Проведение психологического исследования. Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В самом первом приближении любое научное исследование, в том числе и психологическое, проходит три этапа: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный.

На первом этапе формулируются цели и задачи исследования, производится ориентация в совокупности знаний в данной области, составляется программа действий, решаются организационные, материальные и финансовые вопросы. На основном этапе производится собственно исследовательский процесс: ученый с помощью специальных методов вступает в контакт (непосредственный или опосредованный) с изучаемым объектом и производит сбор данных о нем. Именно этот этап обычно в наибольшей степени отражает специфику исследования: изучаемую реальность в виде исследуемых объекта и предмета, область знаний, вид исследования, методическое оснащение. На заключительном этапе производится обработка полученных данных и превращение их в искомый результат. Результаты соотносятся с выдвинутыми целями, объясняются и включаются в имеющуюся в данной области систему знаний.

Приведенные этапы можно разукрупнить, и тогда получим более подробную схему, аналоги которой в том или ином виде приводятся в научной литературе :

I. Подготовительный этап

1. Постановка проблемы.

2. Выдвижение гипотезы.

3. Планирование исследования.

II. Основной этап

4. Сбор данных.

III. Заключительный этап

5. Обработка данных.

6. Интерпретация результатов.

7. Выводы и включение результатов в систему знаний.

Надо сказать, что приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема. Это скорее общий принцип алгоритмизации исследовательских действий. В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать. Такая свобода выполнения этапов и операций предусматривается при так называемом гибком планировании.



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблема (от греч. problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике. Но вопрос может быть и «спущен сверху» в виде директив, предлагающих его разрешить. Разновидностью директивного пути появления проблемы можно считать и заказ на исследование. Будем рассматривать первый вариант как типичный случай, поскольку и директивный путь исходно связан с неясностями в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности.

Таким образом, именно недостаточность знаний, информации, противоречивость научных представлений в общественной практике или в результате научного исследования создают условия для появления и формулировки научной проблемы. В соответствии с общими функциями науки могут рассматриваться: проблема доказательства существования какого-либо явления, проблема его описания, проблема выявления закономерностей его развития, проблема объяснения, проблема предсказания новых свойств этого явления или прогнозирования его воздействия и т. д. Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий :

1. Обнаружение дефицита информации.

2. Осознание потребности в устранении этого дефицита.

3. Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.

Грамотное и квалифицированное исполнение перечисленных пунктов предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией. Эта ориентация приобретается, как правило, по двум каналам: знакомство с публикациями на данную тему и обмен информацией с коллегами, занятыми в этой сфере. Обычно научному исследованию предшествует изложение подобного ознакомления с проблемой в виде литературного обзора.

Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимается тот фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования. Иначе говоря, «объект познания –это форма данности объективной реальности субъекту» познания, а «предмет научного познания – это форма данности познаваемого объекта познающему субъекту» .

В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики: человек, социальные группы, животные и их сообщества. Понятно, что человек является главным объектом психологической науки, на что иногда указывается в обобщающих теоретических трудах . Из всего многообразия конкретных носителей психики выбираются те, которые, во-первых, доступны исследователю и, во-вторых, изучение которых может дать необходимую информацию. Этот выбор является проблемой комплектования контингента испытуемых (респондентов), решаемой на этапе планирования.

Предметом психологического изучения выступает психика в целом или ее отдельные стороны и проявления. Это могут быть психические свойства, процессы, состояния, отношения как по отдельности, так и в различных совокупностях, дающих основание рассматривать человека как индивида, субъекта, личность, индивидуальность, а по некоторым предложениям даже как «универсум» . Тогда каждая из этих ипостасей человека становится в свою очередь предметом конкретного психологического исследования. Таким образом, любая психологическая реальность, свойственная данному объекту, может стать предметом исследования. Правда, нередко встречается мнение, что психика является не предметом, а объектом психологии. Например, в одной из статей известного методологического сборника утверждается: «Особенности методов психологического исследования обусловлены объектом психологической науки. В отличие от многих естественных наук психология имеет дело с таким развитым объектом, как психика вообще и человеческая психика в частности» . Однако в другой статье того же сборника встречаем: «...общефилософские положения о сущности бытия и сознания, об их соотношении, о месте человека в мире и его природе, относящиеся непосредственно к объекту «человек», позволяют вычленить в этом объекте те связи, отношения, которые должна исследовать психология... Предметом исследования советской психологии, несмотря на некоторый разнобой в терминологии, принято считать психическую деятельность» .

Таким образом, четкое выделение объекта и предмета конкретного исследования – процедура не всегда очевидная. С повышением уровня обобщенности изучения выбранного фрагмента реальности объект может выступать в роли предмета, а с повышением уровня конкретности объект может дробиться на части, и тогда бывший предмет может выступать в роли актуального объекта. Видимо, с динамичностью этих категорий и связаны различия во взглядах на них в психологической литературе. Зачастую же вопрос о четком их разграничении вообще обходится. Одним из наиболее распространенных в психологической науке приемов уклонения от ясного обозначения ее объекта и предмета, является указание на психологию как на науку, изучающую те или иные явления, связанные с психической жизнью человека. Характерно в этом отношении одно из популярных учебных пособий по общей психологии, где в главе «Предмет психологии» не только отсутствует его определение, но и само слово «предмет» в тексте ни разу не встречается. Взамен приводится дефиниция: «Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности» . Отсюда не ясно, что же все-таки является предметом психологии – «закономерности», «психика вообще», «сознание» или «личность»? Кстати, объем и состав подобных перечней в разных источниках варьируется в весьма заметных пределах. Особенно удручает отражение такого положения в учебной литературе .

