Проверочные диктанты безударные гласные в корне слова. Безударные гласные в корне слова

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

ТЕМА: "ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА"

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

1. Записать слова, в которых написание гласной буквы надо запомнить.

1) Не бросай слов на ветер ! 2) Весело зачирикал воробей . 3) Машина любит чистоту. 4) Тетрадь и пенал - школьные принадлежности. 5) Корова в тепле - молоко на столе. 6) Москва - столица России. 7) Зимой заяц белый. 8) Улыбнулись сонные березки . 9) Цветные карандаши я положил в пенал . 10) Всякая работа мастера хвалит.

2. Записать слова, в которых написание гласной буквы в корне надо проверять.

Зима - зимушка, коврик - ковер, свеча - свечка, длина - длинный, пчела - пчелка, трава - травка, дарить - подарок, ослик - осел, линия - линейка, болеть - боль.

Проверочные диктанты

Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (30 слов)

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)

Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц! (33 слова)

Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. Поют чижы и дрозды. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (31 слово)

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук. Объяснить её написание.

Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды;

ведро, гнездо, зима, леса, ножи, село, щека;

вода, гора, дома, змея, лиса, нора, следы, слеза;

война, гроза, доска, коза, листы, окно, трава;

враги, гроза, звезда, копна, лицо, перо, сова;

врачи, гряда, роса, моря, плита, стога, земля;

стена, стрела, хлеба, холмы, число, шаги, грачи;

ядро, седло, сады, оса, стекло, спина, весна;

зверек, листок, медок, грибок, денек, пенек;

птенец, грибной, лентяй, лесник, моряк, травинка;

котята, слоненок, тигрица, лосята, волчица.

2. Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Береза, ветер, ворона, город, заяц, сентябрь;

яблоко, ягода, ребята, пальто, тетрадь, деревня;

рисунок, ученик, весело, карандаш, работа, дорога.

3. Записать, изменяя каждое слово так, чтобы в нем ударный гласный звук стал безударным.

Столб, мяч, герб, зёрна, козы, край, место;

море, нож, реки, свечи, сёстры, стрелы, стриж;

шаг, хвост, озёра, пятна, парус, кольца, еж.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2 КЛАСС

ТЕМА: "ОБОЗНАЧЕНИЕ БУКВАМИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА"

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

1. Записать слова, в которых написание гласной буквы надо запомнить.

1) Не бросай слов на ветер ! 2) Весело зачирикал воробей . 3) Машина любит чистоту. 4) Тетрадь и пенал - школьные принадлежности. 5) Корова в тепле - молоко на столе. 6) Москва - столица России. 7) Зимой заяц белый. 8) Улыбнулись сонные березки . 9) Цветные карандаши я положил в пенал . 10) Всякая работа мастера хвалит.

2. Записать слова, в которых написание гласной буквы в корне надо проверять.

Зима - зимушка, коврик - ковер, свеча - свечка, длина - длинный, пчела - пчелка, трава - травка, дарить - подарок, ослик - осел, линия - линейка, болеть - боль.

Проверочные диктанты

***

Хорошо в лесу! Дует теплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под березой вырос гриб. У сосны нора крота. Желтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (30 слов)

***

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Желтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)

***

Сильные морозы сковали озера и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц! (33 слова)

***

Хорошо летом в лесу! Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела. Поют чижы и дрозды. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота. (31 слово)

Орфографические минутки

1. Подчеркнуть букву, обозначающую безударный гласный звук. Объяснить её написание.

Бревно, глаза, дворы, зерно, кроты, мосты, ряды;

ведро, гнездо, зима, леса, ножи, село, щека;

вода, гора, дома, змея, лиса, нора, следы, слеза;

война, гроза, доска, коза, листы, окно, трава;

враги, гроза, звезда, копна, лицо, перо, сова;

врачи, гряда, роса, моря, плита, стога, земля;

стена, стрела, хлеба, холмы, число, шаги, грачи;

ядро, седло, сады, оса, стекло, спина, весна;

зверек, листок, медок, грибок, денек, пенек;

птенец, грибной, лентяй, лесник, моряк, травинка;

котята, слоненок, тигрица, лосята, волчица.

