Щеки продолжают краснеть. - Щеки становятся красными. Все эти три предложения передают, в принципе, одну и ту же мысль, однако грамматическое значение и оттенки смысла у них различны. Так, в первом предложении грамматическое значение и смысловая нагрузка лежат на сказуемом краснеют . Иное дело - второе и третье предложения. Здесь грамматическое и лексическое значение передают разные слова. Сказуемые состоят из двух слов (продолжают краснеть, становятся красными), одно из которых (первое) несет грамматическую нагрузку, второе (инфинитив в первом случае и прилагательное во втором) - смысловую.

Также все сказуемые русского языка подразделяются на простые и составные. Первое состоит из одного глагола, который несет в себе смысловой и грамматический аспекты. Сестра целый вечер играет в куклы. Сказуемое играет - простое.

Иное дело - составное сказуемое и его способы выражения. Здесь принимают участие как минимум два слова, одно из которых обрисовывает грамматическую составляющую, а второе - смысловую (см. примеры в начале раздела).

По своему типу выделяют именное и глагольное сказуемое, примеры которых и приведем в последующих разделах. Различать их достаточно просто: если одна из частей его выражена каким-либо именем: существительным, прилагательным, числительным - оно будет называться именным.

Глагольное сказуемое и его связь с подлежащим

Прежде чем перечислить способы выражения именного и глагольного сказуемого с примерами, разберем, как в предложении оно связывается с подлежащим.

Это может происходить по категории числа: Ученик пишет диктант. - Ученики пишут диктант.

Также согласование может реализовываться в числе и роде: Ученик писал диктант. - Ученица писала диктант. - Ученики писали диктант.

Особый случай - когда подлежащее выражено словом со значением какого-либо количества. Здесь необходимо учитывать контекст и ставить сказуемое либо в единственное, либо в множественное число. Облака плывут по ярко-синему небу. - Много учеников будут вспоминать школьные годы с благодарностью и светлой грустью. Учительство занимает особое место среди специалистов. Последнее предложение весьма показательно, потому что в нем подлежащее имеет собирательное значение, поэтому требуется поставить сказуемое только в единственном числе. Это такие подлежащие, как большинство, общество, народ, меньшинство и другие.

Простое глагольное сказуемое

Разберем способы выражения простого глагольного сказуемого. В нем смысловая и грамматическая составляющие заключены в одной глагольной форме. Оговоримся сразу, ошибочно говорить, что простое глагольное сказуемое - всего лишь одно слово, так как оно может быть выражено такой формой, которая предполагает в составе несколько слов, знаменательных или нет.

Итак, способы выражения сказуемого с примерами:

  1. Глагол в каком-либо из наклонений. Я поеду в отпуск на море (изъявительное) - Я поехала бы в отпуск на море (условное) - Езжай в отпуск на море (повелительное).
  2. Сложное будущее время глагола. Я буду печь торт к своему дню рождения (буду печь).
  3. Глагол быть , если имеет значение наличия чего-либо или просто существования. Вчера целый день был дождь. У меня есть такое качество.
  4. Фразеологизм, в случае если в его составе имеет место спрягаемая форма. Олеся наконец-то пришла в себя. Я нахожу общий язык практически с каждым ребенком и родителем.

Составное глагольное сказуемое

Разберем составное глагольное сказуемое и его способы выражения. Оно включает в себя основную часть и вспомогательную. Первая содержит смысловую нагрузку и является инфинитивом, вторая же содержит грамматическое значение. Также вспомогательная часть может наделяться дополнительными оттенками смысла. Разберем, что означает составное глагольное сказуемое. Примеры помогут лучше это понять.

  • Этапы действия: начало, окончание, продолжительность. Я собираюсь перечитать Пушкина. Я заканчиваю выполнять побелку стен.
  • Желание или необходимость действия, его возможность. Ольга хотела подстричься очень коротко. Я должна предупредить тебя об опасности обжечься.
  • Какой-либо эмоциональный контекст. Я обожаю гулять по набережной в любое время года.

Как было сказано выше, основная часть - это всегда глагол-инфинитив. Вспомогательная же может быть со значением действия: должен, рад и другие, также сюда могут входить слова нужно, можно, весело, горько, любимо, хорошо.

Сказуемое именное

Составное именное сказуемое имеет в составе помимо вспомогательной части именную. Именно в ней содержится смысловая составляющая. Вспомогательная же часть отвечает за грамматическое наполнение и связь с подлежащим.

Разберем, что представляет собой подобное сказуемое и способы его выражения. Если говорить о вспомогательной части, то ею может быть:

  • Глагол-связка быть. Ее отличие в том, что в настоящем времени она становится нулевой: Она была умна и красива. Она будет умна и красива. Она умна и красива.
  • Другие глаголы-связки, которые, в отличие от быть наделены дополнительными смыслами: казаться, считаться, являться, становиться и другие.

  • Глаголы движения, такие как сидеть, прийти, стоять и другие. Лиза сидела гордая и неприступная.

Что касается именной части, то ею может быть существительное, прилагательное, слово категории состояния, причастие или прилагательное, полное, краткое в сравнительной степени. Андрей был выше Игоря на целую голову. Небо было голубое и очень чистое. Стол - предмет мебели, столь необходимый для хозяйства.

Также в составе именной части могут присутствовать местоимения. Девушка была именно такой, какой виделась ему в мечтаниях. Бывают и числительные. Десять умножить на десять будет сто.

Фразеологизмы нередки в качестве именной части. Шорохов был мастером на все руки в деле строительства.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...