В связи с этим знаменательно замечание А. В. Петровского по поводу собственного определения предмета психологии: «Итак, психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Очевидно, однако, что приведенное определение так же нуждается в весьма существенных пояснениях, как и традиционные определения предмета психологии, согласно которым она есть наука о психических процессах, свойствах, состояниях и т. п.» . Из этого замечания явственно следует, что традиционно определение предмета дается через определение психологической науки. Что касается ее объекта, то этот вопрос, как правило, не ставится. По-видимому, считается, что ответ самоочевиден. Тем не менее, это не так. И лишним свидетельством тому служит проблема зависимости объекта и предмета от задачи исследования , формулирование которой вкупе с постановкой проблемы исследования самым прямым образом влияет на превращение объекта как непосредственно наблюдаемой реальности в объект и затем предмет науки .

Если смотреть на эту проблему шире, то она связана еще и с феноменом взаимозависимости субъекта и объекта наблюдения. Предельно ясно впервые это положение было сформулировано в квантовой физике Н. Бором в виде утверждения, что характеристики объекта зависят от способа наблюдения и измерения . Те же ноты звучат в теориях относительности А. Эйнштейна . А выведенный из так называемых «тонких согласованностей» законов Вселенной антропный принцип прямо «напоминает о том, что при разработке теорий следует изначально учитывать наблюдателя» . Этот принцип впервые был выдвинут в 1961 году американским физиком Р. X. Дайком и к настоящему времени принят естественными науками (от ядерной физики и молекулярной биологии до космологии). В «слабой» формулировке он гласит: «Физическая Вселенная представляет собой структуру, допускающую наше присутствие как наблюдателей». В «сильной» редакции утверждается: «Законы и построение Вселенной должны быть таковы, что она непременно когда-нибудь породит своего наблюдателя». В психологии это обстоятельство оформилось в двуединство «проблемы стимула» и «проблемы метода».

В новейшей отечественной психологии факт зависимости психологических характеристик испытуемого (объекта) от исследователя (субъекта) отмечается даже с особой экспрессией, которую можно, видимо, рассматривать как естественную реакцию на ортодоксальный материализм советской науки, где «объективное» жестко противопоставлялось «субъективному». В этом отношении характерно высказывание: «Ни одна из теорий личности пока не может нас удовлетворить, но теперь уже ни одна из них не может нам и помешать. Мы свободны в исследовании личности... Мы можем отказаться от того, чтобы продолжать безнадежные попытки добиться объективности и воспроизводимости данных в психологическом исследовании личности... Если исследователь пытается изображать из себя бесстрастного наблюдателя или всего лишь регистратора, это вовсе не означает, что не происходит взаимодействия двух личностей... Исследователю может казаться, что он всего лишь считывает показания секундомера, а в это время происходит драма взаимодействия двух психических миров... Мы обманываем себя, претендуя на какую-то объективность» .

Кроме того, что категории «объект» и «предмет» динамичны в любой науке, у психологии в этом отношении есть и своя специфика, осложняющая определение ее предмета. Подавляющим большинством научного сообщества признано, что человек как наиболее высокоорганизованная система является предельно сложным объектом изучения. По выражению И. П. Павлова, человек – единственная по высочайшему саморегулированию система . Такая саморегуляция осуществляется благодаря наличию психики. А психика человека есть олицетворение единства материального и идеального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного, биологического и социально-культурного. «Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому многообразны и его качества. Одним из труднейших является вопрос об определении в этом многообразии тех качеств, которые составляют предмет психологического исследования» .

Следствием такого положения стало размежевание психологии на ряд не только взаимодополняющих, но и взаимопротиворечащих направлений со своими «собственными» предметами исследования. Это обстоятельство даже дало повод в одном из недавно изданных учебных пособий заметить, что, «собственно, единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы» . А этим, по мнению авторов, обусловлено многообразие представлений о предмете психологии, в качестве которого выступает и психика, и личность, и: бессознательное, и сознание, и познавательные процессы, и по- ; ведение, и проч. В роли предельно общего предмета психологии; авторы видят «человеческую субъективность», понимаемую как; выражение сущности внутреннего мира и формы бытия человека . Кстати, это пособие – один из немногих примеров в учебной литературе, где более или менее явственно указано на человека и животных как объект психологической науки. Таким образом, проблема четкого определения объекта и предмета психологического исследования сейчас столь же актуальна, как и четверть века назад, когда писалось: «Задача разработки целостных подходов к предмету исследования сегодня нигде, пожалуй, не стоит так остро, как в области психологической науки, ибо в конечном счете именно частичность, разрозненность предметов исследования является причиной тех трудностей, которые испытывает психология как в теории (прежде всего в связи с проблемой выделения собственного предмета), так и в практическом применении психологических знаний» .

ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

Определение предмета невозможно произвести вне связи с какой-либо системой научных взглядов, концепций. Выбранная концепция определяет всю направленность, всю идеологию исследования: ради чего оно проводится, цели исследования, методологическую позицию исследователя, а отсюда и применяемые методы, и этику поведения ученого.

Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Гипотеза – это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают. Принятая гипотеза может в последующем при соответствующих дополнительных доказательствах ее жизнеспособности и плодотворности преобразоваться в теорию. Выдвинутая до эмпирического исследования гипотеза обычно называется исследовательской или рабочей. Рабочая гипотеза дает первый, предварительный проект решения проблемы. В зависимости от логического пути развития гипотезы различают: гипотезы индуктивные и дедуктивные. Первые рождаются из наблюдения за отдельными фактами, вторые – выводятся из уже известных отношений или теорий.