2. Подчеркнуть в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Береза, ветер, ворона, город, заяц, сентябрь;

яблоко, ягода, ребята, пальто, тетрадь, деревня;

рисунок, ученик, весело, карандаш, работа, дорога.

3. Записать, изменяя каждое слово так, чтобы в нем ударный гласный звук стал безударным.

Столб, мяч, герб, зёрна, козы, край, место;

море, нож, реки, свечи, сёстры, стрелы, стриж;

шаг, хвост, озёра, пятна, парус, кольца, еж.

При написании раздела Диктанты 2 класс по теме Безударные гласные в корне слова часть 1 использовались материалы из книг:

  • «Диктанты по русскому языку» И. Г. Гринберг, Т. Ю. Никифорова, С. В. Панкова

Родина моя

Пришла золотая осень. Деревья оделись в яркий наряд. Берёзки и тополя пожелтели. На осинках красные листочки. Они чуть шелестят от слабого ветерка. Красиво и грустно.

Слова для справок : слабого.

Грамматические задания

  1. Вставьте в слова: д..ждевой, з..мовать, д..сяток, узн..вать пропущенные буквы. Докажите правильность выбора.
  2. Выпишите из текста два слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Обозначьте орфограмму.

Ежи

Катился по дорожке колючий шарик. А за ним маленькие серые комочки. Это семья ежей.

Вдруг ёжик зафыркал. Он поймал ящерицу. Ежата подбежали. Но добыча ускользнула.

Слова для справок : ящерица, ускользнула.

Грамматические задания

  1. Из первого предложения выпишите слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
  2. ёж .

Родник

В лесах много маленьких круглых окон-колодцев. Из каждого такого оконца можно попить воды. Это родники. В них вода зарождается.

Из родника берёт начало река. Река народ кормит.

Слова для справок : окон-колодцев, зарождается, берёт.

Грамматические задания

  1. Выпишите два слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Запишите слова в алфавитном порядке. Река, лес, родник, вода, колодец .

Помощники

Летом внуки гостили у бабушки в деревне. Катя полола грядки с морковью, огурцами. Коля кормил травой козу Зинку. Старший Вася ходил на сенокос. Он заготовил сено для коровы Зорьки.

Грамматические задания

  1. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Докажите написание, подобрав проверочные слова.
  2. Подчеркните в словах второго предложения непроверяемые безударные гласные в корне. Запишите три слова на эту же орфограмму.

Белая куропатка

Однажды в семье куропаток появилась необычная белая куропатка. Вот так чудо. Охотники хотели её поймать, но не могли. Куропатка была пуглива и осторожна. Встречаются белые куропатки в природе очень редко.

Слова для справок : необычная, очень.

Грамматические задания

  1. Выпишите два слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова, подчеркните орфограмму.
  2. Найдите в тексте и подчеркните слова с сочетаниями ча-чу .
  3. Выпишите из текста три слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова» . Подберите к ним проверочные слова.

Трясогузка

Весной рядом с нашим домом поселилась трясогузка. В своё гнездо она часто носила разные бумажки. Скоро у трясогузки появились птенцы. Они быстро росли И однажды вся весёлая семейка улетела из гнезда.

(По Н. Сладкову)(31 слово)

Слова для справок : рядом, скоро, вся.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными о, е, я в корне. Подберите проверочные слова.
  2. Найдите две формы одного слова, выделите корень.
  3. Подчеркните в словах третьего предложения безударные гласные.

Холм

Рядом с деревней Луговой растянулся холм с двумя вершинами. Издалека он напоминает большого верблюда. Животное лежит на земле, опустив голову. Покрывает холм ковёр душистых трав. Ещё здесь можно встретить кусты шиповника.

Слова для справок : издалека, ещё, здесь.