П. Фресс называет плодотворную гипотезу «хорошей» и предлагает ее признаки :

а) адекватность проблеме (вопросу);

б) правдоподобность, т. е. непротиворечивость научным данным, хотя в ней и могут быть элементы нового знания;

в) проверяемость.

Определившись с предметом и концептуальными основами исследования и выдвинув рабочую гипотезу, можно четко сформулировать и цели исследования. Цель – это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. В психологических исследованиях наиболее часто ставятся следующие цели:

1. Описание нового факта (феномена, эффекта). Иногда новый факт открывается неожиданно при решении иных задач, случайно при проверке какой-либо иной гипотезы. Егообнаружение в этом случае зависит от яркости феномена иот наблюдательности исследователя. Вероятность обнаружения, естественно, повышается, если этот эффект ожидаем, ученый готов его заметить и зафиксировать. В этом случае предполагаемое явление составляет элемент гипотезы.

2. Определение характеристик психического явления.

3. Выявление взаимосвязи психических явлений.

4. Изучение генетической динамики (развития) явлений.Динамика может пониматься как в онтогенетическом плане, так и в филогенетическом. В первом случае – это возрастные изменения психики. Во-втором – эволюционные, связанные с социо- и антропогенезом и (или) историческим развитием человечества.

5. Обобщение.

Суть обобщения – это выделение наиболее существенного в совокупности явлений. Вскрыть сущность явлений – дело весьма сложное, требующее таланта, квалификации, склонности к абстрактному мышлению.

6. Систематизация.

Упорядочивание знаний может принимать различные формы. Чаще всего это – классификация, типология, периодизация. Понятно, что любое упорядочивание знаний, во-первых, облегчает их усвоение, а во-вторых, создает предпосылки к выявлению его неполноты или противоречивости, что стимулирует дальнейший поиск и развитие науки.

7. Разработка и совершенствование исследовательских методов и методик.

На этом этапе вслед за постановкой цели исследования формулируются его задачи. Задачи – это как бы цели второго порядка, через решение которых можно достичь конечной цели. Определение задач – это в том числе выбор путей и средств достижения цели. Иногда этапы постановки проблемы и выдвижения гипотезы не разделяют как самостоятельные фазы исследовательского процесса. Но и в этом случае считается, что они предшествуют определению его задач: «Постановка задачи осуществляется на основе описания некоторой проблемной ситуации» .

В экспериментальных исследованиях часто требуется оценить истинность рабочей гипотезы статистически. Иначе говоря, требуется определить степень вероятности выдвинутой гипотезы. Тогда гипотезу предпочитают формулировать не положительно, а отрицательно, отталкиваясь от противоположного утверждения. Такая отрицательная гипотеза носит наименование «нулевой» или «нуль-гипотезы». Нуль понимается как отсутствие различий в показателях между явлениями или между двумя совокупностями данных . Иначе говоря, нулевая – это такая гипотеза, отклонение от которой приписывается случаю . Всякие другие возможные выводы называются альтернативными гипотезами. Подтверждение нуль-гипотезы ведет к отказу от исходной рабочей гипотезы, а ее опровержение дает возможность принять рабочую гипотезу. Но тогда исследователь уберегается от расширительного толкования результатов. В психологических исследованиях обычно нуль-гипотезы проверяются для трех уровней доверительной вероятности: 0.95,0.99 и 0.999.

Интересную увязку необходимости применения нуль-гипотезы с духом научного познания дают К. Д. Зароченцев и А. И. Худяков: «Все возможные выводы после проверки статистических гипотез сугубо вероятностны. Принципиально всегда возможна ошибка. Поэтому статистическую гипотезу мы или отвергаем, отвергнуть всегда проще, или не находим оснований опровергнуть, сознавая при этом возможность ошибки. Принять гипотезу – звучит слишком определенно, противоречит духу научного исследования. Принять гипотезу означает прекращение исследований: все ясно, дальше делать нечего. Если мы нулевую гипотезу отвергаем, то в силу вступает возможная альтернативная гипотеза, которая, в свою очередь, нуждается в проверке. Если мы не нашли должных оснований отвергнуть нулевую гипотезу, мы продолжаем иметь дело с ней, сознавая возможность нашей ошибки. То есть продолжается естественный процесс научного исследования» .

Проиллюстрируем применение нуль-гипотезы примером, приведенным К. А. Рамулем . Известно, что девочки-подростки в массе своей более развиты, чем мальчики того же возраста. Отражается ли это на времени реакции? Экспериментальная гипотеза: время реакции (ВР) девочек меньше ВР мальчиков. На практике доказать абсолютно эту гипотезу нельзя, так как невозможно охватить экспериментом всех мальчиков и девочек в одинаковых условиях. Но зато можно показать, что альтернативные утверждения неверны. И это будет основанием согласиться с исходной гипотезой. Тогда нуль-гипотеза будет такой: ВР у девочек не короче, чем у мальчиков. Таким образом, предполагается нулевая разница в их ВР. При подтверждении нуль-гипотезы вопрос снимается. При опровержении следует доказать, что полученная разница в ВР не результат стечения случайных обстоятельств, а реальное различие. И после этого можно считать проблему решенной утвердительно: ВР девочек короче ВР мальчиков.

ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.

Специфическим элементом этого этапа выступает так называемое планирование эксперимента (см. ), суть которого кратко будет освещена впереди при описании экспериментального метода. Оно ограничивается рамками проработки только непосредственно исследовательских ситуаций, в которых предполагается выявлять зависимости определенных психических явлений от определенных параметров этих ситуаций.

Действия, не связанные с процедурой непосредственного экспериментирования, в границы планирования эксперимента, не входят. Их алгоритмизация производится при планировании всего исследовательского процесса в целом, где эксперимент –лишь часть, один из этапов исследования.

Обычно составление плана исследования предшествует этапам сбора данных, их обработки и интерпретации. Но нередки случаи, когда по ходу эмпирического этапа производится обработка данных по порциям, а полученные результаты заставляют изменить план действий. В процессе сбора данных у исследователя может возникнуть какая-либо новая гипотеза (обычно частного характера), которая также может потребовать внесения коррективов в текущие процедуры. Такое совмещение этапов, называемое гибким планированием, стало в последнее время весьма распространенным явлением в связи с внедрением в исследовательский процесс быстродействующей вычислительной техники. «Действительно, еще недавно подготовка данных для статистической обработки и сама обработка занимали много времени. Поэтому перед обработкой должны были быть получены все результаты. Однако с развитием и распространением вычислительной техники и особенно с появлением ЭВМ на линии психологического эксперимента ситуация резко изменилась. Исследователь имеет возможность оценивать целостную картину полученных результатов после каждого промежуточного этапа проведения эксперимента (в полностью автоматизированном эксперименте минимальный шаг может равняться отдельной пробе)» . Гибкое планирование с использованием такого разветвленного алгоритма полезно прежде всего потому, что экономит время, трудозатраты, оптимизирует экспериментальную процедуру, повышает надежность результатов, а иногда и позволяет по-новому взглянуть на поставленную проблему и своевременно «высветить» новую гипотезу.

СБОР ДАННЫХ

Общее понятие о данных

Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы. В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта (пространственных, временных, энергетических, информационных, интеграционных), в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов и т. д. Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными, чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления. На первый взгляд забавное, но по существу верное мнение высказывает Ж. Годфруа, считающий, что данные – это элементы подлежащие анализу, это любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки . В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании подданными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности. Таким образом, это не сами объекты, а их чувственно-языковые отображения. Реальные объекты – это фрагменты мира, а данные о них – это фундамент науки. Эти данные есть «сырье» научного исследования при индуктивных гипотезах и цель при дедуктивных гипотезах.

Классификация данных

Данные можно классифицировать по различным основаниям (критериям), среди которых в науке наиболее популярны следующие:

I. По научному обоснованию

1. Научные.

2. Ненаучные.

II. По вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы

1. Решающие.

2. Значительные.

3. Незначительные.

III.По области и характеру источников информации

1. Социологические.

2. Психологические.

3. Педагогические.

4. Физиологические и т. д.

IV. По методам исследования

1.Данные наблюдения.

2.Данные опроса.

3.Экспериментальные данные и т. д.

V. По методам в сочетании с источниками (классификацияР. Б. Кеттелла)

1. L-данные.

2. Q-данные.

3. Т-данные.

VI. По информативности

1. Неметрические

а) качественные (классификаторные, номинативные).

б) порядковые (компаративные).

2. Метрические:

а) интервальные.

б) пропорциональные;

Научные данные – это сведения, полученные в результате научных изысканий и характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их относительная истинность, т. е. потенциальная возможность их опровержения в результате научной критики.

Ненаучные данные – сведения, полученные ненаучными путями. Например, из житейского опыта, из религиозных источников, из традиций, от авторитетов и т. д. Эти данные не доказываются, зачастую считаются самоочевидными. Не имеют теоретических обоснований. Многие из них претендуют на абсолютную истинность, их принятие субъектом познания базируется на некритическом усвоении, доверии (своему опыту, догматам, авторитетам).

Решающие данные – это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу.

Значительные данные – это данные, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений.

Незначительные – данные малой информативности по решаемому вопросу.

Социологические, психологические и т. д. – данные, полученные в соответствующих сферах бытия, в первую очередь – общественного бытия. В узком смысле – это данные соответствующих наук:

Данные наблюдения, опроса и т. д. – сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.

Пятая группировка предложена американским психологом Р. Б. Кеттеллом в середине XX столетия и обычно относится к данным по проблемам личности и социально-психологическим вопросам .

L-данные (life data) – сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни. Обычно это данные наблюдения за повседневной жизнью человека или группы. С них рекомендуется начинать предварительное исследование проблемы .

Q-данные (questionnaire data) – сведения, получаемые с помощью опросников, тестов интересов, самоотчетов и других методов самооценок, а также путем свободного обследования психиатров, учителей и т. п. Благодаря простоте инструментария и легкости получения информации Q-данные занимают ведущее место в исследованиях личности. Число методик огромно. Наиболее известные: опросники Айзенка (EPI, EPQ), Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), Калифорнийский психологический тест (CPI), 16-факторный личностный опросник Кеттелла (16PF), тест Гилфорда – Циммермана для исследования темперамента (GZIS).

Т-данные (test data) – сведения, получаемые с помощью объективных тестов, а также физиологических измерений. Эти данные «объективны», поскольку их получают в результате объективного измерения реакций и поведения человека без обращения к самооценке или оценке экспертов. Количество методик для получения Т-данных также очень велико. Это тесты способностей, тесты интеллекта, тесты достижений. Кеттелл сюда же относит антропометрические и физиологические измерения, ситуативные и проективные тесты (всего более 400 методик, разбитых на 12 групп). Наиболее, известны: тест «пятна Роршаха», тест Ро-зенцвейга, тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты интеллекта Стенфорд-Бине, Векслера, Амтхауэра.

Деление данных по информативности базируется на качественно-количественной нагрузке их содержания, позволяющей эти сведения соотносить друг с другом или с уже имеющимися сведениями в данной области на том или ином уровне точности. Эта группировка данных согласуется с классификацией измерительных шкал по С. Стивенсу .