Грамматические задания

  1. Выпишите из первого предложения слова с безударной гласной в корне слова. Где возможно, докажите написание.
  2. Подберите к слову трава однокоренные. Выделите орфограммы в написанных словах.

На морских просторах

Широко раскинулось синее море. Яркое солнце весёлыми огоньками играет на поверхности воды. Солёный бриз поднимает лёгкую волну. Над головой кричат чайки. Далеко у горизонта белеют паруса яхт. Какая удивительная красота и простор!

Слова для справок : поверхности, горизонта.

Грамматические задания

  1. Выпишите из второго предложения три слова с безударной гласной в корне слова. Подберите к ним проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
  2. Допишите в словах: ..рандаши, о..щи, ..нал, у..ца недостающие и обозначьте орфограмму.

Крот

После зимы в саду много земляных холмов. Кто это мог сделать? Вдруг травка зашевелилась. Поднялась земля. Из холмика показались широкие лапки, носик. Вот и сам зверёк в чёрной бархатной шубке. Это крот!

Слова для справок : сделать, бархатной.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте и выпишите однокоренные слова с безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова.
  2. Подчеркните в пятом предложении одной чертой слова — названия предметов.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова травка .

Прогулка

Люблю я гулять весной по берегу реки. В воде отражается небо. От лёгкого ветерка на реке появляется рябь. Воздух наполнен ароматом цветущей черёмухи. Скоро запахнет и трава. Слышны трели птиц. Какая красота!

Слова для справок : отражается, ароматом, черёмухи.

Грамматические задания

  1. Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова. Докажите написанное.
  2. Найдите в тексте формы одного слова. Подчеркните их.

Птичья столовая

Пришла холодная зима. Голодно птичкам. Ребята смастерили кормушки. Развесили их на деревьях в парке.

Каждый день дети несли в кормушки угощение для птиц. Стайки воробьёв и синичек слетались к «столовым» полакомиться крошками и зёрнами.

Слова для справок : полакомиться.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста два одушевлённых и два неодушевлённых имени существительных.
  2. Выпишите три слова с проверяемой безударной гласной. Подберите проверочные слова.
  3. Найдите в тексте и подчеркните слова с разделительным ь.

Ворона

Захотела ворона попить. Увидела на дворе кувшин с водой. А воды там мало. Ворона не могла достать воду. И вот она стала кидать в кувшин камешки. Вода немного поднялась. Теперь можно пить. Вот так ворона!

(По Л.Н. Толстому) (34 слова)

Слова для справок : немного, теперь, увидела.

Грамматические задания

  1. Поставьте ударение в словах первых двух предложений.
  2. Выпишите из текста все формы слова вода .
  3. Выпишите из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Подберите проверочные слова.

Мурка

Оля гостит у бабушки в деревне. Утром бабушка принесла на завтрак кувшин парного молока. Кошка Мурка залезла на стол и опрокинула кувшин. Молоко растеклось белой лужицей. Мурка слизала вкусное лакомство. Сытая, она убежала на улицу.

Слова для справок : опрокинула, лакомство.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста три слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Докажите правильность написания.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова кувшин .

Цветные лапти

До чего изобретателен русский народ. Придумали красить лапти в два цвета. Один лапоть был выкрашен через клеточку свекольным соком. Другой лапоть тоже через клеточку — синькой. Надевали их зимой в святки и ходили по селу, выпрашивали угощения.

Слова для справок : изобретателен, придумали, выкрашен.

Грамматические задания

  1. Поставьте знак ударения в словах третьего предложения.
  2. Выпишите из последнего предложения слова с проверяемой безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.

Подорожник

Часто это неприметное растение можно встретить около дорог и тропинок. Поэтому его назвали подорожником. С давних времён люди знают о целебных свойствах скромного травянистого растения. Листья подорожника помогают остановить кровь из ранки, облегчают боль от ожога.

Слова для справок : неприметное, растение, ожога.