Неметрические данные – это те, которые не имеют метрики, т. е. единиц измерения.

Метрические – количественные данные, имеющие единицы измерения.

Качественные данные (классификаторные, номинативные) – сведения, на основании которых изучаемый объект (или его состояние) можно отнести к какому-либо множеству (классу) сходных объектов. В этих данных отражаются сугубо качественные характеристики объекта, не позволяющие выяснить степень выраженности признака объекта, а следовательно, и его соотношение с подобными объектами, входящими в тот же класс. Эти данные указывают только на наличие или отсутствие какого-либо признака, по которому объект можно отнести к тому или иному классу. Каждый класс сходных объектов имеет определенное наименование, поэтому система классов носит название шкалы наименований (номинальной шкалы), а сами данные называются номинативными. Психологическая основа получения таких данных и построения таких шкал – процессы опознания (идентификации), т. е. установление отношений равенства или неравенства. Примеры: 1) синий – красный – желтый и т. д.; 2) мужчина – женщина; 3) холерик – сангвиник – флегматик – меланхолик.

Порядковые, или компаративные (лат. comparativus – сравнительный) – это данные, на основании которых объекты можно сравнивать по степени выраженности их признаков в системе оценок «больше – меньше». Это дает возможность упорядочивать объекты по определенному изучаемому признаку в возрастающем (убывающем) порядке, т. е. ранжировать. Соответствующие шкалы называются порядковыми или ранговыми. Но далее субординации здесь не продвинуться. Указать, насколько различаются между собой объекты, невозможно. Психологическая основа выявления этих данных и построения порядковых шкал – процессы различения и предпочтения, т. е. установление отношений «равно – неравно» и «больше – меньше». Примеры: любые шкалы оценок, шкала твердости минералов Мооса, итоговая турнирная таблица без указания результатов, ранжирование популярных артистов, приятность звуков, запахов, цветов и т. п.

Интервальные данные – это те, которые позволяют метрически оценить выраженность признака и ответить на вопрос, «на сколько» у одного объекта этот признак выражен больше или меньше, чем у другого. Эта разница на континууме значений измеряемого признака (на шкале) представляется как некоторая сумма субъективно равных интервалов, поэтому и данные называются интервальными. А шкалы – шкалами интервалов, расстояний или разностей, где интервалы являются единицами измерения. Психологическая основа – способность к уравниванию субъективных (в первую очередь, сенсорных и эмоциональных) расстояний. Примеры: шкалы температур по Цельсию, Реомюру и Фаренгейту; календарные даты; шкалы, основанные на прямом измерении сенсорных расстояний.

Пропорциональные данные – это те, которые дополнительно к интервальной информации дают ответ на вопрос, «во сколько раз» признаку одного объекта выражен сильнее или слабее, чем у другого. Для этого на шкале данных должна иметься опорная точка, соответствующая естественному нулевому значению измеряемого признака. Такие шкалы называются пропорциональными, или шкалами отношений. Точка отсчета, называемая абсолютным нулем, указывает на отсутствие данного качества. Абсолютный нуль нельзя путать с относительным, или условным. Последний вводится искусственно, по договоренности. Например, на шкале температур по Цельсию, Фаренгейту и Реомюру за нулевую точку условно принята температура плавления льда. И в этих координатах бессмысленно говорить, во сколько раз что-то теплее или холоднее чего-то другого. Только шкала Кельвина имеет абсолютный нуль (-273,16° по Цельсию). К сожалению, для психологических характеристик обычно очень трудно указать нулевое значение, а значит, и получить пропорциональные данные. Тем не менее ряд специальных приемов, объединенных под наименованием процедур прямого (субъективного) шкалирования, открывает возможность получения пропорциональных данных и построения шкал отношений. Психологическая основа этих процедур – способность человека к определению субъективных отношений. Обычно это отношения, фиксирующие двойное или тройное превосходство (2:1, 3:1). Примеры: физические данные и соответствующие шкалы длин, весов, плотностей и т, д.; прямые психофизические шкалы громкости (сонов), яркости (брилов), тяжести (вегов) и т. п.

Процедура сбора данных

Сбор данных в целом должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий, чтобы избежать как пробелов в искомых знаниях, так и лишних трудозатрат. Очень важно при этом точно и четко фиксировать все действия и получаемые сведения. Для этого обычно ведется протокол исследования, используются специальные средства фиксации (видео, аудио и т. п.). Осуществляемый на этом этапе контакт исследователя с изучаемым объектом не должен наносить последнему вреда, процедура сбора данных должна быть предельно гуманизирована. Процесс сбора данных конкретизируется в зависимости от выбранного метода и задач исследования.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Тема 1.1. Введение в психологию.

Вопрос 1.1.1. Предмет и задачи современной психологии. Методы психологии. Базовые категории психологии.

Вопросы для изучения:

1. Понятие о психологии как науке.

2. Этапы развития науки.

3. Общее понятие о психике.

4. Научная и житейская психология.

5. Методологические и теоретические основы психологии.

6. Связь психологии с другими науками. Структура современной психологии.

7. Задачи психологии.

8. Методы психологии.

9. Этапы психологического исследования.

Понятие о психологии как науке.

Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики человека. Предмет психологии , в классическом понимании, составляет содержание внутренней жизни человека (психика) , непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях чувствах и др. объективных проявлениях.

Этапы развития науки.

1 ЭТАП 2 ЭТАП 3 ЭТАП 4 ЭТАП
Психология как наука о душе Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Такое определение психологии было дано более 2-х тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Начинается в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием, Основной метод- самонаблюдение и описание фактов. Начинается в 20 в. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является осмысление теории отражения.

Общее понятие о психике.

Традиционное определение психики в рамках диалектического материализма звучит так: психика есть свойство живой высокоорганизованной материи , заключающееся в способности к активному отражению окружающего мира в его связях и отношениях.



В свете системного подхода психика- это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, отличающаяся рядом специфических свойств и характеристик.

Психика как целостная, динамичная и целесообразная система может оцениваться по 3-м характерным параметрам (психическим явлениям):

  1. психическим состояниям;
  2. психическим процессам / функциям;
  3. психическим свойствам.

Психическое состояние – это комплекс показателей функционирования психики в конкретный момент времени . К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психический процесс – это динамический аспект функционирования психики, выражающийся в последовательной смене ее состояний во времени; психические процессы обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые .

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К наиболее изученным психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности и направленность личности.

4. Научная и житейская психология.

В современных науках о познании отмечается существование двух качественно различных способов познания действительности, а именно научного , организованного согласно определенным методологическим принципам и правилам, и обыденного, житейского , носящего спонтанный характер и зависящего от разделяемых в обществе расхожих представлений.

Отличительные характеристики житейской психологии:

-конкретность, т.е. привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам человеческой деятельности;

-интуитивность, свидетельствующая о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

-ограниченность , т.е. слабые представления человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

Знания основываются на наблюдениях и размышлениях , следовательно не подвергнуты научному осмыслению;

-ограниченность в материалах , т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Особенности житейской психологии:

-обобщенность , т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

-рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

-неограниченность , т.е. они могут использоваться множеством людей;

Основываются на эксперименте, т.е. научные психологические знания получены в различных условиях;

-слабая ограниченность в материалах , означающая, что научные психологические знания накоплены и осмыслены в специальных отраслях психологической науки на протяжении десятилетий ее развития.

Методологические и теоретические основы психологии.

Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:

  1. Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий.
  2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.
  3. Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития.
  4. Принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, опросы, тесты, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности и др.) и методики исследования конкретных психологических явлений.

Методологические основы психологии. Теоретические основы психологии.
Диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности и психики. Представление о психике как функции головного мозга.
Представление о первичности материи и вторичности сознания. Представление о сознании как высшем этапе развития психики.
Представления о движущих силах развития окружающей действительности и психики. Представления о сущности проявления психики.
Понимание единства внешней, материальной, деятельности и внутренней, психической. Понятие о методологии психологической науки.
Осознание социальной обусловленности психики человека. Представления о методах и методиках изучения психологических явлений.

Связь психологии с другими науками. Структура

Современной психологии.

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как развивались психика и сознание людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология , изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных или иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности функционирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых последних исследований, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства , какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.

Особое значение имеет психология для педагогики , т.к. знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных различий людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Многочисленные разделы и отрасли научной психологии классифицируются по различным основаниям, в качестве которых выступают:

1) цель научной деятельности- получение или применение знаний; по этому критерию различаются фундаментальные (базовые) разделы и специальные (прикладные) отрасли;

2) области применения получаемых знаний в социальной практике или конкретные системы деятельности человека, оптимизация которых достигается за счет прироста научных данных (психология труда, военная психология, инженерная психология, медицинская и педагогическая психология, психология творчества, психология спорта, юридическая психология и др.);

3) этапы и уровни развития психики в филогенезе и онтогенезе (зоопсихология, возрастная психология, детская психология, психология юношеского возраста, геронтопсихология и т.д.)

4) структура социально-психологических отношений человека и сообщества, индивидов и групп (психология общения, психология группы, этнопсихология, психология масс и т.д.);

5) междисциплинарные связи, взаимодействие с другими науками (психофизиология, медицинская психология, психолингвистика и т.д.).

К фундаментальным разделам психологии, как правило, относятся:

  • общая психология,
  • дифференциальная психология (психология индивидуальных и типологических отличий),
  • психология развития,
  • социальная психология,
  • психология личности,
  • психофизиология,

а также история психологии, позволяющая раскрыть исторические закономерности формирования и развития психологических знаний, их постепенное оформление в самостоятельную науку.

Теоретико-методологическое ядро современной психологии составляет общая психология.

Общая психология –фундаментальная дисциплина, цель которой_ найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом; это совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие законы и механизмы функционирования психики, определяющих теоретические принципы и методы психологического познания, основные понятия психологии и ее категориальный строй.

7. Задачи психологии.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических процессов и явлений как отражения объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

2. Анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (обусловленностью) психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития.

4. Содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

8. Методы психологии.

Метод – способ, путь познания. Существует множество классификаций методов психологии.

1. В одной из них выделяется две группы методов: основные и вспомогательные. К основным относятся наблюдение и эксперимент. Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения. Выделяются наблюдения житейское и научное (см. тема 1.1.), включенное и невключенное (в зависимости от участия исследователя в деятельности, за которой он наблюдает). Эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, планомерным манипулированием одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацией сопутствующих изменений. Эксперимент может быть

1) лабораторным (проводится в искусственных условиях, часто с использованием специальной аппаратуры) и естественным (в обычных для испытуемых условиях); 2) констатирующим (определяющим наличие или уровень развития того или иного психического явления), формирующим (активное воздействие на испытуемого с целью изменений в психике) и контрольным (с целью проверки каких-либо зависимостей).

Вспомогательные методы:

Метод обобщения независимых характеристик – выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях или процессах, полученных от различных людей.

Анализ продуктов деятельности опосредованное изучение психологических явлений по практическим результатам, в которых воплощаются творческие силы и способности людей (рисунки, словесное творчество).