Грамматические задания

  1. Вставьте в слова: цв..ток, сл..вечко, скв..рец, уд..вительный пропущенные буквы. Докажите правильность своего выбора.
  2. Разделите слова: пальто, билет, пшеница, рисунок, квартира для переноса чёрточками. Подчеркните слоги, в которых букву безударной гласной надо запомнить.

Первый снег

Холодное осеннее утро. По небу бегут тяжёлые облака. Лужи затянулись ледком. Деревья скинули увядшую листу. Дороги, размытые дождями, затвердели. Подул холодный ветерок. В воздухе заплясали белые мушки. Это первый снежок ложится на землю и крыши домов.

Слова для справок : осеннее, тяжёлые, снежок, ложится.

Грамматические задания

  1. Выпишите из текста по два слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне, обозначьте орфограмму. Правописание проверяемой гласной докажите.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова лужи .

Гроза

Чёрные тучи затянули небо. В воздухе царит тишина. Вдруг налетел порыв ветра и волной прошёлся по траве. Небо разрезала молния. Миг, и раскат грома оглушает округу. По земле застучали крупные дождевые капли, которые сменил частый дождь.

Слова для справок : прошёлся, оглушает.

Грамматические задания

  1. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень.
  2. Из последнего предложения выпишите слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочные слова.

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.

Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.

С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала зеленую елочку.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище! Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки. Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно.

Проверочный диктант № 1 .

По теме: « НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ »

Цель:

развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть.

Текст диктанта.

Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана, мышонка Гришу. Черепаха всегда спала. Петух ел и кукарекал. А Гриша однажды пошёл на прогулку по классу. Все смеялись. Только учительница запретила им ходить в школу.

(50 слов) ( По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой )

Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв .

Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи-ши ( жили, мыши, животные ), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только ).

Проверочный диктант № 2 .

По теме: « ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки.

Текст диктанта.

У Даши и Гриши Житиных – дача. Рядом с дачей чудесная дубовая роща и небольшие озёра. Дети часто ходят в рощу. Ловят щук в озёрах. Хорошо летом!

Диктант № 2 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие, прежде всего, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу , а также слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (небольшие, озёра ); написание большой буквы в именах и фамилиях людей, раздельное написание предлогов со словами.

Проверочный диктант № 3 .

По теме: «ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ»

Цель:

развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъ и ь , разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъ и ь .

Текст диктанта.

Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьёт бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!

Слово модельер учитель читает орфографически, буква о подчёркивается как орфограмма, буква непроверяемого безударного гласного.

Диктант № 3 проверяет умение писать под диктовку предложения, включающие слова с орфограммами-буквами ъ и ь разделительными (объявляет, модельером, шьёт, бельё, платья, семье, моделью , Дарья ), ь для обозначения мягкости согласных в конце (семь, день ) и в середине слова (Ольге, кукольные ), буквосочетания чк, чн ; жи , ши ( девочка, ручной, машинке, служит, хороши ), написание большой буквы в именах собственных (Ольга, Дарья ), непроверяемые и проверяемые буквы безударных гласных (модельером, бельё, хороши, машинки ).

Проверочный диктант № 4 .

По теме: « БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА»

Цель:

развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.

Весной в лесу хорошо пахли ели и сосны. От душистого аромата голова кружилась. Белые подснежники на лесных полянах своими листочками раздвигали сухую траву. Стволы берёз наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) (По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: аромат , природа .

Задание для самопроверки: по ходу записи или после записи каждого предложения поставить ударение, подчеркнуть буквы безударных гласных, сверху записать проверочные слова, графически объяснить выбор написания. Затем подчеркнуть и объяснить графически другие изученные орфограммы.

Помнить : диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку.

Диктант № 4 проверяет умение писать под диктовку слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова (проверяемыми), а также с буквосочетаниями жи–ши ( душистого, кружилась, жизни ) и - чк- ( листочками, почки ); изученные слова с непроверяемыми написаниями (берёз ); раздельное написание предлогов с другими словами; написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков в конце слова (кружилась, наливались ) и разделительного ь ( деревьях ).

Проверочный диктант № 5.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...