Тест – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

Биографический метод – изучение особенностей психологии человека по его биографии (например, психологии исторических личностей).

Опросы – получение информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого. Устные опросы – беседа и интервью, письменные – анкеты и опросники.

Социометрия – метод изучения микроструктуры группы и определения статуса ее членов.

Метод срезов – продольный срез – изучение каких-либо психологических особенностей у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени и анализ и сравнение происшедших возрастных изменений; поперечный срез - изучение сравнение определенных психологических особенностей у разных (по возрасту, специфике развития) групп испытуемых на протяжении короткого отрезка времени.

2. Б.Г.Ананьев выделяет следующие группы методов:

Организационные - сравнительный метод (сопоставление групп по возрастам, деятельности и т.д.), лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени), комплексный (изучение одного объекта представителями разных наук и различными средствами).

Эмпирические - наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностика (тесты, опросы, социометрия), анализ продуктов деятельности, биографический).

Методы обработки данных - количественный (статистический), качественный (аналитический).

Интерпретационные – генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.д.), структурный (выявление структурных связей между всеми характеристиками личности).

3. Л.А.Карпенко выделяет способы наблюдения в соответствии со следующими критериями:

По контакту наблюдения бывают непосредственные (контактные) и опосредованные (например, через видеокамеры).

По условиям деятельности – лабораторные и полевые.

По характеру взаимодействия с объектом – включенные - невключенные; скрытые (инкогнито) - открытые.

По целям – целенаправленны - случайные.

По упорядоченности деятельности – выборочные – сплошные (по времени), структурированные – произвольные.

По фиксации результатов – оценивающие – констатирующие.

Этапы психологического исследования.

  1. Подготовительный – изучение состояния вопроса, определение задач и рабочей гипотезы исследования, разработка методики.
  2. Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов. Для этого применяются различные методы и деление на ряд этапов – серий.
  3. Качественная и количественная обработка данных исследования – определение средних величин, коэффициентов корреляции, построение графиков.

4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, прогноз развития явлений на будущее.

Процесс проведения психологического исследования предполагает подчинение ряду выработанных научным сообществом стандартов, позволяющих придерживаться согласованных правил. В международной практике в качестве стандартных принимаются правила, разработанные Американской психологической ассоциацией. Это стандарт включает ряд этапов проведения исследования.

Первый этап предусматривает изучение существующей литературы и библиографический поиск публикаций по интересующей теме. В большинстве случаев библиографический поиск облегчается посредством обращения к специализированным журналам, дающим аннотации издающимся публикациям. Ознакомление с ними предоставляет возможность ознакомления с ключевыми идеями и персоналиями, работающими в избранной проблемной области. Развитие информационных технологий существенно расширило поисковые возможности. В качестве поисковых единиц могут выступать ключевые слова, авторы, наконец, конкретные прикладные области, представленные в библиографических указателях. Полезным может оказаться и обращение к спискам публикаций за год, как правило, публикуемых в последних номерах специализированных журналов. Для русскоязычных публикаций много полезной информации может быть получено при обращении к таким журналам как «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологический дайджест» и другим. Существенно расширяет возможности нахождения необходимых информационных ресурсов и обращение к Internet, в котором представлено множество психологических сайтов, содержащих разноплановые ресурсы. Еще одну возможность предоставляет обращение к поисковым серверам, позволяющим осуществлять поиск по ключевым словам. Правда в последнем случае придется проводить скрупулезную работу по выявлению действительно ценной информации из десятков тысяч предложений, большая часть которых имеет весьма косвенное отношение к социальной психологии.

При чтении статей особое внимание необходимо уделить вступлению, в котором описывается в общих чертах проблематика и состояние развития области, а также заключению, в котором представлены результаты и выводы, сделанные исследователем и библиографии.

Второй этап проведения исследования касается формулировки проблемы исследования. Проблема исследования ограничивается специфическим вопросом. Затем проводится эмпирическая проверка гипотез исследования. Чем более четко сформулированы гипотезы, тем точнее их можно проверить. Одновременно, следует учитывать, что жестко и четко сформулированная гипотеза приводит к структуризации исследования в свою очередь повышающей возможность ее подтверждения в ущерб валидности.

Тр етий этап предусматривает выбор испытуемых. Следуя принципам «экономии сил» и «доступности» в психологических исследованиях часто в качестве испытуемых привлекаются студенты университета. Правда при этом возникает проблема валидности результатов исследования и возможности их генерализации на широкую популяцию. В идеале испытуемые должны выбираться из популяции случайным образом. Количество испытуемых, участвующих в исследовании, влияет на точность эксперимента. Чем больше их количество, тем меньше размах отклонения от истинных значений. Однако увеличение выборки часто сопровождается «законом больших чисел», проявляющемся в нахождении любых значимых связей при больших статистических массивах данных.

Четвертый этап. Может оказаться полезным проведение пилотажного исследования, в котором на малой выборке проводится проверка инструмента исследования. Оно позволяет выявить возможные дефекты, присущие исследованию или инструменту, которым намеревается пользоваться исследователь.

П ятый этап - это проведение исследования и анализ результатов.

Шестой этап - публикация результатов.

Важным моментом является этический аспект исследования. В этическом кодексе Американской психологической ассоциации (American Psychological Association) представлен ряд моральных правил проведения исследования. Прежде всего, в них говорится о том, что решение провести исследование должно базироваться на оценке вклада, который оно может внести в психологию и человеческое благосостояние. Иногда возникают противоречия между предполагаемым вкладом исследования и его стоимостью. Психологи должны проводить исследование, уважая испытуемых, которые участвуют в эксперименте. Исследователь должен обеспечить психофизическое благополучие испытуемых, участвующих в эксперименте. Кроме того, при планировании исследования исследователь несет ответственность за этическую приемлемость исследования и соблюдение мер предосторожности, защищающих права испытуемых. Исследователь должен сообщить участникам исследования об аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в исследовании. Если методика эксперимента требует, чтобы цель исследования на время проведения была скрыта от испытуемых, поскольку в противном случае, зная о них, испытуемые будут отвечать по-другому или так, чтобы удовлетворить экспериментатора и произвести хорошее впечатление, то сразу после эксперимента исследователь должен сказать об истинных целях исследования.

Существует множество экспериментов, которые требуют, чтобы гипотезы исследования были скрыты от испытуемых. Поэтому очень важно, чтобы всегда после эксперимента разъяснялись цели исследования, а также разъяснялось то, что в действительности происходило во время эксперимента.

Исследователь должен уважать свободу человека и его право не участвовать в эксперименте или выйти из эксперимента в любой момент, когда он того пожелает. Необходимо учитывать, находится ли испытуемый в положении подчинения относительно

экспериментатора (например, в случае, если исследователь - преподаватель, а испытуемый - студент). Испытуемые имеют право не предоставлять личную информацию. Исследователь должен защищать испытуемых от чрезмерных физических,

умственных или эмоциональных нагрузок. Поэтому все

необходимые измерения проводятся так, чтобы свести к минимуму физический, психологический и иной риск для испытуемых, а также максимально устранить возможные неудобства. Запрещено использовать процедуры, которые могут нанести какой-либо вред испытуемым. Также необходимо учитывать, что любая новая ситуация, например, такая, как психологический эксперимент, может вызывать стресс у испытуемых. Поэтому после

исследования необходимо предоставить испытуемым необходимую информацию и исключить все недоразумения, которые возникли во время эксперимента. Участникам экспериментов должна быть указана истинная цель исследования, таким образом опыт для них может оказаться полезным.

Информация об испытуемых, полученная во время исследования, является конфиденциальной. Субъекты имеют право не называть себя. Это особенно важно при исследовании лиц с девиантным поведением, преступников и т. д. Кроме того, известно, что испытуемые часто в ходе эксперимента ведут себя таким образом, чтобы удовлетворить социальное ожидание, или дают такие ответы, чтобы произвести впечатление на экспериментатора. Экспериментатор иногда неосознанно может влиять на ответы субъектов, следовательно, необходимо быть внимательным и не допускать этого. Также необходимо учитывать, что испытуемые практически всегда в ходе эксперимента беспокоятся по поводу оценки их интеллектуального или личностного уровня. Поэтому лучше не сообщать им результаты тестов (особенно отрицательные результаты), если эти результаты (по тестам на интеллектуальность или личностным тестам) могут волновать испытуемого.

Как писать статью?

Нет смысла начинать статью с новых теоретических разработок. Важно дать понять, какой смысл имеет данное исследование, как могут быть использованы результаты. Кроме того, должны быть четко изложены гипотезы. Что касается метода, необходимо показать, что исследование может быть повторено. Поэтому необходимо подробно описать все то, что было сделано. Особенно следует остановиться на выборке. Необходимо указать, с помощью какого метода она была сформирована, пригодна ли для исследования поставленной проблемы. Выборка должна быть описана надлежащим образом: недостаточно сказать, что

исследование проведено на группе детей, необходимо уточнить возраст, социальную принадлежность, образование родителей и т. д. Кроме того, необходимо отметить, насколько сравниваемые группы однородны по демографическим характеристикам и т. д. Необходимо указать, имеется ли контрольная группа и соответствует ли она экспериментальной. Далее следует описать зависимые переменные, то есть те переменные, которые находятся под контролем экспериментатора. Что касается метода исследования, необходимо хорошо описать его и определить его валидность. Это должно быть сделано кратко в нескольких строках без отсылок к другим авторам и статьям. Затем необходимо отметить, сколько замеров было проведено, имелись ли эксперты в случае наблюдения и насколько согласуются их выводы между собой. Кроме того, необходимо зафиксировать, известно ли было испытуемым о целях исследования. И наконец, были ли процедуры идентичными для всех групп испытуемых.

О независимых переменных необходимо сообщить, экспериментальными они были или дифференциальными. В случае независимых экспериментальных переменных необходимо сказать, варьировались ли они, а также какие аспекты процедур и какие именно независимые переменные могут снизить внешнюю валидность исследования.

Излагая результаты исследования, необходимо отразить тот факт, соблюдались ли принципы проведения статистического анализа теста. Необходимо последовательно описать процедуру статистического анализа и указать уровень значимости результатов. Если результаты не являются значимыми, следует обязательно отметить это, поскольку это важный статистический результат.

В заключении необходимо указать, какая из переменных влияет на другие, но при этом надо быть осторожным в выводах, так как не все виды статистического анализа позволяют однозначно утверждать это. В заключении также приводятся возможные альтернативные объяснения результатов.

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

МЕТОДИ ПСИХОЛОГІЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Психологическое исследование: требования к организации и его этапы. Классификация методов исследования. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии.– М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – С.6-15

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследова­ние, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований :

Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.

Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку.

Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.

Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной.

Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Классификация методов исследования



Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности .

Методы научного исследования - это приемы и средства, с помощью которых ученые получают объективные знания о мире, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов :

1. Организационные методы . Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы , которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы . Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 1).

3. Методы обработки данных . К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы . В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.

Рис. 1. Основные эмпирические методы психологии



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...